Создание учебных планов и нагрузки спо. Макет учебного плана для профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования Форма учебного плана профессионального обучения

по разработке базисного учебного плана

по специальности среднего профессионального образования

(для очной формы обучения)

1. Общие положения

1.1. Базисный учебный план (далее – базисный учебный план) является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).

Исходным документом для разработки базисного учебного плана является ФГОС специальности СПО.

Базисный учебный план определяет перечень, объемы, последовательность изучения (по курсам) дисциплин, профессиональных модулей и входящих в них междисциплинарных курсов, виды учебных занятий, этапы учебной и производственной практик, виды государственной (итоговой) аттестации.

1.2. При разработке базисного учебного плана следует учитывать нормы нагрузки:

недельная нагрузка обучающихся обязательными учебными занятиями составляет 36 учебных часов;

максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы.

При разработке базисного учебного плана разработчик устанавливает объем времени (в часах и в неделях), отведенный в целом:

На освоение основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования (далее – ОПОП СПО), в т. ч.:


На обязательную часть циклов ОПОП СПО;

При этом объем времени, отведенный на обязательную часть по всем циклам ОПОП СПО базовой и углубленной подготовки, составляет около 70% от общего объема времени, отведенного в целом на освоение всех циклов ОПОП СПО; объем времени, отведенный на вариативную часть по всем циклам ОПОП СПО базовой и углубленной подготовки, составляет около 30% от общего объема времени, отведенного в целом на освоение всех циклов ОПОП СПО.

Кроме того, разработчик указывает:

объемы времени (в часах) по обязательной части каждого из циклов – общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного, профессионального (ОГСЭ.00, ЕН.00, П.00 соответственно), а также в целом по общепрофессиональным дисциплинам и в целом по профессиональным модулям цикла П.00 (ОП.00 и ПМ.00);

наименование дисциплин обязательной части цикла ЕН.00 с учетом профиля подготовки;

наименование общепрофессиональных дисциплин в цикле П.00 (дисциплина «» является обязательной для всех специальностей СПО);

наименование профессиональных модулей и входящих в их состав междисциплинарных курсов в цикле П.00;

объем времени (в часах) в графе «курсовая работа (проект)» однократно – напротив наименования цикла П.00 в случае, если курсовая работа (проект) выполняется по общепрофессиональным дисциплинам и МДК; двукратно – напротив наименования цикла П.00 и напротив профессиональных модулей ПМ.00, если курсовая работа (проект) выполняется только по междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей;

объемы времени (в часах) на лабораторные и практические занятия:

В целом;

В рамках обязательной и вариативной части циклов ОПОП;

По обязательной части каждого из циклов ОПОП;

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (объем составляет 68 часов, из них лабораторных и практических занятий – 48 часов);

суммарный объем времени (в часах и в неделях) по разделам – учебная практика и производственная практика (практики по профилю специальности);

объемы времени (в неделях) по разделам – производственная практика (преддипломная практика), промежуточная аттестация , государственная (итоговая) аттестация и время каникулярное.

Объем времени, отведенный, на производственную (преддипломную) практику не может быть менее 4 недель.

Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию, составляет не более 1 недели в семестр.

Объем времени, отведенный на государственную (итоговую) аттестацию, составляет не более 6 недель.

Продолжительность каникул должна составлять 8–11 недель на учебный год.

2. Структура базисного учебного плана

2.1. Базисный учебный план состоит из титульной части и плана учебного процесса. Рекомендуемые макеты базисного учебного плана ОПОП СПО базовой подготовки и углубленной подготовки содержится в приложениях 1 и 2.

2.2.1. В титульной части базисного учебного плана указываются:

Код и наименование профессии;

Квалификация;

Нормативный срок обучения;

Дата утверждения базисного учебного плана.

2.2.2. В плане учебного процесса выделены следующие циклы:


Общий гуманитарный и социально-экономический;

Математический и общий естественнонаучный;

Профессиональный.

Перечень, объемы времени и сроки изучения дисциплин цикла ОГСЭ.00 устанавливаются данными рекомендациями.

Наименование и объемные параметры дисциплин обязательной части цикла ОГСЭ.00 являются инвариантными для всех ФГОС СПО.

Для базовой подготовки:

Основы философии

Иностранный язык

2 часа в неделю

Физическая культура

2 часа в неделю

Для углубленной подготовки:

Основы философии

Психология общения

Иностранный язык

2 часа в неделю

Физическая культура

При выделений времени на лабораторные и практические занятия следует соблюдать параметры практикоориентированности (в %), вычисляемые по формуле:

ЛПЗ+КР+(УП+ПП)+ПДП

УНобщ.+ (УП+ПП)+ ПДП

ПрО – практикоориентированность;

ЛПЗ – суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах);

КР – объем часов на курсовую работу (проект);

УП – объем учебной практики (в часах);

ПП – объем производственной практики (по профилю специальности) (в часах);

ПДП – объем производственной практики (преддипломной);

УНобщ. – суммарный объем общей учебной нагрузки (в часах);

Диапазон допустимых значений практикоориентированности для ОПОП СПО базовой подготовки – 50–65%; углубленной подготовки – 50–60%;

Примеры расчета практикоориентированности приведены ниже:

при сроке обучения 1 год 10 мес. (базовой подготовки)

(898+24+540+144)/(1944+540+144)=61%;

при сроке обучения 2 год и 10 мес. (базовой подготовки)

(1472+30+1008+144)/(2916+1008+144)=65%;

при сроке обучения 2 год и 10 мес. (углубленной подготовки)

(1424+38+684+144)/(3240+684+144)=56%;

при сроке обучения 3 год и 10 мес. (базовой и углубленной подготовки)

(1868+40+1080+144)/(3888+1080+144)=60%.

В качестве примера в таблицах 1 и 2 дано распределение бюджета времени, отведенного на освоение ОПОП СПО базовой подготовки по специальности технического профиля.

Таблица 1

Примерное распределение бюджета времени, отведенного на освоение ОПОП СПО по специальности технического профиля

Кол-во нед.

В % к итогу

1. Всего по циклам

1.1. Обязательная часть

1.2. Вариативная часть

2. Учебная и производственная практика (практика по профилю специальности)

3. Производственная практика (преддипломная практика)

4. Промежуточная аттестация

5. Государственная (итоговая) аттестация

6. Время каникулярное

Таблица 2

Примерное распределение бюджета времени, отведенного

на теоретическое обучение по специальности технического профиля

Объем учебн. врем. в часах


В % к итогу

Всего по циклам:

Обязательная часть, в том числе по циклам:

Профессиональный цикл

Вариативная часть

Приложение 1

«_____»____________ 20___ г.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по специальности среднего профессионального образования

основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования базовой подготовки

Квалификация:

Форма обучения – очная

Индекс

Элементы учебного процесса, в т. ч. учебные дисциплины , профессиональные модули, междисциплинарные курсы

Время в неде-лях

Рекомен-дуемый курс изучения

Всего

В том числе

лаб. и практ. занятий

курс. работа (проект)

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Основы философии

Иностранный язык

Физическая культура

Математический и общий естественнонаучный цикл

Наименование дисциплины

Наименование дисциплины

Профессиональный цикл

Наименование общепрофессиональной дисциплины

Безопасность жизнедеятельности

ПМ.00

Профессиональные модули

**

Наименование междисциплинарного курса

Наименование профессионального модуля

Наименование междисциплинарного курса

Наименование междисциплинарного курса

ПМ. n

Наименование профессионального модуля

Всего по циклам

УП.00.

Учебная практика

ПП.00.

ПДП.00

Производственная

практика (преддипломная практика)

Промежуточная аттестация

ГИА.00

Время каникулярное:

Всего

* время в неделях;

** время в часах;

*** курс изучения.

Приложение 2

«_____»____________ 20___ г.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по специальности среднего профессионального образования

___________________________________________

(код и наименование специальности)

основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования углубленной подготовки

Квалификация:

(код и наименование квалификации)

Форма обучения – очная

Нормативный срок обучения на базе среднего (полного) общего образования – _________.

Индекс

Элементы учебного процесса, в т. ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы

Время в неде-лях

Рекомен-дуемый курс изучения

Всего

В том числе

лаб. и практ. занятий

курс. работа (проект)

Обязательная часть циклов ОПОП

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Основы философии

Психология общения

Иностранный язык

Физическая культура

Математический и общий естественнонаучный цикл

Наименование дисциплины

Наименование дисциплины

Профессиональный цикл

Общепрофессиональные дисциплины

Наименование общепрофессиональной дисциплины

Наименование общепрофессиональной дисциплины

Наименование общепрофессиональной дисциплины

Безопасность жизнедеятельности

ПМ.00

Профессиональные модули

Наименование профессионального модуля

Наименование междисциплинарного курса

Наименование междисциплинарного курса

Наименование профессионального модуля

Наименование междисциплинарного курса

Наименование междисциплинарного курса

Наименование профессионального модуля

Наименование междисциплинарного курса

Наименование междисциплинарного курса

ПМ. n

Наименование профессионального модуля

Вариативная часть циклов ОПОП

Всего по циклам

УП.00.

Учебная практика

ПП.00.

Производственная практика (практика по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная практика)

Промежуточная аттестация

ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

Подготовка выпускной квалификационной работы

Защита выпускной квалификационной работы

Время каникулярное

Всего

* время в неделях;

** время в часах;

*** курс изучения.

Если курсовая работ (проект) выполняется только по междисциплинарным курсам.

Создание учебных планов и нагрузки СПОИнформационная система «Планы СПО» предназначена для комплексного автоматизированного планирования учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

Система включает в себя модули «УП СПО» и «УП СПО (заочники)» предназначенные для разработки учебных планов СПО очной (заочной) форм обучения и их проверки на соответствие основным требованиям Государственного образовательного стандарта СПО. Система обеспечивает:


  • создание учебных планов СПО в специализированном формате, используемым ФГУ «ИМЦА» в процедуре государственной аккредитации;

  • разработка учебных планов СПО под ФГОС-3;

  • автоматический расчет сводных данных по бюджету времени при заполнении графика учебного процесса;

  • возможность автоматического расчета самостоятельной учебной нагрузки;

  • проверку кратности часов учебным неделям и закрепления дисциплин за ЦМК;

  • проверку соответствия содержимого УП СПО основным требованиям Государственного образовательного стандарта СПО;

  • проверку орфографии содержимого учебного плана СПО;

  • проверку корректности ввода информации (для выявления технических ошибок ввода информации);

  • автоматический перенос информации из одного учебного плана в другой;

  • возможность создания учебного плана заочной формы обучения на базе учебного плана очной формы;

  • печать учебного плана или отдельных его разделов.


Модуль «Нагрузка и тарификация» предназначен для автоматизированного формирования учебной нагрузки (в целом по ссузу, его структурным подразделениям, специальностям, учебным группам, преподавателям, семестрам, цикловым методическим комиссиям, видам занятий и формам контроля), тарификационного списка и карточек преподавателей. Данный модуль предоставляет следующие возможности:


  • ввод подготовительной информации, необходимой для формирования учебной нагрузки;

  • импорт сведений из рабочих учебных планов, созданных в модулях «УП СПО» и «УП СПО (заочники)»;

  • автоматическое формирование учебной нагрузки;

  • выборка данных из учебной нагрузки по различным признакам (дисциплинам, группам, ЦМК, семестрам, формам контроля, видам занятий и т.д.);

  • автоматическое формирование карточки преподавателя;

  • автоматическое формирование поручений диспетчерской, составляющей семестровые расписания учебных занятий;

  • формирование в автоматическом режиме тарификационного списка на основе данных о преподавателях и их учебной нагрузке;

  • экспорт данных об учебной нагрузке в программу автоматического составления расписания.

Создание и анализ учебных планов НПО

Программа «РУП НПО» предназначена для составления и анализа рабочих учебных планов образовательных учреждений начального профессионального образования.

Основные возможности программы:


  • формирование и редактирование учебных планов НПО;

  • автоматический расчет всех производных показателей;

  • проверка учебного плана на соответствие государственному образовательному стандарту начального профессионального образования;

  • контроль корректности вводимой информации при заполнении учебного плана;

  • проверка орфографии содержимого учебного плана;

  • редактор примечаний, позволяющий в автоматическом режиме вносить информацию о переносах часов в разделе «План»;

  • печать рабочего учебного плана или отдельных его разделов;

  • сохранение учебных планов в файлы спецализированного формата, используемого ФГУ «ИМЦА» в процедуре государственной аккредитации.

Пояснительная записка должна содержать сведения о:

    реализации образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;

    формировании вариативной части ОПОП;

    формах проведения промежуточной аттестации;

    формах проведения государственной (итоговой) аттестации.

Профессиональные образовательные учреждения могут отразить в пояснительной записке иные существенные характеристики учебного процесса.

    Сводные данные по бюджету времени (в неделях) для очной формы обучения.

Содержит сведения о количестве недель, отведенных на обучение по дисциплинам, междисциплинарным курсам (далее – МДК), профессиональным модулям, на учебную и производственную практику, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию, а также о суммарном количестве недель по курсам и на весь срок обучения. Указанные объемы учебного времени в неделях должны совпадать с параметрами, приведенными в ГОС СПО (ППКРС, ППССЗ).

    План учебного процесса для ОПОП СПО (ППКРС, ППССЗ)

Содержит сведения о наименовании циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, о практиках, формах промежуточной аттестации и их количестве, максимальной, самостоятельной, обязательной учебной нагрузке обучающихся, в т.ч. общее количестве аудиторной нагрузки и время, отведенное на проведение аудиторных занятий, в том числе – лекций, семинаров, уроков и т.п., лабораторных и практических занятий, курсовых работ, сведения о распределении их по курсам и семестрам.

В нижней части таблицы приводятся данные о суммарном объеме консультаций; формах и сроках государственной (итоговой) аттестации; указывается распределение по семестрам суммарных объемов учебной нагрузки по дисциплинам и МДК, учебной и производственной практики, а также количество различных форм промежуточной аттестации.

    Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др . для подготовки по профессии/специальности СПО.

Заполняется на основе данных соответствующего ГОС СПО, содержащего обязательный минимальный перечень. Возможно включение в перечень дополнительных кабинетов, лабораторий, мастерских и др.

УТВЕРЖДАЮ

должность руководителя ПОУ

_____________________________________

наименование образовательной организации

(в соответствии с уставом организации)

_________________________ / __________

личная подпись И.О. Фамилия

«_____»____________ 20 __ г.

Учебный план*

основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования

________________________________________________________________

наименование образовательной организации

по профессии / специальности среднего профессионального образования

___________ _________________________________________

код и наименование профессии или специальности СПО

по программе_________________________________ подготовки

базовой или углубленной (только для программ подготовки специалистов среднего звена)

Квалификация: ________________

Форма обучения - ______________

Нормативный срок освоения ОПОП – __ год. и __мес.

на базе _________________________ образования

основного общего или среднего (полного) общего

Профиль получаемого профессионального образования _____________________________________________________

при реализации программы среднего общего образования

_______________________________________

*Шрифтом прямого начертания записаны элементы макета, а курсивом даны пояснения к заполнению соответствующих элементов учебного плана