Презентация "Изобразительное искусство барокко" по мхк – проект, доклад. Изобразительное искусство барокко План конспект изобразительное искусство барокко презентация

2 слайд

Барокко - искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры XVII-XVIII веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

3 слайд

Стиль барокко был порождён в результате возникновения нового типа храма, который, в свою очередь, возник как реакция на протестантизм. Барокко одухотворяет все части здания и интерьера, за меняя прямые линии изогнутыми, подчиняя неживую природу ритму движения и дыхания, населяя плоскости и углы лепными изображениями животных и людей. Римская церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (у четырех фонтанов), созданная Ф. Борромини.

4 слайд

В социальном отношении барокко можно рассматривать как продолжение королевских покоев – архитектура зданий, садов и парков есть продолжение интерьера. Ковры и мозаики клумб, подстриженная «исправленная» растительность французских парков со статуями, беседками и павильонами, прудами, украшенные снаружи лепкой и живописью здания стирали различия между будуаром, парком и оперной декорацией.

5 слайд

Человек эпохи барокко. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. Портрет мадам де Монтеспан, фаворитки Людовика XIV.

6 слайд

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637

7 слайд

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивом флирте, ссоры - в утончённой дуэли.

8 слайд

Для барокко характерна идея спящего Бога - деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в "Системе природы" (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

9 слайд

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.

10 слайд

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

11 слайд

Барокко в живописи. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо. Караваджо. Призвание апостола Матфея.

12 слайд

Живопись должна показывать живую подвижную сущность вещей, в первую очередь, с помощью света, который традиционно рассматривался как излияние божества. Если ранее священная история воспринималась как давно свершившаяся, то искусство барокко открыло нам некий новый план реальности, в котором чудесное происходит постоянно. Его можно увидеть и в повседневных бытовых сценах (если их осветить именно этим божественным светом).

13 слайд

Наиболее ярким живописцем этого стиля стал П. П. Рубенс, заполнивший своими гигантские полотна массивами мускулистых тел, залитых золотистым искрящимся светом заката. Питер Пауль Рубенс. Автопортрет в кругу друзей Мантуа

14 слайд

Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды, 1618 г. Питер Пауль Рубенс. Три Распятия, 1620г.

15 слайд

Питер Пауль Рубенс. Геракл, 1611г. Питер Пауль Рубенс. Пригвожденный Прометей, 1610-1611гг.

16 слайд

Менее праздничны, но более глубоки картины Рембрандта – вершины XVII в. Скупо расходуя яркие солнечные лучи, живописец лишь на миг заставляет трагическую действительность отступить в темноту, которая занимает часто большую часть полотна. Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына, 1669г.

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

Барокко в архитектуре. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

21 слайд

Самым грандиозным ансамблем в стиле барокко являются собор и площадь Св. Петра в Риме.

22 слайд

Сан-Марко - трёхнефная титулярная базилика в Риме, на площади Сан-Марко, окружённая Палаццо Венеция. Церковь была построена в 336 г. В 1740-1750 г. внутреннее убранство церкви отреставрировано в барочном стиле.

23 слайд

24 слайд

25 слайд

Церковь Иль-Джезу построена в 1568-1584 гг. в духе маньеризма, довольно близко предвещавшем эстетику барокко(архитекторы Джакомо да Виньола и Джакомо делла Порта, первоначальный проект подготовил Микеланджело).

26 слайд

27 слайд

Барокко в литературе. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).

28 слайд

Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия) Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.

5.2. Эпоха Барокко

5.2.1. Общая характеристика

«Эпоха Барокко» – одно из самых полемичных историко-типологических определений художественной культуры. Различные значения, вкладываемые в понятие эпохи Барокко, объясняют различный круг явлений художественной культуры, попадающий в ее рамки, различные хронологические границы.

1. Стилевая концепция эпохи Барокко. Для нее базовым является понятие стиля как исторически сложившейся устойчивой общности образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленной единством идейного содержания (мировоззрения). На рубеже XIX–XX вв. сформировалось понятие эпохи Барокко как комплекса мировоззренческих оснований, питавших стиль барокко – один из двух великих стилей искусства Нового времени (Г.Вельфлин, Б.Р.Виппер, И.Н.Голенищев-Кутузов, Н.Брунов). Социокультурные предпосылки стиля барокко связывали с процессами Контрреформации, с идеологией светской и церковной власти. В этом случае одновременно с эпохой Барокко существует эпоха Классицизма, социокультурными основаниями которой считаются авторитет античной традиции, становление философских систем Нового времени. В художественной культуре Нового времени рядом с барокко и классицизмом существовали иные формы художественного языка, названные реализмом и внестилевыми явлениями со своими мировоззренческими основаниями – идеологией протестантизма и гражданского общества, апологией опыта и научного эксперимента.

С позиции стилевой концепции художественного пространства некорректно называть XVII столетие эпохой Барокко. В этом случае правильнее говорить об эпохе великих стилей (а также не менее великих внестилевых течений ). Хронологически эпоха великих стилей выходит за рамки XVII в. Ее историческое время – XVII–XVIII столетия. Наиболее ранней границей исследователи считают вторую половину XVI в., связывая со стилистикой барокко творчество Микеланджело, Шекспира, Сервантеса, Монтеверди. Верхней границей эпохи великих стилей можно считать первую треть XIX в. и стиль ампир , олицетворением которого стало творчество К.Росси, Ж.-Л.Давида.

Полистилистическое художественное пространство является важным этапом в становлении личностно-креативного типа культуры, оно кардинально отличается от моностилевого облика традиционной культуры и переходной эпохи Возрождения. Само наличие нескольких стилей и художественных направлений свидетельствует о множественности способов художественного высказывания и об осознании права творческой личности на выбор системы художественных средств, о растущей роли автора художественного произведения в формировании художественной картины мира.

В искусстве стиля барокко выражены представления о безграничности мира и изменчивости материи, о драматической сложности, конфликтности мироздания. В искусстве стиля барокко сочетаются духовный порыв и земное, чувственное начало, иррациональность мистического порыва и живое ощущение натуры, красоты реальности. Искусство барокко связывают с активным новаторством в области художественного языка и формы. Стиль барокко родился и достиг яркого расцвета в Италии, получил распространение в странах, где господствующими социальными силами были дворянство и католическая церковь (Испания, Фландрия). К XVIII столетию барочная стилистика охватила страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, где сформировалось «ультрабарокко» . Ведущими представителями стиля барокко в архитектонических искусствах считаются Л.Бернини, Ф.Борромини, Г.Гварини, П. да Кортона, П.Рубенс, А.Ван Дейк, Ф.Халс, Тьеполо; в литературе – Дж.Марино, Э.Тезауро, Б.Грасиан, Л.Гонгора, Т. де Молина, П.Кальдерон, Ж.Лафонтен; в музыке – А.Корелли, Дж.Фрескобальди, И.С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди. Стиль барокко важен для характеристики художественной культуры России c конца XVII в. до 1760-х гг. Исследователи выделяют историко-региональные разновидности стиля барокко: «нарышкинское» барокко, петровское барокко, елизаветинское барокко, столичное и провинциальное барокко, украинское барокко, сибирское барокко. Выразителями барочной стилистики в русской культуре считаются С.Полоцкий, К.Растрелли, Ф.-Б.Растрелли, С.И.Чевакинский, Д.Ухтомский, В.К.Тредиаковский, М.Ломоносов, Д.Бортнянский.

Стилевую систему классицизма связывают со стремлением противопоставить несовершенной и противоречивой действительности идеал разумного мироустройства. Классицизм интерпретируют как художественно-эстетическую аналогию рационалистической философии Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница. Искусство классицизма связывают с культом порядка, нормы, системы правил и авторитетов. Родиной классицизма считается Франция, ведущими представителями в архитектонических искусствах – Н.Пуссен, К.Лоррен, К.Перро, Ж.-Ф.Блондель, в литературе Ф. д"Обиньяк, П.Корнель, Н.Буало, в музыке – Ж.-Б.Люлли. Исследователи отмечают, что в художественной культуре Западной Европы XVII в. барокко и классицизм находились в сложном переплетении, оттого крупнейшие памятники художественные культуры получили стилистически неоднозначные определения. Дворцово-парковый комплекс в Версале определен как памятник «барочного классицизма», драматургию Расина и Мольера, музыкальные сочинения Д.Фрескобальди и Г.Перселла относят в равной степени и к барокко, и к классицизму.

Представители классицизма в художественной культуре России XVIII – первой трети XIX в: Ж.-Б.Валлен-Деламот, Ч.Камерон, Дж.Кваренги, А.Воронихин, А.Захаров, Тома де Томон, К.Росси, Ф.Алексеев, Ф.Толстой, М.Козловский, Ф.Гордеев. Стилистически неоднозначные определения получило творчество М.Ломоносова, В.Тредиаковского, А.Сумарокова.

