Клады кудеяра. Кто такой атаман Кудеяр? История, легенда, упоминание в литературных произведениях Кудеяр территория вкусной еды

Немало мест на Руси связано с легендарным разбойником Кудеяром. В книге «Приходы и церкви Тульской Епархии», изданной в Туле в 1895 г. мы находим следующие сведения, относящиеся к селу Страхово Алексинского уезда (ныне Заокского района): « С. Страхово лежит в лесистой местности при почтовой дороге из Тарусы (Калуж. губ.) на станцию Иваново Моск.–Кур. ж. д., на разстоянии 70-ти вёрст от Тулы и 30 от Алексина. Название села связано с именем московского изменника, белевскаго дворянина, разбойника Кудеяра. Поселившись в лесу со своею шайкою над Окою, вблизи нынешняго села Страхова, он наводил страх на жителей этой местности. Отсюда название с. Страхово».

В упомянутой книге есть сведения и о Чаплыгинском городище Чернского уезда, где якобы были скрыты сокровища разбойника, а Боянов овраг (в плане владений помещицы Маляревской он значится как Буянов), расположенный близ могильного поля, находящегося с западной стороны городища «может быть, и получил свое название от буйств, производимых разбойничьею шайкою Кудеяра».

Рассказывая о пребывании И.С. Тургенева на тульской земле, краевед Василий Анисимович Новиков, в своей книге «И.С. Тургенев в Тульском крае», отмечал, что писатель хорошо знал рассказы о разбойнике Кудеяре, которые местные крестьяне передавали из поколения в поколение. Василий Анисимович указывает и на размещённые в газете «Тульские губернские ведомости» (№ 2–6, 1850) народные предания, повествующие о разбойнике.

Легенды о нём были широко распространены и в других российских губерниях. Отсюда можно предположить, что именем разбойника, ставшим нарицательным, могли пользоваться атаманы разных разбойничьих шаек.

Доподлинно же известно, что в правление Царя Иоанна IV Васильевича Грозного, действительно жил боярский сын Кудеяр Тишенков, родом из города Белёва (ныне Тульской области). Он был в числе изменников, которые без особых препятствий провели крымского хана Девлет-Гирея к Москве в мае 1571 года. Столица тогда была сожжена.

Доктор исторических наук Борис Николаевич Флоря, в своей работе «Иван Грозный», указывает, что сведения о перебежчиках Царю доставил Севрюк Клавшов, посланный гонцом в конце лета 1571 года в Крым к Девлет-Гирею. “Дети боярские белевцы Кудеяр Тишенков дa Окул Семенов дa кaлужaне Ждaн дa Ивaн Вaсильевы дети Юдинковы, дa коширяне Сидор Лихaрев, a прозвище Сотник, дa серпуховитин Русин, a с ним десять человек их людей”. Этот список из «Крымских дел», хранящихся Центральном государственном архиве древних актов приводит в своём труде «Опричнина» историк Александр Александрович Зимин. Из документа следует, что самым активным был именно Кудеяр Тишенков, он упорно настаивал на походе на Москву: “И ты-де, госудaрь, поди прямо к Москве, a вождь-де, государь, тебе через Оку и до Москвы яз”.

Своим предложением, Кудеяр и другие изменники нарушали планы Девлет-Гирея, целью которого был набег на район Козельска. Походу на Москву противились и крымские военачальники. Но заверения в отсутствии, каких либо серьёзных препятствий убедили хана, и он направился к столице Руси. В порыве преданности Тишенков заявил, что готов сесть на кол, если завоеватель не одержит победу: “Толко-де ти приход к Москве не учинишь, и ты-де меня нa кол посaди у Москвы. Стоять ден противу тебя некому”

Стараниями Кудеяра, вероятно, и были найдены броды через реку Оку, благодаря чему орда крымского хана миновала русское войско занявшее оборону на берегу.

Позднее, получив от Севрюка Клавшова сведения об изменниках, Царь Иоанн Васильевич полагал, что в силу своего не столь знатного положения они являлись лишь орудием в руках высокопоставленных бояр. В разговоре с послом крымского хана Государь отметил: “Брат наш Девлет-Гирей, сослався с нашими изменники з бояры, да пошел на нашю землю, а бояре наши еще на поле прислали к нему с вестью встречю разбойника Кудеяра Тишенкова”.

Тишенков покинул Московское государство вместе с ханским войском и поселился в Крыму. О нём, в своих письмах Царю Иоанну Васильевичу из крымского плена, упоминал думный дворянин Василий Грязной. Из них следует, что Кудеяр пребывал в милости у хана и занимал важное положение. Но в 1578 году, уже сам Тишенков вступает с Царём в переписку, испрашивая прощение за измену и изъявляя желание вернуться на Родину. Иоанн Васильевич был благосклонен и дал своё согласие: “и будет на наше имя ехати похочешь, и ты бы свои вины покрыл правдою, на наше имя ехал, а мы тебя пожалуем, вины твои тебе отдадим и сумнения бы еси себе не держал”. Далее, следы боярского сына из Белёва теряются. Сведений же о том, что он и разбойник Кудеяр один и тот же человек – не имеется, хотя и упоминается, что разбойник был родом из Белёва.

Истории о Кудеяре, о его многочисленных набегах и грабежах, вселявших в сознание народа страх и ужас, породили множество легенд, а они, в свою очередь, послужили источником для создания художественных произведений. В репертуар Фёдора Ивановича Шаляпина, входила песня «Сказание о двенадцати разбойниках», в основу которой легло предание «О двух великих грешниках» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», где воспевался раскаявшийся в своих злодеяниях разбойник Кудеяр.

Протоиерей Александр Рудниченко настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Волковичи.

Источники:

1. Приходы и церкви Тульской Епархии. Тула, 1895.

2. Новиков В.А. И.С. Тургенев в Тульском крае. Тула, 1990.

3. Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., Мол. гвардия, 1999.

4. Зимин А.А. Опричнина. М., Территория, 2001.

5. Шокарев С.Ю. Переписка Ивана IV Грозного с Василием Грязным и русско-крымские взаимоотношения второй четверти XVI в. // Историко-публицистический альманах «Москва-Крым» №1, М., 2000.

Даже самые продвинутые историки не могут ответить на вопрос, являлся ли знаменитый разбойник Кудеяр реальным лицом. Возможно, многочисленные рассказы о нем - лишь легенды, народные предания. Но как бы то ни было, сказы о Кудеяре и богатейших кладах, якобы спрятанных им и его товарищами по разбою, живут до сих пор.


Сначала об имени Кудеяр. Считается, что оно тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» - «бог» и «яр» - «любимый», то есть «возлюбленный богом». Может показаться неожиданным, но пять веков назад имя Кудеяр на Руси было довольно распространенным.

Самая известная из версий о происхождении Кудеяра гласит, что он - старший брат самого Ивана Грозного! Известно, что отец Грозного, Василий III, был женат дважды. Его первая супруга, княгиня Со-ломония Сабурова, оказалась, по мнению знахарей, бесплодной. Долгое время Василий добивался развода с ней. Вторично он женился на литовской княжне Елене Глинской, которая родила ему мальчика, будущего царя Ивана IV Грозного.
Между тем сорокалетняя Соломония, заточенная в Покровский монастырь в Суздале, неожиданно тоже разрешилась сыном, которого нарекли Георгием. Глинская отправила в монастырь своих людей, чтобы те убили младенца. Но Соломония спрятала сына: объявила его умершим и даже инсценировала похороны. На самом же деле она тайно переправила Георгия в Крымское ханство.

В Крыму мальчик получил новое имя -Кудеяр. Он вырос там и возвратился в Московию, рассчитывая занять престол. Это ему не удалось, и тогда молодой человек занялся разбоем.

Российский Робин Гуд?

Согласно другой версии, Кудеяр был татарином и служил у хана баскаком, то есть сборщиком дани. Однажды, собрав богатую дань, он не вернулся к хану, бежал и встал во главе разбойничьей шайки.
Для полноты картины следует упомянуть еще о реально существовавшем во времена Ивана Грозного человеке, некоем Кудеяре Тишенкове, боярском сыне, перешедшем на сторону татарского хана Девлет-Гирея.



Это благодаря ему в 1571 году татары смогли совершить опустошительный поход на Москву и поджечь ее.
Народная молва рисует Кудеяра человеком огромного роста, небывалой силы, с черной бородой и суровым взглядом. В некоторых легендах он предстает не просто атаманом шайки грабителей, а своего рода русским Робин Гудом, народным заступником. Но чаще всего о Кудеяре говорили как о разбойнике, которому было все равно кого убивать и грабить.

Магическая сила

Истории о похождениях Кудеяра и его несметных богатствах рассказывали почти во всех южных и центральных губерниях России. Не редкость в районах Центральной России «объекты», так или иначе связанные с именем Кудеяра. Во многих губерниях можно найти деревушки Кудеяровки, Кудеяровы горы и курганы, Кудея-ровы леса и пещеры.

