Понятие «литературные объединения. Литературное объединение «лито лэти Смотреть что такое "Объединения литературные" в других словарях

Литературные объединения

Объединения писателей, в основе которых лежит единство политических и идеологических установок, но часто возникают объединения и более случайного порядка. Литературные объединения — неотъемлемая особенность литературной жизни. Они облегчают обмен опытом между своими членами, способствуют опубликованию их литературной продукции, придают им наконец в среде эксплоататорских классов особую кастовую замкнутость.

Понятие «О. л.» не следует смешивать с понятием «литературное направление», которое предполагает полное единство принципиальных творческих установок. Однако литературные школы и О. л. связаны между собой — в последних формируются творческие кадры тех или иных литературных школ (ср. напр. значение «Арзамаса» для формирования сентиментально-романтических направлений в русской поэзии 1810—1820).

Формы О. л. могут быть различными, завися от степени спайки их участников. Одни из них объединены крайне слабой связью; таково напр. огромное большинство аристократических салонов XVIII в. Диаметрально противоположную форму О. л. представляют собой те кружки, которые группировались в 50—90-х гг. прошлого века вокруг редакций виднейших журналов — «Москвитянина», «Современника», «Русского слова», «Отечественных записок» и др. По существу именно эти последние представляют собой объединения в собственном смысле слова, т. к. в основе их лежит единство политических и идеологических установок.

О. л. как демократических, так и аристократических писателей свойственны уже античной лит-pe; сравним например выделившиеся в Риме во II в. до нашей эры объединения сторонников массовой комедии Плавта и противостоящих ему сторонников Теренция. Наиболее известным было объединение римских поэтов I в. до нашей эры, куда входили Вергилий, Гораций, Проперций и др. Покровительство,

которое оказывал этому объединению вельможа Меценат, дало название распространенному явлению литературного быта — меценатству. В эпоху раннего средневековья О. л. почти не было; можно все же указать созданную Карлом Великим (VIII—IX вв.) Академию поэтов, писавших на латинском яз. Позднее, в эпоху расцвета феодально-рыцарской поэзии (XII—XIII вв.), значительное распространение получают литературные кружки, возникающие при дворах крупных феодалов и их жен (Герман, ландграф Тюрингенский, Элеонора Аквитанская и др.). В эпоху позднего средневековья, в связи с интенсивным ростом городов и подъемом цехово-организованного ремесла, возникли О. л., отражавшие идеологию ремесленнической буржуазии. Классическую форму они приобрели в Германии, где в XIV—XVI вв. появилось огромное количество литературно-певческих союзов (школ (см. «Мейстерзанг»)), организованных по образцу ремесленных корпораций (ср. во Франции — пюи, в Голландии — так наз. камеры риторики).

Эпоха Возрождения связывает О. л. с движением гуманизма. В Италии возникают первые салоны. В XIV веке на вилле Альберти собирается общество ученых литераторов, среди которых немало гуманистов. Беседы о науках и лит-pe перемежаются концертами, рассказыванием эротических новелл. В XV веке содружества гуманистов в различных частях Италии оформляются в виде вольных «Академий» (Academia Romana в Риме; Academia Pontaniana в Неаполе, связанная с именем поэта Понтано, Платоновская академия во Флоренции), своего рода кружков, куда входят ревнители гуманизма, объединенные любовью к античности, классической лит-pe, философии и пр. По мере развития капитализма в Европе гуманизм переходит за Альпы, и в ряде европейских стран также появляются литературно-гуманистические объединения, стремящиеся всемерно содействовать развитию ренессансной культуры, отражающие идеологию буржуазного патрициата и передовых групп дворянства. Характерной чертой всех этих О. л. эпохи Возрождения являлась камерность творчества, его рассчитанность на одобрение довольно тесного и лично по именам известного круга читателей и друзей. В этом отчасти проявлялся патрицианский аристократизм гуманистов, с пренебрежением глядевших на «толпу» и ориентировавшихся на узкий круг «просвещенных». Лит-pa как дело профессиональное являлась в это время делом зазорным. В Англии напр. гонорар как источник дохода утверждается лишь с середины XVI в.; поэт собирал денежное вознаграждение за труд в виде меценатских подарков, замаскированных формой «подписки» на книгу.

В эпоху абсолютизма замкнутый характер О. л. еще более усиливается, поскольку ведущая роль в лит-pe переходит к дворянству, свято оберегающему свою кастовую ограниченность. В эту эпоху складываются литературные общества, ставящие себе задачей борьбу за «высокий» стиль в лит-pe и языке. Это большей частью «ученые» филологические общества, дискутирующие о поэзии с точки зрения якобы непогрешимых объективных вкусов. В этом смысле всего характерней круг лиц, собиравшихся в особняке Рамбулье (Rambouillet), в котором формировалась французская прециозная поэзия (см. «Прециозная литература»). В Германии XVII в. сходные явления представляют многочисленные «Sprachgesellschaften», крупнейшими из которых были «Плодоносное общество», руководимое князем ангальтским, и «Общество пегницких пастухов» — оплот дворянского Барокко. Бюргерам, допускавшимся в общество с чрезвычайным отбором, предлагалось в них «пребывать в состоянии верноподданнической готовности». Именно в эту эпоху безраздельно царит классическая форма феодально-аристократических объединений XVII—XVIII вв. — литературный салон. Такой салон организовывался какой-нибудь светской дамой и собирал вокруг себя сливки аристократического общества — вельмож, ученых, философов, писателей и т. д. Оппозиционными кругами буржуазии той поры создавались в противовес светским салонам собственные салоны (подруги энциклопедистов Ж. де Леспинас или салон жены Гельвеция). Этот последний вариант литературных салонов во многом предвосхищал литературные организации эпохи капитализма, объединяя в своих пределах людей, связанных общностью философских предпосылок и социальной практики. Отметим здесь литературный кружок «бурных гениев», к которому принадлежал Гёте: здесь уже складывалась физиономия большого литературного течения. В дальнейшем всякое литературное течение связано с О. л. в той или иной форме. Они вытесняют меценатство как пережиток придворно-аристократической культуры. Достаточно назвать иенский и гейдельбергский кружки романтиков, сыгравшие значительную роль в истории романтизма, кружки французских романтиков, медонский кружок Золя, группу Ст. Георге в начале XIX века в Германии и мн. др.

В условиях русской действительности XVIII и начала XIX вв. аристократический салон был особенно распространенной формой О. л., что несомненно объяснялось культурной и политической слабостью русской буржуазии. Для этой эпохи особенно характерна фигура мецената. Русские императоры и императрицы той поры весьма любили разыгрывать из себя покровителей искусств и осыпать угодивших им придворных поэтов деньгами и ценными подарками. Меценатами были и вельможи (И. И. Шувалов, Голицын, Блудов и др.); вокруг каждого из них группировались любители литературы. Наряду с этим организовывались салоны виднейшими деятелями дворянской литературы — таков напр. кружок молодежи Сухопутного шляхетского корпуса, организованный А. П. Сумароковым. Количество этих объединений достигло к нач. XIX в. очень большой цифры (подробнее см. об этом в книге М. Аронсона и С. Рейсера «Литературные кружки и салоны», Л., 1929). Именно в этих дворянских салонах и происходят такие виднейшие события тогдашней литературной жизни, как полемика между классиками и сентиментально-романтической школой (борьба «Беседы любителей российского слова» и «Арзамаса»). Эти дворянские салоны существуют на всем протяжении первой половины XIX в.; более известны из них салоны Елагиной, З. Волконской, К. Павловой и др. В объединениях славянофилов — Аксаковых, Хомякова, Погодина — и западников разыгрывались бои между представителями этих виднейших течений русской общественной мысли. Объединения эти правильнее назвать кружками, — в них не было уже просвещенных меценатов, и состав объединения был (особенно у западников) неизмеримо более демократическим (кружки Белинского, Станкевича и др.).

Объединения литературные эпохи капитализма возникают на совершенно новых основаниях. Объединения эти формируются в пределах соответствующих литературных школ и преследуют как принципиально программные, так и технические цели. Кастовую замкнутость сменяет здесь литературно-политическая спайка. Такова напр. «молодая редакция „Москвитянина“», объединявшая в своих стенах Аполлона Григорьева, Островского и др. деятелей буржуазного славянофильства. Таковы еще в большей степени кружки, группировавшиеся вокруг редакций «Современника» (и в первый пушкинский период его существования и много позднее, во времена Некрасова и Чернышевского), «Отечественных записок», «Искры» и пр. Эти объединения вокруг революционно-демократических журналов сыграли в условиях политической реакции чрезвычайно значительную роль.

Конец XIX в., принесший зарождение новой литературной школы — символизма, способствовал временному оживлению салонной культуры. Символистские религиозно-философские собрания в Петербурге, «Среды» Вяч. Иванова и пр. были цеховыми объединениями писателей, принадлежавших к буржуазной аристократии; их кружок был закрыт для непосвященных, и в этом отразилась одна из характернейших реакционных особенностей символизма как буржуазного течения, резко отграничившего себя от демократической аудитории.

Однако это временное оживление салонов не могло быть длительным. Литературные салоны в начале XX в. уступают известную долю своего значения, во-первых, либерально-прогрессивным кружкам («Среды» Телешева, московский Художественно-литературный кружок и пр.), во-вторых, — литературной богеме разнообразных видов и оттенков (в этих богемных кружках вроде «Бродячей собаки» сформировался и расцвел напр. эго- и кубофутуризм). После 1905 начинают расти рабочие кружки, в становлении которых крупнейшую роль сыграл М. Горький. Но особенно широко эти рабочие кружки и организации развиваются уже в послеоктябрьскую эпоху; такова напр. организованная в 1920 «Кузница» , таковы объединения пролетарских писателей вокруг журн. «Молодая гвардия», «Октябрь», «Рабочая весна», «Вагранка» и т. д. Все это были подступы к широкой массовой организации пролетарских писателей — ВОАПП, сыгравшей большую роль в деле сплочения сил пролетарской литературы; на последней стадии своего существования ВОАПП, заняв неправильную политическую позицию, задерживала творческий рост писательских сил и была ликвидирована постановлением ЦК партии от 23 апреля 1932. Этим же постановлением ЦК партии было положено начало новому основному О. л. советских писателей — ВССП, членами которого являются писатели и критики, «стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве», написавшие «художественные или критические произведения... имеющие самостоятельное художественное или научное (критические работы) значение» (см. «РАПП», «На литературном посту», «Пролетарская литература»).

Пролетарские О. л. глубоко отличаются от объединений дворянско-буржуазных. Возникшие на почве эксплоататорских отношений, дворянско-буржуазные объединения, на деле заинтересованные в сохранении этих отношений, на словах поддерживают легенду о своей надклассовости. Пролетарские О. л., наоборот, открыто заявляют свою связь с историч., политич. и культурными задачами класса. Сами организационные формы пролетарских О. л. подчинены партийному содержанию их работы. С исчерпывающей полнотой это различие вскрыто В. И. Лениным в его статье «Партийная организация и партийная литература» (1905).

В период подготовки «Октября» пролетарские писатели объединяются вокруг ведущих органов партийной печати, участвуют в общепролетарском деле. В эпоху господства пролетариата основанием для появления различных литературных объединений служит различная для определенных групп писателей связь с практикой революционного пролетариата.

Меняются в сравнении с прошлым и тип писателя и методы работы объединений. Писатель становится активным участником социалистической практики. Путем организации бригад, выездов на стройки, прикрепления писателей к определенным заводским коллективам, специальной разработки ряда вопросов политической жизни страны современные О. л. достигают единства практической и идейно-художественной деятельности (книга о «Беломорстрое», участие писателей в «Истории фабрик и заводов», в «Истории гражданской войны» и т. д.).

О. л. эпохи пролетарской диктатуры отличаются от ранее бывших объединений и по объему своей деятельности. В период строительства социализма даны условия для широкого проявления дарований и талантов. Современные О. л. обрамлены сетью заводских, колхозных кружков. Создается иной тип связи писателя с читательскими массами. Разрушена замкнутость, отличавшая О. л. прежнего типа. Яркий пример нового типа связей дает напр. конференция героев произведений Ставского.

Существование международного О. л. — им является МОРП — оказалось возможным также лишь на базе пролетарской революции (см. «Международное объединение революционных писателей»).

История О. л. достаточно многообразна. От меценатства и аристократических салонов древности и абсолютизма через буржуазные и мелкобуржуазные кружки она приводит нас к новым формам писательских организаций, которые создаются в наше время пролетариатом Советского Союза. На каждом этапе этой истории литературные объединения обслуживали интересы соответствующих классовых групп, являлись организациями, объединяющими силы идеологов того или иного класса. История литературных объединений тем самым тесно связана со всей историей мировой литературы.

С начала 1990-х в Москве и иных крупных городах литературные клубы и салоны стали ведущей формой организации нового литературного сообщества. Значительное влияние на его формирование оказала выходившая в 1990–1993 и объединявшая едва ли не все многообразие литературных групп и направлений московская газета «Гуманитарный Фонд». В 1990 начало издание литературы андерграунда и самиздата (См . также САМИЗДАТ ) Литературно-издательское агентство Руслана Элинина. В 1993–1995 ежегодно проводился литературно-культурологический фестиваль в Крыму «Боспорский форум современной культуры». Постепенно складывавшееся в ходе праздничных и деловых контактов сообщество осознавало себя лидером общероссийского литературного процесса, и к середине 1990-х определилось по ряду важных позиций.

В круг вошли и активно в нем действовали такие разные и по практикуемым эстетикам, и по возрасту авторы, как «шестидесятники»

Василий Аксенов , Андрей Битов , Андрей Сергеев, представители «московского концептуализма» – Всеволод Некрасов, Дмитрий А.Пригов, Лев Рубинштейн; «иронисты» (определение условное) Евгений Бунимович, Сергей Гандлевский, Игорь Иртеньев, Нина Искренко, Тимур Кибиров; «метареалисты» Александр Еременко, Иван Жданов и представители более молодого поколения, проявившегося в конце 1980-х – начале 90-х – Дмитрий Воденников, Юлий Гуголев, Данила Давыдов, Григорий Дашевский, Николай Звягинцев, Виктор Куллэ, Михаил Лаптев, Станислав Львовский, Мария Максимова, Андрей Поляков , Елена Фанайлова и мн. др.

Потребности сложившегося нового литературного сообщества во многом совпали с интересами муниципальных культурных центров и государственных библиотек, оказавшихся не у дел в ходе «перестройки» и начавших предоставлять литераторам свои площадки для выступлений.

Петербург и другие города . В Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, 1980-х – начале 1990-х прообразом современных форм литературной жизни был «Клуб 81», куда входили в основном звезды тогдашнего питерского андеграунда – Виктор Кривулин, Елена Шварц, Михаил Еремин, Ольга Бешенковская Александр Горнон и др.

Оживление литературной жизни в Петербурге, по свидетельству поэта и литературтрегера Сергея Завьялова, произошло летом 1997. Тогда возникли два салона: «Территория красноречия» (в другой версии – «Мастерская просодики») Ларисы Березовчук в музее А.Ахматовой и «Поэты Петербурга» Cергея Завьялова в музее А.С.Пушкина. Оба проекта завершились через год; заключительной акцией «Поэтов Петербурга» в конце лета 1998 стала «петербургская половина» поэтического фестиваля «Genius loci», представлявшего по 12 известных авторов двух российских столиц сперва в Петербурге, затем через месяц в Москве. Приблизительно тогда же Березовчук переместилась в издательство «Лицей», где ставила до середины 1999 с участием молодых филологов инсценировки собственных произведений на грани поэзии, драматургии и перформанса. Во второй половине 1990-х в Петербурге активно действовало молодежное «уличное» литературно-артистическое объединение «Дрэли куда попало», отличающееся экспериментаторством и широким спектром разнородных поэтик. Кроме того, весь этот период вплоть до 2003 включительно в различных местах устраивал вечера Валерий Шубинский, под эгидой общества «Утконос», состоявшего из него одного. Поэт Дарья Суховей дважды организовала в кафе «Бродячая собака» «Фестиваль молодых и красивых поэтов».

