Число существительных: существительные, имеющие форму только множественного числа, и другие примеры. Существительные, имеющие только форму единственного числа. Что следует о них знать? Все существительные имеющие форму только множественного числа
Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.
Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.
Существительные единственного числа
С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.
Существительные множественного числа
Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.
Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки
О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.
Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.
А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.
Образование форм множественного числа: особенности
Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.
В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.
Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.
Имена существительные, всегда используемые в единственном числе
В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:
Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);
Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);
Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);
Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);
Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:
Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);
Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);
Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);
Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);
Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).
Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.
5-й класс
Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа
Сценарий открытого урока
Цели урока:
1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;
2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;
3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.
Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Начало урока.
Сол нце грее т до сед ьмого пота,
И бушуе т, одурев, овраг,
Как у дюже й скотницы работа,
Дело у ве сны кипит в руках.Чахне т снег и боле н малокровь ем
В вето чках бесс ильно синих жи л.
Но дымится жи знь в хле ву коро вь ем,
И здоро вьем пышу т зубь я вил.
Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.
2. Запись предложения под диктовку.
В старину на Руси месяц март называли «березоль».
В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:
«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово – стар , суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси – собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-, “березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».
Беседа с классом
– Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.
– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)
– Образуйте форму множественного числа от слова месяц . Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)
– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница ).
– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.
3. Анализ домашний (подписи под рисунками).
– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.
Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.
Запишите предложения в исправленном виде.
(На дереве листья. В книге листы.)
– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.
(В дневнике колы. В изгороди колья.)
– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.
(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья. )
– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?
(Да, потому что это зубья вил. )
– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?
(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)
– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.
(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда .)
Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.
4. Знакомство с темой урока.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.
Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.
1-я группа:
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
2-я группа:
Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)
3-я группа:
Какая водица только для письма годится? (Чернила.)
– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?
(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)
Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.
В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы . Запишем его.
5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?
Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории .
(сани, шорты, качели);
Некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);
Некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);
Собственные (Карпаты, Альпы).
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.
6. Лексическая работа.
– В справке вам встретилось слово отруби . Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?
– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.
– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.
7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)
Карточка 1
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).
– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око .)
Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).
8. Поисковая работа.
В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.
Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны .
Слова для справок
Бигуди Будни Бриджи Брюки Белила Бусы Брызги Вершки Весы Выжимки Ворота Вилы Граффити Грабли Дрожжи |
Обои Объедки Опилки Прятки Помои Пельмени Панталоны Ползунки Плавки Плоскогубцы Плечики Похороны Рожки Сласти Каникулы |
Сухофрукты Сливки Спагетти Сани Сумерки Стансы Тропики Торги Тефтели Узы Фижмы Фисташки Хлопоты Хлопья Хоры |
На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.
В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.
В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.
9. Творческое задание .
Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.
10. Домашнее задание:
1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.
2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.
3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч . мечом (также перен.: приготовиться к битве).
Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).
Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).
Чары, чар.
1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч .
2. перен . Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви .
Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.
Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач . для помещения хора, оркестра]. На хорах .
Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.
Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.
Узы, уз.
1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).
2. перен . То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.
Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках .
Торги, -ов.
1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.
2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.
Тe"фтели, -ей и (разг.) тефтe"ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.
Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.
Стансы, -ов, ед. станс, -а, м .
1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ
Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».
1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
(Февраль. Достать чернил и плакать...)
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
|| Чахнет снег и болен малокровьем
|| В веточках бессильно синих жил.
|| Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
|| И здоровьем пышут зубья вил.
(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)
2. Справка в тетрадь по теории.
В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:
Обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);
Обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);
Обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);
Обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).
У таких существительных не определяются род и тип склонения.
С.М. ВОВК,
школа № 1,
Пушкинский р-н,
пос. Софрино,
Московская обл.
Мотивация : знакомство с немногочисленной группой слов в русском языке.
Цели:
знать: имена существительные, имеющие форму только м ножественного числа;
уметь : правильно образовывать трудные формы множественного числа точно, уместно употреблять эти существительные в речи.
воспитывать: любовь и интерес к русскому языку.
Задачи:
1. расширить словарный запас;
2. развивать речь учащихся.
Обеспечение урока: тетради, ручки, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), предметы (для «магазина»), компьютер.
Ход урока.
1. Оргмомент. Психологический настрой на работу.
Ребята! Уже несколько дней на уроках вы ведете разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. О чем идет речь? (Об имени существительном).
Вопрос классу:
Что же такое имя существительное?
2. Проверка домашнего задания. (Разгадывание кроссворда).
Цели:
- проверка усвоения предыдущей темы "Имена существительные, имеющие формы только единственного числа»;
- подготовка к усвоению новой темы.
(Ключевое слово: ПРОГУЛКА)
1) самый распространенный злак (просо)
2) место, где ты родился или живешь (Родина)
3) красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь)
4) проявление мужества, отваги (героизм)
5) … от семи недуг (лук)
6) белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел)
7) её собирают на болоте (клюква)
Вопрос классу:
Чем объединены слова в домашнем кроссворде? (все они имеют форму единственного числа)
3. Объяснение нового материала
Цель:
Знакомство с группой существительных, имеющих только форму множественного числа
Итак, если есть существительные, имеющие форму только единственного числа, следовательно… (ученики делают предположение) должны быть слова, имеющие форму только множественного числа.
- Что же мы должны узнать, уметь и чему научиться?
В русском языке имеются слова, которые:
1) употребляются как в единственном числе, так и во множественном: (колодец – колодцы)
2) употребляются только в единственном числе: (листва, зелень, дрожь)
3) но есть немногочисленная группа слов, которая пополняется крайне редко. Это закрытый список слов, которые в основном заканчиваются на и – (ы)
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
(с применением компьютера)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, имеющие только множественное число, обозначают:
1. названия составных и парных предметов:
(брюки, весы, счеты, очки, перила, часы)
2. названия материалов или их отходов; вещества:
(консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)
3. названия промежутков времени:
(сутки, будни)
4. названия игр:
(горелки, жмурки, прятки)
5. названия действий и состояния природы:
(выборы, хлопья, всходы, сумерки, заморозки)
6. некоторые географические названия:
(Карпаты, Сочи, Горки)
- Ребята, попробуйте определить у этих существительных род и склонение.
Какие морфологические признаки отсутствуют у этих существительных? (не определяются род и склонение)
4. Закрепление изученного материала
Цель:
Уметь находить слова изучаемой группы и употреблять их в речи
1* Синтаксическая пятиминутка (1 ученик у доски)
Из радужных ворот к нам выходит хоровод.
Разобрать по членам;
Найдите в этом предложении слово, имеющее форму только множественного числа (ворот);
2* «Прогулка в магазин». Работа по карточкам с дифференцированными заданиями.
- Ребята, вспомните, какое ключевое слово было в вашем домашнем кроссворде?
Сейчас мы с вами совершим прогулку в магазин, где вы сможете приобрести понравившийся вам предмет. Но чтобы его получить, вам нужно будет выполнить задания по карточкам.
Задание №1
Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, жмурки.
Задание №2
Выпишите имена существительные, употребляющиеся только во множественном числе.
Клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.
Задание №3
Выпишите имена существительные, употребляющиеся только во множественном числе.
Качели, горцы, горелки, концы, консервы, счетчики, счеты, щипцы, вопросы.
Задание №4
Составьте предложения со словами
: ВОРОТА, ПЕРЕГОВОРЫ.
Задание№5
Занятия –
Праздник –
Рассвет
–
Задание№6
Произвести разбор слова по составу
: заморозки
Задание №7
Составить предложения со словами:
ЧЕРНИЛА, ВЫБОРЫ.
Задание №8
Составьте предложения со словами: ОЧКИ, ЩИ.
Задание №9
Придумайте продолжение стихотворения: ТЕПЕРЬ Я УЧЕНИЦА,
ЧЕРНИЛАМИ ПИШУ…
Задание№10
Перечислите народные игры, названия которых имеют форму множественного числа. Опишите (устно) правила одной из игр.
Задание №11
Перечислите продукты питания, которые имеют форму только множественного числа. Что можно приготовить из этих продуктов?
Задание №12
Расставьте ударения в словах.
Библиотека, инструмент, километр, ворота, макароны, инженеры,
Задание №13
Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе:
Встреча –
Оттепель –
Составьте с этими словами словосочетания.
Задание №14
Разберите предложение:
Щи да каша – пища наша.
Дать характеристику предложения
Подчеркнуть основу
Объяснить постановку тире
Задание №15
Выпишите из предложения существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Через двор, где стоят сани, проходим в сени, а затем в избу.
Задание №16
Просклонять по падежам существительное
БУСЫ
Задание №17
Отгадайте загадки. Отгадки запишите.
- Два конца, два кольца, посредине гвоздик.
- Всегда ходят, а с места не сходят.
Задание №18
Составьте словосочетания со словами: БРЮКИ, ЧАСЫ, ДРОЖЖИ
(Работа с теми учащимися, кто выполнил карточки. Учитель дает лексическое значение слов. Ученики отгадывают.
консервы
.
ворота
.
деньги
.
очки
.
брюки
.
сутки
.
чернила
(словарное слово)
часы
.
3* Творческая работа «Каникулы»
- Ребята, какое время в учебном году наиболее интересное и веселое для вас? (Каникулы)
- Самые внимательные, я думаю, уже поняли, что слово каникулы – это тоже существительное, имеющее форму только множественного числа.
Если перевести его с латыни на русский язык, то получится «собачка, щенок». Каникулой древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Бывают осенние, зимние, весенние, летние каникулы.
Какие картины, кинофильмы, художественные произведения в названии имеют это слово? (Ф. Решетников «Прибыл на каникулы»; м/ф «Каникулы в Простоквашино»; А.Барто стихотворение «Каникулы»)
- Вы любите каникулы? А какие именно: осенние, весенние, зимние или летние?
- Почему вы их ждете?
Вот сейчас вам и предстоит выполнить небольшую творческую работу
« Каникулы». Вы должны будете на карточке, на месте пропущенных слов написать свои слова, рассказывающие нам о том, как вы проводите каникулы. После того, как вы запишите свои слова и словосочетания, вы увидите, что у вас получился связный рассказ о каникулах. Постарайтесь использовать и существительные, имеющие форму только множественного числа, например, коньки, санки, шашки и др. Желаю вам успеха. Тех, кто захочет прочитать свои работы, мы обязательно послушаем.
5. Подведение итогов (с компьютером)
- Что нового вы узнали на этом уроке?
Что вам больше всего понравилось на этом уроке?
6. Домашнее задание. Параграф 94, стр. 194 – 196; упр. 511.
2. Кроссворд (ключевое слово каникулы ).
Учитель дает лексическое значение слов. Ученики отгадывают.
– Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке, – консервы
.
– Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие, – ворота
.
– Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что-нибудь, – деньги
.
– Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего-либо, – очки
.
– Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии, – брюки
.
– Промежуток времени в 24 часа (день и ночь) – сутки
.
– Специальная жидкость, которой пишут, – чернила
.
(Запишите слово чернила
в словарик.)
– Прибор для определения времени – часы
.
Всем известно, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Но правильно ли звучит фраза из песни, исполняемой Мариной Хлебниковой:
Чашку кофею я тебе бодрящего налью?
Из любого правила есть исключения. Так, слово "кофе" относится к существительным несклоняемым. Оно не употребляется во множественном числе и не изменяется по падежам. Правильное употребление - "чашку кофе". Темой нашей статьи и станут такие исключения - существительные, имеющие только форму единственного числа. Рассмотрим подробнее.
Имена существительные: число
Оно есть не только в математике. Категорией числа обладают и существительные. Знать это - значит, правильно их использовать как в устной речи, так и при написании. Большинство существительных обозначает предметы, которые можно сосчитать. Для этого в русском языке имеются категории как единственного, так и множественного числа. Самое сложное - это уяснить, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа, или, наоборот, только множественного. При этом в речи возникают и иные нюансы.
Так, есть случаи, когда множественность выражается формой существительного в единственном числе. Примером послужит фраза: "Враг не пройдет!". Здесь явно имеется в виду вражеская армия, а не один конкретный человек.
Есть преимущественное использование отдельных существительных во множественном числе:
- сплетни;
- вожжи;
- лыжи.
Хотя это изменяемая по числам часть речи, и вполне допустимо употребление слов:
- сплетня;
- вожжа;
- лыжа.
Чаще всего не обладают формой множественного числа следующие существительные:
- вещественные;
- собирательные;
- отвлеченные;
Рассмотрим это подробнее с использованием примеров.
Обозначение вещества, материала
Что это за слова? Существительные единственного числа, обозначающие предметы с вещественным значением. Их довольно много, что подтверждают примеры:
- сахар;
- молоко;
- бензин;
- вода;
- асфальт;
- хлопок;
- керамика;
- фарфор.
От этих существительных нельзя образовать другую форму, в том числе множественного числа. К ним нельзя подставить окончания -я,-а,-и,-ы.
Существительные только единственного числа: примеры собирательных
Названия множеств одинаковых предметов или лиц - это то, что мы называем собирательными существительными. Они объединяют воедино тех, кто обладает каким-либо общим признаком:
- студенчество (все, кто обучается в вузах);
- молодежь (часть населения в возрасте до 30 лет);
- юношество (молодые люди от 14 лет до 21 года);
- детство (от 0 до 18 лет).
Собирательные существительные, имеющие только форму единственного числа, могут относиться и к неодушевленным предметам:
- листва;
- ельник;
- флора.
Это просто следует запомнить.
Отвлеченные существительные
Это слова, которые невозможно представить предметно, а также сосчитать. К ним относятся названия:
- качества или признака (молодость, темнота, ловкость, голубизна);
- состояния или действия (косьба, рубка, борьба, злоба, восторг).
Как научиться определять существительные только единственного числа? Примеры заданий помогут справиться с поставленной задачей.
Так, можно подобрать антонимы к словам, которые по аналогии также не могут быть использованы во множественном числе:
- беготня;
- сила;
- агрессия;
- духота;
- честность.
(Ответы: ходьба, слабость, спокойствие, свежесть, ложь).
Из художественного текста в три столбика можно выписывать все существительные по принципу:
- употребляемые в двух числах;
- только в единственном;
- только во множественном.
Благодаря этому станет понятней, что первых значительно больше.
Признаки: существительное неодушевленное, собственное
Единственное число для имен собственных является более распространенным. Они редко употребляются в форме множественности. Это часто касается фамилий, если приходится выделить целую группу людей по принципу родства. Пример:
- В маленьком селении проживали только Галкины, Лазаревы да Ивановские.
- Род Кузнецовых отличался завидным здоровьем.
Если собственное наименование выступает в качестве единственного предмета и является неодушевленным, то в обязательном порядке употребляется в единственном числе:
- Москва.
- Волга.
- Меркурий.
- Урал.
- Уругвай.
Это касается и составных наименований:
- "Первый канал";
- программа "Вокруг света";
- картина "Мона Лиза".
Но это не полный перечень. Конечно, это не все существительные, имеющие только форму единственного числа.
Следует запомнить
В русском языке не обладают формами множественности слова, оканчивающиеся на -мя. Эти существительные просто следует запомнить:
- темя;
- бремя;
- вымя;
- пламя.
Но племя - племена, семя - семена.
Итак, перечислим существительные только единственного числа, примеры которых представим в таблице.
Еще одно условие, по которому можно определить, что существительное не имеет множественности, - это отсутствие сочетания с