Школьная лекция на уроках истории. Лекции в школе. учитель Королев Д.Г

Оказывается, читать лекции интересно и эффективно можно и нужно. Главное – делать это грамотно. Приемы и принципы изложения материала, описанные в этой статье, помогут участникам лекции не заснуть и сделают монолог лектора любимым моментом занятия для его слушателей.

Сущность и структура

Знаменитая Мышь из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» в ситуации, когда героиня промокла и замерзла в море собственных слез, задается актуальным вопросом: «Что суше всего?». И уверенно сама себе отвечает: «Лекция». Лекция (лат. lectio – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме. Думается, что большинство современных классных руководителей в поиске эффективных методов проведения классного часа обратят свой взор на лекцию в последнюю очередь. Лекция рассматривается как аналог знаменитой педагогической «беседы», когда дети молчат, а взрослый вещает. Только ленивый не критикует последние десятилетия эти самые «беседы», призывая педагогов к интерактивным, живым, проблемным формам общения с детьми и подростками. А между тем мини-лекция или монолог взрослого могут быть весьма поучительны, не занудны, могут определенным образом включать школьников в размышление на заданную тему и даже рождать у них ощущение сопричастности, собственной активности.

Принципы организации эффективной лекции

Каковы же принципы организации и структура эффективной лекции? Сформулируем несколько важнейших требований.

Во-первых, ее тема должна быть содержательно точно связана с темой, целью встречи с ребятами.

Во-вторых, материал лекции должен быть ожидаем, востребован участниками. Этот интерес к содержанию может быть сформирован непосредственно перед монологом с помощью проблематизирующих процедур либо может исходить из каких-то личных (например, возрастных) потребностей участников.

В-третьих, лекция должна быть целостной, хорошо структурированной, имеющей четкое начало, середину и финал. В качестве финала может быть обобщение, вывод, запрос на личную позицию участников (переход к обсуждению или принятию группового решения), перевод разговора в практическую плоскость группового действия.

В-четвертых, лекция должна быть достаточно короткой, максимально – 15–20 минут.

В-пятых, как бы лекция ни была коротка, она должна опираться на те или иные визуальные образы в виде слайдов, схем и т.п., помогающие слушателям удерживать содержание лекции как целое.

Этапы лекции

В эффективной лекции, как технологически выстроенной процедуре, выделяют три основных этапа: вступление, основную часть и заключение.

Задачи первого этапа – , включение внутренней активности участников, а также определение предмета монолога, постановка целей и описание образа результата. Задача второго этапа – раскрытие содержания, предоставление необходимой и достаточной информации для достижения цели монолога.

Задача третьего этапа – фиксация полученного результата, оценка состояния слушателей, «закрытие» ситуации, перевод ее в режим обсуждения или обучения.

Методическое обеспечение

В методическом оснащении эффективной лекции можно выделить методы и приемы, так сказать, сквозного характера, проходящие через все этапы ее проведения, и методы организации отдельных этапов работы.

Сквозные приемы

Все этапы эффективной лекции связывает между собой прием, имеющий в разных источниках разное название. В нашем случае мы обозначаем его как «Правило американского капрала. Часть 1, часть 2 и часть 3» . В целом данное правило может быть сформулировано в виде следующей формулы:

Часть 1. Расскажите слушателям, о чем вы хотите им рассказать.

Часть 2. Расскажите слушателям все то, что вы хотели им рассказать.

Часть 3. Расскажите слушателям, о чем вы им только что рассказали.

Таким образом, на этапе вступления это правило разворачивается как анонс, изложение краткого содержания будущей лекции, на этапе основного содержания – как изложение материала во всем его объеме, на этапе заключения – как резюмирование.

Приемы «Проблемный вопрос» и «Загадка» применяются на этапе вступления для мотивации слушателей и актуализации имеющегося у них опыта или знаний по теме монолога ведущего. На этапе заключения к заданным вопросам необходимо вернуться с тем, чтобы слушатели смогли ответить на проблемный вопрос (вопросы) или дать свою версию отгадки. Как вариант могут использоваться незаконченные предложения, фразы с пропусками слов и др.

Приемы для этапа вступления

Задачи, стоящие перед лектором на этапе вступления, могут быть решены с помощью целой группы приемов, которые могут применяться как в комплексе (несколько, в определенной последовательности), так и по отдельности.

«Факт к месту» – прием, позволяющий предварить основное содержание свежим примером, случаем, актуальной общественной информацией (той, что у всех на слуху), которые тематически или ассоциативно связаны с темой лекции. Ведущий может начать словами: «Идя на встречу с вами, я случайно увидел…», «Вчера по телевизору услышал потрясающую новость о том, что…» и т.д.

«Парадоксальное цитирование» предполагает приведение ведущим двух тематических цитат (или двух групп цитат), которые отражают противоположные точки зрения на предмет монолога.

В более простом варианте можно начать с цитаты (афоризма, поговорки), которые ярко задают тему, показывают ее неоднозначность, раскрывают известное с новой стороны.

(Именно такой прием был применен в начале этой статьи!)

Прием «Незаданный вопрос» предполагает, что ведущий, сделав небольшое вступление-размышление к теме, формулирует в качестве вопроса основную проблему лекции, предваряя этот вопрос словами типа «И мы можем спросить себя…», «Что же делать человеку в этой ситуации?», «Невольно возникает вопрос…». Для того чтобы слушатели могли присоединиться к вопросу и заинтересоваться поиском ответа, очень важно сформулировать его на языке аудитории, попав в возраст, стилистику, лексику.

«Блиц-опрос» применяется, когда имеет смысл выяснить уровень осведомленности слушателей по тому или иному вопросу, наличие у них определенного жизненного опыта, точки зрения по какому-либо поводу. Опятьтаки – в мотивационных целях. Для блиц-опроса чаще всего используются закрытые вопросы с вариантами ответа, и слушателям предлагается отвечать, поднимая руку, располагая большой палец вверх или вниз, поворачивая ладонь одной или другой стороной, хлопая в ладоши и т.п. Открытые вопросы используются реже, так как они предполагают свободные нерегламентированные ответы слушателей, что может затянуть лекцию, нарушить темповые характеристики ситуации, созданной ведущим.

Способы подачи основного содержания

Главная задача этого этапа – донести до слушателей идею, мысль, ради которой затевался монолог. Для этого необходимо подобрать такой метод подачи информации, который в наибольшей степени способствовал бы пониманию, не вызывал отторжения, протестных реакций, помогал бы расслышать за потоком слов главное – ценностную идею. Существует несколько различных методов, позволяющих эффективно организовать процесс понимания информации. Выбор конкретного способа зависит от возраста слушателей, уровня их мотивации и компетентности в конкретной теме, сформированности интеллектуальных способностей.

Индуктивный метод (от частного – к общему) предполагает постепенное, поэтапное раскручивание идеи, продвижение от простых примеров и понятных слушателям фактов к более сложным обобщениям, в том числе абстрактным ценностным понятиям добра, зла, веры, справедливости, истины. Скажем, педагог приводит ученикам различные примеры проявления милосердия в современном мире, не называя самой ценности, затем обобщает разные примеры (помощь пожилым, поддержка больных детей, защита прав переселенцев) и, наконец, вводит понятие самой ценности, дает определение милосердия. Метод хорош в работе с группой, неготовой к сложной интеллектуальной работе (не настроенной на нее), но доверяющей ведущему. Интеллектуально продвинутые подростки и взрослые люди часто сопротивляются такому способу доказательства, так как у них возникает ощущение, что ими манипулируют, не давая возможности увидеть альтернативные решения.

При дедуктивном методе (от общего – к частному) слушателям сначала предлагается общий вывод, а затем его разнообразные подтверждения. Например, размышляя о свободе, взрослый сначала формулирует свой главный тезис: «Свободы не бывает без ответственности», а затем приводит примеры из разных сфер жизни человека, фильмов, художественных произведений, которые с разных сторон подтверждают его. При дедуктивном методе можно идти и от опровержения, если использовать способ доказательства от противного: «Предположим, что наше утверждение неверно. В этом случае…». Этот метод привлекателен для интеллектуально развитых, замотивированных участников. Метод приглашает их к соразмышлению, ставит в активную позицию.

Метод аналогии (параллели, сопоставления) применяется в тех случаях, когда в опыте слушателей существует представление о сходном по своей сути процессе, явлении и они, слушатели, способны осуществлять умозаключение по аналогии. Довольно часто, работая с подростками, мы обращаемся к аналогиям, связанным с природными явлениями, несложными техническими процессами. Неграмотное применение метода аналогии может привести к полному фиаско монолога ведущего: аналогия может оказаться недоступной, непонятной участникам, и в этом случае они не смогут понять саму идею ведущего.

Следующие три метода – концентрический, ступенчатый и хронологический – это различные варианты подачи информации слушателям для их самостоятельных размышлений или последующих действий. Или просто – для сведения, пополнения копилки знаний.

Концентрический метод устроен по типу кластера. Применяется для изложения материала, в структуре которого понятная глубокая классификация. Материал убедительным для слушателей образом делится на несколько смысловых частей, при этом каждая часть имеет одну и ту же содержательную глубину. Так, говоря с детьми о любви, педагог может перечислить виды любви, а затем каждому виду дать характеристику по одной и той же схеме. Это поможет слушателям увидеть разные виды любви (родительская, романтическая, супружеская, к родине) в сравнении. Если материал, который нужно донести, действительно устроен таким образом, метод кластера очень хорош. Он помогает поочередно излагать блоки материала, при этом можно делать остановки, так как у слушателей довольно быстро формируется представление о структуре материала, ее необходимых разделах. Это происходит особенно быстро и естественно для слушателей, если ведущий, помимо слов, использует графические изображения кластера.

Ступенчатый метод представляет собой последовательное изложение информации. При этом в последовательности может быть определенная закономерность, а может и не быть ее. Например, рассказывая о том, как устроен современный город, педагог может выделить отдельные характеристики города, а затем в свободном порядке раскрывать каждую из них, при этом не придерживаясь единой схемы. Это один из наиболее трудных для понимания способов подачи материала, но иногда он является единственно возможным. Тогда нужно обязательно подумать о том, как помочь слушателям удержать целое в разнообразии излагаемых частей. И вообще помочь им понять, зачем им все эти факты и «фактики».

Исторический метод предполагает хронологический порядок. Факты и события рассказываются в исторической последовательности: с чего все началось, как развивалось, что когда появилось… В хронологическом порядке не обязательно должна присутствовать некоторая логика, непосредственно выводящая ведущего или слушателей к гипотезе или готовому выводу, почему все было именно так и что будет дальше. Она может быть, а может и отсутствовать. Например, в истории олимпийского движения нет особенных закономерностей. Важно просто рассказать, как это было. Вопрос, почему именно так, в данном случае не имеет ответа. А вот в истории развития взглядов людей на искусство, например живопись, определенные закономерности есть. Важно понимать, что хронологический метод изложения является интеллектуальным вызовом для мотивированных слушателей (найти, раскопать закономерность) и, напротив, может вызывать раздражение и еще больше снижать мотивацию у тех, у кого она и так не была высока.

