Что такое инсайдерская информация. Понятие инсайдерской информации и ее виды. Инсайдерская информация в спорте

Понятие инсайдерской информацией сейчас является сравнительно новым и непривычным. Именно поэтому столь важно понимать, что это такое, а также какие основные виды ответственности предусматриваются, если подобные сведения будут разглашаться. Особенно важно внимательно разобраться в данном понятии тем, кто активно работает на форекс, где инсайдерская торговля активно практикуется.

По сути такое понятие как инсайдерская информация подразумевает данные, которыми владеют только члены компании. Обычно это информация, которая может повлечь за собой различные колебания на рынке ценных бумаг, а также прочие нестабильные явления на рынке форекс.

Это могут быть данные о предполагаемой смене руководства или продаже акций в крупных объемах.

Вся эта информация столь ценна по той причине, что ее разглашение предполагает значительное колебание цен на акции на форекс. Этот перечень данных доступен зачастую очень малому кругу лиц, поэтому доступ к этим сведениям широкого круга лиц является крайне нецелесообразным. Подобные действия могут привести к необоснованному падению цен на акции на рынке, а также спровоцировать панику непосредственно в компании, тем самым доведя дела вплоть до банкротства.

Форекс очень чувствителен к подобным изменениям ситуации на рынке и поэтому даже малейшие колебания могут спровоцировать существенные изменения настроений и котировок.

Даже объявление о планах в личной жизни руководства компании или обнародование нескольких цифр отчета могут спровоцировать настоящий ажиотаж. По этой причине вся информация строго охраняется от общего доступа к ней.

Законодательное регулирование

Ранее понятие инсайдерская торговля информацией не выделялось вообще. Возможно было рассматривать только служебные данные. Их распространение не допускается на законодательном уровне. За неправомерное использование инсайдерской информации возможно наступление административной и даже уголовной ответственности, в зависимости от того, насколько серьезные колебания на рынке форекс были спровоцированы и какие именно убытки компания понесла от этого.

Обычно инсайдерской информацией владеет руководство компании. Но часто это могут быть и привлеченные сторонние лица (адвокаты или должностные лица). Руководитель не будет работать себе в убыток, но если имеется несколько соучредителей, то разглашение конфиденциальных данных может принести определенный вред им. В этом случае они имеют полное право потребовать наказания виновного.

Для обычных людей разглашение таких сведений предполагает наложение штрафа до 5000 рублей. Для должностных лиц эта сумма значительно выше – до 30000 рублей. Также помимо основного штрафа потерпевшее лицо имеет право также потребовать компенсации всех причиненных убытков (потеря по акциям и прочее).

На данный момент инсайдерская торговля, которая повлекла за собой значительное падение цен на акции на рынке ценных бумаг может иметь также и более серьезные последствия. В 2009 году за подобные действия была предусмотрена уголовная ответственность. До 6 лет лишения свободы можно получить за подобные деяния.

Интересно то, что не обязательно инсайдерская торговля предполагает только разглашение тайной информации. Это также может быть необоснованный пиар для другой компании: распространение неправдивой информации, что повлекло за собой падение цен на акции сторонней компании, также может быть расценено в таком ключе.

Правила доступа

Существует определенный перечень лиц, которые имеют доступ к основной массе информации, даже самой конфиденциальной. К таковым следует отнести:

  • руководящий состав компании;
  • главный бухгалтер;
  • юрист, курирующий дела компании;
  • банковские оценщики, внешние аудиторы.

Все штатные работники, которые имеют доступ к подобного рода данным предварительно подписывают соглашение о неразглашении еще при приеме на работу.

Основная масса этих лиц допускается к подобного рода информации по согласию руководства. Хотя лица и имеют полное право пользоваться этими сведениями для выполнения поставленных задач, но разглашать их они не вправе.

При этом в некоторых случаях информация вполне может быть обнародована или предоставлена другим лицам. Речь идет о правоохранительных органах. По решению суда, а также на основании официального запроса прокуратуры или следственного отдела вся информация должна быть предоставлена. Уклонение от этого расценивается как грубое нарушение действующего законодательства.

Таким образом, инсайдерская информация представляет особую ценность для организации и поэтому всячески охраняется. Понимая всю степень серьезности, на законодательном уровне также было принято решение предусмотреть ряд степеней ответственности за разглашение информации, если это повлекло за собой значительные колебания на рынке ценных бумаг.

Информация играет важнейшую роль в финансово-экономическом развитии любого предприятия. Как правило, это связано с колебаниями рыночной стоимости акций на рынке ценных бумаг и, как следствие, с общей стабильностью функционирования системы. Инсайдер — это человек (организация), обладающий рядом данных, разглашение которых ранее установленного срока способно оказать негативное влияние на позиции компании.

К такой информации обычно относят:


«Инсайд» (от английского – «inside», что значит «внутри, внутренний») — это владение всей или частью информации о внутренних делах компании, фирмы, организации или рынка. Весь перечень информационного пакета, попадающего под определение ограниченного ознакомления, разглашение которой способно повлиять на макроэкономическое положение компании», называется – инсайдерской информацией, а должностные лица, имеющие к ней доступ – инсайдерами.

Термин инсайд иногда путают с инсайтом, хотя это понятие тоже применимо в бизнесе — оно имеет совершенное другое значение. В отличие от инсайда, инсайт — это такое состояние человеческого самосознания, при котором степень внезапного озарения идеей чрезвычайно велика.

Инсайдерами являются директора организаций, руководители структурных подразделений, ключевые сотрудники финансово-экономических отделов, отделов продаж и маркетинга. Существует также понятие «временный инсайдер» — лицо, ставшее носителем информации служебного характера под влиянием обстоятельств или в силу исполнения обязанностей по занимаемой должности (к примеру, сотрудник кредитной организации, осуществляющий денежный перевод). Временный инсайдер является таковым до окончания времени, в течение которого информация, ставшая ему известной, сохраняет свою актуальность.

В более широком понимании инсайдерская информация — это любые достоверные сведения, известные ограниченному кругу лиц.

Законность инсайда

Сделки, совершаемые в рамках реализации инсайдерской информации, ставят ее обладателя в заведомо более выгодное и приоритетное по отношению к остальным участникам рынка торгов положение.

По результатам оценки независимых экспертов более пятидесяти процентов сделок на территории России осуществляются с применением сведений, полученных от инсайдеров. В связи с очевидностью возможности нецелевого использования инсайдерской информации в корыстных целях и получения (извлечения) необоснованной прибыли из мероприятий манипулирования рынком на основе заведомого ознакомления со сведениями, составляющими служебную информацию, банковскую или коммерческую тайну, в большинстве развитых стран дестабилизирующие рынок операции с использованием инсайда запрещены на законодательном уровне.

До 2009 года в России существовало понятие «служебной информации» (из Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Так как служебная информация является одной из составляющих инсайдерской, термин не отражал в полной мере всю сущность назревающей проблемы, а закон не позволял четко разграничить уровень ответственности за неоправданную прибыль от владения инсайдом.

На территории Российской Федерации понятие инсайдерской информации введено в оборот лишь с 2009 года и регламентируется 224 Федеральным законом от 27 июня 2010 года «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Федеральный закон по большей части определяет основное понятие инсайда, но не регулирует его применение на рынке ценных бумаг. В этом же году началась обширная компания по созданию эффективных мер противодействия инсайду.

Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» внес большой вклад в борьбу с финансовыми махинациями и манипуляцией рынком. Он более детализировал понятие инсайда, дистанцировал его от разглашения сведений служебного характера, не влияющих на финансовую ситуацию и стоимость ценных бумаг. Федеральным законом определен круг инсайдеров и наделены полномочиями контроля должностные лица, ответственные за противодействие инсайду. Введено понятие манипуляции рынком и дано определение его действиям (например, распространение конфиденциальных данных через средства массовой информации, глобальную сеть Internet, файловые менеджеры, мессенджеры и т.д.).

Опираясь на законодательную базу, любой участник рынка, ставший жертвой (понесший ущерб) в результате инсайд-атаки, может законно требовать возмещения ущерба в случае доказанности совершения манипуляции рынком лицом, заведомо обладавшим конфиденциальными данными.

В целях увеличения эффективности противодействия инсайду за неправомерные действия с информацией, повлекшей за собой последствия экономического характера, в Российской Федерации предусмотрена административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность. Проблематичность принятия решения о привлечении лица к ответственности заключается в неоднозначности выявления недобропорядочного инсайдера.

Общепринятым кругом лиц, владеющих инсайдерской информацией на легальных условиях, считается руководство компаний и лица, приближенные к ним. Однако, как показывает практика, практически любой сотрудник организации, обладающий аналитическим складом ума, может стать инсайдером (и использовать свое положение в корыстных целях) путем анализа и систематизации обрывков незначимой и на первый взгляд не связанной между собой информации. Именно это положение повлекло за собой полный запрет для служащих крупных фирм на совершение каких-либо операций с ценными бумагами той корпорации, сотрудниками которой они являются.

Запреты на использование инсайдерской информации

Для защиты финансовых инструментов частного инвестирования и усиления волатильности биржевых акций фондового рынка нормами законодательства принят ряд ограничивающих правил на использование информации инсайдерского характера:

  1. Запрещена реализация инсайдерской информации в части, касающейся операций с валютой или ценными бумагами, стоимость которых напрямую зависима от степени огласки такой информации. Ограничение распространяется на лицо, владеющее данными, а также на третьих лиц, действующих по его поручительству. Исключение составляют операции по принятым ранее обязательствам (доказано взятым до получения сведений ограниченного распространения), срок исполнения которых наступил.
  2. Запрещены манипуляции рынком путем передачи конфиденциальных сведений третьим лицам и дальнейшие действия через них или за материальное вознаграждение, кроме случаев, когда передача информации осуществляется равноправному инсайдеру в рамках совместной трудовой деятельности или исполнения трудового (коммерческого) договора.
  3. Легальным инсайдерам запрещено давать заинтересованным лицам рекомендации консультационного характера или иным образом осуществлять побудительные воздействия на третьих лиц, способствующие (принуждающие) их к совершению операций с финансовыми инструментами или валютой.

Противодействие инсайду

Проблемой сохранения корпоративной тайны озабочены все руководители организаций и структурных подразделений. Различают два основных вида противодействия инсайду:

  • Программно-аппаратное противодействие. Включает в себя комплекс технических мер, принимаемых для предотвращения (или минимизации) утечки информации по каналам связи в результате постоянно ведущегося промышленного шпионажа. Основными методами программно-аппаратного противодействия являются:

Применение программных средств контроля доступа и доверенной загрузки;

Систематическая актуализация вирусных сигнатур средств антивирусной защиты;

Аппаратные средства, предназначенные для организации функционирования программы контроля персонала;

Система паролирования и разграничения доступа к информации среди сотрудников организации;

Постоянный мониторинг сетевой активности серверов компании, выявление и пресечение подключения извне.

  • Организационное противодействие. Является наиболее действенным способом сохранения конфиденциальных данных, в особенности в совокупности с аппаратными методами. Включает в себя:

Проведение кадровой политики организации с выявлением потенциально неблагонадежных сотрудников, а также имеющих связи на стороне (здесь имеется в виду средства массовой информации, трейдерские компании и т.д.), лиц, ранее замеченных в причастности к инсайду;

Регулярное проведение информационной работы среди сотрудников фирмы с доведением под подпись положений законодательства Российской Федерации о противодействии инсайду и степени ответственности за разглашение коммерческой тайны (в том числе и без цели личной наживы);

Четкое разграничение информационного потока по принципу «каждый сотрудник знает не более того, что ему необходимо для эффективной организации рабочей деятельности»;

Доведение инсайдерской информации на закрытых совещаниях и только ограниченному, минимально необходимому кругу лиц;

Проведение работы по выявлению лиц, интересующихся информацией (стремящихся к ее получению), которая не должна входить в круг интересов этого лица по роду деятельности;

Недопущение возможности к участию в торгах и иных сделках сотрудников организации, являющихся потенциальными инсайдерами.

«КоАП РФ Статья 15.21. Неправомерное использование инсайдерской информации: Неправомерное использование инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет:

  • наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
  • на юридических лиц — в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее семисот тысяч рублей.»

Легальные инсайдеры

Лица, которые в процессе исполнения своих должностных обязанностей и служебного положения являются постоянными или временными носителями сведений внутреннего (служебного) характера, считаются легальными инсайдерами. Перечень таких инсайдеров определен и включает:

  1. компании и организации, осуществляющие управляющую деятельность;
  2. вышестоящие инстанции для подконтрольных филиалов;
  3. финансовые организации, осуществляющие операции кредитования;
  4. посреднические структуры и организаторы торговой деятельности;
  5. лица, являющиеся участниками рынка ценных бумаг и официальные представители, совершающие сделки в интересах заказчика;
  6. лица и организации, владеющие более чем тридцатью процентами акций определенного товара или иным образом занимающие лидирующую позицию на рынке;
  7. профессиональные юристы, оценщики, сотрудники нотариальных контор и иные должностные лица которым предоставляется право доступа к инсайдерской информации на время исполнения ими договорных обязательств;
  8. лица, имеющие статистически значимую долю акций в уставном капитале корпорации, к конфиденциальной информации которой они допущены в порядке законодательства или устава организации;
  9. сотрудники информационных агентств и официальные представители организаций по взаимодействию со средствами массовой информации, освещающие ситуационные изменения в делах компаний;
  10. официальные организации, осуществляющие рейтинговое сопровождение деятельности финансовых структур;
  11. лица, которым по условиям должностных полномочий предоставлено право осуществления или участия в мероприятиях контрольно-надзорной деятельности;
  12. уполномоченные сотрудники организаций, обладающие правом единоличного принятия локально-значимых решений (финансовые директора, начальники служб безопасности, главные бухгалтера и т.д.);
  13. физические лица, получающие ограниченный (неограниченный) доступ к инсайдерской информации в рамках трудового договора (системные администраторы, сотрудники расчетно-кассовых отделов и т.д.);
  14. лица, имеющие близкие родственные связи со всеми вышеупомянутыми категориями инсайдеров.

Обязанности легальных инсайдеров

В целях предотвращения бесконтрольного распространения сведений ограниченного ознакомления на организации и должностных лиц, в установленном порядке признанных инсайдерами, накладываются обязательства:

  1. организации-инсайдеры обязаны разработать и утвердить перечни данных, относящихся к понятию «инсайдерских»;
  2. перечень инсайдерской информации должен быть обнародован путем размещения его в средствах массовой информации или на страницах официального Web-сайта компании;
  3. информацию, определенную согласно опубликованного перечня как инсайдерскую, организация-инсайдер обязана предавать огласке в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона №224 и иными нормативно-правовыми актами;
  4. осуществлять мониторинг лиц-инсайдеров, вести их списки и осуществлять информирование лиц о включении их в число инсайдеров или исключении из такового.

Инсайд-анализ

Инсайд-анализом называется легально осуществляемая деятельность по совершению биржевых сделок на основе систематизации и анализа информации о деятельности инсайдеров, полученной из открытых источников.

Деятельность инсайдеров доступна для всех участников рынка, ее отражение можно найти на страницах таких ресурсов, как Yahoo Finance или Msi Finance. Многие работают с информацией о сделках инсайдеров как с одним из инструментов собственной тактики принятия решений.

Как правило, предметом инсайд-анализа служат сделки, совершаемые самими инсайдерами на рынке ценных бумаг. В расчет аналитики берутся только статистически важные операции купли-продажи. Например, если один из десяти представителей совета директоров продает два процента от всего своего пакета, это вероятнее всего следствие личной заинтересованности держателя (вывод денежных средств для приобретения недвижимости, оплата услуг здравоохранения и много другое) и не будет являться показателем скорого банкротства организации и побудителем к массовой продаже акций. И наоборот – если один или несколько крупных инсайдеров совершают операцию покупки акций, то наверняка их действия продиктованы прагматическим анализом рынка и надеждой на перспективность развития организации.

Грамотно выстроенная тактика трейдинга, основанная на бизнес-анализе действий инсайдеров, способна принести плодотворные результаты как в долгосрочной перспективе, так и на динамически осуществляемых сделках.

Вконтакте

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Инсайдерская информация (англ. Insider information ) - существенная, публично не раскрытая служебная информация компании, которая в случае её раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании. Сюда можно отнести: информацию о готовящейся смене руководства и новой стратегии, о подготовке к выпуску нового продукта и к внедрению новой технологии, об успешных переговорах о слиянии компаний или идущей скупке контрольного пакета акций; материалы финансовой отчётности, прогнозы, свидетельствующие о трудностях компании; информация о тендерном предложении (на торгах) до его раскрытия публике, список аффилированных лиц и т. д.

В более широком смысле - любая информация, известная определенному кругу лиц, близких к её источнику.

В Законе от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» говорится, что «под инсайдерской информацией понимается точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов) ».

Руководство предприятия, как правило, владеет инсайдерской информацией. Другие сотрудники компании также владеют ею. Другие лица, с которыми компания может в процессе работы обмениваться соответствующими сведениями, тоже становятся инсайдерами . Такими лицами могут быть, например, адвокаты, финансовые консультанты, аудиторы, банкиры и пр.

В большинстве стран законы о ценных бумагах содержат нормы, направленные против использования инсайдерской информации в целях дестабилизации рынка и получения ограниченным кругом лиц, имеющих к ней доступ, несправедливой прибыли. В России в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (1996) используется понятие «служебная информация».

Ответственность

Административная ответственность

Ответственность за использование инсайдерской информации предусмотрена ст. 15.21 КоАП «Неправомерное использование инсайдерской информации». Размер установленных КоАП РФ штрафов составляет от 3 до 5 тыс. руб. - для граждан; от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию сроком от 1 года до 2 лет - для должностных лиц; в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее семисот тысяч рублей.

Уголовная ответственность

Значительным шагом в борьбе с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком стал Федеральный закон № 241-ФЗ от 30 октября 2009 г., который с 14 ноября 2009 г. ввел уголовную ответственность за новые составы преступлений на рынке ценных бумаг. Среди введенных в УК РФ новых составов преступлений необходимо отдельно выделить ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». Под это понятие подпадают действия, в результате которых повышается, понижается и поддерживается цена ценных бумаг, спрос на них или объем торгов ими. Ответственность манипуляторов по новому законодательству предусматривает штраф от 300 тыс. руб. до 6 лет лишения свободы. До введения этой статьи в Уголовный кодекс за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг была предусмотрена всего лишь декларативная административная ответственность, которая применялась редко.

Два других состава уголовных преступлений: «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги» и «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг», введенных Законом № 241-ФЗ, должны снизить активность рейдеров, так как до этого основная часть участников рейдерских захватов привлекалась к гражданско-правовой, а не к уголовной ответственности. Привлечь рейдеров к уголовной ответственности можно было только по таким статьям Уголовного кодекса, как мошенничество, подлог документов, кража.

Законопроект о противодействии инсайду

17 апреля 2009 г. Госдума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона № 145626-5 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», разработкой которого ФСФР занималась с момента своего создания. Отличительной особенностью законопроекта является комплексное решение проблемы защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком. Его действие распространяется как на финансовый (включая валютный), так и на товарный рынок.

В проекте закона дается определение инсайдерской информации, отсутствующее в действующем законодательстве, и вводится правовой режим её использования. ФСФР предлагает понимать под инсайдерской информацией точные и конкретные сведения, которые не были раскрыты, распространены или предоставлены, а также данные, составляющие коммерческую, служебную и другую тайну, доступ к которой имеет определенный круг лиц (инсайдеры), раскрытие, распространение или предоставление которых может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров. Существующие в законодательстве определения служебной информации, её использования на рынке ценных бумаг и лиц, располагающих служебной информацией, не соответствуют сути инсайдерской проблемы, и введение понятия «инсайдерская информация» назрело давно.

Кроме того, законопроект определяет круг инсайдеров и устанавливает запрет на использование инсайдерской информации при совершении сделок. Предполагается, что участники рынка ценных бумаг будут вести списки инсайдеров и осуществлять меры по выявлению и предотвращению незаконного использования инсайдерской информации. ФСФР наделяется новыми полномочиями по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, включая право требовать предоставления документов и информации, право проводить проверки, получать объяснения, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие или аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В случае необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению правонарушений законопроект предусматривает механизм привлечения ФСФР органов внутренних дел, включая проведение общих проверок.

К манипулированию рынком законопроект относит ряд действий, к числу которых, в частности, относится распространение через СМИ (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет) или иным путём ложных сведений, способных оказать влияние на цену, спрос или предложение финансового инструмента или товара, либо объем торгов. Это положение законопроекта вызвало большой отклик во многих средствах массовой информации, так как к уголовной ответственности по формальным признакам можно привлекать главного редактора, редакцию средства массовой информации, распространившего ложные или вводящие в заблуждение сведения. Реакция вполне понятная: распространяющие подобную информацию СМИ, как правило, не знают о ложности таких сведений. ФСФР пошла навстречу в этом вопросе и уже внесла соответствующие коррективы в законопроект, которые устанавливают привлечение СМИ к ответственности только за умышленное распространение информации. Тем не менее с целью повышения эффективности нового закона полностью из под действия закона СМИ не были выведены.

Латфуллина Индира Фянилевна

старший преподаватель, Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал НИЯУ МИФИ, г. Димитровград

В настоящее время большое количество изданий, которые зани­маются публикацией материалов об информационной безопасности, привлекают внимание своих читателей сообщениями и аналити­ческими статьями о том, что большую угрозу рынку ценных бумаг представляют сделки совершенные и использованием инсайдерской информации. По оценкам экспертов сейчас более 50 % сделок от общего количества совершаются с использованием инсайдерской информации .

Термин «инсайдерский» с английского переводится как «внут­ренний», соответственно, инсайдерская информация должна быть внутренней информацией компании. Последствия использования при совершении сделок инсайдерской информации могут быть различными:

  • использование информации ставит ее обладателя в преиму­щественное положение, что, в свою очередь, дает ему возможность осуществлять манипулирование ценами биржевых торгов;
  • использование инсайдерской информации приносит эконо­мическую выгоду ее обладателю после исполнения обязательств, воз­никших на основании сделок, совершенных с использованием такой информации и т.д. .

Первое определение инсайдерской информации появилось в США в Законе о фондовых биржах в 1934 году. В этом законодатель­ном акте инсайдерская информация определяется как не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмис­сионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих такой информацией до момента её публичного распространения, в преиму­щественное положение по отношению к другим участникам торгов .

Необходимо отметить, что США являются родоначальниками антиинсайдерского законодательства.

До недавнего времени понятие инсайдерской информации в нашей стране было закреплено лишь в Кодексе корпоративного пове­дения, утвержденном ФСФР России. Согласно ст. 4.2.1. инсайдерской является любая информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является обще­доступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества . Кодекс корпоративного поведения не имеет обязательной силы, хотя предполагается, что компании, которые публично разместили свои акции, должны соблюдать этот кодекс.

27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . В нас­тоящее время не все положения данного федерального закона вступи­ли в силу.

Задачей данного закона является усиление защиты интересов инвесторов на основе установления требований к более полному рас­крытию информации, влияющей на цены финансовых инструментов и товаров, и создания эффективного механизма по выявлению и пресе­чению правонарушений, совершаемых путем использования инсай­дерской информации и манипулирования рынком.

В соответствии с данным законом инсайдерская информация - точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числесведения , составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностран­ной валюты и (или) товаров (в томчисле сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвес­тиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударст­венных пенсионных фондов (далее - управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных впункте 2 статьи 4 данного закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая отно­сится к информации, включенной в соответствующий перечень инсай­дерской информации, указанный встатье 3 Федерального закона .

Ряд юристов полагает, что было нецелесообразно введение термина «инсайдерская информация». Так как существенных различий между понятием «служебная информация», которое было изложено в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (ст. 31 данного ФЗ утратила силу 27 июля 2010 года), и «инсайдерская информация», определение которой дано, например, в Директиве Евросоюза 2003/6/EC и Законе об инсайдерской информации , принятом в июле 2010 года в России нет.

Однако термин «служебная информация» является по сравнению с термином «инсайдерская информация» более широким и относится не только к финансовому рынку. Недостатком ст. 31 Закона «О рынке ценных бумаг» являлось то, что закон не раскрывал, в чем именно заключалось преимущественное положение лиц, обладающих служеб­ной информацией, и как это преимущество отражалось на рыночной стоимости ценных бумаг. В определении служебной информации отсутствовал основной признак инсайдерской информации, который является главной причиной введения государством запрета на совер­шение сделок с ее использованием: информация должна быть важной, существенной, а в случае ее раскрытия - оказывающей влияние на принятие инвесторами решения в отношении ценных бумаг эмитента и, соответственно, на их цену .

Этот правовой подход прямо закреплен в определениях инсай­дерской информации и инсайдерской торговли, которые содержатся в Конвенции ЕС об инсайдерской торговле 1991 г. , а также в норма­тивно-правовых актах США, Канады, Великобритании, Словении, Норвегии, Дании, Сингапура, Хорватии, Монголии, Германии и дру­гих стран .

Например, п. 1 ст. 1 Директивы 2003/6/ЕС определяет инсайдерс­кую информацию как информацию, публично не раскрытую, обладаю­щую известной ценностью, относящуюся к одному или нескольким эмитентам финансовых инструментов либо к одному или нескольким таким инструментам, которая в случае раскрытия непременно окажет значительное влияние на котировки финансовых инструментов или соответствующих деривативов .

Согласно ст. 103 Закона «О рынке ценных бумаг» Сингапура инсайдерская информация - это информация, которая обычно недос­тупна, но если бы была доступна, то оказала бы существенное влияние на цену ценных бумаг .

В соответствии со ст. 118 (2) (а) закона Великобритании «О финансовых услугах» 2001 г. инсайдерская информация - информа­ция, которая не является общедоступной для участников рынка и кото­рую участники, если бы она была им доступна, вероятно, посчитали бы значимой для принятия решения о том, на каких именно условиях следует осуществлять сделки с соответствующим финансовым инстру­ментом .

В п. 2 ст. 275 закона Словении «О рынке ценных бумаг» указано, что инсайдерской признается любая довольно точная информация о какой-либо ценной бумаге или ряде ценных бумаг, которая не была раскрыта, а в случае ее раскрытия могла бы оказать существенное влияние на цену данной ценной бумаги или ряда ценных бумаг .

В соответствии со ст. 2-1 закона Норвегии «О торговле ценными бумагами» 1997 г. инсайдерская информация - это точная и конфи­денциальная информация о финансовых инструментах, эмитенте этих финансовых инструментов или других факторах, которые могут иметь существенное влияние на цену этих финансовых инструментов, цен­ных бумаг и могут существенно повлиять на цену ценных бумаг в слу­чае их раскрытия .

Таким образом, с принятием Закона об инсайдерской информа­ции впервые установлены положения, регулирующие использование инсайдерской информации и манипулировании рынком. Дано легаль­ное определение инсайдерской информации, согласно которому она должна отвечать определенным признакам. Согласно ст. 2 инсайдерс­кая информация должна:

  1. быть точной, конкретной, нераспространенной;
  2. быть способной существенно влиять на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров;
  3. входить в перечень инсайдерской информации, утверждае­мый ФСФР России нормативно-правовым актом (п. 1. ст. 3 Закона об инсайдерской информации) .

Кроме того, данная информация может составлять коммерчес­кую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну (этот признак носит факультативный характер).

В настоящее время разработан проект приказа «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц», указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской ин­формации и манипулированию рынком и о внесении изменений в от­дельные законодательные акты РФ» .

В соответствии с этим документом можно выделить следующие виды инсайдерской информации:

  • инсайдерская информация эмитентов;
  • инсайдерская информация управляющих компаний;
  • инсайдерская информация хозяйствующих субъектов, зани­мающих доминирующее положение;
  • инсайдерская информация организаторов торговли;
  • инсайдерская информация клиринговых организаций, депо­зитариев и кредитных организаций;
  • инсайдерская информация профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • инсайдерская информация рейтинговых агентств;
  • инсайдерская информация информационных агентств.

Безусловно, позитивным фактом является то, что после десяти лет обсуждения необходимости закона о противодействии неправо­мерному использованию инсайдерской информации, он был принят. Закон четко определяет понятие «инсайдерская информация», а также перечень инсайдеров. Важно, что перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит. Глава ФСФР Владимир Миловидов сказал, что закон об инсайде делает российский рынок «нормальным, интегрированным в мировую финансовую сис­тему», потому что это был один из пунктов, по которому он отличался от остальных глобальных рынков или рынков, которые претендуют на получение такого статуса .

Список литературы:

  1. Директива 89/592/ЕЭС от 13 ноября 1989 г. о координации норм о сделках с участием инсайдеров // OJ L 334, 18.11.1989, p. 30-32.
  2. Директива 2003/6/ЕС «Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании, злоупотреблениях на рынке». Directive 2003/6/EC of the European Parliament and the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse). OJL 096, 12.04.2003. P. 0016-0025.
  3. Добровольский В. И. Инсайдерская информация в мировой практике, служебная информация и коммерческая тайна в России // Предпринимательское право. - 2008. - № 4.
  4. Закон об инсайде вступил в силу [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=174888
  5. Зверев В. Некоторые комментарии к закону об инсайдерской информации // Ценные бумаги. - 2009. - № 12. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://gaap.ru/articles/51141/
  6. Киселева И. Правовое регулирование инсайдерской торговли в России // Корпоративный юрист. - 2005. - № 4.
  7. Проект приказа «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц», указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.fcsm.ru/ru/legislation/documents/projects/index.php?id_3=7094&year_3=2011&month_3=3
  8. Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного применения» (вместе с «Кодексом корпоративного поведения» от 05.04.2002) // Вестник ФКЦБ России.- 2002. - № 4.
  9. Смирнов И. Е. Каким быть закону об инсайдерской информации // Регла­ментация банковской операции. Документы и комментарии. - 2009. - № 5.
  10. Федеральный закон от 24.07.2010 N 24-ФЗ (с изм. от 06.12.2011) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской инфор­мации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. от 21.11.2011) // Российская газета. - 2010. - № 168.
  11. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (с изм. от 07.12.2011) «О рынке ценных бумаг»// Собрании законодательства Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 17 ст. 1918.
  12. Sucurities Exchange Act of 1934 [электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/353434