Конспект урока по подготовке к написанию сжатого изложения. Дмитрий Лихачев. Что объединяет людей? Изложение что объединяет людей целые этажи заботы

Сжатое изложение Помните, что, сжато излагая текст, необходимо правильно определить основные микротемы, передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.

Сжатое изложение l При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания. l Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы - опора для определения главной информации. l Что подлежит компрессии: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста.

Сжатое изложение Что объединяет людей? Целые этажи заботы. Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) о ребёнке начинает заботиться и отец. Забота скрепляет семью, скрепляет дружбу, односельчан, жителей одного города, одной страны. Чувство заботы о другом появляется очень рано. Девочка ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу для всей семьи. Затем дети начинают заботиться о школе, в которой учатся, о селе или городе, в котором живут, о своих престарелых родителях, о своей стране. Так со временем забота увеличивается и растёт. Если забота направлена только на себя, это уже эгоизм. Вот почему важно дарить заботу окружающим, посылая её в виде конкретных проявлений чувств любви, дружбы, патриотизма и направляя её в будущее. Только тогда забота будет объединять людей, укреплять память о прошлом. l l (По Д. С. Лихачёву) (136 слов)

Опорные фразы – ключи к пониманию текста. 1 абзац Что объединяет людей? Целые этажи заботы. Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) о ребёнке начинает заботиться и отец. Забота скрепляет семью, скрепляет дружбу, односельчан, жителей одного города, одной страны. Людей объединяет забота. Она скрепляет семью, дружбу, жителей одного города или села, одной страны.

2 абзац Чувство заботы о другом появляется очень рано. Девочка ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу для всей семьи. Затем дети начинают заботиться о школе, в которой учатся, о селе или городе, в котором живут, о своих престарелых родителях, о своей стране. Так со временем забота увеличивается и растёт. Чувство заботы о другом проявляется рано. Оно все время растет.

3 абзац Если забота направлена только на себя, это уже эгоизм. Вот почему важно дарить заботу окружающим, посылая её в виде конкретных проявлений чувств любви, дружбы, патриотизма и направляя её в будущее. Только тогда забота будет объединять людей, укреплять память о прошлом. Если забота направлена лишь на себя, то эгоизм. Забота – это конкретное проявление чувств любви, дружбы, патриотизма, и она объединяет людей.

Компрессия. 1 абзац Что объединяет людей? Целые этажи заботы. Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) о ребёнке начинает заботиться и отец. Забота скрепляет семью, скрепляет дружбу, односельчан, жителей одного города, одной страны. 2. Что объединяет людей? Целые этажи заботы. Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) о ребёнке начинает заботиться и отец. Забота скрепляет семью, скрепляет дружбу, односельчан, жителей одного города, одной страны. 3. Людей объединяют целые этажи заботы. Человек рождается, и первыми о нем заботятся мать и отец. Забота скрепляет семью, скрепляет дружбу, односельчан, жителей одного города, одной страны. 1.

Компрессия. 2 абзац Чувство заботы о другом появляется очень рано. Девочка ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу для всей семьи. Затем дети начинают заботиться о школе, в которой учатся, о селе или городе, в котором живут, о своих престарелых родителях, о своей стране. Так со временем забота увеличивается и растёт. 2. Чувство заботы о другом появляется очень рано. Девочка ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу для всей семьи. Затем дети начинают заботиться о школе, в которой учатся, о селе или городе, в котором живут, о своих престарелых родителях, о своей стране. Так со временем забота увеличивается и растёт. 3. Чувство заботы о другом появляется очень рано. Девочка заботится о кукле, мальчик посильно трудится для всей семьи. Затем дети начинают заботиться о родной школе, родном селе или городе, о своих престарелых родителях, о своей стране. Так со временем забота увеличивается и растёт. 1.

Компрессия. 3 абзац Если забота направлена только на себя, это уже эгоизм. Вот почему важно дарить заботу окружающим, посылая её в виде конкретных проявлений чувств любви, дружбы, патриотизма и направляя её в будущее. Только тогда забота будет объединять людей, укреплять память о прошлом. 2. Если забота направлена только на себя, это уже эгоизм. Вот почему важно дарить заботу окружающим, посылая её в виде конкретных проявлений чувств любви, дружбы, патриотизма и направляя её в будущее. Только тогда забота будет объединять людей, укреплять память о прошлом. 3. Если забота направлена только на себя, то это уже эгоизм, вот почему так важно дарить заботу окружающим. Проявление высоких чувств объединяет людей, укрепляет нашу память о прошлом. 1.

Использованная литература Драбкина С. В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной государственный экзамен 2015. Русский язык. Учебное пособие. / С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. -Москва: Интеллект-Центр, 2015. - 144 стр.

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…
Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».

Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.

«Письма о добром и прекрасном» Д. Лихачева

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

Цели урока:
1. Формировать основные навыки работы с текстом: учить видеть структуру текста, выявлять микротемы, находить тезисы и аргументы, различать главную и второстепенную информацию. 2. Закрепить навыки краткого пересказа текста, соблюдая логические связи между его частями. 3. Учить сжимать текст при помощи основных приемов: обобщения и исключения. 4. Продолжить воспитание у школьников любви к книге и чтению. Тип урока : урок развития речи. Оборудование : текст Д.С. Лихачева для написания сжатого изложения (из сб. «Русский язык. Итоговая аттестация 2016». Изд. «Народное образование» Москва 2015) Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение ученикам темы и целей урока.
3. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является написание сжатого изложения. Такой вид работы с текстом предполагает знание структуры текста, правильное выделение его смысловых частей, умение использовать приемы сжатия текста. - Что означает слово «сжатое»? - Какие приемы сжатия текста нам известны? На партах у учащихся: текст Д.С. Лихачева для написания сжатого изложения (из сб. «Русский язык. Итоговая аттестация 2016». Изд. «Народное образование» Москва 2015)

Текст Д.С. Лихачева.
Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка ещё не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит её. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своём селе, городе и стране... Забота ширится и становится всё более альтруистической. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом уже и о памяти скончавшихся родителей, как бы сливается об исторической памяти семьи и родины в целом.

Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

4.Работа по тексту.
1. Прочитайте текст. К какому типу речи он относится? (Рассуждение). 2. Какова основная мысль текста? (Основная мысль: Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена на будущее). 3. Вспомните определение основных понятий: микротема, тезис, аргумент. 4. Как можно озаглавить текст? «Забота – основа человеческих отношений», «Забота как проявление чувства любви, дружбы, патриотизма». 5. Из скольких частей состоит текст? Текст состоит из трех частей. 5. Выделите основные мысли каждой из микротем.

Чувство заботы проявляется у детей рано, особенно у девочек.

Забота постоянно ширится. Дети проявляют заботу не только о семье, но и о школе, о родине.

Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма.

6.Работа над сжатием текста.
Мы будем сжимать текст при помощи способов компрессии.

1 абзац. Чувство заботы у детей проявляется очень рано, особенно у девочек, когда они играют с куклами. И девочки, и мальчики собирают грибы, ловят рыбу, но только девочки это делают не для себя, а для семьи.

2 абзац . Забота постепенно ширится. Дети начинают проявлять заботу не только о семье, но и о школе, о родине. Вниманием к престарелым родителям, памятью о скончавшихся родных дети платят за заботу о себе.

3абзац . Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Поэтому каждый человек должен быть заботливым.

7.Подведение итогов урока.
Какие приемы сжатия текста мы использовали? Все ли цели урока были достигнуты?

В 2019-2020 учебном году ФИПИ принял решение НЕ МЕНЯТЬ изложения.

Образец сжатого изложения

Что же заключается в понятии дружба? Это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общих симпатиях и интересах. Настоящий друг рядом всегда. Он не воспользуется вашей слабостью в своих целях, всегда поможет и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.

Но, к сожалению, подобные отношения постепенно становятся пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас - это те, кто поможет в любом вопросе или с кем можно провести время. На деле же в момент кризиса друзья испаряются. Выгодная дружба вытесняет бескорыстную.

Мы должны помнить, что многие пугающие проблемы разрешимы, если рядом надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в будущем, делает человека смелее и оптимистичнее, а жизнь его интереснее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствует развитию в них стремления к созиданию.

Текст подробного изложения

(1)Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии дружба? (2)Если говорить по-научному, то дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. (3)Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. (4)Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. (5)Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.
(6)Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. (7)Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. (8)Друзья сейчас для нас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. (9)На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. (10)Эта ситуация знакома практически каждому. (11)Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную.

(12)Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. (13)Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. (14)Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. (15)Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению.

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения