Влияние мультипликационных фильмов на процесс социализации у детей дошкольного возраста. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста Влияние мультипликационных фильмов на эмоциональное состояние детей

«Влияние мультипликационных фильмов на поведение

детей младшего школьного возраста»

Инъекция нравственности делается только в детстве…

М.Булгаков

Современные дети отличаются от детей предшествующих поколений. Они, с одной стороны, более раскрепощены, с другой стороны, несдержанны и эгоистичны. Что изменило современного ребенка? Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте являются – мультипликационные фильмы.

Мультипликационные фильмы играют значительную роль в развитии ребенка, поскольку они участвуют в подготовке его к дальнейшей жизни. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

Согласно исследованиям, проведённым ещё в 60-х годах ХХ века, сцены мультипликационного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультипликационных фильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, то современные мультфильмы часто лишены эстетического и этического содержания, герои в них проявляют крайнюю степень агрессии.

Возникает вопрос, оказывают ли мультфильмы влияние на эмоциональное состояние и поведение ребёнка? Какие мультфильмы следует смотреть детям? Данные вопросы интересуют не только психологов и педагогов, но и родителей.

Современные мультфильмы могут оказывать негативное влияние на младшего школьника содержанием, качеством современной мультипликации: излишний объем, длительность просмотра, неадекватное возрасту содержание, отсутствием необходимого контроля просмотра со стороны педагогов, родителей.

Исследования, проводимые среди младших школьников, показали, что просмотр отечественных мультфильмов положительно влияет на поведение детей, они становятся более активными, проявляется добросердечность, честность и любовь к родным и близким. Также выяснилось, что существует значительная разница в поведении детей при просмотре зарубежных мультфильмов, а именно: у детей появляется не детская агрессия, а порой фобии.

Полученные результаты наводят на размышления относительно влияния зарубежных мультфильмов на развитие и становление психики подрастающего поколения.

Дети повторяют то, что видят в мультфильмах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.

С одной стороны любимые герои мультфильмов формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. Зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Например, казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка, а мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет поступать так же, как эти два весёлых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.

Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Из проведенных исследований, 94% детей смотрят мультфильмы каждый день. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

И, наконец, именно в младшем школьном возрасте формируются моральные, нравственные качества ребенка, поэтому следует выбирать мультфильмы, которые должен смотреть ребенок.

1. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день.

2. Обязательное обсуждение содержания просмотренных мультфильмов с целью выяснить правильность восприятия происходящего на экране.

3. Мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Влияние анимационных фильмов на детей

Введение

Глава 3. Последствия влияния анимационных фильмов на воспитание и поведение детей, на формирование их личностных качеств и психических процессов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одно из самых глобальных изобретений человечества за последние несколько лет - это создание телевидения. Современный человек не представляет своей жизни без телевизора. Он служит и источником дополнительной информации, и средством развлечения.

Телевидение приковывает к своим экранам не только взрослых, но и детей. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы является влияние его на детей. По мнению доктора психологических наук В.И.Лебедева, именно дети оказываются самой уязвимой для гипнотического воздействия группой, ввиду незащищенности их психики самосознанием. Если раньше воспитанием личности занимались родители или ближайшие родственники, то сейчас, эти функции взял на себя телевизор. В отличие от родителей, телевизор никогда не отстраняется от юных зрителей, удовлетворяет их духовные потребности и наставляет их в жизни .

Дети особый интерес проявляют к мультфильмам. Красочные, яркие они не оставят равнодушным ни одного ребенка. Большинство мультфильмов изобилует сценами насилия, вульгарного поведения, неуважения к окружающим, быстрыми и агрессивными действиями, яркими вспышками света, ненормативной лексикой. Все это негативно влияет на подсознание детей, на формирование и становление их личности, нравственных устоев и многих психических процессов.

Дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким мультфильмам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным.

Существует лишь немногие анимационные фильмы, которые положительно влияют на психику детей. Они формируют правильное отношение к окружающим людям, без вреда воспитывают детей, положительно влияют на формирование черт характера.

Цель нашего исследования - проанализировать какое влияние оказывают мультфильмы на детей и каковы последствия.

Задача нашего исследования - проанализировать содержательные аспекты мультипликационной продукции и определить их влияние на психологические и личностные особенности детей.

Глава 1. Актуальность проблемы влияния анимационных фильмов на детей

анимационный фильм личность дети

Одним из предметов цивилизованного мира является телевидение. Оно делает все, чтобы завлечь как можно больше людей в свои голубые сети. Главным образом телевидение ориентировано на взрослых, но не забывает и о подрастающем поколении, детей. Для них существует множество каналов, по которым показывают передачи различных жанров (анимационные фильмы, ток-шоу, познавательные программы и другое)

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение -- это эффективный канал управления человеком. По прогнозам ученых, деструктивные манипуляции личностью средствами массовой информации, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями, могут превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей . Именно дети, по данным С. Кара-Мурзы, и др., -- наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных мультфильмов и телепередач .

Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для ребёнка стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

Большинство детей в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого персонажа. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания могут включать всякого рода негативную информацию .

Исследование ученых о том, какой вред причинило детям за последние 20 лет телевидение, с новой силой возобновило спор о связи между насилием на экране и в жизни. Телевизор влияет на детей и подростков точно так же, как алкоголь на взрослых: и то, и другое нужно употреблять только в разумном количестве .

Голландские психологи, проанализировав результаты исследований по воздействию телевизора на маленьких зрителей за последние 40 лет, пришли к выводу: телевидение препятствует развитию творческих способностей у ребенка, в то время как чтение книг и слушание радиопередач обогащают его фантазию .

На сегодняшний день проблема влияния телевидения на детей очень актуальна. Особенно актуальна проблема воздействия анимационных фильмов.

Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению . Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость детей, развивать их мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм -- это эффективное средство воспитания ребёнка.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для детей последствия. Некоторые мультфильмы могут пагубно влиять на психику ребенка. Они препятствуют развитию мышления, воображения, интеллектуальных возможностей детей. Такие мультфильмы очень часто навязывают ложные нормы морали и нравственные ценности, дают собственные установки и модели поведения. Идентифицируя себя с персонажем, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные, аморальные и безнравственные модели поведения.

Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма . Действительно, периодический просмотр вызывает привыкание у детей. Происходит внушение, то есть непосредственное влияние событий, действий, происходящих в мультфильмах на детей, вызывающее определенные изменения в их психике и поведении.

У детей сильно работает викарное научение. Дети очень восприимчивы к любому виду воздействия. Формы поведения телевизионных персонажей легко усваиваются ими. Что именно современные мультфильмы несут опасного и негативного для детей?

Во-первых это девиантное поведение, т.е. отклоняющиеся действия героев мультфильма, которое никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Во-вторых демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. Ещё несколько десятилетий назад Е.В.Субботский описывал эксперименты, проводимые с детьми дошкольного возраста, в которых демонстрировалась склонность ребёнка к подражанию . Ещё тогда он задавался вопросом: как преодолеть «всеядность» подражания, сделать так, чтобы ребёнок, копировав хорошее, воздерживался от подражания дурному?

В-третьих транслируются формы нестандартного поролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Можно представить, какие последствия просмотр подобных сцен может иметь, например, для дошкольника, если известно, что дошкольный возраст -- это период активной половой идентификации ребёнка.

Также распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.

Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение . Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные -- наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем -- неизбежно страдает внутреннее самоощущение.

Нет обучения, которое бы опережало развитие и было бы развивающим обучением. В некоторых мультфильмах почти нет того, чему ребенок мог бы поучиться, что-то перенять. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления детей, опережающее их возрастные возможности. А они наоборот тормозят психические процессы детей.

Нельзя отрицать тот факт, что многие мультфильмы негативно влияют на самочувствие, физическое здоровье детей и подростков. Давно доказано, что просмотр слишком динамичных сцен и сцен с яркими вспышками на телеэкране, может провоцировать у предрасположенных детей приступы эпилепсии.

По мнению Е.И.Федоровой, ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов . Из этих образов ребенок строит свою модель мира, как из кубиков. Образ-это обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем. Дело в том, что картина мира, которая складывается у ребенка в результате просмотра анимационных фильмов носит характер безнравственности, аморальности. Более того ребенок начинает думать и действовать, как его любимые анимационные герои, а это приводит к однотипности мышления, нарушению функций внимания, памяти, воли, речи, задержке интеллектуальных процессов.

Данная проблема актуальна и потому, что мультфильмы воспитывают детей, навязывают им определенные установки норм морали, нравственности, поведения и даже настроения. По мнению Аллы Баркан воспитанием современных детей занимаются не родители, а телевидение особенно мультфильмы. Вообще данные последних исследований во многих странах мира свидетельствуют о том, что коммуникативные способности детей, несмотря на то, что тем для разговоров предостаточно, ухудшаются и сводятся на нет. И если раньше собеседником был друг, то теперь телевизор, а это собеседник без обратной связи.

Сегодняшние дети почти уже не мучают родителей вопросами, и не из-за того, что исчез возраст почемучек. Им просто легче посмотреть про все интересующее их телепрограмму, мультфильм. Дети предпочитают общаться с телевизором. Через просмотр разного рода анимационных фильмов дети воспринимают те или иные события, пытаются разобраться что хорошо, а что плохо. Но часто ошибаются, так как из-за просмотра некоторых мультфильмов понятия добра и зла, справедливости и беззакония, истинной красоты и притворства путаются в их голове. Они просто не могут здраво оценить, понять то, что показывают по телевизору . Дети беспомощны! В этом и заключается опасность.

Дело в том, что вследствие влияний на психологическое, эмоциональное, волевое состояние, воздействий на здоровье, на интеллектуальные возможности, познавательные процессы ребенка, мы получаем психологически неустойчивого, равнодушного, безнравственного человека, неспособного общаться и жить в обществе.

Глава 2. Всестороннее влияние анимационных фильмов на личностное и психологическое развитие детей

Мультфильмы играют немаловажную роль в жизни детей. Они могут нести воспитательную, познавательную и развивающую функции. Это своеобразная модель окружающего мира, которую дети хорошо воспринимают. С их помощью дети учатся отличать хорошее от плохого, добро от зла, что нужно делать, а что не следует, как правильно поступать. Они усваивают такие нормы морали и нравственные ценности, которыми они будут руководствоваться всю свою жизнь.

Однако современные мультфильмы изменяют представление об окружающем мире, и часто изменяют и деформируют психику детей и подростков. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, безнравственность и аморальность, самолюбие, отрицательное отношение к окружающим. Влияние просмотра мультфильмов ограничивается не только отрицательным воздействием на личностные качества детей, но и на их психологические процессы.

В наше время современный ребенок не представляет своей жизни без телевизора, особенно без мультфильмов. Казалось бы, всего лишь безобидное увлечение, времяпрепровождение. Однако, факты доказывают обратное. 74,2 % свободного времени тратится детьми (до 17 лет) на просмотр анимационных фильмов . Дети и подростки уже не могут оторваться от экранов телевизоров. Анимационный мир затягивает их, вызывает привыкание и желание смотреть еще и еще.

Сейчас становится ясным тот факт, что просмотр мультфильмов и телевидение в целом несет больше вреда, чем пользы детям. Однако были когда-то те, далекие уже теперь времена, когда смотреть телевизор казалось благом, а программы для детей показывали добрые и светлые мультфильмы. Сегодня же - совершенно другая картина. И « синоним радости» приносит не только радость. Телевизионное «хорошее» уже переливается через край, превращаясь из хорошего в плохое. А плохое в том смысле, что с каждым годом появляется все больше и больше работ, доказывающих негативное влияние анимационных фильмов на психику и здоровье человека, и особенно, если это ребенок .

Современные дети сидят часами напролет перед экранами телевизоров. И не удивительно, ведь яркие цвета, яркие вспышки света, различные мигания и мерцания - всё это является раздражителем для детей. Такие американские мультфильмы как « Дом воображаемых друзей Фостера», «Кураж- трусливый пес», «Кид против Кета», «Держись, Чарли» изобилуют яркими, порой неприятными для глаз сценами. Драки, сражения, которые так привлекательны для детей и подростков сопровождаются яркими элементами графики. Так почему же яркие цвета так нравятся детей? Почему так привлекательны персонажи, которые нарисованы с помощью ярких красок?