Приемы для этапа заключения

На этапе заключения, помимо возврата к мотивирующим и проблематизирующим процедурам этапа вступления в монолог, помимо третьей части «Правила американского капрала», могут применяться специальные приемы, направленные на подведение итогов, включение нового материала в опыт участников.

«Рамка» – процедура, которая обязательно используется в тех случаях, когда не применялось «Правило американского капрала». Итак, говорит ведущий, мы начали с вами с того, что…, мы рассмотрели…, мы увидели и пришли к выводу… В целом можно говорить о том, что… Ведущий своими словами как бы обрамляет основное содержание своего монолога, подчеркивая главное, помогая сделать вывод.

ЖЭТ (прием «жирной эмоциональной точки ») позволяет связать всё то, о чем до этого говорилось, с яркой эмоциональной реакцией, естественно, положительной. Это может быть анекдот, вызвавший общий смех, но не уводящий группу в посторонние разговоры, яркие заключительные кадры фильма или другие зрительные образы, что-то вкусное, маленький подарок от ведущего. Важно, что такое эмоциональное действие должно подчеркивать значимость прослушанной информации, а не затмевать ее.

«Пафосная концовка» – это прием, позволяющий включить обсуждаемую информацию в контекст каких-то важных, возвышенных отношений, смыслов, чувств. Это может быть красивая цитата, несколько строчек из стихотворения, обращение к значимым культурным образам. Конечно, им не стоит злоупотреблять и использовать его по каждому поводу. Но в ряде случаев он оказывается очень эффективным.

В целом, если взрослый говорит не очень долго, по теме, интересно, держит уважительный тон, помогает удерживать цель и смысл собственного монолога, его вполне можно и послушать с пользой и удовольствием для себя.

Марина Битянова, к.психол.н.

Особенности школьной лекции и требования к ней

Классификация школьных лекций

Деятельность учителя и учащихся при подготовке и во время проведения школьной лекции

1. Система школьного образования, существующая сегодня в Российской Федерации, формировалась в условиях серьезных структурных изменений в обществе, означавших фактически переход от одной фазы развития социума к другой и, следовательно, в процессе смены идеологии, обусловившей поиск новых образовательных парадигм, в большей степени, чем раньше, соответствующих социальному заказу.

Согласно А.А. Бударному, урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития духовных сил и познавательных способностей школьников.

К дидактическим требованиям, согласно Ю.К. Бабанскому, Г.И. Щукиной, В.А. Сластенину и др., относятся: четкое определение образовательных целей и задач урока в целом, а также отдельных его элементов; определение места конкретного урока в системе учебных занятий по предмету и оптимального содержания в соответствии с требованиями программы и государственного образовательного стандарта, с учетом уровня подготовки учеников; прогнозирование уровня усвоения школьниками научных знаний и формирования умений и навыков.

К воспитательным требованиям, по мнению большинства современных дидактов, относятся: постановка воспитательных целей и задач урока в соответствии с новой образовательной парадигмой и динамикой становления и развития гражданского общества и правового государства в Российской Федерации; формирование целостного мировоззрения школьников и системы их ценностных ориентаций, личностного, эмоционально-ценностного, отношения к изучаемому материалу; формирование и развитие системы познавательных интересов и положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой активности и инициативы.

Организационные требования подразумевают наличие продуманного рабочего плана урока, составленного на основе тематического планирования; четкую последовательность урока, его строгую внутреннюю организацию (своевременное начало, максимальное использование каждой минуты учебного времени, оптимальный темп обучения, логическую стройность и законченность) и рациональное применение разнообразных средств обучения.

В методике преподавания истории, как и в российской дидактике, до сих пор существуют различные подходы к классификации уроков. Классификация – это «распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов» (Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – С. 247). Каждый из подходов к классификации уроков является по-своему убедительным, так как берет за основу один или несколько значительных признаков урока как формы организации процесса обучения.

В методике преподавания истории в решении этого вопроса наметились два основных направления:

Классифицировать уроки, исходя из закономерностей процесса обучения (в основе характеристики типа урока лежит преобладание того или иного звена в процессе усвоения учебного содержания темы курса);

Классифицировать уроки, исходя из основного метода их проведения.

Наиболее яркими представителями первого направления среди методистов являются Б.П. Есипов, П.С. Лейбенгруб, В.Г. Карцов. В обобщенном виде их классификации можно свести к следующей:

- комбинированный урок;

- урок изучения нового материала;

- повторительно-обобщающий урок;

- урок контроля и учета знаний, умений и навыков.

Согласно Н.Г. Дайри, подобный подход к классификации типов уроков позволяет ясно определить основную дидактическую задачу каждого из них, четко, последовательно и логично выстроить внутреннюю структуру. Преобладающими в этой системе уроков становятся такие типы уроков как комбинированный и изучения нового материала.

Эта классификация в настоящее время наиболее употребительна,

Значительная часть современных дидактов согласна с тем, что в каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья или этапы процесса обучения), для которых характерны определенные виды деятельности учеников и учителя. Именно эти виды деятельности, выступающие в различных сочетаниях и комбинациях, показывают внутреннее строение урока, взаимосвязь между его отдельными частями. Таким образом, построение урока зависит от содержания образования, воплощенного в учебном материале, и закономерностей усвоения этого содержания, о которых учителю необходимо помнить при выборе методов и средств обучения.

К основным элементам современного урока, демонстрирующим процесс движения обучения, относятся:



Постановка перед учащимися цели и мотивация их деятельности, организация и непосредственное включение школьников в учебно-познавательную деятельность;

Организация восприятия, осознания школьниками и закрепления в их памяти первоначальной информации (усвоение исходных знаний);

Организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе полученной и осознанной информации путем ее применения в различных вариантах;

Организация и осуществление опыта творческой деятельности с помощью решения проблемных и творческих задач (усвоенные знания и умения применяются в различных сочетаниях и для работы с многообразными источниками, что, в свою очередь, позволяет самостоятельно получать новые знания и умения);

Целенаправленное воспитание и самовоспитание личности в процессе работы над учебным содержанием на всех этапах урока путем эмоционального воздействия, формирования познавательного интереса, увлеченности и т.п.;

Обобщение и систематизация усвоенного;

Систематический контроль за достигнутыми результатами, осуществляемый как учителем, так и учеником.

Все эти элементы в совокупности и обеспечивают реализацию учебного процесса на уроке как целостного явления. Структура урока может быть простой, а может быть и достаточно сложной. Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей потребовало целенаправленной работы над их классификацией, систематизацией и типологией.

Поскольку любая классификация ограничивает число типов уроков, существует устойчивая тенденция к закреплению за каждым из них определенной, довольно жесткой структуры Структура урока – это сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока. Так, например, структура комбинированного урока (включающего в себя все звенья процесса обучения) на практике должна выглядеть следующим образом:

- организационный момент;

- проверка домашнего задания;

- переход к новому материалу;

- сообщение нового материала;

- закрепление;

- применение новых знаний и умений;

- домашнее задание.

Организационный момент включает в себя проверку наличия школьников на уроке, определение по классному журналу фамилий отсутствующих, подготовку необходимого для проведения урока оборудования, организацию рабочего места учащихся и их психологический настрой на предстоящую работу.

Методы и приемы проверки домашнего задания и изучения нового материала весьма разнообразны и связаны напрямую с содержанием учебного материала, условиями проведения урока, степенью подготовленности учащихся и материально-техническим оснащением их учебной деятельности.

Логический переход от проверки пройденного материала к изучению нового – необходимый компонент каждого урока истории, так как именно он позволяет проследить причинно-следственные связи внутри исторического процесса и способствует формированию исторического сознания личности, навыков аналитического мышления, собственных взглядов на изучаемую проблему.

Закрепление знаний и умений может быть сопутствующим (после каждого логически завершенного пункта плана изучения нового материала) и итоговым, позволяющим учителю в конце урока поставить перед классом ряд проблемных вопросов, требующих анализа и обобщения полученных знаний.

Домашнее задание должно быть разноуровневым, учитывающим не только необходимую степень усвоения знаний и умений в соответствии со стандартом исторического образования, но и позволяющим школьникам самостоятельно выбрать оптимальный для каждого из них путь подготовки к следующему уроку.

Большинство современных методистов (А.А. Вагин, Н.Г. Дайри, С.А. Ежова, И.М. Лебедева, Н.Н. Лазукова, М.Т. Студеникин и др.) считают, что основные требования к современному уроку истории можно сформулировать следующим образом.

Полноценность исторического содержания: научность и достоверность исторических фактов и их объяснений, целесообразное соотношение содержания урока и содержания учебника; применение разнообразных источников знаний, учет знаний и умений школьников, полученных вне учебных занятий.

Полноценность педагогического замысла: правильное определение места и значения урока в системе исторического образования; ориентация фронтальной коллективной работы на познавательные возможности большинства учащихся; дифференцированная работа с классом, позволяющая менее сильным школьникам быть на уроке активными.

Мотивация изучения истории, формирование познавательного интереса к предмету, развитие у учащихся стремления к самообразованию по истории и, как следствие, формирование исторического сознания и исторической памяти школьников.

Реализация замысла урока на основе высокой активности всех познавательных процессов и при ведущей роли самостоятельной познавательной деятельности учащихся, её рационального сочетания с усвоением знаний.

Правильный выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения знаний и использование различных приемов учебной работы и средств обучения истории; определение четкой структуры урока, развитие монологической речи школьников и их способности к диалогу.

Ориентация на обучение всего класса, гибкость методики урока: разработка нескольких вариантов изложения материала, оперативное реагирование педагога на неожиданные затруднения, умение по ходу урока перестроить его рабочий план, исходя из обстоятельств.

Наличие на уроке хорошей дружелюбной атмосферы, способствующей повышению работоспособности класса.

2. В старших классах современной школы наряду с традиционными комбинированными уроками активно проводятся лекции и семинары.

Лекция, по словарю В.И. Даля - чтение, преподавание, урок, учебный час профессора. Лекционный вид занятий существует уже около 300 лет. Лекция – традиционный вид учебных занятий в высшей школе. Считается, что лекционная форма больше всего подходит для развертывания и усвоения того или иного вопроса, являясь дидактической моделью деятельности специалистов по решению теоретических проблем и задач. Нередко учителя механически переносят приемы и методы, используемые вузовскими преподавателями, в школу, однако лекция как организационная форма обучения в школе имеет несколько иные функции.

В современном понимании школьная лекция – форма учебных занятий в старших классах, с помощью которой учитель преимущественно монологическими приемами дает глубокое, целостное, логически стройное и завершенное изложение основного фактологического и теоретического материала учебной темы.

Для любой лекции характерно:

1) целостное систематическое изложение педагогом содержания темы занятия, причем систематизация и рассуждение не выступают как дополнение к изложению, а составляют существенную его сторону;

2) монологическая форма подачи материала, в которой могут сочетаться различные методы и приемы изложения – повествование, рассуждение, объяснение, описание, характеристика и др;

3) относительная длительность изложения.

В качестве особенностей школьной лекции можно выделить следующие:

Она сложнее по составу, чем вузовская, поскольку для нее одинаково значимы образовательные, воспитательные и развивающие цели;

Перед началом лекции учитель ставит проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока;

Тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, иногда подсказывает наиболее краткие, четкие формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы. Учитель не только руководит конспектированием лекции, но и выборочно просматривает записи учащихся, разбирая типичные ошибки;

Учебный материал расчленяется на логические звенья с закреплением после изучения каждого из них. Каждое теоретическое положение аргументируется, иллюстрируется и завершается кратким выводом;

Школьная лекция непременно включает в себя элементы беседы. Это может быть вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия и закрепляющая – в конце. В ходе лекции учитель неоднократно прерывает изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе;

Изложение должно быть эмоциональным и может сопровождаться использованием наглядных средств – пособий, схем, раздаточного материала и др.;

Школьный учитель ведет лекцию более медленным темпом.

К лекции предъявляются следующие требования : научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргументации, доказательность выводов, эмоциональность изложения. Обеспечить высокий научный уровень лекции – не значит усложнить ее. При подготовке к лекции учитель пользуется научной литературой, педагогически перерабатывает информацию, отбирает материал, соответствующий школьной программе и уровню развития учащихся данного класса, тем самым сочетая требования научности и доступности учебного материала.

Лекция по сравнению с учебником дает значительно большие возможности реализации связи изучения теории с жизнью. Учитель может обратиться к самым последним данным, использовать местный материал, опираясь на социальный опыт учащихся. При этом важно, чтобы привлеченные факты были не только иллюстрацией к изучаемому материалу, но и объектом анализа, связанного с рассматриваемыми теоретическими положениями.

Методисты предлагают разные классификации школьных лекций. А.Т. Степанищев делит лекции на два вида: повествовательные (рассказ) и диалогические , которые в свою очередь подразделяются на информативно-диалогические и проблемные.

Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова придерживаются более традиционного деления школьных лекций на обзорные (вводные и заключительные) и тематические. Лекции, открывающие тематический блок, называются вводными обзорными лекциями и содержат минимум фактологической информации, знакомят старшеклассников с исходными теоретическими положениями, имеющими принципиальное значение для понимания темы, осмысления главных исторических фактов.

Лекции, завершающие тематический блок, называются заключительными обзорными лекциями, позволяют систематизировать, обобщить конкретные вопросы темы, поднять их до уровня проблемного анализа, связи с современностью, актуальных суждений и оценочных выводов. В работах других методистов такая лекция называется обобщающей . По мнению других методистов, обзорные лекции проводятся тогда, когда возникает необходимость рассмотреть узловые вопросы темы, изучение которой, в соответствии с программой осуществляется в порядке общего ознакомления, и при подготовке учащихся к экзамену.

Цель тематической лекции – сформировать у школьников яркое, образное, полное представление о главных исторических фактах; конкретизировать примерами теоретические положения, введенные на первом этапе изучения темы; предоставить учащимся фактологический банк данных, необходимых для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе изучения темы. В отличие от обзорных лекций, в содержании тематических лекций факты превалируют над теорией.

В методических работах называют и другие виды лекций. Так, помимо вводной лекции, ряд авторов выделяет установочную лекцию как сжатое, компактное и неполное изложение основного содержания темы (некоторые аспекты оставлены для самостоятельного изучения или подробного рассмотрения на семинарских и других занятиях тематического блока).

А.А. Ярулов дополняет видовое разнообразие лекций следующими видами: инструктивная лекция, кино(видео)-лекция и мини-лекция.

Лекция требует подготовки как со стороны учителя, так и со стороны ученика..

Главный вид деятельности учащихся на лекции – это слушание. Однако не все учащиеся, внешне показывая такое состояние, на самом деле слышат учителя и одноклассников. Для того чтобы слушание носило продуктивный характер, лектор определяет и предусматривает в тексте лекции составляющие этой работы.

1. Ориентирующая составляющая включает осознание учащимися целей и задач предстоящей работы.

2. В процессе восприятия лекции учащиеся, следуя за мыслью учителя, анализируют информацию, обобщают полученные результаты, тем самым усваивая учебный материал. В ходе этой деятельности они составляют рабочие записи.

Виды записей могут быть разнообразны в зависимости от цели, характера излагаемого материала, уровня подготовки учащихся.

Простой план – передает информацию кратким, лишенным образности и эмоциональности способом. Составляется, когда нужно выделить главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, и воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.

Развернутый план – отличается более сложной структурой и составляется, когда необходимо не только выделить и кратко сформулировать основные идеи в изучаемом материале, но и найти в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли.

Смысловой план – перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста под определенным углом зрения (причины…, последствия…, историческое значение…, факторы… и т.п.). Составляется на основе объяснительного текста или повествовательно-описательного, в котором присутствует теория, «скрытая в фактах». Могут быть по форме простыми и развернутыми.

Тезисный план – отражение существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих аналогов. Цель таких планов – актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений. Они могут быть простыми и развернутыми, переходя в форму тезисов – сжато сформулированных основных положений содержания устного изложения, подробно не раскрываются.

Конспект – более или менее развернутое, последовательное изложение содержания лекции. Отражает не только основные положения, но и связи между элементами темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.

На этапе реализации исполнительной и контролирующей функций прослушивания лекции завершается прием информации, она еще раз осмысливается и осознается степень понимания темы лекции.

Завершением лекции будет небольшой практикум или проверочная работа. Для них подойдут как тесты на проверку формализованных знаний, так и проблемные и творческие задания, тесты со свободными ответами, эссе. Результаты этого этапа покажут эффективность лекционного занятия, помогут оценить и работу учителя, и работу учащихся.

Итак, очевидно, что лекция довольно сложна и на этапе подготовки, и на этапе проведения, и по приемам работы учителя, и по приемам работы ученика, и по активности мыслительных процессов, и по времени. Поэтому частое использование такой формы учебных занятий, а тем более применение ее как единственной в старших классах не допустимо.

Школьная лекция

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция - адаптированная к условиям школы основ­ная форма лекционно-семинарской системы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модифика­цию урока сообщения новых знаний.

В условиях школы лекция во многом приближается к расска­зу, но значительно продолжительнее по времени. Она может за­нимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физи­ке), поэтому она требует записи.

В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план. На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах уча­щимся необходимо указывать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации и темпу изложения выделять подлежащее записи. Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: по­казывать приемы конспектирования, использования общеупотре­бительных сокращений и обозначений, учить дополнять матери­ал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.

Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащих­ся к восприятию. Это может быть повторение необходимых раз­делов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п.

Смотрите также:

И педагогика , и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика , а затем и психология.

сайт/psihologia-1/2.htm

Сибирский государственный университет. путей сообщения. Психология и педагогика . Учебное пособие. Рекомендовано.

сайт/psihologia-1/index.htm

Итак, доктор Спок, подчеркивалось в печати прошлых лет, с именем которого связана гуманистическая педагогика , выступил со статьей...

сайт/620/35.htm

Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика , которая является важнейшим разделом педагогической науки.

сайт/psihologia-1/53.htm

Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания - целеустремлённого...

сайт/enc-Semya/36.htm

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины "Психология и педагогика ".

сайт/psihologia-1/1.htm

Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. - М.: Педагогика , 1993. К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.

сайт/psihologia-1/56.htm

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными...

сайт/psihologia-1/4.htm

Кантор И.М. Помоигишо-терминологическая система педагогики : Логико-методологические проблемы. - М.: Педагогика , 1980

сайт/nalogovaya-policiya/128.htm

Педагогика гуманизма, реализуемая им и его многочисленными последователями с помощью методики опорных сигналов, - это подлинное творческое сотрудничество с учащимися...

Турищева Людмила Васильевна

Харьковский национальный педагогический университет

им. Г.С.Сковороды

УРОК-ЛЕКЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Слово «лекция» имеет в основе латинское слово lectio – чтение. Лекции появились еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Исторически лекцию рассматривают как одну из основных форм обучения в вузе, однако, в психолого-педагогической литературе уже доказана целесообразность использования урока-лекции уже в школьном обучении. В силу возрастных особенностей развития познавательных процессов такая форма обучения является достаточно приемлемой для старших школьников.

В.С.Герасимова считает, что вид лекции зависит от ряда факторов: содержания дисциплины и ее места в учебном процессе (вводная, текущая, заключительная, обзорная); соотношения различных видов и уровней познавательной деятельности школьников (описательно-иллюстративная, объяснительная, проблемная).

Описательная лекция – это лекция, в которой преобладающим познавательным процессом для учащихся является восприятие материала, его запись и запоминание.

Объяснительная лекция содержит не только описание учебного материала, но и раскрывает причинно-следственные связи излагаемых явлений, понятий, законов, т.е. наряду с процессами восприятия и памяти учащихся включаются в процесс осмысливания и понимания сообщаемых знаний.

Проблемная лекция предполагает использование проблемных ситуаций, для решения которых выдвигаются гипотезы, решаемые затем в групповой дискуссии.

В.И.Валовик, в свою очередь выделил информационную, визуальную, лекцию-диалог, лекцию-провокацию, лекцию-конференцию, лекцию консультацию, и, также, проблемную лекцию. Однако проблемная лекция рассматривалась автором как метод познания через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т.д.

Информационная лекция предполагает использование объяснительно-иллюстративного метода изложения (считается традиционным типом лекции).

Визуальная лекция связана с визуальной подачей материала техническими средствами обучения, аудио- и видеотехники, мультимедийных технологий с кратким комментированием демонстрируемых материалов.

Лекция-диалог (иначе называют бинарная лекция ) предусматривает изложение учебного материала в форме диалога двух преподавателей разных предметов, которые используют в своем выступлении знания и достижения науки, которую они преподают.

Лекция-провокация – форма подачи школьникам материала с запланированными заранее ошибками. Это делается для того, чтобы стимулировать учащихся к постоянному контролю предлагаемойим информации и поиску неточностей в ней. Учителю следует помнить, что в конце такой лекции обязательно необходимо осуществить диагностику знаний обучаемых и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция, представляет собой научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В конце занятия учитель подводит итога, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы.

Лекция-консультация – форма лекции, в которой материал излагается в виде вопросов и ответов или вопросов, ответов и дискуссий.

Б.Ц.Бадмаев выделяет информационную, ориентирующую, объясняющую, убеждающую и увлекающую функции.

Ориентирующая функция. Лекция призвана помочь ученикам сориентироваться в огромном количестве научных и учебных источников. Учителю необходимо в сжатом виде представить основные положения по изучаемому вопросу. Также полезно бывает на лекции рекомендовать старшим школьникам последовательность прочтения источников для облегчения процесса усвоения материала.

Разъясняющая, объясняющая функция. Как известно, основная задача лекции – помочь учащимся сформировать систему понятий изучаемой дисциплины, преподаваемой темы. Важно донести по школьников содержание понятий без искажений, вызванных собственной субъективной трактовкой преподавателем или представлениями самих учащихся. В то же время следует учитывать, чтообращаться в лекции к сложной процедуре формирования понятия часто не хватает времени, поэтому эту работу целесообразноотносить к обычным урокам: ведь полноценное формирование понятия обычно требует активных действий самих школьников, а не только разъяснения учителя. Следует отметить, что в лекции в целях доходчивого объяснения теоретических положений нельзя обойтись без разъяснения дефиниций; разъяснять дефиницию – это значит объяснить смысл каждого слова, входящего в него.

Убеждающая функция лекции осуществляется, прежде всего, через доказательность утверждений лектора. Доказательность речи может быть обеспечена разными способами: описанием реальных фактов; приведением доказательства выдвинутого утверждения и т.д.

Увлекающая или воодушевляющая функция. Лекция, помимо сообщения важной и нужной для школьников научной информации, должна увлечь их идеями, заинтересовать их ими настолько, чтобы воодушевить на серьезное и углубленное занятие данной наукой. Лекция должна быть интересной и увлекательной, но это не означает, что она будет развлекательной, хотя не исключаются занимательность, юмор.Лекция обязательно должна эмоциональной, затрагивать учеников, при этом основной переживаемой эмоцией должен быть интерес. Интерес актуализируется, если обнаруживается и узнается что-то новое, поэтому учителю необходимо постоянно поддерживать в учениках этот познавательный интерес. Для этого рекомендуется использовать самые разнообразные приемы. Сформулируем приемы, способствующие активизации познавательной активности учащихся на уроке-лекции:

1. Использование наглядности. Любая наглядность должна быть использована педагогом в разумных пределах с ясно осознаваемой целью.

2. Включение в лекцию проблемных вопросов и ситуаций.

3. Использование суждений учащихся по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущем уроке проводится небольшая письменная работа (целесообразнее дать домашнее задание) с целью выяснения мнения школьников по проблеме, которая будет рассматриваться на лекции. Безусловно, что эта проблема в каких-то аспектах должна быть знакома учащимся.Приведенные в домашнем задании мысли и суждения школьников вставляются в содержание лекции. Слушают старшие школьники лекцию совсем по-другому, поскольку становятся ее соавторами.

4. Актуализация имеющихся знаний учащихся в период чтения лекции с помощью вопросов, анализа конкретных ситуаций.

5. Использование приема намеренной ошибки или неточностей, которые должны быть обнаружены школьниками.

6. Использование опорных схем, тезисов лекций.

7. Организация обратной связи на лекции.Может выражаться в вопросах учащихся, задаваемых по ходу лекции или после нее, в интересе к рекомендуемой литературе, в активном приеме информации и т.д.

Таким образом, успех лекции в значительной степени зависит от двух основных факторов. Во-первых, от учета преподавателем психологических факторовпри подготовке к лекции: составление модели урока-лекции, продумывание ее плана и подбор материала с таким расчетом, чтобы заинтересовать учащихся, вызвать у них определенные чувства, эмоции, убедить в чем-либо и т.д.Во-вторых,при ее чтении: учет особенностей класса, использование приемов поддержания внимания и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Р еферат

Тема: «Уроки - лекции в школе»

Магнитогорск, 2011 г.

ВВЕДЕНИЕ

Лекция (лат. lectio - чтение) - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения). Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения.

В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.

Преимущества: один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей.

Недостатки:

Отсутствие обратной связи,

усреднённость уровня сложности контента лекции,

возможность для разной степени включённости слушателей лекции.

ЦЕЛИ ЛЕКЦИИ

Дидактические и воспитательные цели лекции:

дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;

обеспечить в процессе лекции творческую работу учеников совместно с преподавателем;

воспитывать у обучающихся профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИЯМ

Каждая лекция должна:

иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;

обладать силой логической аргументации и вызывать необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

быть доступной для восприятия.

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ

Учебная лекция должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чём заключается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить её основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.

Количество вопросов в лекции - как правило, от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая её как целостное. В нём могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции.

ШКОЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Уроки-лекции проводятся в школе довольно давно. Двадцать лет назад видный ученый Б.Т. Панов писал: «В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” говорится о необходимости более широкого использования в школьном преподавании лекционного способа изложения материала».

Естественно, что лекционную технологию обучения имеет смысл применять начиная с 8-9-го класса, когда у учеников в достаточной степени сформированы умения внимательно слушать объяснение учителя, выделять в нем главное, правильно оформлять собственные конспекты и т.д.

Классическая школьная лекция имеет четкую структуру, например такую:

I. Актуализация темы, определение задания.

II. Слушание лекции учителя (20-30 минут).

III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

IV. Обсуждение выполнения заданий.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В ФОРМЕ ЛЕКЦИИ

Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.

В случае использования укрупненной дидактической единицы.

Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.

Введение в тему.

Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.

Применение знаний для решения практических задач.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ЛЕКЦИИ

При подготовке к лекции, у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала. Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя.

Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения. Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях.

ТИПОЛОГИЯ ШКОЛЬНЫХ ЛЕКЦИЙ

Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале, как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

Лекция - пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".

Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

Урок - лекция «Парадокс». Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности. Учащиеся фиксируют ошибки, "допущенные" учителем. Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения. Лекции-парадоксы практикуются в старших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.

Лекция - обзор. Лекция-обзор практикуется перед изучением большой темы. Учащимся дается представление о дальнейшей работе и ее содержании. В конце некоторых вопросов излагается дополнительный материал - это перечень литературы, которую желательно прочитать. Опережая события, указываются названия лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать; говоря об их целях, воможных путях выполнения, предлагается подумать и дать свой вариант их осуществления.

ВЫВОД Ы

лекция урок провокация консультация

Школьная лекция не только имеет сходство с вузовской лекцией, но и отличается от нее.

Рассмотрим особенности школьной лекции, схожие с вузовской:

во-первых, лекция на уроке дает возможность учителю преподнести учебный материал не рассредоточено, а компактно, блоком, экономя тем самым время урока;

во-вторых, лекция помогает изложить достаточно сложную научно-учебную проблему;

в-третьих, лекция учит школьников рассуждать логически, грамотно, четко, аргументировано;

в-четвертых, она развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное и правильно оформляя конспект.

Отличия школьной лекции от вузовской:

во-первых, школьная лекция часто перемежается беседой с классом;

во-вторых, во время лекции ученикам могут быть предложены для выполнения в классе задания практического характера;

в-третьих, лекция может сопровождаться заранее подготовленными сообщениями учащихся;

в-четвертых, продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 минут.

Педагогическое мастерство, как и знания, складывается из мелких крупинок ежедневного опыта. Важно не растерять эти крупицы, зафиксировать, учесть и сделать их своим достоянием. Прочитав лекцию, преподаватель сам хорошо видит и чувствует её сильные и слабые стороны: об этом он судит прежде всего по тому, как её приняла аудитория. Он помнит, какие её части и разделы слушались с интересом, в каких местах внимание ослабевало, какие объяснения были излишне детализированы или растянуты, а где слишком схематичны, где не хватало примеров или они были не совсем удачными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Воронеж: Издательство «Учитель», 2001. C. 176.

2. О.И. Горбич. ЛЕКЦИЯ № 3. Вузовские технологии обучения в школе. 2009 год.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. C.368.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Лекция как основная форма преподавания в ВУЗе. Дидактические принципы, предъявляемые к содержанию лекции. Подготовка, классификация, структура, методические основы проведения, критерии оценивания лекции. Оценка качества постановки вузовской лекции.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2008

    Специфика школьной лекции. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке-лекции. Самостоятельная работа учащихся на уроке-лекции. Лекция на разных этапах изучения произведения. Перенос знаний в сферу самостоятельного чтения.

    реферат , добавлен 19.01.2007

    Роль и место лекции в ВУЗе. Отличительные черты лекции как формы учебного процесса. Классификация занятий такого рода, подходы и методические разработки. Подготовка преподавателя к проблемному изложению материала. Особенности современной вузовской лекции.

    реферат , добавлен 11.01.2017

    Преимущества использования мультимедиа в проведении лекции, использование Power Point для её создания. Визуализация процесса обучения и особенности психологии восприятия, лекция-визуализация. Отношение студентов к проблематике обычной вузовской лекции.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2011

    Лекция как метод трансляции информации и обучения. Выдающиеся лекторы прошлого – Платон и Аристотель. Сущность и виды лекций. Вводные, обзорные, проблемные, бинарные лекции. Структура и подготовка лекции. Признаки профессионального мастерства лектора.

    реферат , добавлен 12.02.2009

    Особенности определения темы лекции, ее значения в системе курса, а также подбора необходимой литературы. Порядок определения характера и уровня подготовленности слушателей. Характеристика целостного образа преподавателя в процессе проведения лекции.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2010

    Определение педагогических функций лекции по психологии как основной формы вузовского преподавания. Сущность и дидактические принципы, предъявляемые к содержанию лекции. Схема психологического анализа, методика подготовки и чтения лекции по психологии.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2011

    Реализация принципа проблемности на лекции. Форма проведения лекции: с заранее запланированными ошибками, использованием наглядностей, разбором конкретных ситуаций, в виде пресс-конференций, бесед (диалога с аудиторией), дискуссий. Метод "круглого стола".

    презентация , добавлен 09.04.2014

    Обозначение цели и задания проблемной лекции. Рассмотрение основных требований к реализации данного метода в учебном процессе в высшем учебном заведении. Анализ предложенного сценария проблемной лекции и рекомендации по его эффективному использованию.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Определение типа и формы проводимой лекции, ее основные функции: информационная, стимулирующая, развивающая, ориентирующая, разъясняющая, убеждающая. Принципы управления производственным процессом. Сценарий и этапы проведения семинара по менеджменту.