Проведение 2-го Международного Биеннале поэтов в Москве в 2001, собравшего авторов со всех концов Российской Федерации, позволило говорить о любопытной и продуктивной литературной жизни во Владивостоке, что подтверждается деятельностью интересных авторов, как проживающих в самом городе, так и переехавших в Москву, Петербург и дальнее зарубежье, в том числе лауреата Биеннале Алексея Денисова, Игоря Лощилова, Константина Дмитриенко, Евгения Миниярова, Олега Бертолло и др. Во Владивостоке во вт. пол. 1980-х проходили фестивали неформальных творческих молодежных объединений под девизом «Самодеятельность или самостоятельность» при участии студенчества и молодых ученых Дальневосточного научного центра. Контакт рок-музыкантов и молодых поэтов позднее породили «рокнутый театр» Валерия Шелепчука «ПРАВА» (Приморский Авангард) и рэп-поэзию Владимира Калиниченко. Те, кто создавал эти фестивали, в основном вышли из диссидентского театра Сергея Пранца. «В конце 80-х при их активном участии была заложена единственная значимая альтернативная литературно-политическая сцена Владивостока – клуб «Дилетант». Исключительно энергией своего основателя В.Калиниченко клуб и машинописный журнал продержались до начала 90-х годов». С 1994 в городе действует объединение молодых поэтов «Серая Лошадь» (по народному наименованию здания, в котором проходят литературные встречи) – центр, задающий тон литературной жизни Владивостока. Объединение выпускает одноименный литературный альманах, демонстрирующий широкий стилистический диапазон его участников.

В то же время творчество многих авторов, например, воронежских поэтов Елены Фанайловой, Александра Анашевича, Константина Рубашкина или поэтов и прозаиков из Иваново Дмитрия Бушуева и Игоря Жукова трудно связать с каким-либо литературным объединением в их родных городах.

Литературные клубы Москвы . Одним из первых литературных проектов новой эпохи стал «литературно-творческий клуб» «Образ и мысль», созданный в 1986 в рамках библиоцентра «Просвещение души» (московская библиотека № 175). Со дня основания «Образ и мысль» курировал его основатель, культуролог Михаил Эпштейн; после его отъезда в начале 1990-х на постоянное место жительства в США функцию куратора взяла на себя руководительница библиотеки Софья Олинова, с июня 2000 ее сменила Анна Котова.

В первой половине 1990-х в помещении бывшей редакции газеты «Гуманитарный фонд» – уникального малотиражного издания, объединившего общим информационным пространством деятелей недавнего советского андеграунда, около двух лет действовал клуб «Скарабей», представлявший не только авторов круга этой газеты, но и такие популярные фигуры, как Андрей Макаревич. Примерно в те же годы форму клуба приобрела, в свой последний период, деятельность литературного объединения «Московское время» («второго созыва» – с активным участием поэтов Дмитрия Веденяпина, Григория Дашевского, Виктора Санчука и других, взамен основателей проекта Алексея Цветкова, Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжеева, Александра Казинцева, Александра Сопровского, начинавших в 1970-е с издания одноименного поэтического альманаха).

Д.Кузьмин издавал в течение нескольких лет бюллетень «Литературная жизнь Москвы». Ежемесячно на нескольких ксероксных страницах А4 излагались и комментировались основные новости литературных клубов и салонов.

Продолжали возникать новые проекты, некоторые из которых вошли в число лидеров, как, например, салон «Премьера» прозаика Николай Байтова в Зверевском культурном центре на Бауманской. Активно действовали такие проекты, как клубы «Чистый понедельник», «ПушКинг», Клуб литературного перформанса, цикл дискуссий «Воскресенья Сапгира» и мн. др. Кроме того, собственные литературные программы открывали в разное время Литературный Музей на Петровке, Филиал Литературного музея на Трубниковском, Музей Маяковского, Музей Марины Цветаевой, Театр песни «Перекресток», Библиотека имени Ахматовой, Библиотека имени Гоголя, культурный центр «Дом» и другие государственные учреждения. Поэт и издатель Виктор Куллэ проводил поэтические вечера в Политехническом Институте, не без успеха пытаясь возродить былые традиции.

«Вечера в музее Сидура». Литературно-музыкальный салон «Вечера в музее Сидура» действовал в Москве с 1989 до конца 1990-х при Государственном музее скульптора Вадима Сидура . Главной целью создания салона, по заявлению его кураторов, была «попытка воссоздания атмосферы художественной мастерской Сидура, которая еще в брежневские времена была своеобразным культурным центром, притягивающим поэтов, писателей, ученых, представителей творческого андеграунда Москвы». Цель эта успешно достигалась, обилие в интерьере фантасмагорических, часто шокирующих работ мастера создавало у выступающих и публики нетривиальное настроение. Салон представлял слушателям широкую панораму современных литературных течений и школ, хотя определенное предпочтение отдавалось авторам авангардной ориентации, созвучным поэтике самого скульптора, таким, как Генрих Сапгир, Ры Никонова, Сергей Бирюков. Выпускалась серия поэтических брошюр «Вечера в музее Сидура» (вышло не менее 30), вечера фиксировались на видео. В музее проходили литературные конференции, ежегодные фестивали верлибра, концерты классической и современной музыки. Курировали проект Галина Артемовна и Михаил Вадимович Сидуры. «Классики 21 века» . Салон «Классики XXI века» открылся 25 мая 1994 как совместный проект Библиотеки имени Чехова на Страстном бульваре и Фонда поддержки некоммерческих издательских программ поэта и издателя Руслана Элинина, под кураторством Елены Пахомовой. Фонд стал продолжением деятельности Элинина, началом которой послужила в конце 1980-х созданная им «Библиотека неизданных рукописей», переросшая затем в Литературно-издательское агентство – одно из первых и самых активных в Москве частных издательств, специализирующихся на авторах бывшего андерграунда и самиздата. Встречи в салоне проходят практически еженедельно, с перерывом на летние каникулы, проводятся круглые столы, посвященные животрепещущим проблемам современной литературы, литературно-музыкальные вечера, выступления поэтов и прозаиков. В салоне ведется работа по созданию банка данных о новых изданиях, литературных дебютах и т.п., создается обширный аудио- и видеоархив. Совместно с телекомпанией АРТ подготовлен цикл телепередач по современной русской поэзии, частично показанный по 31-му телеканалу, НТВ и др. Георгиевский клуб . Открыт 3 ноября 1995 редактором отдела практики журнала «Новое литературное обозрение» Татьяной Георгиевной Михайловской при Московском союзе писателей в Георгиевском переулке. Здесь московской аудитории впервые было представлено творчество Виктора Летцева, Наума Ваймана, Михаила Новикова, Юрия Зморовича и др. О литературных симпатиях куратора клуба говорят прошедшие здесь мемориальные вечера, каждый из которых внес значительный вклад в осмысление творческого наследия и человеческого облика ушедшего автора, – в частности, Нины Искренко, Арво Метса, Андрея Сергеева, Генриха Сапгира.

