Примеры грамматических ошибок в речи. Ошибки в употреблении местоимений Типичные ошибки в употреблении местоимений
Неумелое обращение с местоимениями может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания: Кто-то сказал, что я беру взятки. ...Я не могу с этим смириться, но это так! (Что это ? - что «кто-то сказал» или что «беру взятки»?). В предложении не должно создаваться условий для ошибочного понимания местоимений, как, например, в таком случае: На «Буревестнике» будет новая поточная линия. Она позволит предприятию перейти на выпуск обуви новых моделей. Уже подготовлены помещения и площадки для ее установки. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в той же грамматической форме рода, числа. А в этом предложении между местоимением ее и существительным линия оказалось еще одно существительное женского рода, единственного числа (обувь), что мешает правильному пониманию текста.
Приведем еще несколько примеров подобных ошибок: На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря; Готовится диспут на тему «Свободное время подростка и как его убить»; Воспитатель обращает внимание детей на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает... Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением, но в наших примерах это требование не выдержано.
Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно, и скоро оно снялось с якоря), отказаться от использования местоимения (кролик прыгает), переделать фразу (Как организовать досуг подростка? На эту тему готовится диспут).
Рассмотрим примеры стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения:
Неотредактированный текст |
Отредактированный текст |
1. Выросло целое поколение, для которых война - история. |
1. Выросло целое поколение, для которого война - история. |
2. Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия. |
2. Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия. |
3. Это сцена последнего свидания влюбленных, молча признавшихся в этом в последний момент перед всеми бойцами. |
3. Это сцена последнего свидания героев, которые молча признались в любви в минуты прощания перед всеми бойцами. |
4. Пить сок желательно между приемами пищи (за 30-40 минут до еды). Выпитые во время еды, они могут усиливать брожение в кишечнике. |
4. ...Сок, выпитый во время еды, может усиливать брожение в кишечнике. |
Как видим, наиболее простой способ правки в подобных случаях - замена местоимения соответствующим существительным, но возможны и варианты. Так, во втором примере местоимение не согласовано с замещаемым существительным, редактор исправил эту ошибку [ср.: У железнодорожников пока всего пять очков, и он вынужден будет расстаться с высшей лигой (следует: они вынуждены будут...)]. В четвертом примере нет основания для употребления местоимения во множественном числе (они); редактору пришлось переформулировать предложение.
Иногда местоимение в тексте вовсе не подкреплено существительным, которое должно быть заменено: Не лучше ли покончить с ведомственностью, влить его (кого?) в систему государственного санитарного надзора (имеется в виду ведомственная служба, упоминание о ней - в предыдущем предложении: Ведомственная служба не имеет своего лица. Так что местоимение мужского рода - его - и вовсе не годится!).
Редактор следит за тем, чтобы выбор местоимений был точным, иногда возникает неоправданная замена одного местоимения другим, стилистическая правка в таких случаях не вызывает затруднения:
Неотредактированный текст |
Отредактированный текст |
1. Ребята проводили время без никакой пользы. |
1. ...без всякой пользы. |
2. Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны. |
2. ...такое впечатление. |
3. Не могли бы вы нам что-то посоветовать? |
3. ...что-либо (что-нибудь) посоветовать. |
4. Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи. |
4. Ни о какой внезапности... |
5. Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. |
5. ...со всеми его медалями. |
6. Напротив старого городского укрепления раскинулась современная Иена с ее цейсовскими заводами. |
6. ...раскинулись современная Иена со своими цейсовскими заводами. |
Возвратно-притяжательные местоимения порождают в тексте двусмысленность, если в предложении есть два реальных субъекта действия, например: Врач попросил сестру взять в лаборатории свой анализ крови (его анализ или eel). Правка требует уточнения: Врач попросил сестру, чтобы она взяла в лаборатории его (свой) анализ крови.
Употребление местоимений нередко создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне).
Николая Лукьяновича поздравили с его 80-летним юбилеем; Признание и успех не помешали ему в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю (только последнее местоимение может быть оправданно); Иван решил остаться работать в родной для него деревне. Подобные конструкции требуют устранения плеоназма. Правка-сокращение сводится к исключению лишних местоимений.
Вариантные формы местоимений
Формы сравнительной степени с приставкой по-, вносящие добавочное значение «несколько, немного» (побольше, посильнее, повыше), допустимы только в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.
3. При употреблении сравнительной степени должен быть указан объект сравнения: Эта комната более чистая и светлая – не норма.
4. Ошибкой является образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения простой и сложной форм: более сильнее, самый сильнейший ;
5. Ошибка – плеонастическое сочетание типа несколько поподробнее (форма поподробнее имеет значение «несколько, немного» );
6. Образование сравнительной степени от относительных прилагательных (более разговорных вариант ).
При употреблении местоимений особых трудностей с выбором вариантных форм не возникает. Отметим лишь следующее:
1. Местоимения 3-го лица он, она не произносят применительно к человеку, находящемуся рядом: следует называть его по имени. Таково требование культуры речи.
2. У местоимений 3-го лица после предлогов к основе добавляется -н : встретить ее – встретиться с ней; позвонить ему – вспомнить о нем .
3. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального -н : старше его, выше ее, дороже их .
4. Вопросительные местоимения кто ? и что ? не имеют морфологических категорий рода и числа. При местоимении кто ? глагол-сказуемое употребляется в мужском роде, независимо от того, кто реально имеется в виду: мужчина, женщина, несколько человек. Например: Кто пришел? Кто вызывал такси?
Существуют вариантные формы сочетаний с местоимениями, например: внутри их - внутри них , которые отличаются отсутствием или прибавлением начального н к личным местоимениям 3-го лица после предлогов. Прибавляется н после всех простых предлогов, (без, в для, до, за и т.д.) и ряда наречных предлогов, управляющих родительным падежом (возле, вокруг, впереди, мимо и т.д.); но нормативным употреблением этих предлогов с дательным падежом будет форма без н : вопреки ему, согласно ей, наперекор им и т.д.
Не прибавляется н после отыменных предлогов и употребляемого в функции предлога сочетания существительных с первообразными предлогами: при помощи ее, не в пример им и т.п.
Употребляются вариантные формы: в отношении его – в отношении него, насчет их – насчет них; у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, над всеми ими – над всеми ними; между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним . Ср.: Видишь разницу между нами и ими. .. (М. Горький). – ... Нет между нами и ними никакой средней линии (А. Гайдар).
После сравнительной степени прилагательного или наречия н не прибавляется: моложе ее, выше его, старше их .
При употреблении возвратного местоимения себя и возвратно-притяжательного местоимения свой может возникнуть неясность или двузначность, связанная с тем, к какому предшествующему существительному или личному местоимению они относятся. Согласно правилу, возвратное местоимение следует относить к слову, называющему производителя действия.
Например, в предложении: Он не разрешает мне производить опыты над собой - двусмысленность вызвана тем, что над собой может быть отнесено и к он , и ко мне . В подобных случаях, во избежание двузначности рекомендуется перестроить предложение, например: Он не разрешает, чтобы я производил опыты над собой. – Он не разрешает, чтобы я производил опыты над ним.
Аналогичное положение может возникнуть при употреблении местоимения свой , которое также соотносится со всеми тремя грамматическими лицами. Так, в предложении: Мать попросила дочь принести свое платье - слово свой следует отнести к дочери как производителю действия. При замене местоимения свой личным местоимением ее в притяжательном значении (принести ее платье ) принадлежность должна быть отнесена к матери. Но в обоих случаях сохраняется оттенок неясности, двузначности, поэтому подобные предложения рекомендуется перестраивать: Мать попросила, чтобы дочь принесла свое платье. – Мать попросила, чтобы дочь принесла ее платье.
Винительный падеж определительного местоимения сама имеет две формы: самоё (книжная форма) и саму (разговорная форма): Поддерживают саму (самую) идею переноса срока выборов; Саму хозяйку я не видел; Ее самоё это не волнует.
Найди ошибки в употреблении притяжательных местоимений Как-то раз во дворе из собачей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед военный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал шейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день».
Отредактируй предложения (устрани двусмысленность) 1. Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. 2. Велосипед стоял около забора. Он был старый. 3. Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки. 4. На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок. 5. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру. Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное!
Проверь себя! 1. Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх. 2. Около забора стоял велосипед. Он был старый. 3. Возле окна находится мой стол. За ним я делаю уроки. 4. На озере плавали лебеди и росло много лилий. Мы сплели из них венок. 5. Троекуров не обиделся на Дубровского, когда он убил медведя, а велел содрать со зверя шкуру.
Замени, где необходимо, существительные местоимениями: В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком. Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, оно помогает исключить лексические повторы.
Синонимичными являются различные формы местоимений:
1. Синонимичными могут оказаться личные местоимения: я и мы . Так в научном стиле вместо местоимения я употребляется местоимение мы . (Мы проанализировали несколько подобных случаев…) В современных научных текстах чаще всего используют монолог, ведущийся от третьего лица. (Автор статьи рассматривает вопросы…).
2. Синонимичны притяжательные местоимения свой – мой, свой – твой, наш, ваш, если определяется принадлежность предмета субъекту действия. В разговорной речи предпочтительнее форма “ свой” . Нередко местоимение “свой” оказывается лишним в высказывании (Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”…)
3. Синонимичны определительные местоимения каждый – всякий – любой в значении “один предмет из ряда ему подобных” (каждый (любой, всякий) знает таблицу умножения) Эти местоимения различаются стилистически: местоимение всякий имеет разговорный оттенок, а каждый и любой – общеупотребительные варианты.
4. Синонимичны и определительные местоимения сам и самый , хотя в современных текстах все чаще местоимение сам употребляется вместо самый. Но местоимение самый и сегодня употребляется в официально – деловом и публицистическом стилях (…мы отражаем самую эпоху, самое время, вызывающее к жизни такой характер) .
При употреблении местоимений могут возникать речевые ошибки.
Чаще всего ошибки связаны с нарушением соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате высказывание становится двусмысленным (мальчик был определен в летний лагерь, скоро он уезжает) . По правилу личное местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа.
Не следует заменять личным местоимением 3–го лица множ. числа существительное, имеющее собирательное значение (студенчество, молодежь, народ). При замене используется форма личного местоимения 3 лица ед. числа.
При использовании возвратного местоимения себя и возвратно – притяжательного местоимения свой нужно помнить правило: возвратное местоимение относится к слову, называющему производителя действия. (Мать попросила дочь отнести покупку к себе.) Для устранения возможной двусмысленности используются синонимичные замены:
- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе.
- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.
В разговорной речи, в диалектах встречаются ошибки в употреблении с предлогами личных местоимений 3 лица ед. и множ. числа. Если эти местоимения употребляются в косвенных падежах и стоят после предлога, к местоимениям обычно прибавляется “Н” (вокруг него, с ней, против них ). Не добавляется “Н ”, когда местоимение стоит:
1. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом: вопреки, согласно, навстречу, подобно, соответственно, благодаря.
2. После предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного (в отношении, при помощи, за исключением, со стороны).
3. После сравнительной степени прилагательного или наречия.
Ошибка может быть связана с немотивированным дублированием подлежащего – существительного личным местоимением 3 лица (Вера, она была опять счастлива) .
Надо различать употребление и написание сочетаний не кто иной как, (не что иное как) и никто иной (ничто иное). В сочетаниях не кто иной, как (не что иное, как) возможна перестановка слов: не иной кто, как (Это был не кто иной, как наш пропавший Егоров) Сочетания никто иной (ничто иное) не допускают подобной перестановки, они употребляются в предложениях с отрицанием (Никто иной не мог себе это позволить). Таким же образом различают сочетания не кто другой, как и никто другой .
Ошибочное образование форм местоимений: ихний ребёнок вместо их ребёнок, около его вместо около него .
Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок: Для ней нет имени вместо Для неё нет имени.
Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.
Неправильно:
Когда Ниловна
везла прокламации с речью
Павла, её
(кого - Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.
Правильно:
Полиция схватила Ниловну
, когда она
везла прокламации с речью Павла.
Неправильно:
Встреча Чацкого
с Фамусовым
не принесла ему
(кому - Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.
Правильно:
Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.
Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ
и проч.).
Неправильно:
чиновничество
. Среди них
Правильно:
В комедии обличается провинциальное чиновничество
. Среди него
процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
Местоимения свой
и себя
указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:
Неправильно:
Тургенев
приводит героя
к постепенному осознанию своих
(чьих - Тургенева или героя?) ошибок.
Правильно:
Тургенев
приводит героя
к постепенному осознанию совершённых им
ошибок.
Неправильно:
Каждый из помещиков
уговаривает Павла Ивановича
поехать к себе.
(к кому - к помещику или к самому себе?)
Правильно:
Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.
Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!
Желаем Вам успехов!
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Предлагаем пройти тесты онлайн: