Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение. Психология учения Что понимается под психологией обучения

Цель: пояснение психологического содержания терминов «научение», «учение», «обучение», «учебная деятельность», принципов и методов обучения.

План лекции:

1. Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение», «учебная деятельность».

2. Общая характеристика обучения.

3. Структура процесса обучения.

4. Психологическое обоснование принципов обучения.

5. Теории и концепции обучения.

Термин «научение » употребляется для обозначения спонтанного (нецеленаправленного) приобретения знаний, навыков и умений, применяется преимущественно в бихевиоральной психологии, охватывая широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. Обучение предполагает познавательную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, формирования навыков и умений, иначе говоря, социального опыта. Термин «обучение » применяется в отношении деятельности учителя, его специфических функций и взаимодействия с учащимися, равно как и самих учащихся, прежде всего, в образовательном процессе. Термин «учение » применяется в отношении деятельности учащихся, как в образовательном процессе, так и целенаправленном самостоятельном приобретении знаний. Термин «учебная деятельность » применяется в отношении освоения учащимися способов приобретения знаний (см. КТС).

Обучение – деятельность педагога (учителя) в учебном процессе (Н.Ф. Талызина); целенаправленный организованный процесс, стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению научных знаний и навыков, развитию творческих способностей, мировоззрения (Л.Д. Столяренко); целенаправленная последовательная трансляция общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза (И.А. Зимняя); совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание. Характеристики процесса обучения: 1) общественно-исторический процесс; 2) социально-психологический процесс, в котором происходит передача научных знаний; 3) процесс субъект-субъектного взаимодействия педагога и обучающихся; 4) деятельность педагога, зависящая от особенностей личности и профессионального мастерства.

Структура процесса обучения . Целевой компонент (для чего учить?) предполагает осуществление через обучение связи поколений, способствующих психическому развитию личности. Цели могут быть перспективными, промежуточными и ближайшими. В зависимости от целей можно выделить: 1) теоретическое обучение (формирование понятий); 2) практическое обучение (выработка сенсорных, моторных, умственных навыков). Содержательный компонент (чему учить?) – информация по каждому учебному предмету, зафиксированная в программах и учебниках, равно как информация об обобщенных способах решения учебных задач. Способы обучения (как учить?) – совокупность методов и средств. Результаты обучения могут быть: 1) положительными (знания, навыки и умения, самостоятельные способы освоения общественно-исторического опыта усвоены); 2) отрицательными (угасание / отсутствие познавательной активности).


Дидактические принципы являются универсальными для педагогической теории и практики.

Принцип природосообразности – важнейший, из выдвинутых Я.А. Коменским, гласит: «Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей», а человек – часть природы. Именно принцип природосообразности позволил Я.А. Коменскому разработать ряд других дидактических принципов.

Основы которого были заложены еще Я.А. Коменским, развиты И.Ф. Гербартом и К.Д. Ушинским предполагает, постановку единых учебно-воспитательных целей. Смысл воспитывающего обучения состоит в воспитании через содержание, методы и формы преподавания, средствами влияния личности педагога и коллектива, участвующего в познавательной деятельности. Принцип воспитывающего обучения связан с психологическими идеями обучения развивающего : Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Т.М. Савельева. Он отражает социальную сторону учебного процесса. На успешность освоения материала и формирование позитивного отношения к познавательной деятельности в этой области, влияет окружающая социальная среда, нравственная атмосфера класса, в котором общается учащийся, что способствует развитию социальной компетентности, формируемой, в том числе, и знаниями географии, истории, культуры, представлениями о нравственных и эстетических ценностях.

Принцип научности предполагает организацию обучения на основе научной методологии, то есть изучаемые явления и факты должны рассматриваться всесторонне во всех их взаимосвязях и опосредованности, в развитии со вскрытием их внутренних противоречий, причин и следствий, с учётом того, что «практика – критерий истины».

Принцип сознательности и активности , предполагающий единство преподавания и учения, обосновывает необходимость стимулирования активности в познавательной деятельности для сознательного её освоения. Основные его положения были сформулированы Я.А. Коменским, а затем получили свое развитие в трудах И.Г. Песталоции, А.В. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта. Его сущность заключается в достижении глубокого понимания учебного материала, осознания его внутренних закономерностей и противоречий, активном стремлении к познанию. Активность учащихся органически вытекает из сознательного их отношения к учению и соответствующей мотивации. Она связана и с посильностью предъявляемого материала, с эмоциональным к нему отношением, определяется развитием потребности в познавательной деятельности, активизирующей волевые процессы, направленные на освоение учебного материала.

Принцип наглядности заключается в создании ясного, яркого представления об изучаемых предметах и явлениях через восприятие их в виде, наиболее близком к реальному, с привлечением нескольких органов чувств. Он также впервые был сформулирован Я.А. Коменским, обосновавшим «золотое правило» дидактики, согласно которому следует предъявлять «видимое – для восприятия зрением; слышимое – слухом; запаха – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания». Методологическая сущность познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Большой вклад в его обоснование внёс К.Д. Ушинский, рассматривавший наглядность как средство активизации мышления. Он писал: «Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу память». Прочному запоминанию способствуют не только положительные, но и отрицательные эмоции. Успешно применяется зрительная наглядность (плакаты, рисунки мелом, схемы, видеозаписи), способствующая реализации принципа сознательности, однако, такую наглядность следует предъявлять по мере изложения учебного материала, не злоупотребляя пособиями, что может вызвать рассеивание внимания. Вариантом зрительной наглядности выступает натуральная наглядность: личный показ и объемная : макеты, действующие модели; слуховая: аудиозаписи.

Принцип систематичности и последовательности является одним из ведущих, его сущность заключается в изложении учебного материала на основе его внутренней логики, преемственности, диалектической связи предшествующей и последующей информации, формировании навыков и умений в определенной системе, а также с учётом возрастных, индивидуальных особенностей личности учащихся и ведущей их деятельности. В нём проявляется прямая связь с требованиями системного подхода. Принцип постулирует строгую логическую связь в расположении учебного материала по годам, периодам (семестрам, четвертям) обучения и каждому занятию. Этот принцип также был сформулирован Я.А. Коменским, писавшим: «Как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать всё одно с другим…». Детальнее он разрабатывался К.Д. Ушинским, отметившим: «Голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип доступности был сформулирован Я.А. Коменским как совокупность дидактических правил в качестве основ «легкости обучения и учения». Правило 1 – «идти от легкого к трудному»; 2 – «от известного к неизвестному»; 3 – «от простого к сложному»; 4 – «от близкого к далекому». Четвертое правило разрабатывалось А.В. Дистервегом, отметившим, что: «Часто по духу очень близко то, что с другой точки зрения кажется находящимся весьма далеко»; 5 правило лежит в основе педагогической психологии, постулирующей обязательным определение исходного уровня обученности ребёнка и оценку динамики его развития именно от этого собственного, а не некоего «среднего» уровня . На современном этапе развития дидактики принцип доступности обычно рассматривается в сочетании с принципом «обучения на высоком уровне трудностей», который будет представлен ниже. Доступность учебного материала обеспечивается обоснованным дозированием его объёма, необходимым количеством повторений выполняемых упражнений, достаточным для перевода информации в долговременную память, что определяет его усвоение даже слабо подготовленными учащимися. Доступность является одним из важнейших условий успешности обучения.

Принцип обучения на высоком уровне трудности, характеризуется использованием в процессе обучения высоких психологических нагрузок при условии обязательного их нормирования с учётом реальных психических, физических, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, равно как и учёт наличных их знаний, навыков и умений. Обоснованный Л.В. Занковым, этот принцип лежит в основе его системы развивающего обучения. Под трудностью Л.В. Занков понимает познание сущности изучаемых явлений, их взаимосвязей и взаимозависимостей. Процитируем Я.А. Коменского, который, сформулированный Л.В. Занковым принцип, имплицитно включал в свой принцип «посильности»: «Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле… пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме; говорить – упражняясь в речи; петь – упражняясь в пении; умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были ни чем иным как мастерскими, в которых кипит работа». Нельзя забывать, что навыки, в том числе и моторные, вырабатываются лишь посредством многократного осознанного повторения заданных приёмов и действий. Сформированность навыка определяется достижением таких критериев, как безусловная его автоматизированность, экономичность, длительность сохранения, возможность переноса на другие действия, устойчивость при помехах и др.

Принцип прочности характеризует требование достижения такого уровня знаний, освоения навыков и умений, который обеспечивает их длительное сохранение и практическое применение в сложных условиях деятельности, что необходимо как для формирования познавательной активности, успешного продолжения образования, так и развития способностей. Отмечая, что, заканчивая школу, большинство учеников имеет «… только поверхностное образование или даже только намек на образование…», Я.А. Коменский сформулировал принцип «основательности» обучения, который затем разрабатывался А.В. Дистервегом, И.Ф. Гер-бартом и К.Д. Ушинским. Прочность усвоения учебного материала связана с правильной оценкой его значимости для учащегося и соответствующими психологическими установками на учебную деятельность. Я.А. Коменский писал: «Наша память не обладает способностью тотчас воспроизводить все то, что мы когда-то читали, слышали...необходимо, чтобы сперва усваивалось то, что является наиболее близким, затем – не столь отдаленным, потом более отдаленным и, наконец, самым отдаленным». Согласно «кривой Эббингауза» очень важно повторение осуществлять в течение тех суток, когда имело место первоначальное предъявление учебного материала, пока не началось интенсивное его забывание, и на следующее, после предъявления, утро. Большую роль играет активность повторения, поиск взаимосвязей указанного материала с уже известным, упорядочивание его в стройную систему понятий. Процитируем еще раз Я.А. Коменского, у учащихся следует «воспламенять жажду знания и пылкое усердие к учению… у своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении». Чрезвычайно важен объём и количество предъявлений учебного материала с помощью этих средств. Доступность объёма информации определяет прочность её усвоения. Важно учитывать влияние эмоций на прочность запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала и не только положительных, но и негативных, способствующих закреплению необходимой информации, часто по механизмам непроизвольной памяти. Хуже всего – индифферентное отношение.

Перечисленные выше дидактические принципы представляют собой систему, в которой присутствует системообразующий фактор – цель обучения – прочность усвоенных знаний, сформированных навыков и умений, и обратная связь – применение их на практике – в познавательной деятельности.

Теории и концепции обучения, пути оптимизации обучения. Ассоциативно-рефлекторная теория (И.П. Павлов). Понятие зоны ближайшего развития и его использование в развивающем обучении (Л.С. Выготский). Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Теория управления познавательной деятельностью человека Н.Ф. Талызиной. Принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову. Проблемное обучение (Дж. Дьюи, С.Л. Рубинштейн). Психологические основы программированного обучения (Б. Скиннер). Психологически ориентированные модели школьного обучения (М.А. Холодная). Теория полного усвоения (Дж. Кэролл, Б. Блум). Принципы коллективного способа обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Школа диалога культур (В.С. Библер). Технология непроизвольного обучения (Л.В. Марищук). Психологические основы проектного обучения. Вузовская технология обучения. Психологические основы суггестопедии и гипнопедии. Основные проблемы практической реализации современных концепций обучения.

Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность

Задача психологии обучения

Психологические составляющие обучения

Учебная деятельность как система

Концепции обучения и их психологические основания

Задача психологии обучения

Обучение - деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Обучение имеет много сторон. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.

Обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих. Организация обучения развертывается в пространстве и времени. В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся. Это взаимодействие осуществляется путем общения, в результате которого осуществляется учебная деятельность. В ходе исторического развития общества накопленные знания фиксируются в различных материальных формах: предметах, книгах, орудиях труда. Процесс превращения идеального знания в материальную форму называется опредмечиванием. Для того чтобы воспользоваться этим знанием, последующее поколение должно вычленить, понять закрепленную в орудии труда или объекте познания идею. Данный процесс носит название распредмечивания. Потребовался неординарный ум и особые способности, чтобы изобрести и создать, например, паровой двигатель. Использование требует понимания его работы, т.е. осознания той идеи, которая опредмечена в двигателе. Таким образом, поколение, которое стало пользоваться паровыми двигателями, должно распредметить идею создателя, иначе говоря, понять принцип устройства. Только при этом условии возможно использование данного предмета (парового двигателя). Учебная деятельность выступает средством, с помощью которого распредмечивается идеальное знание и формируется Общественный опыт. Познавательный характер учебной деятельности - ее существенная характеристика. Она определяет все остальные компоненты учебной деятельности, создает ее направленность: потребности и мотивы; цели и действия; средства и операции. Компоненты учебной деятельности могут превращаться друг в друга. Например, действие может стать целью или потребностью, операция выполнения контрольной работы превратиться в мотив, стимулирующий дальнейшее обучение и т.д. В таких превращениях заключена динамика учебной деятельности, стержнем которой является ее предметность. Понятие предметно-практической деятельности как преобразователя действительности служит основой научного подхода к анализу познавательных процессов.


Психологическое содержание всех составляющих учебной деятельности раскрывается в разделе педагогической психологии - «психологии обучения».

Психология обучения - это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия. В конечном итоге она должна привести к формированию психологических новообразований и свойств полноценной личности. Учение - универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:

выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;

выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;

системно-структурный анализ педагогического процесса;

раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

В психологии еще не сложился единый теоретический фундамент, позволяющий проводить анализ и классификацию психолого-педагогических требований, предъявляемых к учебной деятельности. Существуют различные подходы и теории, освещающие данный вопрос. Вместе с тем можно говорить об определенных научно-психологических наработках, позволяющих определить методологические основы такого анализа.

Анализ учебной деятельности может исходить из следующих принципиальных положений.

1. Учебная деятельность отражает прогноз тех изменений, которые могут произойти в психическом развитии ученика, включенного в учебный процесс. Она определяет и систему оценки этих изменений.

2. Организация учебной деятельности предусматривает соотнесение с личностными возможностями ученика и потенциалом их развития.

3. Каждый уровень личностного развития обеспечивается специфическими формами и содержанием учебной деятельности.

Учебная деятельность имеет структурно-системный характер. Система - это единство компонентов и их взаимосвязей. Психологическая структура - это строение и свойство тех устойчивых факторов, которые действуют в условиях выполнения задачи организации учебной деятельности.

Структура включает в себя:

1. Компоненты деятельности, без которых она неосуществима. Сюда входят задачи и цели деятельности; ее предмет, способы принятия решения и выполнения; действия контроля и оценки деятельности.

2. Взаимосвязи между указанными компонентами. Взаимосвязаны могут быть воздействия, операции, элементы функциональной организации, оперативные системы отображения и т.д.

3. Динамика установления указанных взаимосвязей. В зависимости от регулярности активизации связей формируются симптомокомплексы психических процессов, функционально важных свойств.

Все структурные элементы соединены многочисленными связями. Элементы структуры - условно неделимые ее части. Любая структура обеспечивает реализацию какого-то функционального свойства, ради которого она собственно и была создана, т.е. своей основной функции (например, система образования создана, чтобы реализовать функцию обучения). Функция -это процесс осуществления определенного результата.

Сочетание структуры и функции приводит к образованию системы . Основные характеристики системы:

1) это нечто целое;

2) носит функциональный характер;

3) дифференцируется на ряд элементов с определенными свойствами;

4) отдельные элементы взаимодействуют в процессе выполнения определенной функции;

5) свойства системы не равны свойствам ее элементов.

6) имеет информационную и энергетическую связь с окружающей средой;

7) система адаптивна, изменяет характер функционирования в зависимости от информации о получаемых результатах;

8) разные системы могут давать одинаковый результат.

Система носит динамичный характер, т.е. развивается во

времени. Говоря о психологической системе деятельности, мы понимаем под ней единство психических свойств, обслуживающих деятельность и связи между ними. С позиций системного подхода отдельные психические компоненты (в том числе функции и процессы) в деятельности выступают в виде целостного образования, организованного в плане выполнения функций конкретной деятельности (т.е. достижения цели), т.е. в форме психологической системы деятельности (ПСД). ПСД есть целостное единство психических свойств субъекта и их всесторонних связей. Учебный процесс во всех своих проявлениях реализуется исключительно психологической системой деятельности. В ее рамках происходит перестройка индивидуальных качеств личности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей, условий деятельности. Собственно так и возникает накопление индивидуального опыта, формирование знаний и развитие личности ученика.

Обучение - деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.

Обучение и развитие.

Существует три взгляда на соотношение этих процессов

1) Ж.Пиаже (по уровню развития мыслительных операций): Развитие должно идти впереди обучения, сначала развиваем мышление, потом ребенок решает задачу.

2) Гештальт психология: Обучение параллельно развитию, начинается одновременно, заканчивается одновременно.

3) Л.С. Выготский

Зона актуального развития(ЗАР) - объем действий и операций, который ребенок может выполнить самостоятельно, используя имеющийся у него уровень психического развития.

Зона ближайшего развития(ЗБР) - уровень действий и операций, который ребенок может выполнить только при помощи взрослого, который в ходе специального обучения способствует психическому развитию ребенка.

Психология обучения - это научное направление, исследующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения.

Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия. В конечном итоге она должна привести к формированию психологических новообразований и свойств полноценной личности. Учение - универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью. Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе более частных задач:

Выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса;

Выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка;

Системно-структурный анализ педагогического процесса;

Раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

Учебная деятельность имеет структурно-системный характер. Система - это единство компонентов и их взаимосвязей. Структура включает в себя:

" 1. Компоненты деятельности, без которых она неосуществима. Сюда входят задачи и цели деятельности; ее предмет, способы принятия решения и выполнения; действия контроля и оценки деятельности.

" 2. Взаимосвязи между указанными компонентами. Взаимосвязаны могут быть воздействия, операции, элементы функциональной организации, оперативные системы отображения и т.д.

" 3. Динамика установления указанных взаимосвязей. В зависимости от регулярности активизации связей формируются симптомокомплексы психических процессов, функционально важных свойств.

Все структурные элементы соединены многочисленными связями. Элементы структуры - условно неделимые ее части. Любая структура обеспечивает реализацию какого-то функционального свойства, ради которого она собственно и была создана, т.е. своей основной функции (например, система образования создана, чтобы реализовать функцию обучения). Функция -это процесс осуществления определенного результата.

Сочетание структуры и функции приводит к образованию системы. Основные характеристики системы:

1) это нечто целое;

2) носит функциональный характер;

3) дифференцируется на ряд элементов с определенными свойствами;

4) отдельные элементы взаимодействуют в процессе выполнения определенной функции;

5) свойства системы не равны свойствам ее элементов.

6) имеет информационную и энергетическую связь с окружающей средой;

7) система адаптивна, изменяет характер функционирования в зависимости от информации о получаемых результатах;

8) разные системы могут давать одинаковый результат.

С позиций системного подхода отдельные психические компоненты (в том числе функции и процессы) в деятельности выступают в виде целостного образования, организованного в плане выполнения функций конкретной деятельности (т.е. достижения цели), т.е. в форме психологической системы деятельности (ПСД). ПСД есть целостное единство психических свойств субъекта и их всесторонних связей. Учебный процесс во всех своих проявлениях реализуется исключительно ПДС. В ее рамках происходит перестройка индивидуальных качеств личности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей, условий деятельности. Собственно так и возникает накопление индивидуального опыта, формирование знаний и развитие личности ученика.

Психологические составляющие обучения

Как системная организация учебная деятельность имеет относительно устойчивые ("статические") компоненты и связи между ними. Устойчивые структурные элементы учебной деятельности:

Предмет обучения;

Ученик (субъект обучения);

Собственно учебная деятельность (способы обучения, учебные действия);

Учитель (субъект обучения).

Предмет обучения - это знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить.

Ученик - это личность, на которую направлено воздействие по освоению знаний, умений и навыков и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения.

Учебная деятельность - это средство, с помощью которого формируются новые знания, умения и навыки.

Учитель - это человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно.

Устойчивые компоненты соединяются друг с другом связями, среди которых основными будут: мотивационные, эмоциональные, когнитивные, информационные. Общая направленность учебной деятельности - гностическая, предметная.

Все перечисленные элементы должны соотноситься друг с другом в гармоничном единстве. Только тогда система будет функционировать с максимальной эффективностью. Любой дефект или выпадение какого-либо компонента приводят к деформации, деструкции или же распаду всей системы. Она оказывается не в состоянии выполнять свою основную функцию - обучающую.

По сравнению с другими видами деятельности, учебная деятельность имеет свою специфику. Традиционная схема "субъект - собственно деятельность - объект - результат" выглядит так:

Если в качестве "объекта" выступает личность ученика ("Л" (person) ученика), то схема приобретает принципиально иную окраску. Основной, активной силой в обычных видах деятельности является "субъект". В учебной деятельности активность исходит как от "субъекта" (учителя), так и от "Р - person" (ученика).

Все основные составляющие деятельности: мотив, способы деятельности, результаты начинают приобретать двойственное личностное значение, обусловленное личностью ученика и личностью учителя. Объектом учебной деятельности выступает целостная личность ("Я") учащегося, т.е. сложная психосоциальная система. Не менее сложной системой является и личность учителя. В совокупности своих взаимных воздействий на предмет изучения, способы преподавания и результат они образуют суперсистему "учебная деятельность". Известно, что воздействие на какой-то элемент системы влечет за собой изменение состояния всей системы. При сложном сочетании как минимум двух личностей (учителя и ученика) воздействие на различные участки системы "учебная деятельность" идет постоянно. Следовательно, сама система постоянно находится в активном динамическом изменении. Учение всегда влечет за собой перестройку и сознания, и психических свойств участвующих в нем личностей.


Похожая информация.


Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-1.jpg" alt="> Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность 1. Задача психологии обучения 2. Психологические составляющие"> Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность 1. Задача психологии обучения 2. Психологические составляющие обучения 3. Учебная деятельность как система 4. Концепции обучения и их психологические основания

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-2.jpg" alt="> Задача психологии обучения Обучение - деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками."> Задача психологии обучения Обучение - деятельность, обеспечивающая овладение знаниями, умениями и навыками. Обучение - процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; психологических особенностях личности ученика и учителя; психологических основах методов, способов и форм обучения.

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-3.jpg" alt="> В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся. Это взаимодействие "> В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся. Это взаимодействие осуществляется путем общения, в результате которого осуществляется учебная деятельность - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-4.jpg" alt="> В ходе исторического развития общества накопленные знания фиксируются в различных "> В ходе исторического развития общества накопленные знания фиксируются в различных материальных формах: предметах, книгах, орудиях труда. Процесс превращения идеального знания в материальную форму называется опредмечиванием. Для того чтобы воспользоваться этим знанием, последующее поколение должно вычленить, понять закрепленную в орудии труда или объекте познания идею. Данный процесс носит название распредмечивания.

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-5.jpg" alt="> Психологическое содержание составляю- щих учебной деятельности раскрывается в - «психологии"> Психологическое содержание составляю- щих учебной деятельности раскрывается в - «психологии обучения» . Психология обучения - это научное направление, исследующее психологичес- кие закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения.

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-6.jpg" alt="> Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления"> Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления процессом учения. При этом учение рассматривается как специфическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия. Она должна привести к формированию психологических новообразований и свойств полноценной личности. Учение - универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью.

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-7.jpg" alt="> Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности,"> Центральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплексе частных задач: - выявление связи обучения и психического развития и разработка мер оптимизации педагогических воздействий процесса; - выявление общесоциальных факторов педагогического воздействия, влияющих на психическое развитие ребенка; - системно-структурный анализ педагогического процесса; - раскрытие особенностей природы индивидуальных проявлений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-8.jpg" alt="> Анализ учебной деятельности может исходить из следующих принципиальных положений. "> Анализ учебной деятельности может исходить из следующих принципиальных положений. 1. Учебная деятельность отражает прогноз тех изменений, которые могут произойти в психическом развитии ученика, включенного в учебный процесс. Она определяет и систему оценки этих изменений. 2. Организация учебной деятельности предусматривает соотнесение с личностными возможностями ученика и потенциалом их развития. 3. Каждый уровень личностного развития обеспечивается специфическими формами и содержанием учебной деятельности.