По мнению Б.Ф. Базыма: «При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что постоянное воздействие красного, желтого и других ярких цветов раздражает детей младшего возраста. Но если это воздействие имеет непостоянный характер, то в определенной мере яркие цвета не раздражают детей. Подобные факты дают основание считать, что нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на Центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может .»

Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка.

Прием использования ярких и ядовитых красок эксплуатирует свойство детской психики реагировать на все самое яркое. Таким образом, от начала до конца ролика внимание ребенка приковано к персонажу, который ведет зрителя куда захочет, не давая зрителю отвлечься и поразмышлять. Поэтому, в частности, маленькие дети бросают все, когда на экране присутствуют яркие объекты.

Нужно отметить, что яркие, психоделические цвета гипнотизируют детей, вызывают у них желание постоянно смотреть эти мультфильмы! В особенности если эти яркие цвета имеют продолжительный и интенсивный характер. Такие внешние стороны мультфильмов как: цветовая фактура, музыкальное сопровождение отрицательно влияют на внимание и память детей.

Что касается воображения, то просмотр мультфильмов благоприятно влияет на этот психический процесс. Первоначально мультфильмы были созданы именно для того чтобы развивать воображение детей, радовать их, заставлять смеяться и поднимать настроение. Воображение играет большую роль; оно представляет действительность в образах и дает возможность пользоваться ими, решая разные жизненные задачи. Дети уже с самых ранних лет представляют мир в виде многочисленных образов, это своеобразная картина мира, действительности . Так же оно помогает регулировать эмоциональное состояние детей.

Существует прекрасные, красочные добрые мультфильмы, к сожалению, их количество не велико. Достойным примером служат аниме- шедевры Хаяо Миядзаки, ярких, светлых, полных добра и счастья сказок о взаимоотношениях людей, их гармонии с природой и миром. Герои его мультфильмов добрые, открытые. Они часто оказываются в зачарованных, сказочных мирах, знакомятся с необычными существа. В аниме «Ходячий замок Хаула» главная героиня девушка Софи попадает в сказочный дом волшебника Хаула, где пытается помочь герою разобраться в собственной жизни .

Мультфильмы позволяют детям с легкостью фантазировать, какие чудеса совершит волшебная палочка; мчаться на коне, преследуя бандитов; без труда переноситься на Луну. Благодаря мультфильмам дети вполне реально представляют свои фантазии, видя их по телевизору, а не только в своем воображении. Очень часто в мультфильмах герою помогают волшебные палочки, роль помощников также играют сказочные звери. Это они часто решают невыполнимые, на первый взгляд, задачи. И герой при совершении своих подвигов нуждается в такой поддержке. Так и ребенку все те вещи, которые умеют делать взрослые, кажутся фантастическими, абсолютно невыполнимыми. И ребенок с помощью мультфильмов прекрасно понимает, что сейчас он не в состоянии сделать что-либо, преодолеть какое-то препятствие без помощи родителей. Сказочный мир требует от ребенка хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, фантазировать .

Дети любят сказки, ведь они помогают мечтать, грезить и фантазировать. Грезы - это нормальное психологическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желание. Фантазии, мечты являются составной частью нашей жизни, так же они важны и для ребенка . Проводя свое свободное время перед экранами телевизоров, дети надеются встретиться с каким-нибудь сказочным явлением и окунуться в мир фантазий и грез.

С воображением тесно связано мышление. Этот процесс связан с открытием нового знания, с решение задач, с творческим преобразованием действительности. Творческое мышление напрямую отвечает за создание или открытие чего-либо нового . Современные мультфильмы не позволяют развиваться творческому мышлению детей. Американский мультипликационный фильм является одним из самых популярных анимационных фильмов для детей, вместе с тем и самым жестоким, агрессивным и негативным. Подобные мультфильмы изобилуют персонажами отрицательного характера, чья модель поведения так нравится современным детям. Так в аниме-сериале «Наруто» все персонажи мужского пола постоянно находятся в противостоянии с отрицательными персонажами. Они дерутся, все свободное время тратят на тренировки. Их жизненная цель состоит в том, чтобы победить, а после опять сражаться, причем не на жизнь, а насмерть. Как творческое мышление может развиваться у детей после просмотра таких сцен насилия? Другой пример мультсериал « Приключения Флеп-Джека» . Маленький мальчик заводит дружбу с капитаном-пиратом. Сам факт, того что столь ужасный персонаж как пират, ассоциирующийся с насилием и грабежом дружит с безобидным мальчиком приводит в ужас! Целыми днями они дурачатся и ничего не делают. А вот другой пример мультфильм «Настоящие монстры». Все персонажи столь ужасны на вид, что взрослому человеку противно смотреть. Чего нельзя сказать о детях, они с удовольствием смотрят такие мультфильмы. Один из персонажей представляет собой зубную щетку с большими острыми зубами. Этот персонаж учится в школе для демонов, и его основная задача научиться запугивать людей до смерти!

Дело в том, что большинство американских мультфильмов не способствуют развитию психологических процессов, а наоборот тормозят их. Дети должны постоянно узнавать что-то новое и полезное, только тогда они будут развиваться духовно, нравственно и интеллектуально. Американские мультфильмы в большинстве своем не опережают развитие детей, так как направлены на их актуальное развитие. Возникает так же вопрос, почему детей привлекают такие безобразные существа, которые к тому же совершенно не позволяют им развиваться? Но почему детей притягивают все эти гадкие «произведения иcкусства»? Ведь они нравятся даже детям из интеллигентных семей, которым, казалось бы, с малых лет стараются привить хороший вкус, посеять в них семена «разумного, доброго, вечного».

Доктор психологических наук, проф. Л. Н. Матвеева из МГУ проводила такой опыт: молодым людям при просмотре разных фильмов давали в руки датчики с просьбой в особо интересные моменты нажимать на кнопку. Результат поразил. Зрителям было одинаково интересно смотреть и на что-то прекрасное, и на что-то ужасное. Скажем, на победившего героя, который забрался на высокую скалу и любуется великолепной панорамой, и на зрелище кровавой казни. И то и другое щекотало нервы.

