Индийские боги и божества. Каких богов почитают в индии Какие боги в индии

Вряд ли кто-нибудь смог бы припомнить сразу всех богов Индии - их несколько тысяч! Некоторые имена известны только историкам и этнографам - то ли древние боги покинули своих почитателей за прегрешения или недостаточное уважение, то ли люди осерчали на богов за невыполнение теми своих просьб и плохую защиту. Северные племена захватчиков за тысячелетия до нашей эры приходили на землю Индии со своими богами, оседали на согретой солнцем земле. Их культура переплеталась с религией и традициями местного населения.

Редкая индийская деревня не имеет собственного божка, покровительствующего именно ей. Храмы, посвященные кумиру, стоят, как правило, на берегу реки или хотя бы маленького пруда. В Индии есть поговорка: «Что ни храм, то вера». Потому что любой жрец (священнослужитель), более того - любой человек может начать возвеличивать любого из богов индийского пантеона, даже создать свою секту, а то и новую религию, объявив себя проводником или воплощением бога, и проповедовать, что сочтет нужным. При его красноречии или особых способностях совершать чудеса (сиддхах), или ореоле святости, он рано или поздно непременно обзаведется учениками - множество их бродит по миру в желании найти единственно правильную для себя религию или философию. Побудут возле одного гуру, поживут в ашраме (монастырь или лагерь) другого, примут посвящение у третьего…

Христианство основывается на вере в Святую Троицу - Бога-отца, Бога-сына и Духа святого. В Индии тоже есть святая троица. Это Тримурти - божественная триада Брахмы-Вишну-Шивы, воспринимаемая в единстве. Брахма считается главным творцом мира, Вишну - его хранителем и Шива - разрушителем. На скульптурных изображениях члены Тримурти или стоят рядом друг с другом или как бы вырастают один из другого. Но эти боги являются и самостоятельными.

Шива особенно знаменит своим танцем. По легендам однажды он покорил, танцуя, 10 тысяч врагов-чудотворцев. Те поначалу попытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, но Шива содрал шкуру с бросившегося на него зверя и сделал из него накидку, они наслали на него змею, но Шива надел ее на шею, как ожерелье… Многим он кажется ужасным, поскольку в его функции входит разрушение мира в конце каждой эпохи-кальпы. Но это не простое уничтожение, а такое, которое ведет к созиданию чего-то более совершенного (вспомните птицу Феникс, которая сгорала в пламени, чтобы родиться заново еще прекраснее). Когда же Брахма и Вишну стали спорить, кто из них важнее для мира, возник огненный столб без конца и края, сотворенный Шивой. Брахма, пытаясь достичь его вершины, в виде гуся взлетел в небо, Вишну в виде кабана спустился под землю, но оба не достигли цели и признали Шиву величайшим из богов.

Впрочем, так говорят шиваисты. А вишнуиты славят, как главного, своего бога. Он совершает подвиги на благо угнетенных и притесняемых, к нему за помощью обращаются другие боги. Согласно древним мифам, Вишну в конце каждого мирового периода вбирает в себя всю вселенную и погружается в сон, возлежа на огромном змее Шеше. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет дело создания нового мира. Брахма - наиболее абстрактное божество Тримурти, «подобное тысяче солнц», он - «установитель» и «высочайший наставник мира».

В настоящее время среди индусов наиболее распространены три религии, связанные с поклонением двум богам Тримурти - Шиве и Вишну, а также богине Шакти, которая представляет собой собирательный образ супруг разных богов, несущий печать женской энергии. Следует упомянуть и еще одно интересное религиозное течение, называемое смарта, к которому причисляют себя люди, поклоняющиеся всем богам вообще.

Как правило, «своего» бога люди и чтут, и гнева его побаиваются. Но есть в Индии один бог, просто любимый всеми без исключения. Это слоноголовый Ганеша - бог добрых начал. Почему «слоноголовый»? Отцом его был Шива. И на празднество, посвященное рождению сына, он забыл пригласить бога Шани, отвечающего за посевы и урожаи. Так тот из мести испепелил взглядом голову младенца. Брахма посоветовал жене Шивы, Парвати, приставить сыну голову первого же встретившегося ей существа. А им оказался слон.

С тех пор День Ганеш-чатуртхи, приходящийся на самый конец муссона и календарного лета, празднуют по всей Индии. Но особенно колоритно он отмечается в Махараштре. По всем улицам на богато украшенных носилках, сделанных в форме паланкинов или колесниц носят разряженные фигуры Ганеши, сделанные из глины. За ними следуют веселые люди. Играет музыка. Все поют и танцуют. Шумные процессии направляются к реке и с наступлением сумерек погружают в воду уставшего от чествований бога - наверное освежиться.

Иногда художники изображают Ганешу с несколькими головами, хоботами и множеством рук - чтобы помогать всем просящим. В районе Варанаси широко распространены выполненные из дерева фигуры пятиглавого Ганеши, а в Джайпуре популярны глиняные статуэтки трехглавого Молела-Ганеши. Он может и задумчиво сидеть в классической позе йоги («лотосе»), но чаще изображается танцующим на пьедестале в форме того же лотоса. В южных штатах, в храм какого бы бога вы не зашли, увидите Ганешу и здесь - он прекрасно уживается с любым его хозяином.

Кажется, что слоноголовый бог зримо или незримо присутствует в каждой семье. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. На европейских открытках, приглашающих на свадьбу, обычно изображены два кольца. На индийских - щедрый Ганеша. И здесь же слова: «Ом шри Ганешайа намах!», прославляющие Ганешу и просящие его о благословении и помощи новобрачным.

Этого забавного толстого бога с хоботом, опущенным в чашу со сладостями, и приютившейся у его ног крысой можно увидеть у дверей домов, на конторке чиновника, в библиотеках и музеях… Его просят посодействовать выгодной сделке, охранить в поездке. К нему за вдохновением обращаются поэты и писатели - говорят, именно он изобрел ручку, чернила и научил людей грамоте.

Редкий турист не привозит домой из Индии фигурку Ганеши, даже не рассчитывая всерьез на его покровительство. Правда, знающие люди предупреждают, чтобы Ганешу не ставили за стекло на полку, как это принято у европейцев. Он любит открытое пространство, он лучше себя чувствует, обосновавшись на письменном столе или телевизоре и оттуда лукаво посматривая на людей.

«В Древней Индии были очень простые формы поклонения. Идолопоклонство отсутствовало, его не было в начале древнеиндийской цивилизации. Как верховной власти поклонялись различным силам природы: Солнцу, Луне, дождю, грому и т.д. Люди боялись этих природных явлений, поскольку им не было рациональных объяснений. Так, природа была богом/богиней в древней Индии.»

Природа и ее элементы считались представительницами женского рода, и были почитаемы, как формы Матери-Природы. Археологи нашли фигурку с женскими формами, которой, скорее всего, поклонялись как главной богине. Люди Древней Индии продолжали поклоняться женской форме до тех пор, пока арии не вторглись в долину реки Инд . Они ввели патриархальную форму поклонения, и идолопоклонство вошло в моду. Тем не менее, с появлением индуизма и смешанных расовых браков, арийцы стали возвращаться к поклонению древним богиням.

Время шло, формировались Веды и другие важные писания, и люди стали поклоняться многим другим богам и богиням. Предполагается, что во время ведического периода были почитаемы 3000 богов и богинь! Королем всех богов был Индра , способный уничтожать города дождем и громом. Создатель был известен как Брахма , хранитель – Вишну , а разрушитель был известен как Шива . Бог Солнца также был очень уважаем. Духовный мир и убеждения также были возрождены и люди начали верить в злых и добрых духов.

Миф о миллионах богов и богинь Индии запутывает не только иностранцев, пытающихся понять индийскую религиозную философию, но иногда даже не особо осведомленных индийцев. Так называемые боги и богини являются ничем иным, как разными проявлениями всемогущей и непостижимой силы Вселенной. Эти абстрактные понятия основаны на богатой философии с различными отличающимися школами мысли. Чтобы понять богов и богинь Древней Индии, нужно быть знакомым с религиозной философией и учениями различных школ религиозной мысли.

Понятие Бога в Древней Индии

В индийских религиозных верованиях, которые часто называют «индуизмом» , всемогущий Бог определяется как сущность, пронизывающая все (существующая везде), всемогущая, вечная, находящаяся за пределами человеческого понимания.

Это общее понятие для всемогущего Бога, независимо от имени, которым люди называют его, когда молятся ему, независимо от формы, в которой они представляют его себе, независимо от пути, которым они следуют, чтобы стать ближе к нему.

Различные школы индийской философии Божественного

Понятие Бога в этой философии является также результатом понимания и анализа многих великих философов тех времен, и, таким образом, это – более индикация и допущение незнания, а не утверждение превосходства. Другим важным аспектом этой философии является тот факт, что существуют различные школы философской мысли, все из которых в равной степени уважаемы и признаны, даже если учение одной из них может быть более приемлемым, чем учение другой.

Одна школа философии рассматривает Бога как вездесущего, и часть всего. Таким образом, Бог как творец ничем не отличается от его создания. В этой философии (Адваитавад), вселенная является частью Бога, но не богом. Каждая человеческая душа (атма) имеет временное существование, а его окончательная судьба должна объединиться с остальными, то есть с Богом (парматма), этот процесс называется «мокша» или «нирвана» .

Существует еще несколько иная школа мысли (вишишта адваитавад), в которой создатель отделен от творения, но становится им после нирваны.

Боги и Богини

Осознав понятие Бога, в равной степени важно, чтобы понять концепцию Саакар и Нираакар.

Преданные следуют двум формам восприятия Бога, чтобы поклониться ему. Одной из них является сосредоточение на Боге без какой-либо формы (ниракар бхакти) – где Бог воспринимается как все пронизывающая, мощная и всемогущая сущность. Другая – поклонение Богу в воспринимаемой человеком форме (сакар бхакти) – метод, который становился все более и более популярным на протяжении многих столетий из-за легкости, с которой почитаемая сущность может быть обсуждена с большой массой людей.

В разное время, в разных местах Богу начинали поклоняться в различных формах, среди осознания того, что это только форма, которая меняется, а суть остается неизменной. Таким образом, даже притом, что Бог есть то же самое, он известен и называется многими именами, поклоняются разным его формам, и изображается он как различные сущности.

Тримурти

Три основные формы Бога в индуистской традиции – это Брахма, Вишну и Шива. Вместе они образуют пураническую триаду божеств, называемую Тримурти . Среди них, Брахма наименее почитаем. Очень мало храмов, посвященных ему. Говорят, что Брахма влюбился в свое собственное творение, и, следовательно, нарушил кодекс поведения.
Вишну почитают в его первоначальном виде, а также в девяти его воплощениях – аватары или смертные формы, в которых он пришел на Землю. Шива столь же почитаем, хотя его воплощения не так сильны. Он тоже изображен во многих различных формах и позах.

Природа как божество в индуизме

Агни

В самой ранней фазе цивилизации Агни или огонь был самым почитаемым среди божеств. Не удивительно, ведь огонь для древнего человека имел огромное значение. Более важными в этой связи, были социальные обычаи. В индийском обществе, существует традиция Ягна, или священного проекта. Каждое важное действие, предпринятое членами общества или соседями считалось священным проектом, а также плодом труда, которым люди наслаждались сообща, когда вечером сидели вокруг костра, приготавливали пищу, произнося молитвы, благодаря бога и природу за оказание им помощи в их деятельности.

Индра

Индра считается богом ливней. Учитывая важность дождя в успехе сельского хозяйства, а также его разрушительную силу, от чего могут пострадать многие штаты Индии даже сегодня, очевидно, что для древних людей, дожди были вопросом жизни и смерти. В Индии около 90% осадков выпадают в течение трех месяцев муссона. Задержка в несколько недель может вызвать хаос в жизни людей. Таким образом, Индра является наиболее важным из божеств, считается королем божеств. Самый ранний религиозный текст помещает его на вершину, но это не делает его непогрешимым. На самом деле, он также описывается как имеющий слабые стороны характера, за что должен был пострадать.

Ваю из воздуха является еще одним божеством, которое считается священным в древней индийской литературе, ему поклонялись как божеству. Этот воздушный бог считается доброжелательным, и известный в очень большой степени, как отец Ханумана, друга Господа Рамы в эпической истории Рамаяна, считается воплощением бога и широко почитается в Индии сегодня.

Варун

Варун или вода также считается божеством и почитаем. Но он считается менее важным, чем Индра, контролирующий дожди. Так, становится понятно, что древние индийцы беспокоились больше о дождях, а не озерах и реках.

Ганеша

Ганеша узнаваем благодаря слоновьей голове и человеческому телу. Он является покровителем писателей, путешественников, студентов, коммерсантов, довольно сильно любит сладости, что наносит небольшой ущерб его фигуре.

Это всего лишь несколько примеров очень важных индуистских богов, считавшихся в разное время различными сектами наиболее важными божествами.

В ведах говорится, что боги сражались с демонами – асурами и победили их. Также в древних писаниях сказано, что Индра делил власть с братьями Агни и Сурьей. В этой связи интересно вспомнить, что Зевс делил владения отца с Посейдоном и Аидом…

Индуизм

В отличие от других религиозных традиций, индуизм не произошел после написания одной книги или вдруг. Он содержит множество различных верований, традиций, философий и точек зрения, не всегда согласующихся друг с другом. Эти очевидные противоречия огорошивают лишь тех, кто не знаком с данной традицией: индуистское понимание утверждает, что Единство проявляется во многих различных формах.

Индуизм часто называют религией, но это на самом деле нечто большее: это обширный и сложный социально-религиозный уклад, который, таким образом, отражает сложность индийского общества. Богатая география, много языков и диалектов, множество различных вероисповеданий, расовое разнообразие, все эти элементы сформировали индуизм и сделали его таким гетерогенным. Отсутствие объединяющего общего религиозного авторитета и полное отсутствие книги, утверждающей высшую истину и догмы, также внесли свой вклад в разнообразие индуизма.

Многие проявления индуизма идут от высокоинтеллектуальных философий в отношении многочисленных и загадочных метафизических проблем, многих ритуалов, психических и физических упражнений, таких как йога, почти детских сказок и легенд.

Эта традиция пришла из доисторических времен. Основы индуизма можно найти в учениях неизвестных древних мудрецов или риши , которые первоначально передавались в устной форме. Мы очень мало знаем об индуизме сверх того, что можно извлечь из Вед , коллекций гимнов и других ритуальных текстов, составленных в разные периоды. Эти тексты содержат много материала, в том числе учения ранних мудрецов. Старейшее свидетельство религиозной практики в Индии датируются примерно 5500 г. до н.э. Ошибочно сводить ранний индуизм к ведической религии: было много других не ведических религиозных традиций в раннем индуизме, о которых не осталось письменных свидетельств, и которые могут быть в некоторой степени подтверждены археологическими свидетельствами.

Так же, как зороастризм и иудаизм (две другие основные мировые религии, также пришедшие из доисторических времен), индуизм испытал многочисленные удары, которые угрожали его основам, но выдержал их. Основа индуизма была поражена, иногда даже разбита многими сектами, движениями и системами мышления: он отступил на некоторое время, чтобы вернуться более сильным, чем раньше.

Для европейца индуизм кажется чем-то очень сложным, непонятным, чуждым. Отчасти это объясняется многобожием, которое достигло невероятного размаха. Все эти индийские духи. Кажется, что запомнить их имена и функции просто невозможно. Однако, как и в любой религии, наряду с множеством второстепенных

мелких божков или святых есть так называемый верховный пантеон. В индуизме, как и в христианстве, имеется представление о триединстве Всевышнего, но несколько в другом аспекте. Здесь имеет место некая динамичность - создатель-вседержитель-разрушитель. Таким образом, верховные индийские боги, имена которых Брахма, Вишну, Шива, считаются не просто верховными. Они отражают динамичность в развитии всего сущего.

Все индийские боги и полубоги имели жен. Брахма, Вишну и Шива не были исключением. Их спутниц звали, соответственно, Сарасвати, Лакшми и Парватти. Эти богини также считались верховными и почитались индусами. Они наравне с мужьями управляли жизнью людей. Так, Сарасвати покровительствовала музыке, искусству и литературе. Согласно легенде, именно она изобрела санскрит - древнейшую письменность. Лакшми считалась богиней любви, семейного очага, удачи. Она воплощает жену всех инкарнаций Вишну. Парватти - жена Шивы. В негативном аспекте ее почитают под именем Кали. В данном случае она полностью соответствует мужу, так как олицетворяет разрушение. Кали изображают как страшную многорукую женщину в ожерелье из черепов, с черными развивающимися волосами, кровавыми клыками.

Существуют и другие индийские боги, особо почитаемые в Индии. Например, Ганеша,

сын Парватти и Шивы. Его изображают с и почитают как хранителя богатства, достатка и счастья, бога, устраняющего препятствия и покровителя наук. Также Ганеша - предводитель прислужников Шивы. Его часто изображают танцующим.

Индийский - Кама - похож на своего античного "коллегу". Его изображают как красивого юношу с луком и стрелами. Только лук его сделан из тростника, а вместо стрел - цветы.

Индийские боги зачастую теряли свое первостепенное значение, трансформируясь в владык сторон света. Например, Варуна - бог-судья, воплощение мирового порядка и справедливости. Кроме того, Варуна является вседержителем мровых вод, и бурных потоков. Он вершил высший суд и карал грешников, однако постепенно утратил свое значение, трансформировавшись в правителя запада.

Индра - изначально бог войны, битв, грома и молний, царь всех полубогов. В руке у него была молния, которой он карал врагов или же возвращал к жизни павших в бою воинов. Также утратил первоначальное значение, став правителем востока.

Сурья - всевидящее око богов. Его основной задачей было изливать свет. Сурья ходил по небу, разграничивая день и ночь. В некоторых мифах упоминается семерка скакунов, на которой он объезжал небо. В этой версии Сурья имеет нечто общее с Гелиосом. Со временем стал владыкой юго-востока.

Владыка царства мертвых. Его жена и спутница - Ями - воплощает его творческую энергию. Яма считается братом Ману, первого человека, который пережил Потоп. И хотя Яма изначально был милостивым богом, со временем он, как и многие индийские боги, приобрел совсем иные качества и стал почитаться как свирепая разрушительная сила.

Индия – это страна - сказка. Как в любой сказке в ней много чудес и таинств, добро побеждает зло, а населяют ее удивительные и непонятные для нас существа - индийские боги. В продолжение цикла статей об Индии расскажем, о них подробнее.

Почему их так много?

Большое количество богов Индии объясняется её развитием.

За многотысячную историю происходила смена цивилизаций, государств и бесконечная череда завоеваний.

Древняя ведическая литература сочеталась с джайманизмом, а брахманизм с буддизмом. Одни верования накладывались на другие, тесно переплетались между собой. Кастовый строй оберегал сложившийся образ жизни.

Путеводитель по индийскому пантеону


Количество индийских божеств, вероятно, никто не считал. Но порядок в иерархии навести пытались.

В основу деления положен исторический подход. Религии в Индии постепенно появлялись и взаимно обогащали друг друга, делали жизнь населения разнообразной.

Самые древние священные тексты - Веды. Они трактовались кастой брахманов , использовались для совершения ритуалов. Так появился брахманизм. А он трансформировался в то, что индийцы называют индуизмом.

Различают:

    ведические боги древней Индии: они олицетворяют природные силы – боги Солнца (Сурья), Луны (Чандра), вод и морей;

    индуистские боги - творцы: Брахму, Вишну, Шиву. Это главная триада. Символы создания, сохранения и разрушения мира;

    аватаров: различное воплощение индуистских божеств - творцов, их реинкарнация. Они принимают различные образы. Так, Вишна представлен как минимум десятью образами (например: рыбой, черепахой). Считают, что Будда является аватаром Вишны;

    индийские богини - жены: они также, как и мужья способны перевоплощаться. Жена Шивы выступает в разных обличьях: Парвати (горная), Сати (добродетельная), Бхайрави (ужасная);

    местные божества Индии: в одном месте всевышнее существо может быть особо почитаемым, а в другом - на второстепенных правах.

В основе выделения разновидностей лежит ещё один важный принцип иудаизма: учение о дхарме - законе. Дхарма воплощает понимание индийцем его жизненного предназначения, обязанностей по отношению к близким, к окружающим людям. Отсюда большое количество местных богов, которым жители Индии с удовольствием поклоняются.

Но самым интересным, является факт: в огромном калейдоскопе всех почитаемых существ разбираются не только ученые богословы, но и безграмотные крестьяне.

А еще, для того, чтобы скрасить тяжелую жизнь, простые люди устраивают многочисленные праздники и фестивали, прославляя своих богов и богинь Индии.

Расширить знания о таинственном и загадочном мире Индии, познакомиться с многочисленными мифами и историями можно в книгах.

Из современных:

    "Мифы древней Индии" издательства ОЛМА Медиа Групп;

    "Кое-что о начале времён... Боги и демоны Древней Индии", Налепин А.

Из классических:

    Индийский эпос "Сказания Махабраты";

    "Рамаяна".

Душа народа - это его верования. Насколько сложны они и причудливы, настолько и сложным является мироощущение. Индия - место, где мир воспринимается разнообразным настолько, насколько многочисленны божества этого мира. На нашем сайте вы найдете список богов Индии и описание к ним.

Эти энергии, присутствующие в человеке как дикие силы, должны быть управляемыми и проводиться по энергетическим каналам плодотворно, чтобы поселить в нем божественное сознание. Для этого человек должен заручиться доброжелательностью различных богов, которые вызовут в его сознании соответствующий настрой, что поможет ему справиться с различными силами дикой природы. На пути духовного продвижения человека он должен развить в себе различные признаки этого божественного духа для того, чтобы достичь всестороннего духовного совершенствования.

Ведические божества символизируют силы, присутствующие в природе, а также живущие внутри людей. При обсуж­дении символического значения ведических божеств в труде «Тайна Вед» Шри Ауробиндо говорит, что «боги, богини и демоны, упомянутые в Ведах, представляют различные космические полномочия, с одной стороны, и достоинства человека и недостатки, с другой».

Поклонение идолам и исполнение ритуалов живут в самом сердце индуизма и имеют большое религиозное и философское значение. Все индуистские божества - самосто­ятельные символы пути к специфическому аспекту Брахмана. Индуистская Троица представлена тремя божествами: Брахма (Brahma) - создатель, Вишну (Vishnu) - защитник и Шива (Shiva) - разрушитель.

Однако Брахма хоть и велик, но слишком уж велик и потому почти недося­гаем. Вишну замещает его, а роль третьего божества незаметно переходит к богине Шакти. Все индусы, как правило, либо вайшнавы («поклоняющиеся Вишну»), либо шиваиты («поклоняющиеся Шиве»), либ» шакты (то есть «те, которые поклоняются Божественной Матери Шакти», как правило, женщины). Это говорит о том, что и в индуизме при всем его многобожии присутствует определенный элемент Св. Троицы.

Индийский бог Брахма

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на лотосе или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки, в другой - сосуд с водой. Его взгляд выражает счастье и спокойствие. Глаза его прикрыты в медитации.

Головы Брахмы господствуют над четырьмя странами света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена - Сарасвати - богиней учености.

Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный - Ригведу, южный - Яурведу, западный - Самаведу северный - Атарваведу.

Четыре его руки представляют четыре стороны света.

Мир возник из воды. Поэтому Брахма несет воду в сосуде камандалу. Четки, которые он перебирает, представляют Время.

Семь миров представлены семью лебедями (гусями).

Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани - Землю.

Цвет кожи Брахмы красный или золотой, одежда - белая. Его вахана - лебедь или гусь. У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб в виде диска чуть больше головы.

Индийский бог Вишну

Вишну наиболее популярный из всех богов индуистского пантеона. Находясь в индуистской триаде после Брахмы, Вишну превосходит его. Он Бог-Защитник. Из всех богов триады Вишну выглядит наиболее человечным, так как является Вседержателем. По присущим ему качествам он очень близок к человеку, поэтому очень популярен.

Вишну часто изображается сидящим на волшебной четырехлапой птице Гаруде. Он имеет одно лицо и четыре и более рук. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда желтого цвета. Он несет в правых руках стрелу, четки и булаву - символ власти, которую дает высшее знание, заключающее в себе сущность жизни; в левых руках он несет шкуру, ткань и радугу. Он также держит чакру (колесо) и гаду (жезл). Чакра представляет вращение мира, так же, как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которой циклично, словно вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Восемь рук Вишну символизируют четыре стуроны света и четыре промежуточных направления. Раковина представляет небо, чакра (колесо) - воздух, гада (жезл) - свет, а лотос - воду. Жест руки Вишну обозначает утешение, ниспосланное верующим.

Вишну часто изображается возлежащим на царе змей Шеша с сидящей у его ног супругой Лакшми. Согласно одной из легенд творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована во время сотворения мира (санскритское слово «шеша» обозначает «остаток»). Шеша подобен волнам на глади океана первозданных вод, подобным жизни, возникшей когда-то из этих вод Вселенной.

Эта индийская идеограмма символизирует, что бог Вишну - един для всей Вселенной.

В иллюстрированных представлениях Вишну имеет 4 руки (4 полукольца), а крест в круге символизирует высшее деятельное начало.

Индийский бог Шива

Шива является одним из наиболее значительных и популярных богов индуизма. Вначале явившись на свет как божество гнева и слепых сил природы - Рудра, Шива в наши времена подобрел. В настоящее время он является одним из наиболее популярных богов, ему посвящено много храмов, он имеет большое количество приверженцев. Его поклонники сегодня разделились на множество сект. Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:

Жезл - представляет смерть. Лимон - семя мира. Трезубец - означает учение. Щит - представляет Дхарму.

Спутанные волосы - многообразие Брахмана-Абсолюта.

Полумесяц - символизирует божественность Шивы. Змей Васуки Яджнопавита - его гнев, который покоряет зло.

Тигровая шкура - символизирует желание. Бык Найди - символизирует Дхарму, Закон.

1. Четыре руки - трезубец, барабан, благодающая позиция и четки.

2. Восемь рук. Правые - четки, копье (шакти), жезл (данда) и копье или трезубец (сула). Левые - ритуальный жезл, чаша-череп, благодающая позиция и кобра. Слоновья шкура и лунный серп.

3. Две руки - копье или трезубец (сула), лук. Три глаза.

4. Четыре руки - защитная и благодающая позиции, олень и барабан. Три глаза. Сопровождается Парвати.

Индийский бог Ганеши

Слоноголовый бог Ганеши - весьма популярный персонаж индуистской мифологии. Это, наверное, самый многострадальный из индуистских богов: у него не только слоновья голова, но он еще и инвалид - у него не хватает одного бивня, который он потерял в схватке с великаном. Великан превратился в крысу, и с тех пор Ганеши на нем ездит. Бедняга родился изрядным уродцем - у него было короткое тело и толстый живот. Зато Брахма повелел поминать его имя прежде имен других богов, а Богиня мудрости Сарасвати подарила Ганеши перо и чернила, и он стал богом учености и образования, покровителем всех студентов и школьников.

Кроме того, Ганеши стал покровителем купцов и путешественников и получил брахманское достоинство. Он всегда сидит на крысе, которую ему в вечное услужение дала богиня земли Притхиви.

Для того чтобы небесных обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеши стал изобретать препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя стремиться к богатству и временным наслаждениям. Хотя Ганеши - предводитель низшего пантеона и находится в услужении Шивы, он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Ганеши призывали и при зывают до сих пор в помощь при каждом деле, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеши-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии.

Шакти - женское начало

Шакти - неотъемлемая часть Шивы и женской энергии Пуруши. Кроме того, она является воплощением динамичес­кого принципа. Шива силен и активен только с Шакти и пассивен без нее. Хотя Шакти, конечно, и сама по себе богиня, но здесь на самом деле выступает целый ряд божеств, причем некоторые в позитивном аспекте, а другие в негативном.

Принцип Единой Матери-Жены был описан в Пуранах, в истории о рождении Триады - Брахмы, Вишну и Шивы, и одновременно с ними Деви, которую Шива взял в жены.

Индийская богиня Деви

Очаровательная Деви, или Махадеви, является самой значительной и многоликой из всех богинь индуистского пантеона. Образ ее восходит к древней богине-матери и в то же время тесно связан с понятием «шакти» - божественного творческого начала. Эта богиня олицетворяет плодородие, изобилие, охраняет религиозные и семейные уставы, является поборницей культуры, символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. Эта богиня - могучая защитница от происков злых духов и от ненависти, ее изображение служит оберегом. Женщины обычно просят ее о различных благах, а также об активной защите от злых духов, болезней и зла.

Образ этой богини повлиял на формирование других богинь, вполне независимых по своим функциям, изначально принадлежавших местным культам, которые обычно являют лишь свою грозную ипостась.

Индийская богиня Сарасвати

Эта богиня учения и культуры - одна из наиболее популярных среди поклонников различных религий Индостана.

Обычно ее рисуют сидящей на лотосе и играющей на вине, музыкальное инструменте, напоминающем лютню.

По легенде Брахма был настолько очарован собственной дочерью, что у него появилось страстное желание постоянно видеть ее, и потому его лицо возникало во всех направлениях - он постоянно смотрел на дочь.

Так Брахма приобрел пять ликов.

Индийская богиня Шри, или Лакшми

Богиня изобилия и процветания, она родилась тогда, когда боги пахтали океан, чтобы добыть из него напиток бессмертия - амриту.

Она является одной из самых популярных богинь индуистского пантеона. Наверное, это связано с тем, что желание быть богатым является одним из ж основных человеческих желаний.

Лакшми также ассоциируется с красотой и удачей.

Ее изображают как одну, так и с Вишну. Если Вишну сопровождали Бху или Сарасвати, она неизменно также составляла ему компанию и тогда звалась Шри.

По мере роста популярности культа образ Лакшми вобрал в себя большое количество народных поверий и стал любимым у индийских женщин.