Ев от матфея гл 10 ст 4. Библия онлайн. О наставлении ученикам

2. ПРИЗВАННЫЕ РАБОТНИКИ (10:1-4) (МАР. 3:13-19; ЛУК. 6:12-16)

Матф. 10:1-4 . Неудивительно, что перечисление призванных Иисусом Матфей дает сразу вслед за Его повелением просить Отца Небесного, чтобы "выслал делателей на жатву Свою" (9:38). Двенадцать учеников (10:1) названы были "апостолами". Эти Двенадцать были посланы на особое служение (самое это слово - "апостол" означает "тот, кто послан с особыми полномочиями"), и Иисус дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Они названы здесь попарно и, вероятно, так же парами были посланы на труд (в Мар. 6:7 сказано: "начал посылать их по два").

Всякий раз при перечислении двенадцати апостолов Петр называется первым (как личность действительно выдающаяся), а Иуда - последним. Иисус изменил имя Симона на Петр (Иоан. 1:42). Вскоре после того, как два брата, Петр и Андрей, последовали за Иисусом, другие два брата, Иаков и Иоанн, тоже последовали за Ним (Матф. 4:18-22). Филипп, как Андрей и Петр, был из Вифсаиды, расположенной на берегу Галилейского моря (Иоан. 1:44).

О Варфаломее ничего не известно, кроме того, что он и Нафанаил - это, пожалуй, одно и то же лицо (Иоан. 1:45-51). Фома был прозван "Близнецом" (Иоан. 11:16); это он усомнился в воскресении Иисуса (Иоан. 20:24-27). Матфей называет себя и по роду той "малопочтенной" деятельности, которой занимался прежде, - "мытарь" (Марк и Лука просто называют его по имени). Иаков, сын Алфея, упоминается лишь в "списке" апостолов.

Леввей, прозванный Фаддеем, возможно, как и Иуда, был братом Иакова (Деян. 1:13). Симон Кананит, названный у Луки "Зилотом", очевидно, принадлежал к революционной израильской партии зилотов, ставившей своей задачей свержение римского владычества. Наконец, Иуда Искариот, позже предавший Христа (Матф. 26:47-50). Слово "Искариот" может означать "из Кариота" (название города в Иудее).

3. РАБОТНИКИ ПОЛУЧАЮТ НАСТАВЛЕНИЯ (10:5-23)

а. Первое наставление Иисуса (10:5-15) (Мар. 6:7-13; Лук. 9:1-6)

Матф. 10:5-15 . Двенадцать апостолов были посланы Иисусом проповедывать ту же весть о Царстве Небесном, которую проповедывали Иоанн Креститель (3:1) и Сам Христос (4:17), а именно, что оно приблизилось (стих 7). Иисус повелел апостолам проповедывать только евреям. И особо подчеркнул, чтобы они не шли к язычникам и к самарянам.

Последние были евреями лишь наполовину, а наполовину - язычниками; этот народ образовался вскоре после 722 г. до Р. Х., когда Ассирия захватила Северное Царство и переселила туда множество жителей Месопотамии (тоже захваченной ею); самаряне появились на территории Израиля в результате смешанных браков.

Апостолам следовало идти только к погибшим овцам дома Израилева (сравните с 5:24), поскольку "весть о Царстве" касалась в первую очередь этого народа; ему оно было обещано Богом, вступившим в завет с ним. И если бы Израиль принял своего Царя, пришедшего к нему, то все остальные народы были бы благословлены в нем (Быт. 12:3; Ис. 60:3).

Как и проповедь Самого Господа, проповедь апостолов должна была получить подтверждение в чудесах (Матф. 10:8 сравните с 9:35). Двенадцати не следовало брать с собой дорожных запасов, дабы у людей не создавалось впечатления, что они осуществляют некое деловое мероприятие. У Матфея, как и у Луки, сказано, что они даже посохов не должны были брать с собою, Марк же пишет, что посохи взять было можно (Мар. 6:8).

Видимо (и этим объясняется "расхождение"), Матфей и Лука отразили ту мысль, что в дорогу не надо было брать ничего лишнего (Матф. 10:9), а у Марка эта мысль передана несколько иначе: взять то, что всегда было с ними ("посохи") апостолы могли. Главная же идея Господа заключалась в том, что не только апостолы должны были послужить людям, но и люди - им. В каждом городе или селении они должны были разыскать "достойных" людей и остановиться у них. Определить же "достойных" можно было, очевидно, по их реакции на проповеданную им весть.

От тех, кто не примет проповеди апостолов и не пригласит их к себе, им следует уходить, не задерживаясь. Оттрясти прах (пыль) от ног значило отвергнуть негостеприимный иудейский дом или город, как если бы они принадлежали презренным язычникам. Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской (Быт. 19) в день суда (подразумевается - последнего), нежели городу тому, - провозглашает Господь. Предупреждение это вводится словами Истинно говорю вам, которые неоднократно встречаются в Евангелии от Матфея (10:15,23,42; 5:18 и толкование на этот стих).

6. Иисус предупреждает апостолов о том, что их ждет (10:16-23) (Мар. 13:9-13; Лук. 21:12-17)

Матф. 10:16-23 . Слова Иисуса относительно того, как будут реагировать люди на учение апостолов, не были ободряющими. Выполнение трудной задачи предстояло им, ибо среди людей они будут, как овцы среди волков. Поэтому и наставлял их Господь: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби, т. е. избегайте опасности, стараясь не причинять вреда тем, кто противится вам. (Греч, слово акераиои, переведенное как "просты", буквально означает "чисты"; употреблено в Новом Завете еще два раза - в Рим. 16:19 и в Фил. 2:15.)

Апостолов, исполняющих порученное им служение, будут приводить к духовным вождям иудеев, их будут бить (сравните Деян. 5:40). И к римским правителям поведут их и к царям из династии Иродов. Но им не следует тревожиться о том, как объясняться с этими людьми, потому что Сам Дух Святой, названный здесь Духом Отца вашего, подскажет им нужные слова, Он будет говорить в них и поможет избавиться от тюремных уз.

Даже если бы дело дошло до предательства со стороны их близких (Матф. 10:21) и до проявления крайней ненависти к ним (стих 22), и тогда им не следует падать духом, потому что, в конечном счете, их ожидает избавление.

Апостолам предстояло переходить из одного места в другое, исполняя свое служение, но не успеют они обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий, заверил их Господь.

Вероятно, осуществление этих Его слов лежит за пределами Его земной жизни. Процесс распространения Благой Вести, который Он подразумевал, стал набирать особую силу после дня Пятидесятницы (Деян. 2), будучи неразрывно связан с жизнью апостолов (к примеру, Деян. 4:1-13; 5:17-18,40; 7:54-60). Но полное исполнение их, может быть, следует отнести к дням великой скорби, в конце которых - прежде чем Евангелие будет проповедано служителями Его по всему миру, в частности, всему Израилю, Иисус Христос возвратится в силе и славе Своей, чтобы установить на земле Свое Царство (Матф. 24:14).

4. СЛОВА УТЕШЕНИЯ (10:24-33) (ЛУК. 12:2-9)

Матф. 10:24-33 . Иисус напомнил апостолам, что не ожидает от них чего-то такого, чего Сам Он не испытал. Так, религиозные вожди утверждают, что бесов Он изгоняет силою князя бесовского (9:34). Но если они обвиняли Иисуса (Хозяина дома) в том, что сила Его - бесовская, то, конечно же, то же самое они скажут и о слугах Его (домашних Его).

Веельзевул - одно из имен сатаны, управляющего духовными силами зла; оно, возможно, произошло от "Ваал-Зева" - названия божества филистимского города Аккарона (4-Цар. 1:2). "Ваал-Зев" буквально означает "господин мошек", а "веельзевул" - "господин высот".

Апостолам, однако, не следовало бояться религиозных вождей, которые, если и могли убить, то только тело, над душой же не были властны (Матф. 10:28). Истинные их мотивы будут выявлены в день суда (стих 26). Куда важнее послушание Богу, Который действительно является Господином как физического, так и духовного существования человека!

То, что апостолы услышали от Господа наедине (что говорю вам в темноте… и что на ухо слышите), они должны были, не зная страха, провозглашать всему народу (говорите при свете… проповедуйте на кровле), помня, что Сам Отец Небесный знает, в каких обстоятельствах они находятся, и заботится о них. Он знает и о смерти каждой маленькой птички (почти ничего не стоющей; ассарий - монетка, составлявшая примерно 1/16 часть римского динария - средней дневной платы рабочего), и ни одна из них не погибает без воли Его. Что же до людей, то Богу даже то известно, сколько волос на голове у каждого из них (стих 30). Не бойтесь же, - наставлял Своих учеников Христос, - ибо в глазах Божиих вы гораздо ценнее многих малых птиц.

Отец Небесный поручил им смело и верно исповедовать Иисуса пред людьми (стих 32). И тогда Господь тоже исповедует их пред Отцом Своим Небесным, но если кто отречется от Него пред людьми, от того и Он отречется пред Отцом Небесным. Из двенадцати первоначальных апостолов только один - Иуда Искариот - попал в категорию "отрекшихся".

5. УВЕЩАНИЕ РАБОТНИКОВ (10:34-39) (ЛУК. 12:51-53; 14:26-27)

Матф. 10:34-39 . Иисус сказал, что (в этот раз) Он пришел на землю не с тем, чтобы принести ей мир: не мир пришел Я принести, но меч. В результате Его пришествия на землю некоторые дети окажутся "противниками" своих родителей, и даже среди домашних человека будут враги… его. Так произойдет потому, что и близкие возненавидят тех, кто последуют за Христом. И это может явиться частичной "платой" за честь быть учениками Спасителя, ибо и семейные узы не должны оказаться сильней любви к Господу (стих 37; сравните толкование на Лук. 14:26).

Истинный ученик Христа должен взять крест свой и следовать за Ним (сравните Матф. 16:24). Другими словами, он должен быть готов не только к ненависти со стороны своих близких, но и к смерти; подобно преступнику, он должен нести свой крест к месту своей казни. В Римской империи считалось, что преступник, несущий орудие собственной казни (крест), как бы молчаливо признает, что судьи, приговорившие его к смерти, правы. Подобно этому, и ученики Иисуса как бы должны были говорить "во всеуслышание" о Его праве распоряжаться их жизнью. Поступая так, потерявший душу свою, т. е. жизнь, ради Христа обретет ее вновь (сбережет); толкование на 16:25.

6. НАГРАДА "ПРИНИМАЮЩИМ" (10:40 - 11:1) (МАР. 9:41)

Матф. 10:40 - 11:1 . Те, кто будут верно служить Господу, и те, кто будут принимать этих служителей, получат награду от Бога. Тот, кто примет пророка и весть, которую он несет, тем самым примет Иисуса Христа. (Здесь апостолы названы "пророками", потому что они приняли слово Божие и передавали его другим - 10:27.) А поэтому даже стакан холодной воды, поданный одному из малых сих учеников Христа, будет отмечен Тем, Кто все видит и все знает. Награда будет соответствовать сделанному.

Закончив этими словами Свое поучение, Иисус отправился оттуда, чтобы учить и проповедывать в городах их (11:1) в Галилее. Получив соответствующие наставления и власть от Господа, двенадцать тоже, по-видимому, отправились исполнять порученное им служение. Словами И когда окончил Иисус наставления… определяется следующий поворотный пункт в повествовании (сравните 7:28; 13:53; 19:1; 26:1).

Избрание двенадцати и поучение их.

1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Мар. 3:14 , Лук. 9:1

2 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

3 . Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,

4 . Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5 . Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;

6 . А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; Мат. 15:24

7 . Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; Лук. 9:2

8 . Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9 . Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, Мар. 6:8 , Лук. 9:3

10 . Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. Лук. 10:7 , 1 Тим. 5:18

11 . В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

12 . А входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»; Лук. 10:5

13 . И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 . А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; Мар. 6:11 , Лук. 9:5 , Деян. 13:51

15 . Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

«Как овец среди волков»; «за имя Мое».

16 . Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Лук. 10:3 , Рим. 16:19 , 2 Кор. 1:12

17 . Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

18 . И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19 . Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, Мар. 13:11 , Лук. 12:11

20 . Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 . Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

22 . И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23 . Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24 . Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: Лук. 6:40 , Иоан. 13:16 , Иоан. 15:20

25 . Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Мат. 9:34

26 . Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Мар. 4:22 , Лук. 8:17 , Лук. 12:2

27 . Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

«Не бойтесь... »

28 . И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Лук. 12:4

29 . Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; (* Мелкая монета.) Лук. 12:6

30 . У вас же и волосы на голове все сочтены;

31 . Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Исповедание Христа и отречение от Него; сбережение и потеря души.

32 . Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; Мар. 8:38 , Лук. 9:26 , Лук. 12:8

33 . А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 2 Тим. 2:12

34 . Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

Использованы некоторые фрагменты комментария Женевской Библии

10:1-4 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
Здесь Иисус исполняет то, о чём говорил в 9:36-38: Бог помог ему найти "делателей для духовной жатвы" и показал, кого избрать в качестве апостолов (Ин.17:6,12). Так Иисус избрал 12 апостолов и дал им ясные указания для "открытия сезона жатвы" - начала христианской деятельности.

Апостолов : греческое слово "апостолы" означает "полномочные посланники, обладающие властью пославшего их". Заметим, что двенадцать апостолов наделены властью делать то же, что делал Иисус (10:7.8).

Укого-томожетвозникнуть вопрос:почему, избирая апостолов, Иисус не включил в их число женщин – несмотрянато,чтосредиегоучениковбылииженщины?
Апостолов Христуизбирал Богдля основания будущей Церкви - во исполнение обетования Аврааму о том, что через семя ЕГО благословятся все народы(предсказаниеохристианстве, Гал.3:7)
Семя Авраамав Израиле по МУЖЧИНЕ определялось: Авраам родил, Исаак родил,Иаковродилит.д. (Мтф.1:1-16)
Христианская Церковь – этопотомки Авраама по духу (Гал.3:7,16),онидолжны были«родиться»отмужчин изродаАвраама: от Христа через его помощников - апостолов. От них благодаряблаговествованию христианскиецерквии«родились» в1веке.

10: 5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
Иисус не позволяет идти в языческие земли, но не запрещает проповедовать всем, кто встречается на пути по территории Израиля.

10: 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
Как видим, СНАЧАЛА служение Христа и апостолов было сосредоточено на «погибших овцах дома Израилева» – на природном Израиле по плоти, которому были даны обетования Царства Божьего - для того, чтобы они поняли, что обетование Авраама о приходе семени от Бога сбывается на Христе (язычники не имели бы возможности принять Христа как обетованного Мессию, ибо ни о каких обетованиях Бога они ничего не знали).

Почему – «погибшим» ? Потому, что ко времени первого прихода Христа Израиль по плоти исказил смысл праведности Божьей до неузнаваемости и свёл её исключительно к законничеству, разработав для этого такое дополнительное количество «литературы» («преданий старцев»), что учения Божьи превратились в учения человеческие, а поклонение Богу - в тяжкое бремя обязанности исполнять все пункты человеческих инструкций. Израиль к моменту прихода Христа нуждался в обращении от своих злых дел (Ис.29:13, Марк 7)

10: 7,8 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
На апостолов возлагалось задание проповедовать приближение Царства Божьего не только словами, но и делами разъяснять при этом - что же означает приход Царства Божьего для народа Божьего. Причём, перечень дел Царства Божьего для апостолов от перечня дел Христовых - ничем не отличался: проповедь, исцеление, изгнание бесов и воскрешение умерших. В таком наборе явно была видна зависимость физического исцеления и избавления от смерти - от слышания и восприятия слова Божьего. Израилю было показано, что Царство Божье, прежде всего, будет способствовать духовному возрождению и обновлению людей от слышания слова Божьего, а избавление от смерти – это результат духовного обновления.

Все способности, которыми были наделены апостолы, должны были бы применяться на благо Израиля бесплатно: Божий дар – не для извлечения из него личной корысти даётся, но исключительно – для пользы Божьего дела.

10: 9,10 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
Понятно, что служение Богу и христианский путь в Израиле - будет занимать практически всё время апостолов, поэтому можно было бы слегка засуетиться о необходимости исцелений даром: а жить – на что? Однако Иисус сразу их успокоил: Бог позаботится об их благополучии Сам и настолько, что нуждаться они ни в чём, необходимом для возможности исполнять христианское служение – не будут. Им даже не надо будет "брать с собою" (как бы "про запас") лишних денег и еды.

10: 11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
В те времена благовестники уходили далеко прочь от своих домов для проповеди и им просто некуда было бы вернуться на ночлег после трудового дня, и негде было перекусить. К тому же в Израиле были приучены к приёму гостей и от присутствия гостя они не ошалевали. Кого интересовала благая весть – тот и был достоин того, чтобы слушать много, поэтому христианам и давался совет оставаться не где-нибудь, а именно в доме слушающих.

Сегодня нет никакой необходимости пользоваться этими стихами, подолгу и с удовольствием засиживаясь у слушающих благую весть, которым часто - просто неловко указать на дверь. Практически у всех благовестников сегодня есть свои дома, чтобы есть и пить.

10: 12,13 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
Это – не слова «заклинания». Здесь имеется ввиду, что если вас примут и выслушают - хорошо, подЕлитесь в этом случае и тем хорошим, что есть у вас. Ну а если нет - ничего не убудет с вас, но и им - ничего не добавится.

10: 14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
Не следует воспринимать эти слова как руководство к действию. Иудеи иногда отряхивали пыль ног, вернувшись из земли языческой, демонстрируя своё неприятие язычников таким образом: даже пыль дорог, которой могли касаться ноги язычников - и та праведнику иудею невыносима.

Поэтому, отряхивание ног перед городом должно было бы означать следующее: город, который не принял учеников Христа - выходит, не принял и Иисуса. Стало быть, в духовном смысле - он стал "языческим", а значит - подлежащим суду, как Содом и Гоморра (Деян. 13:51).

10: 15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Может создаться впечатление, что Содом и Гоморра будут ещё раз судимы, чего не может быть: над ними суд Бога уже состоялся пролитием огня и серы с небес, что равнозначно уничтожению в геенне, то есть, навсегда (Быт.19:24; Откр.20:9,10) Об уничтожении Содома и Гоморры навеки Бог говорил через Своих пророков в В.З. (Втор.29:19-23; Ис.13:19,20; Соф.2:9). А в НЗ сведения о вечном уничтожении Содома и Гоморры и подобных им нечестивцев - были переданы через апостолов Христовых (Иуда 7; 2Пет.2:6,9;17)

Перевод Всемирного Библейского переводческого Центра - более точно, на наш взгляд, передаёт мысль об участи городов Иудеи, отвергающих Христа:
Истинно говорю: в судный день этому городу будет хуже, чем Содому и Гоморре

Иисус говорил о жителях городов Иудеи, отвергающих Христа: в глазах Бога грех Содома, каким бы он ни был тяжким - весил бы меньше греха отвержения Иисуса Христа Его народом.
И если Содом был подвержен казни огня вечного за свои тяжкие грехи, то что же могло быть ещё хуже - для иудеев, отвергающих Христа?
Это поможет понять текст Иеремии, плачущего по иудеям (Плач Иер.4:6-9):

6 Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.
Иеремия, описывающий наказание иудеев за отступничество, когда царь Вавилонский начал их постепенно уничтожать, сказал, что их положение - даже хуже положения Содома и Гоморры, уничтоженных Богом мгновенно.

7 Князья ее [были] в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир;
8 а теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево.

Осуждение Иудеи было гораздо тяжелее: они, изнеженные и избалованные привычным благополучием, были в конце концов обречены своим Богом на медленное и мучительное вымирание от голода.

9 Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых .
Мгновенная смерть всегда лучше изнурительной смерти от ран или истощения.

То есть, тем городам Иудеи, которые отвергнут Христа - будет хуже во время суда над ними, чем /было Содому потому, что нечестивцы Содома уничтожены мгновенно, а иудеи по предупреждению Христа познают мучительную смерть. Что и произошло во время суда над Иудеей в 70 г. н.э., когда римляне разрушили Иерусалим и сожгли храм Бога, остающийся в руинах и по сей день: во время наказания Иудеи за отвержение Христа, большинство иудеев погибали во время пожаров, когда их бросали в тюрьмы, бичевали, сжигали и убивали римляне, плюс - от мучительного голода, а кто уцелел - того продавали в рабство. Только христиане смогли избежать этих мучений, убежав в горы г. Пелла.

См. также разбор текста Мтф.11:23,24 об участи городов Израиля Хоразина, Капернаума и Вифсаиды.

10: 16,17 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
В Библии - три места с упоминанием о битье в синагогах: этот текст аналогичен
Мар.13:9 , где Иисус рекомендует ученикам быть осторожными. Это не помешает везде, где бы христиане ни были и что бы они ни делали: люди их могут бить даже в местах встреч собраний, преследуя за вероисповедание.
Можно себе представить, каково овце
находиться в среде волков: так же будет себя чувствовать и христианин в мире людей.

Но интересно, что идущему путём Христовым даже в народе Бога может быть некомфортно, если все остальные из народа Его – отошли от Бога и идут своими собственными путями. Эта мысль о том, что пророков Бога могут бить в своих синагогах - то есть, свои единоверцы в местах собраний - отражена в тексте Мтф. 23:33,34 :
там ясно сказано, что во времена отступничества правителей народа Иеговы - Его пророков могут бить даже свои по вере. А времена отступничества были в 1 веке, поэтому преследовали и отвергали Иисуса Христа. Также эта история повторится перед Армагеддоном, когда в храме Иеговы вновь появятся правители, отступившие от Бога и занявшие Его место - в народе Его (2Фес.2:2-4).

Трудный путь христианина показан не только для апостолов, но и в принципе – для христианства.

10: 18-20 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Преследовать учеников Христа могут и государственные и религиозные власти, однако христианин не должен сильно беспокоиться по этому поводу. Но не в смысле того, что Бог позаботится и их непременно оправдают в судах благодаря мудрым ответам христианина против обвинителей. Нет. А в том смысле, что даже если власти и причинят зло христианину - то осудят они его НЕ на основании СПРАВЕДЛИВОГО обвинения против христианина, а по собственному желанию, ибо христианину всегда будет дана мудрость противостоять обвинениям властей и разоблачать их несправедливость. Никто не сможет противостоять в мудрости против слова защиты самогО христианина, движимого духом святым.

10: 21,22 , 34-37 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

Все категории людей – и родные и посторонние - будут ненавидеть христианина. Но не за то, что он так называется. А за ПРАВЕДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ христианина, идущего путём Христа. В имени Иисуса Христа - его внутренняя сущность сокрыта, его весть Иего-Шуа – «Иегова есть спасение» - отражена, ибо так обозначается значение имени Иисуса.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку - домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
Слова обескураживающие. И отрезвляющие - одновременно. Розово-рафинадной жизни христианину не видать. Даже самые близкие могут не понять чаяний христианина, появившегося в семье. Родные могут христианину заявить: «да что же это за вера такая, которая требует ставить учителя - выше родных?!»
Но если родные будут противиться тому, чтобы христианин служил Всевышнему и вёл христианский образ жизни - пойдёт ли христианин на поводу у своих домашних? Откажется ли от пути Христова - ради угождения своим домашним? А если не откажется - будет ли готов к тому, что меч духовного разделения - может разрубить и семьи? Или - уступит родным, оставит Бога и смирится под их «крепкую» руку ради сохранения мира с родными?

И такие вопросы могут возникнуть на христианском пути. Но если с чужими – вопросы духовного разделения решать необязательно (можно развернуться и просто уйти), то в разделённой семье жизнь может стать невыносимой. Потому и сказано, что самое большое горе христианину - может причинить семья, противящаяся принятию Христа.

10: 23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам:
Христианин не должен быть упрямым и назойливым с предложением христианского пути жизни: если где-то его отвергают, неправильно было бы настаивать на том, чтобы его непременно принимали и продолжать с завидной частотой посещать отказавшегося. Задача христианина - найти тех, кто станет слушать и пожелает стать христианином. А не обращать в христианство тех, кто не желает быть христианином.

не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Здесь пророчество о неком пришествии Христа на территорию городов Израилевых (заметим, не просто городов мира), которую ученики не успеют обойти. Речь может идти:

1) о пришествии Христа для того, чтобы судить Израиль по плоти как отступнический народ, и тогда это исполнилось в 70 г. н. э. в момент разрушения Иудейской системы вещей, храма и В.З. поклонения.

2) о втором пришествии для суда всей земли. Однако не следует упускать из виду, что даже и в этом случае ученики его не успеют обойти некие города «Израилевы» - «города» народа Бога, существующие ко времени его второго пришествия.

10: 24,25 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

Если ученик идёт по стопам своего учителя, то и отношение к нему будет таким же, как отношение к учителю. Если Христа посчитают главой бесов, то и учеников Христа - Божьими посланниками мало кто воспринимать будет. К такому «радушному» приёму - христиане должны быть готовы.

10: 26 ,27 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
Если к такому «радушию» быть подготовленными, то при столкновении с ним - возможно оставаться стойкими в вере и не бояться преследований даже в виде смерти. Иисус заверяет своих учеников в том, что никакая попытка со стороны противников Бога удержать правду Его и просвещение методом преследования христиан - не будет успешной, так или иначе все народы земли - всё равно рано или поздно узнают всё то, что Христос повелел узнать о Боге через своих учеников (всё тайное станет явным).

10: 2 8 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Тело в данном случае представляет смертного человека, а душа - это жизнь (см. сноску к Мтф.16:25 в Синодальной Библии, там слово "душа" обозначено словом "жизнь")

Почему верующему человеку не нужно бояться смерти, если ему угрожает опасность из-за сохранения преданности Богу? Потому, что самое большое, что о могут сделать верующему в этом нечестивом веке – это умертвить его (убить тело ). Но если он сохранил преданность Богу до смерти (не согрешил, не пошёл на уступки нечестивым из-за страха перед смертью) - то Бог непременно воскресит его (душа его или жизнь - не будет убита, её вернут в новом мире), а убийцы века сего никак не смогут на это повлиять.
В этом веке бояться нужно не смерти (рано или поздно всё равно каждый человек умрёт, евр.9:27), - а предательства Бога: если верующий, испугавшись за свою жизнь, согрешит под давлением нечестивых и отречётся от Бога - то жизнь ему в новом мире через воскресение могут и не вернуть (Бог и душу и тело погубит в геенне, уничтожит человека навеки)

10: 2 9 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего;
30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Если у Бога даже все воробьи на учёте, то тем более - исполняющий волю Его не будет забыт и оставлен в пренебрежении. Словом - не нужно верующему бояться никого, кроме Бога.

10: 32,33 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
А потому не стОит бояться разъяснять причины своего христианского образа жизни: «я не потому так себя веду и так живу, что сам такой хороший. А потому, что служу Богу и Христу Его» - это принцип проповеди устами и делами. А также, при выборе как поступить – не оглядываемся на мнение человеческое и не боимся человекам не угодить, но поступаем так, как Богу угодно и как Христос от нас ожидает. И неважно, что при этом подумают о нас люди.

Если исповедуем Христа, то и Отца его прославляем, а если прославляем Отца его – то и Он не забудет о труде нашем для Него.

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
Суровое предупреждение. Пётр ТРИЖДЫ отрёкся. Иисус не отрёкся от него. Иуда ОДИН раз отрёкся. И достоинство его принял другой. Почему такое различие?
Пётр - в немощи плоти сиюминутно из страха смерти. Иуда - запланированно из желания обогатиться.
Постараемся не желать большего, чем мы имеем. Особенно, если для достижения этого большего - нам пришлось бы отречься от Христа или поступить не по правде его.

10: 34-37 - см. 10:21,22

10: 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
Показательный пример – Адам, который возлюбил Еву больше, чем Иегову.
Любовь к Иегове и Его принципам должна стоять у христианина впереди всего и преобладать при любом выборе.

10: 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Речь идет не о том, чтобы терпеть какое-то конкретное тяжкое бремя, выпавшее на долю христианина, как, например, ухаживать за парализованным родителем, тяжко трудиться, терпеть личные проблемы или выполнять христианские обязанности в собрании, взятые на себя по доброй воле. Нет.

Здесь речь идёт о ПОЛНОМ ПОСЛУШАНИИ Иисусу каждого христианина, живущего В СВОИХ ЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, и СЛЕДОВАНИИ при этом ПУТЕМ ХРИСТА ДО САМОЙ СМЕРТИ – вот что означает нести свой крест.

10: 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Тот, кто больше будет беспокоиться о сохранении своей жизни любой ценой и в случае угрозы жизни «скинет» крест Христов или отступит от правды и начнет действовать не по правде Божьей, а по уставу князя мира сего, нарушая заповеди Божии - у того немного шансов обрести вечное будущее. Кто же сможет подчинить всего себя и свою жизнь для того, чтобы исполнить дело Христа - у того есть надежда на вечное будущее. И неважно, сколько и как он проживёт здесь, в веке этом: страннику и пришельцу глупо рассчитывать на комфорт и беззаботную жизнь в чужой стране, а для христианина -весь мир как страна чужаков.

10: 40-42 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
«
кто примет…ВО ИМЯ
пророка…праведника…» Заметим, не потому примет, что гость, например, или - что нуждается в помощи, или - что человек хороший, нужный нам, а потому конкретно, что от Бога посланник и путём Христовым идёт. Принимая христиан по ЭТОЙ причине мы показываем Богу, что ценим именно ЕГО и ради НЕГО принимаем всех, идущих к Нему, потому как и сами - туда же по жизни идём.

«Получит награду пророка... праведника» . Этот стих подчеркивает, что, принимая посланного, мы принимаем пославшего.

42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Напоминает момент, когда Иисус хвалит тех, кто помогал меньшим братьям его - в их нуждах: "И царь ответит им: „Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из моих наименьших братьев, вы сделали это мне “ "(Матф.25:40) Кто является меньшими братьями Христа? Он определит сам. Но если люди не будут противиться христианам, выполняющим миссию благовестников Царства Божьего - то их одобрит Христос и они не потеряют награды своей, принимая с добром посланников Бога и Христа Его.

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,

Святой Матфей и Ангел. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо 1602 г.

4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;

6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;

8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.


Напутствие Иисуса Христа двенадцати Апостолам. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,

18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,

20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;

22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:

25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;

30 у вас же и волосы на голове все сочтены;

31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку – домашние его.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;

41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

О поручении ученикам.

Мф.10:1 И призвав двенадцать Своих учеников, Он дал им власть изгонять духов нечистых и исцелять всякую болезнь и всякую немощь.

Мф.10:2 Вот имена двенадцати апостолов: Симон, прозванный Петром, и Андрей, брат его, Иаков, сын Зеведея и брат его Иоанн,

Мф.10:3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, сборщик пошлин, Иаков, сын Алфея, и Фаддей,

Мф.10:4 Симон Каннаней и Иуда Искариот, который и предал Его.

О наставлении ученикам.

Мф.10:5 Этих двенадцать Иисус отослал, дав наставление: «На путь язычников не ходите и в город самаритян не входите.

Мф.10:6 Идите, прежде всего , к потерянным овцам дома Израиля.

Мф.10:7 Идите и проповедуйте, говоря: «Царство Небесное приблизилось!»

Мф.10:8 Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте, даром поручили даром давайте.

Мф.10:9 Не берите с собой в пояса ни золота, ни серебра, ни меди,

Мф.10:10 ни сумки в дорогу, ни двух одежд, ни обувь, ни посоха, потому что работник достоин пищи.

Мф.10:11 Если войдете в какой-то город или селение, разузнайте, кто в нем достоин и оставайтесь у него, пока не выйдите.

Мф.10:12 Когда входите в дом, поприветствуйте его,

Мф.10:13 и если дом будет достоин, ваш мир придет в него, если же не будет достоин, то ваш мир возвратится к вам.

Мф.10:14 А если кто не примет вас и не послушает ваши слова, уходя из дома или города того, отряхните пыль с ваших ног.

Мф.10:15 Истинно говорю вам, земле Содома и Гоморры будет терпимее в день суда, чем городу тому.

О преследованиях.

Мф.10:16 Смотрите, Я посылаю вас, как овец в среду волков, поэтому будьте мудры, как змеи, и чисты, как голуби.

Мф.10:17 Остерегайтесь людей, они будут отдавать вас в синедрионы и бичевать вас в своих синагогах.

Мф.10:18 И к правителям и царям поведут вас из-за Меня, для свидетельства им и язычникам.

Мф.10:19 Когда же приведут вас, не волнуйтесь, как или что вам говорить, потому что вам будет дано в тот час, что сказать.

Мф.10:20 Ведь не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

Мф.10:21 Брат предаст брата на смерть, а отец – свое дитя, и восстанут дети на родителей и убьют их.

Мф.10:22 И будут вас все ненавидеть из-за Моего Имени, но претерпевший до конца, будет спасен.

Мф.10:23 Когда вас будут преследовать в одном городе, бегите в другой. Истинно говорю вам, не завершите обходить все города Израиля, как придет Сын Человеческий.

Мф.10:24 Ученик не выше учителя, и раб не выше господина своего.

Мф.10:25 Достаточно для ученика, стать как учитель его, и рабу, как господин его. Если хозяина дома назвали Веельзевулом, то насколько больше домашних его!?

О страхе только перед Богом.

Мф.10:26 Итак, не бойтесь их, ведь нет ничего спрятанного, что не открылось, и тайного, что не стало бы узнано.

Мф.10:27 Что говорю вам в темноте, говорите в свете, и что слышите на ухо, провозглашайте на крышах.

Мф.10:28 И не бойтесь убивающих тело, а душу убить не способных. Бойтесь больше Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

Мф.10:29 Разве не за ассарий продают пару воробьев? Однако ни один из них не упадет на землю без позволения Отца вашего.

Мф.10:30 А у вас даже волосы на голове все сосчитаны.

Мф.10:31 Поэтому не бойтесь, вы намного ценнее воробьев.

О признании Христа.

Мф.10:32 Каждого, кто признает Меня перед людьми, того и Я признаю перед Отцом Моим Небесным,

Мф.10:33 а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Отцом Моим Небесным,

О грядущих разделениях.

Мф.10:34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю. Не мир пришел Я принести, но меч.

Мф.10:35 Я пришел разделить человека с отцом его, дочь - с матерью ее, невестку - со свекровью ее,

Мф.10:36 и враги человеку домашние его.

Мф.10:37 Кто любит отца или мать больше Меня, тот не недостоин Меня, и кто любит сына или дочь больше Меня, тот не достоин Меня,

Мф.10:38 и кто не берет свой крест и не следует за Мной, тот не достоин Меня.

Мф.10:39 Сохранивший душу свою, потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня, найдет ее.

О награде.

Мф.10:40 Принимающий вас, принимает Меня, и принимающий Меня, принимает Пославшего Меня.

Мф.10:41 Принимающий пророка во имя пророка, получит награду пророка, и принимающий праведника во имя праведника, получит награду праведника.

Мф.10:42 И кто напоит одного из этих малых чашей холодной воды, только во имя ученика, истинно говорю вам, ни за что не потеряет награды своей.