Основные жанры лирики, примеры произведений. I. «Выходные данные» Лирические произведения список

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение

(отзывы о нем).

II. Структура образов и развития конфликта.

    Тема и идея стихотворения

    Эмоциональная окраска чувств.

    Композиция, сюжет (если есть).

    Образный ряд стихотворения.

    Черты лирического героя.

III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).

IV. Основные особенности поэтического языка.

    Тропы и фигуры.

    Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);

в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

    Ритм, стихотворный размер, рифма.

VI. Личное восприятия стихотворения.

Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.

Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения...) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.

Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.

И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.

КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ АНАЛИЗА

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и чувства лирического героя, выражает состояние и переживание, вызванное каким-либо жизненным обстоятельством или содержащее общественное настроение.

I. «Выходные данные».

Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к стихотворениях, лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.

II. Структура образов и развитие конфликта.

1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие, факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния (ушедшая любовь «Я вас любил», настоящая любовь «Я помню чудное мгновенье», дружба «Мой первый друг, мой друг бесценный...», положение народа и назначение поэзии «Элегия» Н.А.Некрасова).

Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу («Я вас любил...» - благословление ушедшей любви, «Я помню чудное мгновенье» – прославление образа возлюбленной, «Элегия» - призыв к изменению существующего положения.

2. Эмоциональная окраска чувств.

Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В стихотворении М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» мы улавливаем и боль, и страдания, вызванные гибелью поэта, и откровенную ненависть к убийце, не видевшем в Пушкине национального гения, и восхищение талантом великого поэта, и гнев по поводу реакции на эту гибель консервативной части общества.

Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)

3. Композиция, сюжет (если есть).

Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.

Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.

Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии»:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.

С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа:

Событийно-эмоциональные

Эмоционально-изобразительные

Собственно изобразительные или повествовательные

События, факты, обстоятельства, действия, воспомина- ния, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;

М.Ю.Лермонтов

«Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)

Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.

(М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).

Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //

Саваном покрыта

наша сторона //

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь?

Умер? Уж не я ли сам?

(С.Есенин)

В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается

(А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»

Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).

Центром любого лирического произведения являются чувства и переживания человека (например, автора или персонажа). Даже когда произведение описывает события и предметы, это описание проходит сквозь призму настроения автора или лирического героя, в то время, как эпос и драма подразумевают и требуют большую объективность.

Задача эпоса – это описание событий, и взгляд автора в данном случае – это взгляд стороннего беспристрастного наблюдателя. Автор драмы и вовсе лишен «собственного» голоса; все, что он хочет донести до зрителя (читателя) должно быть понятно из слов и действий героев произведения.

Таким образом, из трёх традиционно выделяемых родов литературы – лирики, эпоса и драмы – именно лирика наиболее близка музыке. Она требует умения погружаться в мир переживаний другого человека, которые зачастую носят абстрактный характер, а ведь именно музыка лучше всего способна передавать чувства, не называя их. Лирические музыкальные произведения делятся на несколько типов. Рассмотрим вкратце некоторые из них.

Вокальная лирика

Одним из самых распространённых жанров вокальной лирики является романс. Романсом называют произведение, написанное на стихотворение (как правило, небольшое) лирического характера. Мелодия романса тесно связана с его , и отражает не только структуру стихотворения, но и отдельные его образы при помощи таких средств, как и интонация Композиторы иногда объединяют свои романсы в целые вокальные циклы («К далёкой возлюбленной» Бетховена, «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха» Шуберта и другие).

Камерно-инструментальная лирика

Камерные произведения предназначены для исполнения небольшим составом исполнителей в небольших помещениях и характеризуются большим вниманием к личности человека. Эти особенности делают камерно-инструментальную музыку очень подходящей для передачи лирических образов. Лирическое начало в камерной музыке особенно сильно проявило себя в творчестве композиторов-романтиков («Песни без слов» Ф.Мендельсона).