Проект был официально закрыт куратором 5 октября 2001 ввиду его «исчерпанности». Многими авторами и экспертами был отмечен неоценимый вклад Георгиевского клуба, как высокопрофессиональной творческой мастерской, в формирование и развитие московской литературной жизни. По оценке поэта и критика Натальи Осиповой, Георгиевский

клуб, «выполнявший роль посредника между авторами разных направлений и поколений, работал на устранение разорванности литературного и культурного пространства». Эссе-клуб . Открылся 2 октября 1996 как специальный проект развития жанра устной эссеистики журнала «Новая Юность». Для ведущих клуба внимание к эссе носит программный характер. К реализации проекта причастны Рустам Рахматуллин, Василий Голованов, Гела Гринева, Виталий Пуханов, Сергей Олюнин, Николай Малинин.

По определению создателя клуба Рустама Рахматуллина, «…важно понимать, что предметом эссе не обязательно должна быть литература. Эссе-клуб – это клуб для обсуждения любых тем, и в этом его выгодное отличие от т.н. литературоцентричных клубов».

«Мозговые штурмы» и встречи с авторами в эссе-клубе касались новых вышедших книг, тем барокко, исторических проблем, геопоэтики, насилия в поэзии, критериев художественности, массовой культуры, Интернета и, конечно, определения эссеистики.

Самим организаторам лучшим способом времяпрепровождения в клубе представляется «вечер импровизационных тем», когда половина времени уходит на аннотирование, обсуждение и выбор тем для будущих заседаний. Присутствующие чувствуют себя при этом авторами вечера в максимально возможной степени.

«Авторник». Клуб (первоначально – салон) «Авторник» существовал под эгидой Союза молодых литераторов «Вавилон». Его создатель и руководитель – издатель и культуртрегер Дмитрий Кузьмин. В «Авторнике» проводились вечера нескольких циклов. Цикл «Антифон» – два автора, представляющих разные литературные поколения, читают свои произведения в режиме «обмена репликами». Второй – «Альтруистический» – также диалогичен: известный автор выступает с чтением произведений другого, зачастую слушателям не известного. Программа «Редкий гость» предоставляет слушателям возможность встретиться с поэтами и прозаиками, проживающими за рубежом или в далеких российских городах и потому нечасто выступающими на московской литературной сцене.

С 1998 проводятся коллективные вечера-альманахи «Текущие тексты», где авторы читают свои последние сочинения. В рамках «Авторника» реализуются также два проекта других организаторов: цикл Ильи Кукулина «Женское письмо», выявляющий специфику творчества современных литераторов-женщин, как правило, младшего поколения, и «Подвальный цикл» Данилы Давыдова, знакомящий аудиторию с маргинальными, рискованными литературными стратегиями.

Крымский клуб. Крымский клуб в Москве (Крымский геопоэтический клуб) открылся 25 октября 1995 по окончании последнего, третьего Боспорского форума современной культуры в Крыму и фактически является – по составу авторов, по игровой стилистике своих акций, по тяготению к футурологической, социологической и отчасти политологической проблематике – его московским продолжением. «Праздник болтовни как жанр искусства имеет глубокие средиземноморские корни, и я приветствую Боспорский форум, как продолжение великих традиций», – давнее напутствие Сергея Аверинцева стало своего рода внутренним девизом для обоих проектов. По замыслу куратора, Крымский клуб представляет собой «трикстерную» форму, пародию на серьезное международное футурологическое объединение, основанное гуманистом Аурелио Печчеи – Римский клуб.

Сложился ряд дискуссионных циклов: «Первые чтения» (конференции в жанре «игрового литературоведения», посвященные творчеству «живых классиков», с их участием – В.Аксенова, А.Битова, В.Некрасова, Д.А.Пригова, Л.Рубинштейна); «Литераторы – людям», посвященный силовым структурам, традиционно вызывающим у писателей острые эмоции – КГБ/ФСБ, милиции, армии, разведке, с участием высших и рядовых чинов этих ведомств; цикл

VIP -встреч с крупными учеными, дипломатами, знаменитыми шпионами и т.д. в закрытом клубе «Дума». Стоящий особняком цикл «Зоософия» в Институте проблем экологии и эволюции РАН посвящен раскрытию образа различных групп животных в отечественной и мировой литературе и искусстве. Еще один цикл – «Круглый стул» – являет собой своеобразную эссенцию жанра «ток-шоу»: выступающий располагается не в конце зала, а в центре концентрических рядов стульев, на вращающемся кресле. Из звучащих со всех сторон вопросов он отвечает только на наиболее ему интересные, поворачиваясь к вопрошающему.

Презентация российскому слушателю «новой волны» украинской словесности стала постоянной темой Крымского клуба, по инициативе которого в 1999 в Москве проведен первый российско-украинский фестиваль искусств «Южный Акцент».

Клуб литературного перформанса и салон «Премьера». Клуб литературного перформанса поэта Светы Литвак и прозаика Николая Байтова открылся в 1996. Первая акция – «Праздник рифмы» – стал в дальнейшем главным его «фирменным» мероприятием. Клуб сразу заявил о спонтанной природе своей деятельности, проводя мероприятия на разных литературных площадках и в разные дни недели.

«…Простейшим литературным перформансом является прочтение текста вслух или издание его в виде книги. Уже эти действия сопровождаются жестами, которые могут быть художественно осмыслены и выполнять самостоятельную (в той или иной мере независимую от текста) эстетическую задачу. В результате возникает новый художественный объект, внешний относительно текста, который мы и будем называть литературным перформансом. Примером может служить хотя бы иллюстрированное издание текста или book-art (рукописные и малотиражные издания), привлекающий в последние годы все большее

внимание. Положение самого текста в перформансе может быть очень непростым, напряженным, даже конфликтным, но для нас важно, чтобы это положение было центральным. Только в том случае, когда текст является, так сказать, главным героем всех пертурбаций, – этот перформанс будет литературным в нашем понимании» – заявляли кураторы проекта Света Литвак Николай Байтов.

Первоначально внимание в Клубе уделялось, в основном, исполнению текстов и различным видам театрализации этого исполнения (перформансу в узком значении этого слова). Одна из акций весной 1997 была посвящена book-art"у (искусству авторской книги).

Осенью 2000 Николай Байтов открывает в «Зверевском центре современного искусства» салон «Премьера». «...Здесь исполняются произведения преимущественно новые, представляющие в сознании автора очередной его шаг – куда-то, в неизвестность, – и которые ему интересно опробовать перед публикой и собратьями по перу. (…) Мы приглашаем к нам всех, кто чувствует, что нуждается в испытательном полигоне для своих новаций

». «Кризис клуба», поиск новых форм . К концу 2001 произошло постепенное («Вечера в Музее Сидура») или одномоментное (Георгиевский клуб, «Вечера в Политехническом») прекращение работы доброй половины основных центров московской литературной жизни.

20 февраля 2002 в помещении бывшего Георгиевского клуба прошел круглый стол Крымского клуба с участием кураторов основных московских литературных проектов «Кризис клуба: разочарованность или уход в поиск».

По мнению Татьяны Михайловской, куратора закрывшегося Георгиевского клуба, выжили те клубы, которые предлагают что-то помимо собственно звучащей литературы, – например, публикацию текстов, как

Классики XXI века , и Авторник . Были высказаны предположения о необходимости ухода от заданности сценария литературных акций, а также о спасительном для многих проектов усвоении игрового элемента в работе. По мнению писателя, соруководителя Эссе-клуба Леонида Костюкова, «перспективы литературного проекта склоняются менее в пользу салона, более в пользу клуба, то есть желательна менее жесткая программа, более свободная форма акций. Я бы пошел с большей охотой на мероприятия с более расплывчатой концепцией, ходил бы на кредите доверия, зная только состав участников. Жестко заданное мероприятие становится мне все менее интересным ». Несмотря на «кризис жанра», отмечаемый в деятельности литературных салонов и клубов в конце 1990-х – начале 2000-х, – появились новые популярные литературные площадки, работа которых построена на иных организационных и концептуальных принципах. Так наметилась новая тенденция – клубы и салоны стали сосуществовать с бизнесом и объединяться с книжными магазинами – до этого они располагались по большей части в библиотеках, музеях, частных помещениях и мастерских художников. Речь в данном случае не идет о «встречах с писателями», которые проводят крупные книжные магазины в утилитарных рекламных целях. Речь идет о более или менее постоянной «литературной составляющей» деятельности клубов определенного культурного или политического направления (Проект ОГИ, «Фаланстер»), либо о регулярном, специально организованном литературном мероприятии («Букбери»).

Наиболее известна система клубов Проект ОГИ

– первая точка была открыта в 1998 в Москве. Это комбинация издательства, клуба, интернет-сайта, книжного магазина-библиотеки и кафе. Название система клубов получила от «Объединенного гуманитарного издательства», выпускающего книги по филологии, литературоведению, художественную литературу и литературу для детей. Действуют пять кафе-клубов в разных местах центра столицы, объединенных общей концепцией и художественным решением интерьеров дизайнера А.Бродского. Открыты филиалы в Самаре и Львове.

По словам одного из организаторов ОГИ Дмитрия Ицковича, Проект ОГИ предлагает своим посетителям формат «тусовки» как образ жизни: «На самом деле, тусовочный образ жизни это производство… Понятный образ – поэт, который пишет в кафе стихи. Он в это время не отдыхает, нет разделения между отдыхом и работой. Это не как на заводе – пришел, отпахал и пошел пиво пить. Скорее это некоторый процесс жизни нон-стоп, плохо разделенный на форматы. Для таких людей очень важная вещь – наличие в ОГИ книжного магазина. Для них книги – не чтиво, не отдых, а процесс жизни, это связано с профессией, связано с присутствием в культуре… Реально же тусовки литературные были всегда, и ресторан ЦДЛ никогда не стоял пустой. …Главный атрибут клуба – внутренняя комфортность. Если тебе нужно большое количество приятных лиц, ощущение социальной близости с людьми, незакрепощенности, открытости – это к нам».

Замысел организаторов предполагает создание в клубах атмосферы, способствующей общению и контактам, – особому сочетанию публичного и частного, что напоминает диссидентскую кухню 1970–1980-х, вынесенную в публичное пространство, но сохранившую элементы интимной задушевности.

Организаторам ОГИ удалось подружиться с коммерцией и сделать свое начинание доходным: «Мы не спонсоры, мы хотим зарабатывать, делать внятный понятный бизнес. …этот бизнес связан с культуроцентричностью. И у нас это получается!»

было проведено более 500 культурных мероприятий – встречи с известными поэтами и писателями, презентации новых книг и журналов, выставки, концерты российских и зарубежных музыкальных групп. Вот уже несколько лет в стенах ОГИ проводится вручение литературной премии Андрея Белого, проходят мероприятия Дней Поэзии и Фестиваля поэзии, выступления молодых поэтов, авторов, ориентированных на молодежную аудиторию, и т.д. Здесь царит демократичная обстановка. Клубы ОГИ популярны среди молодежи, большинство посетителей – студенты гуманитарных и творческих вузов, а также публика, работающая в области ТВ, масс медиа и в художественной сфере.

Другой популярной литературной площадкой стало в Москве литературное кафе при книжном магазине Букбери на Никитском бульваре, 17, начавшее свою деятельность в октябре 2003. Сеть книжных магазинов Букбери создана по модели и в соответствии с

know - how английской фирмы Waterstone " s team , имеющую похожую сеть книжных магазинов в Англии. Встречи с литераторами в кафе Букбери по вторникам – просветительское направление работы этой книжной сети.

Подбор приглашенных авторов и ведение литературной программы Букбери находятся на попечении арт-директора – критика и литератора Глеба Шульпякова, полагающего, что его основная задача – предложить гостям 45 минут хорошей поэзии или интересный разговор. Он отмечает, что в деле организации встреч с наиболее актуальными и состоявшимися отечественными авторами, отражающими «нерв» современной литературы, гонорарная система, существующая в Букбери, – для них немалое подспорье.

Большой интерес вызвали встречи в литературном кафе Букбери с Еленой Трегубовой, Эдуардом Лимоновым, Дмитрием Приговым. Здесь выступали поэты Евгений Рейн, Олег Чухонцев, Григорий Кружков, Игорь Иртеньев, Илья Кормильцев, Вера Павлова. Появлялись и зарубежные гости – Фернандо Мариас из Испании, журналист Чарльз Маклин, который поведал на презентации книги о виски и культурном и культовом значении этого напитка в английской культуре, был проведен вечер турецкой прозы. В стенах кафе можно познакомиться как с неизвестными именами в литературе, так и новыми издательствами – например, «Ультра-культура», публикующем книги о скинхедах, лимоновцах и т.п. Здесь переводчик Кафки Рудницкий рассказывал о работе над текстами и письмами великого австрийца и т.д.

В московском книжном магазине Фаланстер (Бол. Козихинский пер., 10) также проводятся литературные встречи и презентации – их объединяет общая антиглобалистская направленность. Тут выступали литераторы, общественные и культурные деятели левой ориентации – Мишель Турнье, Гейдар Джемаль, Борис Кагарлицкий, кинорежиссер Квентин Тарантино, поэты Андрей Родионов, Всеволод Емелин и др.

20 – нач. 21 вв. литературная жизнь в северной столице продолжается в виде литературных программ различных культурных учреждений или ресторанных заведений. Таковы кафе «Подвал Бродячей Собаки» на площади Искусств и «Борей-Арт» на Литейном, литературный клуб «XL» при Библиотеке им. Л.Н.Толстого, литературный клуб Дома Ученых, литобъединение «Пиитер», Театр поэтов «Послушайте!» в помещении «Культурного центра на Пушкинской», Музей Ахматовой, «Лицея», Дом журналиста. В начале 2003 переехавший из Пскова Всеволод Рожнятовский организовал салон на территории Европейского университета.

Деятельность литературных салонов и клубов в целом отражает степень коммуникативной активности и интереса к литературе и близким ей областям. Проекты в этой сфере чутко реагируют на запросы и реалии сегодняшнего дня в плане тематики и форм организации литературных программ и встреч.

Игорь Сид , Ирина Ермакова ЛИТЕРАТУРА Манифест Круглого стола литературных клубов и салонов Москвы , «Литературная жизнь Москвы», январь 1997
Дмитрий Кузьмин. Литературная жизнь: клубы и салоны . «Арион», № 1, 1998
Игорь Сид.

Весной 2011 года мне предложили руководство литературным объединением «Проба пера» при библиотеке имени Ф. И. Тютчева. Главный библиотекарь Анна Николаевна Смирницкая обратилась ко мне с таким предложением, рассказав, что объединение существует уже год и даже выпустило свой первый альманах «Чонгарский бульвар».

На первых встречах участников литературного объединения я со всеми знакомилась, узнавала людей, их интересы и творческие поиски. Постепенно возникла рабочая, дружеская и приятная атмосфера. На сегодняшний день литературному объединению «Проба пера» исполнилось 5 лет.

В этом году вышел в свет четвертый номер альманаха «Чонгарский бульвар», а на конкурсе в Московской городской организации Союза писателей России третий номер был награжден медалью имени М. Ю. Лермонтова. Для всех участников нашего объединения это была очень приятная новость. А теперь можно рассказать и о них, не обо всех, конечно, потому что сейчас в литературное объединение входят более 40 человек, но о самых интересных я скажу несколько слов, а они поделятся своим мнением о нашем объединении.

Людмила Александровна Солодченко, член Союза писателей России, пока единственный в нашем объединении, но безусловно по праву! Она выпустила несколько своих сборников стихов, и для детей, и для взрослых. Принимает участие в различных мероприятиях библиотеки, и прекрасно читает свои стихи со сцены. По образованию педагог филолог.

Вячеслав Васильевич Приходкин, стихи пишет с юности, публиковался в различных сборниках и альманахах. По образованию инженер-атомщик. Что для него наше объединение, куда он пришел со дня основания? Вот его мнение: «Хорошо организована работа в проведении занятий, в помощи участникам повышать свой уровень и умение писать стихи и прозу, познавать азы стихосложения. В дни презентаций авторских произведений дается их оценка, предлагается корректировка отдельных строк, выражений и замены словарных сочетаний».