Реализм в художественном пространстве XVII–XVIII столетия представлен творчеством голандских художников, названных впоследствии «малыми голландцами» (Г.Тербох, В.Клас, П. де Хох, Ян Стен). К этому же направлению относят творчество итальянского художника Караваджо, французского гравера А.Босса, братьев Ленен, писателя Ф.Сорреля, драматургов Ж.-Б.Мольера, Скаррона. Основным критерием реалистичности выступает содержание их произведений, обращенных к современной жизни в ипостаси повседневности.

Внестилевую линию развития связывают с индивидуальными творческими концепциями и особенностями художественного языка, которые, как считают исследователи, более сильно проявились в регионах, свободных от абсолютистской власти монарха и господства католической церкви. Наиболее яркими явлениями внестилевой линии художественного процесса стало творчество Рембрандта, Вермеера. В то же время яркую художественную индивидуальность, несводимую к барочной или классицистической стилистике, представляет творчество Веласкеса, работавшего при испанском королевском дворе. Обозначение линии развития как внестилевой подразумевает наличие магистральной линии художественного процесса и ее периферии и заключает в себе определенный парадокс. Парадокс заключается в том, что вне генеральной линии оказались едва ли не самые яркие художественные личности XVII в. Внестилевая линия трактуется как наиболее «аванградная», устремленная в будущее, в котором индивидуальных творческих манер будет столько же, сколько творческих личностей.

«Бароккко в Италии» – презентация по мхк, которая познакомит с творчеством выдающихся итальянских живописцев, скульпторов, архитекторов и их замечательными творениями.


Барокко в Италии

Что значит «барокко»? Чем этот стиль отличается от искусства Ренессанса? Посмотрите на этих Давидов: Донателло, Микеланджело и Бернини, и вам всё станет ясно!

Три Давида

При сравнении сразу бросается в глаза особая экспрессия, динамика, характерные для Давида Лоренцо Бернини. Именно движение является наиболее яркой отличительной чертой искусства барокко.

Ещё один способ погружения в тему – слайд-шоу «Барокко» :

После просмотра можно предложить составить синквейн или подобрать как можно больше эпитетов, характеризующих увиденное.

«Странный, причудливый»

Именно так переводится с итальянского слово «барокко». ХVII век подарил европейскому искусству два больших стиля: барокко и классицизм. Рождение стиля барокко связано с изменением мировоззрения и мироощущения человека конца ХVI – ХVII века, которое, в свою очередь, является следствием перемен в экономике, науке. На смену уверенности в безграничных способностях человека приходит понимание, что человек всего лишь «мыслящий тростник», а Вселенная, в которой он теперь ощущает себя песчинкой, на самом деле безгранична.

Очень ярко это мироощущение выразил в поэтической форме выдающийся английский поэт, мыслитель, учёный, философ Джон Донн:

Все новые философы в сомненье.
Эфир отвергли — нет воспламененья,

Исчезло Солнце, и Земля пропала,

А как найти их — знания не стало.

Все признают, что мир наш на исходе,

Коль ищут меж планет, в небесном своде

Познаний новых… Но едва свершится

Открытье — все на атомы крушится.

Все — из частиц, а целого не стало,

Лукавство меж людьми возобладало,

Распались связи, преданы забвенью

Отец и сын, власть и повиновенье.

И каждый думает: «Я — Феникс-птица»,

От всех других желая отвратиться…

Гармония, уравновешенность, характерные для искусства Ренессанса, уже в позднем творчестве Микеланджело сменяются экспрессией, динамичностью, стремлением к масштабности.

Барокко

Лоренцо Бернини – гений барокко

Наибольшее распространение стиль барокко получил в странах, находящихся под властью католической церкви. Именно она была главной заказчицей художников барокко. Родиной этого стиля стала Италия. В моей презентации «Барокко в Италии» я представляю наиболее выдающихся итальянских художников и их творения. Пожалуй самым выдающимся среди них был Лоренцо Бернини , которого можно назвать главным архитектором Рима. Для его творчества характерно стремление к созданию ансамблей. В них он объединяет архитектуру, скульптуру с пространством, используя в качестве выразительных средств воздух, свет, воду.

Фонтаны Бернини

Фонтаны Рима

«Фонтан – своеобразный и давний жанр монументально-декоративной скульптуры – привлёк внимание Бернини и в силу чисто римской традиции, отводившей источникам воды большое место в жизни города, и по более глубоким творческим мотивам. В этом жанре связь скульптурных начал с архитектурными особенно тесна. К синтезу этих двух начал присоединяется третье: живая природа, непосредственно участвующая в художественной композиции фонтана в виде потоков, струй, брызг, взлётов и падений воды. Бернини работал над фонтанами как над серьёзной и глубокой художественной темой».

  • Энциклопедия для детей, том 7, Искусство. – М.: «Аванта+»,
  • Малая детская энциклопедия «Искусство». – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  • Энциклопедия знаний «Искусство». – М.: ООО Издательство «Астрель», 2001.
  • Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988.
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства. Москва, ОАО Издательство «Радуга». 2000.
  • Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – Москва «Искусство», 1990.
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Львова Е.П., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М., Стукалова О.В.,Олесина Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. – СПб.: Питер, 2006.
  • Муратов П.П. Образы Италии. – Москва, Издательство «Республика», 1994.
  • Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Удачи!




































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : познакомить учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии; выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства.

Задачи:

  1. Расширение знаний учащихся об искусстве 17-18 века, актуализация ранее полученных сведений о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях – в архитектуре, в живописи, в скульптуре.
  2. Развитие кругозора учащихся, умения видеть взаимосвязь между видами искусства во времени и пространстве. Учить прослеживать характер эпохи в различных видах искусства.
  3. Развитие у учащихся способностей к анализу произведений искусства.
  4. Формирование вкуса и ценностного отношения к явлениям культуры прошлого.

Форма урока : комбинированный медиаурок.

Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.

Материалы и оборудование:

  • Мировая художественная культура: от XVIII века до современности. 11кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Издательство «Дрофа», 2010 г. (с. 27-47, 103-111);
  • сообщения экспертов и поисковых групп;
  • компьютер, проектор, интерактивная доска;

Музыкальный ряд: произведения К. Монтеверди, И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Знакомство с новым материалом («погружение в тему»)
  4. Выступления поисковых групп.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент. Поверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока.

III. «Погружение» в эпоху:

Учитель.

«…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей…»

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?

Сообщение экспертов: (Слайд 3)

Существует несколько версий происхождения термина:

  1. от итальянского “baruecco ” – жемчужина неправильной формы;
  2. baroco ” – одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
  3. от итальянского barocco – причудливый, странный;

В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.

В 80-е годы 19 века происходит настоящее “открытие” барокко: за ним признали право на существование как особого художественного явления.

В 20-е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

Учитель. (Слайды 4-5)

Итак, барокко – стиль, главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI – середины XVIII в.

Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, – эпоха барокко необычайно близка по духу.

Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету – мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.

Характерные черты барокко: (Слайд 6)

  • масштабность, контрастность, обилие декора,
  • напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,
  • стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);
  • совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);
  • одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

Барокко в архитектуре (Слайды 7-16)

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

  • Часто встречаются развернутые масштабные колоннады , изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты , большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры .
  • Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
  • Характерные детали барокко – теламоны , кариатиды, маскароны .

Волюта (итал. voluta – завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).

Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.

Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Устный анализ архитектурных ансамблей эпохи барокко:

  • Ансамбль Смольного. Архитектор Ф.Б. Растрелли .
  • Церковь Св. Петра и Павла. Архитектор Д.Тревано.
  • Церковь Покрова в Филях. 1693-1694 гг. Москва.
  • Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634гг. Москва.
  • Самые крупные ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция) Петергоф (Россия) Аранхуэс (Испания) Цвингер (Германия)

Учитель.

«Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение» – заявляет философ Декарт. Поэтому барокко – это ещё век Разума и Просвещения.

В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» – геометрической правильности построений на плацу.

IV. Выступления поисковых групп. «Великие творцы эпохи барокко»

1 поисковая группа – «Лоренцо Бернини». (Слайды 17-25)

Скульптуры "Аполлон и Дафна", "Похищение Прозерпины", «Давид».

Вопрос аудитории: Какие великие скульпторы также обращались к библейскому сюжету о Давиде?

Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645-1652 гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.

Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.

Шедевр Л. Бернини – огромный (высотой 29 м.) балдахин (киворий) в соборе Святого Петра. Киворий (балдахин) расположен в подкупольном пространстве над главным алтарём на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

Величайшее архитектурное творение Бернини – площадь перед собором Св. Петра в Риме. 1657-1663 гг.

2 поисковая группа – «Архитектор В.В. Растрелли». (Слайды 26-30)

  • Смольный монастырь. Санкт-Петербург.
  • Андреевская церковь. Киев.
  • Зимний дворец. Санкт-Петербург.

3 поисковая группа – «Дивное узорочье» московского барокко». (Слайды 31-33)

Барокко в живописи. (Слайды 34-35)

Учитель.

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая, расширяя границы реального пространства, подчеркивала идею безграничности мира.

Главные ее темы – торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Живопись барокко характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров и подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.

Художники барокко видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо.

Выступления поисковых групп «Великие живописцы барокко»

4 поисковая группа – «Микеланджело да Караваджо». (Слайды 36-41)

«Вакх с чашей в руках». «Юноша, с фруктами». «Лютнист». «Отдых на пути в Египет». «Экстаз Святого Франциска». «Поднятие Христа».

5 поисковая группа – «Петер Пауль РУБЕНС». ( Слайды 42-49)

«Битва амазонок с греками». «Союз Земли и Воды». «Автопортрет с Изабеллой Брант».

«Похищение дочерей Левкиппа». «Крестьянский танец». «Победа и смерть в битве Декия Муса».

Барокко в литературе. (Слайды 53-58)

«…Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Есть сто чудовищ там – фонтана украшенье –
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из камня столб – подставкой служит он…»
Жорж де Скюдери, “Аларих, или побежденный Рим” 1654

Учитель.

В эпоху барокко реальный мир воспринимался как иллюзия, сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика.

Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).

Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями.

К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”.

Для его творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

Научные свершения XVII в. изменили картину мира, вскрыв трагическую глубину вселенной, человеческой души, судьбы человека. Они способствовали изменению общей атмосферы духовной и интеллектуальной жизни. Культурный человек того времени видел, как неустойчива быстротекущая жизнь, как летят “минуты, что подтачивают дни, дни, что грызут и пожирают годы” (Луис Гонгора). Чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной, страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны космоса – таковы духовные открытия барокко.

Отрылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
М. Ломоносов

Барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (риторический вопрос – излюбленная фигура барочной риторики):

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч не боле…
Грифиус

В искусстве барокко сосуществовали несовместимые друг с другом противоположности, создавая своеобразную гармонию. А торжественная выразительность искусства барокко была соткана из контрастов.

Перед нами барочная картина мира:
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому – дырявый кров, кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет,
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
Грифиус

Литературу барокко создавали многие другие знаменитые авторы.

В их числе называют обычно итальянского поэта Т. Тассо, испанского драматурга Т. де Молина и П. Кальдерона (в пьесе “Жизнь есть сон” – герой понимает, что злую судьбу не победить местью, что главная победа в жизни – победа над самим собой, а не над другим; что остаток дней пролетит, как сон. И пробудившись в иной жизни, придется за все держать ответ), англичан Дж. Мильтона и Дж. Беньяна. Барочные черты исследователи находят и у Сервантеса, и в поздних произведениях У. Шекспира.

Каковы же характерные особенности литературы барокко ?

1) противопоставление жизни и смерти; 2) контрастность; 3) риторические вопросы; 4) чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека; 5) образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.

Музыкальная культура барокко. Общая характеристика (Слайды 59, 60)

Выступления поисковых групп «Композиторы эпохи барокко» (Слайды 61-64)

Клаудио Монтеверди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах. Антонио Вивальди.

(Во время выступлений учащихся звучат фрагменты произведений композиторов)

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».

Вопросы для обсуждения:

Сохранило ли барокко черты Возрождения? Появилось ли что-то действительно новое?

Высказывания учащихся, дискуссия.

Учитель. В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.

Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:

  • сложные криволинейные планы;
  • мощная пластика стен;
  • создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;
  • создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;
  • обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;
  • богатая игра цвета и света.

Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

VI. Домашнее задание:

заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко» (Слайд 67)

В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

Библиографический список:

  1. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.
  2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.
  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.
  4. СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004.
  5. CD – Орнамент. Электронная энциклопедия. – М., 2004.
  6. CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004.

