Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Наказывает ли Бог людей? Почему бог кого любит того наказывает

На юге Казахстана, окруженный высокими горами, утопая в зелени, расположился город Чимкент.

На его окраине, в рабочем поселке, в маленьком аккуратном домике, жила вдова, Анастасия Петровна Деревянкина, со своей 20-летней дочерью Валей. Мать и дочь глубоко верили в Бога и были членами местной христианской общины. Между ними царил мир, любовь и согласие. Они были гостеприимными и отзывчивыми на нужды других, и, вообще, вся их жизнь была живым свидетельством искупительной силы Христа и Его присутствия в их доме и сердцах.

Словом, им бы только жить да радоваться в благодати Божией. Да, видно, не понравилось это сатане и захотел он разрушить их счастье.

В одно воскресное утро Анастасия Петровна осталась дома, чтобы присматривать за больной соседкой, а Валя поехала в церковь. На автобусной остановке к ней подошел молодой человек в офицерской форме и вежливо спросил:

– Извините, пожалуйста, не знаете ли вы, где находится улица Полярная?

– Я как раз еду в ту сторону, – ответила Валя, – и скажу вам, где нужно выйти.

Офицер поблагодарил, и в это время подошел автобус.

В автобусе они разговорились и офицер узнал, что девушка едет в церковь.

– Можно и мне с вами? – спросил он.

Валя с удивлением посмотрела на него и улыбнулась:

– Не только можно, а может быть, даже нужно. Это будет полезно для вашей души.

– Вы думаете, что у человека есть душа?

– А разве есть бездушные люди? – спросила она в свою очередь.

– Г-м… Это интересно… – заметил озадаченный офицер. – Ну, мы еще поговорим об этом… А пока давайте познакомимся: меня зовут Игорь.

– А меня Валя.

Валя залилась румянцем и ничего не сказала. Она готова была провалиться сквозь землю от смущения. К счастью, автобус остановился, и они вышли вблизи дома, из которого доносилось стройное пение.

– Это наша церковь, – объяснила Валя. – Мы немного опоздали. Собрание уже началось.

Они вошли и заняли свободные места у двери. Игорь впервые попал на такое собрание и с интересом слушал и наблюдал за всем происходящим. Пение ему понравилось, но, когда на кафедру вышел проповедник, ему стало скучно, да он и не интересовался этим. Его интересовала, главным образом, девушка, ради которой он пришел сюда. Он изредка поглядывал на Валю, которая, казалось, забыла о его присутствии и внимательно слушала проповедь.

А Валя, слушая, в душе молилась, чтобы слова проповедника коснулись сердца Игоря…

Молодой офицер ничего не понимал из сказанного, но не мог не чувствовать чего-то особого в самой атмосфере этого собрания. Какое-то необъяснимое чувство умиления возникло у него, и в то же время ему было грустно, как бывает грустно человеку на чужом празднике.

После собрания к нему подходили, приветствовали, приглашали еще приходить. И во всем этом была какая-то детская простота и искренность. Это была не просто формальная вежливость к посетителю, но неподдельная задушевность честных, хороших людей.

– Как вам понравилось наше собрание? – спросила Валя, когда они вышли.

– Думаю, что это своеобразный род развлечения, который не для всех подходит.

Видя разочарование на лице Вали, он поспешил добавить:

– Может быть, в следующий раз я больше пойму.

Они условились встретиться через два дня, чтобы снова вместе пойти на собрание. Вернувшись домой, Валя рассказала матери о знакомстве с Игорем и его обещании снова быть на собрании. Мать наставительно предупредила ее:

– Смотри, Валя, молись Господу, чтобы Он дал тебе силы, благовествуя другим, самой остаться верной Ему.

– Ну, что ты, мама. Конечно!

Они вместе помолились и разошлись спать. Но Валя долго не могла уснуть в ту ночь. Она вспоминала подробности встречи с красавцем-офицером, и непонятное, сладкое чувство вкрадывалось в сердце. С волнением она ожидала их следующей встречи, стараясь объяснить это чувство тем, что ей впервые представлялась возможность привести человека к Богу.

Игорь стал часто посещать их собрания, после чего провожал Валю домой, познакомился с ее матерью, был вежлив и во всех отношениях вел себя прилично. Они много беседовали о христианстве, но никаких признаков приближения к Богу он пока не проявлял. В последнее время все чаще делал намеки о возможности свадьбы… От этих намеков Валя бледнела. Она уже любила Игоря, но мысль о том, что это может кончиться браком, пугала ее, т.к. она знала, что это будет тяжким нарушением воли Божией. Но прекратить встречи с Игорем у нее не хватало сил.

Анастасия Петровна видела перемену в своей дочери, старалась ее убедить и даже заставить прекратить свидания с Игорем, но напрасно.

Молились они теперь отдельно. Мать плакала, видя свою беспомощность предотвратить отступление дочери. Валя плакала и терзалась душою, сознавая, что мать права. Она каялась перед Богом и просила прощения, но не просила силы оставить Игоря. Она верила Игорю, когда он обещал не мешать ей посещать церковь и никогда не стеснять ее христианских чувств. Последнее время он перестал ходить на собрания, ссылаясь на свои служебные дела, и сам назначал место и время их свиданий. На одном из таких свиданий Игорь решил окончательно решить вопрос о свадьбе.

– Как ты думаешь, Валя, не пора ли нам уже серьезно подумать о нашей свадьбе? Мы любим друг друга… До каких же пор еще ждать?

– Ты же знаешь, Игорь, что Слово Божье запрещает неравные браки, – тихо сказала Валя, и глаза ее наполнились слезами.

Он обнял ее за плечи и поцеловал в висок.

– Но я же для тебя не посторонний человек, а друг. Я знаю ваши законы и правила и ни в чем не буду препятствовать тебе. Я бы и сам не прочь стать таким, как ты и твои верующие друзья, но мне многое еще пока не ясно.

– Дай мне подумать, – ответила она.

– Ну, хорошо, подумай, только не очень долго.

Валя стала чуждаться своих подруг и пропускать собрания. Ей неприятны были их вопросы и внимательные взгляды. Лгать она не умела, а сказать правду о своих душевных переживаниях не могла.

Мать уже ничего не говорила Вале, а только день и ночь молилась о ней, обливаясь горькими слезами.

Однажды вечером Игорь неожиданно пришел к Деревянкиным и, кратко поздоровавшись с Анастасией Петровной, попросил Валю выйти с ним в сад. Он казался взволнованным или чем-то расстроенным, и Анастасия Петровна не стала его ни о чем расспрашивать.

Валя набросила на плечи платок и последовала за Игорем. Он сразу приступил к делу:

– Валя, сегодня мы должны решить свою судьбу. Через три дня меня переводят в Ленинград. Но, если ты согласна выйти за меня замуж, мне дадут на две недели отсрочку, пока мы сыграем свадьбу.

Валя побледнела и почувствовала слабость в ногах. В голове молнией пронеслись мысли: “Пусть таковые выходят замуж, но только в Господе… Не любите мира, ни того, что в мире… Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными… Что общего у света со тьмою?..” Она едва слышно сказала:

– Игорь, я люблю тебя, но Слово Божье запрещает браки верующих с неверующими. Если бы ты хотя признал себя грешником и покаялся… Но ты даже не веришь…

– В Слове Божием написано: “Любите врагов ваших”, – ответил он. – Неужели я для тебя хуже врага? Где же твоя любовь? Через три дня я уеду и, вероятно, никогда больше не вернусь в эти края. Ты должна решить: стать моей женой теперь или никогда.

Валя стояла, прислонившись к косяку двери, не зная, что делать: нарушить волю Божию или навсегда потерять Игоря. И то, и другое было страшно. Наконец, она сказала:

– Пусть будет по-твоему…

Свадьбу назначили через неделю. Все хлопоты и расходы Игорь взял на себя. Попрощавшись, молодые разошлись.

Когда Валя вернулась в дом, мать уже ушла к себе в спальню молиться, и Валя тихонько пошла к себе. Закрыв за собою дверь, она, не раздеваясь, бросилась на постель, уткнув лицо в подушку, чтобы заглушить рыдания.

“Боже мой, что я делаю? – с ужасом думала она, как человек, бросающийся в пропасть, будучи не в силах уже остановиться. – Что же это происходит со мной? Зачем я это делаю?.. О, Господь мой дорогой! Прости меня, если можешь. Я променяла Тебя на земное счастье. Я снова раздираю раны на Твоих святых руках. Я отступила от Тебя, дорогой Иисус, навсегда ухожу от Тебя и знаю, что нет мне возврата, потому что отдаю себя другому…”

Так, лежа на постели и заливаясь горькими слезами, молилась в ту ночь Валя, прощаясь с Иисусом.

Узнав на другой день о решении дочери, Анастасия Петровна ничего не сказала и с тех пор замкнулась в себе. Только перед Богом в слезах изливала она свое горе. С Валей была ласкова и помогла ей в приготовлениях к свадьбе, но на сердце у нее было так, как будто она приготовлялась к похоронам дочери.

Свадьбу справляли у Игоря на квартире. Было много гостей – все знакомые Игоря. Было шумно, весело: поздравления, тосты, пожелания счастья… Из Валиных знакомых никого не было. Она чувствовала себя здесь чужой и одинокой. Ей хотелось бросить все и бежать, бежать отсюда… Только присутствие Игоря рядом удерживало ее от этого.

А на другом конце города в опустевшем доме стояла на коленях убитая горем мать и молила Бога спасти ее заблудившееся дитя.

На другой день Игорь и Валя улетели в Ленинград. Мать пришла проводить их на аэродром и, прощаясь, шепнула Вале:

– Молись Господу, деточка, хоть изредка. Пиши мне… А если все от тебя отвернутся, приезжай домой. Помни, что Господь тебя любит и ждет твоего возвращения.

Валя только посмотрела на нее благодарными глазами и крепко поцеловала.

Через месяц Анастасия Петровна получила от дочери письмо. Валя писала, что им дали хорошую квартиру, она устроилась на работу и с мужем живут прекрасно. Но она ни словом не обмолвилась о том, что Игорь запретил ей посещать церковь и сказал, чтобы она выбросила из головы всю эту “дурь”.

Анастасия Петровна продолжала ежедневно молиться о своей дочери и никогда, даже ночью, не запирала входную дверь, веря, что Валя вернется домой…

Однажды утром Валя спешила на работу. Перебегая улицу, она споткнулась и упала на рельсы перед подходившим трамваем. Водитель не успел затормозить, и ей отрезало ноги почти до колен…. Только на третий день Валя пришла в сознание. Первое, что она почувствовала, была сильная боль. Открыв глаза, увидела больничные стены и не сразу поняла, что с ней. А когда поняла, опять потеряла сознание. После этого в течение двух дней она то забывалась, то снова приходила в себя.

Когда к ней возвращалось сознание, она громко молилась и говорила, что Господь наказал ее за отступление и непослушание Ему. Она каялась и молила Господа о прощении: “Будь милостив, Боже, ко мне, грешнице. Ты справедливо судишь каждого по делам его. Я раскаиваюсь в своем поступке. Господь мой, прости и прими меня снова в число детей Твоих. Дай мне познать глубину Твоей любви, пошли мне мир, который я имела раньше”.

Здоровье ее восстанавливалось медленно, т. к. она потеряла много крови. Зато духовно она возрастала с каждым днем. Молилась вслух, не стыдясь других больных и медицинского персонала, и никто ее за это не только не осуждал, но во время ее молитв прекращались всякие разговоры и все благоговейно слушали эти излияния души вернувшейся к Богу отступницы.

Больше четырех месяцев Валя пролежала в госпитале. За это время муж ни разу не навестил ее. Когда опасность для ее жизни миновала, он передал через доктора записку, в которой было лишь несколько слов: “Прости меня, Валя, но, ввиду сложившихся обстоятельств, мы должны расстаться. Не пиши мне и не старайся найти меня. Так лучше для нас обоих. Прощай. Игорь”.

Прочитав письмо, Валя не заплакала, даже не изменилась в лице. Она осторожно сложила записку и тихо сказала:

– Этого следовало ожидать…

А дома, в родном городе, где Валя родилась и выросла, вся церковь молилась о ней, особенно мать и подруга Надя, с которой Валя была очень близка.

Мать написала Вале несколько писем, заверяя ее в своей любви, передавала приветы от подруг и говорила, что все молятся за нее.

Но ответа не было. Наконец, почти через пять месяцев пришло письмо. Дрожащими пальцами Анастасия Петровна вскрыла конверт и, развернув письмо, начала читать:

“Дорогая мамочка! Прости меня, что так долго молчала. Со мной произошел несчастный случай. Четыре месяца тому назад, перебегая дорогу, я споткнулась о рельсы и упала как раз перед трамваем. Дальше не помню, как это случилось, но трамвай не смог быстро остановиться… Одним словом, я осталась лежать по одну сторону рельс, а мои ноги – по другую…”

Дочитав до этого места, мать охнула и схватилась за грудь. Потом опустилась на стул и, закрыв лицо руками, громко зарыдала, приговаривая в промежутках между всхлипываниями:

– Ох, деточка ты моя бедная!.. Поняла ли она?.. Покаялась ли?..

Дочитав письмо, Анастасия Петровна упала на колени и со слезами радости благодарила Господа за спасение и возвращение дочери. В тот же день она написала ответ…

Анастасия Петровна приехала на аэродром встречать Валю. Это была трогательная встреча. Обнявшись, они рыдали, не обращая ни на кого внимания. Многие, видя девушку на деревянных ногах, плачущую в объятьях матери, тоже не могли удержать слез.

Приехав домой, мать и дочь прежде всего помолились вместе. Это была молитва благодарности за духовное исцеление Вали.

Теперь в маленьком домике Деревянкиных снова царили мир и любовь. Каждое утро, как и в прежние годы, Валя настежь открывает окна, глубоко вдыхает свежесть цветущих садов, радуясь каждому новому дню. Она работает в конторе счетоводом. В воскресные дни и по вечерам занимается с молодежью, рассказывает о своей жизни и предупреждает других об опасности непослушания Богу. “Ибо, что человек посеет, то и пожнет” (Гал. 6:7). Всякий грех и отступление от воли Божьей неизбежно влечет за собой наказание: для одних – в этой жизни, для других – в вечности.

Валя изменила Христу, променяла любовь Божью на любовь человеческую и за измену сама пожала измену мужа. И только по неотступной молитве матери Господь вернул ее в Свое лоно. А сколько людей стали жертвами сатаны, забыв свое обещание «служить Богу в доброй совести”!.. Но после, в вечности, они будут пожинать плоды своего непослушания. “Страшно впасть в руки Бога живого!.. Потому что Бог наш есть огонь поядающий” (Евр. 10:31; 12:29).

НАДЕЮЩИЙСЯ НА ХРИСТА…

Елизавета Петушкова

Это было в Риге. Молодежь в нашей церкви была дружная. Мы с радостью трудились для Господа и для ближних. «Вместе мы верили, вместе любили и пели, вместе дороги мерили, часто под вой метели. Труд небольшой, но делали», а главное, все вместе возрастали в познании Господа нашего Иисуса Христа.

Остались в памяти незабываемые зеленые купола церквей, белые ночи, «узкие улочки Риги с поступью гулких столетий» и воскресные летние вечера на взморье, где мы любовались заходом солнца. Наши сердца были наполнены хвалой великому Богу и Создателю Вселенной:

Синее небо, чайки над взморьем,

Стройные сосны на берегу…

Всюду я вижу руку Божью

И красоту творенья Его.

Волны нежно ласкали наши ноги, когда мы, взявшись за руки, устремлялись в набегавшую волну, навстречу заходящему солнцу. Гармония поющих голосов и плеск волн сливались в одну хвалебную песнь.

На берегу слышались голоса: «Кто это? Студенты?» – «Да нет! Это баптисты!» Да, это были мы, дети Божии, любящие Господа, желающие жить благочестиво и переполненные желанием донести Его свет, горящий в нас, до многих, ищущих истину.

К нам подходили, знакомились, задавали вопросы, а мы рассказывали им о любви Божией, пели гимны и приглашали их на собрание.

Однажды к нам на собрание пришел приятный молодой человек. Он внимательно слушал проповеди. По его лицу было видно, что Слово Божие касалось его сердца. После собрания его пригласили остаться с молодежью, чтобы познакомиться поближе. Оказалось, что он недавно в Риге, зовут его Марат и что он из мусульманской семьи.

Он задавал много вопросов и хотел больше знать о Господе; говорил, что ему понравилась наша христианская молодежь и собрание. Марат стал посещать богослужения и его часто можно было видеть с молодежью. Радостно было наблюдать, как он возрастал духовно.

Молодежь полюбила Марата молилась за него, верила и ждала того радостного дня, когда он отдаст свое сердце Господу.

Марату приглянулась одна из наших сестер, Танечка. Он стал за ней ухаживать, дарить цветы, провожать. Любовь нежно постучалась в их сердца. Да, они полюбили друг друга, но Танечку это пугало. Видно было, что Марат больше думал о ней, чем о своем покаянии.

Как-то вечером Марат заговорил о своих чувствах и сделал Тане предложение. Таня попросила время для ответа, а на следующий день поделилась с подружкой:

– Я боюсь, что мой отказ оттолкнет его от Господа, а выйти за него не могу: он не член Церкви.

Был назначен пост и молитва. И, как всегда, вся ноша ложится на плечи наших матерей. Так и Танина мать непрестанно молилась за них. Подружка тоже увещевала Таню:

– Танечка, ты как-нибудь помягче объясни ему, что ты не можешь выйти за него замуж, потому что Слово Божие предостерегает нас от таких браков. Пусть Господь даст тебе мудрости так сказать, чтобы не обидеть. Он так долго был среди нас, он должен понять!

Они горячо помолились и доверили Господу это дело.

При следующей встрече Таня сказала Марату, что любит его, но выйти за него замуж не может, потому что это противоречит Слову Божию. Марат чувствовал себя отвергнутым и разбитым:

– Как так можно? Мы же любим друг друга!

Таня, несмотря на внутреннюю боль, сказала:

– Наш брак не принесет нам счастья, если мы пойдем против слова Божия. Прости меня.

Тогда Марат гневно сказал:

– Ноги моей не будет больше на собрании, – и ушел.

Таня чувствовала себя виноватой за причиненную ему боль. На обратном пути она зашла к подружке, чтобы рассказать о случившемся. Обе долго молчали, раздумывая каждая о своем. Подружка была опечалена таким исходом дела.

Потом они вместе молились, предавая Марата в руки Господа. После горячей молитвы пришел покой.

– Танечка, – сказала подружка, – не горюй. Надеющиеся на Господа не останутся в стыде. Будем уповать на Господа. Все сделано в соответствии со Словом Божиим, и ты знаешь, что для верных Своих Бог приготовил обильные благословения во всех областях духовной и физической жизни. Нужно только быть верным Господу, чтобы получить их. Ты же знаешь, что есть падший ангел, сатана, который «ходит, как рыкающий лев», прилагая все усилия, чтобы убить и погубить. Если ему это не удается, то он хочет лишить нас, если не всех, то хотя бы частично, благословений, которые приготовил Господь для любящих Своих.

Прошло некоторое время. Друзья продолжали молиться за Марата. Как-то подружка спросила Таню: – Ты что нибудь слышала о Марате?

Таня рассказала, что он женился; живут с женой очень хорошо, и скоро у них будет ребенок. Подружка говорит:

– Видишь как вышло, но ты не грусти, Таня. Ты еще не знаешь, какое сокровище приготовил для тебя Господь. Уповай на Бога, будь только верной, а «надежда на Христа, слышишь, никогда не постыжает!»

Время летело быстро. Таня несла служение в хоре, а в свободное время шила. Из-под ее искусных рук вышло не одно платье, которое приносило радость девушкам в их день бракосочетания.

Однажды Таня прибежала к подруге очень взволнованная:

– Молиться… надо молиться… за Марата.

– А что с ним? – спросила подруга.

– У него горе: ребенок погиб во время родов, – сказала Таня, переведя дыхание.

– А жена? Как чувствует себя она?

– Она тоже… умерла.

Дрожь прошла по телу. Как выстрелы прозвучали в сознании места из Библии: «Страшно впасть в руки Бога живого… Трудно тебе идти против рожна…».

Подружки склонили колени: «Боже, смилуйся над ним! Прости его и помилуй! Помоги ему! Приведи его к Твоим святым ногам!» – неслась молитва к престолу всемогущего Бога.

Вскоре Марат снова стал посещать собрания. Наконец, настал тот час, которого так долго ждали друзья Марата.

Небо ликовало еще об одном кающемся грешнике, а друзья плакали от радости: «Стоит молиться, стоит трудиться, стоит за это жизнь всю отдать!»

А каким благословенным был день, когда Танечка и Марат сочетались! Они сияли, как звезды на тверди небесной, как золото, очищенное в печи у плавильщика!

Дорогие мои! Чтите Господа, «подвизайтесь за веру, однажды преданную святым… и, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной ЖИЗНИ» (Иуды 1гл.).

…Пусть источник разольется

Жизни чистой и святой

И в других струей забьется

От общения с тобой …

Господня рука не сократилась, чтобы спасать и благословлять. Он призвал Марата с Таней трудиться на Его ниве среди мусульман, обильно благословив их труд: люди потянулись к Богу, стали открываться новые церкви.

. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

1. Есть два рода утешения, которые, по-видимому, противо­положны между собою, но взаимно много подкрепляют друг друга; оба (апостол) и приводит здесь. Именно: один состоит в том, когда мы говорим, что некоторые люди много пострадали: душа делается спокойною, если находит многих соучастников своих страданий. Это (апостол) представил выше, когда сказал: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (). Другой состоит в том, когда мы говорим: ты немного пострадал: такими словами мы ободряемся, возбуждаемся и делаемся более готовыми – терпеть всё. Первое успокаивает изнуренную душу и доставляет ей отдых; а второе возбуждает её от лености и безпечности и отклоняет от гордости. Так, чтобы от приведённого свидетельства не родилась у них гордость, смо­три, что (Павел) делает: «Вы еще не до крови , – говорит, – сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение» . Он не вдруг высказал последующие слова, но наперёд представил им всех, подвизавшихся "до крови" , затем заметил, что страдания Хри­стовы составляют славу, и потом уже удобно перешёл (к последующему).

Так он и в послании к Коринфянам говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое» , т.е. малое (), потому что таким именно образом душа может пробудиться и ободриться, когда она представит, что ещё не всего достигла, и убедится в том предшествующими событиями. Смысл слов его следующий: вы ещё не подверглись смерти, вы только потеряли имущество и славу, вы только по­терпели изгнание; Христос пролил кровь свою за вас, а вы и за себя не пролили её; Он даже до смерти стоял за истину, подвизаясь за вас, а вы ещё не подвергались опасностям, угро­жающим . «И забыли утешение» , т.е. опустили руки, ослабели. «Не до крови , – говорит, сражались (слав. – встали), подвизаясь против греха» . Здесь он показывает, что и сильно нападает и также вооружен, – слово: «встали» говорится к стоящим. «И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя» . Представив утешение от дел, теперь он сверх того прибавляет утешение от изречений, от приведённого свидетельства: "не унывай , – говорит, – когда Он обличает тебя» . Итак это – дело Божие; а не мало доставляет утешения то, когда мы убеждаемся, что случив­шееся могло произойти по действию Божию, по Его попущению.

Так и Павел говорит: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"" (). Следовательно Он сам попускает это. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» . Ты не можешь, говорит, сказать, что есть ка­кой-нибудь праведник, не терпевший скорбей, и хотя нам так кажется, но иных скорбей мы не знаем. Следовательно, вся­кому праведнику необходимо пройти путём скорби. И Христос сказал, что «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (). Если же войти в жизнь можно только таким образом, а иначе невозможно, то следует, что тесным путём шли все те, которые вошли в жизнь. «Если вы терпите наказание , – говорит, – то поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» Если (Бог) наказывает вас, то для исправления, а не для истязания, не для мучения, не для страданий.

Смотри, как (апостол) тем самым, из-за чего они считали себя оставлен­ными, внушает им уверенность, что они не оставлены, и как бы так говорит: претерпевая такие бедствия, вы уже думаете, что оставил и ненавидит вас? Нет, если бы вы не стра­дали, тогда следовало бы опасаться этого, потому что если он «бьет же всякого сына, которого принимает» , то небиемый, быть может, не сын. Но как, скажете, разве злые люди не страдают? Ко­нечно, страдают, – как же иначе? – но он не сказал: всякий биемый есть сын, а: «бьет же всякого сына» . Потому ты не можешь говорить: есть много и злых людей, которых бьют, например человекоубийцы, разбойники, чародеи, гробокопатели. Они бывают наказываемы за собственные злодеяния; они бывают не биемы, как сыны, но наказываемы, как злодеи; а вы – как сыны. Видишь ли, как он отовсюду заимствует доказатель­ства, – и от событий, упоминаемых в Писании, и от изречений, и от собственных рассуждений, и от примеров, случающихся в жизни? Далее указывает ещё и на общее обыкновение: "Если же , – говорит, – остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ().

2. Видишь ли, что, как я и выше сказал, сыну невоз­можно оставаться ненаказанным? Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных, хотя бы они ни чему не учились, хотя бы никогда не сделались известными, о законных же сыновьях заботятся, чтобы они не были безпечными, – таки в настоящем случае. Потому, если не быть наказан­ными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно ра­доваться наказанию, как знаку истинного родства. Поэтому са­мому (апостол) и говорит: "Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» (). Опять заимствует ободрение от собственных их страданий, которые они сами терпели. Как там говорил: «Вспомните прежние дни ваши» , так и здесь говорит: «Бог поступает с вами, как с сынами» , – вы не можете сказать, что вы не в состоянии переносить, – и при том «Господь, кого любит, того наказывает» . Если же (дети) повинуются плотским родителям, то как вы не будете повиноваться Отцу небесному? При том здесь не в этом только различие и не в лицах только, но и в самых побуждениях и действиях. Не по одному и тому же побуждению наказывают Он и они (Бог и плотские родители). Потому (апостол) и прибавляет: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (), т.е. они часто делают это для собственного удовольствия и не всегда имея в виду пользу, здесь же нельзя этого сказать, так как (Бог) делает это не из каких-нибудь собственных видов, а для вас, единственно для вашей пользы; те наказывают, чтобы вы и для них были полезны, а нередко и напрасно, здесь же не бывает ничего подобного.

Видишь, какое и отсюда происходить утешение? Мы в осо­бенности привязываемся к тем, в которых видим, что они не из каких-нибудь собственных видов приказывают нам, или дают наставление, но все их заботы клонятся к нашей пользе. Тогда-то и бывает искренняя любовь, любовь настоящая, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно безполезны для любящего. Так и (Бог) любит нас не для того, чтобы получить что-либо от нас, но чтобы дать нам; Он наказывает, делает всё, принимает все меры к тому, чтобы мы сделались способными к принятию Его благ. "Те , – говорит (апостол), – наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» . Что значить: «в святости Его» ? Т.е. чистоты, – чтобы мы сделались достойными Его, по возможности. Он заботится, чтобы вы приняли, и употребляет все меры к тому, чтобы дать вам; а вы не стараетесь о том, чтобы принять. "Я сказал , – говорит (Псалмопевец), – Господу: Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (). "Притом, если мы , – говорит, – будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» «Отцу духов» , – говорит так, разумея или дары (духовные), или мо­литвы, или безплотные Силы. Если с таким (расположением духа) мы умрём, то и получим жизнь. Хорошо он сказал: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней , – потому что угодное людям не всегда бывает полезно, – а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» .

3. Следовательно, наказание полезно; следовательно, наказание доставляет святость. И, конечно, так. Ведь, если оно истребляет леность, порочные пожелания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредоточивает душу, если располагает её презирать всё здешнее, – а отсюда и происходит скорбь, – то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? Будем же постоянно представлять себе праведников и помнить, почему все они прославились, и всех раньше Авель и Ной: разве не посредством скорбей? Да и невозможно, чтобы один праведник не скорбел среди такого множества нечестивых. "Ной , – говорит Писание, – был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (). Подумай: если теперь, имея такое множество мужей, и отцов, и учителей, добродетелям которых мы можем подражать, мы, однако, испытываем столько скорбей, то как должен был страдать он, будучи один среди столь многих? Но говорить ли мне о том, что было во время чудного и необыкновенного потопа? Говорить ли об Аврааме, о том, что ему случалось терпеть, как-то: о непрестанных его странствованиях, лишении жены, опасностях, сражениях, искушениях? (Говорить ли) об Иакове, сколько бедствий он перенёс, будучи отовсюду изгоняем, трудясь напрасно и изнуряя себя для других? Нет нужды перечислять все его искушения; довольно будет привести свидетельство, которое он сам высказал в беседе с фараоном: «дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их» (). Говорить ли об Иосифе, Моисее, Иисусе (Навине), Давиде, Самуиле, Илии, Данииле и всех пророках? Ты найдёшь, что все они прослави­лись посредством скорбей. А ты, скажи мне, хочешь просла­виться посредством удовольствий и роскоши? Но это невозможно. Говорить ли об апостолах? И они превзошли всех скорбями. Но что я говорю? Сам Христос тоже сказал: «В мире будете иметь скорбь» (); и еще: «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» ().

«Потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (). Господь этого пути сказал, что он узок и тесен; а ты ищешь широкого? Не безразсудно ли это? Потому ты и не достигнешь жизни, что идёшь другим путём, а достигнешь погибели, потому что избрал путь, ведущий туда. Хочешь ли, я расскажу и представлю тебе людей, преданных роскоши? От позднейших обратимся к древнейшим. Богач, горящий в огне, иудеи, преданные чреву, для которых чрево было богом, которые в пустыне постоянно искали наслаждений, – почему погибли? Подобно современникам Ноя, не потому ли, что избрали эту роскошную и развратную жизнь? Также и содомляне (погибли) за чревоугодие: «пресыщении , – сказано, – и праздности» (). Так сказано о содомлянах. Если же пресыщение хлебом произвело столько зла, то что сказать о других наслаждениях? Не был ли невоздержен Исав? Не таковы ли были те из сынов Божиих, которые прельстились женами и увлеклись в пропасть? Не таковы ли были те, которые удовлетворяли похоти на мужчинах? И все цари языческие, вавилонские, египетские, не бедственно ли окончили жизнь? Не преданы ли они мучению? Но не то же ли, скажи мне, бывает и теперь?

Послушай, что говорит Христос: «Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских» (); а те, которые не носят таких одежд, те – на небесах. Мягкая одежда расслабляет и твердую душу, изнеживает и расстраивает; и как бы ни было крепко и сильно тело, которое она облекает, от такой роскоши оно скоро делается изнеженным и слабым. Скажите мне: почему, думаете вы, женщины бывают так слабы? Неужели только от природы? Нет, но и от образа жизни и от воспитания; их делают такими изнеженное воспитание, праздность, омовения, намащения, изобилие ароматов, мягкое ложе. И чтобы тебе понять это, послушай, что я скажу. Из кучи деревьев, растущих в пустыне и колеблемых ветрами, возьми какое-нибудь растение и посади на место влажное и тенистое, – и ты увидишь, как оно сделается хуже, нежели каким ты взял его сначала. А что это справедливо, доказательством служат женщины, воспитывающаяся в деревнях; они бывают гораздо крепче городских мужчин и могли бы преодолеть многих из них. А когда тело делается изнеженным, то по не­обходимости вместе с ним и душа испытывает то же зло, потому что отправления души по большей части соответствуют состоянию тела. Во время болезней мы бываем иными по причине расслабления, а во время здоровья опять иными.

Как в музыкальных инструментах, когда струны издают звуки мягкие и слабые и они нехорошо натянуты, то уменьшается и достоинство искусства, принужденного покоряться слабости струн, так и в теле: душа терпит от него много вреда, много стеснения; она испытывает горькое рабство, когда тело имеет нужду в частом врачевании. Потому, увещеваю вас, будем стараться делать его крепким, а не болезненным. Не одним мужьям я говорю это, но и женам. Для чего ты, жена, по­стоянно расслабляешь тело свое роскошью и делаешь его негодным? Для чего губишь силу его тучностью? Ведь тучность составляет слабость для него, а не силу. Если же ты, оставив это, будешь вести себя иначе, тогда явится и красота телесная по желанию твоему, как скоро будет сила и свежесть. А если, напротив, будешь подвергать его безчисленным болезням, то не будет у тебя ни здорового цвета, ни свежести, но постоянно будешь чувствовать себя дурно.

4. Вы знаете, что как прекрасен бывает хороший дом, когда озаряет его ясная погода, так и красивое лицо делается ещё лучше от веселого расположения духа; а когда (душа) уныла и прискорбна, тогда (и лицо) становится безобразнее. Унылость происходить от болезней и расстройства здоровья; а болезни происходят от расслабления тела пресыщением. Так и по этой причине вы должны избегать пресыщения, если верите мне. Но есть, скажете, некоторое удовольствие в пресыщени? Не столько удовольствия, сколько неприятностей. Удовольствие ограничивается только гортанью и языком; когда трапеза кончилась, или когда пища съедена, ты становишься подобным тому, кто и не участвовал (в трапезе), и даже, гораздо хуже его, потому что ты выносишь оттуда тяжесть, расслабление, головную боль и склон­ность ко сну, похожему на смерть, а часто и безсонницу от пресыщения, одышки и отрыжки, и тысячу раз проклинаешь свой желудок, вместо того, чтобы проклинать невоздержность.

Итак, не будем утучнять тела, но послушаем Павла, ко­торый говорит: «попечения о плоти не превращайте в похоти» (). Набивающий желудок делает то же, как если бы кто-ни­будь, взявши пищу, бросил её в нечистый ров, или даже не то, а гораздо хуже, потому что последний наполняет только ров без вреда для себя самого, а первый навлекает на себя тысячу болезней. Питает нас только то, что принимается в потребном количестве и может перевариться; а лишнее сверх необходимаго не только не питает, но ещё приносит вред. Между тем никто не замечает этого, обольщаясь нелепым удовольствием и обычным пристрастием. Ты хочешь питать тело? Оставь же лишнее, давай ему необходимое, и столько, сколько может перевариться; не нагружай его слишком, чтобы не потопить. Принимаемое в потребном количестве и питает, и доставляет удовольствие; действительно, ничто не доставляет та­кого удовольствия, как хорошо переварившаяся пища; ничто так не способствует здоровью, ничто так не поддерживает живости чувств, ничто так не предотвращает болезней.

Таким образом принимаемое в потребном количестве служит и к питанию, и к удовольствию, и к здоровью, а излишнее – ко вреду, к неприятностям и болезням. Пресыщение произво­дит то же, что делает голод, или даже гораздо худшее. Голод в короткое время изнуряет и доводит человека до смерти; а пресыщение, разъедая тело и производя в нём гниение, подвергает его продолжительной болезни и потом тягчайшей смерти. Между тем голод мы считаем несносным, а к пресыщению, которое вреднее его, стремимся. Откуда в нас такая болезнь? Откуда такое безумие? Не говорю, что нужно изнурять себя, но нужно принимать пищу так, чтобы тело и получало удовольствие, истинное удовольствие, и могло питаться, чтобы оно было благоустроенным и благонадежным, крепким и способным орудием для действий души. Если же оно переполнится пищею, которая будет, так сказать, расторгать самые запоры и составные связи, то уже бывает не в состоянии удержать этого наводнения, – вторгшееся наводнение расторгает и разрушает всё.

«Попечения о плоти , – говорит, – не превращайте в похоти» . Хорошо он сказал: "в похоти" , потому что пресыщение есть пища для порочных пожеланий, и пресыщающийся, хотя бы он был мудрее всех, по необходимости терпит какой-нибудь вред от вина, и от яств, по необходимости чувствует расслабление, по не­обходимости возбуждает в себе сильный пламень. Отсюда – блуд, отсюда – прелюбодеяние. Голодный желудок не может возбудить плотской похоти, равно как и (желудок) довольствующийся умеренною пищею; порочные же пожелания рождаются в желудке, предающемся пресыщению. Как земля, слишком влажная, и навоз, окропляемый (водою) и имеющий слишком много мокроты, рождают червей, и, напротив, земля, не имеющая такой сырости, приносить обильные плоды, – потому что не содержит в себе ничего лишнего, – и будучи даже необрабатываема, произращает зелень, а будучи обрабатываема, прино­сить плоды, – так точно и мы. Потому не будем делать из плоти, нашей (тело) безполезное, негодное, или вредное, но будем произращать в ней добрые плоды и плодоносные растения, и прилагать старание, чтобы они не завяли от пресыщения, – так как и они могут загноиться и породить червей вместо плодов. Так, врожденная похоть, если ты станешь чрез меру насыщать её, порождает удовольствия отвратительные и даже весьма отвратительные. Будем же всячески истреблять в себе это зло, чтобы нам сподобиться обещанных благ во Христе Иисусе, Господе нашем (с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков, Аминь).

Враг всякой правды ослепил умы людей на столько, что они стали смотреть на Бога со страхом, считая Его суровым и неумолимым. Сатана внушил людям, что главное свойство Бога суровое правосудие, и Он стал для них грозным судьей и взыскательным заимодавцем. Он представил дело так, будто Создатель только тем и занимается, что ревностно следит за людьми и подмечает все их оплошности и ошибки, чтобы потом подвергнуть каре. Для того чтобы рассеять эту тьму и открыть миру беспредельную любовь Бога, пришел в этот мир Иисус и жил среди людей. Сын Божий пришел с Небес, чтобы открыть нам Отца.
(c) Е.Уайт «Путь ко Христу» , гл.1

На второй сессии восьмой Полевой школы, Господь, через пастора Сергея Молчанова поднял вопрос о Божьем наказании. Вера возрастает, когда мы знаем Автора Писаний и Его характер. Пастор Молчанов говорил:
Будьте осторожны, когда вы говорите о Божьем наказании. Вопрос наказания очень сложный, как сотворение Вселенной. Незнание Писаний, неправильная вера, потеря Бога.
Хороший пример: Иов и его друзья — Господь сказал: «они не знают Меня».
Хороший вопрос: Иисус за 33 года жизни на земле кого-то наказал? А ведь Он был «образ ипостаси Его» (Евр.1:3) и Он говорил: «ничего не делаю от Себя» (Иоан.8:28).
Люди представляют Бога всемирным полицейским, который ломает руки и ноги, повергает в аварии и несчастные случаи, говоря: «Бог наказал».

Но что же нас наказывает?
1. Закон (Иоанна 12:47-48)
2. Дьявол (книга Иова гл.1-2)

Иисус наказание наше взял на Себя (Исаия 53:4-5). Бог прощает грешника, снимает наказание, которого он заслуживал, и обращается с ним так, будто он никогда не грешил. Он принимает его с Божественной милостью и оправдывает благодаря заслугам праведности Христа. Грешник может быть оправдан только через веру в искупление, совершенное дорогим Сыном Божьим, ставшим жертвой за грехи виновного мира. (аргумент автора: если Бог наказывает, значит, жертва Христа недостаточна?)
Когда Господь представлял Моисею Свою Славу, Он сказал; «Господь, Господь, Бог Человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исход 34:6). Он 400 лет оттягивал наказание Амореям.
Закончил тему Сергей Борисович, стихом из перевода Нового Завета под редакцией Кулакова: «Кого люблю, того обличаю и наказываю».

Все, что говорил Сергей Молчанов в защиту Бога, выстраивалось как логическая цепочка
в моем сознании, только последний стих встал поперек. И я начал размышлять: «Кого люблю, того наказываю». При этом в сознании сразу всплывает образ отца с перекошенным от гнева и ярости лицом, с ремнем в руках, это в лучшем случае. И такая «любовь» оставляла в сердце глубокую травму, обиду, злость, мщение. Формируя, таким образом, в моем сознании образ отца и Бога. При ремонте мотоцикла, на православную пасху, ключ сорвался с гайки и ударил по пальцу с ужасной силой, боль была невыносимая. Разум пронзила мысль: «Это Бог тебя наказал за нарушение праздника, подняв лицо к небу, взмолился о прощении. Будучи в Божьей Церкви, согрешая, всегда ожидал удара с Неба.
Давайте поразмышляем над 12-м стихом 3-й главы книги Притчей: «Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему». Понятно, что такое любовь и благоволение, наказание, ни коим образом не вписывается в эту строку. Корень этого слова, «наказывает», совершенно должен быть иным. Не битье, а «наставление», «наказ».
Например: когда ребенок идет в школу, любящая мама дает ему наказ: «сынок, когда будешь переходить дорогу, будь очень внимательным, посмотри направо, посмотри налево, будь осторожен, когда переходишь дорогу, чтобы тебя не сбила машина. Когда придешь в школу, не балуйся, будь внимательным, слушай, что говорит учитель, учись, будь хорошим мальчиком». И если построить это предложение таким образом «Кого любит Господь, тому наказывает» , оно приобретает совершенно другой смысл, и сразу в этом, проявляется и любовь, и благоволение.
Пойдемте дальше в наших размышлениях. Берем 13-й стих 3-й главы книги Притчей: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум!». Покажите хоть одного человека, который через битье, через наказание, приобрел разум, и приобрел мудрость. А посредством чего человек приобретает разум и мудрость? Обращаемся к 12-му стиху 93-й главы Псалтыря: «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим». Следующий пример: 2-ая глава 1-2 стих книги Притчей: «Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, Так, что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце свое к размышлению». Притчи, нагорная проповедь, сплошной наказ и наставление. (Наказ — устаревшее слово вышедшее из употребления ).
Говорят, что Библия объясняет сама себя, давайте проверим наши размышления. Обратимся к 11-му стиху 3-й главы книги Притчей: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай , и не тяготись обличением Его». О чем идет тут речь? Давайте поразмышляем. Если отец взял в руки ремень, и хочет наказать своего сына. У сына есть шанс избежать наказания? Пока отец не утолит, свой гнев у сына шансов нет. А что в этих стихах можно отвергнуть, отцовский наказ, наставление. Не отвергай закон Божий и будет благо тебе!
Комментарий к «Посланию к Евреям» говорит о том, что греческий перевод слова наказание (paideia ) — воспитание, обучение, наставление, исправление. Наказание- воспитание, которое исправляет, формирует и совершенствует характер.
Благодать нашего Господа Иисуса Христа действует на человеческое сердце и разум, как воспитатель. Постоянное влияние Святого Духа на душу христианина обучает и формирует его характер по Божественному образцу. Необходимо взращивать и ценить каждую милость, которую Иисус посредством Своих страданий и смерти предлагает нам .
«Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божьей, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор.4:8).
Как же обойти вниманием украинский перевод «Кого любе Господь, того карає та щей б’є». Хочеться бежать от такого бога. Характер какого бога представляет автор этого перевода?
Когда Поликарпа, пресвитера церкви в Смирне, подвели к большой куче дров, ему дали последний шанс отречься от Христа: «Поклянись в своей верности императору, объявил консул, и я освобожу тебя. Отрекись от Христа». Поликарп повернулся к консулу и спокойно ответил: «Восемьдесят шесть лет я прослужил Ему, и Он ничем не обидел меня: как же мне хулить своего Царя и Спасителя?» Поликарп благодарил своего Господа за то, что Он дал ему такую честь – подобным образом засвидетельствовать о своей вере.
Человек названный Богом, непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, считал, что зло исходит от Бога, то, что говорить о верующих нынешнего времени. «То знайте, что Бог ниспроверг меня Своею сетью. Вот я кричу: «обида!» и никто не слушает, вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму. Совлек с меня славу мою, и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою. Воспылал на меня гневом Своим, и считает меня между врагами Своими. Полки Его пришли вместе, и направили путь свой ко мне, и расположились вокруг шатра моего» (книга Иова 19:6-12).
Пример человека знающего характер Бога: «но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне» (2-я книга Царств 24:14),
«Мы умрем, и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу, и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2-я книга Царств 14:14).

Враг всякой правды ослепил умы людей на столько, что они стали смотреть на Бога со страхом, считая Его суровым и неумолимым. Сатана внушил людям, что главное свойство Бога суровое правосудие, и Он стал для них грозным судьей и взыскательным заимодавцем. Он представил дело так, будто Создатель только тем и занимается, что ревностно следит за людьми и подмечает все их оплошности и ошибки, чтобы потом подвергнуть каре. Для того чтобы рассеять эту тьму и открыть миру беспредельную любовь Бога, пришел в этот мир Иисус и жил среди людей. Сын Божий пришел с Небес, чтобы открыть нам Отца.
(c) Е.Уайт «Путь ко Христу» , гл.1

На второй сессии восьмой Полевой школы, Господь, через пастора Сергея Молчанова поднял вопрос о Божьем наказании. Вера возрастает, когда мы знаем Автора Писаний и Его характер. Пастор Молчанов говорил:
Будьте осторожны, когда вы говорите о Божьем наказании. Вопрос наказания очень сложный, как сотворение Вселенной. Незнание Писаний, неправильная вера, потеря Бога.
Хороший пример: Иов и его друзья — Господь сказал: «они не знают Меня».
Хороший вопрос: Иисус за 33 года жизни на земле кого-то наказал? А ведь Он был «образ ипостаси Его» (Евр.1:3) и Он говорил: «ничего не делаю от Себя» (Иоан.8:28).
Люди представляют Бога всемирным полицейским, который ломает руки и ноги, повергает в аварии и несчастные случаи, говоря: «Бог наказал».

Но что же нас наказывает?
1. Закон (Иоанна 12:47-48)
2. Дьявол (книга Иова гл.1-2)

Иисус наказание наше взял на Себя (Исаия 53:4-5). Бог прощает грешника, снимает наказание, которого он заслуживал, и обращается с ним так, будто он никогда не грешил. Он принимает его с Божественной милостью и оправдывает благодаря заслугам праведности Христа. Грешник может быть оправдан только через веру в искупление, совершенное дорогим Сыном Божьим, ставшим жертвой за грехи виновного мира. (аргумент автора: если Бог наказывает, значит, жертва Христа недостаточна?)
Когда Господь представлял Моисею Свою Славу, Он сказал; «Господь, Господь, Бог Человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исход 34:6). Он 400 лет оттягивал наказание Амореям.
Закончил тему Сергей Борисович, стихом из перевода Нового Завета под редакцией Кулакова: «Кого люблю, того обличаю и наказываю».

Все, что говорил Сергей Молчанов в защиту Бога, выстраивалось как логическая цепочка
в моем сознании, только последний стих встал поперек. И я начал размышлять: «Кого люблю, того наказываю». При этом в сознании сразу всплывает образ отца с перекошенным от гнева и ярости лицом, с ремнем в руках, это в лучшем случае. И такая «любовь» оставляла в сердце глубокую травму, обиду, злость, мщение. Формируя, таким образом, в моем сознании образ отца и Бога. При ремонте мотоцикла, на православную пасху, ключ сорвался с гайки и ударил по пальцу с ужасной силой, боль была невыносимая. Разум пронзила мысль: «Это Бог тебя наказал за нарушение праздника, подняв лицо к небу, взмолился о прощении. Будучи в Божьей Церкви, согрешая, всегда ожидал удара с Неба.

Давайте поразмышляем над 12-м стихом 3-й главы книги Притчей: «Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему». Понятно, что такое любовь и благоволение, наказание, ни коим образом не вписывается в эту строку. Корень этого слова, «наказывает», совершенно должен быть иным. Не битье, а «наставление», «наказ».

Например: когда ребенок идет в школу, любящая мама дает ему наказ: «сынок, когда будешь переходить дорогу, будь очень внимательным, посмотри направо, посмотри налево, будь осторожен, когда переходишь дорогу, чтобы тебя не сбила машина. Когда придешь в школу, не балуйся, будь внимательным, слушай, что говорит учитель, учись, будь хорошим мальчиком». И если построить это предложение таким образом «Кого любит Господь, тому наказывает» , оно приобретает совершенно другой смысл, и сразу в этом, проявляется и любовь, и благоволение.

Пойдемте дальше в наших размышлениях. Берем 13-й стих 3-й главы книги Притчей: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум!». Покажите хоть одного человека, который через битье, через наказание, приобрел разум, и приобрел мудрость. А посредством чего человек приобретает разум и мудрость? Обращаемся к 12-му стиху 93-й главы Псалтыря: «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим». Следующий пример: 2-ая глава 1-2 стих книги Притчей: «Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, Так, что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце свое к размышлению». Притчи, нагорная проповедь, сплошной наказ и наставление. (Наказ — устаревшее слово вышедшее из употребления ).

Говорят, что Библия объясняет сама себя, давайте проверим наши размышления. Обратимся к 11-му стиху 3-й главы книги Притчей: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай , и не тяготись обличением Его». О чем идет тут речь? Давайте поразмышляем. Если отец взял в руки ремень, и хочет наказать своего сына. У сына есть шанс избежать наказания? Пока отец не утолит, свой гнев у сына шансов нет. А что в этих стихах можно отвергнуть, отцовский наказ, наставление. Не отвергай закон Божий и будет благо тебе!