Чайная церемония в Японии: в поисках идеала. Японская чайная церемония. Символика и порядок проведения чаепития

На первый взгляд, этот вопрос может показаться глупым, ведь каждый знает, что традиционные напитки в Японии - это чай и сакэ. Однако в последнее время все больше японцев увлекается кофе, в основном растворимым, который пьют на работе, и фруктовыми соками. С минеральной водой японцы познакомились всего несколько десятилетий назад, и совсем недавно она перешла из категории очень дорогих деликатесов в раздел доступных большинству населения напитков.

Из алкогольных напитков большой популярностью пользуется пиво: дешевое отечественное, более дорогое - произведенное по лицензиям известных иностранных фирм и самое дорогое - импортное. Не отказываются японцы и от вина, завезенного впервые в Японию португальцами в XVI веке, пьют и виски, но все-таки отдают предпочтение сакэ, которое, как правило, предварительно подогревают, хотя в некоторых случаях пьют и холодным. Подробнее об этом напитке мы писали в соответствующей статье: .

И все же, несмотря на взаимопроникновение культур и расширение ассортимента напитков, употребляемых жителями современной Японии, в умах представителей других стран японцы и чай - понятия неразделимые, поскольку в «стране чайных домиков» чаепитие - это не просто утоление жажды, это - особый ритуал. Тя-ною (японская чайная церемония) - особый вид творчества, требующий тишины, уединения и покоя и позволяющий насладиться созерцанием природы и предметов искусства, молчаливым раздумьем и утонченным общением.

Японское чаеводство расцвело в XII веке, когда было обнаружено, что высококачественный китайский чай можно выращивать в южном пригороде Киото (до этого в течение столетий японцы пили низкосортный местный чай). Жители Японии насчитывают огромное число сортов чая, но все их можно подразделить на два основных типа - чай листовой и чай-пудра.

Гёкуро (в дословном переводе - «драгоценная капля») - это высший сорт зеленого чая, который готовится из первых верхних листочков чайного куста. Если стереть его в пудру, получится мат-тя , который используется исключительно для чайной церемонии. Чай второго сбора, то есть приготовленный из листиков, расположенных как бы на втором ярусе куста, называется сэн-тя и, в общем-то, обозначает в Японии зеленый чай в целом. Этот сорт тоже достаточно дорог, поэтому его подают в хороших ресторанах и дома во время приема гостей. Наиболее распространенным в повседневной жизни является бан-тя , который готовится из более крупных и старых листьев нижней части куста и содержит мало кофеина. Этот недорогой вид чая подают бесплатно во всех ресторанчиках и кафе. Если бан-тя поджарить, в нем появляется едва уловимый запах дымка, который приятно освежает, поэтому его пьют летом в холодном виде.

Экономные японцы используют чайный куст максимально, поэтому в Японии существует еще один вид чая - куки-тя , который тоже пьют холодным,- он готовится из веточек и стеблей чайного куста и, соответственно, практически совсем не содержит кофеина. Что бы у куки-тя появился выраженный чайный вкус, его не заваривают, а варят.

Помимо традиционного зеленого чая существуют и чайные напитки. Так, например, гэммай-тя - это смесь крупнолистового зеленого чая с воздушными зернами риса; муги-тя - это ячменный чай, который пьют холодным; комбу-тя - чай, приготовленный из растертой в пудру морской капусты. В особо торжественных случаях готовится сакураю , то есть «чай из сакуры», представляющий собой заваренные кипятком подсоленные цветы сакуры.

В отличие от более любимого японцами зеленого чая, практически каждый сорт которого имеет индивидуальное название, все разновидности черного чая называются одним словом - ко-тя .

Чашка зеленого чая, называемая о-тя , является в Японии символом человеческого общения, поскольку подается практически во время всех встреч. Доля зеленого чая составляет около 80% всех потребляемых в стране напитков. Приготавливается он довольно просто: небольшой фарфоровый чайничек споласкивают горячей водой, засыпают в него заварку, заливают ее кипятком, закрывают чайник крышкой и дают напитку настояться, после чего разливают по чашкам, не разбавляя.

Есть несколько стран мира, в которых особо любят чай и относятся к нему по-особенному. В числе таких стран и Япония. Сегодня мы расскажем немного о традиционном чаепитии японского народа, об особенностях и видах японского чая и о том, как его правильно выбирать и заваривать.

Традиции чаепития

В Японии пьют традиционный зеленый чай неспроста. Простое, казалось бы, чаепитие для них является настоящей традицией, благодаря которой они могут набраться сил, избавиться от усталости, продлить свою молодость, избавиться от многих недугов, укрепить здоровье и очистить душу. Ни один житель Японии не будет покупать второпях первый попавшийся сорт чая. К этому вопросу они подходят со всей серьезностью, так же, как и к самому завариванию напитка и его употреблению.

Традиция подобного чаепития уходит корнями глубоко в древность – еще во времена Будды монахи пили чай, восстанавливая силы. Несомненно, с тех пор сам процесс и некоторые ритуалы неоднократно менялись. Что же касается тех традиций, которые существуют и по сей день, то они зародились еще в пятнадцатом веке. Был продуман до мелочей сам этикет, из которого можно узнать, о чем стоит вести беседу за чаем, а о чем затевать разговор нельзя.


По японским традициям церемония должна проходить в специально отведенном для этого месте – чайном домике. Как правило, его располагают в саду. Для самой церемонии нужен специальный чайный набор, в который входят различные шкатулки для хранения чая, котел для кипячения воды, чайник и чашки, специальные ложки и традиционный венчик. Во время таких церемоний заваривают порошковый зеленый чай, который следует взбивать венчиком. В итоге чай получается с небольшой пенкой.

Во время того как хозяин дома готовит напиток, разговаривать нельзя. Как только будет завершен ритуал, а гости получат отдельные чаши с чаем, можно начинать беседу. Говорить можно лишь на те темы, что указаны в специальном свитке, который есть в каждом чайном домике.

Во время таких традиционных бесед не принято обсуждать новости, какие-то проблемы. Чайная церемония – это своеобразный ритуал очищения мыслей и души, оздоровления духа и тела.



Особенности напитка

Японский чай – это особенный и неповторимый напиток, который имеет богатый состав и массу полезных веществ. Выращивают чай в нескольких точках страны еще с древних времен. Если погодные условия позволяют, сбор урожая происходит порой до четырех раз в год. Местные жители считают, что самый лучший чай – тот, что был собран с середины мая до середины июня. Его описание говорит о том, что он имеет более глубокий цвет после заваривания, к тому же такие чайные листы концентрируют в себе максимальную пользу.

Второй урожай обычно бывает в августе. В итоге напиток получается уже не такой терпкий, более мягкий на вкус, а цвет напитка – более светлый.

Самые лучшие сорта японского чая собирают вручную, дабы не повредить нежные листья и сам кустарник. Именно поэтому жители Страны восходящего солнца наиболее ценят так называемый крупнолистовой чай.

Чайные листы, выращенные на различных японских плантациях, отличаются по вкусу. Это происходит оттого, что разные сорта чая выращивают в особых условиях. В некоторых случаях чайные кусты полностью укрывают от солнца. Также на вкус влияет и то, каким именно способом и методом были высушены листы.


Виды

Существуют самые различные сорта чая из этой удивительной страны. Есть рисовый, есть «Генмайча», «Кокейча», «Собача», «Гекуро» и так далее. Кроме того, существуют такие разновидности, как порошковый чай или травяной. Чтобы вы смогли сделать правильный выбор, расскажем немного о самых популярных сортах зеленого чая из Страны восходящего солнца.

Самый популярный и востребованный сорт зеленого чая в этой стране – это «Сенча». Главная особенность этого вида чая состоит в том, что сушат его особым, нетрадиционным методом. Дело в том, что после сбора урожая чайные листья не сушат в классическом понимании, а пропаривают. В итоге листья скручиваются в очень тоненькие трубочки, которые чем-то даже напоминают хвойные иголки. Чаинки получаются весьма крупные, и порой на дне коробки можно обнаружить чайную пыль, что вполне допустимо.


Одним из наиболее популярных и ценных считается сорт «Гекуро», технология выращивания которого была изобретена очень давно. Дело в том, что кусты с нежными чайными листочками полностью закрывают от солнца так, чтобы ни один солнечный луч не смог попасть на листья. Японцы утверждают, что именно благодаря такой технологии получается производить максимально полезный чай, который богат витаминами, аминокислотами и другими полезными элементами. Процесс сушки этого сорта тоже весьма деликатен: бережно собранные листочки скручивают и сушат так, чтобы они сохранили свою целостность и пользу.


"Гекуро"

«Генмайча» – еще один необычный сорт, главная особенность которого заключается в том, что в пачке с таким чаем можно найти прожаренные зерна риса. Как правило, такой чай делают на основе самого популярного японского чая «Сенча».

Обычно добавляют два или даже три сорта риса. Чем темнее зерна риса и чем лучше он прожарен, тем богаче и насыщеннее становится вкус чая.


"Генмайча"

Еще один популярный чай, который многие называют порошковым – это «Матча». Выращивают его по той же технологии, что и вышеописанный сорт «Гекуро», только вот листья после сбора не сушат в скрученном виде, а просто сушеные листья перемалывают в порошок. Готовый напиток имеет немного сладковатый вкус, насыщенный густой цвет и особый аромат.

Помимо традиционных сортов, японцы весьма неравнодушны к ароматизированным чаям. Стоит сразу упомянуть о том, что все ароматизаторы – исключительно натуральные, никакой химии не используется. Как правило, в популярные сорта чая добавляют цветы липы, лимонник, цветы сакуры и так далее. Иногда в составе чая может быть и просто вишня или ее цветы.


Обычно с помощью натуральных трав ароматизируют популярнейший сорт «Сенча», от чего он становится не только вкуснее, но еще и полезнее. Цветы сакуры положительно влияют на работу нервной системы, оказывая успокоительный эффект. Также цветы этого благоухающего дерева помогают облегчить кашель. Такой напиток обладает мягким, немного сладковатым вкусом.

Также сорт «Сенча» отлично сочетается с различными лесными травами, чабрецом, корочками цитрусовых, корицей, миндалем и даже айвой. Удивительно, но японцы умеют обогатить такой благородный напиток, как чай, таким образом, что его польза становится просто огромной.

Как выбрать?

Зная особенности каждого из сортов, выбрать правильный чай будет несложно. Обращайте внимание на то, что страна-производитель и страна, которая занимается фасовкой, должна быть одна. Качественные сорта от проверенных производителей не могут продаваться в дешевых пачках, потому упаковка хорошего чая зачастую бывает жестяной. Если в составе, помимо чайных листьев и природных добавок, есть ароматизаторы, то перед вами не настоящий чай.


После того как вскроете пачку, можно как следует разглядеть листья. Если по описанию они не похожи на тот или иной сорт, которые мы описывали выше, то, скорее всего, перед вами чай низшего качества.

Воздействие на организм

Полезные свойства такого напитка, как японский чай, известны давно. Начнем с того, что чайные листья содержат в себе большое количество калия, который положительно влияет на работу сердца. Также целебный напиток содержит такие вещества, как танин и катехин – эти вещества приносят огромную пользу организму человека, предотвращая появление и развитие раковых клеток.

Регулярное употребление такого тонизирующего напитка не только улучшает работу сердца и нервной системы, укрепляя иммунитет, но и снижает уровень плохого холестерина в крови, выводит шлаки и токсины, придает сил, способствует похудению и поднимает настроение.

Такой напиток уже давно признан природным антиоксидантом, поэтому положительно влияет на молодость и красоту кожи, волос и ногтей. Кроме того, жители Японии уверены в том, что этот целебный напиток способен продлить жизнь.



Как правильно заваривать?

По традиции японцы заваривают чайные листья два раза и даже больше. Как правило, первую заварку просто сливают, чтобы омыть листья и избавить их от терпкой горечи. Нужное количество заварки кладут на дно прогретого чайника, заливают небольшим количеством воды так, чтобы полностью покрыть листья. После тридцати-сорока секунд воду можно сливать, а заварку снова залить кипятком.

Чтобы чай получился вкусным и максимально отдал все свои полезные свойства полученному напитку, нужно соблюдать и другие правила.

  • заварочный чайник никогда не должен быть холодным, его следует прогревать, налив в него небольшое количество кипятка и ополоснув;
  • И еще несколько советов для всех, кто любит именно такой полезный напиток, как зеленый чай:

    • не наливайте слишком много чая в чашку сразу – налейте примерно треть чашки, чтобы сполна насладиться вкусом и ароматом напитка;
    • во время повторного заваривания не нужно ждать слишком долго, можно приступать к чаепитию уже спустя минуту, так как листья уже раскрыты;
    • между повторными завариваниями не должно проходить много времени – если листья уже остынут, то вкус напитка будет иным.

    В следующем видео «Японская Ассоциация экспортеров чая» раскроет вам все секреты японского чая.

Первоначально чайная церемония появилась как одна из форм практики медитации монахов-буддистов и стала неотъемлемым элементом японской культуры.

Чай был завезён в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком - его пили во время медитаций и подносили Будде.

По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать всё большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая.

В целом действие чайной церемонии представляет собой специально организованную встречу хозяина - чайного мастера - и его гостей для совместного отдыха, наслаждения красотой, беседы, сопровождаемых употреблением чая.

Чаепитие проводится в чайном домике на территории которого находится сад, куда гости могут переместиться в процессе церемонии.

Источник: http://vobche.livejournal.com/

В ясную погоду он защищает от яркого солнца, создавая спокойный полумрак... В саду высаживают различные вечнозелёные кустарники, бамбук, сосны и кипарисы.

Также в нём в «естественном» порядке, имитирующем природный беспорядок и случайность, располагаются камни, поросшие мхом, и старые каменные фонари.

Если церемония проводится в тёмное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику.

Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии принципа «ваби» — естественности и простоты. В нём не должно быть ничего нарочитого, резко выделяющегося.

Он состоит из одной или нескольких комнат, в которые ведёт вход, узкий и низкий, так что пройти в него можно только сильно наклонившись. Такая конструкция входа имеет символический смысл - она заставляет любого, кто входит в домик, низко поклониться, независимо от его общественного положения.

В прошлом низкий вход давал ещё один эффект - самурай не мог войти в чайный домик с длинными мечами, и оружие приходилось оставлять снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, одолевающие человека в мире, и сосредоточиться на церемонии.

В соответствии с обычаем традиционного японского дома, входя в чайный домик, обувь гости оставляют у порога. Их встречает хозяин или хозяйка дома.

Самая важная часть церемонии - приготовление и питьё густого порошкового зелёного чая. Весь процесс проходит в полном молчании.

Чай засыпается в керамическую чашу, туда же заливается небольшое количество кипятка, содержимое чаши размешивается бамбуковой мешалкой до превращения в однородную массу и появления зелёной матовой пены.

Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции. Хозяин готовит чай в отдельной чашке для каждого из гостей.

Непосредственно перед чаепитием подаются «омогаси» — сладости к чаю.

Омогаси предназначены не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую — насыщать.

Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подаёт гостям (традиционно — по старшинству, начиная с самого старшего или самого почётного гостя).

Гость принимает чашу правой рукой и ставит её на левую ладонь. После первого глотка, чашу следует провернуть три раза "против часовой стрелки", а затем допить остатки чая .

Завершается процесс чаепития поднесением чаши к голове и поклоном.

Начинается беседа. Эта часть церемонии — отдых, во время неё не говорят о делах, повседневных заботах.

Затем хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению.

Некоторые церемонии продолжаются более 4-х часов. Но существует несколько различных сокращённых вариаций для ситуаций, когда проведение её в «классическом» варианте невозможно.

Юлия Верн 6 130 1

Скрупулезность и этичность японского отношения к сущему, не могла не найти отражения, как в самом процессе чаепития, так и всех составляющих его элементах окружения. Месту проведения классического ритуала уделяется огромное значение, можно сказать, что это - отражение японской жизненной философии.

Территория, где расположен тясицу, всегда огорожена добротным, высоким деревянным забором, куда попасть можно только через строго отведенное место - тяжелые ворота, створы которых, не издают ни малейшего звука, несмотря на свой массивный вес. Открываются ворота, только перед началом проведения церемонии, когда начинается сбор гостей, которые никоим образом не должны мешать хозяину чайного дома в приготовлении к торжественному процессу.

Тясицу на берегу живого пруда, где плескаются увесистые карпы, может быть не единственным строением ансамбля. Расположение строений никак не регламентируется, однако всегда исполняется только один закон - любая строительная и культурная деятельность человека, должна строго вливаться в окружающую природу сада, служить ее продолжением и не выделяться на общем фоне цветовой гаммы.

Кроме тясицу, на территории сада зачастую расположены отдельные скромные домики, выполняющие роль прихожей, где гости могут сменить обувь и оставить верхние одежды в зимний период, а также - гостевые павильоны, где собираются участники церемонии, перед походом в главное сооружение - тясицу, находящегося в центре сада - тянива, по специально вымощенной природными камнями дорожке - родзи.

Тянива

Территория сада, как правило, скромно невелика, это позволяет обслуживающему персоналу постоянно поддерживать ее в идеальном состоянии. Чайный сад всегда имитирует какой-либо участок дикой природы, со свойственной ей природной беспорядочностью, которую точно обыгрывают старательные японские мастера.

Флора чайного сада представлена в большинстве вечнозелеными кустарниками и деревьями, бамбуком, кипарисами, соснами. Среди поросших мхом «диких» камней притихли еле заметные на общем фоне старинные фонари, освещающие тусклым, мягким светом, который не помешает сосредоточению, дорожку к чайному домику - родзи, в темное время суток.

Родзи

Чайная дорожка строится таким образом, чтобы ее внешний вид ничем не отличался от каменистой тропинки в горах - камни всегда неправильной геометрической формы, разной расцветки и размеров. Буквальный перевод с японского «Родзи», означает - «земля, покрытая росой». В древние времена, путь к тясицу устилали дорогой, по тем временам, бумагой, для того чтобы одежды богатых гостей не вымокли в росе.

В конце родзи всегда расположен вымощенный камнем колодец с чистейшей родниковой водой, откуда черпают воду гости с целью омовения, прежде чем преступить порог тясицу.

Тясицу

Чайный домик является классическим олицетворением основого принципа «ваби», заложенным Мурата Дзюко - никаких ярких, бросающихся в глаза и отвлекающих внимание вещей и принадлежностей. Общая цветовая гамма одинакова на всей площади помещения от центра до самого скрытого уголка и представлена мягкими, со смазанными границами, желто-коричневыми оттенками. Свет внутри тясицу всегда рассеянный, падающий сверху-вниз, тем самым ограничивая рождение теней. Внешний вид чайного домика имеет вид скромного крестьянского жилища с соломенной крышей.

Внутреннее помещение состоит всего из одной комнаты, в которую попасть можно через узкий и низкий проход, что заставляет каждого входящего в тясицу, поклонится, независимо от его статуса в обществе. Кроме того, в древние времена, в чайный домик не могли пройти вооруженные самураи - их мечи катана и вакидзаси, были настолько длинными, что протиснуться в столь узкий вход, не снимая их с пояса, было невозможно.

Окна тясицу квадратной формы, расположены в ряд, под самым потолком, тем самым, не позволяя суетности окружающего мира нарушить внутренний покой и гармонию душевного мира во время чаепития. Однако если чайный сад представляет особую гордость хозяина, то стены тясицу могут раздвигаться, позволяя гостям с достоинством оценить старания чайного мастера по содержанию своего сада.

Внутреннее убранство комнаты также не блещет изысканностью - стены покрыты слоем матовой глины, препятствующей порождению световых бликов, у входа обязательно расположена символическая ниша, в которой находится курильница благовоний и цветочная ваза.

Интересно знать!
На стенах обязательно наличие висящих развернутых свитков с изречениями великих чайных мастеров прошлых столетий, содержание которых подбирается хозяином к каждой церемонии.

Из живописи, может находиться единственный портрет, с изображением мастера, также из списка великих. В зимний период посреди комнаты располагается очаг, вылитый из бронзы, на котором нагревается вода для будущего напитка.

Чайная утварь

Вся посуда, необходимая для приготовления чайного напитка, не обязательно должна быть оформлена в едином художественном стиле, однако должна отвечать однотипности, представляющей единый ансамбль. Кроме того, обязательным требованием к каждой утвари, является ее почтенный возраст, который характеризуется многовековыми потемнениями и царапинами, являясь при этом безупречно чистой. В отличие от европейцев, которые любят натирать свои чашки и ложки до блеска, доводя их до состояния новых предметов, японцы очень ценят дух прошедших времен в каждой миске, чашке и ложке.

Из посуды, обязательно представлены: небольшая коробочка для хранения сухого чайного сырья, котел для нагревания воды или чайник тэцюбин из чистой меди, чаша для совместного питья или отдельные глиняные чашки для каждого из гостей, имеющие грубый, необработанный вид, несколько ложек и мешалка, изготовленных из бамбука.

Густой и жидкий японские чаи

В процессе любого японского чаепития используются две разновидности чайных напитков, приготовленных из одного чайного сырья маття, но имеющих разную консистенцию. Для приготовления густого чая - «Койтя» требуется в три раза больше весовых частей чайного порошка, чем для «Юсуття» - жидкого чая.

Употребление койтя - первая часть ритуального пития чая, когда всем гостям предлагается испить по очереди из одной чаши, символизируя единение людей между собой и чайным домом. Питие юсуття происходит, как правило, в менее официальной обстановке, со сладостями и беседами, позволяя провести время с пользой и полным расслаблением. Жидкий чай всегда подается в индивидуальных чашках.

Порядок проведения чаепития

После переодевания в подготовительном помещении, приглашенные следуют в гостевой павильон, где, обмениваясь информацией друг с другом, создают общий фон предстоящего чаепития. По сигналу мастера, все следуют по каменистой дорожке в тясицу, что является очень символичным процессом - в этот момент гости не просто идут пить чай, а отождествляют свой путь как уход от бытовых проблем, отречения от мирской суеты.

Перед входом, гостей встречает хозяин, который после скромного приветствия, предлагает гостям совершить обряд омовения, который, в свою очередь символизирует очищение души и тела. Поочередно участники зачерпывают свежей воды из колодца деревянным ковшом на длинной бамбуковой ручке, омывают лицо, руки и рот, затем ополаскивая ручку ковша, передают его следующему участнику.

Тесный проход внутрь чайного дома - последний рубеж, отделяющий обыденность внешнего мира от внутреннего царствия величественного спокойствия и умиротворения человеческой души и мысли.

Первое, на что должны обратить гости, это - токонома, та самая ниша в стене у входа, на которую, только что, хозяин установил и подпалил курильницу с благовониями, поместил букет свежих цветов и развернутый свиток с изречением. Последние три вещи определяют тему предстоящего чаепития и отражают настроение хозяина, которым обязательно должны проникнуться все участники церемонии. Хозяин входит через некоторое время, после того, как спина последнего гостя исчезла во входном проеме - необходимо дать время участникам, для того, чтобы не торопясь, оценить убранство помещения и старания чайного мастера, который очень рад приходу гостей, хотя его внешнее спокойствие и молчание, мало указывает на это.

Гости располагаются вокруг чайного татами, место хозяин - у очага, на котором греется вода для напитка. Для снятия напряжения вследствие чувства голода, подаются первые блюда, объема небольшого, но достаточного для утоления голода - кайсеки. Японцы считают, что чаепитие нельзя проводить на голодный желудок - голод не даст в полной мере проникнуться жизненной философией и насладиться прекрасным ароматом и вкусом чайного напитка. Название кайсеки, также, достаточно символично - так раньше назывался горячий камень, который монахи носили за пазухой, чтоб притупить чувство голода.

После кайсеки, наступает время омогаси - легкие сладости, не отличающиеся большим количеством сахара и пряностей, больше напоминающие диабетический продукт, нежели, чем сладкие пирожные.

После легких закусок, гости должны удалиться из помещения, а пока хозяин сменит свиток в нише на тябана - относительно красочный букет из живых или высушенных цветов либо веток деревьев. Каждый элемент тябана весьма красноречиво продолжает долгий рассказ о целях настоящего чаепития и возжеланиях чайного мастера. К примеру, сосновая ветвь и цветок камелии символизируют долговечность в сочетании с нежностью.

После возвращения гостей, начинается самая важная, медиативная часть церемонии - приготовление густого зеленого чая из порошкообразного сырья. Процесс проходит в полной тишине, слышны лишь звуки деятельности чайного мастера, которая отточена настолько скрупулезно, будто это не приготовление напитка, а - сложенная веками, передающаяся из поколения в поколение, тихая, спокойная песнь, что таковым и является.

В такт своему дыханию, под пристальным молчаливым взором гостей, мастер проводит символическое очищение посуды, засыпает небольшой объем порошка в грубую глиняную чашку и заливает некоторым количеством кипятка, постоянно помешивая содержимое бамбуковой мешалкой до появления светло-зеленой, непрозрачной пены. После добавляется еще необходимое количество кипятка до достижения требуемой консистенции.

Движение готового напитка по кругу начинается с самого старшего или самого почетного гостя, которому хозяин с поклоном передает чашу. Гость принимает посуду правой рукой и перекладывает ее на левую, укрытую шелковым платком, делает небольшой глоток. Затем вновь берет чашу правой рукой и, помещая платок на татами, обтирает край чаши салфеткой и передает ее следующему участнику. Каждый гость повторяет ритуал до тех пор, пока чаша не вернется к хозяину. Такие отработанные действия символизируют общее единение, доверие и дружбу между всеми участниками церемонии. Если в древности, воеводы воюющих между собой кланов, участвовали в объединяющем чаепитии, то между врагами заключалось долгое перемирие, которые никто не имел права нарушить.

После употребления густого чая, хозяин вновь пускает по кругу уже пустую чашу, чтобы каждый из присутствующих смог по достоинству оценить ее форму и ощутить прикосновение.

Следующим этапом церемонии является приготовление и испитие жидкого чая, который заваривается из того же порошкового сырья, но имеет более жидкую консистенцию и передается гостям в индивидуальных чашках. Этот процесс более расслабленный, сопровождающийся употреблением сладостей и дружественными беседами о чае, гостеприимности хозяина, а также - обсуждением изречения из свитка и содержания цветочной композиции в токонома. В разговорах считается невежливым и неэтичным обсуждать повседневные проблемы и заботы, делиться душевными переживаниями и рассказывать о личной жизни.

Раскрытие бутонов цветов в токонома и уход с извинениями хозяина, символизируют завершение чайной церемонии, говоря гостям, что пора собираться. Гости поочередно встают, обязательно уделяют внимание очагу и выходят на улицу, где их учтивыми поклонами провожает мастер.

Через некоторое время хозяин возвращается в тясицу, проводит несколько минут в задумчивом осознании и воспоминаниях прошедшей церемонии и начинает уборку - выносит чайную утварь, вытирает татами, убирает цветы и свиток, после чего покидает помещение. Оставить помещение тясицу в том же состоянии, что до начала чайной церемонии - без каких-либо признаков проведенного мероприятия, значит оставить след церемонии только в сознании ее участников.

Чайные школы Японии

Чайное мастерство - отдельная наука, постичь которую дано только избранным. В современной Японии, достаточно многие желают обучиться искусству организации чайных церемоний, но предварительный отбор в школы проходят далеко не все желающие.

В школе обучают не только мастерству движений во время приготовления напитка и поведению с гостями, но и основной философии дзэн-буддизма, без осознания и смирения с которой, стать истинным чайным мастером попросту невозможно.

Самыми дорогими и чтимыми чайными школами Японии является триада учебных заведений, основателем которых явился сам Сенно Рикю, трагически погибший по желанию своего коварного правителя. Все школы, показывая фамильное родство между собой носят приставку «Сен» в своем названии:

  • Сансенке - основная школа;
  • Урасенке - самая большая школа;
  • Омотесенке - вторая по величине и самая молодая среди триады школ.

"Я знаю, что традиционным напитком русских является не водка, а чай", - с улыбкой сказал Великий мастер чайной церемонии в Японии Гэнсицу Сэн.

В зале, где должен был начаться мастер-класс по приготовлению чая, было не протолкнуться. Гости внимательно следили за происходящим, боясь пропустить важную деталь в процессе заваривания известного японского напитка.

"В России люди предпочитают черный чай. Он очень вкусный. Но я бы все же рекомендовал вам пить зеленый чай. В нем больше витаминов и антиоксидантов", - сказал мастер, усаживаясь на татами, где уже стоял чугунный сосуд с кипятком.

Он похвастался, что в возрасте 87 лет ведет активный образ жизни: преподает в университете, проводит мастер-классы, много путешествует. Кроме того, на него возложены дипломатические функции Посла доброй воли ООН и обязанности почетного консула ряда стран в Киото.

"У меня все зубы свои. Зрение хорошее. Рукопожатие крепкое. И все это благодаря целебным свойствам чая", - похвастался Мастер. Он и на самом деле выглядел бодрячком. То и дело вскакивал, быстро расхаживал по всему залу, ухаживал за студентками, которые толпились у входа.

При этом он еще успел показать, как готовится чудодейственный японский напиток. Как оказалось, церемония состоит из внушительного свода правил и ритуалов, на изучение которых можно потратить не один год. Здесь и многочисленные раскланивания, и сидение на коленях на жестком татами, и смахивание несуществующей пыли фиолетовым шелковым платком с чайной утвари, и обращения к природе со словами благодарности.

Перечислять можно до бесконечности. Если убрать эту красивейшую, наполненную глубочайшей философией часть, то технически японский чай готовится довольно просто. Зеленый порошок чая заливается горячей водой черпачком из чугунного сосуда. Затем масса взбивается до образования пены бамбуковым венчиком. Готовый напиток желательно предлагать после того, как гости уже опробовали сладости.

"Я не имею ничего против чая в пакетиках. Многим людям он нравится", - сказал Мастер. Но его слова, как выяснила корреспондент "РГ", являются лишь дипломатическим признанием вкусов других людей.

Когда корреспондент "Российской газеты" попросила Гэнсицу Сэн оценить пачку самого обычного индийского чая, который можно найти в любом нашем магазине, переводчик, округлив глаза, ей шепнула: "Да вы что! Он никогда не будет пить такой чай! Даже и не спрашивайте об этом!"

Не думайте, что чайная церемония сложная. После нескольких попыток вы ее освоите. Главное: каждый раз доводить дело до конца и вкладывать в него душу. Чай нельзя готовить автоматически. Здесь многое зависит от вашего настроя и мыслей. Философия этого процесса не случайна.

Когда вы завариваете и пьете чай, надо благодарить природу за то, что она подарила вам такое чудесное растение, как чай. Когда вы держите в руках чашу с напитком, надо представить, что в руках у вас земной шар, а зеленый чай - это воплощение зелени нашей планеты. Пейте и представляйте, что в вас вливается энергия земли. Это очень важная часть церемонии. В противном случае чай не будет нести нужного заряда.