Во что свистит боцман. Истории морских профессий Откуда пошла боцманская дудка? Запись звуков сигналов на морской дудке

19.02.2015

Боцманский свисток – элемент военно-морского снаряжения, сохранившийся практически в неизменном виде с античных времен. Его главное назначение – подача определенных сигналов, регулирующих дисциплину, внутренний распорядок и правила взаимодействия между членами судовой команды.

От греческих галер до атомных крейсеров

Свое «боевое крещение» боцманская дудка прошла еще в глубокой древности. Ее использовали для регулирования синхронности движений рабов-гребцов, посаженных на весла. Чтобы управлять большим количеством людей и обеспечить должную скорость и маневренность галер, римские надсмотрщики пользовались специальным гонгом или свистком. Последний прижился больше всего и получил широкое распространение не только в Древнем Риме, но и впоследствии «шагнул» далеко в будущее.

Есть факты, что боцманская дудка употреблялась во времена крестовых походов, служа средством для свистания команды на палубу корабля. Нашла она применение также и в эпоху Возрождения, затем была в почете у командования английского флота. Золотой свисток считался атрибутом высшей власти и влиятельности, поэтому носить его на шее могли только лорд-адмиралы. Главнокомандующим морских эскадрилий полагались серебряные дудки, что было не менее почетным и статусным.

В Россию боцманские свистки попали благодаря Петру I, который захотел перенять европейские традиции и установить похожие правила на своих судах. Постепенно роль дудки на флоте стала настолько велика, что ее даже вручали в пожизненное владение боцманам, символизируя тем самым важность этого предмета в жизни моряков.

Немного теории

Конструкция звукового «позывного» довольно проста и состоит из волнообразного основания, небольшого шарика у нижнего края, а также пластины с отверстием для цепочки. Дудка всегда носится поверх одежды и в зависимости от сезонного обмундирования крепится на воротнике или пуговицах униформы.


Существует около двадцати основных сигналов, издаваемых дудкой, тембр которых варьируется от глубокого низкого до звенящего высокого. Для извлечения звуков используются различные комбинации пальцев и дыхательных упражнений. Подразделение сигналов идет по силе, продолжительности, тону и характеру (трель, прерывистый, постоянный).

Самые распространенные команды:

  • аврал
  • побудка
  • вызов на завтрак, обед, ужин
  • большой сбор
  • передаточный
  • смена вахты
  • вызов матроса
  • подъем или спуск флага
  • швартовы


Учитывая специфичность звучания, обычная нотная грамота не вписывается в обозначение команд боцманской дудки. Сигналы изображаются на бумаге особым способом, с помощью непрерывных и сплошных черточек, а также точек в пределах трех горизонтальных линий. Длина каждого отрезка условно равняется по времени одной секунде.

Современное применение

Несмотря на кажущуюся архаичность, боцманские свистки по-прежнему актуальны в системе современного морского флота, являясь работающим средством внутренней связи. Востребованы они и в сфере подарочных услуг – оригинальный сувенир пользуется популярностью не только у моряков, но и людей, далеких от «камбузов» и «килеваний».

Во все времена существовало большое количество различных морских званий и должностей как среди рядового, унтер-офицерского (старшинского), офицерского (командного), так и адмиральского (высшего командного) состава. Об истории возникновения некоторых из них и пойдет речь в нашей статье.
В художественной литературе о море и его тружениках часто встречаются повествования о юнгах. Само же наименование «юнга» произошло от английского слова «young» – молодой. На флоте так называли подростка, исполняющего обязанности матроса и обучающегося морскому делу. Еще в эпоху парусного флота английским адмиралам и командирам военных кораблей разрешалось брать в команду в качестве уборщиков и вестовых (денщиков) мальчиков девяти-десяти лет, которые одновременно с исполнением своих прямых обязанностей в обязательном порядке осваивали различные морские специальности. С годами некоторые из них дослуживались до офицерских чинов – лейтенантов и даже капитанов, как, например, известный английский капитан Джеймс Кук.
Юнги были и на кораблях российского военного морского флота, а позднее и на гражданских судах. Широкое распространение институт юнг получил в годы Советской власти. Значительное количество юных матросов служило в годы Великой Отечественной войны на боевых кораблях и гражданских судах. Из их числа впоследствии вышло много известных мореплавателей – штурманов и капитанов дальнего плавания, военноначальников, ученых, писателей. Так, в годы Великой Отечественной войны прошел свой боевой путь на торпедных катерах юнга Валентин Пикуль, впоследствии ставший известным в нашей стране и за ее пределами писателем.
В далеком прошлом корабельный (судовой) повар, готовящий пищу для команды на камбузе (кухне), получил свое название от голландского слова «кок», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «кокус» – повар. Это название сохранилось в повседневном обиходе моряков и в наши дни, как на военном, так и гражданском флотах.
Современная корабельная и судовая специальность «матрос» произошла от голландского слова, означающего «товарищ по мачте, по работе, напарник». Она получила широкое распространение на различных флотах мира и подразделяется на матросов 1-го и 2-го классов, матроса-рулевого, камбузника, ловца, матроса-обработчика, матроса, марсового матроса (специалиста по такелажным работам: на парусных судах – матроса, работающего на марсе), матроса-артиллериста (комендора), фалрепного (матрос, посылаемый с вахты подать фалреп) и т.д. Существует в военно-морском флоте и воинское звание старший матрос, что соответствует армейскому званию ефрейтор. На судах гражданского флота имеется должность старшего матроса, на которую назначаются высококвалифицированные специалисты из числа матросов 1-го класса.
В некоторых иностранных армиях существует звание капрал, соответствующее ефрейтору в российской армии. В российском же флоте официально такой чин отсутствует, однако на военном флоте «капралом» прозывали морских унтер-офицеров. А вот первый унтер-офицерский чин квартирмейстер не получил своего распространения на флоте.
В XVII веке в российском военно-морском флоте существовала унтер-офицерская должность «баталер», произошедшая от голландского слова «виночерпий». Изначально этот человек ведал содержанием и распределением продовольственных и винных припасов на кораблях. Позднее баталером стали называть унтер-офицера или кондуктора хозяйственной специальности, заведующего денежным, пищевым и вещевым довольствием. Сегодня это люди, на общественных началах занимающиеся лишь вопросами содержания на складах различного продовольствия и выдачей его на камбуз.
Назовем еще один младший унтер-офицерский чин российского флота, существовавший в XVIII веке, – «шхиман», который имел в подчинении шхимаимата. Однако это звание не прижилось на флоте.
Сегодня, как и сотни лет назад на судах довольно распространена должность плотника, который подчиняется боцману и при необходимости заменяет его. За неимением такого специалиста его обязанности на судне выполняет старший матрос или матрос 1-го класса.
А такой морской чин, как «комит» (аргузин, альгвазил), существовал лишь на галерах и принадлежал начальнику команды, руководившему действиями гребцов и распределявшему их для работы на веслах в три смены. С помощью своих помощников – подкомитов – они руководили действиями гребцов во время плавания. На галерах стран Средиземноморья в VII-ХVII веках комит по отношению к гребцам-каторжанам исполнял также обязанности надсмотрщика и палача. На груди комиты носили серебряную дудку – отсюда и пошли впоследствии на военных кораблях всем известные «боцманские дудки».
На греческих же кораблях-галерах гребцами командовал погоняла – «келеустос». А его помощников, отвечающих за каждый ярус весел, а также инструменты для отбивания такта гребли и плети, именовали «тойархами». Гребцы по ярусам палуб галеры подразделялись на «франитов», «цигитов» и «таламитов» (сверху вниз, соответственно). О прибытии галеры в порт извещал горнист – «буканет», а глубину моря при заходе в порты измерял с носовой части судна с помощью «болиса» (лота) «прореус».
Название чина «шкипер» (шхипер-корабельщик) пришло из датского языка. В наше время шкипером называют старшину или даже капитана несамоходного судна. Производным этого чина стало наименование «подшкипер», который выполнял обязанности по содержанию корабельного имущества (унтер-офицер) по морской части. В наши дни этот человек ведает имуществом на палубной части крупных судов.
Корабельный чин, а позднее должность «боцман» произошло от голландских слов, переводимых как «лодка» (корабль, судно) и «человек». В российском флоте боцман – старший над всеми корабельными унтер-офицерами и матросами, заведующий всеми работами по морской части и отвечающий за содержание корабля в чистоте. Позднее на гражданских судах боцманом именовался представитель младшего командного состава, которому был подчинен рядовой состав палубной команды по судовым хозяйственным работам. В обязанности боцмана входила организация судовых работ и содержание судна в чистоте, наблюдение за исправным состоянием трюмов, обучение рядового состава палубной команды. Он также следил за такелажными, якорными, буксирными и швартовыми устройствами и принадлежностями, тросами, блоками и т.д.
В настоящее время боцман подчиняется старшему помощнику капитана и является непосредственным начальником палубной команды. Этот человек обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, грузовых и судовых помещений, надстроек, танков пресной воды, измерительных, приемных и воздушных труб, рангоута, такелажа, включая и антенное хозяйство, трапных конструкций, кранцевой защиты, рулевого, грузового, якорного, швартового и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования и прочих устройств. Он ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением, кладовыми своего заведования и является непосредственным руководителем судовых работ.
В российском военно-морском флоте существовал еще и так называемый боцманмат – старший строевой унтер-офицер, который в отсутствии боцмана исполнял его обязанности. На современных учебных парусных судах служат сразу несколько боцманов по различным заведованиям (например, мачтам), во главе которых стоит главный боцман.
И, наконец, на кораблях российского военно-морского флота существовал и свой «кондуктор». Это был промежуточный чин между унтер-офицером и офицером, принадлежавший ближайшим помощникам офицеров-специалистов.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ


Когда на судах основным движителем было весло, а число гребцов на самых боль­ших из них исчислялось сотнями, возникла потребность добиться синхронности их рабо­ты, ритмичного темпа гребли. Только так можно было обеспечить необходимую скорость и маневренность тогдашних кораблей.

Нужный ритм в действиях гребцов обеспечивался звуковыми сигналами. Как прави­ло, их подавали свистком, флейтой или гонгом. С появлением парусного флота роль звуко­вых сигналов, предваряющих команды, возросла еще более. Тогда-то и родилась дудка-свисток особого устройства для подачи сигналов на корабле. История сохранила бесспор­ный факт - еще в XIII веке дудка употреблялась крестоносцами для вызова команды корабля наверх при схватке с противником на абордаж.

В своей оде «Темпест» о дудке упоминает и Шекспир. Одно время она была симво­лом должности и даже атрибутом высшей власти. Самый старший из английских адми­ралов, лорд-адмирал, носил на шее золотую дудку на золотой цепи. Подобную же дудку, но только серебряную и на серебряной цепочке, носили адмиралы английских эскадр в бою.

Указом британского короля масса золотой дудки была определена равной одной унции (28,35 г), а цепочка по своей массе была эквивалентна золотому дукату (3,4 г). История военного флота Великобритании свидетельствует, что дудка в ее сегодняшнем виде была введена там как память о захвате в морском бою знаменитого шотландского пирата Эндрю Бартона, с шеи которого и была снята дудка Ее взяли за образец и приняли в британском флоте, а до этого времени в употреблении были самые разнообразные свистки.

Существуют доказательства, что боцманская дудка, похожая на ту, что была изъята у Бартона, то есть плоский никелированный ящичек с полым шариком на конце, в кото­рый вставлялась слегка согнутая трубка, крепившаяся к никелированной цепочке, при­шла в Россию во второй половине царствования Петра I.

Представим себе на минуту... Чудесная погода, характерная для тропиков, ровный упругий пассат и русский бриг, идущий вперед под всеми парусами...

Не занятые вахтой матросы занима­ются обычными корабельными делами, а подвахтенные, как водится, отдыхают. Сигнальщик и вахтенный начальник вни­мательно осматривают слегка волнующий­ся океанский простор.

Вдруг вахтенный офицер, вниматель­но вглядываясь в лазурную даль, на мгно­вение замер - на самом горизонте по­явилось небольшое облако, быстро дви­гавшееся с севера в сторону корабля. Оно на глазах увеличивалось в размерах. Ста­ло ясно - идет шквал. И тут же с мости­ка прозвучала команда: «Унтер-офицеры, к люкам!» Они быстро заняли свои мес­та у люков и, сжав боцманские дудки в ладонях, набрали в легкие побольше воз­духа.

«Свистать всех наверх! Рифы брать!» - последовала очередная коман­да. Переливчатые трели дудок, прижатых к губам унтер-офицеров, зазвучали на па­лубе брига, и сразу же - новая команда: «Все наверх! Рифы, брать!»

Прошли считанные минуты, и «взя­тые» рифы заметно уменьшили площадь парусов брига. Теперь уже кораблю не гро­зила опасность от внезапно налетевшего шквала.

Так использовались боцманские дуд­ки на кораблях русского флота. И сейчас еще, когда хотят собрать личный состав, шутливо говорят: «Свистать всех на­верх!»

Подавать сигналы дудкой - особое искусство. Для этого ее надо взять в ладонь правой руки, прижав шарик, а затем, по­лусогнув над ним пальцы, сильно подуть в трубку. От дутья и манипуляции пальца­ми над отверстием шарика дудка меняет тон свиста - от мягкого и глубокого до пронзительно резкого и высокого. Всего существует до 15 различных мелодий, ко­торые трудно изобразить какими-либо нотными знаками. Мелодии эти, как и многие флотские традиции, передаются из поколения в поколение моряков показом и на слух.

В прежние годы младшим флотским чинам (унтер-офицерам, боцманматам и боцманам) дудку вручали в пожизненное владение. Она была как бы эмблемой их власти и получила название боцманской.

В романе «Капитальный ремонт» Ле­онид Соболев писал: «Немыслим россий­ский военный корабль без дудки. Всякое приказание на корабле предваряется дуд­кой. Приказание, отданное вахтенным начальником или старшим офицером, птицей летит по кораблю, гонимое сви­стком дудок из люка в люк, из кубрика в кубрик, пока не отыщет тех или того, к кому оно относится. В матросе же вы­работан условный рефлекс: свист дудки заставляет его насторожиться и ждать приказания, которое сейчас будет произ­несено... Немыслим Российский-военный корабль без дудки. Ритмическим подсви­стыванием ее дают темп тяге снастей: резким, нарастающим свистом ее - вы­гоняют сон из людей по утрам в подмогу горну, особыми переливами - соловь­ем - команду собирают к полуденной чарке вина, долгой замирающей трелью приветствуют поднимаемый и спускае­мый кормовой флаг...»

Отданное приказание покрывалось свистом и трелью дудок, после чего млад­шие командиры повторяли (репетовали) слова командира громким и ясным голо­сом без изменений и дополнений.

Исстари и по сей день живет боцман­ская дудка на наших военных кораблях. Приказом № 64 Главнокомандующего Во­енно-морскими силами 15 мая 1948 года было введено в действие пособие «Сигна­лы на морской дудке». Документ причис­лял морскую дудку к средствам внутрен­ней связи и определял 16 различных сиг­налов, подаваемых ею. Часть из них: побудка, передаточный, на завтрак, на обед, на ужин, большой сбор (все наверх!), аврал, вызов смены на вахту, подвахтенные вниз, подъем (или спуск) флага - предва­рялись командой, подаваемой голосом. Другие сигналы: тали нажать, пошел (выбрать) тали, завернуть (лопарь, швартов), травить (лопарь, швартов), раздернуть! - выполнялись без подачи команд голосом.

Для облегчения изучения и практичес­кого воспроизводства все сигналы изобра­жаются графически, наподобие нотного письма, но при этом вместо пятилинейно­го используется трехлинейный нотный стан. Все сигналы изображаются на трех горизонтальных линиях комбинацией ус­ловных обозначений: длинная черта - постоянный, непрерывный звук; ряд ко­ротких тире - прерывистый звук; ряд маленьких кружков - трель. Звуки высо­кого тона нанесены выше средней линии, низкого - ниже ее, а знаки, изображен­ные наклонно от верхней и нижней час­тей этого своеобразного нотного стана, оз­начали затухающий и нарастающий по силе звук. Для определения продолжитель­ности звука или паузы между звуками го­ризонтальные линии разделяются на рав­ные отрезки вертикальными линиями. Это пособие во многом способствовало сохра­нению доброй флотской традиции - со­провождать подаваемые команды сигналом боцманской дудки. И очень жаль, что сегодня у нас на флоте нет подобного по­собия. Конечно, теперь, когда с главного командного пункта во все уголки боевого корабля команды передаются мощными динамиками, боцманскую дудку трудно назвать средством внутренней связи. Но ведь ею по-прежнему снабжается млад­ший командный состав кораблей флота, находящийся при исполнении вахтенной либо дежурной службы на верхней палу­бе или в низах. Другое дело, что теперь боц­манская дудка не более чем простой ак­сессуар дежурно-вахтенной формы одеж­ды, и все реже и реже можно услышать правильно поданный ею сигнал. Но что правду таить - вид дудки под вырезом матросской форменки рождает в сердце моряка чувство грусти по утраченным тра­дициям.

И нынче можно видеть дудки на гру­ди у ассистентов знаменосца и старшин, идущих в строю в первой шеренге.

И кажется, что милые сердцу всех мо­ряков боцманские дудки никогда не уйдут из нашего флота.

БОЦМАНСКАЯ ДУДКА

Вы знаете, что такое «боцманская дудка»? Это на старом российском флоте была у боцмана такая дудка для подачи команды на построение или на боевую тревогу или на аврал. Дудка – это свисток. И верещал этот свисток так пронзительно, так резко, что доставал аж до самых печёнок или до самой распоследней нервной клетки. У нас на учебном корабле тоже была такая дудка и была она только для формы дневального матроса. И сигналы она никакие не подавала, потому как была бракованная. Наша дудка была отлита из олова. Но отлита была безобразно, с браком. То – есть, посередине дудки была дырка. И дудка не свистела уже давно, а шипела. Но товарищ главный старшина Полисский об этом забыл, потому, как давно в эту дудку никто не свистел и даже не пытался свистеть.
И вот однажды стоял я на посту дневальным матросом и боцманская дудка висела у меня на груди на серебристой цепочки. Я понимал, что всё это надо для проформы, то – есть, для украшения нашей военной формы. Так положено было.
Дневальный матрос – это помощник дежурного офицера по кораблю. В данном случае – я дневалил по своей палубе. И вот однажды, стоял я на посту дневальным матросом, возле своего стола с телефоном, с авторучкой и со строгим журналом для приказов. В парадной форме и с красной повязкой на рукаве, на которой было написано: «Дневальный!». В мои обязанности входило не только отвечать на телефонные звонки, но и следить за порядком на вверенной мне палубе. А так – же встречать и провожать офицеров, гостей корабля, отдавать честь, стоя по стойке смирно и есть глазами начальство.
Но в данный момент, когда я дневалил, на корабле никого не было. Все разбежались по своим неотложным делам по учебной территории. И я откровенно скучал.
Но вдруг неожиданно увидел, что заходит на корабль сам товарищ главный старшина Полисский! Вместе с женой и двумя маленькими сыновьями. С гордым, высокомерным видом он показывает им наш корабль, хвалится своей работой, красивым и ухоженным кораблём:
«Вот это кубрики наших матросов – говорит он – в них они спят и отдыхают. А это моя канцелярия, здесь я работаю и тоже отдыхаю».
И, открыв дверь в свою канцелярию, показывает какой у него там порядок. И вот, наконец – то, они подходят ко мне, к дневальному матросу. Я вытянулся по стойке смирно.
«А этот матрос называется дневальным – продолжает Полисский, рассказывая своим сыновьям – а это висит у него на цепочке дудочка. Видите? Она называется боцманская дудочка. Нужная, понимаете – ли, вещь на корабле. А ну-ка, матрос, свистни, в эту дудочку».
А я Полисскому подмигиваю: ты что, мол, забыл? Она – же, бракованная! Но товарищ главный старшина, по видимому, забыл и грозно приказал:
«Товарищ матрос, я приказываю вам свистнуть в эту дудочку!».
Ну, я и свистнул. Но получился пшик. Звук так и называется:
«Пшик!», Полисский аж позеленел от злости:
«Наряд вне очереди вам, товарищ матрос! После вечерней поверке зайдёте ко мне у канцелярию!». И гневно сверкнув глазами, ушёл с корабля вместе со своей семьёй. Вечером после вечерней поверке прозвучала команда « отбой». Все легли спать, а я зашёл к товарищу Полисскому у канцелярию, вежливо постучав в дверь, и он мне выдал наряд: помыть гальюн на корабле! То есть – туалет.
«Через два часа разбудишь» - сказал он. А надо сказать, что гальюн на корабле у нас всегда отличался чистотой. И был намного чище, чем у иной хозяйки на кухне. Всё везде помыто, убрано, и что называется, не пылинки, не соринки. Стекло, пластик, фарфор. Всё блестит и сверкает!
После получения наряда я зашёл в гальюн, а там и убирать было нечего. Чистота была поразительная. И я тогда принёс из Ленинской комнаты подшивки журналов «Огонёк» и «Смена», стал читать и решать кроссворды. Прошло два часа. Я разбудил главного старшину Полисского и доложил:
« Товарищ главный старшина, ваш приказ выполнил!».
Полисский, заспанный зашёл в гальюн, чтобы принять у меня работу. Нашёл обгорелую спичку и обрывок шнурка.
«Н-ну! – сказал он – у тебя тут гадюки ползають, брёвна валяются. Через два часа разбудишь». И ушёл досыпать. Я тогда вообще ничего не делал. Сидел и читал журналы. Прошло два часа. И я снова разбудил Полисского.
«Товарищ главный старшина! Ваше приказание выполнил!» - доложил я. Он посмотрел порядок в гальюне и сказал:
«Молодец! Вот сейчас другое дело. Иди отдыхай».

More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for the word «БОЦМАНСКАЯ ДУДКА» in dictionaries.

  • БОЦМАНСКАЯ ДУДКА — pipe мор.
  • БОЦМАНСКАЯ ДУДКА — pipe мор
  • ДУДКА — pipe; плясать под чью-л. ~у dance to smb. `s tune pipe, fife плясать под чью-л. дудку — to dance to …
    Русско-Английский словарь общей тематики
  • ДУДКА — жен. pipe, fife плясать под чью-л. дудку — to dance to smb."s tune/piping играть на дудке — fife дуть в …
    Русско-Английский краткий словарь по общей лексике
  • ДУДКА — жен. pipe, fife плясать под чью-л. дудку - to dance to smb."s tune/piping играть на дудке - fife дуть в …
    Большой Русско-Английский словарь
  • ДУДКА — Fife
    Русско-Американский Английский словарь
  • ДУДКА — pipe; fife (особ. воен.) плясать под чью-л. дудку — dance to smb."s tune / piping
  • ДУДКА — - стебель-дудка 1) fistular stem 2) piping stem
  • ДУДКА — ж. pipe; fife (особ. воен.) плясать под чью-л. дудку — dance to smb."s tune / piping
    Русско-Английский словарь
  • ДУДКА — ж. pipe; fife (особ. воен.) ♢ плясать под чью-л. дудку — dance to smb."s tune / piping
    Russian-English Smirnitsky abbreviations dictionary
  • ДУДКА — Piper
  • ДУДКА — Blowpipe
    Британский Русско-Английский словарь
  • ДУДКА — Blowlamp
    Британский Русско-Английский словарь
  • ДУДКА — свисток, которым подаются с вахты сигналы.
    Англо-Русско-Английский словарь морских терминов
  • ДУДКА
    Англо-Русско-Английский словарь сленга, жаргона, русских имен
  • ДУДКА — pipe; плясать под чью-л. ~у dance to smb. `s tune
    Русско-Английский словарь - QD
  • ДУДКА — дудка fife
    Русско-Английский словарь Сократ
  • PIPE
  • PIPE — pipe.ogg _I 1. paıp n 1. 1> труба pipe bend - тех. угольник; колено трубы, отвод pipe branch - тех. …
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей
  • PIPE — pipe сущ.1) курительная трубка to fill one"s pipe — набивать трубку to light a pipe — зажечь трубку to puff …
    Англо-Русский словарь Tiger
  • PIPE — I 1. n 1. 1) труба ~ bend - тех. угольник; колено трубы, отвод ~ branch - тех. патрубок …
    Новый большой Англо-Русский словарь - Апресян, Медникова
  • PIPE — _I 1. paıp n 1. 1> труба pipe bend - тех. угольник; колено трубы, отвод pipe branch - тех. патрубок …
    Большой новый Англо-Русский словарь
  • PIPE — 1. сущ. 1) курительная трубка to fill one"s pipe — набивать трубку to light a pipe — зажечь трубку to …
    Англо-Русский словарь по общей лексике
  • PIPE — 1. сущ. 1) курительная трубка to fill one"s pipe — набивать трубку to light a pipe — зажечь трубку to puff on, smoke a …
    Англо-Русский словарь общей лексики
  • PIPE — 1. _n. 1> труба; трубопровод; the pipes - радиатор 2> курительная трубка 3> свирель; дудка; свисток 4> _pl. волынка 5> …
    Англо-Русский словарь Мюллера - 24 редакция
  • PIPE — 1. n. 1. труба; трубопровод; the pipes - радиатор 2. курительная трубка 3. свирель; дудка; свисток 4. pl. волынка 5. …
    Англо-Русский словарь Мюллера - редакция bed
  • СТЕБЕЛЬ-ДУДКА — - дудка
    Новый Русско-Английский биологический словарь
  • PIPE — 1. сущ. 1) а) курительная трубка to fill one"s pipe ≈ набивать трубку to light a pipe ≈ зажечь трубку …
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • WHISTLE
    Большой Англо-Русский словарь
  • QUILL — 1. сущ. 1) а) крупное птичье перо (обычно гусиное) Syn: feather 1. б) ствол пера 2) что-л., изготовление из …
    Большой Англо-Русский словарь
  • PITCHPIPE — (музыкальное) камертон-дудка pitchpipe камертон-дудка
    Большой Англо-Русский словарь
  • FIFE — 1. сущ. дудка; маленькая флейта 2. гл. играть на дудке дудка; маленькая флейта флейтист, дудочник играть на дудке, флейте fife …
    Большой Англо-Русский словарь
  • CALL
    Большой Англо-Русский словарь
  • WHISTLE
    Англо-Русско-Английский словарь общей лексики - Сборник из лучших словарей