Лирико-эпический симфонизм

Еще один тип лирического музыкального произведения – лирико-эпическая симфония, которая зародилась в австро-немецкой музыке, и основоположником которой считается Шуберт (симфония C-dur). В такого рода произведениях повествование о событиях сочетается с эмоциональными переживаниями повествователя.

Лирико-драматический симфонизм

Лирика в музыке может сочетаться не только с эпосом, но также и с драмой (например, 40-я симфония ). Драма в таких произведениях проявляется как бы поверх присущей музыке лирической природы, преобразуя лирику и используя ее в своих целях. Лирико-драматический симфонизм получил своё развитие у композиторов романтической школы, а затем и в творчестве .

Как видим, лирические музыкальные произведения могут принимать различные формы, каждая из которых имеет свои особенности и представляет интерес и для слушателей, и для музыковедов.


Посмотрите направо – вы видите, как много людей уже вступили в нашу группу в контакте – они любят музыку и хотят общаться. Присоединяйтесь к нас и вы! А ещё… Давайте послушаем с вами что-нибудь из музыкальной лирики… Например, чудесный весенний романс Сергея Рахманинова.

Сергей Рахманинов “Весенние воды” – стихи Фёдора Тютчева

Жанры лирики помогают нам классифицировать этот особый род литературы, который в первую очередь обращается к личным чувствам поэта и читателя, их настроени...

От Masterweb

17.04.2018 12:00

Жанры лирики помогают нам классифицировать этот особый род литературы, который, в первую очередь, обращается к личным чувствам поэта и читателя, их настроению. Лирика отражает чувствительные переживания, эмоции, часто произведения этого рода литературы характеризуются задушевностью и взволнованностью.

Стихотворение

Стихотворение - основной жанр лирики, который знаком всем без исключения. Это произведение относительно небольшого размера, написанное обязательно стихами.

В широком смысле под стихотворением понимают произведения разных жанров и даже типов, к ним нередко относят элегии, сонеты и баллады, но в XIX-XX веках существовало более четкое определение. В этот период под стихотворением понимали исключительно произведение, позволяющее отразить внутренний мир автора, многосторонние проявления его души, оно должно было быть связано с лиризмом.

С развитием классического стихотворения более ясным стало его предназначение для лирического освоения мира. Отдельно подчеркивалось, что в стихотворении автор всегда стремится соединить жизнь в одном мгновении, сосредоточившись на состоянии окружающего мира. В этой основополагающей функции жанр лирики стихотворение противопоставляется новеллам и рассказам, написанным в стихах, а также лирическим поэмам, в которых описывается большое количество взаимосвязанных между собой переживаний.

Можно встретить много примеров стихотворений в творчестве Пушкина. Жанр лирики, которому посвящен этот раздел нашей статьи, был для него одним из основных в работе. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение "Зимняя дорога".

Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска...Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег... Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне...Скучно, грустно... Завтра, Нина,Завтра к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит,И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит.Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик,Колокольчик однозвучен,Отуманен лунный лик.

Сонет


Изучив основные жанры эпоса, лирики и драмы, вы сможете легко ориентироваться в мировой и отечественной литературе. Еще один популярный жанр, о котором обязательно необходимо рассказать в этой статье, это сонет.

В отличие от большинства других жанров лирики, у сонета строго определенная структура. Он обязательно состоит из 14 строк, которые образуют два катрена и два терцета. Так выглядит классический сонет, но в литературе также популярен так называемый шекспировский сонет, который состоит из трех катренов и одного финального заключительного двустишия. Особую популярность сонет именно в таком виде получил благодаря английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру.

Считается, что в сонете обязательно должен присутствовать эмоциональный и сюжетный перелом. Часто их тема посвящена любви.

В России сонеты также имели определенную популярность. Как правило, их писали 5-стопным ямбом с незначительными отклонениями. Наиболее известны отечественные сонеты Генриха Сапгира, Тимура Кибирова, Сергей Калугина.

В качестве примера можно привести сонеты Уильяма Шекспира, которые на русском языке хорошо известны в переводах Бориса Пастернака.