Когда такая стимуляция становится привычной, человек не может без нее обходиться. Жизнь без острых ощущений кажется ему пресной. А с другой стороны, он теперь воспринимает только такую жесткую стимуляцию, будучи неспособным разобраться в более тонких чувствах, какие показываются в классических фильмах. Поэтому стимулирование жесткими стимулами насилия, отвращения или садизма делается для него нормой .

Если такие изменения происходят со взрослыми, то что говорить о детях, у которых эмоциональная сфера еще не сформирована? Сейчас нередко можно встретить дошкольников, которые хотят смотреть только боевики или «крутые» западные мультфильмы. Родители думают, что их чадо переросло отечественные мультики про Умку или Чебурашку. А в действительности оно до них не доросло. Ему не понятны даже совсем несложные взаимоотношения наших мультяшных героев .

Только после специальных занятий по развитию эмоциональной сферы, научившись различать какие-то оттенки человеческих чувств, ребенок начинает понимать содержание малышовых мультиков и с упоением их смотрит.

Но сколько людей под воздействием западной кинопродукции так и вырастут словно вытесанными из полена -- грубыми, примитивными существами, не способными к восприятию нормальных человеческих чувств!

Особенно опасны новые технологии манипуляции сознанием для детей с тонкой психикой, повышенно чувствительных, эмоционально неустойчивых, возбудимых.

Получается, что чем проще персонаж на эмоциональном уровне, тем легче он воспринимается ребенком, тем легче он усваивается и становится привычным для него. Действительно, наглый разбойник является доступным персонажем. Он больше нравится детям, чем персонаж который добрый, вежливый.

Не только внешняя сторона мультфильмов, но и внутренняя влияет на детскую психику. Возьмем речь персонажей, их диалоги друг с другом. Агрессивные действия по отношению к друг другу сопровождаются криками, орками, возгласами и чаще всего неприличными высказываниями. Речь персонажей проста, примитивна и иногда содержит ненормативную лексику. Проанализируем диалог двух друзей из американского мультсериала «Правила съема»:

Здорово, чувак.

Эээ,Здорово.

Как дела?

Прикинь, мы вчера на вечеринке были. Сначала все было круче не придумаешь, а потом, блииин, родаки Кейт приехали. Обломали нас! Пришлось разбежаться.

Мдааааа, непруха. А меня вчера мои припахали. Весь вечер пол драил. Потом еще впаривали, что типа я учиться должен, извилины напрягать. Говорили, что я дурак и ничего хорошего из меня не выйдет!

Ладно хватит нюни распускать! Слышь, а где Пит?

(звонок телефона).

О, мобила звонит: Эээ, че те надо?

Ты где там, чувак, ааа?

Я у пожарки. Ты припрешься?

Да, ну, я без понятия!

Ладно, делай че хошь, но чтоб через 10 минут был как штык !

Это один из многочисленных примеров диалогов в этом мультсериале. Данный отрывок не несет в себе никакой информации, которая была бы полезна собеседнику, лишь пустые слова, взрывные эмоции. Нужно отметить, что персонажи часто общаются на повышенных тонах, не только когда ругаются, но и в мирных ситуациях. Речь местами бессвязна, отрывиста. Слова грубые, примитивные, предложения простые, несложные. Герои часто используют междометья, а не слова, чтобы передать свои эмоции. Получается, что задумка режиссеров была воплотить в мультфильме безмозглых, наглых, неграмотных людей.

Возможно, по той причине, что речь большинства героев проста и в большинстве случаев примитивна детям и подросткам нравятся мультфильмы содержащие такие диалоги.

Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно . Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций .

Детям нравятся смотреть то, что не требует никаких умственных усилий, что можно посмотреть просто так,ради забавы. И действительно, они получают удовольствие от просмотра таких мультфильмов, которые содержат огромное количество цен насилия, примитивной и вульгарной лексики, ярких цветов. И им уже не хочется думать, развивать свои интеллектуальные способности. А зачем? Ведь всю необходимую информацию об окружающем мире они получают из анимационных фильмов! Они считаются, что им достаточно знать как пользоваться компьютером, интернетом и сотовым телефоном, чтобы жить достойно.

Дети эмоционально неустойчивы. Их психика находится на стадии формирования. Поэтому они очень эмоциональны и любое воздействие отразится на них. Одним из таких воздействий является агрессия в мультфильмах, которая сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. В мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.

Можно сказать, что большинство современных мультфильмов содержат агрессивные сцены. Герои этих мультфильмов неустанно сражаются с друг другом, воюют, дерутся. Такие мультсериалы как: «Люди-икс», «Бетмен и Робин», «Лига справедливости», «Трансформеры», «Космические бои», «Гаргульи», «Годзила», «Мумия » несут массу сцен насилия, грабежа, разгрома, драк. Почему же детям нравятся мультфильмы такого содержания?

Дело в том, что дети очень активны, они любят прыгать, бегать, скакать и т.п. Они получают много положительных эмоций от такой активной деятельности. Наблюдая за активными, быстрыми, ловкими персонажами мультфильмов, они переживают их эмоции и также перенимают их модель поведения.

Вспомним хотя бы «Покемонов». К чему там сводится основное действие? Некие странные существа под общим названием «покемоны», что в переводе с английского означает «карманные чудовища» (pocket monster) стремятся друг друга уничтожить. Причем делают это азартно и мастерски.

Даже когда взрослые люди наблюдают за кровавым поединком, они порой преступают запретную черту, позволяя себе «расслабиться» и испытать удовольствие при виде чужих мучений. Яркий тому пример -- воодушевление публики на испанской корриде или увлечение такими кровавыми забавами, как петушиные и собачьи бои, которые сейчас снова входят в моду в определенной социальной среде.

Если уж взрослые, у которых психика гораздо крепче детской, попадаются на эту садистскую удочку, то что говорить о детях? Ребенок, естественно, отождествляет себя с героями мультфильма. Таковы законы восприятия художественного произведения. Идентифицируя себя с агрессором, дети постепенно усваивают агрессивные модели поведения. А если агрессоры (например, покемоны) действуют успешно, то сопережевание им вознаграждается чувством победного торжества. Из-за этого в детской психике как бы вырабатывается канавка агрессивности. Этакая накатанная колея, по которой уже привычно движутся чувства.

Кто-нибудь наверняка возразит, что везде, во всех сказках есть борьба добра со злом. Богатыри поражают драконов, Иван-царевич -- Змея Горыныча. Однако отличие есть, и очень существенное. Современные западные мультфильмы целенаправленно развивают в детях садомазохизм, заставляя их испытывать наслаждение, когда герой мультфильма причиняет кому-нибудь боль. Это умело стимулируется аудио- и видеорядом.

В традиционных мультфильмах подробности убийства никогда не смаковались. Да и вообще, маленьким детям обычно не показывали подобных сцен. В множестве наших мультиков вообще нет драк.

А тут? «Давайте для наглядности представим, -- предложила Н. Е. Маркова, -- как должна выглядеть «в духе покемонов» победа Ивана-царевича над Змеем Горынычем. «Отрубил Иван Змею одну голову и поковырял там ножичком. Пальцы засунул, кровушка теплая... Намазал ее себе на лицо.

Потекла горячая кровь потоками. Змей вопит, извивается, а Иван хохочет, пьет кровушку стаканами, силу получает от кровушки змеиной...» То есть это уже не просто садизм, а садизм эстетизированный. Он оказывает на психику невероятно разрушительное влияние .

Действительно, мультфильмы оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу детей. Человек в подростковый период и особенно в детский подвержен эмоциональному влиянию в наиболее сильной степени. Любые эмоции: радость, грусть переживаются намного глубже и сильнее. Поэтому если дети и подростки радуются, то они это делают по-настоящему, искренне. Они как бы состоят из «голых «эмоций. Они еще пока не выработали механизмы защиты от тяжких эмоциональных переживаний, поэтому депрессия, глубокий стресс оказывают на детей и подростков очень сильное воздействие. Переживание таких эмоций может быть связано с просмотром анимационных фильмов.

Эмоции детей связаны с их личностью. Совершенствование таких высших эмоций и чувств как: любовь и дружба означает личностное развитие их обладателя . Дружба - это положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности, преданности и в постоянной готовности прийти на помощь. Дружить - значит заботиться, не обижать, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями . Большинство современных мультсериалов (в основном американского происхождения) не способствуют тому, чтобы маленькие телезрители воспринимали дружбу как настоящее, искреннее чувство. Многие мультфильмы пропагандируют недружеские, добрые отношение с окружающими, а наоборот некую враждебность, эгоистичность по отношению к друг другу.

В таких американских мультфильмах как «Губка Боб-Квадратные штаны», «Дом Воображаемых Друзей Фостера», «Котопес», «Крутые Бобры», «Кот Ик», «Бешенный Джек Пират»,транслируемых на каналах: «MTV», «Картун», «ТНТ», «Джетикс » дружба главных героев мало чем напоминает настоящие, искренние отношения. Вот «Губка Боб» и его лучший друг морская звезда - «Патрик» целыми днями напролет они гуляют, поют песенки, пускают мыльные пузыри, играют и хихикают. Каждая новая серия ничем не отличается от предыдущей, сюжет одинаковый. Главные герои лишь радуются жизни, веселясь днями и ночами. Маленькие зрители воспринимают такие отношения как норму, им кажется что дружба в этом и заключается. Вот другая ситуация: « Губка Боб» заболел и лежит в постели, глотая таблетки. К нему приходит его друг и зовет главного героя гулять, но он не может, так как болен и хочет отдохнуть. На что друг «Губки Боба» обижается на него и уходит, захлопнув дверь. Или другой пример: : « Губка Боб» попадает в беду, а все его друзья мало того что отказываются ему помочь, так еще смеются на ним. Понятно, что ребенок из такого мультфильма ничего хорошего не усвоит, скорее наоборот будет копировать поведение своего персонажа и поступать таким же образом.

«Дом Воображаемых Друзей Фостера» само название говорит за себя. В центре событий маленький мальчик у которого нет друзей, и вместо того чтобы попытаться завести настоящих друзей он их выдумывает. В мультфильме появляются страшные, уродливые, ненормальные существа, с большими, непропорциональными головами, копытами вместо ног, чрезмерно яркими и контрастными, которые заменяют Фостеру друзей и семью. Он все время проводит в своих мечтаниях, веселясь и играя. Для него так трудно вернуться в нормальную жизнь и больше всего он в ней не любит школу, при одной мысли о ней он ужасается. В мультфильме пропагандируются нездоровые, ненормальные отношения между людьми.

Нет ничего теплого и светлого, но есть много пустых и бесполезных занятий, бессмысленных разговоров и поступков. А в таких мультсериалах как: «Котопес», «Крутые Бобры», «Кот Ик», «Бешенный Джек Пират », персонажи то и дело обижают, бьют, унижают своих друзей и близких и остаются безнаказанными. Разве в наших мультфильмах, таких как «Лунтик», «Смешарики», «Смурфы » герои обижают друг друга и пытаются причинить боль? Нет, они ведут себя естественно, непринужденно, не пытаются быть крутыми и популярными, они просто ценят, то что у них уже есть. В тоже время они смешные и задорные, любят подурачиться, но делают это, не нарушая грани дозволенно. Герои не бросают друг друга, когда приходит беда. Так например в «Смешариках» когда у «Бараша» сломался его домик, все его друзья с радостью предложили ему руку помощи. Даже самые сложные жизненные ситуации объясняются детским, доступным языком. Но не все американские мультфильмы извращают детское представление о дружбе и о том, какой она должна быть. Так в мультфильме «Эй, Арнольд» очень много поучительных историй. Много того, чему дети могут поучиться. Так например: нельзя обижать друзей, нельзя мстить людям, нельзя грубить старшим, нужно уважать и помогать им. «Арнольд» -главный герой очень любит своих бабушку и дедушку, никогда не спорит с ними и не оскорбляет. Он всегда их ласково называет и никогда не отталкивает, а старается прислушаться их совета. Этот мультфильм может похвастаться главным персонажем- умным, заботливым, справедливым и вежливым. Это, пожалуй, исключение из правил. Возьмем отечественный мультфильм советских времен «Жил-был пес». Главный герой - старый пес, который прожил долгую жизнь и много чего повидал. После того как хозяин выставил его за дверь, пес стал жить в лесу. Он очень сильно скучал по дому и мечтал вернуться. Ему помог старый волк. Однажды зимнем холодным вечером пес услышал как кто-то воет в лесу, это оказался его приятель. Пес был очень рад помочь своему другу, он тайком провел его в дом хозяина, где было свадебное застолье. Пес поступил как настоящий друг, он помог волку даже под угрозой того, что его могут опять выставить за дверь.

Немногие мультфильмы учат сопереживанию, толерантности, и немногие демонстрируют яркие, понятные примеры такого поведения для детей. Они также не способствуют развитию коммуникативных способностей. Дети, которые смотрят целыми днями мультсериалы неспособны общаться на нормальном уровне со сверстниками и взрослыми, так как живое общение им заменяет виртуальное общение с персонажами мультипликаций. Более того, большинство мультфильмов пропагандируют эгоцентрическое поведение и даже антисоциальное.

К. С. Коротков считает, что американский мультфильм только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма тупой и грубой, но, опять таки не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Но если приглядеться к ним внимательно, то тут же начинаешь замечать то тут то там «торчащие уши» «американского образа жизни ».

Многие родители не запрещают своим детям смотреть американские мультфильмы. Не запрещают не потому, что не почувствовали негативного влияния данной продукции, но по той элементарной причине, что их они даже не смотрели. Для того, чтобы и они поняли и ужаснулись, приходится специально нацеливать таких людей на пристрастный просмотр того, что смотрит их ребенок. Как правило, после внимательного просмотра даже нескольких таких мультиков, (особенно при обращении их внимания на некоторые особо характерные детали таких мультфильмов), эти люди и сами находят в этих мультиках очень много такого…. После этого, как правило, бывают очень сильные скандалы между родителями и чадом, уже пристрастившимся к мультикам. Но, к сожалению, такое бывает не достаточно часто. То, что бросается в глаза сразу, это часто изуверская жестокость персонажей мультфильмов друг к другу и, показываемое как героическое, антисоциальное поведение персонажей мультфильма.

Рассмотрим типичный американский мультик «Вуди и его друзья».

Уже из нескольких наугад просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет:

Имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И имеется праздный бездельник, сильно озабоченный развлечениями и ублажениями себя любимого - дятел Вуди. Так как в любом американском мультике должен быть «экшн» и как можно больше, то должен присутствовать конфликт между героем и кем-то, кого в последствии можно выставить неудачником. Учитывая вышеприведённую завязку сюжета, конфликт разворачивается между героем-дятлом и трудягой. Так как дятел - герой, то, естественно, он должен победить. В результате действа, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумехами. Так примерно в 60% сюжетов в мульт-сериале про дятла Вуди, поведение героя можно откровенно и прямо квалифицировать как антисоциальное. Вполне естественно, что если ребенок возьмётся брать пример с этого «героя» (а многие дети числят в своих любимых героях героев мультяшек!), то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. Можно, конечно, подумать, что это случайность и прокол создателей, но если учесть что такое поведение встречается в абсолютном большинстве, тех мультиков, и рассмотреть ту социально-психологическую модель, лежащую в основе любого американского мультика, то такое содержание будет восприниматься как закономерное.

Что, прежде всего, видно во всех этих мультиках именно со стороны социально-психологической? В этих мультиках показывается нормальное поведение индивида, ищущего удовлетворения своим сугубо личным устремлениям. Как правило, устремлениям к единоличному лидерству и превосходству над окружающими. Если на первом плане - превосходство, то социальная приемлемость такого превосходства оказывается как бы на втором плане. Отсюда и частый показ как поведения героического - совершенно антисоциального поведения героев мультяшек. Исключения очень редки! Проанализируйте наугад несколько взятых особо популярных американских мультиков. Во всех найдётся нечто, несущее откровенно антисоциальное содержание, но подающееся как вполне нормальное и приемлемое. То есть можно смело утверждать, что данная мульт-продукция откровенно учит. Учит конкурентному поведению. Достижению превосходства над окружающими и превосходства любым способом. Герои мультфильмового действа получают по голове удары падающими наковальнями, совершенно убийственные удары разнообразными предметами, но, почему-то всегда вскакивают после перенесённых ударов.

Так же как пропаганда Американского образа жизни и связанной с ним погони за развлечениями, роскошью и деньгами воспринимаются и другие распространённые сюжеты мультфильмов. Очень часто повторяется сюжет о поиске и нахождению сокровищ. Очень красивого, увлекательного, но подчеркивающего именно идею лёгкого богатства. Что касается отечественных мультфильмов то герой показывается как творец. Он что-то творит и творит для общества. Что-то полезное. И опять таки творит во взаимодействии с обществом. Ему может мешать, какая-то враждебная сила, но эта сила побеждается так же, как правило, коллективными усилиями. В любом случае, любой мультфильм, каким бы он развлекательным ни выглядел, всегда был нацелен на поучение маленького зрителя чему-то хорошему. Они все добрые. В советских мультиках невозможно найти такие, которые бы были сделаны «просто так», «для развлечения».В американских мультиках, как правило, даже социальное поведение некоторых героев мультфильмов представляется как что-то развлекательное. Сериал «Чёрный плащ». Но чаще всего в тех мультиках описывается всё что угодно, но только не созидательная деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются. Развлекаются самыми разнообразными способами и методами.

Все взаимоотношения между людьми (или персонажами мультфильмов, если эти персонажи не люди), как правило, конкурентные. Изредка, как нечто дружеское. Всегда эти мультики показывают поведение и стиль жизни завзятого индивидуалиста.

Мы выясняли, что персонажи многих зарубежных мультфильмов эгоистичны, они не ценят дружеских отношений, делают все ради себя. Такие персонажи не проявляют такое глубокое чувство как: любовь к ближним, родителям и т.п. Они поступают, полагаясь лишь на первобытные инстинкты: страсть, похоть, агрессия. Дети, наблюдая такое поведение своих любимых персонажей, «впитывают» все его действия и привычки.

Любовь- это не только чувство, но и способность любить другого человека. Она не требует усилия и старания. Любовь - это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Любящий человек дарит свою любовь другим людям в виде доброты и сердечности, отзывчивости и человечности .

