Обучение дошкольников грамоте Л.Е. Журова. Конспект: Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь Обучение грамоте в старшей группе конспекты занятий журова
Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Учебно-методическое пособие «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет» содержит сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко". Книга является 1-й частью авторской программы "От звука к букве" по подготовке детей 3-7 лет к обучению грамоте. Основное назначение книги - оказать практическую помощь педагогам при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте на первом этапе обучения. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях. Может быть использована родителями, гувернерами.
В предлагаемой книге читатель найдет подробное описание 30 психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе. В книге обобщены и структурированы различные подходы к психическому развитию ребенка дошкольного возраста; раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе.
Название: Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма.
Автор: Климентьева О.В.
Издательство"Детство - пресс"
Год: 2010
Формат: pdf
Задачей данного пособия является не систематизация занятий, а построение системы игр и демонстрация приемов, которые могут быть использованы для занятий по преодолению ОНР, ФФНР и подготовке детей к обучению грамоте. В книге представлены перспективное понедельное планирование, система игр и заданий по обучению фонематическому анализу и синтезу, которые могут быть использованы для автоматизации звуков (уточнения произношения гласных звуков, автоматизации согласных звуков), обучения фонематическому и слоговому анализу и синтезу слова на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Кроме этого, пособие содержит примеры комплексных занятий по преодолению ОНР и профилактике нарушений письма (работа над гласными и согласными звуками, дифференциация гласных/согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких), авторские дидактические игры и примеры выпускных занятий, демонстрирующих школьную зрелость детей. Данное пособие будет полезно логопедам дошкольных учреждений, воспитателям и школьным логопедам.
Электронный вариант книги "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте " 1-год обучения старшая группа.
Конспекты, дидактический материал.
О.М. Ельцова
В данном материале представлены практический материал по подготовке детей 5-ти лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Конспекты занятий в старшей группе, литературный и дидактический материал, помогут определить цели, содержание и объем работы.
Предназначено воспитателям старших групп ДОУ, может быть полезно родителям для самостоятельных занятий с детьми.
В пособии серии «Дошкольник» представлены планы занятий по обучению грамоте детей подготовительной группы детского сада. В разработанной программе обучения грамоте в подготовительной группе детского сада предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия "слог", затем предложения как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания приписных букв; обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий, и на этой основе расширение и уточнение представлений детей о жизни; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.
Пособие предназначено воспитателям детских садов и учителям начальной школы, может быть полезно родителям.
Пособие разработано по заказу Министерства образования РФ.
В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены программы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических представлений. Программы построены на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования, прошли многолетнюю апробацию.
Светлана Агафонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Обучение грамоте в подготовительной группе
Программное содержание :
Учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие,звонкие и глухие согласные звуки; закреплять умение определять место ударения в словах; составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово.
Организационный момент
Повтори чистоговорку
Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока,
Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко.
Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.
Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку.
Угадай слово, которое заканчивается звуком [к]:
уро., дру., сту., сапо., то., кри., суро.,
вени., шнуро., поро., като., замо.,
брело., зна., кло., трес. .
Игра «Подбери рифму»
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет.
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?»
Расскажи, охотник, толком;
Как же справился ты с волком?
Я поймал его.
Забежал он в тот овраг,
Где растет трава-дурман,
Скок – и прямо в мой …. (капкан)
По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки …. (коса)
В :-Капкан,коса,кот,кролик,капуста-что это?
Д :- Это слова.
В :-Да,это слова. Я хочу напомнить вам, что слова состоят из звуков; есть звуки,которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград.
Как называются такие звуки?
Д :-Гласные.
В :-Какие гласные звуки вы знаете?
Д :-[а],[о],[у],[ы],[и],[э].
В :-Какими фишками эти звуки обозначаются?
Д :-Красными.
В :-Как называются звуки, которые во рту встречают преграды?
Д :-Согласные.
В :-Какие бывают согласные?
Д :-Твердые и мягкие, звонкие и глухие.
В :-Какими фишками обозначаются твердые согласные?
Д :-Синими
В :-Какими фишками обозначаются мягкие согласные?
Д :-Зелеными.
В :-Назовите,какие согласные звуки вы знаете?
В :-Назови его мягкую пару
Д :-Пь
(если ребенок называет мягкий согласный звук, прошу назвать его твердую пару)[л],[ль],[к],[кь]и т. д.
В :-Ребята,а кто помнит,что такое звуковой анализ слова?
Д :-Это поочередное выделение звуков в слове.
Отгадайте загадку
Не куст а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
В :-Что это?
Д :-Книга
В :-Давайте выделим первый звук в слове книга.
Итак, какой первый звук в слове кккнига?
Д :- [К]
В :-Какой это звук,твердый или мягкий?
Д :-Твердый согласный
В :-Какой фишкой обозначается твердый согласный звук?
Д :-Синей фишкой
В :-Какой второй звук в слове кнннига?
Д :-[нь]
В :-Какой это звук, твердый или мягкий?
Д :-мягкий
В :-Какой фишкой обозначим?
Д :-Зеленой
В :-Какой третий звук в слове книиига?
Д :-[и]
В :-Какой это звук?
Д :-Гласный.
В :-Какой фишкой обозначаем гласные звуки?
Д :-Красной фишкой.
В :-Какой четвертый звук в слове книггга?
Д :-[г]
В :-Какой это звук?
Д :-Твердый
В :-Какой фишкой обозначим?
Д :-Синей.
В :-Какой пятый звук в слове книгааа?
Д :-[а]
В :-какой это звук?
Д :-гласный
В :-Какой фишкой обозначаем?
Д :-Красной.
В :-Какие гласные звуки в слове книга?
Д :-[и],[а].
В :-А теперь давайте попробуем найти ударный гласный звук в этом слове.
Давайте поставим ударение на [а] и произнесем это слово книга.
В :- Вы слышали от кого-нибудь такое слово?
Д :-Нет.
В :-Давайте попробуем поставить ударение на [и] и произнесем слово книга.
В :-Так говорят?
Д :-да,говорят.
В :-Какой мягкий согласный звук в слове?
Д :-[нь]
В :-Какие еще согласные звуки в этом слове?
Д :-[к]и [г].
Физминутка
Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок
Кустик ветками взмахнёт.
Игра «Живая модель слова»
(к доске вызываются 4 детей)
Возьмите с доски фишки, обозначающие звуки в такой последовательности [н],[г],[а],[и],[к].
Нам надо построиться так, чтобы получилось слово книга.
Работа с предложениями
(появляется кукла)
В :- Сегодня к нам пришла в гости кукла Нина.
Какая она?
Д :- Красивая,хорошая,нарядная,милая.
(вызываются к доске2-е детей)
В :-Один ребенок будет куклой Ниной, другой- словом нарядная.
Какие слова обозначают играющие?
Д :- Они обозначают слова Нина и нарядная.
В :-Что у нас получилось?
Д :-Предложение.
В :-А теперь слова поменяются местами.
Какое теперь получилось предложение?
Д :-Нарядная Нина.
В :-А теперь слово нарядная поменяем на слово милая.
В :-Какое первое и какое второе слово?
Какой первый звук в слове милая?
Д :-[мь]
Упражнение на закрепление (индивидуально)
Звуковой анализ слова (лента, ветка, мишка, чашка)
Подведение итогов занятия
Список использованной литературы :
1. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д . Б. Эльконина,Л. Е Журовой,Н. В. Дуровой :Программа . Методические рекомендации. Игры-занятия . Умк. «Обучение дошкольников грамоте » _М.:Школьная Пресса,2011.-192с.
2. Занимательное азбуковедение :материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. /авт. сост. Г. П. Попова,В. И. Усачева. -Волгоград :Учитель,2007.-252с.
3.http://www.moi-detki.ru/detyam/skorogovorki/chistogovorki/1046-chistogovorki_dlya_detey_5_7_let.html
Публикации по теме:
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи» ЦЕЛИ:закрепить и систематизировать знания о звуках; закрепить умение определять место нахождения звука в слове, количество слогов в слове,.
Конспект занятия-викторины по обучению грамоте в подготовительной группе «Буквоцирк» КОНСПЕКТ занятия-викторины в подготовительной группе по обучению грамоте (комплексное). тема:" БУКВОЦИРК". ЦЕЛЬ. -продолжать знакомить детей.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе МАДОУ «ЦРР – Д/сад№21» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Составила: воспитатель подготовительной группы Старикова.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц, ц» МБДОУ ЦРР детский сад №60 «Ягодка» Село Кулешовка, Азовский район Ростовской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Незнайка» Цель: Закрепить представления детей о слове, обозначающие предмет действие. Закрепить знание о предложении и составлении из 3-х и более.
В пособии излагаются основы подготовки к обучению грамоте в детском саду, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и соответствуют современным стандартам в дошкольном образовании. Приводятся конспекты занятий в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе детского сада.
В современном обществе остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе 1 класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Данное пособие посвящено одному из вопросов умственного воспитания дошкольников — обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Авторы пособия считают, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом они опираются на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4—5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
В основу данной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
- Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.
Воспитатель:
Незнайка пишет, что попал
в страну «Умников и умниц» где царствует царица
Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку
поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался
играть с царицей, потому что он не знает что такое
«речь» и «речевые игры». На что царица очень
рассердилась и приказала заточить Незнайку в
высокой башне, но пообещала выпустить его, если
мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания,
которые нам приготовила царица Грамота. Ну что,
вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы
детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания,
давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она
состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь
состоит из предложений. Предложения состоят из
слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги
состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все
задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.
Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и
вправо (дети выполняют движения язычком 3-4
раза).
А теперь проговорим скороговорку «Как у
горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети
проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро
и медленно).
1 задание: Звуковой анализ слова
Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).
– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).
М’
– согласный, мягкий, звонкий звук,
отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К
– согласный, твердый, глухой звук,
отмечаем синей фишкой.
А
– гласный звук, отмечаем красной
фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом
ставим черную фишку.
2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)
3 задание: Сколько слогов в слове?
Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.
Физкультминутка
4 задание: Расшифруй слово
Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.
5 задание: Составь предложение
Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.
6 задание: Прочитай слово
Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Воспитатель: Молодцы!
Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.