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-9.jpg" alt="> Психологические составляющие обучения Как системная организация учебная деятельность имеет относительно"> Психологические составляющие обучения Как системная организация учебная деятельность имеет относительно устойчивые компоненты и связи между ними. Такими составляющими являются: - предмет обучения; - ученик (субъект обучения); - собственно учебная деятельность (способы обучения, учебные действия); - учитель (субъект обучения).

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-10.jpg" alt="> Предмет обучения - знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить. "> Предмет обучения - знания, умения и навыки, которые необходимо усвоить. Ученик - личность, на которую направлено воздействие по освоению знаний, умений и навыков и которая имеет определенные предпосылки для такого освоения. Учебная деятельность - средство, с помощью которого формируются новые знания, умения и навыки. Учитель - человек, который выполняет контролирующие и регулирующие функции, обеспечивая координацию деятельности ученика, пока тот не сможет это делать самостоятельно. Все перечисленные элементы должны соотноситься друг с другом в гармоничном единстве.

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-11.jpg" alt="> Учебная деятельность имеет свою специфику. Традиционная схема «субъект - собственно"> Учебная деятельность имеет свою специфику. Традиционная схема «субъект - собственно деятельность - объект - результат» выглядит так:

Src="https://present5.com/presentation/3/178751218_386933688.pdf-img/178751218_386933688.pdf-12.jpg" alt="> Если в качестве «объекта» выступает личность ученика («Л» (person) ученика),"> Если в качестве «объекта» выступает личность ученика («Л» (person) ученика), то схема выглядит иначе: В учебной деятельности активность исходит как от «субъекта» (учителя), так и от «Р - person» (ученика). Все основные составляющие деятельности: мотив, способы деятельности, результаты начинают приобретать двойственное личностное значение, обусловленное личностью ученика и личностью учителя.

1. Понятие научения, обучения, учения

2. Уровни и типы научения

3. Психологические основы образовательных технологий

4. Общая характеристика учебной деятельности и ее структуры

5. Типы и виды обучения

6 факторов эффективности обучения

7 способов активизации учебной деятельности школьников

Основные понятия

Учение, обучение, научение, образование, самообразование, теория поэтапного формирования умственных действий, проблемное обучение, опе-рантне научения, викарное научения, формирования знаний и понятий, приемы умственной действовали льность.

1. Амонашвили. ША . Воспитательная и. Образовательная функция оценки учения школьников -. М:. Педагогика, 1984 - 297 с

2. Брушлинский. АВ . Психология мышления и. Проблемное обучение -. М:. Знание, 1995 -. С 34-44

3. Давыдов. ВВ . Проблемы развивающего обучения -. М:. Педагогика, 1986 -. С 38-78; 132-145

4. Ильясов. ИИ . Структура процесса учения -. М, 1986-С 10-74

5. Маркова. АК и др . Формирование мотивации учения -. М, 1990 - 192 с

6. Матюшкин. АМ . Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / /. Вопросы психологии -1982 - № 4 -. С 5-17

7. Обухова. ЛФ . Концепция. Жана. Пиаже: за и против -. М, 1981 -. С 53-56

8. Талызина. НФ . Управление процессом усвоения знаний -. М, 1984 -. С 42-55

9. Талызина. НФ . Формирование познавательной деятельности младших школьников:. Книга для учителя -. М, 1988 - 175 с

10. Эльконин. ДБ . Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьному воздасте / /. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии -. М, 1981-С 85-90

11. Фридман. ПМ,. Волков. КН . Психологическая наука - учителю -. М, 1985 -. С 95-141

Одна из основных задач современной школы - сделать учебный процесс не только процессом усвоения знаний, овладение умениями и навыками, но и процессом развития мыслительных процессов и воспитания лично ости каждого ученика, становление его творческой активности. В свете этих задач перед педагогической психологией встают такие насущные проблемы :

повышения качества обучения; критерии и показатели умственного развития ребенка каждого возрастного периода, содержание, методы обучения, контроль и оценка, развитие творческого мышления, формирование умения учиться т тощ.

Определимся с основными понятиями, которые будут анализироваться в этом разделе

. Научение - процесс и результат получения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологи в работах американского психолога. ЕЛТорн-Дайка и других. Путем научения может приобретаться любой опыт в л человека и новые формы поведения у животных. Бихевиористы считают, что существует единый механизм научения у человека и животныхарини.

Отечественными психологами научения у животных трактуется как интенсивный процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям. Научение у человека рассматривается как познавательный п процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. Это устойчивая деятельность, не возникает непосредственно врожденных физиологических реакций организмму.

. Обучение - целенаправленно организовано научение. Это процесс взаимодействия между тем, кто учит и обучаемым, в результате которого появляются знания, умения, навыки, осуществляется психическое и личностное разви иток учащихся; целенаправленная передача подрастающему поколению интеллектуального и профессионального опытау.

. Учение - целенаправленное усвоение социального опыта, это деятельность личности, цель которой научение, деятельность активная, гностическая. Она является внешней (предметной, перцептивной, символической) и внутренней (ро озумовою, мнемической, перцептивной). Есть первичное учения (через пробы и ошибки) и вторичное, которое носит собственное интеллектуальное характеер.

. Учебная деятельность - это учения школьника, происходит в условиях обучения. Учебная деятельность формируется в процессе обучения. Это один из основных видов деятельности личности, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний (ВВДавидов). АКМаркова считает, что учения становится учебной деятельностью, если ученик в процессе получения знаний овладевает новыми способ ами учебных действий, вытекающих из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. ГСКостюк отмечает, что процесс учения как приобретения индивидуального ного опыта происходит через действия ребенка. Учение становится компонентом игровой и начальной трудовой деятельности детей-дошкольников. Оно становится ведущей деятельностью в жизни большинства детей, когда они вступление ають в школу. Учение становится учебной деятельностью по мере того, как складываются его цели, задачи, содержание, мотивы, способы действий и их результаты. Осознавая и принимая цели учения, школьник становится субъектом уч. Бово деятельностивої діяльності.

Научение происходит на разных уровнях. Одни формы научения осуществляются автоматически и непроизвольно. Другие требуют такого программирования, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих и осо облил человекни.

1-ый уровень - научение на уровне реактивной поведения (Реактивная поведение - реакция организма на тот или иной раздражитель). Типы научение на этом уровне:

1. Привыкание - процесс, в результате которого организм меняется на уровне рецепторов, научается игнорировать повторный или постоянный раздражитель

2. Сенсибилизация - процесс, противоположный привыканию. Повышение чувствительности нервной системы к раздражителям. В результате раздражитель начинает провоцировать определенное поведение

3 импринтинга - наследственно запрограммирована формирования привязанности новорожденного животного к первому объекту, который движется

4. Условные рефлексы, возникающие в результате формирования связи между специфическим стимулом, который вызывает тот или иной врожденный рефлекс, и каким-то индифферентным стимулом. Из-за индифферентный раздражающих ник сам по себе начинает вызывать этот рефлеккс.

второй уровень - научение на уровне оперантного поведения (оперантного поведения - это действия, для выработки которых необходимо, чтобы организм активно"экспериментировал"с окружающей средой и таким образом устанавливал связи и между различными ситуациями). Выработка определенных форм поведения осуществляется в результате закрепления тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказа от действий, которые приводят к нежелательным последствиямх наслідків.

. Типы научение на этом уровне:

1. Метод проб и ошибок - индивид, встречаясь с препятствиями, отказывается от неэффективных действий, находит верное решение

2. Формирование реакций - поведение формируется в результате действия подкрепляющих фактора

3. Научение методом наблюдения:

а) подражание - это способ научения, при котором организм воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение;

б) викарное на учение - усвоение формы поведения другого лица, включая понимание последствий этого поведения

третий уровень - когнитивное научение . Оценка ситуации осуществляется с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий

1. Латентное на учение (Все сигналы действительности обрабатываются мозгом. Мозг создает когнитивные карты, с помощью которых организм определяет наиболее адекватные реакции)

2. Научение сложным психомоторным навыкам (Выработка когнитивных стратегий, направленных на выработку строгих последовательных движений и на их программирование, в зависимости от желаемого результата; улучшения координации и интеграция различных элементов на авичкы, высокий уровень умения, навыков становится автоматическим.

3. Научение путем инсайта (Принятие спонтанного решения. Определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации)

4 . Научение путем размышлений . Рассматриваются данные, между ними устанавливаются связи, строятся гипотезы:

- перцептивное научение как долгосрочная изменение восприятия какого-либо объекта или события в результате предварительного восприятия этого же объекта, путем выдвижения гипотез;

- концептуальное на учения как на учение, в котором участвуют два процесса: абстрагирования и обобщения

Научение у человека начинается с момента его рождения и является складнм и многоступенчатым процессом, происходящим на разных уровнях

Остановимся на анализе психологических теорий развивающего обучения

1 первого из них была разработана психологическая теория общего развития школьника в начальном обучении

. ЛВЗанкова . Он разработал принципы обучения, которые обеспечивали бы общее развитие школьников: развитие наблюдательности, мышления, практических действий, умений создавать некоторые материальные объекты (тогда как принципы дидак ктикы направленные на успешный результат обучения в усвоении учащимися знаний, умений и навыков.

. Принципы обучения на основе теории. ЛВЗанкова:

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении

2. Принцип осознания учащимися всех звеньев процесса учения

3. Принцип обучения на высоком уровне трудности

4. Принцип обучения быстрым темпом

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Развитие индивидуальности каждого ученика в соответствии с его возможностями

2. Теория учебной деятельности (ВВДавидов,. ДБЕльконин) возникла на основе теории ведущей деятельности. ОМЛеонтьева

ДБЕльконин считает, что учебная деятельность - особый вид деятельности ученика, сознательно направлен им на осуществление целей обучения и воспитания, который принимается учеником как своя цель мотивы учебной деятельности те может быть только учебно-познавательный мотив. Целенаправленная учебная деятельность ориентирована не на получение материальных или иных результатов, а непосредственно на изменение самого ученика, на его развитоиток.

. Принципы развивающего обучения, выдвинутые. ВВДавидовим и. ДБЕлькониним:

1. Научные понятия, которые создают общий принцип решения задач, является главным содержанием учебной деятельности учащихся начальной школы

2. Усвоение научных понятий имеет такую??динамику: анализ условий их формирования, выяснение общего принципа, применение его к конкретным случаям

3. Принцип содержательного обобщения: знание общего предшествующих знанием конкретного характера, получение знаний осуществляется путем восхождения от общего к частному

4. Научно-теоретический характер учебной деятельности. Основным содержанием обучения должны быть научные, а не эмпирические знания. Теоретические знания составляют основу мышления и влияют на практическое выполнение д дидій.

5. Усвоение школьниками научных понятий в процессе учебной деятельности

. В рамках теории развивающего обучения. ДНБогоявленсь-кий,. НОМенчинська и другие исследовали проблему формирования приемов усвоения знаний и учебной работы считают, что усвоение возможно только тогда, когда ученик активно действует с учебным материалом, усваивает эти знания на практике. Усвоение материала связано с применением знаний в процессе применения с знаний не только раскрываются новые существенные стороны явлений, но и производятся приемы мыслительной работы, создаются умение мыслить. Нужно оценивать результаты обучения не только за знаниями, но и за развитием мыслительных процессов и качеством мыс-лительного деятельности учащиесячнів.

3. Теория поэтапного формирования умственных действий которая возникла и развивалась на базе общепсихологической теории деятельности (НФТализина,. ПЯГальперин)

ПЯГальперин установил, что переход внешней, практического действия во внутреннюю, умственную действие является сложным многоэтапным процессом. Выделяются следующие этапы:

1-ый этап - предварительное ознакомление с целью действия, создания мотивации у школьников

2-ой этап - создание схемы. ООД (ориентационная основа деятельности - система ориентиров и указаний, пользуясь которыми человек выполняет определенное действие)

3-й этап - выполнение действия в материальном и материализованном виде как внешняя практическое действие с реальными предметами или с помощью определенных моделей: схем, чертежей

четвёртая этап - формирование действий на уровне громкой речи или в письменном виде без опоры на материальные средства

пятый этап - формирование действий на уровне речи о себе. Действие начинает автоматизироваться

шестой этап - выполнение действий в умственной деятельности

Эту теорию называют теорией управления . Согласно ей, процесс обучения - это процесс управления, в котором ученик является объектом управления. Управление осуществляется путем программирования внешней деятельности учащихся, через обеспечение мотивации т и попорцийного обратной связиу.

Недостатки концепции:

а) ученик рассматривается как объект управления;

б) теория единая для всех учеников и не учитывает возрастных особенностей

4. Гуманистическая психология. Подход к проблеме обучения. К. Роджерса

КРоджерс утверждает, что процесс преподавания является менее ценным, чем учения. Человек должен быть самим собой, чувствовать не чувство неполноценности, а чувство адекватности. Задача учителя - помочь учащимся достиг хранить полного самоосуществления. Ученик должен быть субъектом деятельности. Автор выделяет следующие практические методики, которые способны облегчить процесс обученияання:

1. Предоставить школьникам свободу выбора учебной деятельности

2 совместно принятия учителем и учеником решение, связанное с определением объема и содержания учебной работы, с выделением конкретных учебных задач

3. Альтернатива механическом заучиванию - метод обучения путем открытия, целью которого является развитие способности к учению

4. Личностная значимость классной работы учащихся может быть достигнута путем имитации на уроке реальных жизненных ситуаций

5 широких применение в школе различных форм группового тренинга, целью которого является помощь ученикам в анализе своего эмоционального жизни и техники межличностного общения

6. Использование программированного обучения

ДБЕльконин указывает на социальный характер учебной деятельности:

По сути - общественно значимая и социально оцениваемая;

По форме - отвечает общественно выработанным нормам общения и осуществляется в специальных общественных учреждениях

Есть такие специфические особенности учебной деятельности:

2) содействие усвоению общих способов действий и научных понятий, предшествующего решению задач;

3) предопределения изменения психических свойств и поведения человека

. Процесс формирования учебной деятельности проходит три стадии:

1. Усвоение отдельных учебных действий. Учебная деятельность возможна лишь при взаимодействии с учителем

2 учебных действия объединяются в целостные акты деятельности, подчинены достижению более отдаленной цели; познавательный интерес приобретает устойчивый характер, начиная выполнять функцию смыслообразующих мо отиву; формируется действие контроля и оценкии.

3. Объединение отдельных актов учебной деятельности в целостные системы; познавательный интерес характеризуется обобщенностью, устойчивостью и избирательностью, начинает выполнять функцию побудительного мотива деятельно ості.

Управляемая обучением учебная деятельность имеет сложную психологическую структуру. ГС. Костюк считает, что она включает цель (задача), объекты (данные практически, наглядно или вербально), мотивы, способы действий, вспом помощью которых превращаются объекты, и их результаты (а это прогрессивные психические изменения в учащихся как субъектов этой деятельности). Учебная деятельность также включает общения учеников с учителем и между собой ставит свои требования к внимательности, сознательной волевой регуляции действий, настойчивости в преодолении трудностей. Итак, можно выделить следующиетакі компоненты учебной деятельности:

1. Побудительная составляющая (потребности, мотивы, смыслы учения). ГСКостюк отмечает, что особенности мотивации учебной деятельности существенно влияют на качество ее образовательных и воспитательных результатов. Специфической потребностью и мотивом учебной д деятельности школьника является теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации. Для развертывания полноценной учебной деятельности, имеет адекватную учебным задачам структуру, ученик должен иметь учебно-познавательный мотив, полную ориентацию в задачах и определенную операционную базу. Очень важно, чтобы в мотивации учебной деятельности школьников всегда был смыслообразующий мотив, для чего нужна наличия ность внутреннего мотива учебной деятельности (познавательного или учебно-познавательного), и чтобы цели действий учащихся в процессе учебной деятельности соответствовали именно этому мотивмотиву.

Значительный вклад в исследование проблемы мотивации учебной деятельности сделала. ЛИБожович, которая выделила два основных вида мотивов. К первому виду были отнесены познавательные мотивы - это познавательные интересы и детей; мотивы, связанные с потребностями школьников в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками; ко второму - мотивы, эт ^ связаны с потребностями ребенка в общении с др. ими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (они получили название широких социальных мотивов). Итак, оба вида мотивов - познавательных ные и широкие социальные - органически взаимосвязаны в системе побуждений школьников к учебной деятельностиості.

В дальнейших исследованиях проблемы мотивации учебной деятельности дается более развернутая характеристика социальных и познавательных мотивов. Так,. АКМаркова среди познавательных мотивов выделяет широкие учебные и (направленные на усвоение новых знаний), учебно-познавательные (направлены на овладение способами получения знаний), а также мотивы самообразования (направленные на совершенствование способов приобретения знаний). Среди социальных мотивов различают следующие: широкие социальные (стремление получить знания, чтобы быть полезным обществу); позиционные (стремление занять определенное место во взаимоотношениях с окружающими и получить их одобрит ния) мотивы сотрудничества с другими людьми во время ученияіння.

2 программируемой-целевая составляющая (цели, задачи). Существенной характеристикой учебных задач является овладение обобщенным способом решения определенного класса конкретных задач. Учебные задачи-обучение навыкам выполнения определенного действия (правильно писа ать, ориентироваться по карте) требуют умения отличать правильное выполнение действия от неправильного) и определять и объяснять, обосновывать существенные признаки правильного выполнения диій.

3 . Действенно-операционная составляющая (учебные действия, операции, приемы). Учебные действия - активность личности, направленная на решение учебных задач

Формы действий материальные - реальное преобразование объекта для установления его свойств, языковые - сообщение чего-то другим или себе, перцептивные - идеальное преобразование реальных или знаково-символической них объектов в плане восприятия, умственные действия во внутреннем плане без опоры на внешние средства (обобщение, конкретизация.

Виды учебных действий ориентировочные (наметить цели и т.п.); исполнительные; оценочные (найти ошибки, сверить с образцом, оценить результаты). Они осуществляются на разных этапах усвоения знаний

Уровни выполнения действий: репродуктивный (прочитать, переписать), производительный (создать что-то новое)

. Операция - это способ осуществления действий. Операции зависят от функций: пассивного восприятия (подражание, повторение, тренировка), активного поиска (выбор вопросов, экспериментирования, творческая деятельность)

. Приемы - это совокупность операций, состоящих из действий, объединенных в систему. Выделяют три типа приемов: входящие в содержание (правила правописания), в организацию самого процесса (планирование); непосредственно в умственную активность (запоминание).

ГСКостюк отмечает, что действия и операции в учении выступают не только как средство приобретения знаний, но и как его цель. Цели учения, в единстве с содержанием, становятся не только задачами, но и учебными задачами. Действия й и операции в учебной деятельности дифференцируются по конкретным познавательными целями, на достижение которых они направлены. Сначала действия бывают внешними, а затем становятся внутренними. При необходимости во ни вновь становятся внешнимішніми.

4. Результаты - изменение самого субъекта учебной деятельности, расширение возможностей в развитии его способностей, усвоению новых способов действий с научными понятиями

Важной составляющей процесса учения является его саморегулирования (самодиагностика, самооценки, самопрогнозування, самоконтроль, самокоррекция). Развитие самостоятельности - это переход от системы внешнего уп правления к самоуправлению. Содержательная оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другие ученики, и внутренней, когда себя оценивает сам ученик. В процессе обучения очень важно готовность школьника ч. Ерез призму требований, предъявляемых к работе, выполненной другим, критически пересмотрит свою робототу.

Существуют различные способы организации внешней оценки (коллективная оценка, взаимная оценка одноклассников, метод взаимного рецензирования и т.д.). Такие формы должны базироваться на доверии к ученику, уважении к его в личности, вере в его силы; формировать у него заинтересованное отношение к критике, окрепнуть чувство своей значимостиі.

Ученики, осуществляющие саморегулирования, видят основной смысл учения в получении необходимых знаний и профессиональных умений. Они контролируют и оценивают свою деятельность при выполнении каждого типа задач

Критерии успешности учения не сводятся к получению оценки, хотя требования к ней высокие

Важно формировать у школьников умение учиться. В широком смысле умение учиться включает в себя: знания (что знает ученик) и как он умеет учиться сейчас (сформированность учебной деятельностью). В умение учиться у входит и то, как ученик может учиться в ближайшем будущем (научуванисть). Исследуя сфор-мированность учебной деятельности, учителю важно исследовать мотивацию школьников, виды учебных действий, результаты д ияльностсті.

ПЯГальперин выделил три типа ориентировочной основы и соответственно три типа обучения

Тип обучения

Полнота ООД

Обобщенность

Способ составления учителем

Способ предъявления учащимся

1Прямим продуктом выступает исполнительная часть образа действий

Неполная

Частичная, по одному образцу

Эмпирический

Дается в готовом виде

2Прямим продуктом является собственно ориентирования на исполнительную часть

Частичная, для каждого случая действия

Эмпирический

Дается в готовом виде

3Прямим продуктом является собственно ориентирования, обеспечивает достаточно высокий уровень анализа условия задачи

Обобщенная

Теоретический, на основе общего принципа

Создается

самостоятельно

Есть такие виды обучения:

- по предметному содержанию - обучение физике, математике, иностранному языку и т.д.;

- по структуре опыта, усваивается : обучение знаниям и понятиям, формирование умений и навыков;

- за организацией способа обучения : проблемное, программированное

. Формирование понятий . Понятие - одна из основных форм абстрактного мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений

ГСКостюк указывает на то, что процесс овладения понятием в ходе обучения начинается с постановки вопроса. Оно определяет направление познавательной активности учащихся, подбор подходящих для нее примеров, их аналиров, их анали с и дальше их обобщения. Необходимым условием успешного усвоения понятий является наличие у детей достаточного чувственного опыта. В связи с этим важное значение в усвоении понятий приобретает использование на очности. Решающая роль в усвоении каждого понятие относится мыслительной активности учащихся, управляемой учителем. Понятие успешно усваивается там, где ученики думают совместно с учителем, сопоставляют объекты которые подводятся под определенное понятие, выделяют существенные признаки, формулируют их в виде суждений, эти суждения синтезируют, объединяют в единое цилне ціле.

Важным фактором успешного усвоения понятий учащимися структурная и системная организация учебного материала, оптимальное соотношение в нем фактов и обобщений. Существенную роль играют здесь прогресс сооб переходы от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Есть два пути формирования понятий: конкретно-практический и абстрактно-логическоеий.

Показатель успешного усвоения понятий - применение в дальнейшей познавательной и практической деятельности

Соответственно, можно выделить следующие фазы обучения знаниям и понятиям:

1. Демонстрация учащимся предметов или явлений: манипуляция (предметное действие), восприятия и наблюдения (перцептивная действие)

2. Сравнение, анализ, синтез, выделение существенных и несущественных признаков, (мыслительная действие)

3. Абстрагирование (мыслительная действие), обозначения - название (языковая действие)

4. Обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, которые характеризуются выделенными признаками. На этом этапе оценки ученикам даются новые задания для определения, какие из них являются прик кладами новых усвоенных понятий, а какие - нет. Процесс усвоения новых понятий сопровождается постоянным обратной связью. Путь формирования не должен быть пассивным. Необходимо научить основным приемам внешне шньои и внутренней деятельности. Это обучение должно осуществляться с опорой на жизненный и познавательный потенциал ученика, с учетом его возрастных возвостей..