«Ходячий замок Хаула»- произведение японской анимации, один из немногих анимационных фильмов, который может похвастаться настоящими, искренними чувствами, которыми наделены персонажи. В этом анимационном шедевре Хаяо Миядзаки повествуется о глубоких и искренних чувствах молодой девушки к юному волшебнику. Её любовь чиста, она жертвует собой ради любимого и делает это сознательно без сожаления. Эта удивительная сказка воспитывает в детях способность любить искренне и терпеть невзгоды ради любимого человека .

Нужно отметить, что образ любящей матери - один из самых главных образов. Образ доброй, честной, порядочный женщины, который отождествляют персонажи мультфильмов очень важен для детей. Девочки ассоциируют себя с экранными героинями, а мальчики преобразуют образ мультяшных героинь в образ своей спутницы жизни.

Во многих мультфильмах мы наблюдаем развращенные образы девушек и матерей. Омужествление женщины в американских мультфильмах для детей приводит к смешению роли полов в жизни. Романтическая героиня теряет признаки женского пола и ведет себя не просто, как мужчина, а как супермен. Апофеоз этого процесса - фантастические мультики про роботов или мумий. Там внешне оставаясь женщиной, героиня не просто мужчина по роли, не просто супермен, но выходец из ада, демон. Все видели этот эпизод из “Шрека” (когда взрывается птичка от пения Фионы). Этот эпизод изменяет всю систему детских представлений о мире .

Можно ли представить себе Настеньку из “Аленького цветочка” с выражением злобы или ярости на лице. Может ли она вообще скалить зубы, просто быть агрессивной. А вот цыганка из “Нотр-Дама” вполне. И многие другие тоже. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужик. А вот Жасмин в “Аладдине” или Фиона в “Шреке” делают это не просто привычно, но и жестоко.

Главная положительная героиня наших сказок не может быть вероломна, она не может быть жестока, не может убивать. Помните, как Настенька из “Аленького цветочка” поет про маленькую птичку соловушку, российский символ романтики и любви. А что с соловушкой и ее потомством делает Фиона? Герои “Шрека” пришли из мира, где божий дар - яичница. После этого убийство ради развлечения двух рептилий, лягушки и змеи кажется невинным. На самом деле, это романтический атрибут сказки наоборот. Сказки, где не лягушка становится царевной, а царевна превращается в зеленую нечисть. И эта нечисть является романтической героиней антисказки. Антигероиню по ходу сюжета сопровождают антиромантические метафоры, убийство лягушечки, птички, змейки. Точно также, как нормальных героинь отечественных мультиков сопровождает пение соловья и цветение земли .

Вспомним Василису, Алёнушку и других героинь традиционных отечественных мультиков. Они даже не претендуют на реалистичность. Они условны и воздушны. Их внешние женские атрибуты лишь обозначены, их женственность выражена, скорее, через духовные качества. Именно так выглядит мечта в детском представлении. Их американские антиподы напротив: реалистичны, физиологичны. В мультгероинях нет целомудрия. Того, что отличает кино-продукцию для детей от фильмов для взрослых. Проявляя симпатии к противоположному полу, мультдивы не кокетничают, не стесняются, не опускают глаза долу. И лицо героини в этот момент не зеркало души. А манеру поведения героини дети копируют автоматически. В наших мультиках поцелуй сокровенен, его физическая сторона скрыта от глаз меленьких зрителей. Поцелуй лишь обозначен. В иностранных мультиках все напоказ. Вот горбун из “Нотр-Дама” держит цыганку как жертвенное животное, вот Шрек волочет свою подружку как мешок. Но это ей нравится. В наших мультиках героинь не волокут, не бьют, не хватают за что попало. Потому что это не женственно. Популярный мультик, где животные играют людей, “Том и Джерри”. Поведение кошечки - это энциклопедия вульгарного поведения. Отдельно отметим поведение кота, потому что он демонстрирует мальчикам-зрителям, как себя нужно вести с женщинами. Он демонстрирует запредельное хамство.

Так в анимационном полнометражном фильме «Подводная Братва» обсуждаются совсем недетские проблемы, и одна из главных героинь - рыбка «Лола», ведет себя вульгарно, непристойно, позволяет себе все, что угодно, грубо обращается с окружающими и напоминает больше супер-героиню из боевика для взрослых. С точки зрения детских психологов, взрослые стереотипы поведения, в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше времени растормаживает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребенок еще не готов. Эти переживания не будут иметь нормального выхода и искалечат психику ребенка. Как утверждают все те же детские психологи, для нормального развития ребенка в период первого интереса к противоположному полу, ему необходима сказка, романтика, тайна. Только скромная, добрая девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин. Проблема серьезна, наши дети подвергаются такой массированной бомбардировке недетскими образами, что возникло массовое явление, которое психологи назвали романтическим голодом у детей. Им нужна царевна из детской мечты, им нужна романтика, мечта.

Самый главный, самый священный, самый важный для ребенка, образ женщины, в сказках всех народов мира - это образ матери. Мама, материнство, поэзия материнства в традиционном виде показан только в мультиках про животных, таких как “Король-Лев”, “Книга джунглей”, “Дамбо”, “101 далматинец”. Трогательные, сентиментальные и очень добрые сцены материнской заботы к медвежатам, щенкам, слонятам и другим детенышам. Но есть и исключения. Вот, например, утка-мать от “Метро Голден Майер”. Совершенно опустившееся создание, которое демонстрирует свое нижнее белье мужу. Ее голос, манеры, жесты не материнские. Ее поза не обороняет ребенка. Легко сравнить то, что видим, с нашей “Серой шейкой”. И там и там образ матери, но у маленьких зрителей они формируют диаметрально противоположное отношение к собственным мамам. Вообще, в американских мультфильмах мы не встретили ни одной матери человека, которая была бы молодой, полной сил, красивой, вызывающей у маленьких зрительниц желания подражать. Все они отталкивающие .

...

Подобные документы

    Значение художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольников. Проведение исследования воздействия художественной литературы и фильмов на личность ребенка.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2015

    Влияние на поведение детей младшего школьного возраста мультипликационных и художественных фильмов. Игра и когнитивное развитие. Значение родительского стиля воспитания на особенности личности ребенка. Роль мотивов учения в успешности школьного обучения.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2012

    Интерес целевой аудитории к фильмам ужасов как социально-психологический феномен. Исследование причин выбора жанра "ужасы", определение их влияния на психику подростков. Определение мотивации и психологические последствия просмотра фильмов этого жанра.

    научная работа , добавлен 21.04.2014

    Особенности физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Влияние семьи на развитие личности ребенка. Личностные особенности детей, воспитывающихся в детских домах. Уровень тревожности детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2014

    Социализация как процесс становления личности: обучение, воспитание, усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения. Особенности воздействия информации на детей; роль родителей и школы в минимизации отрицательного влияния СМИ.

    эссе , добавлен 19.04.2011

    Закономерности физического и психологического развития детей в среднем дошкольном возрасте. Современные подходы к исследованию влияния семейных отношений на развитие личности ребенка. Психологические нарушения под влиянием детско-родительских отношений.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2016

    Процесс формирования психологических механизмов личности в младшем дошкольном возрасте. Особенности, влияющие на поведение детей. Анализ деструктивного и конструктивного влияния социальной городской и деревенской среды на развитие личности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Процесс формирования личности. Возрастные ограничения на просмотр телепередач. Рекомендации для родителей по правильной организации досуга детей и регламентации телепрограмм, ограждения от просмотра рекламы, фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

    презентация , добавлен 03.11.2014

    Формирование у ребенка социальных эмоций. Понятие агрессии. Агрессивное поведение как проявление психологической защиты и его возрастные особенности. Влияние наказаний на детей. Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2016

    Социально-психологические теории агрессивного поведения. Умственное и поведенческое развитие, трудовая и учебная деятельность младшего школьника. Оценка влияния стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка (агрессивность, тревожность).

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.

Итальянский психолог Л. Лорензини исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка, используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле - глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.

Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:

1. Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т.д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.

2. Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает... Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм - вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.

3. "Ненастоящие" люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.

4. Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное "Я".

Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л. Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини - красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, - не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.

Мультфильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Но мультфильмы бывают разные - есть добрые, без крови и насилия, в которых поются песни о дружбе. А есть и такие, сюжет которых полностью построен на драках, сражениях, перестрелках, убийствах.

Главные герои американских мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, "смакуются". Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Можно выделить еще ряд признаков, которые присущи практически всем американским мультипликационным фильмам. Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. И самым главным является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных внутренних качествах, отражениями которых является внешность и образ действия нарисованных героинь.

Героини западных мультипликационных фильмов способствуют тому, что у девочек пропадает желание быть матерью. Получается это следующим образом. Девочки, девушки в этих мультфильмах ведут себя очень агрессивно, распущенно, дерутся и убивают наравне с мужчинами, в них нет ни доли романтики, нежности, целомудрия. Эти героини опровергают и высмеивают все те моральные установки, ориентации, которые с древнейших времен занимали ведущее место в иерархии ценностей на Руси. И этим западным красавицам, которые, кстати говоря, все на одно лицо, подражают наши дети. А ведь современное подрастающее поколение даже не знает, кто такая Алёнушка, Настенька, Варвара-Краса.

Существуют мультфильмы для маленьких, где показана откровенная эротика. Взрослые стереотипы поведения, в частности эротику, в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше времени растормаживает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребенок еще не готов. Эти переживания не будут иметь нормального выхода и искалечат психику ребенка. В будущем это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжением рода. Эти мультфильмы провоцируют в детях интерес, который должен еще долго и крепко спать.

Нами было проведено исследование влияния современных мультипликационных фильмов на психическое восприятие окружающего мира ребенком младшего школьного возраста. В нем приняли участие 25 учеников четвертого класса одной из школ города в возрасте от 9 до 11 лет. Что касается методов исследования, использовался авторский опросник, выявляющий предпочтение ребенком тех или иных героев, их качеств, а также качеств, значимых при выборе друзей.

Были получены следующие результаты. Большинство детей(60%) отдают предпочтение мультипликационным фильмам, в которых герои сражаются. 20% юных телезрителей любят немного менее агрессивные "мультики" с погонями, догонялками, и столько же (20%) любят сказочные мультфильмы.

При выборе любимого героя большинство опять на стороне агрессивных мультяшек - Бэтмэна и Человека-паука(40%), на втором месте Спанч Боб(36%), на последнем месте, соответственно Чебурашка и Лунтик - 0%. Среди предпочитаемых качеств героя на первое место выходят такие, как умение сражаться, постоять за себя(40%). 44% опрошенных детей подражают своему любимому герою, и 68% считают, что герою подражают их друзья и одноклассники. Но зато в друзьях дети ценят верность(60%) и отзывчивость(20%), и лишь для 12% в совокупности важны физическая сила и умение сражаться.

Таким образом, младшие школьники больше тяготеют к зарубежным мультипликационным фильмам и в основном с агрессивным, недетским сюжетом. Такие герои, как Чебурашка, крокодил Гена и даже Лунтик им просто не интересны. Им нравятся герои-одиночки, у которых нет друзей, которым не знакомо чувство любви, нежности, дружбы. И самое главное, что они пытаются им подражать, видят этих героев в своих друзьях, знакомых, то есть проецируют мультяшный мир на реальную жизнь и стараются соответствовать этому миру, подражать его жителям.

Западные мультфильмы не развивают в детях чувства общности, формируют неправильное восприятие полоролевого поведения, и тем самым представляют огромную опасность для маленьких зрителей.

Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) .

Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.

Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому . В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

Внушение - воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.

Следующий механизм - подражание. Подражание - это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное .

Мухина В.С. отмечает: "Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения" .

"Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), "Крошка Енот" (1974), "Бюро находок"(1982), "Смурфы" (1981-1990, Бельгия, США), "Приключение Лунтика и его друзей" (2006, Россия), "Вэлиант. Пернатый спецназ" (2005, США) - умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка.

"Трое из Простоквашино" (1980), "Приключение домовенка Кузи"(1982), - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.

"Золушка"(1979) - трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга.

"Мама для мамонтенка"(1981), "В поисках Немо" (2003 США, Австралия) - любовь к родителям и детям, ценность семьи.

Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки. Например: "Трансформеры", "Человек - паук", "Супермен", "Черепашки Ниндзя". Главные герои таких мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. В подобных мультфильмах распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью . Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка. Так же иногда спользуются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков .