Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Общественное производство и система национального счетоводства. Виды макроэкономических счетов

Институциональные единицы

Основой учета в CНC выступает "институциональная единица" (экономический агент, который осуществляет хозяйственные операции). Этот экономический агент (фирма), владеющий товарами и активами, обладает возможностями совершать операции и разного рода сделки с другими агентами.

Резиденты - это институциональные единицы, постоянно ведущие свои операции на территории страны; при этом не имеет значения тот факт, является или не является гражданином страны пребывания резидент, представляющий фирму, равно как и принадлежность ее активов. К резидентам относят:

  • o лиц, постоянно проживающих в данной стране;
  • o рабочих-мигрантов, проживающих в стране более одного года;
  • o правительственные органы, в том числе их зарубежные представительства;
  • o фирмы, постоянно осуществляющие хозяйственную деятельность в данной стране, несмотря на то что они могут полностью или частично принадлежать капиталу иностранного происхождения.

Нерезиденты - это институциональные единицы, постоянно находящиеся вне пределов данной страны; таковыми считаются и филиалы или дочерние компании резидентов, если они постоянно находятся и ведут свои операции на территории иностранного государства.

CНC различает два основных типа институциональных единиц - физические лица {домашние хозяйства) и юридические лица (предприятия ). В рамках СНС все институциональны единицы объединены в пять групп, которые представляют основные секторы экономической деятельности:

  • 1) нефинансовые корпорации (nonfinancial corporation) - институциональные единицы, занимающиеся производством товаров для рынка и нефинансовых услуг (фирмы). Нефинансовая корпорация - основная институциональная единица реального сектора;
  • 2) домашние хозяйства (house-holds) - все физические лица, которые действуют в народном хозяйстве. Это - семьи, основные потребители товаров и услуг;
  • 3) неприбыльные институты (nonprofit institutions) - юридические лица, которые занимаются предоставлением нерыночных услуг домашним хозяйствам и основаны на добровольном участии физических лиц. Неприбыльные институты - институциональная единица реального сектора;
  • 4) правительственные учреждения (government agencies) - занимаются также производством нерыночных товаров и услуг для индивидуального или коллективного потребления и перераспределением доходов. Правительственные учреждения - министерства, ведомства, в том числе правительственные фонды (сферы социального обеспечения), играют важную роль как институциональные единицы государственного сектора экономики;
  • 5) финансовые корпорации (financial corporations) - это институциональные единицы (банки, финансовые компании), которые осуществляют финансовое посредничество или вспомогательные финансовые услуги. Финансовая корпорация - основная институциональная единица денежного сектора.

Статистические ежегодники (Year Book), публикуемые правительствами, как правило, отражают представленную структуру экономических показателей, в том числе макроэкономические показатели (ВВП, НД и т.д.).

Виды макроэкономических счетов

Денежные счета, в отличие от НД и ВВП, являются счетами запасов. Они, как правило, отражают следующие их виды:

  • 1) потоки (flows), которые характеризуют результаты деятельности институциональной единицы (за определенный промежуток времени). Потоки осуществляются через операции, они также могут быть финансовыми и нефинансовыми;
  • 2) запасы (stocks), которые фиксируют остаточную величину соответствующего показателя.

В рамках СНС составляются макроэкономические счета. Они, в свою очередь, разделяются на три группы:

  • 1) текущие счета отражают стоимость объемов производства товаров и услуг, создание дохода, его распределение, перераспределение и использование на потребление или сбережение;
  • 2) накопительные счета отражают приобретение и продажу финансовых и нефинансовых активов и пассивов институциональными единицами;
  • 3) балансовые счета показывают стоимость активов и пассивов на начало и на конец отчетного периода.

Внешнеэкономические операции

Внешнеэкономические операции - это в самой общей форме сделки участников операций, экономических агентов (институциональных единиц), которые фиксируют право собственности (полное, частичное) на материальные или финансовые активы либо предполагают оказание определенных услуг на базе взаимных обязательств. Такого рода операции называются внутренними , если они совершаются в конкретной стране; международными - если они совершаются организациями (институциональными единицами) ряда стран.

Таким образом, система национальных счетов дает возможность решить следующие задачи:

  • 1) контролировать "экономический пульс" страны; СНС позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины, по которым производство находится именно на этом уровне;
  • 2) сравнивая уровни национального дохода за некоторый отрезок времени, можно проследить долговременную тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, стабильное воспроизводство, застой (стагнацию) или спад;
  • 3) информация, которую содержат национальные счета, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики, достижение главных задач правительства. Национальные счета позволяют систематически следить за экономическим здоровьем общества и определять политику, которая способствует поддержанию и улучшению этого здоровья (экономический рост, полная занятость, рост доходов населения и т.д.).
Резидентные и нерезидентные институциональные единицы

Введение 3

Большинство стран облагает налогом своих граждан и юридических лиц по их доходам, извлекаемым внутри этих стран. Соединенные Штаты Америки взимают со своих налогоплательщиков, в том числе и юридических лиц, налог в соответствии с их всемирными доходами на основании гражданства (резидентности). 3

Целью работы является изучение особенностей резидентных и нерезидентных институциональных единиц в экономике. 3

1. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы как объект статистического учета и экономического анализа 4

1.1. Понятие институциональной единицы 4

1.2. Разделение институциональных единиц на резидентные и нерезидентные: основные признаки 5

Введение

Большинство стран облагает налогом своих граждан и юридических лиц по их доходам, извлекаемым внутри этих стран. Соединенные Штаты Америки взимают со своих налогоплательщиков, в том числе и юридических лиц, налог в соответствии с их всемирными доходами на основании гражданства (резидентности).

Динамично развивающееся правовое регулирование в оффшорных зонах в течение последнего времени привело к появлению значительной неопределенности понятий «резидента» и «нерезидента», которые может получить оффшорный субъект.

Наличие значительного числа исключений, реализующихся в специальных «промежуточных» налоговых статусах позволяет скорее говорить об отсутствии указанного правила, чем о его наличии. Именно поэтому в нашем определении мы не употребляли термин «запрет деятельности», заменив его на «специальный статус в отношении режима деятельности».

В чем же заключаются особенности такого тройственного и неизвестного системе разделения субъектов по принципу резидентности. Важным, в этой связи, представляется исследование целевой направленности воли создателя оффшорного субъекта, поскольку именно целевая составляющая позволяет установить объект того или иного правоотношения, а значит выявить соответствующий ему правовой режим.

Дело в том, что все более возрастающее значение в так называемом «налоговом планировании» - то есть в применении законодательно разрешенных способов снижения налогового бремени (где часто используются оффшорные компании) в последнее время приобретают межгосударственные соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения. Целью указанных соглашений является устранение механизмов двойного налогообложения прибыли иностранного инвестора при налогообложении в стране инвестирования и в родном государстве при перемещении доходов.

Таким образом, актуальность и практическая значимость темы работы обусловлена необходимостью изучения особенностей статуса и роли резидентных и нерезидентных институциональных единиц в условиях усиления глобализационных процессов в современном мире и развития так называемых оффшорных зон.
^

Целью работы является изучение особенностей резидентных и нерезидентных институциональных единиц в экономике.

1. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы как объект статистического учета и экономического анализа

1.1. Понятие институциональной единицы

Система национальных счетов позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины, по которым производство находится именно на этом уровне. Сравнивая уровни национального дохода за некоторый отрезок времени, можно проследить долговременную тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, стабильное воспроизводство, застой или спад. Информация, которую содержат национальные счета, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики: без такой системы учета экономическая политика базировалась бы на интуиции. Национальные счета позволяют систематически следить за экономическим состоянием общества и определять политику, которая бы способствовала поддержанию и улучшению этого экономического состояния.

Институциональная единица - это хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства 1

На практике существуют два основных типа институциональных единиц: домашние хозяйства и корпорации (юридические лица), чье существование и чьи права признаются независимо от людей или других юридических лиц, которые ими владеют.

Домашние хозяйства обычно состоят из нескольких человек, которые при этом не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Это может быть семья, или просто несколько человек, которые живут совместно, совместно же владеют имуществом и имеют общий бюджет. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность.

В качестве юридических лиц выступают корпорации (то есть предприятия, принадлежащие нескольким владельцам), некоммерческие организации или государственные единицы. Предприятия или организации, как правило, самостоятельно принимают экономические решения, хотя самостоятельность может быть ограничена их владельцами, например, корпорации в конечном счете контролируются акционерами.

Помимо корпораций, бывают еще некорпорированные предприятия. Некорпорированные предприятия принадлежат одному лицу или одной корпорации.

Совокупность институциональных единиц, объединенных по однотипному экономическому поведению, составляет институциональный сектор. Выделяются пять секторов для внутренней экономики и сектор "Остальной мир". Внутреннюю экономику составляют следующие секторы:

Нефинансовых корпораций;

Финансовых корпораций;

Частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

Государственных учреждений;

Домашних хозяйств.

В соответствии с СНС все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъекты, квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовать услуги, от своего имени заключать сделки с другими лицами.

СНС не устанавливает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниками международных экономических союзов.

^

1.2. Разделение институциональных единиц на резидентные и нерезидентные: основные признаки

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Институциональная единица является резидентом страны, или, точнее, экономики, если центр ее экономических интересов расположен на экономической территории данной страны. Считается, что единица имеет где-либо центр экономического интереса, если она владеет на данной территории землей или недвижимостью, продолжительное время участвует или намерена продолжительное время участвовать в экономической деятельности.

Все члены домашнего хозяйства имеют то же резидентство, что и само домашнее хозяйство, хотя они могут проводить какое-то время за рубежом. Если они работают

1 Салин В. Н., Медведев В. Г., Кудряшова С. И., Шпаковская Е. П. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. С. 31.

Транскрипт

1 Общественное воспроизводство. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы Воспроизводство, осуществляемое на различных уровнях организации хозяйства, представляет собой сложную, циклически организованную систему, охватывающую процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ. Экономика всегда существует в государственных границах и, следовательно, ее ресурсы, возможности, потенциал ограничены не только имеющимися условиями воспроизводства, но и наличием полезных ископаемых, населением, территорией и т.д. Другими словами, общественное воспроизводство, то есть постоянно возобновляемое производство, распределение, обмен и потребление в данной стране осуществляется как национальное воспроизводство. В системе национальных счетов (СНС) применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам. Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики: нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг); финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства. Названия институциональных секторов не полностью соответствуют международному стандарту. По завершении работ по внедрению классификатора институциональных секторов экономики в статистическую практику это несоответствие будет устранено. Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах «остального мира», объединяющих все институциональные единицы-резиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года). Единица считается институциональной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, т.е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Если какая-то единица не обладает обеими характеристиками институциональной единицы, то исходя из следующих принципов: домашние хозяйства считаются институциональными, так как не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами; единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институциональным

2 единицам, куда их счета входят составной частью; единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют. 24. ВВП (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход Для измерения национального продукта используются различные показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП). ВВП измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период. ВНП рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных факторами производства, находящимися в собственности данной страны, в том числе и на территории других стран за определенный период времени (год). Существуют три способа измерения ВВП (ВНП): 1. Производственный суммирование добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость это стоимость, созданная в процессе производства, не включающая стоимость потребленного сырья и материалов. 2. Распределительный (по доходам) использование потоков доходов средств. Доходы получают владельцы факторов производства. Различают два вида доходов: трудовые и на собственность (предпринимательский). Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Предпринимательские доходы включают: ренту (Р), доходы от собственного (частного) предприятия (Дс), прибыль корпораций (Пк), включающая налог на прибыль корпораций (НПк), чистую прибыль (ЧПк), дивиденды (Д); проценты по вкладам (%). По данному методу расчета учитываются два компонента, не относящиеся к выплатам: амортизация (А) износ капитала и косвенные налоги (Кн = таможенные пошлины, налоги с продаж, НДС). В анализе движения доходов различают следующие фазы: образование доходов, первичное распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережения. Так, чистый национальный продукт (ЧНП) это действительный объем конечных продуктов, произведенных за год, то есть ВНП за исключением износа факторов производства: ЧНП=ВНП-А. Национальный доход (НД) это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства (заработная плата, процент на капитал, рента):

3 НД=ЧНП-Кн. Заработанные владельцем каждого фактора производства доходы всегда больше реально получаемых, так как национальный доход на пути движения к каждому собственнику фактора производства претерпевает изменения вычитания и прибавления. После внесения этих поправок в НД образуется еще один макроэкономический показатель личный доход (ЛД): ЛД=НД-НПк-ЧПк-взносы на соцстрах+т, где НД национальный доход; НПк налог на прибыль корпораций; ЧПК чистая (нераспределенная) прибыль корпораций; Т трансферты (пенсии, стипендии, пособия); Однако эта сумма не полностью используется гражданами страны. Как и прибыль предпринимателей, личные доходы граждан облагаются налогами, важнейшим из которых является подоходный (индивидуальный) налог (ИН). И только после его уплаты оставшаяся часть личных доходов поступает в распоряжение индивидов личный располагаемый доход (персональный доход ПД): ПД = НД НПк ЧПк - взносы на соц. cтрах. + Т ИН, где ИН индивидуальные (подоходные) налоги. 3. Конечного потребления (по расходам) сумма расходов всех экономических агентов, т.е. совокупный спрос на национальный продукт ВНП = С + I g + G + X n, где С личные потребительские расходы, включающие расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления; I g валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения в основные производственные фонды, в жилищное строительство. Валовые инвестиции это сумма чистых инвестиций (I n), увеличивающих запас капитала в экономике и амортизации (А); G государственные закупки товаров и услуг на строительство и содержание бюджетных организаций; X n чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта (Е х) и импорта (I m). 25. Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики Национальное богатство это совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В его состав входят: 1) невоспроизводимое имущество: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли; полезные ископаемые; исторические и художественные памятники, произведения; 2) воспроизводимое имущество: производственные активы (основной и оборотный

4 капитал); непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций); 3) нематериальное имущество: интеллектуальная собственность (патенты, торговые марки, объекты авторского права и т.п.); человеческий капитал (продукты сферы услуг, овеществившиеся в знаниях, профессиональных навыках и здоровье населения, а также в эффективной институциональной структуре общества); 4) сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам. В теоретическом плане главными особенностями показателя национального богатства (НБ) является то, что в нем: учитываются все имеющиеся в стране экономические блага по состоянию на определенную дату, а не созданные за определенный период; значительную часть составляют природные блага (земля, полезные ископаемые и т.п.), не являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека. Несмотря на "нерукотворный" характер этих богатств, их стоимость связана с уровнем развития экономики, причем эта взаимосвязь имеет очень сложный характер; только с помощью показателя национального богатства делается попытка комплексно учесть нематериальное имущество. При всей теоретической привлекательности показателя НБ, его полноценный фактический подсчет не осуществляется ни в одной стране мира. Дело в том, что как оценка невоспроизводимого имущества, так и оценка нематериального имущества сопряжена с очень значительными трудностями. В связи с этим реальные оценки НБ обычно учитывают только те его составные части, стоимость которых может быть определена на основе хозяйственной практики. Структура российского национального богатства выглядит так: основной капитал составляет 90-95% национального богатства; оставшаяся часть НБ примерно в равных долях приходится на оборотный капитал и домашнее имущество. На практике противоречие между трудностью подсчета НБ и его теоретической важностью для оценки ключевых параметров национальной экономики разрешается с помощью комплексного анализа текущих показателей системы национальных счетов СНС и доступных для оценки компонентов НБ. В основе построения СНС в международной практике лежит представление о национальной экономике как системе с определенной структурой, с определенным воздействием связующих звеньев и элементов. Согласно СНС, национальная экономика структурно может быть представлена: по сферам деятельности и отраслям; как совокупность институциональных единиц по секторам. Группировка экономики по сферам деятельности и отраслям. Границы производства определяются в СНС как вся деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Таким образом, национальную экономику делят на две сферы: производство товаров и производство услуг. Классификация сфер деятельности по отраслям определяется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Отрасль экономики может быть определена как совокупность качественно однородных групп хозяйственных

5 единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в воспроизводственном процессе. К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги (рыночные и нерыночные). Группировка экономики по секторам. Согласно СНС, сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В российской СНС выделяются следующие секторы национальной экономики: нефинансовые предприятия (предприятия по производству товаров, кроме финансовых услуг); финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; внешнеэкономические связи («остальной мир»). Группировка институциональных единиц по секторам и их функции представлена в табл Институциональные секторы экономики и их функции Таблица 25.1 Институциональные Функции Институциональные единицы секторы Нефинансовые предприятия Производство и реализация продуктов и нефинансовых услуг Предприятия: государственные, акционерные, частные, совместные и другие учреждения Финансовые учреждения Финансовые и страховые Кредитные и страховые учреждения услуги Государственные учреждения Нерыночные услуги коллективного пользования Некоммерческие Нерыночные услуги для организации, отдельных групп обслуживающие домашних хозяйств домашние хозяйства Домашние хозяйства «Остальной мир» Производство товаров и услуг населением в домашних хозяйствахрезидентах и их потребление Внешнеэкономические связи Государственные бюджетные учреждения в области общего управления, финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны и др. Общественные организации: партии, профсоюзы, общества и др. Подсобные хозяйства: фермерские хозяйства, ремесленники и прочие без образования юридического лица Зарубежные экономические единицы 26. Межотраслевой баланс Современный межотраслевой баланс производства и использования товаров и услуг (МОБ СНС) важный раздел современной СНС, инструмент изучения межотраслевых связей.

6 МОБ СНС детализирует многие счета СНС, в том числе счета производства, образования и распределения первичных доходов, счет использования доходов и счет операций с капиталом. В силу того, что межотраслевой баланс производства и распределения продукции (в западной терминологии таблица "Затраты-выпуск") наиболее полно и последовательно реализует положения современной теории воспроизводства и опирается на соответствующую экономико-математическую модель, он обладает повышенными аналитическими возможностями в изучении экономических процессов. На основе межотраслевого баланса проводится системный анализ взаимосвязей между отраслями, выявляются главные экономические пропорции, изучаются структурные сдвиги и особенности ценообразования в экономике, исследуется экономическая эффективность производства. В наиболее агрегированной схеме МОБ СНС выделяют три основные части, или квадранта (табл. 26.1). Общая схема МОБ СНС Таблица 26.1 Выпуск Промежуточное потребление Конечное использование Затраты Отрасли экономики Конечное Валовое потребление накопление Всего использовано Экспорт В квадранте I («шахматная таблица») по строкам и колонкам отражаются данные, относящиеся к отраслям экономики: по строкам распределение продукции (работ, услуг) каждой отрасли между всеми отраслями; по колонкам затраты на производство продукции (работ, услуг). Таким образом, "шахматная таблица" характеризует не только взаимосвязи отраслей, но и отражает промежуточное потребление. В квадранте II строки соответствуют отраслям - потребителям продукции (работ, услуг), колонки представляют собой категории конечного использования: конечное потребление (расходы на конечное потребление домашних хозяйств, единиц государственного и муниципального управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства); валовое накопление (валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); чистый экспорт товаров и услуг (экспорт за вычетом импорта). В квадранте III представлена стоимостная структура ВВП. По строкам отражаются основные стоимостные компоненты валовой добавленной стоимости (оплата труда наемных работников, валовая прибыль, валовой смешанный доход, налоги и субсидии, связанные с производством), а также налоги и субсидии на продукты. Таким образом, если рассматривать данные МОБ по вертикали, то по колонкам отражается стоимостная структура валового выпуска отдельных отраслей, включающая промежуточное потребление (квадрант I) и валовую добавленную стоимость (квадрант III). По горизонтали, т.е. по строкам, отслеживается натурально-вещественный состав валового выпуска, используемого на промежуточное потребление (квадрант I) и конечное использование (квадрант II). В основе математической модели МОБ лежит система линейных уравнений, отражающих количественное выражение экономических связей.

7 МОБ СНС инструмент глубокого внедрения СНС в статистическую практику, стабилизирующий обновляемую в условиях перехода к рыночной экономике систему статистического наблюдения, интегрирующий разные источники информационного обеспечения построения системы макроэкономических показателей, классификации и группировки. Возможны два варианта составления МОБ СНС: в виде одной таблицы (структура которой позволяет в принципе произвести также расчеты показателей, скоординированные с предшествующими разработками МОБ в концепции баланса народного хозяйства) или в виде двух таблиц МОБ СНС как основной таблицы и отдельной таблицы межотраслевого баланса в концепции баланса народного хозяйства (МОБ БНХ). В последнем случае именно МОБ БНХ методологически должен быть согласован с предыдущими построениями МОБ в отечественной статистике. Следует отметить, что МОБ широко используется не только для аналитических целей, но и для решения чисто статистических задач, в частности для проверки сбалансированности всей системы статистических данных, охватывающих различные аспекты экономических процессов, более качественного согласования производственного, распределительного методов и конечного использования в расчетах ВВП, для исчисления индексовдефляторов при пересчете отдельных компонентов ВВП из текущих в постоянные цены и др. Последний МОБ в концепции БНХ был составлен в СССР, России и в других республиках бывшего Союза за 1987 год. Впервые в отечественной статистике МОБ по концепции СНС составлен за 1995 год. Важнейшие отличия МОБ России от зарубежной статистической практики составления межотраслевых балансов состоят в следующем: использование цен покупателя, то есть с включением торгово-транспортной наценки дважды: а) как часть цены на потребляемую продукцию - в квадрантах I и II; б) как торгово-транспортную наценку (на продукты соответствующих отраслей), добавляемую в процессе продвижения продуктов от производителя к потребителю (в квадранте I). несовершенство в формировании информационной базы данных для составления таблицы «Затраты-выпуск». Единовременные обследования носят комбинированный характер. Сплошные обследования по широкому кругу отраслей сочетаются с несплошными, экспертными оценками и дорасчетами. Использование зарубежной практики в технологии сбора данных для межотраслевого баланса будет возможно в процессе организации периодических и строго регламентированных экономических переписей. 27. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS) Прежде чем перейти к рассмотрению модели макроэкономического равновесия AD-АS сформулируем понятия совокупного спроса и совокупного предложения с учетом факторов, их определяющих. Совокупный спрос показывает реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства (рис. 27.1).

8 Характер кривой совокупного спроса (AD) определяется тремя факторами: эффектом процентной ставки; эффектом богатства, или реальных кассовых остатков; эффектом импортных закупок. Эффект процентной ставки показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта. Эффект богатства, или реальных кассовых остатков выражается в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательская способность материальных ценностей (деньги на срочных счетах, облигации с фиксированной денежной стоимостью) уменьшается и, следовательно, население беднеет и будет сокращать свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость материальных ценностей возрастает и расходы увеличатся. Эффект импортных закупок предполагает, что при повышении уровня цен по сравнению с ценами за рубежом эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары (услуги). И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и тем самым увеличению чистого экспорта в совокупном спросе. Следует отличать изменения совокупного спроса, вызванные изменением в уровне цен, от тех, которые вызваны изменениями в неценовых факторах совокупного спроса. К последним относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, чистых объемов экспорта. Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение цен. Форма кривой совокупного предложения (AS) при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВНП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы. Кривая АS показывает реальный объем национального производства, который будет произведен при различных уровнях цен. Она состоит из трех отрезков: 1) горизонтального (или кейнсианского), когда национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; 2) вертикального (или классического), когда национальный продукт остается постоянным на уровне «полной занятости», а уровень цен может изменяться; 3) промежуточного, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен. Рис Кривая совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS)

9 Кривая совокупного предложения может претерпевать сдвиги в сторону увеличения или сокращения под воздействием изменений неценовых факторов (цен на внутренние и импортные ресурсы, производительности труда, правовых норм, методов государственного регулирования). Объем реального национального продукта (стоимость продукта в неизменных ценах) и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют «состоянием общего макроэкономического равновесия» экономики. Пересечение кривых АD и АS определяет макроэкономическое равновесие: устанавливается равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности (рис.27.2,а). Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен (рис.27.2,б), т.к. экономика приближается к состоянию полной занятости (Q FE). На классическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» - ресурсы исчерпаны (рис.27.2,в). a б в Рис Виды макроэкономического равновесия: а на промежуточном отрезке AS; б на кейнсианском отрезке AS; в на классическом отрезке AS 28. Инфляция и безработица Инфляция спроса и инфляция предложения. Кривая Филлипса. Закон В. Оукена. Уровень безработицы Инфляция избыток денег в обращении, ведущий к их обесцениванию и росту цен на товары и услуги. Обесценивание проявляется по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам. Инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен (I p)

10 где Р 0 уровень цен в базисном году (какой-либо предыдущий год); Р 1 уровень цен в текущем году. Инфляция, дезорганизуя рыночные процессы, «взрывает» и производство, и потребление, усиливает социальную напряженность в обществе. По характеру протекания различают открытую и подавленную инфляцию. Первая присуща странам рыночной экономики, вторая экономике с административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль не позволяет проявиться инфляции в росте цен (внешне они стабильны), что приводит к товарному дефициту. По темпам инфляции выделяют умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10% в год); галопирующую (рост цен от 10 до 200% в год); гиперинфляцию (рост цен более 200% в год); суперинфляцию (рост цен более 50% в месяц). В мировой практике известны два вида инфляции: спрос и предложения. Инфляция спроса возникает как следствие избыточных совокупных расходов (AD 1 -> AD 2) (например, из-за роста зарплаты) в условиях, близких к полной занятости (Q f.e). Рост AD стимулирует не столько объемы производства, сколько рост цен (Р 1 -> Р 2) (рис. 28.1,а). Инфляция предложения (издержек) возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции (рост цен на сырье, ресурсы), что ведет к сокращению совокупного предложения (AS 1 -> AS 2) (рис. 28.1,б). В этом случае цены растут (Р 1 -> Р 2), а объем производства сокращается (Q 1 -> Q 2). Рис Инфляция спроса (а) и инфляция предложения (б) Данные статистики свидетельствуют о том, что между инфляцией и занятостью существует обратная связь. Эту зависимость в 1958 г. определил английский экономист А. Филлипс. В соответствии с его концепцией инфляция в определенный промежуток времени снижает безработицу (короткий период).

11 Рис Кривая А.Филлипса Так, например, если правительство рассматривает уровень безработицы как очень высокий, то с целью увеличения занятости проводит политику, стимулирующую AD. Необходимость удовлетворения возросшего спроса ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест, безработица снижается до уровня U 2 (рис. 28.2). При этом цена возрастает до Р 2, т.е. увеличивается инфляция. Если правительство проводит антиинфляционную политику, цены снижаются до Р 3, а безработица до U 3. Если инфляция продолжается более длительное время (свыше 5 лет), она может расти, несмотря на высокий уровень безработицы. Безработица временная незанятость экономически активного населения. По определению международной организации труда (МОТ), безработным считается человек, который может работать, но, не имея работы, активно ищет ее. Основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая. Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую (изза перемены места жительства, повышения квалификации). Структурная безработица возникает в связи с внедрением в производство достижений научно-технического прогресса (отмирание одних профессий стеклодув, машинистка, появление новых операторов IBM). Эти два типа безработицы имеют место всегда. Структурная и фрикционная безработицы образуют естественный уровень безработицы 6-7% (при Q f.e. 1) (рис. 28.1). Циклическая безработица связана с экономическими циклами и представляет собой отклонение фактического уровня безработицы (при Q 1) от естественного (при Q f.e. 1). Она связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги (AD) (рис. 28.3).

12 Рис Фактический и потенциальный ВНП Безработица из-за простоя оборудования ведет к значительным экономическим потерям в товарах и услугах. В результате не производится определенная часть ВВП. Взаимосвязь между потерями ВВП и безработицей определяется законом В.Оукена: каждый 1% прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВВП на 2,5%. Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных (Ч б/р) и численности рабочей силы (Ч р/с), которую составляют занятые и безработные 29. Модели сбережения, потребления, инвестиций Величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережения. Динамика инвестиций определяется прежде всего динамикой процентных ставок, что находит отражение в соответствующих функциях потребления, сбережений и инвестиций. 1. Простейшая функция потребления имеет вид. где С потребительские расходы; С 0 автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода (жизнь в долг); MPC предельная склонность к потреблению; Y доход; налоговые отчисления; располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений). Предельная склонность к потреблению доля прироста расходов на потребительские товары в любом изменении располагаемого дохода,

13 , где прирост потребительских расходов, прирост располагаемого дохода. Изменение MPC графически отражается в изменении тангенса угла наклона прямой потребления C (рис. 29.1). Например, если MPC составляло 25% от прироста дохода () прямая С 1, то в результате увеличения склонности к потреблению (MPC = 50%) прямая С 2, совокупные доходы общества в целом увеличатся от Y 1 до Y Функция сбережений имеет вид где S величина сбережений в частном секторе; -С 0 автономное потребление; MPS предельная склонность к сбережению; Y доход; T налоговые отчисления. Изменение MPS графически отражается в изменении тангенса угла наклона прямой сбережения (рис. 29.2). Если MPC увеличивается (прямая С 1 на рис. 29.1), то MPS,

14 сокращается (прямая S 2 на рис), что естественно ведет к увеличению доходов общества в целом. Предельная склонность к сбережению доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода:, где прирост сбережений, прирост располагаемого дохода. Поскольку располагаемый доход представляет собой сумму потребления С и сбережения S (), то и прирост дохода вызывает определенный прирост потребления и сбережения, следовательно MPC+MPS составляет прирост дохода.. 3. Функция автономных инвестиций где I инвестиционные расходы; I 0 автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых и т.д.); R реальная ставка процента; d эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента. Факторы, определяющие динамику инвестиций: ожидаемая норма чистой прибыли; реальная ставка процента; уровень налогообложения; изменения в технологии производства; наличный основной капитал; экономические ожидания; динамика совокупного дохода. С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВВП. Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции, где Y совокупный доход,

15 MPI предельная склонность к инвестированию, которая означает прирост расходов на инвестиции при изменении дохода и рассчитывается по формуле; Рис Функция инвестиций Чем большая часть от прироста дохода инвестируется, тем больше будут доходы общества (рис. 29.3). Основные факторы нестабильности инвестиций: продолжительные сроки службы оборудования; нерегулярность инноваций; изменчивость экономических ожиданий; циклические колебания ВВП. Несовпадение планов инвестиций и сбережений обусловливает колебания фактического объема производства вокруг потенциального уровня, а также несоответствие фактического уровня безработицы естественному. Этим колебаниям способствует низкая эластичность заработной платы и цен в сторону понижения (т.е. если цены снижаются, то заработная плата нет, так как это грозит потерей квалифицированных работников). 30. Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест» Равновесный уровень Y e может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: Y e =C+I+G+X n. Приращение любого компонента автономных расходов вызывает несколько большее приращение совокупного дохода DY благодаря эффекту мультипликатора. Мультипликатор автономных расходов отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента автономных расходов

16 , где m мультипликатор автономных расходов; DY изменение равновесного ВВП; DA изменение автономных расходов, независимых от динамики Y. Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный рост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или X n могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска (рис 30.1). Рис Равновесный ЧНП в модели «доходы расходы» Таким образом, мультипликатор является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменением в автономных расходах. Проблема усложняется в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода Y финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы. Возникает эффект супермультипликатора. Рецессионный разрыв величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости. Если фактический равновесный объем выпуска Y e ниже потенциального Y f.e. (рис. 30.2), то это означает, что совокупный спрос не эффективен, так как оказывает депрессивное воздействие на экономику.

17 Рис Рецессионный разрыв Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. Приращение совокупного дохода DY составляет: DY = величина рецессионного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов. Инфляционный разрыв величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости (рис. 30.3). Рис Инфляционный разрыв Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода DY составит DY=величина инфляционного разрыва величина мультипликатора автономных расходов. Одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект

18 мультипликации путем относительного снижения величины предельной склонности к потреблению (МРС) и, соответственно, увеличению предельной склонности к сбережению (MPS), так как мультипликатор =. Мультипликатор государственных расходов действует аналогично, где m G мультипликатор государственных расходов (рис. 30.1). Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является МРС. Аналогично мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на, то располагаемый доход возрастает на величину (рис. 30.4). Рис Влияние налогов на макроэкономическое равновесие Потребительские расходы увеличиваются на величину, что увеличивает объем производства Y 1 до Y 2 на величину, где мультипликатор налогов. Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы. 31. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты.кривая Лаффера Бюджетная политика важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного

19 фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет. Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами. Профицит бюджета превышение доходов над расходами. Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций. Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции. Дискреционная фискальная политика сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек. Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом ВНП = k g G, где k g = 1/1-MPC мультипликатор государственных расходов. Действие налогов, подобно G, обладает мультипликативным эффектом где k t = MPC/MPS мультипликатор налогов. ВНП = - k t T, k g > k t, так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП. Недискреционная фискальная политика предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится

20 изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения. В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги. Налоги обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Принципы налогообложения: сочетание прямых и косвенных налогов; универсальность налогообложения; равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; однократность налогообложения; использование системы налоговых льгот; стремление к стабильности условий налогообложения; запрет обратной силы налоговых законов. Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды. Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»). Объект налога доход или имущество, с которого начисляется налог.

21 Рис Кривая Лаффера Ставка налога величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода). Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины). Чистые налоговые поступления в бюджет разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов Денежное обращение (М. Фридман), сеньораж. Количественная теория денег. Классическая дихотомия Деньги товар, который функционирует в качестве средства обращения, счетной единицы и средства сохранения стоимости. Деньги являются важнейшей макроэкономической категорией, позволяющей анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность товарного и денежного рынков и т.д. Наиболее характерная черта денег их высокая ликвидность. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: М 0 наличные деньги; М 1 М 0 + расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования; М 2 М 1 + срочные вклады; М 3 М 2 + депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

22 В настоящее время наиболее популярна количественная теория денег, возникшая в конце XVII начале XVIII вв. Ее важнейшие положения сводятся к обоснованию зависимости количества денег в обращении от уровня цен на товары и услуги. На базе количественной теории денег возник монетаризм, Заимствовав у количественной теории ее центральную идею, монетаристы придали ей динамизм, применили для ее обоснования новейшие методы статистического анализа и преобразовали уравнение обмена где М количество денег в обращении; V скорость обращения денег; Р уровень цен; Y реальный объем выпуска. Функция спроса на деньги имеет вид где у номинальный доход от активов; r ожидаемая реальная ставка процента; h ожидаемый темп инфляции. MV = PY, MD = f(y, r, h), Предложение денег (MS) это фактический объем денежной массы, обращающейся на рынке. Для обеспечения экономической стабильности важен постоянный контроль за количеством денег, пущенных в обращение. В случае денежной эмиссии, например, при монетизации бюджетного дефицита, нередко возникает сеньораж доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. Теория предпочтения ликвидности кейнсианская теория спроса на деньги выделяет 3 мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности: трансакционный мотив потребность в наличности для текущих сделок; мотив предосторожности хранение наличности на случай непредвиденных расходов; спекулятивный мотив хранение наличности для получений будущих выгод. Факторы спроса на деньги (L D): уровень дохода; скорость обращения денег; ставка процента. В функции спроса на деньги используется номинальная ставка процента. Это ставка, назначаемая банками по кредитным операциям. Реальная ставка отражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента. Предложение денег (L S) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

23 Рис Краткосрочное равновесие на денежном рынке Предложение денег контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне. Уровень цен также стабилен. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне / (рис.32.1). Спрос на деньги рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода. В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению. Подвижная процентная ставка удерживает денежный рынок в равновесии. 33. Банковская система. Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор Кредитная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков и специализированных кредитно финансовых учреждений. Особое место в этой системе занимает центральный банк, главной задачей которого является управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Основные функции: разработка и реализация денежно кредитной политики, эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот); хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд). Особое положение центральных банков в кредитной системе проявляется в том, что они не имеют цель получения максимальной прибыли и не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками, не обслуживают население, предприятия все это выполняют коммерческие банки. Коммерческие банки являются основой кредитной системы. Они могут быть универсальными и специализированными. Первые выполняют все банковские операции (от 100 до 300 видов). Вторые могут обслуживать определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполнять небольшое число операций. К таким банкам относятся: инвестиционные специализирующиеся на аккумуляции денежных средств на длительные сроки и предоставлении долгосрочных ссуд; ипотечные

24 осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества. К специализированным кредитно финансовым институтам относят сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные, лизинговые компании. Путем кредитования банки способны создавать новые деньги. Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет центральный банк. Он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности этот процент является резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Предположим, человек вложил в банк 1000$, тогда балансовый отчет банка будут следующим: Актив FR (Факт*Резервы) $ Пассив Депозиты+1000$ Обязат. резервы (R)+100$ Избыт. резервы (Е)+900$ Фактические резервы (FR) банка А составляют 1000$ Норма обязательных резервов (R) установлена для всех банков в размере 10%. Следовательно, избыточные резервы (Е) составляют 90% (т. е. Е=FR-R). Таким образом, банк А создал 900$ дополнительных денег. Если действующий субъект использовал полученную ссуду в 900$ для покупки сырья, то его поставщики переведут полученные деньги на свой счет в банк Б, баланс которого будет выглядеть следующим образом:. Актив FR+900$ Пассив Депозиты+900$ R+90$ Е+810$ Таким образом, банк Б создал дополнительные деньги 810$. Теоретически, при норме резервов 10% каждый 1$, вложенный в банк, приведет к созданию 10$, т. е. имеет место мультипликация:,

25 где т банковский мультипликатор, который показывает, сколько новых банковских долларов создает банковская система, при поступлении в нее одного дополнительного доллара депозита. Если R=10%=0,1 то. Учитывая т, можно рассчитать максимальную сумму денег (М), которую создала банковская система $. Процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма вклада не будет использована в качестве обязательных резервов. 34. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег Кредитно денежная политика часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности. Кредитно денежная политика совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно денежной сфере с целью регулирования экономики. Цели кредитно денежной политики: 1) устойчивые темпы роста национального производства; 2) стабильные цены; 3) высокий уровень занятости населения; 4) равновесие платежного баланса. Кредитно денежная политика осуществляется Центральным банком страны. На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей. Эффективность кредитно денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно денежной политики являются: 1) изменение учетной ставки; 2) изменение нормы обязательного резервирования; 3) операции на открытом рынке. Изменение учетной ставки старейший метод кредитно денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране..

26 При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (D м), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (S м) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика дешевых денег) При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. Дорогой кредит предприниматели берут меньше, а значит меньше средств вкладывается в развитие производства (политика дорогих денег). Изменение нормы обязательных резервов (часть вклада в коммерческий банк, которая необходима для обеспечения гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем меньше Е), а значит способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования. Если Центральный банк повысил резервную норму, то коммерческие банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика дорогих денег). И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования (политика дешевых денег). Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет банковский мультипликатор. Операции на открытом рынке покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и, следовательно, на предложение денег. Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика дешевых денег)..


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» Инженерный факультет АННОТАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательная программа

ВАРИАНТ 1 1. Какое влияние окажет старение населения на кривые совокупного спроса и совокупного предложения при неизменности всех остальных факторов? При ответах используйте графики. 2. Используя графическую

1.5 Макроэкономическая динамика. Инфляция. Теория экономических циклов 1.5.1 Инфляция долговременный процесс устойчивого роста общего уровня цен, приводящего к снижению покупательской способности денег.

АННОТАЦИЯ по дисциплине «Макроэкономика» для образовательной программы по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профиль Производственный менеджмент квалификация бакалавр, программа прикладного бакалавриата,

И.о. доцента, к.э.н. Тлеубердина С.Ч. «Макроэкономика» Предназначено для студентов специальности: очное отделение -Учет и Аудит-5В050800; Финансы-5В050900; Экономика-5В050600; ГиМУ-5В051000; Статистика-5В051200;

Самостоятельная работа студентов Примерные темы докладов 1. Описательная экономическая наука, экономическая теория, позитивная экономика, нормативная экономика, экономическая политика. Микроэкономика и

Контрольная работа по «Макроэкономике» Методические рекомендации по подготовке контрольной работы для студентов 1. Вариант контрольной работы определяется последней цифрой студенческого билета (шифра)

Раздел 3. Экономика Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Лекция 3.2.7. Роль государства в условиях смешанной экономики. План 1. Основные задачи государства, инструменты государственного

Экономический рост, циклы и макроэкономические политики Экономический цикл и его фазы Экономический (деловой) цикл подъемы и спады уровней экономической (деловой) активности в течение нескольких лет.

1.7. Стабилизационная макроэкономическая политика. Налогово-бюджетная (фискальная) политика 1.7.1. Фискальная политика, ее цели и инструменты Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает

Банковская система. Денежнокредитная (монетарная) политика. 1. Банковская система. Виды и функции банков. 2. Процесс создания денег банками. Денежный мультипликатор. 3. Цели и инструменты денежнокредитной

А) Счета производственные I. Текущие счета. 2. промежуточное потребление 1. выпуск 3. валовая добавленная стоимость = 1-2 Существуют различия в методах расчета выпуска в различных отраслях и секторах экономики,

Тест 1.Неконкурентность и неисключаемость являются характеристиками: а) Нормальных товаров. б) Недоброкачественных товаров. в) Дефицитных товаров. г) Факторов производства. д) Общественных благ. 2.Какими

Макроэкономика (2014 г, 1 сем Русский, автор Мухамедгалиева Оналгуль Кенжебековна) Автор: Мухамедгалиева Оналгуль Кенжебековна 1. Отчисления на потребление капитала это A) чистые иностранные инвестиции

Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Макроэкономика» для студентов дневной формы обучения 1. Основные субъекты макроанализа и взаимосвязь между ними. 2. Макроэкономические цели государства.

Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Экономика» является обязательной дисциплиной вариативной части. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, обучающихся по данной программе: Учащиеся должны знать: - понятия о микро- и макроэкономике, экономической системе, альтернативной стоимости; - главные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ ТЕМА: СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) 1. Возникновение СНС 2. Основные макроэкономические показатели СНС 3. Методы расчета ВВП 4. Основные категории СНС 5. Группировки применяемые

Фискальная политика (бюджетная политика) - совокупность мероприятий государства по регулированию государственных расходов и налогов для достижения уровня полной занятости и дальнейшего экономического роста.

Б В Г Д ГЛОССАРИЙ Безработица избыточное предложение труда при заданной его цене. Безработица естественная существующий в каждый данный момент контингент незанятых, временно не участвующих в общественном

Государственный бюджет. Бюджетно-налоговая политика. Государственный бюджет Государственный бюджет баланс доходов и расходов государства за определенный период времени. Как правило утверждается органом

1 Выбор позиций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите верные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

VIII. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Понятие «экономика». Функции экономики. 2. Методы экономической науки. Экономические законы. 3. Экономические потребности. Пирамида человеческих потребностей. Закон

Домашняя работа Темы домашних заданий: 1. Национальная экономика: измерение результатов и уровня цен; 2. Макроэкономическая нестабильность; циклы, безработица; 3. Денежный рынок. Создание денег банками.

Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов 1. Методологические основы кейнсианского подхода 2. Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели. 3. Альтернативные

Горшенина Е.В. Экономическая теория. Учебное пособие. Тверь: ТвГУ, 2012. 185 с. Редакция журнала «Экономические исследования» продолжает публикацию материалов из третьего раздела учебного пособия по экономической

ЛЕКЦИЯ 8. Тема: ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 8.1. Механизм функционирования денежного рынка. Спрос и предложение денег Предложение денег общая денежная база,

Рынок денег Под рынком денег в макроэкономике понимается совокупность отношений между банковской системой, создающей деньги, и остальными эконом.субъектами (кроме банков), предъявляющие спрос на них. 1.

Домашняя контрольная работа по макроэкономике 1. Экономика страны характеризуется следующими данными: реальный доход составил 2800 д.е., государственные закупки товаров и услуг 350 д.е., потребительские

Финансы система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств способ использования финансовая политика совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию

IV. Общее макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и совокупного предложения д.э.н., доц. Чекмарев О.П. Задачи лекции: 1. Охарактеризовать категорию совокупного спроса и его составляющих,

1. В стране в текущий период времени трудоспособное население составляет 7 млн человек, рабочая сила составляет 6 млн человек, безработные составляют 25 тысяч человек. Определить: количество занятых в

Контрольные тесты. 1 Производительный экономический ресурс это: а) денежный капитал; б) средства производства; в) прибыль; г) потребительские товары; 2 Если рыночная цена ниже равновесной, то: а) появится

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка......4 2. По направлению подготовки «Менеджмент». 5 3. По направлению подготовки «Прикладная информатика»... 8 4. По направлению подготовки «Технология продукции и организация

Цикличность развития экономики 2 3 4 1. Экономический рост может быть представлен как постоянный сдвиг вправо кривой производственных возможностей X 2 0 X 1 5 2. Рост производства обеспечивает рост совокупного

Денежно-кредитная политика I. Понятие и цели денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика это совокупность монетарных мероприятий проводимых Центральным банком с целью регулирования основных параметров

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МАКРОЭКОНОМИКА Москва 2008 г.

Вопросы, выносимые на экзамен. 1. Экономическая теория: предмет, функции, методы исследования. 2. Место экономической теории в системе экономических наук. Экономические законы и закономерности. 3. Меркантилисты,

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экономике 2017/18 учебный год 10 11 класс Тест 1 1. Расходы государства на количественную субсидию тем ниже, чем эластичнее кривые спроса и предложения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Специальность «Менеджмент организации» Стандарты 2-го поколения РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ

Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Экономическая теория» 1. Предмет, цели и задачи экономической теории. 2. Зарождение и основные этапы развития экономической теории. 3. Методология экономического

Соложенкова Н. В. ТЕОРИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ. Самарский Государственный Экономический Университет Самара, Россия. THEORIES OF EFFECTIVE ALLOCATION OF PROFITS. Solozhenkova N. V. Samara State

Совокупный спрос и совокупное предложение 1. Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. 2. Совокупное предложение. Дискуссии о форме кривой совокупного предложения. Неценовые факторы

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). Общие сведения 1. Кафедра Экономики и управления, социологии и юриспруденции 2. Направление подготовки

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ ТЕСТЫ Время, отводимое на решение тестов 60 минут ТЕСТ 1. Выберите единственный верный ответ (1 балл за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе) 1. Эффект масштаба это свойство

8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ План лекции 1. Характеристика финансов, методы их прогнозирования и планирования. 2. Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки.

ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 1. Задача 1 Эластичность спроса населения на данный товар по цене (-0,25), а по доходу (+0,6). В предстоящем периоде доходы населения увеличатся на 5%, а общий

1 Страной с социально рыночной эkономиkой является: Япония США; Канада; Германия; Швеция AAA_2106#02#Q16#01 Eduman testinin sualları Fәnn: 2106 02_Makroiqtisadi tәhlilin әsasları 2 Одним из принципов

Экономическая теория. Контрольная работа Вопрос 1. Население страны составляет 100 млн. человек. Численность занятых 50% от всего населения. В качестве безработных зарегистрировано 8% от занятых. Численность

Раздел 3. Экономика Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Лекция 3.2.5. Деньги. Банковская система. План 1. Деньги (функции, виды и расчет объема денежной массы Ирвинга Фишера). 2. Коммерческие

Всероссийская олимпиада школьников по экономике 2017/2018 учебный год Муниципальный этап Задания 9 класс Время выполнения: 200 минут Максимальное количество баллов: 125 ================ ТЕСТ 1 ================

Резидентные и нерезидентные институциональные

Баланс народного хозяйства, его история и особенности формирования

Этапы развития и структура системы национальных счетов

Резидентные и нерезидентные институциональные единицы

Предмет и особенности макроэкономики

Тема 2. Система национального счетоводства

Деление экономической теории на макро- и микро- для обозначения сфер экономики стало общепринятым с середины 30-х гг. 20-го столетия. Это во многом связано с выходом в свет работы крупного английского экономиста и государственного деятеля Джона Мейнарда Кейнса под названием «Общая теория занятости, процента и денег». Он считается основоположником науки макроэкономики.

Само понятие «макроэкономика» связано с греческими словами:

– «макро» (означает большой, крупный, длинный);

– «экономика» (означает «искусство управления»).

Макроэкономика как составная часть экономической науки имеет дело с крупными экономическими проблемами, включая такие как объём национальной экономики, её структурные составляющие, экономический цикл, занятость, инфляция, экономический рост, финансы и другие.

Макроэкономика имеет свои особенности:

– в микроэкономике часто используются математические модели, выражающие соотношение между различными экономическими переменными;

– в макроэкономике используется микроэкономический анализ, т.к. макроэкономические процессы складываются в результате взаимодействия множества фирм;

– в макроэкономике используются агрегированные показатели;

– в макроэкономике учитываются временные лаги – промежутки времени, разделяющие момент вложения средств и момент получения отдачи.

Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц резидентов , к числу которых относятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы – посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах. Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) – находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

Различные стороны экономической деятельности в совокупности институциональных единиц-резидентов представлены в виде институциональных секторов. Обычно в СНС выделяют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю .

Первую составляют нефинансовые предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в основном за счет ресурсов из выручки от продаж.



Домашние хозяйства составляют второй сектор. Основная функция этих единиц-резидентов – потребление. Основные ресурсы домашних хозяйств формируются из заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов других секторов.

Третий сектор – сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производителей государственных услуг, включает институциональные единицы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства.

Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий).

Четвертый сектор – сектор финансовых учреждений, охватывает институциональные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долгосрочные государственные фонды и другие).

Кроме внутренних секторов СНС имеет один внешний – сектор «остальной мир» или заграница. Сюда относятся единицы-резиденты, которые работают за пределами территории страны.

В качестве базовой единицы учета в СНС используется понятие институциональной единицы, под которой понима- ется экономическая единица, обладающая единством пове- дения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бух- галтерской отчетности и является юридическим лицом.

Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц - резидентов, к числу которых отно- сятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы - посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах.

Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) - находящи- еся в стране иностранные дипломатические и иные офици- альные представительства, а также международные органи- зации, их филиалы и представительства.

Различные стороны экономической деятельности в сово- купности институциональных единиц-резидентов представле- ны в виде институционных секторов. Обычно в СНС выделя- ют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю.

Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в ос- новном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также относятся квазипредприятия, которые производят матери- альные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном объеме, но не обладают юридической самостоятельностью.

Домашние хозяйства относятся ко второй категории и со- ставляют самостоятельный сектор. Основная функция этих еди- ниц-резидентов - потребление, хотя здесь имеет место и неко- торая производственная деятельность, организованная в фор- ме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отдельно от домашнего хозяй- ства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хо- зяйств формируются из заработной платы, доходов от собствен- ности, получения наследства, трансфертов других секторов и

продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными пред- приятиями.

Категория администрации или сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производи- телей государственных услуг, включает институционные еди- ницы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства. Различа- ют 45 типов администрации, в том числе центральное прави- тельство, местные власти, социальное страхование. Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий).

Сектор финансовых учреждений охватывает институцион- ные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долго- срочные государственные фонды и другие).

Помимо этих четырех внутренних институционных сек- торов французская РСНС выделяет еще два сектора.

Сектор частных организаций по оказанию услуг домашним хозяйствам (или производителей частных услуг, по терминоло- гии СНС ООН) объединяет частные организации, производя- щие в основном нетоварные услуги для домашних хозяйств (на- пример, услуги здравоохранения, образования, культуры и от- дыха и прочие) и функционирующие на бесприбыльной основе.

Сектор страховых учреждений включает все предприя- тия, основная деятельность которых состоит в страховании, превращении индивидуального риска в риск коллективный, с гарантией выплаты возмещения ущерба или пособия в слу- чае реализации риска. Ресурсы этих учреждений складыва- ются из добровольных общественных взносов или платы по страховым договорам.

Кроме внутренних институционных секторов (категорий, агентов) СНС имеет один внешний - сектор «остальной мир» или заграница. Сюда относятся институционные единицы-ре- зиденты, которые работают за пределами территории страны. Категории агентов или институционных субъектов соот- ветствуют разделению населения, ибо каждый индивид мо-

жет входить в несколько категорий или секторов (например, домашнее хозяйство и финансовые учреждения, если он ра- ботник данных учреждений).

Для целей анализа производства, вместо классификации по институционному признаку используется классификация по степени однородности выпускаемой продукции и услуг. Заведения (или предприятия, выпускающие однородную про- дукцию) объединяются в отрасли, понятие которых соответ- ствует отраслям народного хозяйства по методологии СБНХ.

Национальные счета строятся для каждого сектора и по содержанию делятся на два типа: счета потоков, где регист- рируются итоги сделок экономических агентов, и счета иму- щества, представляющие собой балансы. В активе счета иму- щества отражаются материальные блага, находящиеся во вла- дении отдельной экономической единицы, и кредиты, выдан- ные ею. А в пассив этого счета заносятся долговые обязатель- ства этой единицы. Сальдо между активом и пассивом со- ставляет чистую стоимость имущества или богатства.

Счет институционного сектора состоит из девяти счетов:

1) открывающий баланс (показывает материальные и финансовые активы и пассивы на начало периода и сальдо счета);

2) счет производства, где в ресурсах указывается валовой выпуск продукции, а в использовании - промежуточное по- требление; сальдо же счета характеризует размер добавлен- ной стоимости;

3) счет эксплуатации (счет образования доходов), где в ресурсах отражается добавленная стоимость и полученные субсидии по производству, а использование включает оплату труда работников, налоги на производство (кроме налога на добавленную стоимость, который относится к продукции) и валовую прибыль в виде сальдо счета;

4) счет дохода (счет распределения доходов) показывает в ресурсной части кроме валовой прибыли, оплаты труда работ- ников, также полученные налоги на производство и импорт, проценты и дивиденды (то есть доходы от собственности), стра- ховку по несчастным случаям, прочие текущие трансферты (полученный подоходный налог, социальные выплаты, посо- бия), а использование состоит из выплаченных субсидий на производство, процентов и дивидендов, оплаты страховки и т.д. Сальдо счета показывает валовой располагаемый доход;

5) счет использования дохода показывает, как использу- ется валовой доход (в ресурсной части счета) или величина располагаемого дохода на конечное потребление и валовое сбережение;

6) счет капитала показывает потоки, формирующие на- копление. В ресурсной части отражаются сбережения и полу- ченные трансферты капитала, а в использовании - формиро- вание основного капитала, изменение запасов, покупка зем- ли и нематериальных активов. Сальдо счета характеризует возможность (+) или потребность (-) в финансировании;

7) финансовый счет показывает потоки чистых кредитов и чистых долгов во всех формах;

8) счет изменения стоимости вне производства учитывает изменения чистой стоимости имущества;

9) закрывающий баланс отражает размеры имущества на конец периода.

Для сектора «остальной мир» (заграница) составляются всего два счета: счет нефинансовых операций и счет финансо- вых операций. В ресурсы входит импорт, трансферты заграни- це и чистые долги заграницы, а в использование - экспорт, трансферты от заграницы и чистые кредиты от заграницы.