Интернет-ресурсы:

  • www.rusedu.ru
  • mou41.togliatty.rosshkola.ru
  • imc.rkc-74.ru
  • www.rusedu.ru
  • www.openclass.ru
  • www.it-n.ru

1 слайд

2 слайд

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини «…Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью…» Лоренцо Бернини

3 слайд

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь - 28 ноября 1680, Рим) - великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» Автопортрет. 1598-1680

4 слайд

Экстаз Святой Терезы (итал. Estasi di santa Teresa d"Avila) - алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645-1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро. Скульптура посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе. Скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора, расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, запрокинув голову, охваченная томлением святая лежит на облаках, стоящий рядом ангел направляет в ее сердце золотую стрелу. Экстаз Святой Терезы 1645-1652 гг.

5 слайд

Фонтан Четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) - один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648-1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана. Фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго.

6 слайд

Фонтан Тритона - фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо. Постамент фонтана образуют 4 дельфина, на кончиках хвостов которых располагается огромная раковина. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана. Фонтан Тритона

7 слайд

«Слон Минервы» перед Санта-Мария-сопра-Минерва Аполлон и Дафна (1622-1625 гг.) - мрамор, 243 см, галерея Боргезе, Рим.

8 слайд

Бюст Людовика XIV в Версале. Экстаз Блаженной Людовики Альбертини (1671-1674 гг.)- мрамор, Сан-Франческо-а-Рипа, Рим

9 слайд

Живопись барокко Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью, покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Главные ее темы - торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

10 слайд

Монументальная живопись барокко получила широкое распространение в западноевропейских странах, особенно во Франции. Но здесь она развивалась в рамках уже сложившихся стилей - классицизма XVII в. и рококо, возникшего в начале XVIII столетия. Шарль Лебрен. Канцлер Сегье верхом на лошади. Около 1660 года. Масло, холст. Лувр, Париж.

11 слайд

Поражали своей парадной пышностью декоративные композиции Шарля Лебрена (1619-1690) в Версале и Лувре. Провозглашенный им «метод изображения страстей», предполагавший помпезное и льстивое восхваление высокопоставленных особ, принес художнику головокружительный успех. В 1662 г. он стал первым живописцем короля, а затем директором королевской мануфактуры гобеленов (вытканных вручную ковров-картин, или шпалер) и руководителем всех декоративных работ в Версальском дворце. В Зеркальной галерее дворца (см. ил. на с. 49) Лебрен расписал золоченый плафон множеством аллегорических композиций, прославляющих царствование и завоевания «короля-солнца» Людовика XIV. Нагромождаемые живописные аллегории и атрибуты, яркие краски и декоративные эффекты барокко явно контрастировали с архитектурой классицизма. Зеркальная галерея дворца в Версале. Франция.

12 слайд

Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души. Вот почему среди портретов XVII в. нет профильных изображений, люди в них обращены лицом к зрителю. Чаще всего это монархи, государственные и общественные деятели, высшая знать - кавалеры и дамы, а также богатые купцы и священники. Величественные позы, гордые, надменные взгляды... Портреты изобилуют множеством символических атрибутов и аллегорических намеков. Сложные драпировки, яркие, запоминающиеся детали, занавесы из тяжелых тканей создают праздничную торжественную атмосферу. Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637

13 слайд

Рубенс- король живописи «История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа». Питер-Пауль Рубенс. Художник с женой Изабеллой Брант на фоне куста жимолости. Около 1609 года. Холст на дереве. Старая Пинакотека, Мюнхен.

14 слайд

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия - 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Рубенс. «Меркурий, Аргус и Ио». 1635-38. Картинная галерея. Дрезден.

15 слайд

Рубенс. «Союз Земли и Воды». Около 1618. Эрмитаж. Питер-Пауль Рубенс. Низвержение Сеннахериба. Первая половина 17 века. Дерево. Старая Пинакотека, Мюнхен. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Рубенс. «Охота на лису и волка».

17 слайд

Домашнее задание: 1. Темы рефератов (на выбор): «Изобразительное искусство барокко»; «Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини»; «Монументальная живопись итальянских и французских мастеров»; «Парадный портрет барокко»; «Традиции Возрождения в изобразительном искусстве барокко»; «Рубенс - «король живописи»; «Портретное искусство Рубенса»; «Творчество Антониса Ван Дейка»; «Живописные шедевры Якоба Йорданса»; «Натюрморты Франса Снейдерса»; «Произведения фламандских мастеров в собраниях российских музеев». 2. Задание всему классу (общее): Познакомьтесь с творчеством знаменитых учеников Рубенса Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса или Франса Снейдерса. Оформите презентацию от класса на тему «Фламандские живописцы барокко». Сопроводите живописные произведения краткими аннотациями (3-4 картины каждого художника).