Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо. Развитие критического мышления младших школьников Что же такое критическое мышление


Формирование познавательной активности младших школьников с использованием технологии «Развитие критического мышления

через чтение и письмо»
Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов.

Дайана Халперн
Актуальность: В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу на «хорошо» и «отлично», не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. Еще Г. К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Познавательная активность, связана с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремлением к интеллектуальным достижениям. Мы считаем, что использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) будет способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учить мыслить объективно и разносторонне. Главное достоинство данной технологии в том, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе. Эта универсальная технология позволяет значительно повысить надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным, развивает познавательную активность, повышает коммуникативную культуру личности. Авторы, занимавшиеся исследованием познавательной активности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие обучающихся. Познавательная активность, сформированная в период младшего школьного возраста, является важной движущей силой познавательного развития ученика.

Анализ теоретических исследований, реальная практика деятельности образовательных учреждений позволяют выявить противоречие

Между объективными потребностями современного общества в познавательной активности личности и отсутствием разработанных методических аспектов процесса развития познавательной активности у младших школьников;

Между возможностями развития познавательной активности в младшем школьном возрасте и низким уровнем их реализации в практике школы.

Актуализация противоречия позволяет обозначить проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки условий, средств и методов, способствующих развитию познавательной активности младших школьников.

Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и реализация концепции развития познавательной активности младших школьников в образовательном процессе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в начальной школе.

Предмет исследования: содержание и способы развития познавательной активности младших школьников.

Гипотеза: уровень развития познавательной активности обучающихся повысится, если в процессе обучения в начальной школе использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Задачи исследования:

1. Проанализировать степень разработанности проблемы развития познавательной активности младших школьников в психолого-педагогической литературе и практике школ.

2. Выявить особенности реализации технологии критического мышления в младшем школьном возрасте.

3. Разработать конспекты уроков для учащихся начальных классов с использованием технологии критического мышления.

Методологическую основу исследования составляют:

Теоретические положения познавательной активности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский, Г.И. Щукина);

Теоретические положения определяющие общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин);.

Идеи гуманной педагогики и личностно- ориентированного образования (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская);

Теоретические положения технологи критического мышления через чтение и письмо (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская).

Методы исследования : теоретического уровня: анализ психолого-педагогической, методической литературы, по проблеме исследования; эмпирического уровня: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности школьников.

База исследования: МАОУ СОШ №4 г. Ишима, 3 класс.

Научная новизна : разработана концепция развития познавательной активности младших школьников, которая основывается на системно- деятельностном подходе и принципах: целостности образовании, ориентации на обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий, индивидуализации, личностно ориентированного обучения, центрации, природосообразности.

Практическая значимость: Разработаны уроки для младших школьников с использованием технологии критического мышления, составлен банк методических приемов способствующих развитию познавательной активности обучающихся. Результаты исследования могут быть использованы педагогами при создании методических пособий, в практической деятельности общеобразовательных школ.

Концепция развития познавательной активности младших школьников в образовательном процессе.

Активность – это волевое действие, психологическое состояние личности, характеризующее ее усиленную деятельность.

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям .

Ученые, занимавшиеся исследованием познавательной активности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие младшего школьника. Познавательная активность, является важной движущей силой познавательного развития младшего школьника.

Мы определяем познавательную активность как стремление младших школьников к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира .

Концепция развития познавательной активности младших школьников основывается на системно- деятельностном подходе. Данный подход является методологической основой реализации ФГОС.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом .

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В основу создания концепции мы положили принципы: целостности образования, ориентации на обновление методов обучения, использования современных образовательных технологий, личностно ориентированного обучения, индивидуализации, центрациии и природосообразности.

1. Ориентация на обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учитель-ученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, проектной деятельности, технологии РКМЧП.

2. Принцип целостности образования - под целостностью образования понимается единство процессов обучения, воспитания развития, обучающихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения и воспитания.

3. Принцип индивидуализации - предполагающий всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе программы индивидуального развития личности.

4. Принцип личностно ориентированного обучения.

5. Принцип центрации – означает приоритет личности. Образовательный процесс, внеучебная д еятельность рассматриваются как средства развития личности.

6. Принцип природосообразности - соответствие содержания и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, построение образовательного процесса на основе психолого-педагогических рекомендаций и диагностик.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Системно-деятельностный подход предполагает применение технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности. Однойиз таких технологий является технология развития критического мышления. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка;

Критическое мышление (ТРКМЧП) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть (С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская) .

Алгоритм формирования критического мышления.

Этапы урока с использованием технологии критического мышления через чтение и письмо:


  • вызов,

  • осмысление (содержание),

  • рефлексия.
Задача стадии вызова на уроке – не только активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать на поверхность» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Обучающийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения обучающихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Методы и приемы ТРКМЧП позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным.

На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.

Я считаю, что именно такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала младшему школьнику необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания необходимы и, где их можно применить.

Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала. И третья стадия «рефлексии» есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приёмах , которые создают условия для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Обучающийся в процессе обучения сам конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда на уроке используется технология критического мышления, каждый ученик формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и решать даже самые сложные вопросы самостоятельно.

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Привлечение внимания к проблемам стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Только «сражаясь» с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности – организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискуссий, а также публикации письменных работ учащихся.

Особая, главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала . Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Банк методические приемов для реализации технологии развития критического мышления, способствующих развитию познавательной активности младших школьников.


  • Кластеры
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.


  • Верные и неверные утверждения

  • «Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Обучающиеся делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.


  • Ключевые термины

  • «Круги по воде».
Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

  • Ромашка” Блума.
По теме составить вопросы, учитывая их назначение.

Уточняющие

(Правильно ли я

Понял..?)

Практические Простые

(Где используют..?)

ТЕМА

ВОПРОСЫ

Объясняющие

Творческие

(Почему..?) (Что было бы..?

(причинно- (прогноз,

следственная предположение)

Оценочные

Что хорошо..?

Что плохо..?


  • Перепутанные логические цепочки

  • ИНСЕРТ
В дословном переводе ИНСЕРТ с английского означает: «интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления».

Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно обучающимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: Читая текст, обучающиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап : Обучающимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.


  • Чтение с остановками
Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

  • Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

  • Таблица тонких и толстых вопросов
Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа.

«Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.


  • Таблица «Что? Кто? Когда? Как? Почему? Зачем?»

    Что?

    Кто?

    Когда?

    Как?

    Почему?

    Зачем?

    ...

    ...

    ...







  • Концептуальная таблица
Этот приём особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или событий. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали - различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Объект сравнения 1

Линии сравнения

Объект сравнения 2

  • Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления».

Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.


  • Фишбоун (рыбий скелет)
Чаще всего используется учителем на стадии содержания при работе с текстом проблемного характера. В «голове» схемы записывается проблема, на верхних косточках схемы дети записывают причины, обусловившие возникновение данной проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие вышеперечисленных причин, вывод в «хвосте» схемы. Все записи в схеме «Фишбоун» должны быть краткими, по существу.

Причина Причина Причина

Проблема Вывод
Факты Факты Факты


  • Дерево предсказаний
Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
ВЕРОЯТНО ВОЗМОЖНО

Аргумент 3 Аргумент 3

Аргумент 2 Аргумент 2

Аргумент 1 Аргумент 1

Чем закончится рассказ?

Как будут развиваться

события после финала?

Сиквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть применяться и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.

Правила написания синквейна:


  • Метод «Думательных шляп» (Эдвард де Боно).
Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета и соответствующее задание.

  • Письмо к учителю
Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ…

2. Больше всего запомнилось…

3. Понравилось…

4. Не понравилось…

5. Мое эмоциональное состояние…

6. Этот рассказ учит меня…


  • Написание эссе
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Эссе помогает обучающимся подытожить свои знания по изучаемой теме. Обычно оно пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Предполагаемые результаты :

В процессе применения технологии развития критического мышления у обучающихся начальных классов формируются общеучебные умения, а именно:

Умение работать в группе,

Умение графически оформлять текстовой материал,

Умение перерабатывать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости,

Умение обобщать полученные знания.

Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе позволило мне повысить уровень познавательной активности младших школьников (приложение 2), которая способствует формированию социальной успешности.

Большим полем деятельности в применении технологии критического мышления в начальной школе являются уроки окружающего мира, литературного чтения, однако с успехом может применяться на уроках математики, русского языка, а также технологии, музыки и изобразительного искусства.

Уроки, выстроенные и проведённые мной по технологии "критического мышления", научили детей самих задавать вопросы и сделали их активными участниками образовательного процесса. Поменялись роли педагога и обучающихся, ученики на моих уроках не сидят пассивно, а являются главными действующими лицами: думают, вспоминают, делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Моя роль в основном координирующая! Формируя у детей критическое мышление, я стараюсь не вести их «за ручку» к ответу, не давать им готовые ответы на возникающие вопросы, а исподволь и постепенно учу детей видеть проблемы, ставить вопросы и находить способы получать на них ответы. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей.

Мои перспективы:


  • обеспечить возможности обучающимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создать условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной мобильности;

  • обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

  • изучить новые приёмы технологии развития критического мышления; продолжить составлять банк методических идей.

Литература


  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г.Асмолов // Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

  2. Ведерникова, Л.В. Общая педагогика в схемах и таблицах: учебн. пособие [Текст] / Л.В. Ведерникова. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2007. – 312с.

  3. Громыко, Ю. В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю. В. Громыко. М. : Московская академия развития образования, 1996. -- 546 с.

  4. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя [Текст] / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

  5. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В.Занков. М., 1990.

  6. Стандарты ФГОС.

  7. Щукина, Г.И. Активизация познавательной активности обучающихся в учебном процессе/ Г.И. Щукина. Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

страница 1

Доклад на заседании МО

«Развитие критического мышления младших школьников»


Автор проекта:
Гаврилова Галия Арифовна,
учитель МБОУ СОШ № 99
Кировского района г.о.Самара

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи


Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые в предлагаемой редакции существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.

Согласно «Концепции модернизации российского образования» главная задача российской образовательной политики - достижение качества образования, его соответствие актуальным и перспективным запросам личности, общества, государства. Это требует изменения содержания образования в соответствии с новыми задачами.

Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. А для этого, конечно же, необходимо осваивать новые технологии.

Актуальность данной темы в том, что одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Однако, возникает противоречие между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально-активного, сознающего и способного отстаивать свою позицию, и отсутствием практической основы, методологической базы для системной работы, направленной на развитие критического мышления учащихся, и как следствие, их творческой самореализации.

С 1 сентября 2010 года первоклассники начали учиться «по-новому», так как во всех школах, стали действовать и реализовываться стандарты второго поколения. И в настоящее время учитель с 1 класса решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?

В моем третьем классе учатся дети разного уровня подготовленности, но развивать нужно любого ученика, согласно индивидуальным способностям и выявить творческие возможности каждого в отдельности. Современная методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися.

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.

Почему среди многих технологий современного образования меня заинтересовала «Технология развития критического мышления»? Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.

Словарь терминов:

  1. Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
  2. - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
  3. - совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
  4. - умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К.Мередит, Д.Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинара с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии.

Цель ТРКМ – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Развитие навыков критического мышления позволяет найти свой собственный образовательный маршрут как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и для решения задач образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию.

Органичное включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность роста, ведь такая работа обращена прежде всего к учащемуся, к его личности, его индивидуальности.

Данная технология решает вопрос развития коммуникативной культуры. В процессе работы учащийся понимает ценность своей работы, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы. Во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.

Достоинство технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям на ее открытости. Авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами – дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, умением задавать вопросы, ставить и решать проблемы, работать в группе. Данная технология включает в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Технология РКМЧП с успехом применяется на любой ступени обучения вплоть до высшей школы, ведь задача развития критического мышления не ограничивается каким-то небольшим временем. Для каждой учебной дисциплины (русского и иностранных языков, естественных наук и математики) может быть использован свой набор методов и приёмов, и, как показывает десятилетняя практика, нет ни одной учебной темы ни по одному учебному предмету, в которых невозможно было бы использовать технологию. Учителя с успехом применяют технологию при обучении творческим предметам: музыке и изобразительному искусству, по-скольку она даёт детям большую внутреннюю свободу.

В основу технологии положен базовый дидактический смысл, состоящий из трех стадий. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия (фаза) – ВЫЗОВ, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Приемы стадии ВЫЗОВА:

  • «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
  • «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.
  • «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
  • «Отсроченная догадка». Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
  • «Театрализация». Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.
  • «Да – нет». «Верно-неверно» Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».
  • «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест». Очень похож на предыдущий приём. Дети должны дать очень краткий ответ.
  • «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока
Пример:

Урок окружающего мира в 3 классе, программа «Планета знаний»

Учебник Г. И. Ивченкова «Окружающий мир». 3 класс.

Тема: Размножение и развитие животных.

Стадия ВЫЗОВА. Прием «Верно - неверно»

УУД: Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы; умение оценивать трудность предлагаемого задания.

Регулятивные: самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде таблицы. Коммуникативные: обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действия; строить монологические и диалогические высказывания.

Высказывания:

  • Верно ли, что бабочка зарождается в яйце?
  • Согласны ли вы, что кузнечик может появиться из гусеницы?
  • Верно ли, что щука появляется из икры?
  • Согласны ли вы, что лягушка тоже появляется из икры?
  • Верно ли, что ящерицы, змеи зарождаются в яйце?
  • Согласны ли вы, что скворец появляется из яйца?
  • Верно ли, что медведь, заяц, лиса появляются из икры?
Вторая стадия (фаза) ОСМЫСЛЕНИЕ. На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать работу осмысленной. Учителю важно «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, учитывая запросы учащихся, их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) учащихся.

Приемы стадии ОСМЫСЛЕНИЕ:
«Инсерт» или «Чтение с пометами» (авторы Воган и Эстес). При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).
Маркировочная таблица
" V " " + " " - " " ? " " ! "

Для её заполнения вначале учитель попросит учащихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

«Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Круги по воде». Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

Метод «Думательных шляп» (Эдвард де Боно). Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.
Белая шляпа: статистическая (сколько?).
Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоциональная (что понравилось?).
Учащиеся могут высказывать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
Черная шляпа: негативная (что не понравилось?).
Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Желтая шляпа: позитивная (что хорошо?).
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Зеленая шляпа: творческая.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая (почему?).
В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

«Кластеры».
"Двухчастный дневник". В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.

Пример:

Урок литературного чтения в 3 классе, программа «Планета знаний».

Учебник: Э.Э. Кац Литературное чтение. 3 класс.

Тема: Л.Толстой «Лев и собачка».

Прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.

УУД: Личностные: Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; эстетические чувства на основе знакомства с художественной литературой.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Познавательные: находить нужную информацию в тексте; устанавливать причинно следственные связи поступков героев произведения; строить логические рассуждения в процессе анализа литературного произведения.

Коммуникативные: учитывать позицию других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Чтение 1 части: -Как вела себя собачка оказавшись в клетке у льва?

  • Прочитайте, что она чувствует в этот момент?
  • Что мы знаем о льве? Какое это животное?

Чтение 2 части: - Как ведет себя лев, увидев маленькое существо в клетке?

  • Какими словами автор показывает, что лев – хищник?
  • Какое это чувство?

Чтение 3 части: Прошло ли чувство тревоги у собачки?

  • Как одним словом можно сказать, когда кто – то полагается на друга?
  • Что произошло в отношениях между животными, когда мы видим с одной стороны заботу? А с другой стороны доверие?
  • Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

Чтение 4 части: - Почему животные расстались? Что их разлучило?

  • Какие чувства испытывает лев после смерти собачки?
  • Сразу ли лев принял смерть собачки?
  • Каким стало поведение льва. Когда он понял, что собачка умерла?
  • Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту тоску?

При использовании этого приема полезно использовать прием «Дерево предсказаний» после первой и второй остановки.

Третья стадия (фаза) РЕФЛЕКСИЯ – обсуждение изученного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии.

Приемы стадии РЕФЛЕКСИЯ:
«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквейн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.

Примеры синквейнов.
1. Предложение. 2. Животные.
Короткое, длинное. Дикие, домашние.
Придумывать, читать, писать. Помогают, охраняют, кормят.
Без предложений жить нельзя. Делают нашу жизнь интереснее.
Мысль. Интересно!
«Письмо к учителю» Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).
Более подробно о приемах ТРКМ можно прочитать в литературных источниках, использованных для написания данной работы.

Библиографический список / Информационные ресурсы

1. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М: Просвещение, 2004.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя.- СПб, 2009.
4. Халпер Д. Психология критического мышления – М., 2000
5. http://standart.edu.ru/ - просмотр 20.02.2013 г.
6. lib.1september.ru›2003/16/1.htm - просмотр 22.02.2013 г.
7. http://ru.wikipedia.org/wiki – просмотр 13.03.2013 г.
8. http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/ Словарь педагогических терминов. - просмотр 13.03.2013 г.
9. http://festival.1september.ru – просмотр 21.02.2013 Г.

Кожбанова М.Ж.

учитель начальных классов

КГУ «Валерьяновская ОШ»

Тарановский район

Костанайская область

Республика Казахстан

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова : критическое мышление, оценивание, приёмы, стратегии, ученики, коллабаративная среда, самооценка, речь, настрой, цель.

Аннотация. В этой статье выбранная мною тема актуальна тем, что стратегия «Развитие критического мышления» позволяет педагогу развивать критическое мышление посредством применения некоторых приемов на уроках в начальной школе, создавать на занятиях атмосферу для развития функциональной грамотности учащихся.

В современном мире актуальным для развития обучения и преподавания является применение стратегии критического мышления.

В одном из выступлений Министра Образования и Науки Республики Казахстан были обозначены проблемы, существующие в учебном процессе: передача готового материала учителем ученику, ориентация на простой путь усвоения знаний, доминирование субъектно-объектного отношения учителя и ученика.

Уже неоднократно доказано, что основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков.

Психологами выявлен ряд трудностей, которые происходят по разным причинам, вызывая затруднения в процессе обучения:

    низкая концентрация внимания,

    низкая способность воспринимать информацию на слух,

    присущ кратковременный вид памяти,

    невнимательность,

    забывчивость,

    неорганизованность и рассеянность,

    слабая саморегуляция.

Ребенок развивается по определенным этапам, которые должны предполагать разные формы обучения и виды мышления. Критическое мышление является одним из продуктивных видов мышления, которое необходимо развивать с первых лет обучения в школе. Наиболее оптимальный для этого путь - стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта.

Мы располагаем достаточным количеством примеров об образе жизни в различных частях мира и в различные периоды истории, которые можно использовать для мотивирования в учениках любознательности и развития навыков критического мышления.
Критическое мышление – это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное.

В моём классе обучается 6 учащихся. Приведены некоторые примеры из урока. Каждый урок начинается с создания атмосферы сотрудничества, так как без взаимоуважения и доверия не может состояться урок. Уроки начинаю с психологического настроя: для этого учащиеся образовывают в группе солнышко. Улыбнуться и пожелать друг другу удачи на уроке. Эффект от таких тренингов всегда виден сразу. Дети улыбаются и уже готовы к сотрудничеству.

Реализуя модуль «оценивания обучения», мною был введён приём «Продолжи фразу» Этим приёмом проверяется домашняя работа. Суть данного приема заключается в том, что каждый ученик выбирает себе цвет своего фломастера, дети пишут на листе основное из домашней темы. Затем ученики каждый свой листок передают по часовой стрелке, где каждый последующий ученик, прочитав написанное, дописывает недостающее, по их мнению. Данное задание применялось для актуализации имеющихся навыков, как приобретение доказательств посредствам наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений . Приемом, который способствовал формированию навыка критического мышления учащихся на уроке, был «Инсерт» или чтение с пометками на этапе актуализации опорных знаний, умений и навыков. Вниманию детей был предложен текст с учебника. Где они должны были читать с пометками: «+» знаю, «-» незнакомо. Данная техника показывает, какой информацией владеет ученик. Это восстановление в памяти прошлого опыта, на который легче накладывать что-то новое. Такой приём я применяла очень часто, особенно перед новой темой. Это помогает им думать, осмыслить информацию, находить в тексте главное, существенное. Осмысленное чтение сопровождалось конструктивным диалогом учащихся. Так, «Мерсер (2000) описал диалог, как совместное приобретение знаний или вовлечённость в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования» . Для обеспечения платформы для диалога и создания групп, я предложила тренинг «Капитан», который способствует созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке, где капитан выбирает для путешествия команду. Капитанами я выбрала учеников с высокой мотивацией к обучению. Прежде чем, приступить к работе в группе, мы сообща составили правила работы в группах и в парах, и в течение всех последующих уроков мне приходилось всё время напоминать о них. Я дала задание, в котором нужно было определить все условия для жизни растений. Много обсуждая, аргументируя своё видение, дети пришли к единому мнению и решили не составлять кластер, а нарисовать рисунок. Приём формы работы в группах, мною используется уже давно, так как у меня в классе обучаются два класса параллельно. И пока я работаю с одним классом, второй класс активно работает самостоятельно. Интересно наблюдать за оживлённой беседой: дети долго спорят, доказывают друг другу. Был момент, когда один из учеников дописал к рисунку слова: корень и тёплая земля, аргументируя это тем, что растение будет расти только при условии тепла и без корня растение не растёт. Все долго обсуждали и пришли к выводу, что он прав. Я хочу сказать, что групповая работа способствует взаимообучению. Когда один ученик нарисовал радугу, все стали требовать доказательств: почему когда идёт дождь, светит солнце. Данное задание является одним из новых подходов в обучении детей тому, как учиться. Диалоговое обучение является коллективным, взаимообучающим и поддерживающим (ученики формулируют идеи свободно, без страха, смущения из-за « неправильного» ответа и помогают друг другу достигнуть взаимопонимания). Я очень довольна тем, что ребята активно участвовали в беседе, хотя были затруднения в формулировании своего ответа. Если я всегда будут помогать детям грамотно формулировать ответы, и делать это систематически, то они научатся правильно выражать свои мысли. Уже давно я работаю по технологии «проектная деятельность». Моим ребятам нравится сам процесс работы в коллаборации, а именно составлять кластеры, постеры, проекты. Но я не задумывалась над тем, в каком составе работают ученики в группах, сейчас этот отбор происходит всегда. Теперь я знаю, что суть программы в желании думать, задумываться над тем, что каждый участник процесса несёт ответственность за всю группу.

Стратегию развития критического мышления в начальной школе можно использовать на уроках познания мира, литературы, русского языка, математики. В данной стратегии существует множество методических приемов для реализации целей разных фаз базовой модели урока.

Внедряя модуль «обучение критическому мышлению» в процесс обучения, я тщательно продумываю каждый этап так, чтобы детям было и интересно (чтобы сконцентрировать внимание) и одновременно развивать критическое мышление.

Использованная литература:

1.К.Жунусова, А.Бирмагамбетов. Учебник «Познание мира».

2. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012