Изображения человека в искусстве. Конспект урока по ИЗО на тему "Изображение фигуры человека в истории искусств" (7 класс). II. Актуализация мотивации опорных знаний

Бердникова Л.Г. учитель МХК

План-конспект урока МХК для 7 класса.

Тема: «Изображение фигуры человека в истории искусства»

Цели:

1.Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
3. Развивать творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы : подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображениями фигуры человека, презентация, видеоролик «Красота женщины сквозь века»

Ход урока

«Человек — мера всех вещей»

Протагор

Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представление о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.Произведения пластических искусств как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до нас представления о красоте человека, существовавшие в различные исторические эпохи.

Какие же были представления о красоте человека и его тела? Вы любите путешествовать? Давайте на сегодняшнем уроке совершим экскурсию по страницам истории, по страницам цивилизаций и увидим, как оценивалась красота человека в разные периоды истории.

Посмотрите внимательно на название нашей темы. Как вы думаете, о чем пойдет речь? С чего логичнее всего начать характеризовать способы изображения человека в истории искусства?

Итак, мы пришли к выводу, что начинать экскурсию следует с первых дней жизни древнейших людей.

Представьте себе, что мы оказались в музее изобразительного искусства и рассматриваем экспозицию «Человек - мера всех вещей».

Я буду вашим экскурсоводом, ну, а вы- внимательными слушателями. Очень часто посетители не рассчитывают на свою память и записывают услышанное в блокноты. Попробуем учесть этот полезный опыт, вместо блокнотов у вас в руках будут тетради, куда вы по ходу экскурсии будете заносить услышанный материал. В конце урока, возможно, у меня возникнут к вам вопросы об услышанном и я посмотрю ваши записи. Готовы? В путь!

Посмотрите внимательно на стенд «Палеолитические Венеры». На ней изображены небольшие фигурки женщин, найденные археологами при раскопках. Опишите их.

Проверка выполнения задания

Итак, мы увидели, что эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность.
В учебнике по истории мировой художественной культуры мы можем прочитать об этом так: «Мастерство в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера», с ее вздутым животом громадными мешками грудей, — сосуд плодородия и ничего сверх того».
(Дмитриева, Н А., Виноградова, II. А. Искусство древнего мира.—М. 1989.—С. 15.)

Вопрос: - Почему древний художник изобразил женскую фигуру таким образом?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Действительно, фигуры этих женщин сложно назвать эталоном красоты сегодняшнего дня, но в те далекие времена человек создавал эти фигурки не с целью передать женскую красоту, а воплотить в материале силу женского начала, способность к деторождению и кормлению. Именно поэтому многие найденные фигурки изображают женщин с большой грудью, бедрами и беременным животом. Очевидно, что для людей того времени женщина была чем-то сродни божеству, которое несет в себе вечную жизнь и процветание.

Как же менялись представления о красоте человека дальше и какие правила изображения человека стали появляться? Мы входим в зал «Древнеегипетские рельефы и изображения человека»

Вопрос: — Как вы считаете, древнеегипетский художник стремится изобразить конкретный образ или обобщенный? — Что в изображении фигуры человека вам кажется неестественным?
Учащиеся высказывают свое мнение.
(Плечи развернуты в фас, а голова и ноги в профиль.)

Однако такое положение фигуры не умаляет выразительности, дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения способствует целостному восприятию индивидуализированного образа, получению наиболее полной информации об изображенном.
Существовал определенный Канон— свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, — регламентировал в древнем Египте своеобразный критерий красоты.

Вопрос: — Как вы думаете, согласно канону, кого древнеегипетский художник должен был изображать наиболее старательно и строго по правилам?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Идеалом красоты, верхом совершенства в древнем Египте был фараон. Его изображали строго по канонам, чтобы показать все величие и богоизбранность фараона-ведь правитель считался сыном богов и приравнивался им. Однаго в действительности фараоны нередко были далеки от идеала: в 1922 году, когда Говард Картер нашёл нетронутую расхитителями гробниц усыпальницу молодого египетского фараона Тутанхамона в Долине царей, было обнаружено, что у молодого фараона одна нога была короче другой. Это, по-видимому, хорошо скрывалось, так как в Древнем Египте такой недостаток считался наказанием богов и если у правителя обнаруживался физический недостаток у народа могли возникнуть сомнения в его праве на престол.

Продолжаем нашу экскурсию. Перед вами произведения искусства уже другой эпохи.

Вопрос: - Где и когда они были созданы?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Ученые выделяют три периода в истории греческого искусства:

1) архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э

2) классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского

3) эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э

Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека.

Вопрос:— Вспомните уроки истории и ответьте: «Какими принципами руководствовались художники при изображении человека?»
Учащиеся отвечают.

В искусстве Древней Греции сложился образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека гражданина, доблестного воина и патриота, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным богатством.

Это нашло отражение в скульптуре, живописи и декоративном искусстве. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время Олимпийских игр.

Перед вами знаменитая скульптура древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол».
Обратите внимание: скульптор придает большое значение пропорциональным соотношениям частей фигуры спортсмена все в ней соразмерно и гармонично.
Мирон развивает мотив движения... Человеческое тело принимает у него такую позу: дискобол держит в руке диск, другая рука согнута у колена. Все тело его в эту минуту уподобляется согнутому луку.

Пройдемте дальше. Наша следующая экспозиция посвящена скульптору Праксителю, который подарил миру статую Афродиты Книдской, богини любви и красоты. В Древней Греции красота человеческого тела была гарантом красоты души.

Фрина была моделью и подругой Праксителя. Именно она послужила моделью для статуи Афродиты Книдской. За это ее обвинили в кощунстве и богохульстве. Потому что знавшие Фрину улыбались, глядя на статую Афродиты, а видевшие статую благоговейно смотрели на Фрину. Паломники, преклоняясь перед Афродитой, шептали « как прекрасна твоя божественная красота о Фрина» а вслух восклицали « Афродита, прекрасная Афродита».За это Гетера Фрина была обвинена в кощунстве. Когда ее защитнику на судебном процессе Гипериду не хватило слов, чтобы ответить на обвинения и он обнажил грудь Фрины, воскликнув «Вот, посмотрите! Может ли девушка со столь прекрасным телом кощунствовать и лгать нам? Ее душа столь же прекрасна, как и совершенное ее тело!» По преданию судьи, ослепленные ее красотой, прекратили процесс.

Проследуем в зал под названием «Искусство Древнего Рима».
Наследником художественной культуры эллинизма стал Древний Рим. Скульптурный портрет этого времени отличался точной характеристикой и жизненным правдоподобием образов.

Перед нами римская статуя — Статуя Октавиана Августа, обращающегося с речью к войскам.
Изображение Амура, сына богини Венеры (Афродиты), напоминало о божественном происхождении императора — ее потомка. Это идеализированный памятник могущественному правителю. Тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком».

Вопрос. - Взгляните на статую рядом с Октавианом Августом. Что вы видите в глазах этого человека?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Если Древнюю Грецию мы назовем миром эстетов, отДревний Рим это мир воинов, мир завоевателей. Здесь нет места красоте тела, мы видим нечто другое В глазах воина - завоевателя мы увидим и память сражений, через которые прошел римлянин, и боль потери товарищей, близких. Мы увидим твердость духа и уверенность в своих силах.

Мы переходим в зал «Эпоха Возрождения»

Духовная и физическая красота человека — главная тема творчества великого итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело. На вопрос «Как вам удается создавать такие великолепные статуи?» он ответил фразой «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Его «Давид»— величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия для борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному.
Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из этой громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ.

Вопрос:— «Давид» — известный библейский герой, каким подвигом он себя прославил? Как вы думаете, почему для осуществления своего замысла Микеланджело обратился к древним образам?
Учащиеся обсуждают и отвечают на вопросы.

Обратимся к книге об искусстве этого периода. В ней мы можем прочитать следующее: «Согласно библейской легенде юный Давид (тогда всего лишь пастух, впоследствии мудрый правитель) убил великана Голиафа, сразив его камнем, пущенным из пращи. Микеланджело создал статую для своей родной Флоренции ибо Давид защитил свой народ и справедливо им правил: так великий скульптор своим искусством хотел утвердить тот идеал гражданственности, в котором он видел спасение униженной родины».
Вопрос:— Какая скульптура вам понравилась больше всего? Почему?

Каждая эпоха находит адекватные историческому времени художественные формы отражения своих представлений о красоте.

Эпоха итальянского Возрождения наряду со скульптурными образами подарила миру множество живописных произведений. Перед вами две работы выдающихся мастеров того времени: Джорджоне и Леонардо да Винчи.

Написанная Дкорджоне в первые годы ХУI столетия «Юдифь» утверждает идеал Высокого Возрождения, который нашел выражение в картине через внутреннюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразительных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть линии красочных сочетаний.
«Она прекрасна и необычна — Юдифь Джорджоне, — пишет искусствовед А. Варшавский. - Освободить родной город от нависшей над ним грозной опасности вызывалась красавица Юдифь. С предводителя вражеских войск Олоферна возвращается она в отчий дом.
Враги дрогнули, они побегут, когда на городской стене будет выставлена голова Олоферна, и вечно будуг славить подвиг юной вдовы, ее самопожертнование, ее удачливую удаль сограждане, те, кого спасла она от чужеземного ига, может быть, от смерти.
Уже все позади. Уже все свершилось. И задумчиво глядит на отрубленную голову вражеского полководца Юдифь. Что проносится перед ее внутренним взором?
Может быть, одной из сильнейших сторон гения Джорджоне было умение в спокойствии выразить непокой.
Говорят, легенда о Юдифи пользовалась особой любовью в
Венеции. Ее образ стал своего рода символом любви к отечеству, самопожертнования».

«Мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо. Мы можем видеть её в Париже, в Лувре. Ряды длинных галерей, на стенах — драгоценные свидетельства творческого гения человека; каждый этюд, каждая картина — кладезь исторического прошлого, живые свидетельства немногих избранных.

Картина — всего лишь 30 дюймов в высоту, и Мона Лиза изображена сидящей на низком складном стуле; её тело повёрнуто влево, правая рука покоится на левом предплечье. Лицо обращено к зрителю слегка под углом, тогда как карие глаза смотрят прямо на вас.

На заднем плане — фантастический пейзаж с холмами и горами, тёплых и мягких тонов, над ним постепенно светлеющее небо. Две колонны по краям пейзажа закрывает нынешняя рама картины. В этом полотне прекрасны все детали, но внимание прежде всего захватывает лицо.

Картину невозможно описать словами: чем дольше вы смотрите на неё, тем больше возрастает её воздействие на вас, и вы начинаете чувствовать то удивительное очарование, которое покоряло стольких людей на протяжении веков. Более того, Леонардо добился интересного эффекта: с какого бы угла комнаты вы не смотрели на Мону Лизу она будет как будто преследовать вас своим взглядом.

Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека, об отношении его к богу, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.

Давайте посмотрим как!

ОБРАЩЕНИЕ К ВИДЕОРОЛИКУ.

(показ изображений женщин на протяжении развития живописи)

Вы наверняка уже видели, какие то произведения, а какие-то для вас откроются только сейчас..

Наша экскурсия подходит к концу. Давайте я просмотрю ваши записи.

(Учитель просматривает тетради нескольких учеников)

А теперь постарайтесь ответить на мои вопросы
— Что объединяет все эти произведения?
— Какое у вас сложилосьпредставление о красоте человека?
— Как вы понимаете значение выражения «духовная красота»?
— Какое из указанных произведений произвело на вас наибольшее впечатление?
Ученики отвечают.
Подведение итогов занятия.

Да, Человек — главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.

Изображение человека в древней культуре Египта. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Художники и скульпторы передают свое отношение к миру при помощи определенных образов. Изо­бражая человека, мастер показывает нам свои представления о красоте. Однако эти представления менялись с течением вре­мени, и подтверждение этому - древние памятники искусства.

С течением времени люди меняются, а значит, меняется и искусство изображения человека. Давайте посмотрим, каким образом изображался человек в эпоху Древней Греции.

Скульптура VI - начала V в. до н. э.

Если мы посмотрим на иллюстрации с изображением скульп­туры эпохи Древней Греции, то заметим, что тогда мастера чаще всего изображали молодых атлетов с прижатыми к телу руками и выдвинутыми вперед ногами. Выбранная поза была неслучай­ной. Греческие скульпторы, создавая свои произведения искусств, многое заимствовали из Древнего Египта. Так. этот образ полно­стью соответствовал египетским скульптурным канонам, которые оказывали огромное влияние на развитие греческого искусства. Канон - это свод правил, господствующих в искусстве какого-ли­бо периода или направления, а также определенное произведение, служащее образцом. Считается, что канон - это «закон и мера прекрасного».

В VI-V вв. до н. э. греческие мастера обращались и к другому виду скульптуры, который имел название «кора», т. е. «девушка». Богини, изображенные в эпоху архаики, напоминают смертных красавиц, их фигуры пронизаны женственностью и лиризмом.

Скульптура первой половины Vв. до п. э.

В это время мастера обычно изображали атлетов - победи­телей Олимпийских игр. Именно эта тема оставалась ведущей в искусстве пластики в течение всего века. Небольшая бронзовая фигурка юноши, приготовившегося к прыжку, является образ­цом скульптуры начата V в. до н. э. Великим ваятелям поруча­лось воспевание героического образа доблестного и сильного гражданина как надежного защитника древнегреческого горо­да - полиса.

Скульптура Мирона

Одним из лучших мастеров Древ­ней Греции является Мирон. Афин­ский скульптор отличался удивитель­ным даром передачи человеческой красоты. Наиболее известная его работа - «Дискобол» поражает своей грандиозностью

Обратите внима­ние. как мастер изобразил внешность человека. Образ дискобола выглядит естественным, настоящим. Мирон - первый скульптор древности, изобра­зивший человека в движении.

К другим произведениям Миро­на относится скульптурная группа «Афина и Марсий»

Скульптура Поликлета

Вторым крупнейшим скульптором V в. до н. э. был выдаю­щийся ваятель Поликлет. Главной темой его творчества также служил человек, атлет-победитель. Именно Поликлет в класси­ческий период воплотил образ прекрасного и доблестного гра­жданина полиса, волновавший скульпторов древности. В своих статуях Поликлет старался передать совершенные пропорции че­ловеческого тела, исходя из математических вычислений. Древние приписывали скульптору прославленное сочинение, носившее название «Канон». Поликлет строил строго продуманную систему

соотношений всех частей статуи. Одной из самых прославленных статуй того времени по праву считается его «Дорифор» - юноша, несущий копье.

Взгляните на эту статую: как тонко пе­редана пластика здорового мускулистого тела. Человек изображен в готовности к дей­ствию, светится жизненной силой. Юноша стоит так, будто вся тяжесть тела направле­на на одну ногу, а вторая немного согнута, словно в мерном шаге. Склоненная и повер­нутая к правому плечу голова создает впе­чатление непринужденной задумчивости. Красота человеческого тела раскрывается в пропорции упругих ног и мощных объемов груди и плеч. В древности самого «Дорифора» иногда называли «каноном Поликлета», считая, что мастер создал статую для того чтобы другие художники пользовались ею к ак моделью.

Скульптура Фидия

Цицерон о Фидии: «Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух - этот небесный гость, по выражению Платона»,

Выдающимся представителем древнегреческой скульптуры V в. до н. э. является Фидий, великий мастер зрелой классики. Под его руководством было выполнено оформление Парфенона - центрального здания афинского Акрополя. Внутри храма распо­лагалась известная скульптура Афины-Девы, созданная Фидием из золота и слоновой кости. Вторая скульптура Афины находилась перед святилищем и была выполнена из бронзы. Эти произведения поражают своей естественностью.

Скульптура Праксителя

Этот скульптор выполнял работы в мраморе, именно благодаря этому он умело создавал мягкую игру светотени в своих образах. Взгляните на его статую «Афродита Книдская» (рис. 3). Эта рабо­та пользовалась громкой славой. Статуя отличается благородством, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Именно в ней Пракситель пер­вым изобразил всю красоту женского тела.

Творчество JIucunna

Творения этого мастера также инте­ресны. Лисипп стремился к созданию об­раза идеального человека. Замечательна его статуя «Апоксиомена» - атлета, очищающего тело скребком. Скульптура имеет довольно сложное построение, в ней отражены все законы пропорции.

Поражает своей красотой группа скульптур с изображе­нием подвигов Геракла. Самая знаменитая из них - «Геракл в борьбе со львом». Красота человеческого тела передана в напряжении мышц. Противники изображены в ди­намике, поза задыхающегося льва неустойчива, а человек, напротив, держится твердо и уверенно, открыто демон­стрируя красоту и силу своего идеального тела.

Таким образом, античное искусство было направлено на то, чтобы показать зрителю красоту физически совершен­ного человека.

Человек в искусстве остается главной темой. Художники и скульпторы передают различные образы человека. Портрет человека – это отражение внутреннего мира, настроения отдельного лица. Однако, с течением времени люди меняются, а значит, меняется и искусство изображения человека


Скульптура VI – начала V века до н.э. Скульптура VI – начала V века до н.э. В эпоху Древней Греции мастера-скульпторы чаще всего изображали молодых атлетов с прижатыми к телу руками и выдвинутыми вперед ногами. Греческие скульпторы многое заимствовали из Древнего Египта, греческие скульптуры создавались по египетским канонам, которые оказывали огромное влияние на развитие искусства в Древней Греции








Скульптура первой половины V в. До н.э. Скульптура первой половины V в. До н.э. В это время мастера изображали атлетов – победителей Олимпийских игр. Великим ваятелям поручалось воспевание героического образа доблестного и сильного гражданина как надежного защитника древнегреческого города-полиса.


Пифагор, статуя Гиацинт, V век до н.э. Герой Гиацинт, любимец Аполлона, был случайно убит богом Солнца, метнувшим диск во время гимнастических состязаний. Из капель его крови вырос прекрасный цветок, и Пифагор постарался передать определенное действие в своей скульптуре – юный герой наблюдает за летящим диском.


Пифагор, статуя Кифаред, V век до н.э. Статуя демонстрирует умение автора преодолевать плоскостность и фронтальность архаической скульптуры в объемном изображении сидящего музыканта. Фигура отличается монументальной лаконичностью форм и своеобразия замкнутостью композиционного построения.


Мирон, статуя Дискобол, V век до н.э. Мирон – один из лучших мастеров Древней Греции. Афинский скульптор отличался удивительным даром передачи человеческой красоты. Его статуя Дискобол поражает своей грандиозностью. Образ дискобола выглядит естественном и настоящим. Мирон – первый скульптор древности, изобразивший человека в движении.


Поликлет, статуя Дорифор, V век до н.э. Вторым крупнейшим скульптором был Поликлет. Именно Поликлет в классический период воплотил образ прекрасного и доблестного гражданина полиса. В своих статуях мастер старался передать совершенные пропорции человеческого тела, исходя из математических вычислений.


Поликлет, статуя Дорифор, V век до н.э. Мастер очень тонко передал пластику здорового мускулистого тела. Человек изображен в готовности к действию, светится жизненной силой. Юноша стоит так, будто вся тяжесть тела направлена на одну ногу, а вторая немного согнута, словно в мерном шаге. Склоненная и повернутая к правому плечу голова создает впечатление непринужденной задумчивости. Красота человеческого тела раскрывается в пропорции упругих ног и мощных объемов груди и плеч.


Пракситель, статуя Афродита Книдская, V век до н.э. Одним из интересных скульпторов Древней Греции является Пракситель. Этот скульптор выполнял работы в мраморе, именно благодаря этому он умело создавал мягкую игру светотени в своих работах. Его скульптураАфродита Книдская пользовалась громкой славой. Статуя отличается благородство, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Именно в ней Пракситель первым изобразил всю красоту женского тела


Лисипп, статуя Геракл в борьбе со львом, V век до н.э. Творчество скульптора Лисиппа тоже уникально. Лисипп стремился к созданию образу идеального человека. Из всех его работ больше всего поражает скульптура Геракла со львом. Здесь красота человеческого тела передана в напряжении мышц. Лев изображен в динамике, поза задыхающегося льва неустойчива, а человек напротив, держится твердо и уверенно, открыто демонстрируя красоту и силу своего идеального тела.



  • Изображение фигуры человека
  • в истории искусства
  • В рамках этого вида искусства изображения человека встречаются особенно редко. Изредка можно увидеть человеческие изображения- менее реалистичные, чем изображения животных, - в резьбе или в форме статуэток и крайне редко на рисунках. Как мужские, так и женские фигуры изображены обнаженными. На последних в некоторых случаях видны украшения. Если на мужских фигурах четко прорисованы черты лица (глаза, рот), то на женских это встречается гораздо реже: только на голове Венеры Брассемпуйской (Грот-де Пап, Франция) прорисованы нос и брови.
«Венеры» эпохи палеолита
  • Женские изображения указанной эпохи представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими.
  • «Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). "Венеры- эпохи палеолита получили название «толстушек» ("брюхатых") за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины
Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская
  • «Венера Лоссельская», называемая еще Дама с рогом», барельеф на известняковой скале (размер - 42 см), хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция).
  • Она изображена в фронтальной плоскости и в типичной для «венер» манере: с объемным выделением тазобедренной части тела. В поднятой вверх и в сторону руке женщина держит рог. Ее голова повернута к рогу, а волосы спадают в противоположную сторону. Другая рука лежит на животе и направлена в сторону лобка. Наличие рога подтверждает мысль о том, что эта «венера» представляет собой символ плодородия. Рога, фрагментарные изображения которых свидетельствуют о присутствии животного - как гарантии обилия пищи - имеют здесь конкретное значение. Корпус тела четкое прорисован с ясным изображением больших отвисших фудей, выпуклого живота и максимально уменьшенных ног, похожих на некие неопределенные дополнения.
  • Несмотря на фронтальное положение тела, голова-профиль, лишенная черт лица, - признак, указывающий на отсутствие индивидуальной характеристики, - сообщает фигуре некое подобие движения.
Древнеегипетские рельефы и изображения.
  • Формы головы лучше всего видны в профиль, так они и показаны. Но глаз мы всегда мысленно видим анфас. Соответственно профиль лица дополняется изображением глаза анфас. Верхняя часть тела, плечи и грудь, наиболее полно воспринимаются с фронтальной позиции, поскольку так видны сочленения рук с корпусом. Но кисти рук и ступни хорошо обрисовываются только при виде сбоку. Все это объясняет, почему фигуры людей в египетском искусстве выглядят такими странно плоскими и словно искривленными. Кроме того, египетским художникам было затруднительно представить обе ступни так, как они видны с одной позиции. Они предпочитали четкий контур, очерчивающий большой палец и подъем стопы. Так что обе ступни изображались с одной, внутренней стороны, словно у человека, как на этом рельефе, две левых ноги. Это не значит, что египтяне думали, будто человеческие существа имеют такую наружность. Они просто следовали методу, позволявшему запечатлеть все, что в фигуре человека представлялось существенным. По-видимому, строгость формальных предписаний как-то связана с магическими функциями изображений. Иначе как бы мог человек с «укороченной» или «отрезанной» рукой принимать и приносить дары мертвым?
  • В скульптуре все сидящие фигуры держат руки на коленях; мужские тела окрашивались в более темный цвет, чем женские.
  • Художники древнего Египта изображали людей по канонам.
  • КАНОН – свод правил и законов, которыми должен был
  • руководствоваться художник при построении рисунка, -
  • регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты
Античное искусство Греции и Рима Античное искусство Греции и Рима Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.
  • Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.
  • Статуя Октавиана Августа выполнена римским скульптором в 27г.до н.э.
  • Тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком». Скульптор сумел запечатлеть своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность
Скульптуры эпохи Возрождения: Микеланджело Буонаротти Микеланджело скульптура «Давид»
  • «Давид» Микеланджело – величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному. Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ
Микеланджело «Страшный Суд»
  • На наших глазах происходит мировая катастрофа. Люди захвачены ангельской вестью о наступлении Страшного суда в разгар своих обыденных занятий. Но Провидение неумолимо: справа лавиной низвергаются в ад грешники, их подгоняют ангелы, тащат за собой демоны. Слева возносятся в рай праведники. Мускулистый Иисус беспощаден и непреклонен в своем гневе, что скорее напоминает античного бога-громовержца, воплощающего возмездие. Одна лишь Богоматерь скорбно поникла, сочувствуя страданиям людей, но не имея права помочь им.
  • На камне у источника сидит святой Ворфоломей. Его глаза пылают огненной угрозой. В руке святой держит собственную кожу, которую некогда содрали с него противники христианства. На этой коже Микеланджело изобразил свое лицо, искаженное неимоверными страданиями. Художник подчеркивает, что он сам - здесь и сейчас - мучается не менее, чем грешники на Страшном суде. Красота У Микеланджело проникнута страданием и состраданием.
Портретная живопись Джорджоне Джорджоне «Юдифь»
  • Написанная в первые годы XVI столетия «Юдифь» утверждает идеал Высокого Возрождения, который нашел выражение в картине через внутреннюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразительных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть линейных и красочных сочетаний.
  • «Она прекрасна и необычна – Юдифь Джорджоне, пишет искусствовед А.Варшавский. _ Освободить родной город от нависшей над ним грозной опасности вызвалась красавица Юдифь. С головой предводителя вражеских войск Олоферна возвращается она в отчий дом. Враги дрогнули, когда на городской стене будет выставлена голова Олоферна, и вечно будут славить подвиг юной красивой вдовы, ее самопожертвование, ее удачливую удаль сограждане, те, кого спасла она от чужеземного ига, может быть, от смерти.
  • … Уже все позади. Уже все свершилось. И задумчиво глядит на отрубленную голову вражеского полководца Юдифь.»
  • В этом одухотворенном образе есть все: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.
Рафаэль «Сикстинская мадонна»
  • Раздвинувшийся занавес открывает нам простую и одновременно величественную фигуру женщины, несущей на руках младенца. Взгляд матери устремлен на зрителя и вместе с тем в даль, прозревая свои будущие страдания и подвиг Сына Божия царица Небесная исполнена сознания великого и горестного предназначения – она несет своего Сына людям как искупительную жертву. Иисус на ее руках – не просто несмышленое дитя, это серьезный мальчик, во взгляде которого тоже можно прочесть предощущение собственной судьбы. Мадонна шествует по облакам, но ее босые ноги и на этом мягком небесном покрове выглядят трогательно и беззащитно. Идеальность и человечность, уравновешенность композиции и ощущение движения, простота и возвышенность – все это взаимодействует, обогащая друг друга
Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком"
  • Крупные фигуры матери и младенца даны в условном пространстве кельи, оживленном лишь холодным пятном зеленоватого неба в окне. Золотым сиянием освещены лица матери – совсем еще юной Марии – и маленького Иисуса. Лицо Мадонны ласковое, шаловливое – она протягивает Сыну цветок и любуется тем, как Он изучает его с не по-детски серьезным выражением лица Белые цветы на темно-зеленом стебле служат связующим элементом между матерью и младенцем. Присмотревшись, мы видим в четырехлепестковых цветах мотив креста – будущего распятия.
Леонардо да Винчи «Мадонна Лита"
  • Уравновешенность композиции – две крупные фигуры между двух окон – создает ощущение долговременного радостного покоя. Холодным ясным светом вылеплен чистый лоб Мадонны, ее мягкая чуть печальная полуулыбка и глаза, устремлены вниз, на Сына. С удивительным реализмом, живостью, теплотой написаны вьющиеся рыжевато-золотистые волосы Иисуса. Взгляд божественного ребенка устремлен на зрителя с недетской печалью и прозрением.
  • Да, человек – главная тема в искусстве.
  • В каждой исторической эпохе было
  • понимание красоты по своему,
  • но в этом разнообразии есть что-то общее….

План-конспект урока по искусству (изо) в 7классе.

Тема: « ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель : познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства.

Образовательные задачи :

1) развивать творческую и познавательную активность;

2) учить использовать тёплые и холодные оттенки для выражения характера и образа человека;

3) познакомить с шедеврами античного времени;

4) укреплять меж предметные связи;

Развивающие задачи:

1)развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства;

2)активизировать познавательный интерес учащихся через исторические события;

3)обогащать лексический запас терминами и понятиями по изо;

Воспитательные задачи:

1) воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству;

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока : беседа, самостоятельная работа.

Методы обучения : диалогический, репродуктивный, сравнения.

Приёмы преподавания : беседа, постановка вопросов, демонстрация.

Приёмы учения : наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной графической работы.

Зрительный ряд : иллюстрации и репродукции произведений различных жанров и периодов с изображением фигуры человека.

1. Наскальная живопись эпохи мезолита.

2. «Палеолические Венеры».

3. Фрески Древнего Египта.

4. Рельефное изображение на парадном троне Тутанхамона.

5. Мирон. «Дискобол». Древняя Греция.

6. Голова императора Каракаллы. Рим.

7. Скульптуры с изображением древнегреческих атлетов.

8. Микеланджело «Давид».

9. Микеланджело «Автопортрет».

10. Джорджоне «Юдифь».

11. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна».

12. Пластов «Весна».

Задание для самостоятельной работы: написать мини-сочинение на тему «Красивый человек – какой он?».

Ход урока

I. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке. Приветствие учащихся.

II. Актуализация мотивации опорных знаний.

Учитель. Тема сегодняшнего урока – «Изображение фигуры человека в истории искусства». В ходе нашей беседы мы узнаем, как представляли разные народы в разные времена красоту человека в жизни и искусстве. Задумайтесь и вы над вопросом: «Красивый человек – какой он?»

III. Изучение нового материала.

Учитель. Человек всегда был и остаётся главной темой изобразительного искусства. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.

Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеолитических Венер». (Показ статуэток или их изображений.)

Эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность. Широкие бёдра, увеличенные груди, большой живот, нет даже лица. Как вы думаете, почему женщину изображали таким образом?

Ученики. Потому что в отличие от мужчин женщина могла рожать детей. Широкие бёдра и увеличенные груди как раз говорят об этом.

Учитель. Совершенно верно. Высеченные из мягкого камня «палеолитические Венеры» носили культовый характер и почитались как святыни. Это обобщённый образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображения, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине.

Мужской образ встречался только в наскальных росписях в сценах охоты. Их фигуры изображались условно, схематично. Для древнего художника человек был воплощением движения.

А вот совсем другое изображение человека. В своём искусстве древнеегипетские художники перешли от обобщённого образа к конкретному. Что в изображении человека вам кажется неестественным? (Демонстрация видеоряда.)

Ученик. Неестественными кажутся позы людей. На изображении они слишком скованны.

Учитель. Действительно, нас как зрителей смущает необычная на первый взгляд «пластичность» фигуры – плечи развёрнуты в фас, а голова и ноги в профиль. Однако такое положение фигуры не лишает её выразительности, даёт возможность рассмотреть человека с разных точек зрения, способствует целостному восприятию индивидуализированного образа, получению наиболее полной информации об изображённом. Однако при всём техническом совершенстве явственно просматривается схематичность в построении всей фигуры.

Художники Древнего Египта изображали людей по канонам. Канон – свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка, – регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.

Учитель. Перед вами произведения уже другой эпохи. Где и когда они были созданы? (Демонстрация видеоряда.)

Ученик. Это произведения античной Греции.

Учитель. Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остаётся спокоен и сдержан. Создаётся впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. В III в. в скульптурных портретах Римской империи всё чаще предстают образы новой исторической эпохи. Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима становятся главными объектами изображения.

С иным акцентом выполнена римская статуя Октавиана Августа – это идеализированный памятник могущественному правителю.

Тщедушный болезненный первый император изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком».

В 27 г. до. н. э. Октавиан получил от сената титул Августа, то есть «священного, сына божественного отца отечества, потомка Энея и Венеры». Для усиления эффекта величия скульптор позаимствовал композиционное решение у скульптора Фидия, изваявшего статую бога Зевса из Олимпии. Несмотря на всю монументальность и парадность статуи Октавиана, скульптор сумел запечатлеть портретное сходство, своеобразный тип лица и характерную причёску императора, подчеркнуть его решительность и целеустремлённость.

Духовная и физическая красота человека – главная тема творчества великого итальянского художника и скульптора эпохи Возрождения Микеланджело. Его «Давид» – величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия для борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному. (Демонстрация видеоряда.)

Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил, что из этой громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ. Давид – известный библейский герой, каким подвигом он себя прославил? Как вы думаете, почему для осуществления своего замысла Микеланджело обратился к древним образам?

Ученик. Согласно легенде Давид (всего лишь пастух, впоследствии мудрый правитель) убил великана Голиафа, сразив его камнем, пущенным из пращи. Он защитил свой народ и стал его справедливым правителем. Микеланджело создал статую как идеал гражданственности, в котором он видел спасение униженной Родины.

Учитель. Эпоха итальянского Возрождения подарила миру множество живописных произведений. Написанная Джорджоне «Юдифь» утверждает идеал эпохи, который нашёл выражение в картине через красоту и утончённость женского образа, певучесть линейных и красочных сочетаний. (Демонстрация репродукции.)

«Юдифь» – одна из ранних работ художника. Она посвящена библейской героине. Кто может рассказать о её подвиге?

Ученик. Юдифь спасла свой народ от нашествия врагов. Тайно пробравшись во вражеский лагерь и пробыв там три дня, она сумела обезглавить опьянённого полководца Олоферна. Войско неприятеля отступило. Отрубленную голову противника героиня преподнесла в дар жителям своего города.

Учитель. Прекрасная и кроткая Юдифь вовсе не воинственна. Её взор обращен к земле, а в смиренной позе нет и намёка на жестокость и насилие. Напротив, она воспринимается как олицетворение высшей справедливости и милосердия. В этом одухотворённом образе есть всё: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.

Говорят, легенда о Юдифи пользовалась особой любовью в Венеции. Её образ стал своего рода символом любви к отечеству, самопожертвования.

Тема материнства воспевалась художниками во все времена. На картине итальянского художника Рафаэля «Сикстинская мадонна» прекрасная женщина спокойно, царственно несёт нам своего младенца, хоть и предчувствует его тяжёлый путь. Младенец – это Христос. Мать исполнена любви, чувства гордости, кротости и тревоги.

Символ духовной женской красоты мы видим в произведении итальянского художника Леонардо да Винчи «Мадонна Лита». (Демонстрация репродукции.)

И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения. Посмотрите, как слились воедино мать и дитя в рисунке казахского художника Е. Сидоркина.

Е. Сидоркин. «Колыбельная». Из серии «Читая Сакена Сейфуллина».
Автолитография. 1964 г.

Они словно единая скульптура – их не разлучить, не расколоть. Великое счастье быть вместе! (Демонстрация репродукции.)

Внутреннее спокойствие и тишину излучает «Весна» А. Пластова. Это своего рода маленькая новелла, в которой раскрывается идея добра и красоты. (Демонстрация репродукции.)

IV. Закрепление изученного.

Да, человек – главная тема в искусстве. В каждой исторической эпохе было понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии есть что-то общее.

Посмотрите ещё раз на те произведения, о которых мы говорили, и постарайтесь ответить на мои вопросы.

Учитель. Что объединяет эти произведения?

Ученик. Все они рассказывают о человеке, его красоте.

Учитель. Какое у вас сложилось представление о красоте человека?

Ученик. Красота – это не только внешние качества человека, но и его духовный мир.

Учитель. Как вы понимаете выражение «духовная красота»?

Ученик. Духовная красота – это чувство самопожертвования, сопереживания, любви и добра.

Учитель. Какое из показанных произведений произвело на вас наибольшее впечатление? (Ответы учащихся.)

V. Творческая работа.

– Предлагаю написать вам мини-сочинение на тему «Красота – это...» (Выполнение творческой работы.)

VI. Подведение итогов урока.

Учащиеся зачитывают свои мини-сочинения. Учитель оценивает работы учащихся.

Домашнее задание: подобрать выполненные в различные исторические периоды репродукции с изображением фигур людей личной пропорции.