Модернизация индии во второй половине хх века. Процессы модернизации в индии и китае XX век в лицах

В самом общем виде можно отметить, что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Как отмечает известный отечественный востоковед Л.С. Васильев, «традиции и институты во всех неевропейских цивилизациях были целеустремленно направлены на то, чтобы не допустить таких новшеств, которые могли бы подорвать силу централизованной власти и свято хранимую устойчивость веками складывавшихся социальных отношений». Такая структурная особенность всех восточных цивилизаций не могла не сказаться, по мнению данного автора, на их историческом сознании: «На Востоке исторический процесс - как и вообще отношение к времени - не воспринимался в качестве линейного, а консервативная стабильность реально превратила его в цикличный». Е.Б. Рашковский о той же особенности восточного историзма пишет следующее: «Циклическое воззрение на мировой процесс (чередование миров - чередование народов и культур - чередование форм правления и династий в предустановленной и имманентной динамике) - неотъемлемый элемент господствующих исторических воззрений в традиционных культурах Востока». Единственным известным исключением из этого правила является еврейская традиция.

Определяя специфику индийской цивилизации, Л.С. Васильев отмечает, что в ней фактором, консервирующим общественные отношения, и, тем самым, оказывающим опосредованное воздействие на общественное сознание, было не столько государство, сколько система общин и каст. Это, в общем и целом верное наблюдение, требует в нашем случае некоторых пояснений и детализации.

Общеизвестным является тот факт, что особенностью социальной структуры индийского общества на протяжении практически всего периода его существования являлась жесткая варново-кастовая система. Однако следует особо подчеркнуть, что как жесткость, так и стабильность существования данного социального феномена, были обусловлены не какими-либо внешними факторами, как то, например, государство. Ибо сильного централизованного деспотического государства Индия не знала. Причина была скрыта во внутренних ментальных установках индийского сознания. Пронизанность всей жизни индуса сложным ритуалом и многоуровневый иерархизированный характер его восприятия обусловили стремление отдельных групп индийского общества к обособлению с целью обеспечить должное соблюдение всех правил ритуальной чистоты. Наиболее яркое отражение значения данной установки индийского сознания на процесс самоорганизации индийского общества нашло в той роли, которую в нем с древнейших времен играло жречество, иначе варна брахманов. Их авторитет и престиж практически всегда, за исключением, может быть, периода господства неортодоксальной системы буддизма, в традиционной Индии были беспрекословны. И, как пишет крупный отечественный индолог Р.Б. Рыбаков, основой этого было то, что «системообразующую роль в индуизме играет понятие ритуальной чистоты…, делающее неуязвимой для логических и эмоциональных доводов триаду каста - карма - дхарма». Таким образом, роль ритуала в оформлении конституирующих черт индийской культуры трудно переоценить. Едва ли мы сможем назвать еще одну такую цивилизацию на земле, все сферы жизни представителей которой, от момента зачатия и до смерти, были бы в такой же степени ритуализированы. До сих пор для многих индийцев страх перед нарушением ритуальных предписаний оказывается зачастую сильнее страха смерти. По мнению многих авторов, пишущих об Индии и пытающихся сформулировать перечень черт, лежащих в основе данной цивилизации, именно вся совокупность обрядов и ритуалов определяет ее целостность.

В логике же нашего рассуждения это обстоятельство выводит нас вновь на обозначенную выше проблему определения всех факторов, обусловивших «аисторичность» индийского сознания. Ритуал, как важнейший социальный феномен, регулировавший жизнь индийского общества на протяжении веков и даже тысячелетий, безусловно, является одним из них. Ведь он предполагал нерефлексивное воспроизведение неких первооснов, а, следовательно, всячески ограничивал любое продвижение вперед. Именно он в значительной степени обеспечивал ту самую «консервативную стабильность» в индийском обществе, от которой проистекало цикличное восприятие времени. Но, кроме того, ритуал еще и усиливал уже обсуждавшуюся выше «потустороннюю ориентацию» индийского сознания, снижая для него значение «мира повседневности». Как отмечал другой известный отечественный индолог В.С. Семенцов, «любая ритуальная культура жестко делит мир на две сферы - сакральную и профаническую. Сакральная есть сфера собственно ритуальных священнодействий. Готовясь войти в нее, человек обязан пройти определенную подготовку - очищение… Считается, что входя в сакральный круг, человек становится причастным неземному миру… Возвращаясь назад к профаническому существованию, человек снимает с себя запреты, которым он подвергался в сакральной сфере… Профанический мир, с одной стороны, безопаснее и "удобнее" мира сакрального… Вместе с тем мир профанический лишен той значительности и внутренней ценности, которые присущи миру сакральному. Поэтому человек стремится расширить сферу сакрального, обставляя обрядами все сколько-нибудь значительные события своей жизни». Поскольку ни в какой другой культуре мы не встречаем такой степени ритуализованности всех человеческих проявлений, то получается, что для индийцев соотношение между "сакральным" и "профаническим" сильно смещено в сторону первого. Иначе говоря, даже всю свою посюстороннюю деятельность индийцы стремились привязать к инобытию. А отсюда понятно их невнимание к повседневной истории, и как следствие, неразвитость исторической рефлексии.

Говоря об индийском обществе в целом, отметим, что на всем периоде его существования оно отличалось не только известной заданностью и жесткостью сложившихся в нем социальных связей, укорененных в ментальности индийцев, но также и поразительной пластичностью, толерантностью и свободой самовыражения для индивида, стремящегося к самореализации, прежде всего, в духовной сфере. По этому поводу один из представителей неоиндуизма Сатпрем пишет: «Если мы взглянем на духовный мир Индии изнутри, то обнаружим, что Индия - это страна исключительной духовной свободы, не имеющая себе равных». Проявление данной свободы мы можем обнаружить уже в текстах Ригведы, чьим своеобразным "интеллектуальным девизом" был тезис: «Истина - одна, мудрецы же говорят о ней по-разному». Опираясь на него, самое привилегированное и авторитетное индийское сословие брахманов могло развивать индийскую религиозно-философскую традицию, не ограничивая себя в плане духовной интуиции.

Республика Индия - государство в Южной Азии, занимающее седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Республика прошла сложный исторический путь. Эта страна объединила не только сотни народов и множество культур, но и регионы, находившиеся на совершенно разных уровнях развития. Поэтому процесс модернизации в ней характеризовался сложностью и уникальностью.

Особенности страны диктовали индийскому правительству осторожность в проведении реформ. В первую очередь предстояло преодолеть наиболее архаичные пережитки в жизни общества. По конституции 1950 г. были уравнены в правах представители высших и низших каст. Ограничивалось крупное помещичье землевладение. Арендаторы смогли выкупать обрабатываемые ими земли. В то же время в деревнях сохранилась система натурального и полунатурального хозяйства. Плантации, принадлежавшие колонизаторам, перешли в собственность государства. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. проводилась политика «зеленой революции» - внедрения передовых приемов землепользования. Индия добилась самообеспечения продовольствием.

Особое значение индийское правительство придает развитию мелкого бизнеса, в котором занято около 80 % наемных рабочих всей индийской промышленности.

Начиная с 1991 года, Индия провела либеральные экономические реформы, открыв свой рынок и уменьшив правительственный контроль в сфере экономики Золотовалютные резервы возросли от 5,8 млрд. долларов США в 1991 г. до 308 млрд. в 2008 г. Среди политических мер и шагов продолжилась приватизация, создание частных компаний и открытие отдельных секторов экономики для частного и иностранного участия.

Итогом модернизации стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоны с льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного ору жия и ракетной техники.

Экономика Индии полна контрастов. Центры современного аграрного производства соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях. До половины взрослого населения неграмотно. Эти люди живут в деревнях, где нет канализации, водопровода и электричества. Но при огромной численности населения (1027 млн. человек) количество людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира.

Многие ученые считают, что Индия - одна из супердержав XXI в. Для таких суждений есть определенные основания. Страна не только обладает ядерным оружием, но и самостоятельно производит вполне современные суперкомпьютеры, не уступающие американским, имеет собственную программу освоения космического пространства. Фармацевтическая индустрия Индии успешно соперничает с западноевропейской.

В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.
Предоставление независимости и раздел страны. В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.
В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.
В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.
Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди.
Особенности политики модернизации. Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.
В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.
Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.
Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.
Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.
Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.
Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.
Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.
В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% .
В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.
Внешняя политика Индии. В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.
В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.
В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии.
Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Be1 ликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией.
В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях.
С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами.
К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы.
Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она привела?
2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?
3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внешней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отношения с СССР, с Россией?
4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Индия имеет большие перспективы развития в XXI веке?

В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.

Предоставление независимости и раздел страны. В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.

В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди.

Особенности политики модернизации. Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.

В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.

Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.

Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.

Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% .

В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

Внешняя политика Индии. В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии.

Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Be 1 ликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией.

В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях.

С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами.

К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы.

Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она привела?

2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?

3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внешней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отношения с СССР, с Россией?

4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Индия имеет большие перспективы развития в XXI веке?

Вопрос 48. Какую политику проводила колониальная администрация Великобритании в Индии в 1920-1930-е гг.?
В годы Второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Ведущая политическая партия страны - Индийский Национальный Конгресс (ИНК) - начала кампанию граж­данского неповиновения , призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена.

Однако с завершением войны Индия оказалась на грани революции. Тяготы военного времени исто­щили терпение населения. Летом 1945 г. в крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сфор­мированные из индийских подданных Британской империи.

1. Предоставление независимости и раздел страны [§33 п.1 Загладин].

В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей прошли выборы в законо­дательное собрание. Большинство получила партия ИНК , которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те про­винции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

Схема 8. Британская Индия после обретения независимости

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась по религиоз­ному признаку на два государства - индуистскую Индию и исламский Пакистан , которые получали статус доминионов. Княжествам и про­винциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в со­став какого из государств они войдут.


  • В результате миллионы человек оказались вынужденными пере­селенцами.

  • Многие города стали ареной кровопролитных столкнове­ний между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения ре­лигиозного фанатика пал лидер освободительного движения М. Ганди.

  • Осенью 1947 г. на спорную территорию княжеств Джамму и Кашмир из Пакистана вторглись отряды пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские вой­ска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг. , прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.
Завершающим шагом к приобретению Индией независимости было принятие Конституции 1950 г.

Правящей партией стал ИНК. Ее лиде­ром до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди (1917-1984), затем ее сын Р. Ганди (1944-1991).

2. Особенности политики модернизации [§33 п.2 Загладин].

Условия , в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложно­стью.

  • Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разор­ван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались па тер­ритории Пакистана, отношения с которым были напряженными.

  • На территории Индии проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями.

  • В стране были штаты с демократи­ческой формой правления и полунезависимые княжества.
ИНК проявлял большую осторожность в проведении социально-по­литических преобразований , пытался преодолеть наиболее архаичные формы организации общественной жизни.

  • Ликвидировалась кастовая система , уравнивались в правах пред­ставители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения).

  • Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель , помещики лишались права собирать налоги с крестьянства.

  • В то же время правительство не на­рушало традиционного уклада сельской жизни , системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством, системой самоуправ­ления.

  • Собственность бывших колониальных властей стала основой госу­дарственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные и военные предприятия, ирригационные сооружения.

  • Установилась система пятилетних планов. Индия использовала тех­ническое содействие СССР , в частности для создания металлурги­ческой промышленности.

  • Предприятия и банки , которые находились в собственности национальной буржуазии, первоначально не были национализированы. Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности.

  • В 1960-е гг. правительство национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на макси­мальный размер земельных владений.
Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Государственные инвестиции в ключевые секторы экономики сочетались с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, вводились особые льготы.

Итогом модернизационной политики стало формирование много­укладной экономики , усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11 до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74 до 64%. Выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы высоко­технологичного производства, научные центры. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной тех­ники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей компьютеры, моделирующие процессы, происходящие при ядерных взрывах.

В результате «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрения современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые обеспечила себя продовольстви­ем. Особенностью социально-экономического развития Индии было со­седство передовых технологий с натуральным хозяйством в деревнях, хотя там сложились отдельные центры современного типа аграрного производства.

До трети взрослого населения Индии неграмотно. Но именно сель­ское, неграмотное и малограмотное население, а не малочисленный сред­ний класс, обеспечивало в стране социально-политическую стабиль­ность.

Не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, традиционно консервативное крестьянство поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс впервые потеряла власть, проиг­рав выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокра­щения рождаемости. Сельские избиратели расценили это как покуше­ние на устои их жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

Утрата власти ИНК была непродолжительной. В 1978 г. эта ста­рейшая партия Индии реорганизовалась. Часть ее членов, во главе с И. Ганди, создала партию ИНК(И), добавив к ее названию начальную букву имени лидера. В 1979 г. партия ИНК(И) вернула себе власть. Однако ее господство на арене политической жизни страны уже завер­шалось. Об обострении политической борьбы свидетельствовала гибель И.Ганди в результате покушения в 1984 г. и ее сына Раджива - в 1991 г.

Успехи индустриального развития, рост образовательного уровня обусловили возникновение нового среднего класса - мелких хозяев города и деревни, интеллигенции. Они стали социальной базой неболь­ших политических партий, которые, объединившись, смогли создать серьезный противовес ИНК(И).

В 1980 г. оформилась стоящая на пози­ции традиционных для Индии религиозно-общинных ценностей Бхаратия джаната парти (БДП).

В 1988 г. отколовшиеся от ИНК груп­пировки, враждебные клану Ганди, создали партию Джаната дал (ДД). В 1989-1991 гг. эта партия завоевала большинство и сформировала правительство.

На выборах 1996 г. ни одна из партий не получила большинства голо­сов. Однако коалиционное правительство, сформированное ДД, ком­мунистами и рядом небольших партий, поддерживаемых ИНК(И), про­существовало недолго.

На досрочных выборах в парламент 1998 г. победила БДП , предложившая избирателям новую концепцию дальней­шего развития индийского общества.


  • Во-первых, был выдвинут принцип культурного национализма . Он означал единство нации, народа, культуры, основанной на традиционных религиозных ценностях. БДП, в частности, обязалась внести соот­ветствующие изменения в конституцию, поощрять строительство храма бога Рама, ввести полный запрет на забой коров и экспорт говядины.

  • Во-вторых, предлагалось начать решительную борьбу с коррупцией , злоупотреблениями властью, расширить права общинного само­управления.

  • В-третьих, выдвигался принцип экономического национализма , увеличения темпов роста экономики за счет поддержки отечественных товаропроизводителей. Приоритетным провозглашалось производство продуктов питания. 60% бюджетных фондов намечалось направить на развитие сельского хозяйства.

  • В-четвертых, ставилась задача обеспечения социальной гармонии. К 2010 г. намечалось решить жилищную проблему населения, обеспе­чить его полную грамотность.

  • В-пятых, предлагалось обеспечить безопасность страны созданием ядерного оружия.
Придя к власти в 1998 г., правительство приняло меры для поддерж­ки предпринимательской деятельности, частичной либерализации внеш­ней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

По абсолютному объему валового внутреннего продукта (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

3. Внешняя политика Индии [§33 п.3 Загладин].

В годы «холодной войны» Индия придер­живалась политики неприсоединения, была одним из основателей это­го движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отноше­ния с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была проведена на местности. Одно­временно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакиста­ном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало многомиллионный приток беженцев в Индию. Последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточ­ного Пакистана, который стал независимым государством Бангла­деш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на запад­ных границах Индии.

Власть в Пакистане перешла от армии к гражданской администра­ции. Он вышел из военного союза с США и Великобританией, норма­лизовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией. В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по вопросам прохождения границы в Гималаях.

С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. Индия и Пакистан провели испытания ядерного оружия.

К началу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями. По своим ресурсам, уровню технологического развития страна имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же вре­мя перед ней стоят сложные проблемы - неравномерность в развитии штатов, сепаратистские движения, рост межэтнических и религиозных конфликтов.

Вопросы и задания


  1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она при­вела?

  2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?

  3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внеш­ней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отно­шения с СССР, с Россией?

  4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Ин­дия имеет большие перспективы развития в XXI веке.

XX век в лицах

Джавахарлал Неру (1889-1964) - пре­мьер-министр Индии в 1947-1964 гг. Родился в семье одного из лидеров партии ИНК М.Неру. Окончил Кембриджский уни­верситет в Англии. Занимался адвокатской практикой. В 1912 г. вступил в ИНК, с 1929 г. вошел в ее руководящие органы. Сторонник взглядов М.Ганди. За участие в национально-освободительном движении подвергался преследованиям колониальных властей, около десяти лет провел в тюрьме. Будучи главой правительства выступал про­тив религиозного фанатизма, за гармонию в отношениях между религиозными общинами. Во внешней полити­ке отстаивал мирные отношения с другими государствами, неприсо­единение Индии к военным блокам. Считал важным развитие дружес­ких отношений с СССР, был с визитами в Советском Союзе в 1927, 1955, 1967 гг.

Индира Ганди (1917-1984) - премьер-ми­нистр Индии в 1966-1977 гг. и 1980-1984 гг. Рано вступила на арену политической жиз­ни, в 1938 г. стала членом ИНК, неоднократ­но подвергалась преследованиям колони­альных властей.

В 1959 г. избрана председателем ИНК, вошла в правительство, созданное после смерти Д.Неру в качестве министра инфор­мации и радиовещания, с 1966 г. - премьер-министр. Совмещала этот пост с постом министра иностранных дел и финансов. Сторонник продолжения политики неприсо­единения. Стремилась к модернизации ин­дийского общества. После поражения ИНК на выборах 1977 г. утратила пост премьер-министра и лидера партии. В 1979 г. вернула его себе, а в 1984 г. стала жертвой покушения.

Раджив Ганди (1944-1991) - премьер-ми­нистр Индии в 1984-1989 гг. Сын И. Ганди, учился в Кембриджском уни­верситете в Лондоне, окончил летную школу в Дели, в 1968-1980 гг. служил пилотом в авиакомпании «Индиан эйрлайнз». К политической карьере И. Ганди готовила брата Раджива, Санджая Ганди, который уже в 20 с небольшим лет стал депутатом пар­ламента. В 1980 г. Санджай погиб, и мать настояла, чтобы Раджив занял ставшее вакантным место в парламенте. В 1983 г. Р. Ганди - генеральный секретарь ИНК(И). После гибели И. Ганди избран Пред­седателем партии. Став премьер-мини­стром Индии, стремился продолжать курс модернизации, начал кампа­нию борьбы с коррупцией. В 1984-1986 гг. возглавлял движение Неприсоединения.

В 1989 г. партия ИНК(И) потерпела неудачу на парламентских выборах. Р. Ганди ушел в отставку. В 1991 г. стал жертвой покушения.