Общество характеризуется учеными-обществоведами как. Современные проблемы науки и образования Ученые обществоведы характеризуют общество как

10 класс

Тесты

26 баллов

    Общество характеризуется учеными-обществоведами как

А. Современное общество способно контролировать природные процессы и регулировать силу землетрясений и цунами.

Б. Общество в процессе своего развития обособилось от природы.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    К 1880-м годам в Великобритании проживало в городах и было занято в фабричной промышленности около 90% населения. В сельском хозяйстве было занято около 2% населения. Какой тип общества представляла Великобритания в указанный период?

1) искусства

3) философии

4) образования

    Результатом деятельности стало создание продукта, обладающего определенными качествами. Найдите недостающую информацию, позволяющую сделать вывод о том, что деятельность носила творческий характер.

А. Объектом познания может быть окружающий мир.

Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Массовая культура, в отличие от народной

    представления

    восприятия

  1. умозаключения

9. В стране существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?

    информации

  1. капиталов

    фондового

11. Экономику как синоним хозяйства отличает

    предоставление субсидий

    формирование государственного оборонного заказа

    кредитно-денежная политика

    государственное предпринимательство

13. Установите соответствие между экономическими понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) Понижение государством курса своей валюты по отношению к валютам других государств.

А. Инфляция

2) Отказ государства от исполнения долговых обязательств.

Б. Девальвация

3) Обесценивание денег вследствие их избыточного выпуска над потребностями обращения.

В. Дефолт

4) Превышение государственных доходов над расходами.

Г. Профицит бюджета

Запишите полученный ответ в таблицу.

14. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

    предоставление льгот при поступлении в вузы представителям коренного населения

    освобождение представителей малочисленных народов от воинской службы

    полнота прав и свобод человека определяется его национальной принадлежностью

    указание национальной принадлежности по собственному усмотрению

16. Для характеристики положения средних слоев (основного элемента социальной структуры современного общества) не является значимым

    доминирование на международной арене

    право на вмешательство во внутренние дела других государств

    независимость государственной власти от других властей

    право на отчуждение земель соседей

18. Какое из приведенных определений соответствует исключительно понятию «правовое государство»?

    идеология

    электорат

    референдум

20. Необходимым элементом политической идеологии является (ются)

    главой законодательной власти

    главой исполнительной власти

    главой судебной власти

    главой государства

22.Суд присяжных применяется при рассмотрении

    исключение суда присяжных в уголовном разбирательстве

    разбирательство дела в форме спора сторон (состязательность)

    право правительства на отстранение судей

    представление государственного обвинения судьей

24. К системе сдержек и противовесов между ветвями власти в РФ относится

Закон, обычай, прецедент, отрасль права.

______________________________________________

Анализ источника социальной информации

10 баллов

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли её членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

(А.Г. Спиркин)

1.Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счете лежит труд».

Анализ таблицы

5 баллов

В следующей таблице приведены результаты социологического опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в октябре 2007 года. В столбце №1 вы видите процент опрошенных, намеренных голосовать за ту или иную партию. В столбце №2 – процент опрошенных, которые считают что данная партия пройдет в Государственную Думу по результатам выборов (то есть, преодолеет 7-процентный барьер). В столбце №3 – процент опрошенных, заявивших, что не проголосуют за данную партию ни при каких обстоятельствах.

Единая Россия

КПРФ

ЛДПР

Справедливая Россия

Аграрная партия

Яблоко

1. Если по итогам выборов партии получат такой же процент голосов, как при проведении данного опроса, сколько партий получат депутатские мандаты? Какие это партии? Почему?

2. В каком столбце содержатся показатели, которые политологи называют «антирейтингом» партий?

Проблемная задача

6 баллов

Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало.

Как Вы понимаете, что такое прогресс? Какой критерий прогресса предложил Ф.Д. Рузвельт? Какие иные критерии прогресса вам известны?

Эссе

4 балла

Философия

«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика»

(Л. Фейербах)

Социальная психология

«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». (Саади)

Экономика

Социология

«Нации – это богатство человечества, это обобщенные личности его; самая малая из них несет свои особые краски…»

(А. Солженицын)

Политология

«Правителями становятся ловкие подбиратели голосов»

(К.П. Победоносцев)

Правоведение

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам»

Характеризующая ...

  • Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» 10 «А» класс (профильный уровень) Составила: Кравцова В. А. Старый Оскол

    Рабочая программа

    ... Тест №1


  • За курс 8 класса.

    Вариант 1.


    1. Ученые – обществоведы определяют общество как
    А. весь окружающий человека мир

    Б. единство живой и неживой природы

    В. обособившуюся от природы часть материального мира

    Г. многообразие органического (живых существ) мира.

    2. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

    А. загрязнение почвы бытовыми отходами

    Б. ограничение сезона охоты

    В. разбивка клумбы возле жилого дома

    Г. ликвидация последствия землетрясения.

    ^

    ^ 4. Что из перечисленного мы можем отнести к духовной сфере общества?

    А. племена, народности В. религия, культура

    Б. государство, армия Г. прибыль, налоги

    ^ 5. Что свойственно обществу индустриального типа?

    А. промышленное производство

    Б. преобладание сельского хозяйства в экономике

    В. сословная структура общества

    Г. традиционная культура.

    ^ 6. Глобальными проблемами человечества называют проблемы:

    А. сопровождаемые коренным изменением ценностей жизни

    Б. связанные с проблемой выбора жизненного пути

    В. затрагивающие жизненно важные интересы человечества

    Г. характеризующие нравственное совершенствование общества.

    ^ 7. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств традиционно обозначают понятием…

    А. индивидуальность Б. гражданин В. личность Г. индивид.

    ^ 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к видам деятельности человека. Найди это понятие.

    А. игра Б. сознание В. познание Г. труд

    ^ 9. Основные ресурсы, используемые в процессе производства, называют…

    А. материальными потребностями В. прямыми налогами

    Б. факторами производства Г. экономическими благами.

    ^ 10. Верны ли суждения об экономических системах?

    1) Экономические системы различаются способом ведения хозяйственной деятельности.

    2) Экономические системы различаются по типу собственности на экономические ресурсы.

    ^ 11. Верны ли суждения о государственном бюджете?

    1) Государственный бюджет – это роспись доходов и расходов государства.

    2) Государственный бюджет может быть дефицитным и профицитным.

    А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

    Б. верно только 2 Г. оба не верны

    ^ 12. Наиболее высокая ступень развития культурно-исторической этнической общности – это…

    А. класс Б. этнос В. нация Г. народность

    13. Семью как малую группу отличает…

    А. профессиональный рост

    Б. общность быта

    В. выполнение общественных функций

    Г. высокая политическая активность

    Контрольный тест по обществознанию

    За курс 8 класса.

    Вариант 2.


    1. ^ Под обществом в широком смысле понимают
    А. исторический этап развития общества

    Б. единство природных и социальных сил

    В. неотъемлемую часть природы

    Г. обособившуюся от природы часть мира.

    ^ 2. Верны ли суждения о взаимосвязи общества и природы?

    1) Климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде.

    2) Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

    А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

    Б. верно только 2 Г. оба не верны

    ^ 3. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, обозначается словами…

    А. социальная реформа В. социальное движение

    Б. общественный прогресс Г. перестройка общества

    ^ 4. Предприниматели города создали фонд поддержки молодых художников. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

    А. экономической и социальной В. социальной и духовной

    Б. политической и экономической Г. экономической и духовной.

    ^ 5. Что свойственно обществу постиндустриального типа?

    А. промышленное производство В. ведущая роль науки и информации в обществе

    Б. увеличение крестьянских хозяйств Г. традиционный уклад жизни.

    ^ 6. Ежегодно в воды Мирового океана попадает от 6 до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов. В этом проявляется (-ются)…

    А. проблема разрыва в уровнях развития регионов мира

    Б. увеличение численности населения земли

    В. глобальные экологические проблемы

    Г. проблема исчерпания природных ресурсов.

    ^ 7. Верны ли следующие суждения о личности?

    1) Личностью становятся в процессе социализации.

    2) Под личностью понимают совокупность социально значимых черт человека, которые он реализует в общественной жизни.

    А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

    Б. верно только 2 Г. оба не верны

    8. Для обозначения индивидуально-психологических особенностей человека, от которых зависит успешное выполнение определенной деятельности, традиционно используют понятие…

    А. индивид Б. личность В. потребности Г. способности.

    ^ 9. Фирма Н. занимается выращивание редких растений. К капиталу фирмы относится…

    А. участок земли В. оборудование, инвентарь

    Б. руководство фирмы Г. налоговые отчисления.

    ^ 10. Что характеризует рыночную экономику?

    А. твердый валютный курс В. государство устанавливает твёрдые цены на продукты

    Б. контроль государства за производством Г. конкуренция товаропроизводителей.

    ^ 11. В каком случае будет взиматься налог?

    А. получение кредита в банке В. выигрыш в лотерею

    Б. покупка автомобиля Г. получение социального пособия.

    ^ 12. Стройматериалы представлены на рынке:

    А. недвижимости Б. труда В. товаров и услуг Г. капиталов

    13. Малой социальной группой являются…

    А. пенсионеры города В. дети микрорайона

    Б. члены партии «Единая Россия» Г. спортивная команда.

    Контрольный тест по обществознанию

    За курс 8 класса.

    Вариант 3.


    1. Верны ли суждения об обществе?

    1. Учёные рассматривают общество как сферу взаимодействия людей и связей между ними.

    2. Общество – это система.
    А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

    Б. верно только 2 Г. оба не верны

    ^ 2. Найдите в приведённом списке пример негативного влияния общества на природу:

    А. организация природного заповедника В. уничтожение охотниками некоторых видов животных

    Б. экологическое образование школьников Г. очистка лесопарка от мусора.

    3. Что из перечисленного мы можем отнести к политической сфере жизни общества?

    А. очередные выборы в В. выставка современного искусства

    Государственную Думу

    Б. концерт симфонической музыки Г. открытие новой школы.

    4. В государстве Р. активно развиваются информационные технологий и транспорт, резко увеличивается число городов, растёт число рабочих в составе населения. К какому типу относится общество Р.?

    А. традиционному В. постиндустриальному

    Б. индустриальному Г. смешанному.

    5. За последние 500 лет было истреблено 2/3 покрывающих землю лесов, а сегодня вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. В этом проявляется проблема…

    А. истощение природных ресурсов В. разрыва в уровнях развития регионов мира

    Б. переход к новой ступени

    Развития общества Г. роста населения Земли.

    ^ 6. Володя хорошо учиться, у него много друзей среди одноклассников. Его хобби – коллекционирование моделей автомобилей. Всё это характеризует Володю как…

    А. индивида Б. личность В. гения Г. товарища

    ^ 7. Для обозначения нужды (недостатка) в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человека традиционно используют понятие…

    А. потребности Б. способности В. характер Г. задатки

    ^ 8. Верны ли суждения о факторах производства?

    1) Здания и сооружения относятся к такому фактору производства, как земля.

    2) Деньги и ценные бумаги относятся к такому фактору производства, как капитал.

    А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

    Б. верно только 2 Г. оба не верны

    ^ 9. Что характеризует командную экономику?

    А. планирование производства

    ^ 10. Марина получила заработную плату. Часть денег она потратила на туристическую путёвку и покупку нарядов для отдыха. Какая функция денег проявилась в этом случае?

    А. средство платежа В. средство накопления

    Б. средство учёта Г. мировая валюта.

    ^ 11. Рыночная конкуренция…

    А. приводит к увеличению затрат производства

    Б. уравновешивает спрос и предложение

    В. снижает уровень потребления

    Г. обеспечивает всем высокие прибыли

    ^ 12. К исторически сложившимся этническим обществам относятся…

    А. народности Б. классы В. государства Г. семья

    13. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый…

    А. заёмщик банка В. профессор университета

    Б. покупатель в магазине Г. водитель такси.

    Контрольный тест по обществознанию

    За курс 8 класса.

    Вариант 4.


    1. Под обществом в узком смысле понимают…
    А. исторический этап развития общества В. всё, что окружает человека

    Б. глобальный современный мир Г. единство живой и неживой природы.

    ^ 2. Верны ли суждения об обществе и природе?

    1) природа влияет на развитие общества

    2) общество вполне может обойтись без природы.

    А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

    Б. верно только 2 Г. оба не верны

    ^ 3. Под общественным прогрессом понимается…

    А. постепенность общественных перемен

    Б. ускорение изменений во всех сферах

    В. переход от менее совершенного в жизни людей к более совершенному

    Г. способность общества к изменениям во всех сферах жизни

    ^ 4. Что из перечисленного мы можем отнести к социальной сфере жизни общества?

    А. национальные взаимоотношения В. рост курса рубля

    Б. выборы Президента Г. рок-концерт.

    ^ 5. Верны ли следующие суждения о типах общества?

    1) В традиционном обществе развито промышленное производство товаров массового потребления.

    2) В индустриальном обществе происходит разрушение традиционных сословных структур и социальных привилегий.

    А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

    Б. верно только 2 Г. оба не верны

    ^ 6. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

    1) К числу глобальных проблем относят проблему низкого качества автопроизводства в России.

    2) К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.

    А. верно только 1 В. верно и 1, и 2

    Б. верно только 2 Г. оба не верны

    ^ 7. Что характеризует человека как личность?

    А. тип темперамента В. принадлежность к определенной расе

    Б. черты внешнего облика Г. общение с другими людьми.

    ^ 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к биологическим потребностям человека. Найди это понятие.

    А. питание В. творчество

    Б. дыхание Г. отдых и сон

    ^ 9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к капиталу как фактору производства. Найди это понятие.

    А. здания В. коммуникации

    Б. оборудование Г. участок земли.

    ^ 10. Что характеризует традиционную экономику?

    А. планирование производства

    Б. цена на товары зависит от спроса и предложения

    В. экономика строится на традициях и обычаях

    Г. многообразие форм собственности.

    11. Цена товара возрастает, если…

    А. спрос возрастает в 3 раза, и предложение повысится в 3 раза

    Б. спрос останется неименным, а предложение измениться

    В. спрос уменьшится, а предложение возрастет

    Г. спрос останется неизменным и предложение останется неизменным.

    12. Какой статус является предписанным?

    А. офицер Б. студент В. муж Г. сын.

    13. По профессиональному признаку выделяю социальную общность…

    А. москвичи Б. врачи В. горожане Г. якуты.

    № Общество как динамичная система. Духовная культура современного общества - страница №1/2

    Раздел № 1. Общество как динамичная система. Духовная культура современного общества.

    Тест № 1. .

    Вариант № 1

    ЧАСТЬ А

    Какой признак характеризует общество как систему?

    А1

    А2
    Один из признаков, характеризующих общество как динамическую систему, –

    А3
    Верны ли следующие суждения об обществе?

    А4
    Какой пример иллюстрирует связь общества и природы?

    А5
    Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

    А6
    Какую сферу общественной жизни непосредственно представляет процесс производства материальных благ, необходимых обществу?

    А7
    Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

    А8
    К какой к сфере жизни общества относится проведение очередных выборов главы государства?

    А9
    Организация и проведение международного театрального фестиваля «Черешневый лес», на котором представляют свои работы молодые режиссеры, иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

    А10
    Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

    ЧАСТЬ В

    В1
    Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


    1

    2

    3

    4

    В2
    Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие экономическую (хозяйственную) деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.


    ЧАСТЬ С

    С1

    Приведите три примера, иллюстрирующие положительное влияние общества на природу.

    Тест № 1. Общество как динамичная система. Общество и природа .

    Вариант № 2

    ЧАСТЬ А

    А1

    Общество характеризуется учеными-обществоведами как

    А2

    Природа и общество тесно связаны междк собой. Примером конструктивного взаимодействия между природой и обществом является

    А3

    Верны ли следующие суждения об обществе?


    А4

    Общество, как динамическая самоорганизующаяся система, характеризуется

    А5

    Что из перечисленного непосредственно иллюстрирует связь общества и природы?

    А6

    Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?


    А7

    Какую сферу общественной жизни непосредственно представляет процесс регуляции общественных отношений?

    А8

    К какой к сфере жизни общества относится внедрение новых технологий и повышение производительности общественного труда?

    А9

    В современном обществе основное место занимают «средние слои». Именно они наиболее активны в создании партий и движений, отстаивают идеи контроля общества за деятельностью властей. Пример иллюстрирует, прежде всего, взаимосвязь сфер общественной жизни

    А10

    Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?


    ЧАСТЬ В

    В1

    Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.



    Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

    1

    2

    3

    4

    В2

    Найдите в приведенном списке примеры, иллюстрирующие политическую деятельность людей, и обведите цифры, под которыми они указаны.

    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


    Ответ: __________________________ .
    ЧАСТЬ С

    С1

    Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь бога­тейшими странами были те, природа которых была наибо­лее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых чело­век наиболее деятелен». Как это высказывание отражает эволюцию человеческого общества? Оно было произнесено полтора столетия назад. Как с тех пор изменилось общество? Каковы, на ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любых ценности.

    Ответ запишите на отдельном листе или на обратной стороне бланка.

    за курс 8 класса.

    Вариант 1.

    Часть А: выберите верный ответ
      Ученые – обществоведы определяют общество как
    А. весь окружающий человека мир Б. единство живой и неживой природы В. обособившуюся от природы часть материального мира Г. многообразие органического (живых существ) мира. 2. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей? А. загрязнение почвы бытовыми отходами Б. ограничение сезона охоты В. разбивка клумбы возле жилого дома Г. ликвидация последствия землетрясения. 3. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, обозначается словами… А. социальная реформа В. социальное движение Б. общественный прогресс Г. перестройка общества 4. Что из перечисленного мы можем отнести к духовной сфере общества? А. племена, народности В. религия, культура Б. государство, армия Г. прибыль, налоги 5. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
    А. пассажиры Б. мужчины
    В. горожане Г. инженеры 6. Глобальными проблемами человечества называют проблемы: А. сопровождаемые коренным изменением ценностей жизни Б. связанные с проблемой выбора жизненного пути В. затрагивающие жизненно важные интересы человечества Г. характеризующие нравственное совершенствование общества. 7. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств традиционно обозначают понятием… А. индивидуальность Б. гражданин В. личность Г. индивид. 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к видам деятельности человека. Найди это понятие. А. игра Б. сознание В. познание Г. труд 9. «Гуманизм» это … А. доброта В. человечность Б. органическая составляющая почвы (гумус) Г. литературный стиль 10. Права человека принадлежат каждому с момента: А. совершеннолетия Б.рождения В.получения гражданства Г. После окончания школы 11. Что из перечисленного ниже свойственно и деятельности человека, и поведению животных: А) использование природных материалов Б) преобразовательная деятельность В) сознательный выбор способа действия Г) создание орудий труда 12. Можно ли в РФ заключить брак раньше 18-ти лет? 13. Семью как малую группу отличает… А. профессиональный рост Б. общность быта В. выполнение общественных функций Г. высокая политическая активность 14. Марина получила заработную плату. Часть денег она потратила на туристическую путёвку и покупку нарядов для отдыха. Какая функция денег проявилась в этом случае? А. средство платежа В. средство накопления Б. средство учёта Г. мировая валюта. 15. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к биологическим потребностям человека. Найди это понятие. А. питание В. творчество Б. дыхание Г. отдых и сон 16. По профессиональному признаку выделяю социальную общность… А. москвичи Б. врачи В. горожане Г. якуты. 17. За последние 500 лет было истреблено 2/3 покрывающих землю лесов, а сегодня вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. В этом проявляется проблема… А. истощение природных ресурсов В. разрыва в уровнях развития регионов мира Б. переход к новой ступени развития общества Г. роста населения Земли. 18. Что из перечисленного мы можем отнести к экономической сфере жизни общества? А. национальные взаимоотношения В. рост курса рубля Б. выборы Президента Г. рок-концерт. 19. Что отличает науку от других форм культуры?
    А. стремление получить истинное знание
    Б. использование художественных образов
    В. опора на представления о добре и зле
    Г. отражение окружающего мира 20. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
    А.Стремление сторон отстоять свои взгляды - одна из причин социального конфликта.
    Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.


    Часть Б: 1. Разместите понятия и явления в порядке их истории возникновения: А) письменный закон Б) мораль В) обычай Г) традиция 1 А) друг, Б)лучший друг, В) знакомый, Г) товарищ, Д) известный, Г) приятель, 1

    ПРАВИЛА

    1) Письменная претензия к продавцу (производителю) товара. 2). Выявление недостатков товара 3) Обращение в суд 4) Оплата товара. 5) Получение полной достоверной информации о товаре. Ответ: ____________________________.
    (1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMSсообщения по семь и более часов в день. А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1

    Часть С: Прочитай текст и выполните задания «Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа. Общество можно определить как само организованную систему поведения, и как взаимоотношения людей друг с другом и с природой... Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущее поколение, т.е. всё человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли её членов... Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создаёт материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми... Общество - это единый социальный организм, внутренняя организация, которая представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей в основе которых конечном счёте лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образует: производство и складывающееся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающее в себя; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества - наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д....» (А.Г.Спаркин)

    Структура человеческого общества


    Контрольный тест по обществознанию

    за курс 8 класса.

    Вариант 2.

    Часть А: выберите верный ответ
      Под обществом в широком смысле понимают
    А. исторический этап развития общества Б. единство природных и социальных сил В. неотъемлемую часть природы Г. обособившуюся от природы часть мира. 2. Верны ли суждения о взаимосвязи общества и природы? 1) Климатические условия оказывают влияние на приспособление человека к окружающей среде. 2) Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. А. верно только 1 В. верно и 1, и 2 Б. верно только 2 Г. оба не верны 3. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, обозначается словами… А. социальная реформа В. социальное движение Б. общественный прогресс Г. перестройка общества 4. Предприниматели города создали фонд поддержки молодых художников. К каким сферам общественной жизни относится данный факт? А. экономической и социальной В. социальной и духовной Б. политической и экономической Г. экономической и духовной. 5.Для обозначения нужды (недостатка) в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человека традиционно используют понятие… А. потребности Б. способности В. характер Г. задатки 6. Ежегодно в воды Мирового океана попадает от 6 до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов. В этом проявляется (-ются)… А. проблема разрыва в уровнях развития регионов мира Б. увеличение численности населения земли В. глобальные экологические проблемы Г. проблема исчерпания природных ресурсов. 7. Верны ли следующие суждения о личности? 1) Личностью становятся в процессе социализации. 2) Под личностью понимают совокупность социально значимых черт человека, которые он реализует в общественной жизни. А. верно только 1 В. верно и 1, и 2 Б. верно только 2 Г. оба не верны 8. Можно ли в РФ заключить брак раньше 18-ти лет? А. нет В. да, если будущая супруга беременна или родила Б. да Г.если разрешат родители 9. Творчество проявляется в: А. неукоснительном следовании инструкции Б. соблюдении обычаев В. переходе улицы на перекрестке Г. создании направлении в живописи 10. Потребность человека в общении вызвала появление: А. коллективного труда Б. языка В. учебной деятельности Г. появление телефона 11. Понятию «гуманизм» наиболее близко по смыслу понятие … А. человечность Б. органическая составляющая почвы (гумус) В. эпоха Возрождения в культуре Г. терпимость 12. Стройматериалы представлены на рынке:

    А. недвижимости Б. труда В. товаров и услуг Г. капиталов

    13. Малой социальной группой являются… А. пенсионеры города В. дети микрорайона Б. члены партии «Единая Россия» Г. спортивная команда. 14. Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый… А. заёмщик банка В. профессор университета Б. покупатель в магазине Г. водитель такси. 15. Что из перечисленного мы можем отнести к политической сфере жизни общества? А. очередные выборы в В. выставка современного искусства Государственную Думу Б. концерт симфонической музыки Г. открытие новой школы. 16. Что из перечисленного мы можем отнести к социальной сфере жизни общества? А. национальные взаимоотношения В. рост курса рубля Б. выборы Президента Г. рок-концерт. 17. Ирина получила заработную плату. Часть денег она перевела на сберегательную книжку. Какая функция денег проявилась в этом случае? А. средство платежа В. средство накопления Б. средство учёта Г. мировая валюта. 18. Найдите в приведённом списке пример негативного влияния общества на природу: А. организация природного заповедника В. уничтожение охотниками некоторых видов животных Б. экологическое образование школьников Г. очистка лесопарка от мусора. 19. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
    А. познание В. свобода
    Б. творчество Г. общение 20. Верны ли следующие суждения о религии?
    А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
    Б. Религия устанавливает определенные социальные нормы и механизм контроля над их исполнением.
    А. верно только А Б. верно только Б
    В. верны оба суждения Г. оба суждения неверны

    Часть Б:
      Распределите потребности человека по степени их значимости:
    А) духовные Б) материальные В) безопасность Г) общественное признание 1 2. Распределите понятия в порядке увеличения значения: А) спор, Б) разногласие, В) ссора, Г) размолвка, Д) конфликт, Е) скандал 1 3.Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

    ПРАВИЛА


    Запишите в таблицу выбранные цифры

    4.Укажите правильную последовательность действий потребителя по защите своих прав 1) Письменная претензия к продавцу (производителю) товара.2) Обращение в суд.3) Выявление недостатков товара.4) Оплата товара.5) Получение полной достоверной информации о товаре.Ответ: ____________________________.5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (4) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMSсообщения по семь и более часов в день.Определите, какие положения текста носят А) фактический характерБ) характер оценочных сужденийЗапишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.1


    Часть С: Прочитай текст и выполните задания «Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой- люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа. Общество можно определить как само организованную систему поведения, и как взаимоотношения людей друг с другом и с природой... Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущее поколение, т.е. всё человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли её членов... Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создаёт материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми... Общество - это единый социальный организм, внутренняя организация, которая представляет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообразных связей в основе которых конечном счёте лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образует: производство и складывающееся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающее в себя; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества - наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д....» (А.Г.Спаркин)
    1. Озаглавьте текст, составьте план текста 2. Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор дает определение общества. 3. Опираясь на текст, дополните схему:

    Структура человеческого общества


    Духовная сфера Экономическая сфера Социальная сфера

    Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию


    Часть А Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.1 вариант

    Часть В Правильно выполненные задания В1 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 , В3 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок, 1 балл - допущена одна ошибка, О баллов - допущены две и более ошибок.


    Часть С
      Озаглавлен текст и названы 3 пункта плана – 3 балла
    Озаглавлен текст, план не составлен – 1 балл
      Верно приведены 2 определения – 4 балла
    Верно приведено одно определение – 2 балла
      Наука, философия, искусство, нравственность, религия – 1 балл
    ИТОГО: 36 баллов = 100%

    Муниципальное общеобразовательное учреждение –

    средняя общеобразовательная школа с. Зоркино

    Марксовского района Саратовской области


    «Рассмотрено» Руководитель ШМО __________ (Лебедева Н.С.)
    _____.04.2012г

    Экзаменационный материал

    по обществоведению за курс

    8 класса

    2011-2012 учебный год

    I вариант

    II вариант 1

    Идеи органицизма, представленные в социально-философской мысли России ХIХ века, обладают и сегодня большим потенциалом при исследовании строения и развития общества. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения нынешних исследователей в области философии, социологии, политологии и др. к методологии и принципам органицизма, которые оказались неожиданно востребованными в социально-гуманитарном знании на данном этапе развития. Мысль обществоведов, стоящих у истоков органицизма, об историческом процессе как движении во времени конкретных взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга общественных организмов актуальна и сегодня, ибо ни одна страна, государство, регион не могут развиваться вне учета мирового целого. Более того, игнорирование процесса взаимодействия стран и народов в рамках целого может привести мир к гибели.

    методологический принцип.

    органический подход

    органическая концепция общества

    социальный организм

    органицизм

    1. Бараш, Р.Э. Память и толерантность как ценности современного общества // Этнос, нация, ценности: Социально-философские исследования / Научные редакторы К.Х. Момджян, А.Ю. Антоновский. - М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2015. - С. 407 - 437.

    2. Канарш, Г.Ю. Идея органицизма в современных исследованиях человека и общества // ЗПУ. - 2015. - №2. - С.50-60.

    3. Кузьмина, Г.П. Идеи органицизма в русской социальной философии: дис. … докт. филос. наук. - Чебоксары, 2007. - 297 с.

    4. Кузьмина, Г.П. Органическое направление в русской социальной философии. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та, 1998. - 212 с.

    5. Кузьмина, Г.П., Гаврилова, Н.Г. Органицизм как теоретико-методологическая основа миропонимания российских мыслителей // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6 (часть 4). -С. 867–870.

    6. Лосский, Н.О. Избранное. -М.: Правда, 1991. - 624 с.

    7. Маслобоева, О.Д. Органическая концепция истины как основание культурной идентичности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. -2014. - Вып. 4(208). - С. 119-128.

    8. Момджян, К.Х. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. Часть 1. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. - 400 с. (Классический университетский учебник).

    9. Подзолкова, Н.А. Понятие организма в философии всеединства // Принципы органической логики В.С. Соловьева: Размышления о… Философский альманах / Борчиков С.А. и др. - М.: МАКС Пресс, 2007. - Вып. 10. - С. 81-91.

    10. Хабибуллина, З.Н. Роль русского космизма в становлении планетарного мышления // Философия. Толерантность. Глобализация: сборник научных трудов ученых Башкирского Отделения Российского Философского Общества, посвященный VII Российскому философскому конгрессу (г. Уфа, 6 - 10 октября 2015 г.) / научн. ред. Б.С. Галимов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - С. 199-207

    Современные исследователи всё чаще заявляют о значимости теоретико-методологического наследия органицизма на нынешнем этапе развития науки. При этом существенно различаются и область применения принципов органической теории и понимание того, почему так востребованы идеи органицизма в исследованиях российских ученых-обществоведов последних десятилетий, а идеи и теоретико-методологические принципы органицизма широко применяются специалистами в области социальной философии, социологии, политологии.

    Разработчик характерологической креатологии, сотрудник института философии РАН Г.Ю. Канарш, считающий свой подход созвучным органицизму, полагает, что востребованность идеи органицизма отчасти связана «с наметившимся в последние годы «консервативным поворотом» внутри российского общества, но также имеет свои причины в закономерностях эволюции глобального социума» . В своих статьях «Об одном из вариантов естественнонаучного подхода в социальном знании» и «Идея органицизма в современных исследованиях человека и общества» он аргументировано характеризует органицизм как подход, берущий свое начало еще в античные времена. В качестве примера применения органицистской методологии российскими учеными на современном этапе исследователь приводит несколько примеров. При этом принципы органицизма, утратившие с точки зрения Г.Ю. Канарш свои позиции в XIX веке, характеризуются им как «неожиданно востребованные» в информационном, постиндустриальном обществе, а обращение ученых к органицизму с его точки зрения происходит «в поисках новых методологических оснований исследования общества в ситуации глобальных и внутренних вызовов» (курсив наш. - Н.Г., Г.К.) . Возникает ощущение, что имеющая глубокие исторические корни органическая теория после долгого забвения вдруг возродилась именно в российском социально-гуманитарном знании.

    Однако широкое распространение в российском обществознании на современном этапе теоретико-методологических оснований и принципов органицизма и органической теории общества, с нашей точки зрения обусловлено сложившейся философской традицией, умалчиваемой в советский период в связи с закреплением за ней штампа «биологических бирюлек». «Советская эпоха наложила существенный отпечаток на возможности последующего развития теории, которая прямо противоположным марксизму образом трактовала идею об органической целостности, предполагая, что насильственное разрушение естественных связей, существующих в обществе, или искусственное поддержание таких связей приведет общество к гибели» .

    Актуальное сегодня стремление к единству социально-гуманитарного и естественнонаучного знания обусловливает поиск новых подходов и методов в исследовании общественных процессов. Возникает потребность и во взаимодействии методов наук, рождающихся на стыках разных дисциплин. Такая же ситуация складывалась и в середине XIX века, когда методы биологии использовались в исследовании общества. Перенос биологических закономерностей на социальную реальность позволял обществоведам по-новому видеть исследуемый объект. Органическая концепция, которая была в тени в советскую эпоху, сегодня востребована как никогда именно потому, что дает возможность исследовать общество под забытым углом зрения.

    В работе современного петербургского исследователя О.Д. Маслобоевой «Российский органицизм и космизм XIX - XX вв.: эволюция и актуальность» говорится, что на российской почве органицизм разрабатывался в первой половине XIX века такими учеными как Д.М. Велланский, А.И. Галич, М.Г. Павлов, В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов. Однако российская органическая школа, исследующая общество и социальные проблемы при помощи методов и принципов органицизма возникла существенно позднее. Социологи XIX века объединили свои усилия в исследовании острых социальных проблем и создали инициативную группу по изданию ежемесячника «Международное социологическое обозрение» в конце 1892 года. На базе этого журнала образовалось Социологическое общество, а позднее, в 1893 году, был основан Международный социологический институт. Среди его первых членов-основателей был и сенатор из Санкт-Петербурга - П. Лилиенфельд, который неоднократно выступал с докладами на конгрессах института и печатался в его изданиях.

    Именно П.Ф. Лилиенфельд-Тоаль, наследие которого стало доступно научному сообществу благодаря исследовательской работе Г.П. Кузьминой, стоял у истоков российской органической школы в социологии, заострив свое внимание не только на строении и свойствах «социального тела», но и на теоретических основаниях построения будущей социальной науки. Сосредоточив внимание на обществе как реальном социальном организме, социолог многое сделал для обоснования идеи единства, целостности и естественности его происхождения. Отмечая многообразие явлений, П. Лилиенфельд подчеркивал единство жизни, рассматривая ее не как отдельное, изолированное, уникальное явление, а как явление планетарное и космическое, исторически закономерное. Такое представление о жизни позднее находит свое развитие в трудах российского историка науки В.И. Вернадского, который проводил идею единства научного знания, единство законов природы и общества, взаимосвязи различных форм движения материи (неорганической, органической, социальной).

    Понятие «организм» для П. Лилиенфельда было равнозначно понятию «система». Согласно данной установке появилась возможность отождествить отдельный природный организм, человека и общество. Органический подход к изучению социальных явлений определялся философским принципом системности. Органики стремились объединить принцип системности и историзма, преодолевая формальную односторонность структуралистских трактовок идей системности, с одной стороны, и феноменалистическую описательность большей части эволюционных социальных концепций, с другой стороны.

    Взгляд на жизнь как целостное, планетарное и космическое явление, определение методологического принципа, заключающегося в том, что жизнь не понять на основе односторонних подходов, рассмотрение организма в связи с целым, то есть со средой его обитания был характерен для социологов-органиков. Однако для понимания эволюционного процесса было недостаточно констатации целостности жизни, необходимо было более глубоко понять ее организацию, правильно выделить основное, элементарное звено и элементарные процессы биологической эволюции. По ряду причин это стало возможным лишь в XX веке. Но именно социально-философская концепция российских социологов-органиков «зафиксировала существование органического единства природы и общества, обратив внимание на их совместное коэволюционное развитие как целостной социоприродной системы» .

    Говоря о мировоззренческих образах, формирующихся с конца XX века в недрах техногенной западной культуры, исследователь русского космизма З.Н. Хабибуллина отмечает, что «в современной науке сформировалось новое видение природной среды, в которой протекает жизнедеятельность людей. Природа рассматривается не как механическая система, а как целостный живой организм» . Однако мы считаем необходимым отметить, что представление о природе, как целостном организме и человеке, как части социоприродного целого, фактически сформировалось и развивалось еще в XIX столетии в рамках российского органицизма, естественным развитием которого и стала философия русского космизма. При этом концепции русских космистов Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, как точно подметила З.Н. Хабибуллина, воспринимаются как «принципиально новые идеи современной научной картины мира, которые касаются представлений о природе и взаимодействии с ней человека» .

    Органический подход появился в научном познании как методологическое направление, основой которого являлось рассмотрение социальной реальности как организма. Данный подход включал в себя группу методов, с помощью которых реальный объект описывался как совокупность взаимодействующих компонентов. П. Лилиенфельд неоднократно отмечал необходимость взаимодействия методов социальных наук, а также плодотворность такого взаимодействия. Для него социология не только теоретическая наука, но и прикладная. Эта мысль была новой для своего времени. А на современном этапе развития наук об обществе можно констатировать, что наследие социологов-органиков стало толчком для развертывания многих концепций и в социологии, и в социальной философии, и в политологии, и в других сферах социально-гуманитарного знания.

    Социологи-органики конца XIX - начала XX века большое значение придавали методу аналогии, объективной основой которого является единство структурной и функциональной организации живых систем и ее преобразования в процессе развития. Аналогии и гомологии были наиболее распространенными методами в социальном познании в XIX веке. Эти методы выполняли эвристическую функцию, наталкивая ученых на новый подход в исследовании общества. Аналогия использовалась при изучении объектов, о которых известно, что они характеризуются как сходными, так и несходными признаками. Она применялась лишь тогда, когда еще нет достаточных знаний о причинно-следственных связях, вызывающих сходство или различие признаков. Большое значение использованию в социальных исследованиях аналогий придавал Н.И. Кареев, видный ученый конца XIX - начала XX века, историк, автор статьи «Органическая теория общества» в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», который обратил внимание на эвристическую функцию аналогии.

    Упоминаемая в статье Г.Ю. Канарш существенная метафора сотрудника Института философии РАН Р.И. Соколовой, в которой проводится аналогия между процессами в современном российском обществе и раковой опухолью, несомненно созвучно российской журнальной полемике 60-х годов ХIХ века. Более того, концепция социальной патологии разрабатывалась в отечественном обществознании социологами-органиками. «Наиболее полно она представлена в труде «Социальная патология» П.Ф. Лилиенфельда, который исследовал природу социальных болезней и возможности терапии социального тела. Одним из фундаментальных оснований его теории было убеждение, что подобно тому, как болезни любого организма - результат аномалий простых клеток, так и общество, представляющее собой совокупность клеток-индивидов, заболевает в силу патологического процесса, происходящего на уровне клетки» . Теория патологии социального тела, разрабатываемая социологами-органиками, нашла свое глубокое продолжение в современной социологической мысли в России, подтверждением тому может служить докторская диссертация З.А. Жапуева, посвященная не терапии больного социального тела, а социальному иммунитету российского общества, факторам, которые на него влияют, и стратегии повышения социального иммунитета. Причем одним из факторов, способствующих восстановлению социального иммунитета, З.А. Жапуев считает реинституционализацию социальной памяти.

    Теме социальной памяти и социальной амнезии посвящены многие труды современных российских обществоведов. На фоне разнонаправленных геополитических изменений и в связи с обострившейся потребностью в самоидентификации, появляются масштабные проявления социальной памяти. Ярким примером может служить «бессмертный полк», идущий 9-ого мая по центральным улицам всех городов России. Это коллективная память нашей страны, основанная на памяти каждой отдельно взятой семьи. Как отмечает исследователь Института социологии РАН Р.Э. Бараш «коллективная память семьи часто наследуется вместе с семейной травмой и трагедией. Даже если «наследник» памяти лично не переживал трагедии. Здесь многое объясняет концепция постпамяти Марианны Хирш. «Постпамять» - это память потомков о лично не переживаемых знаковых событиях своей семьи» . И, как мы видим на примере современного российского общества, постпамять может служить мощным фактором сплочения людей и повышения общественного самосознания.

    Теоретико-методологические принципы органицизма используются на современном этапе также исследователями, относящими себя к такому философскому направлению как неовсеединство. С.А. Борчиков, исследуя Всеединство Вл.С. Соловьева, разрабатывает теорию органической логики, а Н.А. Поздзолкова в статье «Понятие организма в философии всеединства» через четыре признака определяет, что значит быть организмом . При этом она отмечает, что «понятие «организм человечества» по сей день продолжает вызывать у исследователей огромное количество критических замечаний» и сомневается в возможности людей когда-либо «войти в органическое единство мира» . Если мы обратимся к представлениям российских органиков XIX века, несомненно повлиявших на возникновение Всеединства Вл.С. Соловьева, то выясним, что социум в их понимании, не является чем-то отдельным, оторванным от природного мира и противопоставленным ему. Общество с точки зрения органицизма, не есть нечто надприродное, оно является частью единой социоприродной реальности, и более того, возникновение социальной реальности - естественное следствие эволюции природного мира.

    Социальный организм, согласно социологам-органикам, это природный организм, живая система, для которой характерна более высокая степень организации и более высокий уровень развития. Описанное в наши дни с точки зрения биокосмологического подхода К. С. Хруцкого и А. В. Карпова функционирование Новгородского вече наподобие организма, «где каждый «орган» социального целого выполнял строго свое назначение» неизбежно рождает параллели с представлениями российского философа начала XX века Н.О. Лосского о том, что абсолютное Добро и Истина возможны только в таком обществе, где «индивидуумы существуют не абсолютно самостоятельно, а на основе системы целого» , при этом «максимально индивидуальное есть вместе с тем абсолютное ценное, ценное и для самой особи, и для всех остальных особей, и для целого» .Как целостный организм рассматривается В.В. Аверьяновым и феномен русской артели, сопоставляемый Г.Ю. Канарш с современными принципами командообразования на Западе. Однако, с нашей точки зрения, эти схожие внешне явления имеют различную природу. Русская артель может рассматриваться как частный случай, характеризующий имманентно присущую россиянам соборность, общность, стремление к единению. При этом и на Западе, и в России прослеживается тенденция к подбору сотрудников с учетом их ценностных предпочтений.

    В работе современного петербургского исследователя органицизма и космизма О.Д. Маслобоевой «Органическая концепция истины как основание культурной идентичности» содержится мысль о потребности в нынешнюю эпоху «в мировоззренческой переориентации от созерцательного (механистического) к деятельностно-диалектическому (органическому) мировоззрению» . Деятельностным подходом к анализу человека, общества, истории руководствуется в своих работах авторитетный специалист в области социальной философии К.Х. Момджян. С его точки зрения социум «относится к высшему из существующих типов системной целостности - органическому» , а рефлективная и ценностная философии «являются взаимоположенными компонентами органической системы общественного сознания» .

    Социологи-органики рубежа XIX-XX веков обращали внимание на необходимость учитывать, что исторический процесс - это движение во времени пространственного многообразия конкретных взаимодействующих и взаимовлияющих общественных организмов. Сегодня такая позиция весьма актуальна, ибо ни одна страна, государство, регион не могут развиваться вне учета мирового целого. Более того игнорирование процесса взаимодействия стран и народов в рамках целого может привести мир к гибели. Эта мысль не потеряла своей актуальности и сегодня.Так К.Х. Момджян акцентирует внимание на следующем: «Говоря об истории, мы имеем в виду целостный процесс развития и смены взаимосвязанных состояний прошлого в жизни народа, страны, отдельных цивилизаций, а ныне и всего человечества, становящегося функционально и динамически единым организмом» .

    В заключении следует отметить, что многие современные направления в области социально-гуманитарных дисциплин обращаются к идеям органицизма в интерпретации общественного развития. Нам представляется, что это расширяет горизонты социально-философского познания общества, что стало возможным благодаря богатому наследию, оставленному нам предшествующими поколениями российских ученых-обществоведов.

    Рецензенты:

    Михайлова Р.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г.Чебоксары;

    Федотов В.А., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии и методологии науки ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г.Чебоксары.

    Библиографическая ссылка

    Гаврилова Н.Г., Кузьмина Г.П. ОРГАНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ-ОБЩЕСТВОВЕДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22923 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»