Кто такие печенеги в древней. Как выглядели и кто такие кочевые печенеги. История печенежских племен

В русских, украинских сказаниях и былинах встречается название печенеги, которое обычно связано с историями о грабеже, набегах на мирные поселения. Ну, короче, не хорошую память о себе оставили печенеги. Но какими они были на самом деле, откуда взялись и как исчезли?

Кто назвал из печенегами?

Название «печенеги» по своему звучанию определенно славянского происхождения: что-то типа нежиться на печи. И тут надо вспомнить средневековье, когда существовало графство Пешт в Венгрии, между Тиссой и Дунаем. Столицей Пешта был город Буда-Пешт — знакомое название, не так ли. Само название Пешт слегка искажено немецкой фонетикой, а вообще это славянское «пещь». Об этом свидетельствует и немецкое название города Пешта Ofen, которое также означает «печь».

Название Пешта произошло от особых башнеобразных сооружений, применявшихся для выплавки железа из руды. Их и теперь называют домнами, но названы они так не потому, что похожи на дома, а потому, что дымят вечно.

Тем не менее считается, что печенеги это смесь европейских племен и тюркских племен, кочевавших в степях Средней Азии. Основу положили именно кочевники. Язык печенегов также тюркского происхождения.

Миграции печенегов

В точности неизвестно, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII-IX веках они населяли пространство между Уралом и Волгой, но ушли откуда на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Печенеги разгромили венгров в IX веке, которые также кочевали тогда в причерноморских степях и заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Видимо и до Пешта добрались. Действительно ли они при этом заимствовали свое название из Пешта или это мирные жители тех областей, где появлялись печенеги, прозвали их так, например, за то, что те очень любили спать не печи, не известно (во всяком случае мне).

Устои и занятия

Печенеги — это сообщество племен, в X веке таковых было восемь, в XI - тринадцать. В каждом племени был хан, выбиравшийся, как правило из одного рода. Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование. В боевом построении использовали всё тот же клин, состоявший из отдельных отрядов, между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.

Тем не менее, исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников.

Киевская Русь подвергалась набегам печенегов в 915 г, 920 г, 968 г. А вот уже в 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич ходили на Византию с отрядами печенегов. Византийцы подкопили деньжат и в 972 году отряды печенегов, под предводительством хана Курея разбили дружину Святослава Игоревича у порогов на Днепре.

Закат

Следующие лет 50 Русь постоянно и беспрестанно боролась с печенегами. Русь старалась оградить себя от них, для чего строились укрепления и города. Князь Владимир строил укрепленную динию по реке Стугне, Ярослав Мудрый делал тоже самое по реке Росе (южнее). А в 1036 году Ярослав Мудрый разгромил печенегов под Киевом и пресек конец их набегам на Русь.

С другой стороны на печенегов, почувствовав их ослабление, двинулись торки, сместившие печенегов на Запад до Дуная, и далее на Балканский полуостров. В южнорусских степях в это время уже хозяйничали половцы, вытеснившие оттуда и торков.

История печенегов неизменно связана с боевыми походами, точнее набегами. Похоже они не создали мощного государственного образования, не сильно вникали в мораль и предпочитали служить интересам других. Так в XI-XII веках много печенегов были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В X-XI веках как и писалось выше византийские императоры использовали печенегов как союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. В X-XII веках племена печенегов проникли в Венгрию, где местные правители расселили их как по границам, так и внутри своих земель.

Так в XIII-XIV веках печенеги постепенно растворились, ассимилировались с торками, половцами, венграми, русскими, византийцами, монголам и перестали существовать как единый народ.

История появления печенегов на территории Крыма,
этнический состав кочевых орд

В степях Восточной Европы первые печенеги были замечены под конец IX в. Известное в наши дни название этого кочевого народа распространялось на несколько племен, которые представляли собой некий конгломерат. Среди них собственно печенегов было не так уж и много, всего три орды. Однако именно они вели кочевников вперед и по численности превышали все остальные народы объединения вместе взятые. Вполне возможно, что название печенеги пошло от имени первого вождя, стоявшего во главе образования, — Бече. Это имя собственное ученые относят к тюркским языкам, что говорит о происхождении кочевого народа. Название печенеги не единственное, которое используется относительно этого этноса. В разных странах о них вспоминали, как о пацинаках, пачинакитах, народах бенджнаке и баджане, кангарах.

Печенеги появились в заволжских степях между VII и IX вв. н. э., но их предки - кангары - существовали уже в I-II вв. до н. э. Они обитали в дельте Сырдарьи. По крайней мере, так повествует одна из китайских хроник. Держава Кангюй некоторое время была независимой, но позже она попала в состав Западного Тюркского каганата . Когда процветал Хазарский каганат , печенеги (или кангары) жили на его просторах. Но ослабление центральной власти Хазарии очень быстро привело к тому, что племена во главе с печенегами решают уйти за пределы державы.

Спасаясь от гнева бывшего владыки, они двинулись в западном и южном направлениях. Согласно другой теории печенеги вторглись на территорию Хазарского каганата, стараясь захватить его просторы, чтобы иметь места для выпаса скота.

Третья версия происхождения печенегов говорит о том, что кочевники пришли в Восточную Европу, спасаясь от засухи, предварительно образовав на землях булгар новый государственный организм под названием Падзинакия. Если внимательно изучить имеющиеся на сегодняшний день исторические данные, вырисовывается вполне логичная цепочка. Вначале пропеченеги жили за пределами земель, заселенных хазарами, потом они начали двигаться в поисках плодородных степей, встретив на пути преграду в образе каганата. Жестоко разобравшись с жителями Хазарии, они сумели завладеть территориями, принадлежавшими подданным хакана, но вскоре поняли, что надо двигаться дальше. Оттуда печенеги вроде бы и попали в Крым, который все еще находился под хазарским влиянием.

882 г. называют датой проникновения печенегов на территорию Крымского полуострова. Вместе с тем в источниках часто говорится о том, что эти кочевники массово приходили в Крым только с начала X в. В тот период истории полуостров находился под влиянием двух больших государств - Византии и Хазарии. Есть версия о том, что в Крыму печенегам довелось столкнуться с хазарами.

Рядом же зарождалась Киевская держава и ее первые князья, вначале Аскольд, а потом Игорь, в головах которых, вполне возможно, уже созревала идея присоединения полуострова, частично реализованная их последователями, также вынуждены были воевать с пришлыми кочевниками. Усердие древнерусских князей вполне объяснимо, ведь печенеги, долго не раздумывая, двинулись в сторону Днепра и в 968 г. взяли в осаду мать городов русских. Им не удалось захватить Киев, а вот другая часть кочевников, которая ранее проникла в Крым, так и осталась на полуострове, вероятно, одержав победу над хазарами.

Еще вначале X в. крымские печенеги заключали договора с Русью и Византией. Парадоксально, но константинопольские власти с печенегами вели себя приблизительно так же, как и с хазарами, ранее влиявшими на судьбу полуострова. Византия старалась поддерживать дружественные добрососедские отношения с кочевым народом , для которого не было ничего хуже спокойной, мирной жизни, и всячески поощряла печенегов, и экономически, и политически.

Такая тактика империи вполне объяснима. Печенеги стали силой, которая могла противостоять русичам, и ослабляла власть киевского князя. Константин Багрянородный также писал, что пока империя дружит с пачинакитами, на нее не смеют нападать «ни росы, ни турки». Под турками в трактате имелись в виду мадьяры-венгры. Однако советские историки в свое время говорили, что кочевники не только служили Византии и организовывали походы, чтобы угодить императору. Часть набегов они совершали из собственных меркантильных побуждений.

Некоторые ученые утверждают, что состоялось несколько печенежских набегов на Крым. Как бы там ни было, но ближе к середине XI в., после поражения под Киевом в 1036 году, их орды, кочевавшие в Северном Причерноморье, начали распадаться. Однажды печенеги даже попробовали воссоздать когда-то мощный союз и пойти на Византию, но не смогли устоять перед совместным имперско-половецким войском . Поражение, состоявшееся в 1091г., окончательно пошатнуло этнос, который не так давно наводил страх на турок и жителей Древнерусского государства. Часть печенегов покинула Крымский полуостров и отправилась в южные степи, к реке Рось и городу Белая Вежа. Вероятно, совсем немного представителей данного народа все же продолжало жить на просторах полуострова. Есть информация, что после разгрома конца XI в. пачинакиты продолжали нести военную службу у византийцев.

Позже печенежский этнос стал основой формирования гагаузов, а другая его часть вошла в состав башкирского племени юрматы.

Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли у печенегов

Кочевники печенеги с самого начала своего существования занимались скотоводством, в основном разведением коней и овец. Скот был для них источником еды и питья, но знали они и особенности охоты. Попав на Крымский полуостров, печенеги увидели совсем другую жизнь, которая вскоре повлияла на социально-экономическое развитие их племен. Постепенно пачинакиты начинают переходить к земледелию. Такая тенденция становилась все более распространенной по мере освоения ими предгорий и степных районов Крыма.

Ремесленничество печенегов носило домашний характер. Они изготавливали глиняную кухонную утварь, умели обрабатывать кожу и шить из нее одежду, для того, чтобы делать бытовой инвентарь, кочевники научились справляться с деревом и камнем. Кроме того, у них существовала собственноручно сделанная конская сбруя.

На Крымском полуострове постепенно зарождался новый тип купцов, печенежских. Многие из них обитали в портовых городах и влияли на транзитную торговлю. Печенеги контролировали товаропотоки между Херсоном и Византией, выступали посредниками в древнерусско-хазарских экономических отношениях. Среди историков находятся такие, которые доказывают, что печенеги постепенно оттеснили постоянных жителей Херсонеса, заняв их место в торговле с Востоком. Кочевники продавали херсонеситам шкуры и воск, которые реализовывались в Константинополе. На тот момент истории Крыма это был единственный способ существования жителей когда-то процветающего Херсонеса Таврического . В свою очередь, печенеги приобретали заморские шелка, бархат, другие изысканные ткани, специи, красную кожу.

Печенеги: быт, религия и культура

К XI веку печенеги представляли собой тринадцать кочующих племен. Встречается информация о том, что ранее их было восемь. Их власть находилась на переходной стадии, которую принято называть военной демократией. Собственного государства печенеги не имели, но это уже был и не первобытно-общинный строй. Язык пачинакитов относят к тюркской группе, но источники утверждают, что своим внешним видом они почти не отличались от жителей того же Киева. Печенеги были европеоидами с темными волосами, брили бороды, имели небольшой рост и неширокие лица. Обычные печенеги жили в войлочных кибитках, с двух лет до старости ездили верхом на коне. Во время стоянки они создавали своеобразный круглый лагерь, окруженный связанными телегами. Несколько семей варили еду в общем походном казане. Питались они мясом и молочными продуктами, кашей, приготовленной из зерен дикорастущих злаков.

Печенеги не представляли своей жизни без постоянных военных противостояний, а их набеги отождествляли с ударом молнии. С опустошенных земель они уходили, захватив с собой многочисленное чужое имущество, жен и детей покоренного народа. Еще со школьной скамьи многие помнят историю о том, что из черепа древнерусского князя Святослава враги сделали ритуальную чашу. Этот чудовищный обычай, ранее замеченный у скифов , существовал и в среде печенегов. Именно их князь Кури велел поступить так с головой вельможи Киевской Руси. Чтобы понять печенежскую натуру, достаточно вспомнить о том, что за два года до смерти князя Святослава Игоревича кочевники выступали его союзниками в битве под крепостью Аркадиополь.

Своих покойников печенеги часто хоронили в уже существующих курганах, известных в истории Крыма начиная с медно-каменного века. Сравнительно с подобными захоронениями других этносов, обитавших в Северном Причерноморье, настоящие печенежские курганы были не очень большими. Тело клали головой на запад. В местах погребений археологи обнаружили останки отдельных частей лошадиных туш - ноги и головы. Рядом с конскими костями лежали элементы сбруи, оружие, украшения, иногда монеты, кувшины. Анализируя такие находки, историки приходят к мысли о том, что уровень культуры печенегов значительно отличается от существовавшего у многих других кочевых народов. Пышные орнаменты, похожая на современную конская сбруя и остальные элементы артефактов позволяют осознать, что у пачинакитов начинала формироваться культура, отдаленно напоминающая ту, которая существовала в соседних, развитых на то время державах.

Что качается культурного влияния печенегов на жителей Крыма, то оно не отмечено. В сравнении с постоянными обитателями полуострова кочевники были менее развитыми. Их образ жизни и ценности не могли конкурировать с византийскими, на то время надежно укоренившимися в Крыму. Лашков Ф.Ф. писал о том, что печенеги не стали рушить древности Тавриды и со временем даже ценили их, стремясь к оседлой жизни.

Вопрос о религии печенегов все еще остается открытым. Есть предположение, что они поклонялись богу неба Танры, но отдельные племена знали, что такое буддизм и зороастризм. Попав в Восточную Европу и в Крым, кочевники познакомились с новой религией - христианством. Вполне вероятно, что часть новых жителей полуострова приняла наиболее распространенное на том момент верование местных обитателей.

В начале XI в. в среде печенегов произошел раскол. В результате этого люди, которые пошли за Тирахом приняли ислам, а приверженцами христианства стали задунайские кочевые племена во главе с Кегеном.

Итак, печенеги появились в Крыму в 882 году и почти полностью ушли с полуострова после поражения 1091 года.

В конце IX - и в X веках крымские земли пытались разделить между собой Киевская Русь, Византия и Хазария. Печенеги, которые попали на полуостров, вначале, вероятно, отвоевали часть земель, ранее подконтрольных хазарам. При этом в Крыму им не удалось разгромить только Херсон и Керченский полуостров.

В X веке печенеги установили добрососедские отношения с Византией, кочевники ходили в походы, выполняя ее поручения. Таким образом, империя старалась ослабить власть русских князей и проучить мадьяр-венгров. В конце 30-х годов XI века печенежские орды стали ослабевать, но, набравшись сил, они выступили против Византии.

Победа была на стороне византийско-половецких войск и с тех пор печенеги начали покидать Крым. Они принесли с собой много горя: сжигали, убивали, уводили в рабство, - но так и не смогли повлиять на культуру более развитых территорий. Попав в Крым, печенеги начали заниматься торговлей, иногда даже земледелием, однако, постоянные военные походы оставались основой их существования.

В истории Древней Руси племена кочевников - печенеги остались как жестокие варвары и разорители. Рассмотрим краткую характеристику этого народа.

Племя печенегов, образовавшееся в 8-9 веках, называли кочевым народом. Титулом главы у тюркоязычных племен, к которым принадлежали печенеги (а так же хазары, авары и др.) был - «каган». Их основным занятием, как и у многих в то время было - скотоводство. Изначально печенеги кочевали в Средней Азии, затем в конце 9 века под давлением соседских племен - огузов и хазар, направились в сторону Восточной Европы, вытеснили венгров и заняли территорию от Волги до Дуная.

К 10 веку разделились на восточную и западную ветвь, состоящих из 8 племен. Примерно в 882 году печенеги дошли до Крыма. В 915 и 920 году возникали конфликты между печенегами и киевским князем Игорем. В 965 году печенеги завладели землями «Хазарского каганата» после его краха. Затем, в 968 году печенеги осадили Киев, но потерпели неудачу. В 970 году на стороне князя Святослава участвовали в русско-византийской битве у крепости «Аркадиополь», но в связи с заключением мира между Русью и Византией (971 год) вновь стали врагами Руси.

В 972 году князь Святослав совершил поход на печенегов и был убит ими у днепровских порогов. В 990-х годах борьба Руси с печенегами вновь продолжилась. Великий князь Владимир разбил войска печенегов в 993 году, однако в 996 году под селом Васильевом сам потерпел поражение. Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племен приняли религию - ислам, а два других, перейдя на византийские территории - христианство.

Во время битвы Святополка с братом Ярославом Мудрым, печенеги бились на стороне Святополка. В 1036 году они снова устроили набег на Русь, однако князь Ярослав Мудрый одержал победу, окончательно разгромив печенегов под Киевом. К 14 веку их племена перестали быть единым народом, слившись с другими племенами (торками, половцами, венграми, русскими и другими).

Хазары и Хазарский каганат

Хазары – тюркоязычное кочевое племя, проживавшее на территории Восточного Предкавказья (современный Дагестан) и основавшее собственную империю – Хазарский Каганат. Современникипеченегов и половцев.

Хазары стали известны примерно в 6-7 веке и представляли собой потомков местного ираноязычного населения, смешанных с другими кочевыми тюркскими и угорскими племенами. Откуда пошло такое название племени точно неизвестно, ученые предполагают, что хазары могли сами себя так называть, взяв за основу слово тюркского языка «хаз», означающее кочевание, перемещение.

До 7 века хазары были довольно малочисленным племенем и входили в состав разных более крупных племенных империй, в частности, Тюркского каганата. Однако после того, как этот каганат распался, хазары создали свое собственное государство – Хазарский каганат, которое уже имело определенное влияние на ближайшие территории и было достаточно крупным.

Культура и обычаи этого племени изучены недостаточно, но ученые склонны считать, что жизнь и религиозные ритуалы хазар мало отличались от аналогичных других племен, проживающих по соседству. До основания государства были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах.

В русской истории известны, прежде всего, благодаря упоминанию в произведении А.С.Пушкина «Песня о вещем Олеге», где хазары упоминаются, как враги русского князя. Хазарский каганат считается одним из первых серьезных политических и военных противников Древней Руси ("Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам"). До этого на русские территории совершались периодические набеги печенегов, половцев и других племен, однако они были кочевниками и не имели государственности.

На территории современной Российской Федерации и Европы в древности проживали десятки разных народов и племён. Племена воевали между собой, нападали на Русь, занимались земледелием или кочевали вместе со своим скотом. Чтобы успешно сдать экзамены, вам предстоит узнать, как жили печенеги, кто такие и какие у них были отношения с Киевской Русью. В этой небольшой статье мы кратко разберем, что о них известно.

Термин

Печенеги – это союз древних кочевых племён, который был организован приблизительно в восьмом – девятом столетии. Начали кочевать по территории Средней Азии. Этноним «печенег» скорей всего пошло от термина Беч (бэч), которым называли следующего вождя объединённых племён.

Особенности кочевников

Арабские, византийские, европейские и российские ученые описывали эти племена, их особенности и откуда они пришли на русские земли. Во всех источниках они представлены как варвары, несмотря на организованность племени и их чётко-построенную систему управления. Возможно, варварами их называли в Древней Руси из-за другой культуры и языка, который был непонятен славянам, ведь печенеги имели свой язык – тюркский. И для славянина их речь звучала как «вар вар вар вар».

В работах древних учёных представители этого племени выглядели как мужественные воины невысокого роста, европеоидной расы с тёмными, как земля, волосами. Также говорится, что они носили бороды, а одевались совсем скромно. Их наряды никак не отличались от других кочевых племён, а порой и от жителей Руси.

Как и все кочевые племена, печенеги занимались скотоводством, ходили на охоту, что приносило им мясо, молоко и шкуры, чем они успешно и торговали. Периодически случались стычки с другими местными племенами. Во главе их племён стоял каган, который выполнял роль главного воеводы, решал внутренние вопросы, то есть выполнял судебные функции. Самые известные правители:

  • Куря – напал и уничтожил войско Святослава, велел из его черепа сделать чашу и пить из нее на пирах.
  • Метигай – принял крещение у Владимира Великого.
  • Балтчар – верой и правдой служил Византии.

Особенностью племени были из похоронные обряды. Они насыпали небольшие курганы, умершего клали головой на запад. Вместе с ним погребали его лошадей, сабли, стрелы, лук, монеты, золото...

Борьба за земли

Кочевой способ жизни и собственный скот вынуждает искать новые и новые земли. По этой причине в месте, где они проживали, должны были находиться пастбища. Нападения со стороны соседей – огузов и хазар вынудили печенегов уже к концу девятого столетия покинуть Среднюю Азию и направиться в сторону европейского континента.

Столкнувшись с проживающими на землях между Дунаем и Волгой венграми, кочевники завоевали их земли и частично осели на них. Позже, эти кочевники, как и половцы позже, в своё время, разделяться на две группы. И начнут существовать порознь, если кратко, то западные частично останутся на завоёванных землях, а восточные продолжат свой кочевнический путь.

В 880–890 годах печенеги дойдут до Крыма. Увидев богатство русских земель, печенежский каганат будет делать постоянные набеги на княжеские земли, что и породит конфликт между ними и Киевской Русью.

Падение Хазарского каганата дало возможность кочевникам без боя занять новые территории. Огромные земли от Византии до Руси, рост население, регулярные набеги и успешная торговля дали возможность нарастить военную мощь печенегам.

При князе Игоре

Князь Игорь Старый. Годы княжения 912 — 945

Игорь правил княжеством с 912 по 945 года и именно на его правление попало появление на этих землях печенегов, от набегов которых ему постоянно приходилось оборонять родную землю. Конфликты с кочевниками были, но, вероятно в 915 или 920 годах. Об остальных годах правления этого князя толком ничего не ясно. Возможно было вообще два «Игоря». Тем не менее в походе 944 года Игорь уговорил печенегов идти на Византию походом в 944 году. Так что времена конфликта часто сменялись периодами сотрудничества, как например в дальнейшем будет в 13 веке, уже с половцами против монголо-татар.

При Святославе

На момент правления Святослава (945–972 года) печенеги решились пойти войной на Киев в 968 году, но Святослав одержал победу, ведь его с детства учили в варяжских традициях – воевать и побеждать! После такого фиаско кочевникам ничего не оставалось как пойти на мира с Святославом.

Князь Святослав Игоревич. Годы княжения 962 — 972

Они даже выступили на стороне князя в походе на Византию, но, к сожалению, этот союз просуществовал недолго и уже в 972 году на порогах Днепра они убьют князя, когда тот будет возвращаться из военного похода на болгарские земли. После этого набеги и военные конфликты возобновляться.

При Владимире Святом

Для молодого , который взошёл на киевский престол в 979, печенеги были противником номер один, поскольку они убили отца и не хотели подчиняться великой княжеской власти.

Князь Владимир Святой (Красное Солнышко). Годы княжения 979 — 1015

Воспользовавшись внутренними проблемами кочевников (одна часть принимает ислам, а другая переходит на Византийскую сторону, ), Великий Князь разбивает войско противника. Но это победа не стала концом войны.

Ярослав Мудрый и конец печенежской орде

Путь Ярослава на киевский трон был проложен кровопролитными битвами и братской борьбой за Киев. Степняки стали на сторону Святополка (брата Ярослава), чем попали в немилость следующего киевского князя. Взойдя в 1019 году на престол, Ярослав решается пойти против давнего врага и остановить набеги варваров. Удача улыбнулась правителю, и он окончательно разбил войско противников под Киевом в 1036 году, убив почти всех мужчин племени. Эта победа стала одной из самых великих в истории Руси.

Кстати именно в честь этой победы был заложен Софийский храм в Киеве.

Князь Ярослав Мудрый. Годы княжения 1019 — 1054

Превосходства печенеги были лишены, разделившись на сотни маленьких племён, они продолжили кочевать. Оседая на русских землях, они начали ассимилироваться с местными жителями, принимая их православную веру, традиции, обряды, быт. И уже к концу четырнадцатого столетия этот степной народ пропадут с политической карты мир.

Наследие

На богатые материально и духовно русские земли каждый человек, каждое новое племя приносили что то своё, чем пополняли богатство, что сейчас отобразилось на нашей культуре, языке и обычаях. Ученые спорят о наследии печенегов и в вопросе, кто их современные потомки.

Одно ясно, что гагаузы и каракалпаки (тюркские народы, проживающие на территории современной Молдовы и части Одесской области в Украине, а вторые на территории Узбекистана) - это их потомки.

Они говорили на своих языках и исповедовали разные веры. Другие исследователи считают, что юрматы - истинные наследники рода. Юрматы – башкирское племя, которое сейчас территориально относят к Саратовской области Росси. Кроме того, у коренного населения Киргизии (киргизов) есть целый род, который происходит от печенегов. Именно этот род был основным населением города Бечен (беч – печенежское слово, означавшее вождь).

Печене́ги (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) - союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII-IX веках. Печенежский язык относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках.

Исход из Азии (хазарский период)

По мнению многих учёных, печенеги представляли собой часть народа канглы . Часть печенегов называла себя кангарами. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племён кимаков и огузов форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры . При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. Πατζινακία).

Около 882 года печенеги достигли Крыма. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год - это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстан огузами. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.

Характер взаимоотношений между Русью и кочевниками

С самого начала печенеги и Русь стали соперниками и врагами. Они относились к разным цивилизациям, между ними была пропасть религиозных отличий. Кроме того, и те и другие отличались воинственным нравом. И если Русь со временем обретала черты настоящего государства, которое обеспечивает себя само, а значит, может не нападать на соседей с целью наживы, то ее южные соседи так и остались по своей натуре кочевниками, ведущими полудикий образ жизни.

Печенеги — это очередная волна, выплеснутая азиатскими степями. На территории Восточной Европы данный сценарий разыгрывался циклично уже несколько сот лет. Сначала это были гунны , которые своей миграцией положили начало Великому переселению народов. Придя в Европу, они навели ужас на более цивилизованные народы, но со временем исчезли. По их пути в дальнейшем пошли славяне и мадьяры . Однако они сумели выжить, и даже осесть и обжить определенную территорию.

Славяне, кроме всего прочего, стали своеобразным «живым щитом» Европы. Именно они постоянно принимали на себя удар новых орд. Печенеги в этом смысле — лишь одни из многих. В дальнейшем на их место придут половцы, а в XIII веке — монголы.

Взаимоотношения со степняками определялись не только собственно двумя сторонами, но и в Константинополе. Византийские императоры иногда пытались столкнуть соседей. В ход шли разные методы: золото, угрозы, заверения в дружбе.

История печенегов, связанная с Россией


К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Католическую веру среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам.

Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха в Добрудже и приняли христианство византийского образца.

Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии.

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).

Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом».

Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.

В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья, а в 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, являвшейся в то время византийской провинцией. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями.

Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов.

В 1048 западные печенеги осели в Мёзии. В 1071 печенеги сыграли неясную роль при разгроме византийского войска под Манцикертом. В 1091 византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.

Арабо-сицилийский географ XII века Абу Хамид аль Гарнати в своём сочинении пишет о большом количестве печенегов к югу от Киева и в самом городе («а в ней тысячи магрибинцев»).

Потомки печенегов

В 1036 году князь Ярослав Мудрый (сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны) нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Великую Венгрию. В соответствии с научной гипотезой одна часть печенегов составила основу народности гагаузы и каракалпаки. Другая часть влилась в объединение юрматы. У киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), генеалогически ведущий свое происхождение от печенегов.

Тем не менее, память о степняках была жива в народе еще долго. Так, уже в 1380 году, в битве на Куликовом поле, богатырь Челубей, который начал сражение с собственной дуэли, был назван летописцем «печенегом».

Устои и занятия

Печенеги — это сообщество племен, в X веке таковых было восемь, в XI - тринадцать. В каждом племени был хан, выбиравшийся, как правило из одного рода. Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование. В боевом построении использовали всё тот же клин, состоявший из отдельных отрядов, между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.

Тем не менее, исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников.

Внешний вид

По свидетельствам доступных древних источников, на момент появления печенегов в Причерноморье в их внешнем облике преобладали европеоидные черты. Они характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно описанию в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза.

Образ жизни

Степняки, как того и следовало ожидать, в основном занимались скотоводством и кочевали вместе со своими животными. Благо для этого были все условия, так как племенной союз располагался на огромном пространстве. Внутреннее устройство было такое. Существовало две большие группы. Первая поселилась между Днепром и Волгой, тогда как вторая кочевала между Русью и Болгарией. В каждой из них насчитывалось по сорок родов. Приблизительным центром владений племени был Днепр, который делил степняков на западных и восточных.

Глава племени выбирался на общем собрании. Несмотря на традицию подсчета голосов, отцам наследовали в основном дети.

Печенеги в искусстве

Осада печенегами Киева отражена в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

Вдали подъемля чёрный прах;

Идут походные телеги,

Костры пылают на холмах.

Беда: восстали печенеги!

В поэме Сергея Есенина «Гуляй-поле» есть строки:

Ужель я сплю и вижу сон,

Что с копьями со всех сторон,

Нас окружают печенеги?