Народнохозяйственный кругооборот. Народнохозяйственный оборот с государством и внешним миром Сущность национальной экономики народнохозяйственный кругооборот

1.5 Макроэкономический оборот продуктов, ресурсов и доходов

Кругооборот - это модель, отображающая поток ресурсов и доходов, а также поток доходов и расходов, которыми обмениваются хозяйствующие субъекты при взаимодействии на основных рынках. Основным понятием любой модели кругооборота является бюджет экономического (хозяйствующего) субъекта, прямо или косвенно отражающий все взаимосвязи между его доходами и расходами.

Модель круговых потоков - наиболее известная теоретическая модель, отражающая функционирование экономики на макроуровне. Ее можно представить в трех вариантах. Прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо определиться, какие существуют экономические субъекты и на каких рынках они функционируют, а также каковы применяемые в ней абстракции.

Макроэкономика различает четыре агрегированных хозяйствующих субъекта, к которым относятся:

1) домашние хозяйства (семьи);

2) предприятия (фирмы);

3) государство;

4) внешний (остальной) мир.

Домашние хозяйства - это все частные хозяйства, удовлетворяющие потребности в жизнеобеспечении семей или отдельных лиц (индивидов). Домашние хозяйства имеют в частной собственности факторы производства, такие, как земля, капитал, рабочая сила (труд) и предпринимательские способности, продажа или сдача в аренду которых приносит им доход. Доход домашних хозяйств направляется на расходы, связанные с текущим потреблением, и на сбережения.

Предприятия - это все организации и фирмы страны, производящие и реализующие товары и услуги (экономические блага) в целях получения прибыли. Предприятия закупают у домашних хозяйств факторы производства, продают производимые ими товары и услуги, вкладывают инвестиции в развитие производства.

Государство подразумевает собой все организации и учреждения государственного сектора экономики, производящие общественные блага (государственное здравоохранение, бесплатное образование, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, строительство дорог, национальная оборона и др.). Государство приобретает для производства общественных благ товары и услуги, производимые предприятиями. Производство общественных благ покрывается налогами, уплачиваемыми в бюджет домашними хозяйствами и предприятиями.

Внешний мир - это все иностранные хозяйствующие субъекты и государственные институты, взаимодействующие с экономическими субъектами данной страны через экспортно-импортные операции, обмен товарами, услугами, курсы национальных валют и т.п.

В этой модели рассматриваются три взаимодействующих в национальной экономике агрегированных рынка:

1) рынок факторов производства, на котором реализуются экономические ресурсы: труд, земля, капитал;

3) рынок финансовых активов, на котором осуществляется перемещение сбережений домашних хозяйств в инвестиции, необходимые для дальнейшего развития экономики.

Ограничивающие условия данной модели (т.е. применяемые абстракции) состоят в том, что она показывает общие принципы кругооборота, но не экономические процессы, протекающие внутри секторов; предполагает, что величины потоков доходов и расходов постоянны; не рассматривает ценовые изменения; не учитывает проблему истощения ресурсов (материальных и трудовых).

После ознакомления с основными компонентами, участвующими в модели круговых потоков, перейдем к ее анализу.

Первым вариантом модели кругооборота является простая модель, изображенная на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Простая модель экономического кругооборота

Основные недостатки простой модели заключаются в том, что в ней:

Не отражена роль государства;

Не показана роль внешнего мира;

Предполагается, что домашние хозяйства тратят весь свой доход на приобретение товаров и услуг, а предприятия продают товары сразу же по окончании процесса производства.

Второй вариант модели кругооборота - модель с участием государства, изображенная на рис. 1.2.


Рис. 1.2. Модель кругооборота с участием государства

В данной модели государство влияет на кругооборот товаров и услуг в обществе путем осуществления государственного заказа у предприятий, выступает в качестве производителя общественных благ и оказывает поддержку домашним хозяйствам и предпринимательскому сектору в виде льгот и субсидий, в то же время получая от них налоговые поступления.

Третий вариант модели кругооборота соответствует открытой экономике. Он показан на рис. 1.3.


Рис. 1.3. Модель экономического кругооборота с элементом внешнего мира

Примечание. Утечки - это налоги, сбережения и расходы на закупку импортных товаров, называемые так потому, что они не участвуют в кругообороте доходов и расходов в стране. Инъекции - инвестиции, государственные расходы и так называемые расходы заграницы на закупку отечественных товаров. В равновесном состоянии экономики утечки равны инъекциям.

Основной вывод из модели круговых потоков заключается в следующем: товарные и денежные потоки беспрепятственно протекают при условии равенства совокупных расходов всех экономических субъектов совокупному объему производства.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство сельского хозяйства Российской федерации

Новосибирский государственный аграрный университет

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Реферат по макроэкономике

Народнохозяйственный кругооборот и национальное счетоводство

Выполнила: Д.О. Караваева

студентка 4105 гр.

Проверила: Е.В.Шаравина

Новосибирск 2014

Введение

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Система национальных счетов - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота.

Она отражает функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами: государством, предпринимательскими фирмами, домашним хозяйством.

Цель работы - изучение народнохозяйственного оборота и национального счетоводства.

Изучить историю возникновения СНС и её показатели;

Рассмотреть модели народнохозяйственного кругооборота;

Выявить проблемы формирования Российской СНС.

1. Национальное счетоводство

1.1 История возникновения системы национальных счетов (СНС)

Термины «система национальных счетов» и «система национального счетоводства» (в более сокращенном варианте - соответственно «национальные счета» и «национальное счетоводство») - синонимы, хотя первый в настоящее время наиболее часто употребляется в русскоязычной профессионально-статистической, экономической и общественно-политической литературе.

Система национальных счетов (СНС) - это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения. СНС представляет собой систему упорядочения информации о макроэкономических процессах, в этом смысле она является национальным учетом в рамках страны в целом (в указанном аспекте термин «национальное счетоводство* более адекватен). Теоретической основой рассматриваемой системы показателей, или системы учета, современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики, поэтому СНС называют также «макростатистической моделью рыночной экономики».

СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов XX столетия, а как системная работа в рамках официальной статистики - после окончания Второй мировой войны (прежде всего в, Англии, США, Франции, Германии, скандинавских стран)! Построение СНС - результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах: статистики национального дохода и исследований экономического цикла в связке с моделированием механизма регулирования рыночной экономики. Первое направление связано с именами таких крупных экономистов-статистиков» как К. Кларк» С. Кузнец, А. Маршалл. Второе с полным основанием ассоциируется прежде всего с Дж. М, Кейнсом - одним из крупнейших экономистов XX в. Кстати, по мнению ряда специалистов в области макроэкономического анализа, Кейнс является «теоретическим отцом» национального счетоводства (в широком смысле слова).

В странах с рыночной экономикой СНС широко используется правительством и территориальными органами власти в анализе и при принятии политических и хозяйственных решений. Все основные аспекты экономической и социальной политики государства находят отражение в показателях СНС (экономический рост, институциональная и отраслевая структуры экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, повышение внешнеэкономических связей и др.).

национальный валовой доход

1.2 Показатели системы национальных счетов

Чтобы определить состояние экономики в целом, необходимо суммировать состояние экономик каждой фирмы. Совокупность макроэкономических показателей называется системой национальных счетов.

1. Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определенного периода времени (года).

Валовой национальный продукт служит основным показателем, с помощью которого измеряют объем национального производства.

При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом.

2. Валовой внутренний продукт (ВВП) - измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления.

В стоимость ВНП не включается стоимость продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного потребления.

Расчеты ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается. Различают номинальный и реальный ВНП.

Номинальный ВНП (ВВП) измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.

Номинальный ВНП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объем выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Реальный ВНП (ВВП) соизмеряет физический объем выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных). Для расчета реального объема ВНП выбирается базисный год.

3. Совокупный общественный продукт (СОП). Представляет собой сумму цен всех произведенных за год товаров и услуг. СОП превышает ВВП на величину импорта и промежуточного продукта (ПП), под которым подразумевается стоимость товаров и услуг, потребленных в процессе производства ВВП.

4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).

ВНРД = ВНП + Чистые трансферты из-за рубежа.

Чистые трансферты из-за рубежа - это трансферты, полученные от остального мира (дарения, гуманитарная помощь) за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. ВНРД используется для конечного потребления и национального сбережения.

5. Чистый национальный продукт (ЧНП).

Как измеритель валового годового объема производства ВНП имеет один важный недостаток: он завышает объем производства на стоимость годовых амортизационных отчислений и на сумму косвенных налогов. Экономистов интересует, прежде всего, величина, которую производство реально прибавило к благосостоянию общества, а суммы амортизационных отчислений, накапливаемых в специальных фондах, благосостояние общества не повышают. Уменьшив величину ВНП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить чистый национальный продукт (ЧНП).

ЧНП = ВНП - стоимость износа основного капитала (амортизационные отчисления).

С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства товаров и услуг, который страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. ЧНП показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные им землю, рабочую силу, капитал, предпринимательскую способность, с помощью которых создан этот ЧНП.

6. Национальный доход (НД).

Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада экономических ресурсов в ЧНП, являются косвенные налоги.

Значит, чтобы определить показатель общего объёма заработной платы, рентных платежей и прибыли, необходимо вычесть из ЧНП сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название «национальный доход».

НД = ЧНП - Косвенные налоги + Субвенции.

К косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.

Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.

Это - чистый «заработный доход» общества, этим и определяется важность НД как макроэкономического показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе.

В национальный доход включают продукцию сферы материального производства, а также стоимость продукции сферы услуг. По методологии международной статистики количественная разница между валовым внутренним продуктом и национальным доходом равна стоимости амортизационных отчислений.

7. Личный доход (ЛД).

ЛД = НД - прибыль корпораций - взносы на социальное страхование - чистый % + дивиденды + трансфертные платежи от государства населению + личный доход, полученный в виде %.

8. Располагаемый личный доход (РЛД).

РЛД = ЛД - Личные налоговые и неналоговые платежи.

К личным налоговым и неналоговым платежам относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, плата за проезд в транспорте, коммунальные услуги. РЛД - это средства, остающиеся в распоряжении домохозяйств после выполнения налоговых обязательств перед государством. РЛД используется на потребление и сбережения. Потребление (С) - важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Сбережения (S) определяются как доход за вычетом потребления. Все доходы можно разделить на две группы - доходы от труда и доходы от имущества (нетрудовые). Помимо вышеперечисленных потоковых величин в макроэкономике используются показатели запасов:

Имущество (активы) - любой источник законного нетрудового дохода. К имуществу относятся как реальные активы (например, капитал, земля), так и финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги), кроме того существуют имущественные права и интеллектуальная собственность.

Портфель активов - совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту.

Национальное богатство - суммарные активы, принадлежащие домашним хозяйствам, фирмам и государству.

Реальные (денежные) кассовые остатки - запас платежных средств, которые экономический субъект желает держать в форме наличности.

9. Национальное богатство (НД) - совокупность материальных и нематериальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени; важный макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь стран.

2. Народнохозяйственный кругооборот

2.1 Модель кругооборота доходов и расходов

Взаимодействие экономических агентов друг с другом на товарном, ресурсном, финансовом и валютном рынках можно рассмотреть с помощью модели кругооборота доходов и расходов. Модель достаточно проста на первый взгляд и, тем не менее, очень содержательна и эффективна в объяснении того, как функционирует экономическая система.

Модель кругооборота, как и все другие модели, упрощает реальность, описывая лишь наиболее значимые процессы, необходимые для понимания сути экономических отношений. При детальном исследовании мы рисковали бы получить сложную, тяжелую для восприятия схему, теоретическая ценность которой едва ли была бы выше. В частности, модель не учитывает расходы домохозяйств на приобретение объектов недвижимости и строительство. Рассматриваются только те инвестиционные решения частного сектора, которые осуществляются бизнесом.

Производственная деятельность, связанная с созданием «новой» стоимости, осуществляется в модели только сектором частных фирм. Домашние хозяйства лишь предоставляют необходимые ему для этого ресурсы, а государство выполняет функцию перераспределения доходов, производит нерыночные блага и проводит экономическую политику. В реальности, однако, домашние хозяйства также могут производить товары и услуги для продажи или собственного использования, без образования юридического лица. Существуют и государственные предприятия, выпускающие продукцию, реализуемую на рынке.

В модели доходами государственного бюджета являются только налоговые поступления, и труд государственных служащих оплачивается путем перераспределения доходов, заработанных в производстве совокупного продукта. На схеме кругооборота заработная плата этой категории работников поступает домохозяйствам не через рынок ресурсов, а в виде оплаты услуг, закупаемых государством у частного сектора на товарном рынке. В простой модели кругооборота с участием внешнего мира обычно не принимается во внимание то, что домашние хозяйства могут получать из-за границы факторные доходы от использования принадлежащих им ресурсов иностранными производителями, отсутствуют и факторные доходы внешнего мира, заработанные на территории страны. Не учитывается также обмен трансфертными платежами, как на уровне частного сектора, так и на уровне государства, в виде экономической помощи. Таким образом, весь доход национальной экономики может быть заработан только в производстве внутреннего продукта на территории страны. В расширенной модели кругооборота откажемся от этой предпосылки. Как и все модели, модель кругооборота описывает идеальную ситуацию: «прозрачные», эффективно функционирующие рынки со свободным ценообразованием, отсутствие интервенций центрального банка на валютном рынке, приводящих к изменению официальных валютных резервов, не ограниченное национальными барьерами перемещение финансовых активов и капитала через границы.

2.2 Модели кругооборота

Двухсекторная модель кругооборота. Главными действующими «лицами» практически любой экономической системы, допускающей частную собственность на ресурсы и свободу предпринимательства, являются люди, которые в ней живут. Потребности и желания побуждают их приобретать товары и услуги, а чтобы получить необходимые для этого средства, они вынуждены так или иначе участвовать в процессе общественного производства (или жить за счет людей, участвующих в этом производстве). Можно сказать, что именно сектор домохозяйств и сфера производства (фирмы) составляют основу экономики. Вполне очевидно поэтому, что рассматривать функционирование всей системы следует начать с анализа взаимоотношений этих двух групп субъектов.

На первом этапе абстрагируемся от государства и внешнего мира и предположим, что в экономике есть только частный сектор. С одной стороны, такого практически не может быть, следовательно, такое допущение делает модель нереалистичной, но с другой стороны, между фирмами и домохозяйствами существует взаимодействие без участия государства и иностранцев. Вот эти связи и демонстрирует двухсекторная модель кругооборота.

Домохозяйства владеют ресурсами, но нуждаются в товарах и услугах, удовлетворяющих их потребности. Фирмы готовы производить товары и услуги, но для этого им необходимы ресурсы. Люди предоставляют свои ресурсы фирмам для участия в производстве, фирмы эти ресурсы оплачивают. Полученные доходы люди используют для приобретения благ.

Расходы домохозяйств на товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, называются потребительскими расходами, и при отсутствии других расходов они составляют выручку фирм от продажи товаров и услуг. Этот полученный от реализации доход идет, прежде всего, на оплату используемых в производстве привлеченных ресурсов: наемного труда, капитала, земли. Вычитая из выручки затраты на ресурсы, получим прибыль фирм, которая принадлежит их собственникам. Все доходы от продажи, совершив кругооборот, возвращаются домашним хозяйствам. Следовательно, совокупные доходы экономических агентов тождественно равны их совокупным расходам на товарном рынке, т.е. рыночной стоимости произведенного продукта.

Однако даже для самой простой двухсекторной модели было допущено слишком много упрощений. Во-первых, обычно люди не тратят весь свой доход на потребление. Часть дохода, не израсходованная на покупку товаров и услуг, сберегается. Конечно, отдельные индивиды могут не иметь сбережений или даже иметь отрицательные сбережения -- жить «в долг», тратя больше, чем заработали. Тем не менее в целом сектор домашних хозяйств обычно имеет положительные сбережения. Эти сбережения, по сути, являются изъятиями из дохода, поскольку не возвращаются в виде потребительских расходов на товарный рынок, а затем -- в виде выручки -- производителям товаров и услуг. Их называют «утечками» из потока доходов, или «изъятиями».

В реальной экономике часть этих денег остается в виде наличности, часть оседает на различных банковских счетах, часть направляется на покупку ценных бумаг. Очевидно, что в экономике с активным финансовым сектором, пользующимся доверием населения, доля наличных денег в сбережениях будет мала. В модели кругооборота предполагается, что все свои сбережения домохозяйства хранят в банках или направляют на приобретение ценных бумаг.

Во-вторых, помимо потребительских расходов на товарном рынке присутствуют и расходы фирм. Они покупают друг у друга сырье, полуфабрикаты, инструменты, строительные материалы, оборудование и прочие товары, оказывают друг другу услуги -- транспортные, юридические, консультационные, охранные и др. Часть затрат сразу включается фирмами в стоимость своего продукта и возвращается с выручкой от продажи. Другие затраты окупаются постепенно, иногда в течение нескольких лет. Это инвестиционные расходы бизнеса. К ним относятся, в частности, расходы на строительство или приобретение объектов недвижимости и покупку фирмами оборудования.

В-третьих, практически невероятно, что люди захотят купить именно столько товаров и услуг, сколько фирмы произвели и предлагают к продаже. Скорее всего, объемы производства и реализации не совпадут. Если будет произведено больше благ, чем куплено, у фирм будут накапливаться запасы непроданной продукции. Расходы фирм на создание дополнительных, пусть и не всегда запланированных запасов являются еще одним видом инвестиций фирм в производство. Превышение объема реализации над выпуском возможно только за счет использования прошлых запасов, тогда их величина будет сокращаться.

Выручку, из которой фирмы могут покрывать свои расходы, они получают обычно при продаже готового продукта; процесс производства к этому моменту уже завершен. Однако платить за ресурсы фирмы зачастую должны намного раньше: либо до, либо в процессе производства. К тому же, если вся выручка распределяется между собственниками ресурсов, включая изъятие прибыли владельцами фирм, у них просто не остается средств для инвестирования. Столь необходимые компаниям источники финансирования предлагает финансовый рынок, на который поступают сбережения домашних хозяйств.

Существует несколько вариантов привлечения фирмами сбережений с финансового рынка. Обычно производители предпочитают занимать деньги у финансовых посредников, чаще всего коммерческих банков, реже прибегают к выпуску ценных бумаг. В любом случае инвестирование осуществляется из имеющихся в экономике сбережений. В отличие от сбережений, которые изымаются владельцами из потока доходов, инвестиции увеличивают совокупные расходы на товары и услуги. Дополняя потребление домашних хозяйств, они компенсируют недостаток расходов на рынке благ, образовавшийся из­за сбережений домохозяйств. Такого рода расходы (в данном случае инвестиционные) называются «вливаниями» в экономику, или «инъекциями».

Таким образом, совокупные расходы экономических агентов на товарном рынке складываются в двухсекторной модели из потребительских и инвестиционных расходов.

Итак, совокупные расходы частного сектора равны сумме потребительских и инвестиционных расходов:

Полученный доход домашние хозяйства распределяют между потреблением и сбережением:

Все доходы от производства, которые получает сектор домашних хозяйств, равны совокупным расходам:

E = Y, или C + I = C + S.

Вычитая из левой и правой частей тождества потребительские расходы, получим: I = S, или Сумма инъекций в экономику = Сумма изъятий из экономики.

Резкое падение спроса на товарном рынке приведет к спаду в производстве и уменьшению спроса фирм на ресурсы: безработица будет расти, а кризис -- усиливаться.

С другой стороны, именно сбережения домашних хозяйств являются основным источником инвестиционных средств, поступая в распоряжение фирм косвенно, через финансовых посредников, или непосредственно, через приобретение людьми выпущенных бизнесом ценных бумаг.

Трехсекторная модель кругооборота. Теперь рассмотрим, какие изменения происходят в экономической системе с появлением в ней еще одного активного участника -- государства. Модель кругооборота, раскрывающая взаимосвязи между тремя национальными экономическими агентами -- домашними хозяйствами, фирмами и государством -- пока еще в закрытой от внешнего мира экономике, становится трехсекторной. Воздействие государства на экономическую систему может идти в двух направлениях. С одной стороны, как в модели, так и в жизни государство выступает как самостоятельный экономический агент, потребляющий товары и услуги, использующий труд домашних хозяйств, имеющий собственные финансы и участвующий в создании совокупного дохода. С другой стороны, его присутствие и политика в разных сферах экономической жизни меняют поведение домашних хозяйств и фирм и их взаимоотношения. Нередко эти направления пересекаются.

С появлением государства доходы, заработанные владельцами ресурсов в производстве реального продукта, включая прибыль фирм, не являются больше доходами, которыми они могут полностью распоряжаться. Часть заработанных доходов переходит государству в виде налогов, при этом плательщиками могут выступать как непосредственно производители, так и домашние хозяйства.

Налоги, которые платят домашние хозяйства и бизнес, сокращают величину дохода, полученного от участия в производстве, и располагаемого дохода. При этом уменьшаются совокупные расходы на товарном рынке и совокупный выпуск. Негативное влияние налогов частично компенсируется обратным потоком государственных трансфертов частному сектору. С другой стороны, государственные закупки товаров и услуг дополняют потребительские расходы домохозяйств и инвестиционные расходы фирм на товарном рынке, увеличивая выручку фирм от реализации совокупного продукта. Общий эффект от государственного вмешательства зависит от соотношения между этими потоками, т.е. от сальдо государственного бюджета.

Четырехсекторная модель кругооборота. Четырехсекторная модель кругооборота доходов и расходов рассматривает экономические связи и взаимодействия между всеми экономическими агентами, включая внешний мир, и дает уже достаточно целостное представление о функционировании всей экономической системы.

Часть совокупного дохода, израсходованная на оплату иностранных благ, изымается из национальной экономики, увеличивая поток «утечек». Если рост расходов на импорт происходит неожиданно, фирмы сталкиваются с падением спроса на товарном рынке и накоплением запасов непроданных продуктов, что может вызвать снижение производства в будущем.С другой стороны, иностранные экономические агенты, получив доступ на внутренний рынок, покупают блага, произведенные на территории страны.

Недостаток средств для оплаты импорта может быть профинансирован займами, предоставленными иностранным сектором, или продажей активов (ценных бумаг, недвижимости и т.д.). Поскольку экономика нуждается в кредитных средствах, которые ей может предоставить внешний мир, обычно это сопровождается ростом процентных ставок. Происходит приток (ввоз) капитала на финансовый рынок. Средств, доступных для инвестирования во внутреннее производство, становится больше.

При отрицательном чистом экспорте, как уже было показано, происходит снижение курса национальной валюты по отношению к валютам торговых партнеров или «мировой» валюте, в которой осуществляются международные расчеты. Внутреннее производство становится сравнительно дешевле, и конкурентоспособность страны несколько повышается. Однако в реальной экономике такая ситуация не может продолжаться бесконечно долго (если только страна не является эмитентом той самой «мировой» валюты). Когда запасы иностранной валюты у экономических агентов истощатся, а притока капитала из-за границы будет недостаточно (очевидно, что рано или поздно это произойдет), платежеспособность страны на мировых рынках может оказаться под угрозой, вынуждая государство вносить жесткие коррективы в экономическую политику. Такая ситуация называется кризисом платежного баланса.

3. Современные проблемы формирования Российской СНС

Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества - процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:

Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993 г.; трактовка производственной деятельности и определение ее границ;
определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);

Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

Статистическим (актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).

Концептуальные проблемы формирования СНС в условиях рыночной экономики сводятся к:

1. Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели хозяйствования;

2. Разработке основных концептуальных положений дальнейшего развития национальной экономики и определению в соответствии с этим состава системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики;

3. Разработке основных принципов формирования российской системы национальных балансов (целостность и сбалансированность в разрезе институциональных секторов экономики в целом по экономики в целом по экономике; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);

4. Разработке основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;

5. Определению основных направлений развития СНС в соответствии с учрежденным вариантом развития национальной экономики в перспективе;

6. Разработке основных принципов формирования сценарных условий прогноза;

7.Разработке основных принципов формирования системы макроэкономических показателей в отчетном и прогнозном периодах, действующих на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально-экономической политики;

8. Разработке основных принципов формирования краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов с использованием различных направлений государственной социально-экономической политики, их инструментов и параметров;

9. Соответствию концептуальных положений форсирования российской системе национальных счетов основным концепциям СНС ООН 1993г. в ее общем виде, международным требованиям и стандартам.

Теоретической основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей рыночной экономики России, построенная на принципах теоретических концепций формирования Российской СНС; механизма ее функционирования и определения границ действия. Национальные счета имеются почти во всех капиталистических государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде. Причина заключается в самой природе капиталистической экономики, в которой государственные органы не имеют полного доступа к экономической информации частных предприятий.

Проблемы теоретического характера в экономике России в целом, в настоящее время, сводятся к определению и разработке целостной и взаимоувязанной системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально- экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах. Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институциональным секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом, достигается на каждом уровне балансировки, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сводного баланса потоков ресурсов.

Статистические проблемы. Переходность форм отношений (специфика форм собственности и их трансформирование), их неустойчивость, появление и функционирование особых переходных экономических форм, являющихся проявлением смешанности старого и нового. Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в статистическую практику экономических расчетов в России, является перестройка ранее существовавшей системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным концепциям общей СНС. Анализ - заключительный этап всякого статистического исследования. Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью выявления основных взаимосвязей и пропорций общественного производства; степени влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности; получения теоретических выводов; образования целесообразности и направлений дальнейшего совершенствования используемой статистической методологии; формулировки практических выводах об основных тенденциях развития социально - экономических процессов и их эффективности.

Анализ обобщающих экономических показателей и их взаимосвязи в динамике позволяет оценить правильность проводимой экономической политики России и принять своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.

Заключение

Национальный продукт является результатом функционирования экономики страны, деятельности ее хозяйствующих субъектов. Процесс создания и движения национального продукта можно представить в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между хозяйствующими субъектами, внутри единого народнохозяйственного кругооборота. Национальный продукт в натурально-вещественной форме представляет собой совокупность всех товаров и услуг, созданных в данной стране за определенный период времени (обычно за год), а в денежной форме - общую стоимость этих товаров и услуг.

В большинстве развитых и развивающихся стран национальный продукт представляет собой сумму товаров и услуг, производимых во всех отраслях экономики. Он рассчитывается по системе национальных счетов (СНС).

Система национальных счетов - это статистическая модель рыночной экономики, отражающая функционирование национального хозяйства в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами.

Система национальных счетов изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. С ее помощью можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.

В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики здесь относятся хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения и организации; государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи; частные некоммерческие организации; домашние хозяйства; заграница (остальной мир).

В результате взаимодействия макроэкономических субъектов между ними формируются взаимосвязи, определяющие устойчивые закономерности развития всей экономики. Анализ этих взаимосвязей проводится на базе общей модели кругооборота продуктов и доходов.

Библиографический список

1. Журавлева Г. П., Александров Д. Г. Экономическая теория. Макроэкономика.

2. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: учебник для вузов. -- М.: Норма, 2001. 456 с.

3. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И. Макроэкономика: учебник. -- 6-е изд., испр. и доп. -- М.: Высшее образование, 2006. 654 с.

4.URL: http://stud24.ru/economics/narodnohozyajstvennyj-krugooborot/27271-82476-page1/html/

5.URL:http://stud24.ru/economics/nacionalnoe-schetovodstvo/183843-536637-page1/html/

6.URL:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskayateoriya/makroekonomicheskiy-krugooborot/html/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Показатель состояния экономики страны. Методы определения объема национального продукта. Цель использования системы национальных счетов (СНС). Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, чистый национальный продукт.

    реферат , добавлен 15.10.2008

    Система национальных счетов (СНС) и ее основные макроэкономические показатели. Валовой национальный продукт (ВНП) - определение и расчет в процессе перераспределения: система взаимосвязанных показателей. Валовой внутренний продукт (ВВП) и его расчет.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2008

    Ключевые макроэкономические проблемы. Модель народнохозяйственного кругооборота. Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Понятие добавленной стоимости. Совокупный спрос и предложение, понятие равновесия.

    шпаргалка , добавлен 27.07.2010

    Совокупное производство и его компоненты. Наиболее важные аспекты экономического развития. Счета для национальной экономики. Стоимость конечного продукта. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт. Применение метода суммирования потока затрат.

    презентация , добавлен 12.12.2015

    Система национальных счетов и история ее создания. Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов. Номинальный и реальный ВВП. Совокупность статистических макроэкономических показателей.

    лекция , добавлен 10.05.2009

    Сущность и роль валового продукта как показателя системы национальных счетов. Методы подсчета валового продукта: по отраслям, доходам, расходам. Анализ динамики, ограничений и факторов роста ВВП в России, проблемы экономического роста и благосостояния.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2013

    Система национальных счетов как метод социально-экономической статистики, принципы ее построения. Валовой внутренний продукт, его формы и методы измерения. Анализ валового внутреннего продукта Республики Беларусь, особенности изменения его динамики.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2010

    Экономическая политика государства. Новые показатели макроэкономики и национальные счета. Внутренние угрозы экономической безопасности. Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт. Материальное производство и сфера нематериальных услуг.

    реферат , добавлен 29.06.2011

    Система национальных счетов и история ее создания. Валовой внутренний продукт и способы его измерения: по расходам, доходам, добавленной стоимости. Особенности соотношения показателей в системе национальных счетов. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.

    лекция , добавлен 23.10.2013

    Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета. Номинальный, реальный и потенциальный ВВП. Понятие и особенности валового национального дохода (ВНД) и валового национального продукта (ВНП). Суть эффекта мультипликатора и расчет его величины.

по дисциплине

«Экономическая теория»

Тема 16. Общественное воспроизводство 3

Тема 17. Экономическая структура общественного производства 7

Тема 18. Функциональные формы общественного продукта. Макроэкономические показатели 14

Тема 19. Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и совокупного предложения 23

Тема 20. Цикличность экономического развития. Экономические кризисы 40

Тема 21. Инфляция. Антиинфляционная политика 49

Тема 22. Занятость и безработица 58

Тема 23. Роль государства в рыночной экономике 61

Тема 24. Денежное обращение. Денежно-кредитная политика 65

Тема 25. Рынок ценных бумаг 71

Тема 26. Государственный бюджет. Налогово-бюджетная политика государства 73

Тема 27. Совокупные доходы населения и социальная политика государства 78

Тема 28. Экономический рост 81

Тема 16. Общественное воспроизводство

1. Макроэкономика – особый раздел экономической теории

Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого, на уровне агрегированных показателей. Макроэкономика изучает общий уровень национального объема производства, безработицы и инфляции, факторы и результаты экономики страны в целом.

Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х годов Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946). Идеи, сформулированные Дж.Кейнсом, были развиты его последователями – Дж.Хиксом, А.Хансеном, П.Самуэльсоном.

Общественным воспроизводством называют процесс непрерывного самоподдержания и самовозобновления экономической активности в рамках отдельной страны или мирового хозяйства в целом.

Макроэкономический подход направлен на изучение совокупности взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. Он оперирует такими агрегированными понятиями, как макроэкономические потребности, блага, ресурсы и результаты; национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, темпы инфляции, уровень безработицы, темпы экономического роста и т.д. Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности.

Макроэкономические проблемы : анализ экономических деловых циклов; взаимодействие инфляции и безработицы; оптимальный объем совокупного производства; взаимодействие реального и денежного секторов экономики; анализ торгового баланса страны; взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностранным сектором экономики; достижение эффективной макроэкономической политики государства.

Макроэкономические цели : устойчивый экономический рост; полная занятость; экономическая эффективность; стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливое распределение доходов; экономическая обеспеченность; равновесие международного экономического обмена страны с другими странами.

Построение макроэкономических моделей базируется на учете основных видовфункциональных взаимосвязей в экономике:

Поведенческих, отражающих типичные предпочтения экономических субъектов;

Технологических, выражающих те связи между экономическими показателями, которые определяются утвердившимися в обществе методами организации производства, уровнем использования достижения НТП и т.д.

Дефиниционных, характеризующих содержание рассматриваемых понятий, даваемое им по определению;

Институциональных, с помощью которых учитываются связи между рассматриваемыми показателями и параметрами, формируемые государственными институтами.

Модель народнохозяйственного оборота лежит в основе СНС, поскольку позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами. Она описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы и домашние хозяйства, сбалансированный контрпотоком денежных платежей. Анализ следует начать с наиболее простой версии кругооборота в экономической системе, в которой отсутствуют правительство и финансовые рынки, а также иностранный сектор экономики. Для того чтобы упростить исследование, предположим, что домашние хозяйства тратят все получаемые ими доходы на покупку потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты домашним хозяйствам сразу после осуществления процесса производства.

Упрощенная схема кругооборота может быть представлена следующим образом (рис. 2.1).

Потоки реальных товаров и услуг направлены по часовой стрелке. Домашние хозяйства и фирмы связаны друг с другом двумя группами рынков: рынками продуктов, на которых домашние хозяйства приобретают производимые фирмами товары и услуги; рынками ресурсов, на которых фирмы приобретают у домашних хозяйств ресурсы, необходимые для осуществления процесса производства. Потоки товаров и услуг движутся через эти рынки по часовой стрелке, причем они сбалансированы потоками денежных платежей, направленных против часовой стрелки. Домашние хозяйства осуществляют денежные платежи за товары и услуги, приобретаемые ими на рынках продуктов. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы за денежные платежи, которые принимают форму заработной платы, процента, рентных платежей. Факторы производства, которые находятся в собственности фирм, принято учитывать как покупки у домашних хозяйств, являющихся конечными собственниками этил фирм. Таким образом, все производственные издержки можно рассматривать как денежные платежи за производственные ресурсы, приобретаемые фирмами у домашних хозяйств. Если у фирмы остается некоторый остаток после того, как она покроет все издержки, она получает прибыль.

Из всех потоков, представленных на схеме, заслуживают пристального внимания два: национальный доход и суммарные расходы на национальный продукт. Под национальным доходом понимают суммарную величину заработной платы, ренты, процента и прибыли, составляющих суммарный доходдомашних хозяйств. Под национальным продуктом - оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Суммарные расходы на национальный продукт - это поток денежных платежей, которые перемещаются через рынки продуктов к фирмам и уравновешивают поток реальных товаров и услуг. В рассматриваемой упрощенной схеме величины национального дохода и национального продукта равны по определению. Существует два способа, при помощи которых можно доказать это тождество.

Предположим, что домашние хозяйства тратят весь свой доход на приобретение потребительских товаров сразу, как только его получают, а фирмы продают все произведенные ими продукты непосредственно домашним хозяйствам. Величина денежных платежей, которые осуществляются покупателями, должна быть равна величине денежных поступлений, полученных продавцами. Таким образом, в потоке, рассматриваемом с точки зрения суммарных расходов домашних хозяйств, национальный продукт должен быть равен национальному доходу. 1 Национальный доход и национальный продукт взаимоувязываются посредством платежей за производственные ресурсы. Когда фирмы получают платежи за проданные и ми товары и услуї и, они используют часть зч их платежей, выплачивая доходы владельцам факторов производства; то же, что остается, - это прибыль. Следовательно, и платежи за ресурсы, и прибыль учитываются как суммы, которые целиком переходят к домашним хозяйствам, а суммарные платежи за ресурсы равны национальному доходу. Логика нашего анализа требует введения в модель следующих факторов: сбережений, инвестиций и финансовых рынков. Дело в том, что величина ежегодных расходов домашних хозяйств, как правило, меньше размера доходов. Та их часть, которая не идет на приобретение товаров и услуг, а также на уплату налогов, носит название сбережений. Наиболее распространенной их формой является использование части дохода либо на создание накоплений в виде вкладов в банковских учреждениях, либо для приобретения ценных бумаг.

Если домашние хозяйства в среднем тратят меньше, чем зарабатывают, то фирмы, наоборот, в среднем тратят больше, чем получают от продажи своих продуктов. Такая ситуация складывается в связи с тем, что помимо платежей за ресурсы, которые необходимы для поддержания объема производства на текущем уровне, фирмы должны осуществлять инвестиции, т.е. расходы, которые непосредственно способствуют росту общей величины капитала в экономической системе. Инвестиции состоят из двух компонентов: инвестиций в основной капитал, т.е. приобретение вновь произведенных капитальных благ; инвестиций в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров.

Как было отмечено выше, величина ежегодных расходов домашних хозяйств несколько меньше величины ихдоходов, в то время как фирмы тратят больше, чем получают от продажи своих товаров. Существует система специальных экономических институтов, функция которых состоит в том, чтобы осуществлять перемещение потоков денежных средств от домашних хозяйств, собственников сбережений, к фирмам, которые являются заемщиками. Эти институты называются финансовыми рынками. К числу наиболее распространенных относят банки, страховые компании, пенсионные фонды и некоторые другие организации (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Модель кругооборота с включением финансовых рынков

С включением в модель кругооборота финансовых рынков возникает новая проблема. Уже существует два пути, по которым потоки денежных средств поступают от домашних хозяйств на рынки продуктов: прямой - через осуществление потребительских расходов и косвенный, при котором сбережения превращаются в инвестиции при посредничестве финансовых рынков. В соответствии с этим действуют две группы лиц, принимающих самостоятельные решения: домашние хозяйства и предприниматели. Можно ли п этих условиях говорить о равенстве национального дохода и национаїьного продукта? Для доказательства данного тождества необходимо использовать понятия совокупного спроса и предложения. Совокупное предложение - это суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Совокупный спрос - стоимостная оценка суммарного объема покупок всех произведенных товаров и услуг. Национальный продукт (совокупное предложение) равен величине запланированных расходов (совокупный спрос) только в том случае, когда экономическая система находится в состоянии равновесия. Однако независимо от того, находится экономика в равновесном состоянии или нет, национальный продукт всегда равен величине осуществленных расходов. Это происходит потому, что инвестиции в товарно-материальные запасы выполняют балансирующую роль. Если величина запланированных расходов

недостаточна по сравнению с совокупным предложением, происходит накопление товарно-материальных запасов. В этом случае, прибавляя величину незапланированных инвестиций в товарно-материальные запасы к запланированным расходам, получим равенство суммарных осуществленных расходов совокупному предложению. Если же величина запланированных расходов превышает совокупное предложение, уровень товарно-материальных запасов снижается. Тогда, поскольку незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы становятся отрицательной величиной, они вычитаются из величины запланированных расходов, т.е. суммарные расходы становятся равны совокупному предложению.

Следующим шагом является включение в модель государственного сектора (рис. 2.3). Участие этого элемента осуществляется тремя способами: через налоги, государственные закупки и займы. Налоги являются изъятиями денежных средств у населения. Однако этот поток частично возмещается потоком трансфертных платежей, к числу которых относят выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Чтобы получить достоверную оценку чистой величины потока денежных средств, поступающих от домашних хозяйств правительству, необходимо вычесть трансфертные платежи из налоговых поступлений. Полученная величина есть чистые налоги.

Государствен н ые закупки

Рынки продуктов

Государство

Финансовые рынки

Рынки ресурсов

Рис. 2.3. Модель кругооборота с включением государственного сектора

Рассмотрим следующий пид связи между правительством и рынками товаров. Одну категорию государственных расходов - трансферты - мы уже учли при характеристике чистых налогов. Другая категория представлена государственными закупками, т.е. платежами правительства за товары и услуги, приобретенные у частных фирм, а также заработную плату государственных служащих. В целях упрощения будем считать, что зарплата и жалованье государственных служащих на пути к домашним хозяйствам проходят через рынки продуктов.

Правительство должно стремиться поддерживать баланс своих доходов и расходов. Это не всегда выполнимо, и может возникнуть ситуация бюджетного дефицита. В этом случае правительство прибегает к займам на финансовых рынках. Обычно займы осуществляются путем продажи правительственных облигаций и других ценных бумаг иным хозяйствующим агентам.

Рынки ресурсов

Чистый приток капитала

Рис. 2.4. Модель открытой экономической системы

Модель народнохозяйственного кругооборота - это модель эконо­мической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей.

В теории макроэкономики различают три основные модели круго­оборота.

Модель кругооборота в закрытой экономике, в которой участвуют только две группы экономических субъектов: домашние хозяйства и фирмы (рис. 2.1).

В этой модели отсутствуют государство и внешний мир, т. е. пред­полагается замкнутая экономическая система, где доходы одних эко­номических субъектов показываются как расходы других экономиче­ских субъектов. Например, расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продажи готовой продукции. Мо­дель предполагает, что объем продаж фирм равен объему доходов до­машних хозяйств. Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-продук­ция» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются.

Чтобы в данной модели наблюдалось равновесие, необходимо сле­дующее:

а) национальный доход должен быть равен расходам на его приоб­ретение:

У = потребительские расходы + плановые ивдестиции;

Если же кроме запланированных инвестиционных расходов существуют неплановые инвестиции, то экономическая система вы­ходит из равновесия;

б) соблюдение тождества инвестиций и сбережений на финансовом рынке:

С + I = С + S или I = S, поскольку расходы на ВНП и дохо­ды, полученные в результате его производства, равны.

Государство участвует в регулировании экономики тремя основны­ми способами (рис. 2.2.):

а) собирает налоги и осуществляет социальные выплаты определен­ным категориям граждан: тем, кто «еще» не работает (например, стипендии), и тем, кто «уже» не работает (пенсии, пособия). На­логи государство собирает и с предприятий, и с отдельных граж­дан, но в модели кругооборота предполагается, что экономические субъекты разделены по функциональному назначению и собственникки фирм, уплачивающие налоги, находятся в сфере домохозяйства. Поэтому домохозяйства уплачивают налоги, получая трансферты, разница между ними образует чистые налоги;

б) выступает в качестве покупателя на рынке благ, где осуществля­ются государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки - это закупки на строительство и со­держание школ, дорог, армии и государственного аппарата управ­ления. Помимо затрат на товарном рынке государство осуществля­ет расходы на оплату труда государственных служащих, поэтому эти расходы также входят в государственные закупки;

в) оказывает косвенное воздействие на экономику, регулируя коли­чество денег в экономике. Государственные расходы по закупке и налоги, как правило, не совпадают по величине. Разница между чистыми налогами и государственными расходами образует сбережения государства. Если сбережения государства - величина положительная, то они составляют бюджетный избыток, если отрицательная - бюджетный дефицит, который может быть про­финансирован эмиссией денег или облигаций."

Сбережения государства, как и сбережения домохозяйств, направ­ляются в сектор имущества.

Модель кругооборота с участием заграницы.

Иностранный сектор связан с экономи­ческой системой тремя способами:

а) через импорт товаров и услуг;

б) через экспорт товаров и услуг;

в) через международные и финансовые организации.

В рыночной экономике расход одного субъекта является доходом другого субъекта, и наоборот. В связи с этим все бюджеты экономиче­ских субъектов взаимосвязаны, а в экономике страны возникает кру­гооборот денег. С этих позиций кругооборот представляет собой сово­купность бюджетов всех экономических субъектов в их взаимосвязи.

Народнохозяйственный кругооборот может быть представлен четырьмя способами.