Народная молва наделяла Кудеяра магическими способностями. «А то еще был Кудеяр, - говорится в одном из преданий. - Этот где-где ни разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и в Рязани, и в Смоленске - везде побывал, везде свои станы расставлял, и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями. И какой силой владел! Раскинет на берегу речки или озера полушубок и ляжет спать. Одним глазом спит, а другим сторожит: нет ли погони. А как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами. Сядет в нее, и поминай как звали».

Согласно легендам, Кудеяр со своими соратниками орудовал сразу во многих местах, на чрезвычайно обширной территории. Это обстоятельство наталкивает на мысль о том. что под именем легендарного атамана разбойничали несколько банд, «авторитетным» именем пользовались и другие главари.

Естественно, награбленные сокровища должны были оседать в кладах, которые Кудеяр прятал в разных краях, создавая там Кудеяровы городки.

Чертово городище

Таких городков, а значит и кладов, историки насчитали не менее сотни. Рассказывали, что над камнями, прикрывающими сокровища разбойника, время от времени должны вспыхивать огоньки. И тем не менее разыскать такой клад - задача не из легких.

В каждом районе существовала своя история о кудеяровских сокровищах -золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях - и попытках найти их. В Тульской и Калужской губерниях ходили слухи о кладах, спрятанных в ярах и колодцах, но для поиска нужны кладовые записи. Одну такую запись будто бы имел монах Оп-тиной пустыни. После его смерти, говорили, она попала в монастырскую библиотеку. Возможно, до сих пор где-то хранится этот ключ к богатствам, зарытым разбойниками близ городов Козельск и Лихвин. И богатствам немалым - двенадцать бочек чистого золота!

Другим местом, указанным в названной кладовой записи, является так называемое Чертово городище, или Шутова гора - глухое лесное урочище километрах в двадцати от монастыря Оптина пустынь, рядом с дорогой из Козельска в Лихвин. Место, надо полагать, не случайное: именно по этой дороге в старину шли обозы с товарами, на которые нападали разбойники.

В Саратовской губернии есть село Лох, стоящее на берегу одноименной реки. Поселение окружают возвышенности, покрытые лесом. Одна из них - Кудеярова гора - знаменита своей пещерой, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его товарищи. По легенде, там же спрятаны богатейшие сокровища.

Таинственные кольца

Легенда описывала подземные «апартаменты» разбойников: «Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу». И правда, какая-то труба в Кудеяровой горе была.

А что же можно увидеть здесь сейчас? Внутрь таинственной горы ведут три хода. Сейчас забираться в них рискованно из-за возможных обвалов. Однако много лет назад смельчаки пробирались по этим ходам на сотни метров и упирались в непроходимые завалы камней. К тому отдаленному времени относится свидетельство одного из кладоискателей, которому удалось подойти к завалам и разглядеть за ними какие-то кольца, возможно, прикрепленные к дверям кладовой с сокровищами.

Поиски кладов Кудеяра начались с давних времен, продолжаются они и сегодня. Увы, достигнутые успехи - более чем скромные. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Значительно позже, как рассказывали старожилы, одному крестьянину в тех же местах удалось найти большой клад, состоявший из 12 ведер старинных монет, к сожалению, тоже медных. Впрочем, это не мешает нынешним кладоискателям снова и снова отправляться на поиски кудеяровых сокровищ, надеясь на удачу.

Нет сведений ни о времени рождения атамана, ни о дне его кончины. Согласно одной из легенд, в конце жизни разбойник решил раскаяться и начал честную жизнь. Как писал Некрасов: «Денно и нощно Всевышнего/ Молит: грехи отпусти!/ Тело предай истязанию,/ Дай только душу спасти!» Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра и стал замаливать грехи свои тяжкие. Так ли было на самом деле, точно никому неизвестно.

Геннадий ЧЕРНЕНКО
"Тайны ХХ века " 2012

Клады разбойника Кудеяра

Один из самых популярных и загадочных персонажей русского разбойничьего фольклора – знаменитый Кудеяр. Историки так и не могут толком ответить на вопрос – реальное ли он лицо или собирательный образ народных преданий. Единственное, что установлено более-менее точно: легенды о Кудеяре относятся к XVI веку. Так, в 1640 году в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад».

Некоторые историки считают его татарином, так как имя его тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» – «бог» и «яр» – «любимый», то есть «любимый богом». Причем в те времена имя Кудеяр было довольно распространенным. У Карамзина, например, упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». Согласно другой версии, Кудеяр служил у хана баскаком, то есть сборщиком дани. Однажды, собрав богатую дань, он не вернулся к хану, бежал и встал во главе разбойничьей шайки.

Следует упомянуть и о реально существовавшем во времена Ивана Грозного человеке, некоем Кудеяре Тишенкове. боярском сыне из города Белева, перешедшем на сторону татарского хана Девлет-Гирея. Это благодаря ему в 1571 году татары смогли совершить опустошительный поход на Москву и поджечь ее.

Одна из самых распространенных версий связана с Иваном Грозным, которому Кудеяр якобы приходился старшим братом по отцу, князю Василию III. Как вы помните, княгиню Соломонию Сабурову Василий сослал в монастырь по причине бездетности, а сам вторично женился на литовской княжне Елене Глинской, которая родила ему мальчика, будущего царя Ивана IV Грозного.

Соломония же в обитель попала уже «в положении» и вскоре тоже разрешилась сыном, которого нарекли Георгием. Глинская отправила в монастырь своих людей, чтобы те убили младенца. По преданию, Соломония спрятала сына: по совету ведуньи объявила его умершим и даже инсценировала похороны, уложив в гроб деревянную куклу. Княгиня погибла от рук наемных убийц, проклиная род Глинских, а законный наследник Василия выжил.

Дальнейшая судьба ребенка описывается в преданиях по-разному. По одной из версий, Георгия тайно переправили в Крымское ханство. В Крыму мальчик получил новое имя – Кудеяр. Он вырос там и возвратился в Московию, рассчитывая занять престол. Это ему не удалось, и тогда молодой человек занялся разбоем.

В другом варианте развития событий мальчика тайно воспитала все та же ведунья в лесной избушке под Волоколамском. Когда же царский сын вырос и стал разбойничать, он взял себе прозвище Кудеяр (здесь «кудь» означает жестокую расправу, а «яр» – крутой берег, обрыв).

Поговаривали, что отец и царственный брат знали о своем тайном родиче и даже виделись с ним. Несколько раз Василий III будто бы останавливал погони за Кудеяром: только выйдут его люди на след ватаги, приказывал поворачивать коней. Может, жаль было родную кровь, а может, и без колдовства не обходилось.

Народная молва рисует Кудеяра человеком огромного роста, небывалой силы, с черной бородой и суровым взглядом. По преданиям, записанным этнографами в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином богатырского сложения, хорошо знавшим русский язык. В некоторых легендах он предстает не просто атаманом шайки грабителей, а своего рода русским Робин Гудом, народным заступником. Но чаще всего о Кудеяре говорили как о злобном разбойнике, которому было все равно кого убивать и грабить, и людям не было от него пощады. Народ его осуждал и боялся, его именем пугали непослушных детей. А сказы о богатейших кладах Кудеяра живут до сих пор.

Зарывал клады с награбленным Кудеяр, согласно былинам, там, где и лиходействовал. При этом золото разбойник не просто прятал, а проклинал и заговаривал, чтобы никто не мог его найти. О колдовских умениях Кудеяра народных баек ходило не меньше, чем о лихих его делах и тайных кладах.

«А то еще был Кудеяр, – говорится в одном из преданий. – Этот где-где ни разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и в Рязани, и в Смоленске – везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями. И какой силой владел! Раскинет на берегу речки или озера полушубок и ляжет спать. Одним глазом спит, а другим сторожит: нет ли погони. А как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами. Сядет в нее, переплывет на другой берег, накренит лодку – в руках полушубок. Встряхнет его, и поминай как звали».

Истории о похождениях Кудеяра и его несметных богатствах рассказывали почти во всех южных и центральных губерниях России. И всякий уважающий себя регион имеет свои кудеяровы места. Одних только Кудеяровых городков по центру России разбросано более сотни. Встречаются и Кудеяровы леса и Кудеяровы пещеры. По дороге на Липецк есть Кудеяров лог. На Волге, в Жигулевских горах – Кудеярова гора, Молодецкий курган, Воеводино урочище. Воровское городище. В Нижегородской области – село Кудеярово и деревня Кудеяровка. Есть еще Кудеяров притон, Кудеярова крепость. В Шатурской Мещере, богатой лесами, реками, озерами и болотами, это – Воруй-городок.

Надо сказать, и по природным чудесам, и по различным аномальным явлениям Шатурский край явно выделяется среди остальных лесных регионов средней полосы. Окрестности озер Карасево, Долгое и Великое – место и само по себе загадочное, обжитое древними колдунами из племени, жившего в этих краях еще до появления славян. Непосвященные не могут попасть в заколдованный Воруй-городок, так как его окружают непроходимые для чужаков болотные топи, летом окутывает туман, а зимой вокруг гуляют свирепые вьюги. Однако Кудеяр нашел туда путь благодаря магическим знаниям, которые получил от крестной матери – волоколамской ведуньи. И ватагу свою сюда приводил, и награбленные сокровища тоже здесь прятал.

То, что в этих местах действительно происходит что-то непонятное, подтвердит любой искатель разбойничьих кладов, сумевший достаточно близко подобраться к таинственным местам. Кажется, тропка найдена, стоит только свернуть на нее – и откроется Воруй-городок. Но тут же незваный гость шатурских болот сбивается с пути, а то и вообще начинает вести себя странно, в беспамятстве бродя по берегам трех озер.

Согласно легендам, Кудеяр с товарищами орудовал одновременно во многих местах, причем на чрезвычайно обширной территории. Это наталкивает на мысль о том, что, прикрываясь именем легендарного атамана, разбойничали немало разных банд. Но нельзя исключать и то, что все их главари действительно подчинялись одному «криминальному авторитету» – реально существовавшему Кудеяру.

В любом случае награбленные сокровища должны были оседать в кладах, которые Кудеяр прятал в разных краях, создавая там Кудеяровы городки. Таких городков, а значит, и кладов, историки насчитали не менее сотни. Рассказывали, что над камнями, прикрывающими сокровища разбойника, время от времени должны вспыхивать огоньки. И тем не менее разыскать такой клад – задача не из легких.

В каждом районе существовала своя история о кудеяровских сокровищах – золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях – и о попытках найти их. В Тульской и Калужской губерниях ходили слухи о кладах, спрятанных в ярах и колодцах, но для поиска нужны кладовые записи. Одну такую запись будто бы имел некий монах Оптиной пустыни. После его смерти, говорили, она попала в монастырскую библиотеку.

В качестве одного из мест, где зарыты заветные клады, рукопись называла Чертово городище или Шутову гору, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин. Именно на этой дороге злой разбойник и поджидал бедолаг-купцов.

Чертово городище расположено на заросшем лесом высоком бугре, где поднимается тремя отвесными стенами из сероватого песчаника, изборожденными многочисленными трещинами и поросшими мхом. Четвертая стена почти сравнялась с площадкой. По преданию, ранее это был «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой за одну ночь. Черти соорудили на горе двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд, но тут прокричал петух, и они разбежались, не закончив постройку. На одном из камней, лежащих у подножия городища, еще сто лет назад явственно был виден след дьявольской лапы. Рассказывают, что в городище скрыты великие сокровища – только в Кудеяровом колодезе укрыты двенадцать бочек золота, но нечистая сила тщательно их оберегает.

По ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра – Любаши, которая была за что-то проклята отцом и навеки заточена в недрах Чертова городища. Ее призрак выходит на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» Чтобы избавиться от нечистой силы, оптинские монахи, чья обитель расположена рядом с той дорогой и километрах в двадцати от проклятого места, дважды устанавливали на городище крест, но это не помогло.

В Саратовской губернии есть село Лох, стоящее на берегу одноименной реки. Поселение окружают покрытые лесом возвышенности. Одна из них – Кудеярова гора – знаменита своей пещерой, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его разбойники. По легенде, там же спрятаны богатейшие сокровища.

Легенда описывала подземные апартаменты разбойников: «Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу». И правда, какая-то труба в Кудеяровой горе была.

А что же можно увидеть здесь сейчас? Внутрь таинственной горы ведут три хода, но забираться в них рискованно из-за возможных обвалов. Однако много лет назад смельчаки пробирались по этим ходам на сотни метров и упирались в непроходимые завалы камней. К тому отдаленному времени относится свидетельство одного из кладоискателей, которому удалось подойти к завалам и разглядеть за ними какие-то кольца, возможно, прикрепленные к дверям кладовой с сокровищами.

Поиски кладов Кудеяра начались с давних времен, продолжаются они и сегодня. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Значительно позже, как рассказывали старожилы, одному крестьянину в тех же местах удалось найти большой клад, состоявший из двенадцати ведер старинных монет, но тоже медных. Впрочем, это не мешает нынешним кладоискателям снова и снова отправляться на поиски сокровищ, надеясь на удачу. Но заклятия жестокого разбойника надежно хранят награбленные богатства.

О последних годах жизни знаменитого Кудеяра у народной молвы версии тоже разные. Согласно одной из легенд, в конце жизни разбойник решил раскаяться и начал честную жизнь. Как писал Некрасов:

Денно и нощно Всевышнего

Молит: грехи отпусти!

Тело предай истязанию,

Дай только душу спасти!

Ходили даже слухи, что на склоне дней Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра, принял монашеский постриг и стал замаливать грехи свои тяжкие. Так ли было на самом деле, точно никому не известно.

Согласно другим легендам, Кудеяр утратил на старости лет память и, позабыв, где прятал сокровища, до самой кончины бродил в одежде странника по России и искал зарытые клады. Рассказывают, что и по сей день на шатурских болотах можно увидеть старика в лохмотьях, который обращается к каждому встречному со словами: «А скажи-ка, мил человек, где мой Воруй-городок?»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Этика Михаила Булгакова автора Мирер Александр Исаакович

18. Третий Мефистофель. Клады Заметнейший член компании Воланда, его фактотум, «длинный клетчатый» с глумливой рожей, отзывающийся на имя Коровьев и на кличку Фагот – «шут, забавник», – и на феодальный титул «рыцарь»; он не черт, как Азазелло, а человек, как Гелла; он –

Из книги В конце концов автора Полевой Борис

13. Нож разбойника Югославские друзья деятельно готовятся к каникулярному путешествию.До войны жил я в своем городе Калинине, ездил мало, даже в Москву выбирался редко и с туристскими путешествиями по Европе вовсе не знаком. Но югославские коллеги выросли в иных условиях.

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Клады - От Красной Пожни пойдешь на зимний восход, будет тебе могилка-бугор. От бугра на левую руку иди до Ржавого ручья, а по ручью до серого камня. На камне конский след стесан. Как камень минуешь, так и иди до малой мшаги, а туда пять стволов золота Литвой опущено.В

Из книги Проклятые места планеты автора Подольский Юрий Федорович

Заговоренные клады Панов На Урале, в Сибири, на севере России и даже на Алтае во множестве преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием чудь. Эти предания чаще всего рассказывают к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и

Из книги автора

Заколдованные клады Степана Разина Легендарный атаман, ставший персонажем фольклора и героем художественных произведений, родился в зажиточной казачьей семье около 1630 года в станице Зимовейской на Дону. Его отец – старый казак Тимофей Разя, участник многих войн и

Из книги автора

Клады гетмана Мазепы Гетман Иван Мазепа – один из наиболее загадочных и противоречивых деятелей украинской истории. Полководец, дипломат, полиглот, поэт, музыкант, человек, влюбленный в искусство и большой любитель женщин, он стал символом стремления к свободе для одних


Вот уже без малого пять столетий в селах, разбросанных по берегам Дона и Воронежа, рассказывают о легендарном разбойнике Кудеяре и его несметных кладах, зарытых в землю или укрытых в пещерах. О нем слагают легенды, о нем поют песни:

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.


Впрочем, что за человек был знаменитый атаман, народ запомнил нетвердо. В одних преданиях он предстает разбойником; в других - опальным боярином, скрывавшимся от гнева грозного царя; в третьих - самозванцем, выдававшим себя за царского родственника, или даже братом Ивана Грозного.

По документам XVI века известен дворянин Кудеяр Прокофьевич Тишенков - изменник, который в 1571 году помог крымскому хану Девлет-Гирею скрытно обойти русские заставы у Оки и сжечь Москву. О нем писал в 1574 году приближенный царя Василий Грязной из крымского плена, что были разогнаны все изменники и только «одна собака осталась - Кудеяр». Возможно, его-то разбойничьи подвиги и легли в основу многочисленных легенд о Кудеяре.

Что с ним потом стало, сказать трудно. Один записанный этнографами рассказ утверждает, что поймать Кудеяра власти так и не смогли: «Где-где Кудеяр не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки полушубок и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит; а как завидит сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали... Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались».

Предания, г ипотезы, и факты

Тюркское имя Кудеяр образовано от персидского Худояр - «возлюбленный Богом». У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. В XVI веке имя Кудеяр было уже обычным и на Руси, его носили такие известные исторические личности как князь Мещерский и посол Мудюринов. «Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. От него пошла фамилия Кудеяров.

По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был баскаком — ханским сборщиком податей, человеком огромного роста. Разграбив подмосковные селения, он с большим богатством возвращался в Орду, но по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.

По легенде, записанной в селе Лох в 1919 году, Кудеяр был царского роду и приходился младшим братом Ивану Грозному. Царь якобы слышал от кого-то, что родной брат, когда вырастет, лишит его престола, поэтому и решил убить ребёнка. Но его слуги Сим и Иван ослушались царского приказания и вместе с царевичем бежали к турецкому султану. Здесь брат Ивана Грозного был назван Кудеяром и принял ислам.
По другой версии Кудеяр является сыном Соломонии, первой жены Василия III, отца Грозного. Её силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. Соломония родила Кудеяра в монастыре, его вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах.

Согласно еще одной распространенной легенде, Кудеяр — сын Жигмонта Ботория, рожденный еще до того, как его дядя, Стефан Баторий стал польским королем. Поссорившись с отцом, Жигмонт бежал к казакам на Днепр. Затем он перешел на службу к Ивану Грозному под именем князя Габора-Георгия Сигизмундовича. Он был опричником, но после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка, современный Щорск.

В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. В Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

С именем Кудеяра связано название множества мелких географических пунктов. Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде. В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость.
В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну и Болдыря. Рассказывают, что Кудеяр вместе с ними укрывался в донских лесах, грабя караваны купцов, шедших вниз по Дону. Донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра. Его крепость нельзя было взять ни приступом, ни осадой. Тогда казаки обложили ее хворостом и подожгли со всех сторон. Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.

В поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» включен рассказ Ионушки «О двух великих грешниках», где говорится о том, что в пожилом возрасте Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было велено перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он потратил на это многие годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана — и в этот момент дуб рухнул сам собой.
На стихи Некрасова написана песня «12 разбойников», входившая, в частности, в репертуар Шаляпина.

Много интересных легенд сохранилось о прошлом нашего края. И самые распространенные связаны с разбойником Кудеяром. Его имя сохранилось в географических названиях лесов, городищ, болот, гор, и все они так или иначе связаны с преданиями о несметных сокровищах.

Это увлекло много лет назад группу кружковцев Льговского Дома пионеров на поиски якобы существовавшей Кудеяровой пещеры в районе села Погореловка. И вот, полтора десятка школьников, среди которых были Николай Каплин, Геннадий Гончаров, Борис Руденко, Мария Гусенкова, Олег Сергеев и другие, а также автор этих строк стали собирать материалы и готовиться к походу.




(Фото С.Лагутича).

Прежде всего, несколько человек съездили в Погореловку поговорить со старожилами. И нам улыбнулась удача в лице Никанора Дмитриевича Симонова. Он рассказал, что раньше все вокруг было покрыто лесом. В нем жила шайка разбойников под предводительством Кудеяра. Было несколько пещер в лесу и на горе. Тогда Погореловка была небольшой деревушкой. В ней было лишь несколько дворов Симоновых и Маленкиных. Напротив горы находится село. Когда-то оно называлось Тютчево, затем Тютчево-Быки, а еще позднее просто Быки. Вдоль Сейма тянется на четыре километра Чернецкая гора, она в свою очередь делится на Лысую, Кудеярову и Чубатую.

Сам Никанор Дмитриевич со своим другом Иваном Князевым в детстве не один раз пробовали пробраться в пещеру. Вход был засыпан, они расширяли звериные норы и через них попадали внутрь. По его словам, они проходили метров 20-30 и упирались в дубовую дверь. Пробовали ее выбить, но тогда начинал осыпаться потолок и они стремглав убегали наверх. Взрослые от их рассказов только отмахивались. Потом, будучи уже взрослым, Н. Д. Симонов рассказал об этом уполномоченному НКВД, но тот под угрозой ареста запретил самостоятельно что-либо предпринимать. Больше Симонов не слышал, чтобы в округе находились какие-то ценные вещи или кто-то еще пробовал пробраться в пещеру.

Разговор происходил поздней осенью, и мы договорились, что весной он покажет место, где попадал в пещеру. Но в марте Никанор Дмитриевич умер, а больше конкретно никто ничего не знал. Хотя местные жители утверждали, что еще в начале 20-х годов вход знали Могилев Моисей Степанович, Князев Иван Яковлевич, Князев Петр Иванович.

Однако у местных жителей удалось записать интересную легенду. Она связана с путешествием на юг страны Екатерины Второй. По этой версии Кудеяр был помещичий сын, его история напоминает рассказанную А.С. Пушкиным о Дубровском. Эта шайка орудовала в наших местах, настоящее имя главаря не сохранилось, а только взятое прозвище - Кудеяр. Лагерь их был в пещере на высоком берегу Сейма напротив села Быки. Кортеж Екатерины Второй остановился на ночлег недалеко от этих мест и ночью подвергся нападению разбойников. Конечно, охрана была хорошая, быстро отбила нападение, но Кудеяру удалось угнать золотую карету с царскими драгоценностями. Спасаясь от погони, эти сокровища спрятали в пещере, а вход засыпали. Через несколько дней все они были окружены и убиты.

Конечно, это всего лишь легенда, в истории никаких ее подтверждений не сохранилось. Да и дорога, по которой ехала императрица, пролегала в стороне от Погореловки. Но легенды не требуют подтверждений.

Наш поход все-таки состоялся. Шли пешком, по жаре и все несли на себе. Гора представляла собой крутой заросший склон с белыми промоинами от ручьев. Все нам казалось гораздо больше, чем ожидалось: и гора, и деревья, и… тишина вокруг. Неподалеку бил ключ с чистейшей родниковой водой. Несколько дней мы исследовали гору. Она действительно была изрыта большими норами, но залезать в них так никто и не решился. Пробовали их раскапывать, но также ничего не нашли. Правда, на самой вершине была обнаружена яма глубиной метра три, на ее стенах сохранились следы копоти. Возникла мысль, что это дымоход из пещеры, но раскапывать его без специальных приспособлений было бесполезно.

На том этот поход и закончился, оставив память о прекрасных детских приключениях.

Так кто же этот Кудеяр? Известный курский историк Ю. Липкинг считал, что недаром все эти названия так или иначе связаны с древними селищами или городищами. Та же гора близ Погореловки представляет собой укрепленное городище с оборонительными валами и рвами. По Ю. Липкингу, можно предположить, что 2 500 лет назад в этих местах жили племена со своим особым языком, обычаями и богами. Занимались охотой и скотоводством. Они не были славянами. В древних письменных источниках их упоминали как «чудь» (чудной, непохожий). Постепенно это название было заменено на «кудь», которым стали называть древние неславянские поселения. Отсюда пошло и название многочисленных шаек разбойников, состоявших из беглых крестьян, кудеярских, так как обитали они, как правило, на местах древних стоянок.

Однако существуют и другие версии историков, связывающие Кудеяра с конкретным историческим лицом. Одна из них принадлежит А. Д. Варганову, бывшему директору Суздальского исторического музея. Он был назначен директором музея, расположившегося в известном Суздальском монастыре, когда там еще жили монашки. Сам монастырь основан женой Василия - Третьего Соломонией Сабуровой. Много лет прожил Василий с Соломонией, но детей у них не было. Отсутствие наследника непременно должно было повлечь смуту по смерти царя. Василий решил насильно пострич Соломонию в монахини и сослать в Суздаль, а самому жениться на молодой красавице Елене Глинской. Что и было осуществлено в 1526 году. И вот, когда уже родился наследник, будущий царь Иван Грозный, Василий узнает, что у Соломонии в монастыре тоже родился сын. А это опять вело к смуте. Царь посылает в монастырь доверенных людей с приказом мальчика убить. Посланники выяснили, что ребенок уже год как умер, это подтвердили все монашки и показали место захоронения. На этом все и успокоилось.

В монастыре Варганов разыскал документы, подтверждающие, что мальчик остался жив. Монашки показали Варганову и могилу. Была создана комиссия, проводившая вскрытие. И как же все были поражены, когда в деревянной колоде обнаружили истлевшую куклу в одеждах мальчика. Все это было отправлено в Москву реставратору Исторического музея Е. Видоновой. Часть одежды потом вернулась в Суздаль.

Так что же, легенда подтверждалась? Дальнейшие исследования Варганова установили, что Сабурова прожила в монастыре еще лет двадцать. А мальчик был отправлен подальше от царского глаза на юг России. Там он попал в плен к туркам, где и получил свое имя Кудеяр, что в переводе с персидского означает – «помошник бога». Бежал он от турок и попал к татарам. В 1571 году принял участие в походе Девлат - Гирея на Москву. Но, увидев опустошения, принесенные татарами на Русь, сам поднял против них мятеж, чем ускорил разгром. Пытался встретиться с братом - Иваном Грозным, но так где-то и погиб, сохранившись только в памяти народной.

Об этой версии упоминает известный писатель В. Солоухин в книге «Владимирские проселки». А крупный историк Костомаров еще до революции написал повесть «Кудеяр».

Я читал интересную книгу «Родные гнезда», выпущенную в 1962 году в Сан-Франциско эмигрантом первой волны, курянином Анатолием Марковым, где он сообщает, что в его роду был Кильдеяр Иванович, сын боярина Марка Толмача. Вот он, сбежав от преследований Ивана Грозного, и стал знаменитым разбойником Кудеяром, промышлявшим до самой смерти ненавистного царя. Затем, по семейному преданию, он постригся в монахи и закончил жизнь в возрасте 80 лет под именем Питирима в Соловецком монастыре.

Так вот, Марков пишет, что в семейном архиве хранился полуистлевший очень древний пергамент, написанный по преданию рукой Кудеяра, где сообщались приметы места зарытой бочки с драгоценностями « в пятидесяти шагах от дуба» в урочище на реке Реуте. Но примета эта настолько примитивная, что никто место и не разыскивал.

Определенно можно сказать только о том, что большинство разбойников прошлых времен, промышлявших в наших местах, получало прозвище Кудеяр. И можно предполагать, что имя это нарицательное: разбойник – значит, Кудеяр.

Продолжение...
СОДЕРЖАНИЕ