Презентация на тему "конфликты в обществе". Презентация "конфликт и способы его решения" Способствуют обновлению жизни

Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.

  • Цель проекта: исследовать причины возникновения конфликтов и способов их разрешения.
  • Задачи:
  • 1) Выявить причины конфликтов.
  • 2) Исследовать конфликтную ситуацию в гимназии
  • 3) Показать способы разрешения конфликтов (видеоролик)
  • 4) Дать общие рекомендации по предотвращению конфликтов в коллективе.
  • Актуальность:
  • Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком.
  • План работы:
  • 1. Что такое конфликт и его типы.
  • 2. Причины конфликтов.
  • 3. Конфликтная ситуация и его участники.
  • 4. Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.
  • В опросе участвовали: 5-8кл.
Результаты опроса:
  • Результаты опроса:
  • В гимназии 50 % учащихся – конфликтные люди или склонны к нему;
  • 40 % не знают эффективные способы выхода из конфликта;
  • 43 % основной причиной конфликта называют разногласие в мнениях и вкусах, что говорит об отсутствии толерантности
наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
  • наиболее острый способ разрешения противоречий обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
  • Субъект Субъект
  • Предмет конфликта
  • Оппонент- противоборствующая сторона в конфликтной ситуации
  • Причина конфликта – обстоятельства, которые связаны с потребностями конфликтующих сторон.
  • Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться.
Позитивные
  • Позитивные
  • Снятие напряженности между конфликтующими сторонами, происходит выход негативных эмоций;
  • Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников, и тем самым способствует решению возникающих проблем;
  • Конфликты позволяют выявлять проблемы в отношениях, способствует изменениям, которые необходимо провести;
  • Негативные
  • Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте, переживания.
  • Конфликт может привести к ухудшению взаимоотношений в группе, с другими людьми.
  • Чрезмерное увлечение конфликтом вредит учебе, делам.
  • Сложное восстановление межличностных отношений («шлейф конфликта»)
  • Предконфликтная стадия
  • Конфликтная стадия
  • Послеконфликтная стадия
  • Стиль поведения
  • Характеристика
  • Конкуренция,
  • соперничество («акула»)
  • Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
  • Сотрудничество («сова»)
  • Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон
  • Компромисс («лиса»)
  • Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет
  • Избегание, уклонение («черепашка»)
  • Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей
  • Приспособление
  • («медвежонок»)
  • Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого
  • 1. Брат и сестра кричат друг на друга: оба проголодались, устали, а у них осталось одно, последнее пирожное или последний глоток лимонада, и каждый хочет взять это себе. 2. Два мальчика поссорились: один считает, что друзья должны рассказывать друг другу все секреты, а второй утверждает, что и у друзей могут быть тайны друг от друга. 3. Две подруги поспорили из-за цвета платья: одна считает, что лучше бело-золотое, другая – что чёрно-синее. 4. Девочка сказала маме, что пошла на тренировку, а вместо этого ушла гулять с друзьями.
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
  • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой...... .
  • 2. Будьте ……. и …… . В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
  • 3. Думайте не только о своих ……., заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 4. Не …… другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто…….
  • 6.Помните: «…… в конфликте нет!»
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны. Ставьте себя на место другого.
  • 4. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 5. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 6. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
  • 7.Помните: «победителя в конфликте нет!»
1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 1.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  • 2. Будьте справедливы и честны. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другой стороны.
  • 3. Думайте не только о своих интересах и чувствах, заставьте себя слышать доводы своего соперника. Попытайтесь выяснить, с чем он не согласен.
  • 4. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • 5. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
  • 6.Помните: «победителя в конфликте нет!»
  • 1-я группа
  • Родители не отпускают сына гулять вечером на улицу, так как он поздно возвращается с прогулки и не успевает выучить уроки.
  • 2-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Брат с сестрой ссорятся из-за просмотра телепередач: брату хочется посмотреть спортивную передачу, а сестре – мультфильмы.
  • 3-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Друзья поссорились из-за мяча. Каждому хочется им поиграть, но друзей двое, а мяч только один.
  • 4-я группа
  • Найти способы для разрешения конфликта с помощью компромисса.
  • Двум девочкам учитель разрешил взять книгу, по которой они должны подготовить доклад к следующему уроку. Девочки спорят, кому взять книгу домой.
  • Было интересно, но не все понятно!
  • Скучно, не понятно, неинтересно!
  • Было интересно, понятно, полезно!

Подготовила педагог-психолог

Чернякова М.Ю.


«Конфликт – это…

  • противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения.
  • разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная.

Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют

свою собственную позицию, не являются

бездумными исполнителями. Конфликтов нет

только тогда, когда все люди одинаковые,

как роботы: одинаково думают,

одинаково чувствуют, живут без ссор.

Нужно помнить, что практически

по любому вопросу у разных людей

взгляды отличаются.

Люди-то разные! Эти отличия

естественны и нормальны.


Что приводит к конфликту?

  • неумение общаться,
  • неумение сотрудничать
  • отсутствие позитивного утверждения личности другого.

Это как айсберг, малая, видим ая часть

которого – конфликт – над во дой,

а составляющие – под водой.


«Смена акцентов»

Конфликтная ситуация, а тем более с другом, всегда вызывает неблагоприятные эмоции, плохое настроение...

и это, к сожалению, может привести к другим конфликтам. Давайте вспомним утверждение «Если хочешь разрешить проблему – измени своё отношение к ней».


Упражнение “Снежинки». Его алгоритм:

  • Молча возьмите листок.
  • Сложите его пополам.
  • Оторвите правый верхний угол.
  • Сложите ещё раз пополам.
  • Ещё раз оторвите правый верхний угол.
  • Ещё раз сложите пополам.
  • И ещё раз оторвите верхний правый угол…
  • Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.

  • 1 строка – определяющее слово КОНФЛИКТ
  • 2 строка – два прилагательных;
  • 3 строка – три глагола;
  • 4 строка – высказывание (фраза из четырёх слов)
  • 5 строка – синоним определяющего слова.

Презентация по управленческой психологии на тему: «Конфликты в организации» Основу конфликтных ситуаций на предприятии составляет столкновение интересов, мнений, целей, различных представлений о способе их достижения. Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от определенных факторов… Этапы конфликта: Первый этап конфликта – конфликтная ситуация (открытого столкновения еще нет). На втором этапе целенаправленно или случайно происходит инцидент, действие, направленное на обострение конфликтной ситуации. Третьим этапом (стадией) конфликта считаются кризис и разрыв отношений между оппонентами (этап состоит из двух фаз – конструктивной, когда еще сохраняется возможность совместной деятельности, и деструктивной, когда никакое сотрудничество между оппонентами уже невозможно). На четвертом этапе происходит завершение конфликта (если же конфликт затягивается, то он из объективного превращается в субъективный) Классификация конфликтов. Они различается по: -способу разрешения (антагонистические, компромиссные); -по природе возникновения (социальные, организационные, эмоциональные); -по направлению воздействия (вертикальные, горизонтальные); -по последствиям (конструктивные, деструктивные); -по степени выраженности (открытые, скрытые, потенциальные); -по количеству участников (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые). Основные группы причин, способствующих возникновению конфликтов в организации: – – – Причины, порожденные процессом деятельности (технологическая взаимозависимость; перенос проблем, решаемых по вертикали, на горизонтальный уровень; невыполнение функциональных обязанностей; несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и ценностям) Причины, порожденные психологическими особенностями человеческих отношений (взаимные симпатии и антипатии; неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе, нарушение принципа территориальности и т.д.). Причины, порождаемые личностным своеобразием членов коллектива (неумение контролировать себя; низкий или слишком высокий уровень самоуважения; повышенная тревожность; агрессивность; чрезмерная принципиальность в сочетании догматизмом и др.). Пути предупреждения и разрешения конфликтов: -Взаимное примирение сторон, при котором конфликтная ситуация прекращается. (Сложность – поиск объективной стороны примирения). -Путь компромисса, при котором частично удовлетворяются притязания всех сторон, осуществляются взаимные уступки. -Разрешение конфликта на принципиальной деловой основе. Способы регулирования конфликтов: - Соревнование (конкуренция) – стремление - - добиться своего в ущерб другим. Избегание – отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденций к достижению собственных целей. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради интересов других. Сотрудничество – альтернативное решение, полностью удовлетворяющее интересы всех сторон. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок. Принимается вариант, снимающий возникшее противоречие. Основные правила бесконфликтного общения (на личностном уровне): - Не использовать конфликтогены (слова, действия, способствующие возникновению и развитию конфликта). - Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген. - Проявлять эмпатию к собеседнику. - Делать как можно больше положительных посылов. Карта конфликта. Из схемы видно, что центральное место в ней отводится констатации той проблемы, которая вызвала противостояние конфликтующих сторон и требует своего решения. Затем отмечаются стороны, непосредственно участвующие в конфликте, их интересы и опасения относительно возможных потерь. Остается на карте место и для указания сторон, причастных к конфликту, который так или иначе затрагивает их интересы и вызывает озабоченность своими последствиями. Составление такой карты позволит: - ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций; - создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания; - конкретизировать собственную точку зрения и понять точку зрения других; - создать атмосферу эмпатии, т. е. даст возможность сторонам конфликта увидеть проблему глазами оппонента и признать его мнение; - выбрать новые пути разрешения конфликта. Несмотря на то, что вы стараетесь строить свои взаимоотношения с другими людьми на принципах доброжелательности и гармонии, конфликты, увы, случаются. Поэтому очень важно обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы трудовые взаимоотношения не рвались с каждым конфликтом, а наоборот, развивались и крепли.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений Конфликты возникают при наличии трех условий: Присутствие двух или более людей; Наличие противоположных взглядов, мнений Столкновение противоположных взглядов Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. Выделяются три стадии конфликта: - предконфликтная, - собственно конфликт, - - разрешение конфликта Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды


ДЕЛОВОЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ (ПРОТИВОРЕЧИЕ ВНУТРИ САМОГО ЧЕЛОВЕКА) - НЕВРОЗ ВИДЫ конфликтов СКРЫТЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СКРЫТОЙ ВРАЖДЕБНОСТЬЮ, ОТСУТСТВИЕМ ДИСКУССИИ СГЛАЖЕННЫЙ (ПЕРЕСИЛИВАЕТ РАЗУМНАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ) ОСТРЫЙ СПОРНЫЙ ВОПРОС ПРИОБРЕТАЕТ ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ОТНОШЕНИЯ ПЕРЕХОДЯТ В ОБЛАСТЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА СУЩЕСТВОВАЛИ, СУЩЕСТВУЮТ И БУДУТ СУЩЕСТВОВАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ ЯВНЫЙ (ОТКРЫТЫЙ) НАЧИНАЕТСЯ С ДИСКУССИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ (В ПРОТИВОРЕЧИЯ ВСТУПАЮТ ЛИЧНОСТИ)




Конфликт- это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушены, ущемлены Важнейшим условием является способность осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их Такой стиль прямо противоположен тому, который основан на житейских представлениях типа: « не будем говорить о том, что нам неприятно», «лучше не обострять ситуацию» и т.д. Эти опасения основаны на прошлом негативном опыте и на отсутствии надежды на успешное разрешение выявленных конфликтов. Постепенно возрастает груз не высказанных претензий, обид, разочарований, все более осложняются взаимоотношения Поэтому, когда между людьми возникает конфликт, огромное значение приобретает способность к конфронтации- объяснению- « лицом к лицу», умение отстаивать свою позицию. Невозможно успешно справляться с чем-то невидимым, неясным.


Чаще всего школьная конфликтная ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния Исток конфликта- неподтверждение ролевых ожиданий. (Например, Витя может перестать дружить с Пашей, который на классном собрании поддержал критику в его адрес (« а еще друг считается!»). Выяснение отношений между детьми нередко сопряжено с ущемлением достоинства, а уже дальше складывается стойкий конфликт. Исток конфликта- психологическая несовместимость людей, вынужденных в силу обстоятельств ежедневно контактировать друг с другом. Так, выраженный экстраверт подчас открыто высмеивает интроверта, который представляется ему « хитрым», «зазнающимся» либо «злым» человеком. Ригидный спокойный ребенок выражает свое презрение мобильному как « балаболке» и « попрыгунчику»


Учащийся приобретает самостоятельность через конфликты с теми, кто раньше его учил и направлял. Часто это происходит в форме явного или скрытого бунта против педагога или родителя Цель – порвать с внешним источником влияния Цель- стремление к самоопределению Нередко протест выражается в незапланированных выходках, в поступках, которые никак не могут считаться разумными и зрелыми Конфликты « трудного возраста»


Конфликтная ситуация в учебном заведении - Класс, в котором есть ученик Николай. От него доставалось не только молодым учителям, но и опытным. Выводов по поводу своего поведения Николай не делал. Хуже всего то, что класс попадал под влияние этого ученика. В очередной раз Николай решил сорвать урок. - Записывая тему на доске, педагог услышал с задней парты, где сидит данный ученик, звук, напоминающий рычание собаки. Учитель, не оглядываясь, продолжал записывать тему. Класс замер в ожидании. Педагог спокойно взглянул на часы и сказал: « Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, может и укусить!» Взрыв смеха, причем смеха- одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше ничего подобного на уроках не было. Ученик ведет себя нормально


Важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством в связи с защитой ценностей учебной деятельности Процесс противоборства носит острый характер Снижение авторитета педагога До снятия напряженной атмосферы обстановка в классе не рабочая! Ученик своим поведением вводит такие отрицательные нормы, как развязность, безделье.


« Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Д.Карнеги) 1. Спокойствие (подростковая аудитория высоко ценит спокойствие, « величавую медлительность» и юмор 2. Задержка реакции (это подчеркивает второстепенность вызывающего поведения) 3. Перевод реакции (реализуется через выполнение повседневных действий) 4. Рационализация ситуации (все, что стало смешным и неуклюжим теряет силу воздействия) Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем ученикам, в том числе и зачинщику конфликта. Способность применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих завершает дело. В итоге « герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается « замысел» борьбы.


Успех в жизни в значительной степени обусловлен гармонией отношений с окружающими Важно чувствовать себя уверенно и выбрать эффективную стратегию поведения в конфликте Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком видеть только отрицательные мотивы! Важно понять, что конфликт не самоцель




РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА Максимально тщательно выясните позиции всех заинтересованных сторон. Решите для себя, какой выход из ситуации для вас предпочтителен. Назначьте встречу с теми, кто заинтересован в разрешении конфликтной ситуации. Изложите свой взгляд на проблему и сообщите, что вы со своей стороны готовы предпринять для ее решения.


Техники прояснения конфликта 1. Получайте больше информации, и вы не будете делать ошибочных предположений. 2. Задавайте вопросы 3. Стремитесь понять то, о чем говорят 4. Поддерживайте контакт глазами 5. Поощряйте говорящего киванием 6. Коротко повторите услышанное, чтобы говорящий убедился, что вы его поняли.









Cлайд 1

Cлайд 2

План 1. Понятие и классификация конфликта 2. Модель конфликта, причины его возникновения 3. Методы управления конфликтами

Cлайд 3

Конфликт Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений людей, серьезное разногласие субъектов взаимодействия противоречие между двумя и более сторонами, когда каждая сторона делает так, чтобы были приняты ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое

Cлайд 4

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент Конфликтная ситуация - период скрытого нарастания противоречий инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

Cлайд 5

Типы конфликтов Между фирмой и правительственными органами, между фирмами Конструктивные и деструктивные деловые и личностные внутриличностный, межличностный, личность - группа, межгрупповой кратковременные и затяжные лихорадящие и разрушительные

Cлайд 6

Два подхода к конфликтам Конфликты - нежелательное явление (школа научного управления. Конфликты разрушают ресурсы, прежде всего, человеческие) - дисфункциональные конфликты желательные. Позволяют выявлять альтернативы и находить наилучшие решения. Функциональные конфликты

Cлайд 7

Позитивные и негативные стороны конфликта Разрядка напряженности выявление разных точек зрения получение новой информации об оппоненте стимулирование к изменениям и развитию сплочение коллектива против внешнего врага Большие эмоциональные и материальные затраты увлечение процессом в ущерб работе увольнение сотрудников снижение дисциплины ухудшение СПК уменьшение степени сотрудничества сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта)

Cлайд 8

Модель конфликта Конфликт не происходит Управленческая ситуация Источник конфликта Возможность разрастания конфликта Реакция на ситуацию Конфликт происходит Управление конфликтом Функциональные и дисфункциональные последствия конфликта

Cлайд 9

Причины конфликтов Распределение властных полномочий ограниченность ресурсов различия в целях и их противоречивость (снабженцы и финансисты) взаимозависимость заданий плохая коммуникация психологическая несовместимость (М и Х травмируют друг друга) различия в манере поведения и жизненном опыте различия в оценке ситуации и мнениях

Cлайд 10

Сотрудников с руководством несоразмерность прав и ответственности невыполнение своих должностных обязанностей брак в работе плохие условия труда неэффективное использование рабочего времени отсутствие творческой инициативы

Cлайд 11

Признаки проявления личностного конфликта Снижается заинтересованность в работе работник становится критически настроенным, ворчливым повышается защитная реакция работник больше ошибается работник начинает пить, принимать наркотики

Cлайд 12

Конфликтогены Слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту стремление к превосходству (снисходительная позиция, хвастовство, категоричность, навязывание своих советов и т.п.) проявление агрессивности проявление эгоизма

Cлайд 13

Стадии регулирования конфликта Определение сущности проблемы определение основной причины анализ предшествующих взаимоотношений участников поиск возможных путей разрешения конфликта принятие совместного решения о выходе из конфликта реализация совместно намеченного способа оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения конфликта

Cлайд 14

Управление конфликтами Это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или по коррекции поведения участников конфликта, изменению их целей Способы разрешения конфликтов: Административные педагогические структурные межличностные

Cлайд 15

педагогические убеждение, взаимное примирение сторон признание вины одним из участников нормативный метод разделяй и властвуй метод «козла отпущения» Выбор наименьшего из двух зол дайте человеку возможность высказаться посредничество третьего лица увеличение дистанций между участниками

Cлайд 16

Структурные Разъяснение требований к работе использование специальных координационных и интеграционных механизмов для конфликтующих сторон установление комплексных целей, объединяющих конфликтующие стороны использование системы вознаграждения. Не поощрять неконструктивное поведение отдельных групп или лиц

Cлайд 17

Стратегии управления конфликтом Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление