Презентация на тему морфологические нормы русского языка. Презентация на тему "морфологические нормы ". Род несклоняемых существительных

Ошибки в образовании форм существительного наши инженерА, много банан и мандарин, светлая тюль, разные китайские рисы, в новом кине, известное клуб- кафе Ошибки в образовании форм прилагательного более красивее, самый ярчайший, слаже; В последней главе романа Татьяна становится наиболее прекрасной. Ошибки в образовании форм местоимений всехние работы, в ихнем доме, оставил при ём, евонная работа, сделал для её Ошибки в образовании форм глаголов дерзю, пылесосю, выжгет, лазию, едь быстрее, дети играются, угадовать, осиротенный, ждя


Образование формы родительного падежа количественных числительных Помните: количественные числительные необходимо склонять! При склонении сложных количественных числительных от пятидесяти и далее изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово: двести – двухсот – двумстам – двести – двумястами – (о) двухстах. Неверно! более пятиста человек При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: семьсот семьдесят семь – семисот семидесяти семи – семистам семидесяти семи.


Образование формы собирательных числительных - двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе. Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительных оба (мужской и средний) и обе (женский): И.п. оба обе пятеро Р.д. обоих обеих пятерых Д.п. обоим обеим пятерым В.п. оба обе пятерых Т.п. обоим обеими пятерыми П.п. (об) обоих (об) обеих (о) пятерых


Образование формы собирательных числительных Собирательные числительные сочетаются с: 1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола (трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат); 2) с существительными "дети", "люди", а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); 3) с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).


Образование формы собирательных числительных Собирательные числительные не сочетаются с: cуществительными, называющими лица женского пола или животных. В таких случаях употребляются сочетания с числительными, обозначающими целые числа. (три сестры, восемь овец, два медведя). В косвенных падежах предпочтительнее количественные числительные: с двумя друзьями (а не «с двоими друзьями), на двух санях (а не «на двоих санях)


Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных Множественное число именительный падеж (директоры или директора?) Из форм на -а(-я) нормативными являются следующие: адреса (но: в знач. "приветствие" и адресы), бока (но: руки в боки), борта, буера, буфера, веера, века (но: во веки веков, в кои веки), векселя, вензеля, директора, доктора, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, колокола, края, купола, кучера, обшлага, окорока, округа, ордера, острова, откупа, отпуска, отруба, паруса, паспорта, повара, погреба, потроха, профессора, снега, сорта, стога, сторожа, тетерева,тополя, черепа, шомпола


Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных Некоторые слова-омонимы (в форме единственного числа) имеют во множественном числе окончание -ы(-и) или -а(-я) в зависимости от значения, например: корпусы (туловища) – корпуса (здания, войсковые соединения) мехи (кузнечные; бурдюки) – меха (выделанные шкуры) образы (художественные) – образа (иконы) ордены (рыцарские и монашеские) – ордена (знаки отличия) ордеры (в архитектуре) – ордера (документы) пропуски (в тексте) – пропуска (документы) соболи (животные) – соболя (меха) тоны (музыкальные звуки) – тона (переливы цвета) тормозы (препятствия) – тормоза (устройство) учители (идейные руководители) – учителя (преподаватели) юнкеры (прусские помещики) – юнкера (в военных училищах до 1917 г.)


Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных Множественное число родительный падеж (носок или носков?) Существительные мужского рода имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание: 1) названия предметов, употребляющихся обычно парами: ботинок, валенок, мокасин, сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков); (без) погон, эполет; 2) названия некоторых национальностей, главным образом с основой на н и р: англичан, армян, балкар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, мордвин, осетин, румын, сарацин, туркмен, турок, хазар, цыган; последний из могикан; но: бедуинов, берберов, бушменов, негров, сванов, калмыков, киргизов, мегрелов, монголов, ойротов, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, якутов; 3) названия воинских групп, прежних родов войск и т.п.; (отряд) партизан, солдат; но: минеров, мичманов, саперов; при собирательном значении – рота гренадер, гардемарин, кадет; эскадрон гусар, драгун, улан; полк кирасир, рейтар; но (трех) гренадеров, гусаров, гардемаринов, драгунов, кадетов, кирасиров, рейтаров, уланов; 4)некоторые названия единиц измерения, обычно употребляющиеся с именами числительными: (количество) ампер, ватт, вольт, ньютон, аршин, ангстрем, герц, гран, эрстед.


Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных Окончание -ов сохраняется в формах: абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов. Нормативные формы некоторых существительных женского рода в родительном падеже: вафель, домен, кочерёг, кровель, розог, свадеб, сплетен, кеглей, пеней, саклей, цапель, нянь, тетей. Нормативные формы некоторых существительных среднего рода в родительном падеже: захолустий, побережий, снадобий, устьев (также подмастерьев, муж. р.), плеч, яблок, блюдец, зеркалец, полотенец, болотцев. Нормативные формы некоторых существительных, употребляющихся только во множественном числе: выкрутасов, заморозков, клавикордов, клипсов, лохмотьев, отрепьев, пантов, подонков; мокасин, нападок, панталон, потемок, рейтуз, сумерек, шаровар: будней, дровней, яслей.




Образование формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Слова, употребляемые в форме мужского рода. Ботфорт, зал, занавес, мирт, овощ, погон, рельс, рояль - я, табель -я, толь -я, тюль -я, фильм, шампунь -я, эполет Слова, употребляемые в форме женского рода. Бакенбарда, вуаль –и, гроздь –и, катаракта, консоль –и, мозоль –и, чинара Слова, употребляемые в форме среднего рода. повидло




Образование формы сравнительной степени прилагательных Степени сравнения: сравнительная и превосходная. Простая форма сравнительной степени прилагательных образуется от основы начальной формы при помощи суффиксов -ее (ей), -е, -ше, -же. (высокий - выше, красивый - красивее) Составная форма сравнительной степени образуется путём соединения начальной формы прилагательного со словами "более", "менее": свежий более свежий менее свежий. Употребление слов "более/менее" с простой формой сравненительной степени - неверно! Ошибка: более свежее.


Образование формы превосходной степени прилагательных Простая форма превосходной степени образуется от основы начальной формы с помощью суффиксов -ейш, -айш, -ш: добрый добрейший, строгий - строжайший. Составная форма превосходной степени образуется тремя способами: 1) путём соединения начальной формы со словом самый (высокий самый высокий); 2) путём соединения начальной формы со словами "наиболее", "наименее" (интересный наиболее/наименее интересный); 3) путём соединения простой формы сравнительной степени прилагательного с местоимениями "всего", "всех" в родительном падеже (широкий шире всех, тёплый теплее всего). Употребление слов "самый/наиболее/наименее" с простой формой превосходной степени - неверно! Ошибка: самый свежайший, наиболее умнейший.


Укажите ошибки в образовании степеней сравнения, запишите правильный вариант а) удобный - удобнее б)здоровый – самый здоровейший в) дешёвый - дешевле г) умный - умнейший д) сильный – более сильный е) хороший - хорошее ж) крепкий - крепчайший з) милый - милейший и) плохой - плоше к) белый – более белейший


СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют форму сравнительной степени, которая совпадает с формой сравнительной степени соответствующих прилагательных: становиться умнее, читать лучше, быть смелее. Форма превосходной степени образуется путём соединения сравнительной степени наречия и местоимения "всех" ("всего"): бежать быстрее всех, летать выше всех, понять лучше всего.


ФОРМЫ НЕПРОДУКТИВНЫХ И ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ видеть (НЕ видать), слышать (НЕ слыхать), поднимать (НЕ подымать) сох (НЕ сохнул) глох (НЕ глохнул), гас, зяб, мёрз, пах, вверг, вторгся, постиг, смолк, стих и др. мерить - мерю, меришь, мерит, мерят лазить - лажу, лазишь и т.д. жечь, течь, печь - жжёт, течёт, печёт От глаголов: колеблет, машет, пашет, плещет, полощет, рыщет, сыплет, треплет, хнычет, щиплет, образуются формы соответственно: машу, пашу; маши, паши; машущий, пашущий и т.д. От многих непродуктивных глаголов нельзя образовать форму 1-го лица: победить, убедить, очутиться, чудить, чудесить, дудеть, угораздить и др. Повелительное наклонение: ляг, беги, не тронь, погоди, выйди, выложи и др. Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и нек. др. После гласной пишется в возвратных глаголах пишется суффикс -СЬ- (НЕ -СЯ-): радуюсь(правильно) - радуюся (ошибка)




ФОРМЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ 3-го ЛИЦА "Н" добавляется к личным местоимениям 3-го лица только в косвенных падежах после предлогов. Не добавляется "Н к местоимениям - после предлогов наречного происхождения, управляемых дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им, благодаря ему. -после сочетания простого предлога и имени существительного: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их. - после сравнительной степени прилагательного или наречия: старше его, выше его, лучше их.


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) бдительные сторожа 2) нижайшая просьба 3) несколько басен 4) на ширине плечей 1) большие очереди 2) шестидесятью двумя рублями 3) выжжет 4) об аэропорте 1) известные гербы 2) пять гектар 3) тишайший царь 4) килограмм вишен


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) несправедливые приговоры 2) у князьёв 3) с пятьюдесятью двумя тетрадями 4) положи на полку 1) девятисот восьмидесяти тетрадей 2) деревянные ворота 3) в бою 4) выедь пораньше 1) на лбу 2) усечённые конуса 3) шестисот семи человек 4) погиб



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Презентация подготовлена студентами 473 группы Брицова А. Васильева А. Мельникова Д. Хуснутдинова Э..

2 слайд

Описание слайда:

Великие о речи… Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев

3 слайд

Описание слайда:

Качества хорошей речи Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

4 слайд

Описание слайда:

О речи и её нормах Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Норма литературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

5 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: их слезай красивее три студентки Неправильно: ихний слазь красивше или более красивее трое студенток

6 слайд

Описание слайда:

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). слайд №1 -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола,кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы,диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.

7 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

8 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

9 слайд

Описание слайда:

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных слайд №1 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,якутов,хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт,вольт, радиан, рентген Акров,байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров,саперов,мичманов.

10 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

11 слайд

Описание слайда:

слайд №1 Существительные среднего родабез ударения -ье -ья Р.п. мн.ч.-ИЙ Р.п. мн.ч.- ИЙ Побережье - побережий, соленье - солений Оладья- оладий Плясунья-плясуний Слова-исключения Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев, подмастерье -подмастерьев: Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья-хлопьев Существительныесреднего рода под ударением -ье -ья Р.п. мн.ч. - ЕЙ Ружье -ру΄жей Ладья- ладе΄й Слова-исключения: копьё - копий.

12 слайд

Описание слайда:

слайд №1 Сущ. ср.р. в И.п.на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение: солнце - солнц В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель,баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед-НЯ стоит гласная окончание мягкое:богиня-богинь Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная окончание твердое:басня-басен

13 слайд

Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён прилагательных

14 слайд

Описание слайда:

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше. Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. Способы образования сравнительной степени прилагательных

15 слайд

Описание слайда:

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее Превосходная степень

16 слайд

Описание слайда:

НЕЛЬЗЯ МОЖНО самый тончайший, более умнее, наименее красивее. самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Обратите внимание! Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

17 слайд

Описание слайда:

Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше. Запомни!

18 слайд

Описание слайда:

О формах кратких прилагательных Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

19 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

20 слайд

Описание слайда:

СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён числительных

21 слайд

Описание слайда:

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) Порядковые - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

22 слайд

Описание слайда:

Склонение количественных числительных (сколько?) Составные: склоняются все слова, все части: Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) полтораста Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И., В. – сорок, девяносто, сто Р., Д., Т., П. – окончание –а.

23 слайд

Описание слайда:

Склонение количественных имен числительных Десятки: обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И.,В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

24 слайд

Описание слайда:

Склонение порядковых имен числительных (который?) Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября

25 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем... 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

26 слайд

Описание слайда:

Сочетание собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

27 слайд

Описание слайда:

оба обе обоих, обоим, обоими только с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах, обеих, обеим, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонам Следует запомнить

28 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

29 слайд

Описание слайда:

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Особенности употребления глаголов Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите Инфинитив Ед.число Множ.число глядеть гляди глядите ехать поезжай поезжайте лазать лазай лазайте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь ляг лягте трогать трогай трогайте класть клади кладите

Cлайд 1

УРОК- презентация С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка». Республика Саха (Якутия) Олёкминский район МБОУ «Дабанская СОШ» Жирохова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории слайд №1

Cлайд 2

Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов слайд №1

Cлайд 3

Важнейшие качества хорошей речи Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность слайд №2

Cлайд 4

Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка слайд №3

Cлайд 5

Норма литературного языка – это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка слайд №4

Cлайд 6

Языковые нормы речи Орфоэпические Нормы словообразования Морфологические Синтаксические Лексические Стилистические Орфографические Пунктуационные слайд №5

Cлайд 7

Cлайд 8

Морфологические нормы языка – это нормы образования различных частей речи. формообразование имен существительных и прилагательных; формообразование глагольных форм; склонение и сочетаемость числительных; разграничение функциональных омонимов. слайд №7

Cлайд 9

Эпиграфы урока Вернейший способ узнать человека –его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И.Писарев. слайд №9

Cлайд 10

По какому признаку сгруппированы слова? Обоснуйте ответ. Определите род имен существительных, подберите определения. слайд №10 1группа Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями 2группа Пони,шимпанзе, цеце, какаду, иваси 3группа Мисс, фрейлейн, денди, леди,кутюрье 4группа Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби 5группа СНГ,ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ 6группа Луна-парк, плащ-палатка,женщина-посол

Cлайд 11

Группа 1. слайд №11 слова род определение Кашне Средний Шелковое Кимоно Средний Яркое Торнадо Мужской Разрушительный Хинди Мужской Трудный Салями Женский Вкусная

Cлайд 12

1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду; К мужскому роду относятся слова: бри, сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо, сирокко (ветер); названия языков: хинди, урду, бенгали и другие; К женскому роду относятся слова: салями (колбаса),кольраби, брокколи(капуста), авеню, стрит(улица) и другие. слайд №12

Cлайд 13

Группа 2 слайд №13 слова род определение Пони Мужской Ласковый Шимпанзе Мужской Огромный Цеце Женский Редкая Какаду Мужской Яркий Иваси Женский Вкусная

Cлайд 14

2. Названия животных обычно относятся к мужскому роду, но могут относиться и к женскому роду, если идет речь о самке. К женскому роду относятся слова: цеце(муха), иваси (рыба). слайд №14

Cлайд 15

Группа 3 слайд №15 слово род определение Мисс Женский Юная Фрейлейн Женский Очаровательная Денди Мужской Чопорный Леди Женский Старая Кутюрье Общего рода Известный

Cлайд 16

3. Слова, обозначающие людей, имеют род, соответствующий полу обозначаемого лица. К общему роду относятся одушевленные имена существительные, равноправно называющие и мужчин, и женщин: визави, парвеню, протеже, янки. Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идет о женщине: Она - опытный кутюрье. Он известный кутюрье. слайд №16

Cлайд 17

Группа 4 слайд №1 слово род определение Онтарио Средний Знаменитое «Таймс» Женский Ежедневная Сухуми Мужской Солнечный Конго Женский Полноводная Гоби Женский Безжизненная

Cлайд 18

4. Род несклоняемых имен собственных определяется по родовому понятию (город, река, пустыня, газета, журнал и.т.д.) слайд №1

Cлайд 19

Группа 5 слайд №1 слово род Глагол СНГ Средний Образовано ООН Женский Заявила МГУ Мужской Объявил ГЭС Женский Запущена ФСБ Женский Предупредила

Cлайд 20

Группа 6 слайд №1 слово род определение Луна-парк Мужской Интересный Плащ-палатка Женский Брезентовая Женщина-посол Женский Красивая

Cлайд 21

5. Род сложносокращенных слов определяется по главному слову. СНГ (Содружество независимых государств). 6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД, ЖЭК. Род сложных существительных определяется по двум правилам: Если 1-ая часть не изменяется, то род определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р), Царь-пушка(ж.р.); Если склоняются обе части, род определяется по первому слову: диван-кровать(м.р), монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм (ср.р.). слайд №1

Cлайд 22

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями; б) не прекословьте; в) эта ткань более светлее; г) килограмм помидоров. 2. а) к две тысячи восьмом году; б) положьте на полку; в) много вишен; г) опытные шоферы. 3. а) несколько помидор; б) очень озяб; в) до две тысячи двадцать второго года; г) старые профессора. 4. а) у обоих девушек; б) свыше четырех тысяч метров; в) несколько юношей; г) попробую. 5. а) пара туфель; б)несколько полотенец; в)опытные доктора; г) около пятиста километров. 6. а)сильнейший борец; б)здоровые дёсна; в)сорока рублями; г)несколько цапель. слайд №1

Cлайд 23

Запомните: нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных слайд №1 Образование степеней сравнения прилагательных Сравнительная степень Превосходная степень простая составная простая составная -Е, -ЕЕ -ЕЙ -ШЕ БОЛЕЕ МЕНЕЕ + исходная форма прилагательного -ЕЙШ- -АЙШ- САМЫЙ НАИБОЛЕЕ НАИМЕНЕЕ ВСЕГО ВСЕХ + исходная форма прилагательного

Cлайд 24

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). слайд №1 -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола,кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы,диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.

Cлайд 25

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных слайд №1 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,якутов,хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт,вольт, радиан, рентген Акров,байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров,саперов,мичманов. слайд №1 Сущ. ср.р. в И.п.на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение:солнце - солнц В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или -ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель,баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед-НЯстоит гласная окончание мягкое:богиня-богинь Если у сущ. перед –НЯстоит согласная окончание твердое:басня-басен Сочетаемость собирательных числительных слайд №1 Собирательные числительныесочетаются Собирательныечислительныене сочетаются с сущ. м.р. и общего рода,называющих лиц мужского пола: друг - двое друзей, сирота – трое сирот 1. с сущ., обозначающими лиц женского пола:две девушки, но нельзяговорить:двое девушек. 2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО мн.ч.: сутки - четверо суток 2. с сущ. м.р., называющих животных:двое овец. (нельзя- двое волков, но можно двое волчат) 3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо двоедетей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц. 4. с личными местоимениями:нас двое, их было пятеро. 5. с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц:вошли двое, трое неизвестных.

Cлайд 30

Использованная литература: А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений». М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010г А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М «Просвещение»2009г Н.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО», 2008г Т.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г слайд №1

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Морфология и культура речи Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы

Морфологические нормы русского языка Рассмотрим задание ЕГЭ по русскому языку, содержащее материал по морфологии: А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: л ягте на пол; с амый красивый п ара носок п ятисот лет А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: я щик мандарин в ыступали профессора и х предложения г руппа англичан

Формообразование имён существительных Формообразование имён существительных может представлять некоторую сложность. В частности, к грамматически трудному материалу следует отнести: Существование вариантных форм; Нестандартное образование форм; Различие форм в зависимости от значения.

Окончания именительного падежа множественного числа имён существительных В форме именительного падежа множественного числа существительные могут иметь вариантные окончания: - ы (-и) и –а(-я).

Запомните слова с нормативными окончаниями –А (-Я) Адрес а борт а буфер а вексел я вензел я вечер а ворох а директор а желоб а жернов а инспектор а катер а кител я клевер а колокол а кузов а купол а окорок а округ а ордер а паспорт а перепел а повар а погреб а профессор а сторож а тенор а фельдшер а флюгер а штабел я штемпел я

Запомните слова с нормативными окончаниями –Ы(-И) Акуш е ры бухг а лтеры библиот е кари в ы боры гр и фели др а йверы дисп е тчеры догов о ры инстр у кторы инжен е ры корр е кторы л е кари л и фты офиц е ры пл е еры п о лисы п о рты пр и нтеры р е кторы ред а кторы скл а ды сл е сари сн а йперы т о кари т о рты тр е неры фл и гели фл о ты фронт ы шоф ё ры

Окончания родительного падежа множественного числа имён существительных нулевое окончание окончание - ов Ботинок, валенок,сапог, чулок, погон, эполет, лампас Носк ов, гольф ов, клипс ов, брелок ов Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган Калмык ов, киргиз ов, монгол ов, таджик ов, узбек ов, якут ов, хорват ов Яблок, слив Апельсин ов,банан ов, баклажан ов, мандарин ов, помидор ов, томат ов, гранат ов Ампер, аршин, ватт, вольт, радиан, рентген Акр ов, байт ов, грамм ов, карат ов, килограмм ов, гектар ов, рельс ов Гусар, драгун, солдат, улан, партизан Минёр ов, сапёр ов, мичман ов

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье без ударения, и женского рода на - ья без ударения имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий: побережье – побережий, соленье – солений, оладья – оладий, плясунья – плясуний. Исключения: верховье – верховьев; низовье – низовьев; платье – платьев; устье – устьев; подмастерье – подмастерьев; коренья – кореньев; лохмотья – лохмотьев; отрепья – отрепьев; хлопья – хлопьев.

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье под ударением, а также женского и общего рода на - ья под ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание - ей: ружьё – ружей, ладья – ладей. Следует запомнить: копьё – копий. Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - це, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на - ец: блюдце – блюдец; зеркальце – зеркалец; полотенце – полотенец; сердце – сердец; щупальце – щупалец. Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание - ев: болотце – болотцев; деревце – деревцев. Следует запомнить: солнце – солнц.

В родительном падеже множественного числа у ряда имен существительных женского и общего рода может быть нулевое окончание и окончание -ей. Например: в а фля – в а фель; п е тля – п е тель; т у фля – т у фель; б а ржа – барж; серьг а – серёг; манж е та – манж е т; ск а терть – скатерт е й. Следует обратить внимание на имена существительные, оканчивающиеся на – ня. Если перед – ня стоит гласная, то согласная в нулевом окончании будет мягкой: бог и ня – бог и нь, пог о ня – пог о нь. Если перед - ня стоит согласная, то согласная в нулевом окончании будет твердой: б а сня – б а сен; б а шня – б а шен.

Запомните окончания некоторых существительных, употребляющихся во множественном числе -ей - ов нулевое бр е дни – бр е дней будни – б у дней др о вни–др о вней зл ы дни – зл ы дней я сли – я слей в ы боры – в ы боров выкрут а сы – выкрут а сов деб а ты – деб а тов з а морозки – з а морозков конс е рвы - конс е рвов м у скулы – м у скулов оч и стки – оч и стков ч и псы – ч и псов зразы – зраз гл а нды – гланд ж а бры – жабр макар о ны – макар о н узы – уз ш о рты – шорт шпр о ты – шпрот

Формы имён прилагательных Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени: Эта работа лучше, чем предыдущая. Эта книга интереснее. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени: он милейший человек, спокойнейший ребёнок. При употреблении прилагательных в форме степеней сравнения помните, что нельзя говорить: более лучший, менее лучший, менее худший, самый умнейший, менее предпочтительный и т.п. Правильно: лучший, худший, умнейший, предпочтительный

Из вариантных форм кратких прилагательных на – ен и на – енен в современном литературном языке употребляются формы на – ен. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.

Склонение и особенности сочетаемости имён числительных Правильное склонение имён числительных – самый яркий показатель культуры речи. Числительные необходимо склонять. К сожалению, здесь делают очень много ошибок. В разговорной речи чаще встречается форма творительного падежа, в которой первая часть слова изменяется по образцу других косвенных падежей, т.е. говорят (и пишут) вместо пятьюдесятью – пятидесятью, вместо шестьюстами – шестистами. Это неверно!

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста падеж От 50-80 От 500-900 200, 300, 400 И. Р. Д. В. Т. П. пятьдесят пят и десят и пят и десят и пятьдесят пять ю десять ю (о) пят и десят и шестьсот шест и сот шест и ст ам шестьсот шесть ю ст ами (о)шест и ст ах четыр е ст а четыр ёх сот четыр ём ст ам четыр е ст а четырьм я ст ами (о) четыр ёх ст ах

Склонение собирательных числительных оба, обе падеж Мужской и средний род Женский род И. Р. Д. В. Т. П. Оба Обоих Обоим Оба или обоих Обоими (об) обоих Обе Обеих Обеим Обе или обеих Обеими (об) обеих При употреблении числительных оба и обе нельзя смешивать мужской и женский род: неправильно говорить: у обоих сестёр красивые косы. Правильно: у обеих сестёр.

У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова: пятисот восьмидесяти трёх (р.п); пятьюстами весемьюдесятью тремя (т.п) При склонении дробных числительных изменяются обе части: к двум шестым (д.п), от пяти восьмых (р.п.) При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: в две тысячи седьмом (п.п.), тысяча девятьсот девяносто восьмым (т.п.) Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже: Готовимся к празднику 8 марта

При употреблении собирательных числительных (двое, трое…семеро и т.д) нужно помнить, что они сочетаются: с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: пятеро мальчиков, двое волчат; с существительными, употребляющимися только во множественном числе: трое ножниц, двое брюк. - с личными местоимениями: нас трое, их дво е

Задание 1. Прочитайте. Г ражданка Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 0 00 рублей, потраченных на негодяев гостей! А заодно не мешало бы и задуматься о том, что приобретённое нечестным путем счастья не приносит! Напоминаем, что найденные деньги, вещи и документы следует сдавать в «Стол находок»! За последний год это было сделано 789 440 гражданами. Хотелось бы, чтобы этой норме поведения следовали все. (Из книги: Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1997)

Задание1. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами. 2) Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами. 3) Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей. 4) Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью книгами. 5) Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями. 6) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители. 7) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли. 8) До конца экспедиции осталось двадцать двое суток. 9) По обеим сторонам реки тянется живописный лес. 10) В моей библиотеке около полутораста книг.

Задание 2. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1) Двое суток нам пришлось провести в аэропорту. 2) Семеро козлят стали предметом гастрономического интереса одного голодного волка. 3) Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись. 4) Нас было двое, а их – четверо. 5) В лесу охотник едва отбился от троих матерых волков. 6) У обоих часов сломана секундная стрелка. 7) Оставшуюся полсотню километров участники гонки преодолели с большим трудом. 8) Трое неизвестных неожиданно появились перед нами. 9) Проект будет готов к двадцать шестому сентябрю. 10) Озеро находится в полутора километрах от города.

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Много народу Семисот двадцати Обеим подругам Курсантских погонов 2 .Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Приближаются выборы Шире Волги Шесть гусаров Отряд партизанов


Слайд 2

Что такое грамматика

Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).

Слайд 3

Ответьте на вопросы:

Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значение слова?

Слайд 5

Имя существительное.

Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного

Слайд 6

Род имен существительных

Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.: шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расценка или расценок Туш или тушь; карьер или карьера

Слайд 7

Существительные общего рода

Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

Слайд 8

Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.

Слайд 9

Род сущ., обозначающих профессии

Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.

Слайд 10

Являются нарушением нормы слова: Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

Слайд 11

Род несклоняемых существительных

М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау) Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)

Слайд 12

Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.: шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню Определите род несклоняемых собственных имен сущ.: Баку, Миссури, Конго, АМК,Онтарио, МИД

Слайд 13

Число имен существительных

Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.: аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Корень (растения, сушеная приправа) Лист (бумаги, растения) Соболь (мех, животное) Орден (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, печеное изделие) Пропуск (документ, отсутствие) Дно (бочки, океана)

Слайд 14

Запомните!!!

Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы Окончание –а (-я) имеют слова: адреса, векселя, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, штемпеля Равноправные варианты: тракторы – трактора, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, годы – года и некот. др.

Слайд 15

Употребление формы Р.п. мн.ч.

Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.: томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селенье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

Слайд 17

Морфологические нормы, связанные с употреблением имени прилагательного

Слайд 18

Степени сравнения имен прилагательных

Вспомните, как образуются степени сравнения имен прилагательных. Образуйте от данных ниже прилагательных все возможные формы степеней сравнения: сильный, красивый, деловой, твердый, ловкий, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, хромой

Слайд 19

Запомните:

соединение в одной конструкции простой и составной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения: более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. д. Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.

Слайд 20

Употребление краткой и полной формы имени прилагательного.

Зависимые слова могут быть только при краткой форме имен прилагательных: В течение месяца сестра была больна (чем?) гриппом. Нельзя: «больная гриппом». Полная и краткая форма не употребляются одновременно в качестве однородных членов предложения. Нельзя говорить и писать: Молодой человек солидный и весьма умен. Исправьте ошибку.

Слайд 21

Краткая форма на –ен (а не –енен)!!!

Бессмысленный – бессмыслен Бездейственный – бездействен Бесчисленный – бесчислен Величественный – величествен Двусмысленный – двусмыслен Злокачественный – злокачествен Искусственный – искусствен Мужественный – мужествен Невежественный – невежествен и др.

Посмотреть все слайды