Мотивы поведения мотивация и деятельность. Мотивация: источник сил для действий. Мотивации человека: основные виды

Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Адепты современной психологии убеждены: чтобы стать успешным человеком и достичь карьерных высот, недостаточно иметь хорошие знания и многолетний опыт работы. Да и истории знаменитых людей подтверждают, что профессиональный рост во многом зависит от нашей способности заставлять себя двигаться к определённой цели. Иными словами, именно личная мотивация является первым шагом на пути к успеху в жизни.

Что влияет на самомотивацию?

С точки зрения психологии мотивация личности – это жизненная энергия, внутреннее желание человека достичь определённой цели в жизни. Каждый человек выбирает собственную дорогу: кто-то уходит в спорт и покоряет вершину Олимп, а кто-то становится обычным водителем автобуса. И хотя на формирование жизненной позиции человека оказывают влияние многие факторы, самомотивация в данном случае играет не меньшую роль.

На формирование мотивации поведения личности влияют:

  • внешние факторы: окружающая среда, вид деятельности, семья, друзья;
  • внутренние факторы: воспитание, образование, характер человека.

В современной психологии доказано, что формирование самомотивации является ключевым звеном на пути к реализации человека как личности. Она нужна, чтобы достичь желаемого, осознать свои личные особенности и добиться успеха во всех сферах жизни.

Как повысить личную эффективность?

В нашем мире, который переполнен инновационными технологиями (гаджетами, телефонами, мессенджерами) и другими отвлекающими факторами, очень трудно сохранить продуктивность труда. И если случилось так, что вы опустили руки и потеряли стимул двигаться дальше, вам стоит задуматься о том, как повысить личную мотивацию.

В современной психологии известно множество способов и приёмов, которые положительно влияют на поведение человека. Самые эффективные из методов формирования личной мотивации:

  • ежедневное планирование;
  • приоритетность;
  • концентрация на достижении поставленных целей;
  • поощрение;
  • соревнование;
  • пример для подражания;
  • доброе дело;
  • Life is not forever.

Ежедневное планирование

Как известно, работа без конкретной цели бессмысленна, она малоэффективна и не приносит желаемого результата. Именно поэтому ежедневное планирование считается одним из самых эффективных приёмов в психологии, который позволяет повысить личную мотивацию, сосредоточиться на труде и улучшить его продуктивность.

Метод ежедневного планирования поможет вам прожить день более эффективно и сэкономить много времени, которое вы всегда можете потратить на развлечения, чтение любой книги или общение с семьёй.

Чтобы воспользоваться данным методом:

  • купите себе ежедневник (блокнот) или используйте современные технологии планирования (телефон, ноутбук, планшет);
  • каждый вечер составляйте план действий на следующий день;
  • ежедневно работайте над своими ошибками и редактируйте план действий;
  • включайте в свой план не только работу, но и отдых;
  • выделяйте время на все сферы жизни, в том числе и на общение с друзьями и семьёй.

Приоритетность

Умение расставлять правильные приоритеты – это ещё один важный аспект в жизни успешного человека. Как бы вам ни хотелось выполнить все планы, в сутках слишком мало времени, чтобы всё успеть. Поэтому научитесь выделять и выполнять срочные и главные задачи в первую очередь, и тогда вы увидите, как быстро возрастёт ваша работоспособность.

Концентрация на достижении поставленных целей

Когда человек знает, чего он хочет достичь в своей жизни, его очень трудно сбить с пути. Только целеустремлённые люди, которые чётко видят свою цель, могут до неё дойти. Чтобы добиться успеха, психологи рекомендуют постоянно напоминать себе о поставленной задаче, визуализировать и ежедневно проговаривать её вслух, акцентируя внимание на способах и методах её достижения.

Поощрение

Как и в педагогике, так и в психологии, метод поощрения входит в число самых действенных и эффективных способов формирования мотивации поведения человека. Похвала считается отличным стимулом, который способен вдохновить на новые достижения.

При этом вовсе необязательно ждать поощрения со стороны других людей. Очень важно научиться хвалить самого себя. Сделать это несложно – возьмите за правило благодарить себя за любое достижение на пути к своей мечте. Например, за каждую победу, пусть даже самую маленькую, поощряйте и балуйте себя новыми вещами, походом в кино, парк, боулинг или просто вкусным и полезным обедом. Учитесь самостоятельно оценивать собственный прорыв, и неважно, что для кого-то он может показаться мелочью. Главное, чтобы для вас он стал достижением.

Соревнование

Если вы считаете себя азартным человеком, то повысить свою личную мотивацию вы можете путём соревнований. Любое дело, в том числе и работу, можно превратить в игру со своими коллегами или самим собой. С точки зрения психологии, элемент азартности способен положительно повлиять на формирование мотивации личности, ведь, согласитесь, победа всегда приносит удовлетворение.

Пример для подражания

Ничто так не стимулирует к формированию и повышению мотивации и работоспособности, как истории успешных людей. Адепты современной психологии отмечают, что большинство граждан склонно стремиться повторить победы других людей. Поэтому выберете себе пример для подражания и наследуйте его. И вовсе необязательно, чтобы кумиром стала мировая знаменитость. Поверьте, в вашем кругу общения также найдётся немало успешных людей, которые, вопреки всем жизненным обстоятельствам, смогли осуществить свою мечту.

Доброе дело

Даже самые сильные духом и оптимистичные люди способны потерять самомотивацию. Очень часто это происходит в связи с трагедией, болезнью или какими-либо другими неприятностями. Что бы ни случилось в вашей жизни, никогда не забывайте, что в мире есть люди, которым приходится намного сложнее и хуже, чем вам. Помогите таким категориям лиц деньгами или тёплым словом. Вы увидите, что доброе дело вдохновит вас на новые подвиги и позитивно повлияет на формирование личной мотивации.

Life is not forever

Высокая мотивация поведения личности – это неотъемлемый элемент внутренней гармонии человека. Человек, который не заинтересован в саморазвитии, живёт, как робот, монотонно и усердно работает, но не получает от этого удовольствие и не имеет счастья в жизни. Такой ежедневный порядок нередко приводит к депрессиям и нервным расстройствам.

Людям, которые потеряли любовь к жизни и работе, психологи рекомендуют вспомнить, что наша жизнь рано или поздно заканчивается. Мысль о том, что наше бытие скоротечно, очень сильно влияет на формирование личной мотивации, заставляет двигаться дальше к поставленной цели, работать лучше и качественнее, чтобы успеть реализовать все свои планы и воплотить мечту в реалии.

Таким образом, мотивация поведения личности – одно из главных понятий в психологии, которое играет важную роль в нашей жизни. И если случилось так, что вы её потеряли, выберите несколько способов формирования и повышения личной эффективности, которые известны науке, и двигайтесь вперёд, не забывая о том, что путь к успеху находится в ваших руках.

Каждый день любой человек преодолевает множество препятствий на пути к своим целям, планирует и продумывает пути решения тех или иных проблем и задач. Активная жизненная позиция, стремление к всестороннему развитию и личностному росту не в одинаковой степени выражены в людях и ключевым моментом для понимания этого различия является мотивация. Не каждый человек знает, что значит мотивировать себя и других и как правильно работать над развитием мотивации. Ресурс BrainApps поможет усовершенствовать собственную личность с помощью полезных статей и разработанных профессионалами игр. В данном случае мотивацией станет фиксирование достижений, чтобы человек смог наглядно увидеть улучшения памяти, мышления, внимательности.

Мотивация считается процессом, регулирующим поведение, тем, что побуждает человека к деятельности. Ведь за любым поступком или бездействием скрывается мотив, пусть даже и не всегда осознанный. Впервые о мотивации упомянул известный немецкий мыслитель А. Шопенгауэр. Мотивация относится к сложным психологическим феноменам, изучением которого занимались многие ученые и вокруг которого образовалось множество теорий. Чтобы научиться лучше управлять своим временем и прийти к пониманию того, как добиваться поставленных целей, необходимо разобраться, какие существуют виды мотивации и как их успешно применять.

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Виды мотивации и их особенности

Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности. Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний. Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).

Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.

Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами. Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности. Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.

Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека

Важную роль в повседневной жизни человека играет как внешняя, так и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация характеризуется поступлением стимула извне, то есть человек в первую очередь занимается какой-либо работой, чтобы получить вознаграждение, похвалу или признание в обществе. Ярким примером внешней мотивации работающего человека является заработная плата при условии, что сама по себе работа не вызывает у него интереса и не приносит особого удовольствия.

Согласно теориям человеческой мотивации, ее внутренний вид никак не связан с внешними обстоятельствами и человек выбирает определенную деятельность в первую очередь потому, что она приносит ему удовольствие. Например, рисует не для того чтобы выиграть конкурс, а чтобы получить позитивные эмоции. Эти два вида мотивации в жизни обычного человека тесно связаны между собой и нередко одна и та же деятельность подкреплена несколькими мотивами.

Разнообразие теорий мотивации человека

Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение. Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:

  1. Процессуальные;
  2. Содержательные;

Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.

Теория мотивации: особенности содержательного направления

Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.

  1. Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия. Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
  2. Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
  3. Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
  4. Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;

Мотивация человека: процессуальное направление

Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:

Методы развития

Теории мотивации играют для человека не последнюю роль, ведь понимая, как формируется мотивация, можно использовать эту информацию для достижения своих целей. Успешный человек должен успешно пользоваться разными видами полезной мотивации и уметь при необходимости мотивировать других. Изучив теоретический материал можно выбрать для себя наиболее полезный подход и придерживаться его в повседневной жизни.

Однако не каждый знает, что значит мотивировать себя и окружающих. Разные методы мотивации применяются специалистами для работников и учащихся. Также существуют методы самомотивации, к которым можно отнести:

  • Чтение и повторение аффирмаций;
  • Самовнушение;
  • Изучение жизненного пути великих людей;
  • Визуализация;

Изучение теорий мотивации для человека помогает лучше разобраться в собственном поведении и поведении других людей, разработать план для повышения продуктивности. Как только вы определитесь, что значит мотивировать себя к действию, решение многих задач со временем перестанет быть для вас проблемой.

Достижение успеха в жизни обуславливается не только мотивацией, но и некоторыми другими навыками, например, нестандартными подходами к решению задач. Необходимые функции мозга позволяют развивать индивидуально составленные тренировки на ресурсе BrainApps, которые учитывает сильные и слабые стороны мозга.

По мере ускорения темпа жизни в мире человек всё чаще стремится добиться успешной самореализации. Поскольку желающих и активно проявляющих свою жизненную позицию людей становится больше, весомая часть деятельности современного человека направлена на лидерство. Для того чтобы быть успешным конкурентоспособным человеком, надо уметь правильно ставить себе цели и добиваться их, но нередко этому мешает усталость от темпа жизни или обыкновенная лень – оба варианта являются показателем низкой мотивации к деятельности.

Таким образом, мотивация деятельности – весьма актуальная проблема на сегодняшний день, а изучением мотивации деятельности занимаются ученые, как из области психологии, так и из родственных ей наук.

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность . Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности .

Формы направленности личности : влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в поряд­ке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято счи­тать, что влечение - это психическое состоя­ние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному . Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу.

Следующая форма направленности - стремление . Стремление возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности.

Инте­рес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность.

Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.

Мировоз­зрение - система взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.

Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Виды мотивов:

1. Мотив самоутверждения . Данный мотив тесно переплетается с чувством собственного достоинства индивида, его самолюбием и честолюбием. Личность пытается доказать социуму, что он чего-то стоит, хочет, чтобы его ценили и уважали, стремится к определенному статусу в обществе.

2. Мотив идентификации . Данный мотив основывается на желании быть похожим на кумира, героя, определенную авторитетную личность. Мотив побуждает к развитию и работе над собой. Мотив идентификации особенно распространен среди молодежи и детей, пытающихся быть похожими на других людей в своих определенных действиях.

3. Мотив власти основывается на стремлении субъекта заполучить власть и возможность влиять на окружающих людей. Потребности во власти во все времена была одной из основных, движущих человеческими действиями, сил. Данный мотив достаточно сильный. Он позволяет индивиду преодолевать значительные трудности и прикладывать к достижению цели огромные усилия.

4. Процессуально-содержательные мотивы представляют собой побуждение к активности человека посредством содержания и процесса деятельности. Человек любит выполнять именно эту деятельность, он проявляет инициативу и свою физическую или интеллектуальную активность. Процессуально-содержательные мотивы – это то, когда человеку нравится содержание и процесс выполняемой работы.

5. Мотив саморазвития – это один из главных мотивов, который заставляет личность к работе над собой и развитию. Движение вперед и саморазвитие часто достаточно тесно связаны с внутриличностными конфликтами, но не являются насилием над самим собой.

6. Мотив достижения – стремление к достижению отличных результатов и высокого мастерства в своей деятельности. Такое стремление обычно проявляется в том, что индивид выбирает достаточно сложные задания и пытается их выполнить. Человек, который наделен высоким уровнем мотивации достижения, настойчиво работает над собой ради достижения поставленной цели.

7. Просоциальные мотивы – это мотивы, связанные с собственным осознанием общественного значения деятельности, с ответственностью перед обществом. Когда действуют такие мотивы, происходит идентификация группы с индивидом.

8. Мотив аффилиации представляет собой стремление к поддерживанию взаимоотношений с другими людьми, к общению и контакту с ними. Смысл аффилиации заключается в самоценности общения.

9. Негативный мотив является побуждением, которое вызвано осознанием возможных неприятностей, наказаний, неудобств, которые имеют место в случае невыполнения деятельности.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле:

как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое),

как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Чаще всего в научной лите­ратуре мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и актив­ность.

Мотивация - важный компонент регуляции любой деятельности человека. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (психологиче­ские свойства субъекта), так и внешними (условия и обстоятель­ства его деятельности) причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Внутренняя и внешняя мотивации взаимо­связаны.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит са­мому субъекту поведения, изнутри побуждает к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направлен­ности личности принадлежит осознанным мотивам.

Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состо­яние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или мате­риальных объектах. Потребности всегда выступают лишь источниками побудительной силы мотивов.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность , необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т.е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т.п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Такую зависимость называют законом Йеркса - Додсона . Эти ученые ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).

Мотивация достижения - поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Другими словами, все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи - с тревожностью и защитным поведением.

Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Они предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занимают, а другие - нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой.

После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудачу, напротив, переоценивают свои успехи.

Успешное выполнение продуктивной деятельности требует не только развитых способностей, но и таких важных мотивационных характеристик как интерес к выполняемому делу и вера в свои способности достичь определенного результата. Простое владение знаниями не обеспечивает их автоматическое использование в различных жизненных ситуациях. Люди с одним и тем же уровнем интеллектуальных способностей могут существенно различаться по тому, насколько способными они сами себя считают перед лицом преодоления встающих перед ними задач, и это находит отражение в результатах их деятельности.

Мотива́ция достиже́ния - стремление к улучшению результатов, желание не останавливаться на достигнутом, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, несмотря на трудности.

В качестве деятельности достижения могут выступать интеллектуальная, спортивная, трудовая деятельность, а также деятельность, направленная на воспитание ребенка, помощь другим или приобретение каких-либо социальных умений.

Что же отличает мотивацию достижения от мотивации избегания? По данным различных авторов главными отличительными особенностями являются следующие категории мотивации достижения:

1) Самостоятельная постановка цели субъектом;

2) Стремление достичь самостоятельно поставленной цели;

3) Отсутствие стремления понравиться кому-либо в целях, средствах и результатах деятельности;

4) Предпочтение средних или чуть выше средних по сложности задач.

Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения:

1. Стремление достигать высоких результатов (успехов).

2. Стремление делать все как можно лучше.

3. Выбор сложных заданий и желание их выполнить.

4. Стремление совершенствовать свое мастерство.

Зависимость успеха от способностей и мотивации достижения

Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели, от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха (т.е. от мотивации достижения). Исходя из этого, можно предложить такую формулу успеха:

У = С х М х Ст

У - успех;

С - способность;

М - мотивация достижения;

Ст - ситуация (внешние факторы, благоприятные обстоятельства и т.п.).

Мотивацию достижения можно описать следующей формулой:

Системная модель процесса мотивации достижения

Анализ современных теорий мотивации продуктивной деятель­ности позволил сформулировать целостную (обоб­щающую) модель процесса мотивации деятельности, состоящую из четырех основных блоков, определенным образом взаимосвязанных.

Ценностно-целевой блок представляет собой систему мотивов, целей и ценностей, запускающих поведенческие, когнитивные и эмоциональные процессы мотивации деятельности, ориентированной на достижение. Он может быть охарактеризован через:

(1) целевые регуляции, и, в частности, цели, которые ставит перед собой субъект, а также выраженность и конкретное содержание внутренней и внешней регуляции рассматриваемой деятельности;

(2) цели, которые ставит перед собой субъект, и

(3) ценностные диспозиции и интересы субъекта.

Цели являются важнейшей составляющей мотивированного по­ве­дения. От того, насколько ясны, четки, трудны и привлекательны будут цели, зависит результат деятельности.

Ценностно-целевой блок имеет приоритетное значение для определения наличия у субъекта мотивации. Он запускает все остальные компоненты мотивации.

Когнитивный блок представляет собой подсистему, включающую в себя прежде всего представления о контролируемости процесса и результата деятельности, описываемые через такие компоненты:

1) представления о личной ответственности за успехи и неудачи (ср. вера в контролируемость результата),

2) вера в свою способность справиться с определенной деятельностью и

3) ожидания успеха или неудачи.

Эмоциональный блок мотивации деятельности достижения может быть охарактеризован через (1) наличие переживания удовольствия от усилий, направляемых на достижение результата, и

(2) особен­ности эмоциональных реакций, которые демонстрирует субъект при встрече с трудностями и неудачами.

Поведенческий блок мотивации деятельности достижения представляет систему поведенческих компонентов мотивации и может быть охарактеризован через такие психологические компоненты:

1) настойчивость, проявляющаяся во времени, уделяемом решению задачи (как в смысле непрерывности работы над задачей, так и в смысле длительности стремления к достижению цели), упорство в процессе ее решения, а также доведение ее до конца (получение опре­деленного результата) несмотря на возможные помехи, например - перерывы в работе;

2) интенсивность усилий (уровень энергии и энтузиазма);

3) стратегии преодоления трудностей (активные, адаптивные или беспомощные, избегающие);

4) выбор задач оптимального уровня трудности.

Настойчивость является одним из важнейших показателей мотивации. Индивид с высокой мотивацией достижения демонстрирует настойчивость несмотря на трудности, возникающие в процессе достижения цели.

Из данного описания структуры мотивации достижения и составляющих ее компонентов следует, что мотивация достижения представляет собой сложное когнитивно-эмоционально-поведенческое образование и поэтому не кажется удивительным, что понимание этого феномена до сих пор не является полным и непротиворечивым.


9 способов повысить мотивацию:

Сосредоточьтесь на конечном результате

Всё, над чем вы работаете, имеет цель. Даже если сам процесс скучен или неприятен, конечный результат стоит этого. Итак, порядок в голове и четкий план повысят вашу мотивацию и сделают работу легче.

Сделайте перерыв

Иногда, ваша мотивация ослабевает, потому что вы слишком много и слишком усердно работаете. Сделайте перерыв. Даже несколько минут вдали от компьютера могут помочь вам расслабиться. Это также отличный способ, восстановить чувство перспективы, если вы перегружены задачами.

Идите погулять

Один из лучших способов отдохнуть – это пойти на прогулку. Даже пять минут ходьбы помогают. Вы заставите ваше тело двигаться и разогреете кровь. Тогда, вы сможете вернуться к вашей работе, чувствуя себя вновь полными сил.

Составьте список задач

Иногда, ваша мотивация может резко упасть, потому что у вас слишком много задач, и вы не знаете с чего начать. Возьмите всё из своей головы и выложите это на бумаге. Это займет всего несколько минут, а также, всё будет выглядеть гораздо более управляемым.

Переключайтесь между двумя задачами

У вас есть несколько больших задач, которые вам нужно выполнить? Найдите альтернативу: работайте над одной десять – пятнадцать минут, потом над другой, и так далее. Это помогает держать вас в движении (если у вас есть всего десять минут, вы сможете сосредоточиться лучше) и вам не наскучит выполнение одной и той же работы.

Гонка на время

Пытаетесь справиться с утомительной задачей? Поставьте себе цель – работать быстрее. Установите таймер, и попытайтесь его обогнать.

Запишите всё то, чего вы уже достигли

Может быть, вы чувствуете, что вы не делаете значительного прогресса на пути к вашей цели. Если да, то возьмите листок бумаги и запишите всё, что вы уже сделали. Запишите те настоящие, большие достижения, которые будут напоминать вам, сколько всего вы уже преодолели.

Ищите поддержку

Одному тяжело бороться с негативными мыслями и потерей мотивации. Ищите поддержку в лице друзей, родственников, коллег и единомышленников. Проводите с ними больше время, делитесь своими победами и будущими задумками.

Имейте большую мечту.

Что, как не мечта, будет мотивировать вас делать то, что Вы делаете. Но просто иметь мечту будет недостаточно. Ваша мечта должна вдохновлять вас. Она должна быть реальной, но в то же время быть большой. Она должна тянуть ваш потенциал за пределы зоны комфорта.

Упражнение "Саботажник"

Упражнение «Внутренний саботажник»

Это упражнение - адаптация известной гештальттерапевтической техники.

Саботажник - негативная сторона вашей личности - появляется тогда, когда вы этого не ожидаете. Он может отговорить вас от нового дела или развалить уже начатое. Умение распознать и понять своего саботажника (критика) является важным в работе над собой. Он проговаривает: «Зачем стараться, зачем приниматься за дело? Все зря», «Если не способен стать лучшим, оставь это дело». Поэтому, очевидно, следует избегать негативного влияния внутреннего саботажника.

Контратакуй своего саботажника

Но вы можете противопоставить ему свои весомые аргументы и не дать ему возможности господствовать над вашими стремлениями.

Убедите своего саботажника. Приведите контраргументы, которые преодолели бы его негативное действие.

Упражнение "Придумай девиз"

Упражнение «Придумай девиз»

У каждого человека есть определенные принципы, которых он стремится придерживаться, и которые направляют его поведение. Каждый индивид действует соответственно со своими внутренними установками и убеждениями, руководствуется определенными лозунгами.

Например, целеустремленный и настойчивый субъект, в своей деятельности, может руководствоваться принципом: «Что бы ни было, обязательно доведи дело до конца». Уверенного в себе человека может подбадривать девиз: «Я смогу достичь этого, ничто меня не остановит!» А возможно, вас будет вдохновлять такой лозунг: «Кто рассуждает и работает - обязательно побеждает!»

Вы способны самостоятельно целеустремленно формировать у самого себя определенные принципы и убеждения, которые будут помогать достичь поставленных перед собой целей. Выбрав девиз, постепенно привыкая к нему и действуя в соответствии с его содержанием, можно легко его усвоить. Развивая позитивное мышление в соответствии с новыми внутренними установками и принципами, можно изменить свою мотивационную систему.

Вообразите, что вы человек с высокой мотивацией достижения (стремитесь достигать значительных успехов).

Придумайте девиз (лозунг), используя представленные варианты их направленности. Девиз должен нравиться вам, вдохновлять на преодоление трудностей и проблем, настраивать на настойчивую работу.

1-й вариант: на формирование настойчивости и способности преодолевать трудности и препятствия

2-й вариант: на формирование целеустремленной, т.е. систематической работы по достижению цели

3-й вариант: на развитие уверенности в себе

4-й вариант: на развитие стремления совершенствовать, улучшать свое мастерство.

3. Надпишите свой девиз на табличке. Подберите соответствующий цвет и рисунок-символ. Используйте фломастеры и наклейки. Поместите табличку в своем ежедневнике, чтобы постоянно ее видеть.

8.9. Мотивационные свойства личности

А. Н. Леонтьев пишет, что основной узловой вопрос становления личности превращается в вопрос о том, как мотивы (побуждения) превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. С. Л. Рубинштейн тоже говорил, что закрепившиеся мотивы становятся свойствами личности. Если под мотивами понимать потребности, как это имеет место у С. Л. Рубинштейна, то он прав. Сильно выраженная потребность, становящаяся устойчивой и доминирующей над всеми остальными, действительно может характеризовать личность (чревоугодие - чревоугодник; любознательность - любознательный, дотошный; сластолюбие - сластолюбивый и т. д.). Однако чаще всего свойствами личности становятся закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов поведения и деятельности (стили мотивации, см. раздел 6.7). Эти способы формирования мотивов, как уже говорилось, разделяют на экстернальные и интернальные. Первые характеризуются податливостью человека к воздействиям извне, вторые - противодействием этим воздействиям и формированием мотива исходя из собственных побуждений.

экстернальностью , относятся:

а) безропотность, кротость, покорность-послушность, безоговорочное подчинение чужим требованиям, приказам (про обладателя таких свойств говорят, что он кроткий, безропотный, покорный, послушный);

б) уступчивость, покладистость, податливость на уговоры;

в) реактивность - легкость возникновения побуждения к совершению чего-нибудь под влиянием внешних воздействий (про таких людей говорят, что они «заводные», азартные).

К мотивационным свойствам личности, связанным с интернальностью, относятся:

а) инициативность - стремление к самостоятельному принятию решения, без посторонней помощи, подсказки;

б) упрямство - неуступчивость внешним воздействиям, стремление добиться своего вопреки разумным доводам, необходимости.

Можно выделить также мотивационные свойства личности, связанные с особенностями принятия решения, работой «внутреннего фильтра»:

1) догматичность - опора на положение, которое субъект считает непреложной истиной, неизменной при всех обстоятельствах (такого называют догматиком, доктринером);

2) капризность, своенравность, самодурство - принятие человеком решения без учета обстоятельств, взбалмошность поступков («так хочу, так считаю»; такого называют самодуром);

3) эгоистичность - склонность к предпочтению своих, личных интересов в противовес интересам других людей, общества; пренебрежение последними при принятии решения (человека с такими склонностями называют эгоистом);

4) нерешительность - наличие колебаний, необоснованных раздумий при принятии решения (выборе средства и способа удовлетворения потребности);

5) легкомыслие - поверхностность в принятии решения, планирование поступков без учета последствий;

6) безрассудность - не сдерживаемое доводами рассудка принятие решения (отсюда - безрассудные поступки как свойство личности);

7) безответственность - легкомысленность, игнорирование при принятии решения чувства долга, обязанности, неприятных последствий для других людей, общества;

8) авантюрность - планирование поступков, действий в расчете на случайный успех (склонный к авантюризму - авантюрист);

9) делячество - проявление при принятии решения узкого практицизма, при котором упускается из виду общественная сторона дела (обладатель этого свойства - делец, деляга);

10) импульсивность - проявление активности под влиянием случайных импульсов, без рассмотрения возможных последствий; торопливость в принятии решения действовать;

11) корыстолюбие - учет при формировании намерения прежде всего личной выгоды;

12) самоуверенность - большая уверенность в себе, в своих возможностях (самоуверенный человек пренебрегает предостережениями и советами других при принятии решения);

13) самонадеянность (самонадеянный человек) - то же, что самоуверенность (самоуверенный);

14) своеволие - принятие решения по собственной прихоти (своевольный человек пренебрегает законами, нормами общежития и т. п.);

15) своенравие - проявление упрямства, капризности (своенравный человек поступает так, как заблагорассудится);

16) предусмотрительность - учет при принятии решения возможных последствий (предусмотрительный человек тщательно планирует свои действия и поступки; его программа отличается доскональностью, скрупулезностью);

17) дальновидность (дальновидный человек) - то же, что предусмотрительность (предусмотрительный человек);

18) благоразумие - обдуманность в поступках, тщательное взвешивание всех «за» и «против» (благоразумный человек - антипод авантюристу);

19) обстоятельность (обстоятельный человек) - то же, что благоразумие (благоразумный человек);

20) самостоятельность - склонность к принятию решения без посторонних влияний и помощи;

21) рисковость - склонность к принятию планов, решений, могущих привести к неудаче, опасности (рисковый человек принимает решения вслепую, безоглядно, безрассудно, наобум, наудачу, напропалую, наугад).

Свойства личности могут определяться силой мотивов (желаний, влечений), их устойчивостью; человек может характеризоваться в этих случаях фанатичностью, одержимостью, заядлостью, страстностью, падкостью. Таких людей называют фанатиками, одержимыми, заядлыми, страстными, падкими до чего-то. Говорят также о мечтателях, фантазерах (склонных к мечтаниям, фантазиям), искателях (увлеченных исканиями, поисками нового).

Таким образом, между мотивацией и свойствами личности имеется обоюдосторонняя связь: свойства личности влияют на особенности мотивации (у А. С. Пушкина эпиграф к «Евгению Онегину» прекрасно иллюстрирует это: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках» [курсив мой. - Е. И.}), а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

В связи с этим, как отмечает П. М. Якобсон, имеет смысл поставить вопрос, в какой мере личность выявляется в ее мотивационной сфере. А. Н. Леонтьев, например, писал, что основная структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. П. М. Якобсон, однако, справедливо отмечает, что далеко не все то, что характеризует личность, сказывается на ее мотивационной сфере (можно сказать и обратное: не всякие особенности процесса мотивации превращаются в свойства личности). И Г. Олпорт (G. Allport, 1938) об этом же говорит, что будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами; некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие более инструментальное значение.

Безусловно, к первым можно отнести такие особенности личности, как уровень притязаний, стремление к достижению успеха или избеганию неудачи, мотив аффилиации или мотив отвергания (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними или, наоборот, боязнь быть не принятым, отвергнутым), агрессивность (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий) (см. раздел 12.2).

Стремление к достижению успеха по Ф. Хоппе (F. Норре, 1930) или «мотив достижения» по Д. Макклелланду - это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Впервые эта диспозиция (мотивационное свойство) была выделена в классификации Г. Мюррея, который понимал ее как устойчивую потребность в достижения результата в работе, как стремление «сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле». Эта потребность носит генерализованный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания.

Д. Макклелланд начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах XX века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения - Тест тематической апперцепции (ТАТ). При этом были выявлены два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. В дальнейшем В. Мейер, X. Хекхаузен и Л. Кеммлер (W. U. Meyer, H. Heckhausen, L. Kemmler, 1965) создали вариант ТАТ для обоих «мотивов достижения». Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи - как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.

Разные авторы по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Одни считают (например, Д. Аткинсон), что это взаимоисключающие полюса на шкале «мотива достижения» и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). Другие доказывают, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями. И действительно, имеются данные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому скорее всего речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений.

Субъекты, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней или чуть выше средней трудности. Они уверены в успешном исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышают после успеха и снижают после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновероятными и исход становится максимально зависимым от собственных усилий человека. В ситуации соревнования и проверки способностей они не теряются.

Субъекты со склонностью к избеганию неудачи ищут информацию о возможности неудачи при достижении результата. Они берутся за решение как очень легких задач (где им гарантирован 100 % успех), так и очень трудных (где неудача не воспринимается как личный неуспех). Бирни с коллегами (R. Birney, H. Burdick, R. Teevan, 1969) выделяют три типа боязни неудачи и соответствующие им защитные стратегии:

1) боязнь обесценивания себя в собственном мнении,

2) боязнь обесценивания себя в глазах окружающих и

3) боязнь не затрагивающих «Я» последствий.

По данным Д. Макклелланда, формирование «мотива достижения» во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства (соблюдение режима, ориентация ребенка на овладевающее поведение и самостоятельность).

Р. В. Уайт (White, 1959) для тех, кто стремится к высокому мастерству, ввел термин «мотивация эффективности». Он считает, что человек активен потому, что испытывает потребность в эффекте своих действий. Когда попытки приводят к удовлетворению этой потребности, возникает чувство компетентности, сопровождающееся переживанием радости и удовольствия. Очевидно, что этот вид мотивации близок по смыслу мотивации достижений.

У некоторых людей и особенно у женщин существует мотив избегания успеха, потому что они боятся негативных последствий, прежде всего - социального отвержения за свои карьерные успехи. Этот мотив возникает у мужчин и женщин в ситуациях, когда их профессиональный выбор не соответствует традиционным полоролевым представлениям общества (например, профессия няни или воспитателя детского сада - для мужчин, роль предпринимательницы или министра обороны - для женщин).

Выделяют также «мотив избегания усилия», который представляет собой стремление выйти из ситуации достижения кратчайшим путем и с наименьшими затратами. Это мотивационное свойство формируется исключительно при участии семьи и окружения. Оно образуется на основе фрустрационного опыта ребенка в сочетании со слабым стремлением к успеху и сильным избеганием неудачи. Причем «мотив избегания усилия» существенным образом отличается от «мотива избегания неудачи». Индивид с «мотивом избегания неудачи» заинтересован в успехе деятельности, а достигнув его, повышает активность. Индивид же с «мотивом избегания усилия» заинтересован не в результате, а в выходе из ситуации, и при успешном решении задачи он резко снижает активность.

Родители, не оказывающие поддержки своим детям, постоянно ограничивающие их инициативу, создают тем самым предпосылки для формирования у своих детей «мотива избегания усилия».

Показательна роль школьного воспитания в формировании «мотива избегания усилия». Учителя, прибегающие к социальному сравнению при оценке работ учеников, способствуют развитию этого мотивационного свойства личности.

С «мотивом достижения» связаны и такие свойства личности, как настойчивость и упорство.

Мотивационные свойства личности влияют не только на процесс принятия решения, т. е. на мотивацию, обусловливая ее индивидуальные особенности, но и на сам процесс поведения. Так, доминирование у человека потребности в аффилиации приводит к стилю общения, характеризующемуся уверенностью, непринужденностью, открытостью и социальной смелостью. Если же преобладает мотив отвергания, то у человека проявляются неуверенность, неловкость, скованность. Мотив аффилиации коррелируется со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих, к самоутверждению. Вследствие этого он проявляет большую активность и инициативу в общении с окружающими (в переписке, в разговорах по телефону, на собраниях и т. д.), предпочитает такого партнера по общению, который обладает чувствами привязанности, дружбы, верности. При этом и сам человек, хорошо относясь к людям, пользуется симпатией и уважением окружающих, их отношения строятся на основе взаимного доверия.

Боязнь быть отвергнутым, наоборот, создает трудности в общении. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты навыки общения.

Следует отметить, что мотивационной особенностью личности является не просто стремление быть среди людей, а соотношение этого стремления с боязнью быть отвергнутым. Преобладание того или другого (акцентуация) и становится мотивационной особенностью личности, определяющей постоянные особенности ее поведения, т. е. склонность к тому или иному способу поведения, его планирования. Склонность же, как уже говорилось выше, является одним из мотиваторов или, как принято говорить в западной психологии, - личностной диспозицией.

Акцентуация стремления человека к власти над другими людьми («мотив власти») приводит к такой личностной особенности, как властолюбие. Впервые потребность во властвовании стала изучаться неофрейдистами (А. Адлер ). Стремление к превосходству, социальной власти, компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих комплекс неполноценности. Стремление к власти выражается в склонности управлять социальным окружением, в возможности награждать и наказывать людей, принуждать к совершению определенных действий вопреки их желанию, контролировать их действия (неслучайно Д. Верофф определил мотивацию власти как стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать законы, нормы и правила поведения и т. п.). Если контроль или власть над людьми теряется, это вызывает у властолюбца сильные эмоциональные переживания. В то же время он сам не желает подчиняться другим людям, активно стремится к независимости.

Проявление «мотива власти» как личностной диспозиции заключается также в склонности обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию властолюбца и признающих его своим лидером. Властолюбцы стремятся занимать руководящие посты, но неважно чувствуют себя в групповой деятельности, когда вынуждены следовать одинаковым для всех правилам поведения и тем более подчиняться другим.

К мотивационным особенностям личности можно также отнести альтруизм и его противоположность - эгоизм. В психоаналитической концепции З. Фрейда альтруизм рассматривается как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины либо как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. Исходным для формирования человека как альтруиста является наличие у него желания оказывать помощь другим. Однако альтруистическими такие стремления становятся тогда, когда эта помощь оказывается бескорыстно, а подчас и в ущерб себе. В результате закрепления у человека формируется альтруистическая установка, становящаяся для него моральным принципом.

Альтруизм рассматривается в западной психологии как мотив помощи. Данный мотив (need nurturence, заботливость по Г. Мюррею [Н. Murrey, 1938]), проявляется в сочувствии, в удовлетворении потребностей беспомощного, в стремлении опекать, утешать, защищать, заботиться, успокаивать и исцелять тех, кто в этом нуждается. Альтруизм проявляется по собственному убеждению, без какого бы то ни было давления со стороны и базируется на нравственных нормах общества, таких, например, как чувство долга, социальная ответственность. У верующих альтруизм основывается на религиозном постулате «возлюби ближнего своего». Важную роль в проявлении альтруизма играет способность человека к сопереживанию (эмпатии).

Эгоизм означает предпочтение при выборе линии поведения собственных интересов и потребностей интересам общества, потребностям других людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма. Способствуют возникновению эгоизма неправильные воспитательные воздействия родителей, формирующие у ребенка завышенную самооценку и эгоцентризм. Последний означает неспособность человека, сосредоточиваясь на собственных интересах, желаниях, потребностях, влечениях, понять стремления, переживания других людей. В то же время эгоцентризм и эгоизм - не одно и то же. Эгоист может не быть эгоцентристом; он может хорошо представлять себе цели других людей, но сознательно пренебрегать ими.

Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в детском возрасте и преодолевается в большинстве случаев к 12–14 годам. В старческом возрасте он снова возрастает. Нередко эгоцентризм проявляется при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, психопатии, истерии).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 28. Мотивационные предпосылки социализации личности Социальное поведение человека (личности) в конечном счете определяется тем обществом, в котором формируется: экономическими, социально-политическими, культурными условиями, т. е. средой в широком смысле

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

53. Мотивационные предпосылки социализации личности Первичным в развитии человека (и человечества) является не сознание людей, а их бытие. Именно конструктивные изменения в социальной среде, создание таких условий жизни в социуме, которые помогают развиваться всем

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Патологические свойства личности «Характер – невроз». В этом случае невротические состояния становятся свойствами характера. Наиболее выраженно это свойство проявляется при истерическом характере. Встречаются пограничные случаи, в которых пациента не удается

автора Резепов Ильдар Шамильевич

45. Мнемические свойства личности Личностные особенности памяти включают: индивидуальные для каждого человека сочетания видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойства памяти. Важной чертой является также

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

54. Речевые свойства личности Направленность личности и стиль речи. В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека.Тесная связь между мышлением и речью

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

62. Эмоциональные особенности и свойства личности Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности.К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

65. Волевые свойства личности Волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели, называется целеустремленностью. Ясность цели – основное достоинство целеустремленного человека.Волевое свойство личности, которое

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Раздел 6 Индивидуально-психологические свойства

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§74. Психические свойства личности Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ЛЕКЦИЯ № 3. Свойства личности

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

6. Значимые свойства личности Значимые свойства личности подразумевают определение набора профессионально значимых свойств личности.В рамках определенного производства складываются определенные критерии приема на работу, основными из которых являются личностные

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Конфликтогенные свойства личности В. С. Мерлин обращал внимание на следующее:«во-первых, уже в силу борьбы с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отношений личности;во-вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает

автора Автор неизвестен

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Свойства личности Это второй по порядку, но первый по важности компонент, составляющий мужскую сексуальную привлекательность.Качества, которые иметь крайне нежелательно: Бесхарактерность или предельная «мягкость» характера: всегда – повторяю «ВСЕГДА!» – женщина

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна