Легко ли найти свое призвание аргументы. Проблемы поиска своего призвания. Законы общественного развития

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества 2. Воздействие искусства на духовное становление человека 3. Воспитательная функция искусства Утверждающие тезисы 1. Подлинное искусство облагораживает человека. 2. Искусство учит человека любить жизнь. 3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства. 4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека. Цитаты 1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель). 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель). 3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница). 4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель). 5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель). 6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель). 7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор). 8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель). 9. Искусство - это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальянский скульптор и художник). 10. Цель искусства - сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ). 11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель). 12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ). 13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, русский писатель). Аргументы 1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепри­знанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка. 2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвест­ной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала дру­гим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, ока­зывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо». 3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из по­эмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. 4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда. 5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал случай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ноче­вать на привокзальной площади с беспризорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, ли­шенные родительского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про одинокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприютную жизнь со своей судьбой. 6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича. которая, как свидетельс­твуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом. 7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны. 8) В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожденные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни. 9) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художест­венном произведении. Перед этой поистине царственной властью художника трепетали даже тираны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланджело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не достаточ­ного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас». 10) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д" Артаньян - эти герои казались нам вопло­щением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на реальную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «француз», «роди­на». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины. 11) В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и синий, другой доказывает, что синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как...снег. В этом же доме жил Репин. Пошли к нему разрешить спор. Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул: - Ну, чего вам? - Какой бывает снег? - Только не белый! - и захлопнул дверь. 12) Люди верили в поистине магическую силу искусства. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи пе­ред осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.

Узнайте, почему многие люди в поисках своего призвания делают одну и ту же ошибку. Если вы об этом знаете, то избежите массу ненужных хлопот и не потратите впустую уйму времени и сил.

Как найти свое призвание? Мега-популярная нынче тема. Многие пытаются его найти, да не у всех получается. В чем же проблема? Давайте разберемся.

Первое, что нужно усвоить: большинство книг и семинаров по поиску призвания - чисто мотивационные продукты . Они созданы специально для вдохновения и используют соответствующие приемы и фишки. Иначе эти книги и семинары были бы никому не интересны.

У тех, кто читает подобные книги, создается впечатление, что призвание должно быть ого-го каким крутым и мега вдохновляющим. Как минимум - делом всей жизни, а в некоторых, особых случаях - задачей чуть ли не мирового масштаба. Не даром синонимами призвания служат такие пафосные слова как: предназначение или даже миссия .

Но призвание может быть и совсем маленьким, тихим и неприметным. А может и вовсе его не быть.

Например, если в данной инкарнации человек пришел на землю просто отдохнуть (привет, хиппи и растаманы!). Хотя… подобный стиль жизни тоже можно назвать своеобразным призванием. Призванием «нифига-не-делать-и-просто-жить». Ну, а почему бы и нет?

У человека может и не быть призвания! Вернее, его призвание - просто жить. И это нормально.

Причины затруднений в поиске призвания

Первая и главная причина - изначально неверная постановка вопроса . Неправильно пытаться найти свою конкретную роль в социуме (профессия, специальность, должность и т.п.), а правильно ответить на вопрос: «Что я хочу от этой жизни?».

То есть, в приоритете поиск своих истинных желаний . А найти их трудно потому, что нас этому никогда не учили.

Прежде, чем искать свое призвание, следует ответить на вопрос: «Что я хочу от этой жизни?»

Вторая причина - неверная расстановка приоритетов . Многие думают, что станут счастливы, когда найдут свое призвание. Все в действительности в точности наоборот: человек сначала становится счастливым, а уже на этой волне он находит свое призвание. Без вариантов!

«Призвание – это следствие успеха!»

То есть, вы сначала добиваетесь в чем-то успеха, этот успех вас вдохновляет и радует. И вот это вдохновение и радость и есть ваше призвание в данный момент времени (о важности текущего момента читайте ниже). Вы получаете удовольствие, вы счастливы и вы чувствуете, что это Ваше.

Третья причина - шаблоны . Типичный шаблон современного человека, ищущего свое призвание: желание свободы и независимости (в том числе финансовой, желательно безразмерной), желание жить интересной и полной жизнью (смутно представляя себе, что это такое на самом деле), желание путешествовать и познавать мир (всеобщее заблуждение, ибо абстракция 100%).

При этом подразумевается наличие беспроблемной и несложной работки часа на 2 – 4 в день, лучше в интернете, чтобы не быть привязанным к месту, а также куча свободного времени на всякие развлечения (опять же полная абстракция, ибо нет подобного опыта в наличии).

Звучит, конечно, красиво и заманчиво. Но все это из той же самой оперы, что и абсолютно абстрактные желания иметь виллу, роллс-ройс, яхту, самолет, жену-красавицу и кругленькую сумму в швейцарском банке.

Отсутствие финансовых затруднений вовсе не делает человека свободным и независимым автоматически. Это миф!

Проблема в том, что многие люди просто не понимают, что в действительности означает быть «свободным и независимым».

Отсутствие финансовых затруднений вовсе не делает человека свободным и независимым автоматически. Это миф! И умные люди это понимают или хотя бы чувствуют. Если бы это было так, то все миллионеры, по-умолчанию, были бы свободными и независимыми. Все, как один! Но это далеко не так.

Четвертая причина - большинство людей вырастает с отсутствием интереса к чему-либо вообще! Этот интерес, априори заложенный в каждого карапуза, последовательно уничтожается детским садом, школой, университетом и т.п.

Образование во всем мире не стремится из каждого ребенка вырастить уникума, но выдает «на гора» усредненного человека, способного выполнять какую-либо работу.

Пятая причина - нехватка энергии . Это не позволяет правильно обозначить свои истинные желания, а если вы их даже определите, то не имеете вдохновения, сил и желания им следовать, так как у вас низкий уровень собственной энергии.

Как восполнить свою энергию, читайте .

Заблуждения о единственности призвания

Главная предпосылка успешности поиска своего призвания - определение своих истинных желаний (см. первую причину выше).

Из главной предпосылки следует простой вывод:

Призвание не может быть одно единственное и на всю оставшуюся жизнь!

Во-первых , у человека, как правило, имеется не одно единственное желание. Их сотни и тысячи, и они постоянно меняются, появляются новые, исчезают старые, став неактуальными со временем. Мы все время меняемся сами, становимся мудрее, меняются наши приоритеты, наши взгляды на жизнь и пр.

Во-вторых , истинные желания вовсе не обязательно должны быть глобальными. Если у меня вдруг зачесалась пятка, то мое текущее истинное желание - почесать ее хорошенько. В данную минуту это и есть мое призвание, как бы глупо это не звучало

А почему, собственно, глупо? Может быть, я при этом получаю определенный кайф? Более того, я вдруг обнаруживаю, что почесал какую-то активную точку на своей пятке, и это неожиданно дало мне прилив энергии. Круто! Я могу повторить этот опыт и еще раз получить кайф. А потом научить этому других людей и заработать на этом денег! Ну, чем не призвание? :)

И таких призваний у каждого человека может быть сотни и тысячи в каждый момент времени. Недаром среди практически всех гуру, пишущих книги и проводящих семинары на тему поиска призвания фигурирует одна и та же концепция: быть «здесь и сейчас» .

Потому что именно осознание себя в текущем моменте позволяет понять, что любое твое желание в этом состоянии является истинным, и следование ему и есть твое призвание в данный момент времени.

Еще раз: осознание себя в текущем моменте позволяет понять, что любое твое желание в этом состоянии является истинным , и следование ему и есть твое призвание в данный момент времени.

В-третьих , призвание не может быть одним делом «на всю оставшуюся жизнь».

Мы живем в другие времена. Это еще пару веков назад человек рождался практически сразу с «призванием», которое ему определяла его семья, статус и социальное происхождение. Родился в семье пекарей - быть тебе пекарем, родился в семье военных - быть тебе военным, родился царем - иди давай, царствуй на здоровье.

Сейчас таких ограничений у многих попросту нет. Будь, кем захочешь, если сможешь.

К тому же мир меняется очень быстро. Возникают новые профессии и интересы, уходят в небытие старые. Человек попросту не сможет заниматься одним делом последующие 30 – 40 лет, если только не поселится в деревне и не станет лепить горшки из глины. Ну, вы поняли.

Как видите, проблем с поиском своего призвания хватает. А иначе мы все давно уже были бы в шоколаде.

Как решить все эти проблемы читайте в последующих статьях. Уверен, вы найдете для себя много полезного, а не просто зажигательные фразы, которых хватает не более чем на пару-тройку дней.

Подскажите аргументы из литературы для сочинения ЕГЭ. Проблема выбора профессии.

  1. Ионыч

    Антон Павлович Чехов

    Владимир Афанасьевич Обручев

    Хочу быть дворником

    Михаил Веллер

    В прекрасном и яростном мире

    Андрей Платонов

  2. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  3. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  4. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком. XD
  5. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  6. Тут должно быть сообщение, написанное выше.

    Ну а вообще вот:
    Проблема выбора профессии

    Правильный выбор жизненного пути приносит огромное моральное удовлетворение, так как человек получает возможность большей самореализации, ведь только в любимом деле можно достичь по-настоящему значительных успехов. А кроме этого, занимаясь делом, для которого рождн, ты можешь приносить огромную пользу людям. Существует легенда об угольках призвания. У каждого из нас есть свой уголк призвания. И, если этот уголк попал не тому человеку, для которого предназначен, он будет всю жизнь только тлеть, а то и вовсе погаснет.
    Так, в повести Евгении Велтистова Приключения Электроника Сержка Сыроежкин мучительно раздумывает, что привлекает его в жизни больше всего: раскопка скифских курганов, разгадка древних пергаментов, математика, автомобили или что-то еще. Человека, раздумывающего над выбором будущей профессии, герой сравнивает с Ильй Муромцем, который стоит на перепутье трх дорог. И хотя Сергей ещ не определился с выбором жизненного пути, одно он знает тврдо, что в этом выборе самое важное не ошибиться.

    Герой рассказа Евгения Гришковца Дарвин пока ещ так же не определился с выбором профессии, но и он, как и Сержка Сыроежкин, убеждн, что профессия непременно должна приносить радость. Именно отсутствие надежды на радость привело его к мысли не поступать в институт культуры, потому что в спектакле, сыгранном студентами, он увидел ненужность происходящего. А для героя особенно важны нужность дела и увлеченность им. Именно в том, чтобы заниматься нужным, интересным, приносящим моральное удовлетворение делом, и состоит для героя настоящая жизнь.

  7. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  8. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  9. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  10. что вы все прицепились к "Мастер и Маргарита"
  11. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  12. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.

    В прекрасном и яростном мире

    Андрей Платонов

    Машинист Мальцев ослеп во время грозы. Однако его любовь к своему делу и преданность друга совершают чудо: когда Мальцев попадает на паровоз, он прозревает.

    Хочу быть дворником

    Михаил Веллер

    В произведении Хочу быть дворником Михаил Веллер развивает мысль, что детским мечтам редко суждено сбываться. Люди меняют свободу на музыкальную школу, выпускные экзамены или защиту кандидатской. Многие идут по этому пути, однако главный герой рассказа не собирается смиряться. Он устраивается дворником, чтобы прийти к главному в своей жизни.

    Владимир Афанасьевич Обручев

    По мнению литературного критика В. А. Обручева, человек должен выбрать ту профессию, которая в наибольшей мере соответствует его наклонностям. В этом случае он будет работать на совесть.

    Антон Павлович Чехов

    Старцев Дмитрий Ионыч выбрал благородную профессию врача. Он был хорошим доктором, но, перестав настойчиво пополнять свои знания, сделался обычным обывателем, который целью жизни видит лишь свое благополучие. Автор показывает, что правильный выбор профессии это еще не самое главное. Свое мастерство нужно растить.

  13. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  14. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  15. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. . После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.
  16. В пример можно привести Ивана Бездомного из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Он работает писателем в МАССОЛИТе, но вскоре понимает, что его стихи чудовищны и он выбрал неправильную профессию.. .После общения с Сатаной Бездомный решает сменить род деятельности и становится историком.

Всякий вид труда складывается из особых комбинаций присущих ему реакций. Если одна профессия чем и отличается от другой, то не общим характером своего психологического состава, но качеством и последовательностью отдельных входящих в нее реакций. Поэтому чрезвычайно легко разложить всякий профессиональный труд на некоторые первоначальные составляющие элементы, т.е. свести всю трудовую деятельность к ряду реакций известных типов и к их соединению.

Чрезвычайно важно установить пригодность того или другого лица к соответствующей профессии. Это требуется в интересах не только дела, но и правильного развития личности; с обеих точек зрения и стали подходить к разрешению этого вопроса. Первоначально психотехника возникла из интересов правильной организации предприятия и выдвинула перед собой практические задачи так называемого отрицательного отбора.

Ее задача заключалась в том, чтобы путем психологического испытания отобрать из всех кандидатов на работу безусловно непригодных, таких, которые не смогут справиться с ней и будут только тормозить предприятие. В зависимости от этого все внимание психотехники было направлено первое время на выработку таких минимальных требований, несоблюдение которых было бы равносильно непригодности данного субъекта к данной работе. Потом круг интересов этой научной области расширился: стали заниматься не только отрицательным, но и положительным подбором, т.е. такими психологическими испытаниями, которые позволяли судить не только о негодности, но и о положительной степени одаренности и призвания к профессии. В зависимости от этого вместо выработки минимума необходимых и достаточных требований психология должна была заняться составлением подробной психограммы каждого вида работы, т.е. всесторонним психологическим анализом составных частей данного вида труда. В основу такого психологического анализа самых различных видов профессионального /284/ труда может быть положена общая типическая гамма трудовых процессов, т.е. установление некоторых основных типов, под которые можно подвести все разнообразие различных профессий.

В гамме трудовых реакций, согласно схеме Корнилова, различаются несколько типов трудовых процессов.

На первом плане стоит натуральный тип трудовых процессов, который отвечает таким профессиям, которые не требуют ни усиленной физической работы, ни интенсивного умственного труда. Таковы профессии домашней прислуги, технических служителей, швейцаров, сторожей, уборщиков и т.п. Во всех этих профессиях трудовые реакции складываются из ряда движений, более или менее привычных каждому из нас в повседневной нашей жизни. Условия работы таковы, что вся она протекает более или менее трафаретно и автоматически, не требуя усиленного внимания. Наконец, самое важное - профессиональная работа протекает почти всегда в более или менее непринужденном и естественном состоянии, не требуя от рабочего никакого особого напряжения сил и никакой особенной скорости. К таким натуральным типам трудовых процессов, естественно, легче всего произвести психотехнический подбор, так как хотя каждый из рабочих обнаруживает определенную природную склонность к тому или иному типу реакций, однако легко может справиться с задачами работы.

Сложнее труд второго типа, так называемых мускульно-трудовых процессов, который требует сосредоточенного внимания не на объекте работы, но по преимуществу на собственных движениях. Эта работа требует от исполнителей огромного мускульного напряжения и значительной "периферической затраты энергии. Такова, например, профессия каменоломов, кузнецов, шахтеров, молотобойщиков, дровосеков и т.п.

Уже здесь психотехнические требования совершенно точно и ясно указывают на такие темпераменты, которые способствовали бы проявлению мускульного и энергичного типа реакции. Иначе говоря, флегматики и сангвиники - люди, привыкшие к слабой реакции, т.е. к незначительному высвобождению энергии при своих поступках, окажутся не на месте в роли подобных рабочих, а что еще важнее - в серьезнейшем конфликте с основными склонностями своего же организма, если по условиям жизни им придется все же такую работу выполнять.

Наиболее подходящим из двух остающихся типов придется признать меланхолический склад поведения и темперамента, так как медленность его восприятий гарантирует известную точность, неутомляемость, спокойствие и упор в работе. А громадная сила каждого движения гарантирует нужный эффект. Напротив того, холерики, которые погасают так же быстро, как и воспламеняются, работают в этом отношении менее упорно и сдержанно.

Третий тип трудовых процессов может быть условно обозначен как сенсорный и охарактеризован противоположными чертами, чем предыдущий. Здесь внимание концентрируется по преимуществу на /285/ объекте работы, причем от реакции требуется как непременное условие минимальное наружное высвобождение энергии, но чрезвычайно медленное и сложное восприятие внешних раздражений. Такие профессии охватывают работу часовых дел мастеров, механиков, токарей, портных и т.п.

Опять очевидно, что наиболее подходящим для такого вида работы явится тот тип темперамента, который характеризуется как раз этими чертами, т.е. реакцией медленной и слабой. Флегматики могут быть хорошими часовыми мастерами и недурными портными с гораздо большим правом на успех, чем все прочие.

Для данного вида профессии, как установлено задолго до психотехники простым наблюдением, оказываются особенно гибельными люди неподходящего склада реакции. Так, есть люди, до того привыкшие к энергичному, сильному движению, что при общем совершенно достаточном интеллектуальном развитии они не способны в течение ряда лет овладеть, например, искусством починки часов: они непременно перегнут или недогнут пружину, никак не сумеют умерить свое движение и придать ему ту изящную и тонкую слабость, при которой оно делается единственно полезным и эффективным в работе. В этом смысле обычное наблюдение совпадает с психотехническими данными. Есть люди, которым нельзя поручить вымыть стакан, потому что они, вообще, не умеют держать в своих руках ничего хрупкого и ломкого.

Четвертым типом трудовых процессов следует назвать такие, которые требуют уже реакции сложного типа, так называемой реакции различения. Таков труд наборщика в типографии: прежде, чем совершить рабочее движение, он должен произвести точное различение ряда раздражителей на листе набора и в кассе шрифта и реагировать не раньше, чем это различение будет произведено точно и достоверно. Очевидно, что пригодность к такому типу трудовых процессов не может быть однозначно определена одним только признаком темпераментного склада, как мы это делали выше для всех профессий более простого рода.

Реакция усложняется здесь за счет центрального процесса настолько, что для учета эффекта работы гораздо большую роль, чем элементарные свойства реакции, обнаруживаемые в темпераменте, играет протекание таких сложных центральных процессов, как мышление, внимание и т.п. В зависимости от разнообразия людей и различной их пригодности по отношению к этим профессиям они должны быть охарактеризованы гораздо более сложной схемой, чем та темпераментная четырех-хвостка, с помощью которой производится самый грубый психотехнический отбор. Здесь мы вступаем в область действия таких сложных механизмов, работа которых относится скорее к сфере характера, нежели темперамента, т.е. воспитанных и приобретенных реакций, нежели наследственных.

Поэтому как общее правило, равно относящееся ко всем последующим типам, может быть принято положение: лица всех темпераментов /286/ способны оказаться в одинаковой мере годными к такого рода профессиям в зависимости от работы более сложных механизмов, входящих в состав характера.

Однако и здесь можно указать наибольшую вероятность профессиональной пригодности при прочих равных условиях для тех лиц, реакция которых протекает медленно и ослабленно, так как сенсорный момент, несомненно, подвергается значительному усилению при таких профессиях, а моторный относительно безразличен для конечного эффекта работы. Все же обычно реакция при слабом протекании теснее связывается с усиленной мыслью и направленным вниманием, чем в обратном случае.

Кстати, это правило, вообще, выражает тенденцию человеческого труда, который все более и более от форм громадного и расточительного высвобождения психической энергии переходит к.слабым, но сложным и умным реакциям. Поэтому общее педагогическое правило гласит: если вы хотите научить ребенка должным реакциям для высших форм труда, учите его слабым движениям, потому что слабые движения самые «умные», это остается справедливым и для данного случая.

На пятом месте стоят трудовые процессы типа выбора, которые требуют различения раздражений в процессе не только восприятия, но и ответного движения. В работе такого типа прежде, чем совершить какое-нибудь действие, надо произвести точный учет и различение двух моментов: раздражения и ответа.

К таким профессиям относится труд шофера, машиниста, вагоновожатого, переписчицы на пишущей машинке, пилота и т.п. Вагоновожатому необходимо точно воспринять находящиеся перед ним объекты на пути движения вагона, но еще важнее сделать правильный безошибочный выбор между поворотом ручки мотора направо и налево между тормозящим и усиливающим движением. Здесь получается как бы двойное различение, или реакция выбора в ее самой чистой форме.

При этом существенное значение приобретает момент быстроты реагирования, так как далеко не безразлично, с какой скоростью произойдет торможение или растормаживание при виде опасности, с какой скоростью будет поспевать машинистка за диктуемым ей текстом, во сколько мгновений будет реагировать пилот поворотом руля на легчайшее накренение аппарата.

При анализе элементарных темпераментных свойств мы не получим достаточно ясного ответа на вопрос о пригодности того или иного лица, но опять должны отложить это решение до более точного анализа сложных реакций поведения. Однако здесь намечается тот общий путь, идя по которому мы должны прийти к правильному решению вопроса. Этот путь заключается в экспериментальном исследовании того типа реакций, какой требуется для данной профессии. Иначе говоря, если мы имеем дело с реакцией вагоновожатого или пилота, суть работы которых заключается в реакции выбора, мы должны всякий раз испытать, как протекает, с какой быстротой /287/ и интенсивностью, реакция выбора у данного субъекта. И совершенно ясно, что, если перед нами два лица, равных во всех прочих отношениях, но одно из них реакцию выбора производит быстро, т.е. отвечает нужным и верным движением на правильно понятое раздражение в 0,12-0,13 с, а другое - в 0,16-0,18 с, первое более пригодно для данной работы.

На шестом месте стоят трудовые процессы типа узнавания, которые требуют в качестве предварительного условия реакции узнавания того или иного раздражения, заранее неизвестного рабочему. Отличие этого типа от простого различения состоит только в том, что различение предполагает всю группу возможных раздражителей заранее известной, между тем как узнавание имеет дело с неопределенным и громадным количеством заранее не могущих быть учтенными раздражителей. Таков, например, труд корректора, которому приходится делать движение не раньше, чем он заметит и узнает ту или иную погрешность в печатном тексте. При этом ясно, что данный труд от труда наборщика будет отличаться тем только, что наборщик имеет дело с заранее определенным количеством буквенных элементов, корректор никогда не может предвидеть, какую именно ошибку он встретит.

Наконец, на последнем месте следует поставить самые сложные трудовые процессы типа ассоциаций, к которым ближе всего подходят профессии интеллектуальные, где требуются от рабочего самые разнообразные операции над заданным материалом при помощи протекания свободных или ограниченных ассоциаций или когда приходится производить работу умственного отбора в направлении однажды принятого задания. Эти типы процессов принадлежат к самым сложным и, естественно, нуждаются для определения пригодности к ним в самой сложной методике психотехнического исследования.

Общий результат таких психотехнических исследований может быть сведен к одному правилу, которое формулируется Корниловым приблизительно так: всякий переход от периферической затраты энергии к центральной происходит с большим трудом, нежели обратный процесс. Или иначе, переход от умственного труда к физической работе происходит всегда значительно легче, нежели обратный процесс - переход от физической работы к умственному труду.

Педагогическое значение психотехники не исчерпывается, конечно, элементарным анализом, приведенным выше; однако его совершенно достаточно, чтобы получить общее представление о психотехнической проблеме в педагогике и об основных способах ее решения.

Надо иметь в виду, что содержание этой проблемы не исчерпывается только определением профессиональной пригодности, но играет гораздо более существенную роль в процессе обучения и воспитания. Этот подход позволяет следить за тем, насколько успешно развиваются и воспитываются реакции наших учащихся в том /288/ направлении, какое мы избрали целью воздействий. Таким образом, в психотехнике мы имеем предварительного советчика и авторитетного судью в начале и конце воспитательного процесса, которые позволяют ответить не только на вопрос, стоит ли учить данного ученика данной профессии, но и на вопрос, выучился ли данный ученик данной профессии.

Помимо этого, психотехника - постоянный спутник и руководитель в нашем воспитательном процессе, которые всякий день могут показать с объективной точностью, в каком положении находятся воспитуемые нами реакции, что уже достигнуто и что должно быть достигнуто, какие стороны этих реакций, в какой последовательности должны служить предметом нашей заботы и нашего воспитательного попечения.

Необходимо отметить, что в обычном понимании психотехническая проблема приобретает довольно узкий и ограниченный смысл, потому что, говорят, жизнь далеко не исчерпывается выбором профессии. Воспитание имеет более широкие задачи, чем выработка профессионала. В конце концов часто оказывается безразличным, какую профессию изберет данное лицо, лишь бы оно представляло из себя развитую и законченную личность.

Такой взгляд, поскольку он исходит из невысокой оценки выбора труда, - вреднейшее наследие старой школы, которая направляла основные цели воспитания «куда-то вдаль», к неосуществимым нигде на земле идеалам гармонически развитой и совершенной личности, била мимо труда и в зависимости от этого самым безобразным и бездарным образом организовывала жизнь здесь, вблизи.

Этим заранее предопределялась и санкционировалась коренная жизненная неудача каждого воспитанника, которого готовили не к той жизни, какой он жил на самом деле, и для него действительная жизнь объявлялась безразличной, а никакая другая оказывалась невозможной и недоступной. Эта коренная жизненная неудача принимала обычно форму жизненной драмы, неудовлетворения своей собственной работой, потери смысла жизни и всех тех особенностей, которые характеризовали психический склад русского интеллигента недалекого прошлого, типичного выученика такой школы.

Пустота и бессодержательность далеких и отвлеченных идеалов вязались при этом с позором и ограниченностью мещанского существования, и труд, определяющий собой важнейшие стороны личного существования, обрекался на самые унизительные, нечеловеческие и рабские формы. Поэтому с точки зрения трудового воспитания приходится совершенно иначе расценивать вопрос о профессиональной пригодности. Из побочного и второстепенного вопроса чисто практического характера приходится сделать первостепенной важности общий теоретический вопрос о тех индивидуальных конкретных целях, которые могут быть поставлены при воспитании каждого отдельного ученика.

Когда от общих педагогических рассуждений и взглядов мы переходим к мысли именно о данном ученике, к заботе о единичной /289/ личности, мы непременно от чисто педагогических переходим к психотехническим проблемам. Таким образом, проблема психотехники покрывает собой почти полностью проблему индивидуальной педагогики, но о ней придется говорить особо в главе об исследовании одаренности и учете индивидуальных особенностей каждого из учеников.

ФИЛОСОФСКИМ взгляд НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Е. А. Ванъкова

О ПРИЗВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

В статье обосновывается актуальность изучения проблемы призвания человека, анализируются различные философские и религиозные представления о призвании, что способствует пересмотру современных взглядов на самоопределение человека, переработке педагогических и психологических подходов к выбору жизненного пути человека.

Проблема призвания - философская проблема с длительной историей, которая изучалась в различных религиозных и философских традициях; упоминания о проблеме призвания человека мы встречаем в христианских текстах, а также в работах таких философов, как В. Франк, М. Вебер, Ф. Ницше, К. Г. Юнг, М. Хайдеггер, Н. Бердяев, М. К. Мамардашвили и т. д. Проблема призвания актуальна для человека на каждом жизненном- этапе, поэтому существует множество обеденных толкований понятия призвания, не описывающих данный феномен должным образом и не раскрывающих его сути. Вместе с тем, изучение проблемы призвания может в значительной степени способствовать пересмотру современных взглядов на самоопределение человека, поможет переработать педагогические и психологические подходы к выбору человеком собственного пути на каж-■ЯР1ГЯ °Т^езке жизни* ормирование целостного представления о призвании чело-мто(.!ЗВ°ЛИТ совеРшенствовать систему помощи людям, оказавшимся в трудных

ситуациях’ особенно связанных с проблемами самоопределения, профориентации, личностного и духовного развития

даже с"^™»^ГЗВаНИе с“зываегся 0 предопределением, предназначением,

СУ человека- в ЯРУ™ «ысле олово «призвание» либо людей в пр слУчаях, когда речь идет о высших достижениях каких-

„ ИИ" 0 5иамеиито* “рисе, например, мы можем ска-

щизв^яТтГ^го Шрать “ С8ене>>- в давном Речь 0

ка, с успехами в В Результате социокультурного развития челове-

ем. При таком понимании п™ ВЩВХ деятельнос™1 с общественным признани-

чел2“у^“Ги^с“ а№ВТ Дета “

торое св?зиВтТ^Г ПОНИШетоя как субъективное переживание человека, ко-

пределением и выбором сферы деятельности, отвечающей

уникальности данного человека. Такое переживание устремлено в будущее и может не иметь поддержки и признания со стороны других людей, напротив, часто человеку приходится действовать вопреки их мнению и отстаивать свое право следовать призванию. На наш взгляд, недостаточно внимания уделено трактовке призвания как феномена реализации человеком себя. Тем самым в понимании призвания исключается «среднее звено» между призванием-целью и осуществленным признанием - процессом воплощения человеком своих замыслов, процессом упорного труда и преодоления многочисленных препятствий, без которого даже самое сильное переживание призвания лишено смысла.

Чтобы сформировать целостное представление о призвании, мы обратились к существующим трактовкам понятия «призвание» и на основе их анализа попробовали сформулировать собственное определение.

Наиболее примитивное понимание призвания связано с мифологическим мировоззрением, для которого свойственно образное, допонятийное представление о явлениях окружающего мира. Информация в виде образа конкретна и оценочна. Следовательно, и призвание в контексте мифологического мировоззрения выступает в форме некого образа, позитивного или негативного. Типичный пример - шаманское «общение с духами», добрыми или злыми, которые помогают или мешают принять решение1. «Дух» или «демон» может иметь разные обличья в зависимости от особенностей культуры того общества, в котором живет человек, и его личного опыта: это может быть «дух» тотемного животного, предка или другой помощник, с которым человек отождествляет свой внутренний голос. Однако мифологическое мировоззрение не обязательно присуще только традиционному обществу: при недостаточной информированности в какой-либо сфере и современный человек склонен к образному восприятию явлений, относящихся к той части действительности, которая для него окутана тайной. Потому так многообразны образы воображаемых «помощников», в которых верят наши современники: счастливая звезда, ангел-хранитель и т. д.

Другой тип мировоззрения - религиозный - также диктует свои правила восприятия действительности. В отношении призвания человека категоричная позиция принадлежит католичеству и протестантизму: каждому человеку предназначено определенное место в мире и человеческом обществе, и для достижения «царства небесного» необходимо исправно выполнять свой долг. Долг включает в себя как профессию, так и прочие обязанности, которые человек получает по праву рождения; поэтому нет нужды прислушиваться к внутреннему голосу -этот голос, если он призывает к изменению существующего порядка вещей, идет «от лукавого». В католической традиции существовало понимание призвания как служения делу Господа и стремление к достижению Божественной благодати2.

Верующий может достичь Царства Божия путем аскезы, усмирения плоти и выполнения предписанных церковью действий. «Социальное призвание» католика - это место, занимаемое христианином в общественном порядке. То, как выполняет верующий свои обязанности, предписанные ему Богом, предопределившим рождение человека в том или ином сословии, должно быть учтено на Страшном суде. Принятие своего «социального призвания» дает человеку счастье3.

Таким образом, призвание в католичестве понимается как предопределение, распространяющееся на все сферы жизни. Человек греховен и не в состоянии отличить добро от зла, поэтому ему следует во всем полагаться на волю Божью, что означает беспрекословное выполнение всех предписаний Церкви.

Сходное понимание призвания присутствует в учении Жана Кальвина: призвание - это установленный Богом способ жить, объясняющий различия между сословиями и их образом жизни. Человек обязан «почитать своё место и положение словно назначение на пост Богом, чтобы не скакать и не изменять опрометчиво то в ту, то в другую сторону направления своего жизненного пути» . В призвании Кальвин видит средство достижения гармонии между различными сторонами жизни, которое необходимо принять как непреложное правило.

Иное понимание призвания встречается в православной традиции. Василий Великий изображает жизнь подвижника как путь восстановления в человеке образа Божьего в его первоначальной чистоте: «Итак, [братья], возвратимся к первоначальной благодати, которой чуждыми сделали мы себя чрез грех, и снова украсим себя по образу Божьему, бесстрастием уподобившись Творцу», - пишет он. Христианин праведной жизнью и деятельным милосердием развивает заложенный в душе образ Божий5.

В православии верующий стремится к уподоблению святым при жизни, а не только к посмертному спасению. Поэтому пределом совершенствования в православной проповеди рассматривается не подчинение всего индивидуального бытия христианина тотальному контролю разума и жестким, извне заданным нормам поведения, но святость, которая не превосходит естественных возможностей человека («оставаясь людьми, становимся богами по благодати»), просветленность души и тела, обожение человека.

По мнению православных авторов, промысел Божий приготовил каждому человеку не место в социальной иерархии, определенное профессиональное, семейное и другое положение, но сврю духовную миссию, место и характер участия в строительстве Церкви Христовой на земле. Для этого Бог раздал людям индивидуальные духовные дары, которые являются общим достоянием и должны использоваться на общее благо. «Чтобы каждый, кто только взял от [Бога] какой дар, другим даром этим помогал, другим служил, о построении тела Церкви старался, для совершенства всех верующих трудился»6. Чем больший дар получает человек, тем большая на него возлагается ответственность.

Таким образом, православная концепция призвания заключается в реализации дара Божьего человеком в процессе созидательной деятельности на благо человека и мира в целом.

Православное понимание «дара» очень тесно переплетается с некоторыми философскими взглядами. В сущности, философия и является третьим типом мировоззрения, который основывается на исследовании причинно-следственных связей между явлениями и рациональном познании мира и человека. Однако определения призвания человека в рамках философии до сих пор очень противоречивы и^напоминают те определения слона, которые давали слепые мудрецы в известной притче. Но, выстроив эти определения в единую систему и синтезировав в целое, можно сделать очень полезные выводы.

Определимся с тем, что является призванием. Самое общее определение призвания дает К. Ясперс, который полагает, что призвание можно увидеть в любой задаче. Гегель считал, что призвание - часть всего созданного людьми. Это ограничение своей деятельности какой-то определенной сферой, превращение ее в.«свое», освоенное ими. Конкретизирует это мнение М. Вебер - в его понимании призвание тождественно выбору профессии, в частности, научной деятельности. И хотя такое понимание чересчур утилитарно и узко, мы не можем от него отмежеваться: действительно, выбор профессии - это очень важный шаг на пути

реализации своего призвания. Однако наиболее весомым представляется мнение X. Ортеги-и-Гассета, который считает, что призвание - это осуществление человеком самого себя10. Нельзя не согласиться с тем, что биологическая, психологическая, социальная и духовная уникальность каждого человека требуют и уникального способа осуществления в деятельности своего неповторимого «я». Каждая из перечисленных составляющих человеческой уникальности потенциально изменчива, и каждое изменение влечет за собой попадание в «нулевую точку» и необходимость последующего выбора нового способа реализации себя.

О том, как появляется призвание, писал М. К. Мамардашвили: человек, говоря о своем призвании, имеет в виду «иной воображаемый мир, в точке которого может совершиться какое-то событие»11. В определенной степени это событие свершается по воле человека (как бы с его согласия), но в большей мере - оно происходит само по себе, как наступает волнение, «состояние жизни». Воображаемое место, точка, в которой человек переживает призвание, называется «точкой присутствия» или «нулевой точкой»12. В ней человек переживает собственную беспомощность, очутившись перед чем-то неизвестным, но исключительно важным для него. И эта беспомощность влечет за собой появление потребности в чем-то, еще не ясном, но жизненно необходимом.

Таким образом, человек начинает ощущать призвание тогда, когда оказывается за пределами привычного мира, то есть, если произошли некоторые изменения либо в окружающем мире, либо в самом человеке - ведь, изменившись, человек начинает воспринимать привычные вещи иначе. Чаще всего в такой ситуации оказывается ребенок: непрерывно вырастая из себя прежнего, он поневоле оказывается в «нулевой точке» и испытывает ощущение призвания, неосознанное, но волнующее.

Наиболее важен вопрос о том, как реализуется призвание. Народная мудрость гласит: «Свято место пусто не бывает». По мнению М. К. Мамардашвили, если побуждение, вызванное призванием, не завершилось действием человека, точка присутствия заполняется иллюзиями, заблуждениями, то есть злом13. Потому важно понять, какого рода действия способствуют реализации себя. Н. А. Бердяев полагает, что существует два пути реализации призвания: аскеза как возврат к истокам духовности через преодоление мира, и творчество как жертвенный шаг в новый, ранее не существовавший мир ради всеобщего блага14. К. Г. Юнг также выделяет две основные возможности человека: примкнуть к чужой «конвенции» и раствориться в ней, взращивая чужие идеи (и потерять свое призвание), или жить сообразно своему предназначению, творчески реализуя свою уникальность15. Оба философа подчеркивают, что путь творчества - это путь одиночества и героизма, который требует огромного мужества.

Однако возникает закономерный вопрос: почему только путь предельной индивидуализации признается соответствующим призванию человека? В том понимании призвания, которое нам представляется наиболее соответствующим представлению о человеке как о целостности, стремление к реализации собственной уникальности совершенно не обязательно должно противоречить стремлению к реализации себя как члена общества, иначе само его существование было бы бессмысленным. Тем более, что конечная цель любого творчества, по утверждению того же Н. А. Бердяева - это общее благо. Именно поэтому призванием некоторых людей может и должно быть сохранение созданного другими (или ими же самими, но на другом жизненном этапе!) блага. В. Н. Шилов в 80-х годах XX века, рассматривая призвание как аксиологическую функцию личности, выражающую ее

социально-историческую природу, заявил, что единство судьбы народа и судьбы личности, сформулированное в жизненной программе, составляет сущность призвания человека1 . Вслед за В. Франклом, полагающим, что призвание тождественно выбору глобальной цели, наиболее отвечающей устремлениям человека и его ценностям17, он считает, что призвание - это стратегическая жизненная цель, единство желаемого и должного, которое лежит в центре внутреннего мира, «стягивая»

все основные устремления личности.

Таким образом, можно выделить следующие сущностные характеристики призвания: это направленный процесс осуществления человеком самого себя, который имеет начало в так называемой «точке присутствия», т. е. в тот момент, когда человек оказывается в новом, субъективно изменившемся мире. Призвание реализуется в процессе деятельности человека по изменению себя в соответствии с открывшимся ему знанием, и в результате человек приобретает признание общества (в зависимости от соответствия деятельности человека потребностям общества, признание может быть позитивное или негативное). Призвание не тождественно индивидуальному предназначению, поскольку идея предназначения противоречит пониманию человека как целостности: предназначение - это функция человека в узкой области, предопределенная ему для исполнения высшей силой, в то время как призвание - самостоятельное, добровольное вслушивание человека в себя и следование себе в любой из возможных сфер его жизни.

Однако остается не до конца ясной роль призвания человека и человечества в целом; остается актуальной проблема обобщения противоречивых теоретических данных и составления целостного представления о призвании как о процессе осуществления человеком самого себя. Необходимо также изучить соотношения призвания со сходными понятиями (жизненный путь, жизненная программа, самоопределение, судьба). Решению этих задач, а также изучению проблемы призвания в структуре бытия человека будут посвящены наши дальнейшие исследования.

Примечания

См.: Юнг, К. Г. О становлении личности / К. Г. Юнг // Психология личности: хрестоматия: в 2 т. - Самара: Бахрах, 1999. - Т. 1. - С. 128-147.

См.: Корзо, М. А. Образ человека в проповеди XVII века: моногр. / М. А. Корзо; Моск. филос. фонд. - М., 1992. - С. 56.

См.: Там же.

Кальвин, Ж. О христианской жизни / Ж. Кальвин // Наставления в христианской вере, пер. с французского А. Д. Бакулова, - М.: Рос. гуманит. ун-т, 1997.

См.: Корзо, М. А. Образ человека в проповеди XVII века: моногр. / М. А. Корзо: Моск. филос. фонд. - М., 1992. - С. 20.

6 Там же. С. 67.

См;:,ЯС11ерС’ К*Ницше и христианство / К. Ясперс; пер. с нем. Т. Ю. Бородай. -М.: Медиум, 1994. - С. 24.

См.: Каган, Л. Н. Социальная зрелость личности / Л. Н. Каган // Двадцать лекций по философии: учеб. пособие / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров и др. ~ Екатеринбург: Банк культ, информации, 2001. - С 341

199а _Всб707-7353бРаННЬ1е Пр0Изведанш 7 М- ВебЧ>! ®р. с нем. - М.: Прогресс,

10 О^.: Ортега-и-Гассет, X. В поисках Гете / X. Ортега-и-Гассет // Избранные труды / X. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. ; под ред. А. М. Руткевича. - М.: Весь Мир, 2000. - 704 с.

11 Мамардашвили, М. К. О призвании и точке присутствия (из курса «Лекций о Марселе Прусте») / М. К. Мамардашвили // Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. -М.: АО Издат. группа «Прогресс» - «Культура», 1994.-С. 93-124.

12 Там же. С. 96.

13 См.: Там же. С. 95.

14 См.: Бердяев, Н. А. Самопознание /Н. А. Бердяев. М.: Эксмо, 2003. 621 с.

15 См.: Юнг, К. Г. О становлении личности / К. Г. Юнг // Психология личности: хрестоматия: в 2 т. - Самара: Бахрах, 1999. - Т. 1. - С. 137.

16 См.: Каган, Л. Н. Социальная зрелость личности / Л. Н. Каган // Двадцать лекций по философии: учеб. пособие / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров и д р. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. - С. 341.

См.: Франкл, В. О неповторимости человека / В. Франкл // Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем. ; под ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

18 См.: Каган, Л. Н. Социальная зрелость личности / Л. Н. Каган // Двадцать лекций по философии: учеб. пособие / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров и др. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. - С. 341.