Измучась всем, я умереть хочу.Тоска смотреть, как мается бедняк,И как шутя живется богачу,И доверять, и попадать впросак,И наблюдать, как наглость лезет в свет,И честь девичья катится ко дну,И знать, что ходу совершенствам нет,И видеть мощь у немощи в плену,И вспоминать, что мысли замкнут рот,И разум сносит глупости хулу,И прямодушье простотой слывет,И доброта прислуживает злу.Измучась всем, не стал бы жить и дня,Да другу трудно будет без меня.

Ода

Среди жанров эпоса, лирики, драмы присутствуют схожие, которые направлены дна реализацию той или иной цели. Например, оды обязаны восхвалять конкретного человека, событие или государство. Подобные аналоги есть и в других родах литературы.

В России ода одно время была чрезвычайно популярна. При этом зародилась ода в Древней Греции, в римской литературе этот жанр лирики был распространен благодаря Горацию. В России его использовали в XVIII веке. Самые яркие представители - Гавриил Державин и Михаил Ломоносов. В пример и приведем произведение Державина.

БОГО Ты, пространством бесконечный,Живый в движеньи вещества,Теченьем времени превечный,Без лиц, в трех лицах Божества,Дух всюду сущий и единый,Кому нет места и причины,Кого никто постичь не мог,Кто все Собою наполняет,Объемлет, зиждет, сохраняет,Кого мы нарицаем - Бог!Измерить океан глубокий,Сочесть пески, лучи планет,Хотя и мог бы ум высокий,Тебе числа и меры нет!Не могут Духи просвещенны,От света Твоего рожденны,Исследовать судеб Твоих:Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,В Твоем величьи исчезает,Как в вечности прошедший миг.Хао́са бытность довременнуИз бездн Ты вечности воззвал;А вечность, прежде век рожденну,В Себе Самом Ты основал.Себя Собою составляя,Собою из Себя сияя,Ты свет, откуда свет исте́к.Создавый все единым словом,В твореньи простираясь новом,Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек.Ты цепь существ в Себе вмещаешь,Ее содержишь и живишь;Конец с началом сопрягаешьИ смертию живот даришь.Как искры сыплются, стремятся,Так солнцы от Тебя родятся.Как в мразный, ясный день зимойПылинки инея сверкают,Вратятся, зыблются, сияют,Так звезды в безднах под Тобой.Светил возженных миллионыВ неизмеримости текут;Твои они творят законы,Лучи животворящи льют;Но огненны сии лампады,Иль рдяных кристалей громады,Иль волн златых кипящий сонм,Или горящие эфиры,Иль вкупе все светящи миры,Перед Тобой - как нощь пред днем.Как капля, в море опущенна,Вся твердь перед Тобой сия;Но что мной зримая вселенна,И что перед Тобою я? -В воздушном океане оном,Миры умножа миллиономСтократ других миров, и то,Когда дерзну сравнить с Тобою,Лишь будет точкою одною;А я перед Тобой - ничто.Ничто! - но Ты во мне сияешьВеличеством Твоих доброт;Во мне Себя изображаешь,Как солнце в малой капле вод.Ничто! - но жизнь я ощущаю,Несытым некаким летаюВсегда пареньем в высоты.Тебя душа моя быть чает,Вникает, мыслит, рассуждает:Я есмь - конечно, есь и Ты.Ты есь! - Природы чин вещает,Гласит мое мне сердце то,Меня мой разум уверяет;Ты есь - и я уж не ничто!Частица целой я вселенной,Поставлен, мнится мне, в почтеннойСредине естества я той,Где кончил тварей Ты телесных,Где начал Ты Духов небесныхИ цепь существ связал всех мной.Я связь миров, повсюду сущих,Я крайня степень вещества,Я средоточие живущих,Черта начальна Божества.Я телом в прахе истлеваю,Умом громам повелеваю;Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!-Но будучи я столь чудесен,Отколь я происшел? - Безвестен;А сам собой я быть не мог.Твое созданье я, Создатель,Твоей премудрости я тварь,Источник жизни, благ Податель,Душа души моей и Царь!Твоей то правде нужно было,Чтоб смертну бездну преходилоМое бессмертно бытие́;Чтоб дух мой в смертность облачилсяИ чтоб чрез смерть я возвратился,Отец! в бессмертие Твое́.Неизъяснимый, непостижный!Я знаю, что души моейВоображении бессильныИ тени начертать Твоей.Но если славословить должно,То слабым смертным невозможноТебя ничем иным почтить,Как им к Тебе лишь возвышаться,В безмерной разности терятьсяИ благодарны слезы лить.

Романс

В жанре лирики произведения, написанные в виде романсов, занимают особое место. Ведь это особый жанр, который находится на пересечении литературы и музыки. Как правило, это небольшое поэтическое произведение, положенное на музыку.

Отечественный романс в основном сформировался в начале XIX века. Большое влияние на него оказал популярный в ту пору романтизм. Самыми известными представителями этого жанра стали Варламов, Алябьев, Гурилев. Во многих русских романсах можно встретить цыганские мотивы, так сформировались даже несколько поджанров. Например, жестокий или салонный романс.

На начало XX столетия пришелся так называемый золотой век русского романса, когда тон задавали Вертинский, Вяльцев, Плевицкая, во времена советской власти этот жанр не утратил своей популярности.

В качестве примера можно привести классический роман Вертинского.

У меня завелись ангелята,Завелись среди белого дня.Все, над чем я смеялся когда-то,Все теперь восхищает меня!Жил я шумно и весело - каюсь,Но жена все к рукам прибрала,Совершенно со мной не считаясь,Мне двух дочек она родила.Я был против. Начнутся пеленки...Для чего свою жизнь осложнять?Но залезли мне в сердце девчонки,Как котята в чужую кровать!И теперь с новым смыслом и цельюЯ, как птица, гнездо свое вьюИ порою над их колыбельюСам себе удивленно пою:-Доченьки, доченьки,Доченьки мои!Где ж вы, мои ноченьки,Где вы соловьи?..Много русского солнца и светаБудет в жизни дочурок моих,И что самое главное - этоТо, что Родина будет у них!Будет дом. Будет много игрушек.Мы на елку повесим звезду.Я каких-нибудь добрых старушекСпециально для них заведу.Чтобы песни им русские пелиЧтобы сказки ночами плели,Чтобы тихо года шелестели,Чтобы детства - забыть не могли!Правда, я постарею немного,Но душой буду юн, как они!И просить буду доброго Бога,Чтоб продлил мои грешные дни.Вырастут доченьки,Доченьки мои...Будут у них ноченьки, будут соловьи!А закроют доченьки оченьки мои,Мне споют на кладбище те же соловьи!

Поэма


В жанре лирики роман нам встретить не удастся, зато его полноценным аналогом можно считать поэму. Это достаточно крупное по объему произведение, которое носит лиро-эпический характер, что и позволяет ему выделяться среди других подобных произведений.

Как правило, оно принадлежит определенному автору, имеет не только стихотворную, но и повествовательную форму. Литературные критики выделяют романтическую, героическую, сатирическую, критическую поэмы.

На протяжении истории литературы этот жанр перенес немало изменений. Например, если много веков назад поэма была исключительно эпическим произведением, в качестве примера можно привести "Илиаду" Гомера, то уже в XX веке появились образцы исключительно лирических образцов этого жанра, к которым можно отнести "Поэму без героя" Анны Ахматовой.

Интересно, что так иногда называют и прозаические произведения. Например, "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева, "Мертвые души" Николая Гоголя, "Педагогическая поэма" Антона Макаренко.

Примером послужит отрывок из "Поэмы без героя" Анны Ахматовой.

Я зажгла заветные свечиИ вдвоем с ко мне не пришедшимСорок первый встречаю год,Но Господняя сила с нами,В хрустале утонуло пламяИ вино, как отрава жжет...Это всплески жуткой беседы,Когда все воскресают бреды,А часы все еще не бьют...Нету меры моей тревоги,Я, как тень, стою на порогеСтерегу последний уют.И я слышу звонок протяжный,И я чувствую холод влажный.Холодею, стыну, горюИ, как будто припомнив что-то,Обернувшись в пол оборотаТихим голосом говорю:Вы ошиблись: Венеция дожейЭто рядом. Но маски в прихожейИ плащи, и жезлы, и венцыВам сегодня придется оставить.Вас я вздумала нынче прославить,Новогодние сорванцы.Этот Фаустом, тот Дон Жуаном...

Элегия


Описывая, какие жанры в лирике заслуживают наибольшего внимания, нужно обязательно рассказать про элегию. Это своеобразный эмоциональный результат глубокого философского раздумья, который заключен в поэтическую форму. Как правило, в элегии автор пытается разобраться в сложных жизненных проблемах.

Элегия зародилась в древнегреческой поэзии. В то время так называли стихотворение, написанного строфой определенного размера, не вкладывая в это понятие больше никакого смысла.

У греческих поэтов элегия могла быть и обличительной, и философской, и печальной, и политической, и воинственной. У римлян элегии в основном посвящали любви, при этом произведения стали более свободной формы.

Первые успешные попытки писать элегии в русской литературе предпринял Жуковский. До этого были пробы пера в этом жанре Фонвизина, Аблесимова, Богдановича, Нарышкина.

Новую эпоху в русской поэзии положил перевод Жуковского элегии Грея под названием "Сельской кладбище". После этого жанр окончательно вышел за риторические рамки, обозначив, что главным является обращение к интимности, искренности и глубине. Такая перемена хорошо заметна в новых приемах стихосложения, которые использует Жуковский и поэты следующих поколений.

К XIX веку стало модно называть свои произведения элегиями, так часто делают Баратынский, Батюшков, Языков. Со временем эта традиция сошла на нет, но элегический тон остался в работах многих поэтов не только XIX, но и XX веков.

В качестве классического примера правильным будет рассмотреть как раз отрывок из "Сельского кладбища" в переводе Жуковского.

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;Шумящие стада толпятся над рекой;Усталый селянин медлительной стопоюИдет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,В туманном сумраке окрестность исчезает...Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,Лишь слышится вдали рогов унылый звон.Лишь дикая сова, таясь под древним сводомТой башни, сетует, внимаема луной,На возмутившего полуночным приходомЕе безмолвного владычества покой.

Баллада


Баллада - известный лирический жанр, к которому часто обращались поэты-романтики в XVIII и XIX веках. В Россию он пришел параллельно с популярностью романтизма в литературе.

Первой русской балладой, которая к тому же была оригинальной и по содержанию, и по форме, стало произведение Гавриила Каменева под названием "Громвал". Но самым известным представителем этого жанра по праву считается Василий Жуковский, который даже получил прозвище от современников "балладник".

В 1808 году Жуковский пишет "Людмилу", которая производит сильное впечатление на окружающих, затем переводит лучшие баллады европейских поэтов-романтиков, под чьим влиянием жанр и проникает в России. Это, в первую очередь, Гете, Шиллер, Скотт. В 1813 году выходит знаменитая баллада Жуковского "Светлана", которую многие литературные критики до сих пор считают его лучшим произведением.

Писал баллады и Пушкин, в частности, к этому жанру многие исследователи относят его "Песнь о вещем Олеге". Чтобы получить полноценное представление об этом оригинальном жанре, в качестве примера приведем отрывок из "Светланы" Жуковского.

Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окномСлушали; кормилиСчетным курицу зерном;Ярый воск топили;В чашу с чистою водойКлали перстень золотой,Серьги изумрудны;Расстилали белый платИ над чашей пели в ладПесенки подблюдны.

Роман в стихах


Роман в стихах - это жанр, который застыл на стыке поэзии и прозы. В нем органично сочетаются композиция, система персонажей, хронотопы, в авторских вариациях возможны аналогии между стихотворным эпосом и непосредственно романом в стихах.

Становление этого жанра происходит, когда уже окончательно оформился жанр поэмы. Роман в стихах, как правило, более объемное произведение, которое ставит перед собой более глобальные задачи. При этом границы между этими жанрами остаются в известной степени условными.

В России самым известным романом в стихах является произведение Пушкина "Евгений Онегин", отрывок из него и приведем в качестве примера. Многие критики считают, что именно на примере этой "энциклопедии русской жизни" можно наглядно увидеть, чем отличается роман в стихах от поэмы. В частности, в первом можно наблюдать развитие характеров персонажей и аналитическую установку, чего не встретить в большинстве поэм.

Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог,Он уважать себя заставилИ лучше выдумать не мог.Его пример другим наука;Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!Какое низкое коварствоПолуживого забавлять,Ему подушки поправлять,Печально подносить лекарство,Вздыхать и думать про себя:Когда же черт возьмет тебя!

Эпиграмма

Эпиграмма - лирический жанр, который одно время был чрезвычайно популярен, хотя многие связывают его больше не с литературой, а с публицистикой и журналистикой. Ведь это совсем небольшое по размеру произведение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретный человек.

В русской поэзии известные эпиграммы начал писать еще Антиох Кантемир. Этот жанр был популярен среди поэтов XVIII века (Ломоносова, Тредиаковского). Во времена Пушкина и Жуковского сам жанр несколько трансформировался, превратившись больше в сатиру салонного характера, схожую с альбомными стихами.

Примером эпиграммы будет одно из произведений Жуковского.

НОВОПОЖАЛОВАННЫЙ"Приятель, отчего присел?"-"Злодей корону на меня надел!" -"Что ж! я не вижу в этом зла!"-"Ох, тяжела!"Василий Жуковский

Лимерик


Закончим наш обзор основных лирических жанров несколько легкомысленным лимериком. Он появился в Англии, имеет четкую форму и определенное содержание.

Лирическое произведение - это особое явление в литературе. Оно открывает потаенный чувственный мир своего создателя, поэтому имеет определенные особенности. Не всегда можно отличить лирику от эпоса или драмы (других литературных жанров). Иногда она заключена не в стихотворные строфы, а в прозу. Достаточно вспомнить лирические отступления Гоголя, Пушкина, стихотворения в прозе Тургенева. И наоборот, поэтически могут обрисовываться эпические произведения. Здесь на ум сразу приходит «Евгений Онегин» Пушкина или «Василий Теркин» Твардовского. Разберем особенности лирического произведения и то, чем оно отличается от эпоса и драмы.

Роды литературы

Искусство, в том числе и словесное, - жизни человека, такой многогранной, полной различных событий. Именно поэтому невозможно отразить ее в полной мере, пользуясь лишь одной схемой. Так и возникли литературные роды - эпос, лирика и драма. Да, они схожи в том, что как в зеркале показывают жизнь людей, но и различаются набором определенных черт. Кратко разберем их.

Для характерно сообщение о каких-либо событиях в повествовательной форме. Причем это может быть как какой-то короткий эпизод из жизни, тогда мы говорим о жанрах новеллы или рассказа, так и более масштабное событие, история семейства или государства (повесть, роман). Главное отличие - все излагается в повествовательной манере, иногда автор прибегает к описаниям или размышлениям.

Драма также имеет определенный сюжет, однако построена она не текстом-повествованием, а четким фиксированием речи действующих лиц (репликами). Таким образом, можно говорить о том, что данный род литературы совмещает в себе черты эпоса и лирики, ведь в последнем на первую роль выходит экспрессия. Еще со времен античности сосуществуют два жанра драматургии: трагедия и комедия. В первом делается акцент на конфликт героя с самим собой, его душевные терзания (вспомним Гамлета Шекспира или Сальери Пушкина). Комедия же описывает жизненные ситуации, порой нелепые недоразумения («Двенадцатая ночь» Шекспира). Трагикомедия - жанр, появившийся сравнительно недавно. Он совмещает в себе черты двух основополагающих столпов драматургии.

Лирика: определение понятия

Что же такое лирическое произведение? Это такой который открывает внутренний мир автора. Причем, он не статичен: мироощущение и связанные с ним чувства могут меняться, так же, как и настроение героя.

Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа. Пожалуй, виды лирических произведений наиболее разнообразны по сравнению с эпосом или драмой. Действительно, мир чувств наиболее многогранен и непостоянен. Даже внутри одного стихотворения настроение поэта может меняться от грусти к радости. Так происходит в произведении «Я вас любил» Пушкина.

Особое место в лирическом произведении занимает лирический герой. Он может отражать как чувства и мысли самого автора, так и спорить с ним.

Чтобы разобраться в данном понятии, достаточно вспомнить «Евгения Онегина» А. Пушкина. Здесь лирическим героем выступает не главный герой «повеса» Онегин, а сам автор, он как бы со стороны рассказывает о данных событиях. Однако, Евгений в одном месте все же принимает на себя роль лирического героя, когда пишет письмо Татьяне.

Литературные жанры

Виды лирических произведений, так же как эпических и драматических, принято называть «жанрами». Примечательно, что у древних греков за каждый вид словесного искусства отвечала своя муза. Эти создания, дочери Зевса и Мнемозины, были добрыми спутницами Аполлона, отвечавшего за искусства.

Всего муз было девять. Каждая из них имела свой характер и род деятельности. Так благородная и в то же время строгая Полигимния отвечала за торжественные пения (гимны), а Каллиопа, отвечавшая за эпос, наоборот, была весьма деловитой и спокойной.

Что же такое литературный жанр? Это основа произведения, своего рода скелет, с помощью которого писатель или поэт создает свой уникальный труд. К примеру, басни известны еще с античных времен, писал их и Крылов. Жанр угадывается сразу же, на это указывает аллегоричность повествования и определенная мораль. Это и будет устойчивыми признаками жанра «басня».

Читателю также важно знать, произведение какого жанра он берет в руки, ведь таким образом создается особое настроение, определяется тональность произведения.

Лирические произведения, примеры которых рассмотрим далее, также подразделяются на жанры. Создавать они могут как торжественное, воодушевляющее настроение, так и грустное, даже скорбное.

Ода и гимн

Как мы уже упоминали, муза торжественных песнопений, гимнов, - Полигимния. Она благородна, порывиста, но в то же время весьма сдержана. Эти произведения отличаются особой торжественностью, их задача прославлять. Гимны отражают восхищение лирического героя. Причем, восхищение, настолько мощное, энергичное и сильное, что невольно хочется встать при его прочтении. Какие же примеры можно привести? Это и начало поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина. Кстати, этот отрывок называют гимном северной столице, Петербургу. Начальные строки: «Люблю тебя, Петра творенье…» сразу задают мощный заряд энергии и мощи.

Гимн может быть выражен и в прозаической форме. «Песня о Буревестнике» Максима Горького именно такова. Ее называют гимном свободе. Именно это состояние символизирует буревестник, бросивший вызов стихии, борющийся с ней.

Еще одним торжественным лирическим произведением является ода. Этот жанр, в отличие от гимна, воспевает какое-либо конкретное историческое событие («Ода на день восшествия…» Ломоносова), явление («Вольность» Пушкина) или лицо («Бог» Державина).

Элегия

Лирическое произведение - это не только мощь и торжественность. Значительная часть стихотворений отражают спокойные чувства, чаще, любовные. С такими произведениями древние греки ассоциировали В ее изображении чаще всего присутствуют черты страдания и нежности. Таковы стихотворения жанра «элегия». Эти произведения грустны, они полны размышлений о любви, также о жизни или судьбе, своем предназначении.

Жанр элегии не остался в античности, многие писатели и поэты активно использовали его. Так, у Пушкина это «Я вас любил» или «К морю», у Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», есть примеры элегий и в литературе XX века, например, у Ахматовой есть «Мартовская элегия», а у Блока «Осенняя элегия».

Эпистола и эпиграмма

Весьма популярно в литературе эпистолярное лирическое произведение. Это ни что иное, как послание. Данный жанр позволяет раскрыть самые сокровенные чувства и желания. Стоит вспомнить лишь хрестоматийный пример послания - пушкинское «К Чаадаеву». Или стихотворение С. Есенина «Письмо Матери». Важно отметить, что бывают случаи, когда данный жанр включает в себя элементы элегии. Например, послание А. Пушкина к А. П. Керн (знаменитое «Я помню чудное мгновенье»). Здесь помимо обращения к любимой есть и размышление о своих ощущениях, своеобразная рефлексия того, что происходило с поэтом во время встреч с любимой.

Эпиграмма (еще ее называют «сатира») - еще один Эти произведения весьма коротки, их главная задача - высмеять кого-либо. Сатира может быть более развернутой, она обличает какое-либо общественное явление. В этом жанре весьма успешен был поэт XVIII века Кантемир.

Сонет

Особого внимания заслуживает сонет. Этот литературный жанр требует от поэта строгого соблюдения формы. Главное в сонете - 14 строк. Различают английскую версию (три четверостишья и два двустишья) и французскую (два четверостишья и два трехстишья). Последняя прижилась во время эпохи поэтов-символистов. Ей пользовались Блок, Бальмонт, также Брюсов. Классический английский сонет известен миру по творчеству Шекспира.

На вопрос Приведите пример лирических произведений русской литературы. заданный автором Кирилл Панюков лучший ответ это Лирическое произведение - это произведение, относящееся к лирике.
Лирика - один из трех родов худодественной литературы (эпос, лирика, драма) , вид поэтического творчества, который выражает чувства и переживания по поводу события или факта.
Лирика отражает собственное "я автора".
В. А. Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
А. С. Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный… ", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд… ", "Анчар", "На холмах Грузии", "Я вас любил… ", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье… "), "Мадона", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти"и др.
Н. А. Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей… ", "Рыцарь на час", "Умру я скоро… ", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия"
Ф. И. Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа… ", "Еще земли печален вид… ", "Как хорошо ты, о море ночное… ", "Я встретил вас… ", "Чему бы жизнь нас ни учила… ", "Фонтан", "Эти бедные селенья… ", "Слезы людские, о слезы людские… ", "Умом Россию не понять… ", "Я помню время золотое… ", "О чем ты воешь, ветр ночной? ", "Тени сизые сместились… ", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый… " и другие
А. А. Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом… ", "Еще майская ночь… ", "Шепот, робкое дыханье… ", "Это утро, радость эта… ", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым… ", "Учись у них - у дуба, у березы… ", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист… ", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад… "и др.
И. А. Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр… ", "И цветы, и шмели, и трава… ", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо… ", "Сумерки"
А. А. Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы… ", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна… ", "Земное сердце стынет вновь… ", "О, весна без конца и без краю… ", "О доблестях, о подвигах, о славе… ", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия"и др.
А. А. Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе… ", "Перед весной бывают дни такие… ", "Заплаканная осень, как вдова… ", "Я научилась просто, мудро жить… ", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати… ", "Не с теми я, кто бросил землю… " и др.
С. А. Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная… ", "Не бродить, не мять в кустах багряных… ", "Не жалею, не зову, не плачу… ", "Мы теперь уходим понемногу… ", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая… ", "Я покинул родимый дом… ", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги… ", "Неуютная жидкая лунность… ", "Спит ковыль. Равнина дорогая… ", "До свиданья, друг мой, до свиданья… " и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы? ", "Послушайте! ", "Нате! ", "Вам! ", "Скрипка и немножко нервно" и др.
Источник: Что такое лирическое произведение ссылка

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Приведите пример лирических произведений русской литературы.