Евгения Викторовна Дорогова пишет прозу, в основном, это воспоминания о ее долгой и интересной жизни. По образованию Евгения Викторовна врач, но что интересно, сейчас ей преодолеть недомогания очень помогает творческая работа за компьютером. Начинает писать, и самочувствие нормализуется. Ее мнение о нашем объединении: «Творчество - высшая функция мозга. Творчество объединяет людей разных профессий и возрастов. Наше объединение повышает культурный уровень жителей Нагорного района Южного округа Москвы». Вот так глобально!

Вячеслав Леонидович Дружечков пишет стихи почти 20 лет, издал свою книгу, публикуется в различных сборниках и альманахах. Вячеслав Леонидович бывший военный. О нашем объединении говорит: «Литературное объединение - это родник человеческой души, излучающий любовь и воспевающий красоту окружающего мира. ЛИТО соединяет множество творческих людей, объединенных одной целью - сохранять всеми силами русскую литературу, память о великих писателях, создавших наш менталитет, наше особенное содержание русской души».

Зинаида Петровна Белина пишет стихи и прозу, выпустила несколько своих книг. По образованию инженер. Что она говорит о нашем объединении? «Нашему объединению 5 лет - детский возраст, садовский, но чувствуется, как мы выросли. Занятия позволяют обмениваться творчеством и чувствовать свой уровень в сравнении с другими, и подтягиваться или соревноваться. Мы не стоим на месте, культурно развиваемся, посещая разные мероприятия во главе с нашими организаторами».

Рафаил Иосифович Гиндин после войны служил в истребительной авиации, кавалер медалей за работу на трудовом фронте. Имеет музыкальное образование, тридцать лет проработал в Москонцерте, объездил весь Советский Союз и другие страны, лауреат международных конкурсов. Такая насыщенная и разнообразная жизнь. Конечно, Рафаилу Иосифовичу есть, что вспомнить и рассказать потомкам. Он пишет воспоминания.

Лидия Николаевна Кибкало прошла через ужасы и испытания Великой Отечественной войны. По профессии инженер-строитель. Пишет воспоминания, в стихах и в прозе. Лидия Николаевна выпустила свои сборники, в издании одного из них ей оказывали творческую и организационную помощь мы с Анной Николаевной, потому что Лидия Николаевна в силу возраста не выходит из дома, и часто болеет.

Нинель Николаевна Бабикова родом из Сибири, поэтому ее стихи нередко посвящены этому удивительному краю, где живут сильные надежные люди, достойные поэтических строк. А то, что Нинель Николаевна из семьи потомственных офицеров объясняет патриотическую направленность ее стихов. Эта необыкновенная женщина всегда подтянута, элегантно одета и молода! О нашем объединении Нинель Николаевна говорит: «Наше ЛИТО мне дало стимул, желание писать стихи, научиться правильно излагать мысли. Раньше я даже не знала, что сумею когда-то писать. Моя работа была далека от литературы. В ЛИТО я получаю положительные эмоции, общение с членами нашего объединения доставляет удовольствие».

Валентина Васильевна Терехина по специальности инженер-строитель, родилась в Рязанской области в многодетной семье, где и мама и другие родственники пишут стихи. Сама начала писать относительно недавно, стихи лирические, духовные и социальные.

Лора Веселова пришла в наше объединение недавно, потому что и стихи начала слагать недавно. Но уже успела написать столько, что получилась неплохая книжка. Просто Лора такой человек по-характеру: делает все энергично и качественно. Про нее не скажешь, что она бабушка, настолько яркая, активная - настоящая оптимистка!..

Я рассказала лишь о некоторых участниках нашего объединения старшего поколения, которые уже на пенсии, и для многих из них активная жизнь литературного объединения и библиотеки имени Ф.И. Тютчева с ее мероприятиями и праздниками - поддержка и опора. Большую поддержку нам оказывает Московская городская организация Союза писателей России.

О других участниках нашего объединения придется рассказать в следующий раз. Вот такое литературное объединение живет своей активной жизнью и жизнью библиотеки № 165 имени Ф. И. Тютчева. Мы благодарны руководству библиотеки, в частности Татьяне Викторовне Филипповой за поддержку наших начинаний, за такой уютный и гостеприимный дом. И, разумеется, сами с удовольствием принимаем участие в таких мероприятиях, как Библионочь, юбилейные вечера классиков русской и зарубежной литературы.

Представлена лучшая сантехника на белорусском рынке. Большой выбор и доступные цены. Доставка по месту и установка. Представлены товары от разных производителей. Заказать нужный товар, узнать о его цене можно, связавшись со специалистами магазина.

объединения литературные

объединения писателей, в основе к-рых лежит единство политических и идеологических установок, но часто возникают объединения и более случайного порядка. Литературные объединения - неотъемлемая особенность лит-ой жизни. Они облегчают обмен опытом между своими членами, способствуют опубликованию их литературной продукции, придают им наконец в среде эксплоататорских классов особую кастовую замкнутость. Понятие «О. л.» не следует смешивать с понятием «лит-ое направление», которое предполагает полное единство принципиальных творческих установок. Однако лит-ые школы и . л. связаны между собой - в последних формируются творческие кадры тех или иных литературных школ (ср. напр. значение «Арзамаса» для формирования сентиментально-романтических направлений в русской поэзии 1810-1820). Формы О. л. могут быть различными, завися от степени спайки их участников. Одни из них объединены крайне слабой связью; таково напр. огромное большинство аристократических салонов XVIII в. Диаметрально противоположную форму О. л. представляют собой те кружки, к-рые группировались в 50-90-х гг. прошлого века вокруг редакций виднейших журналов - «Москвитянина», «Современника», «Русского слова», «Отечественных записок» и др. По существу именно эти последние представляют собой объединения в собственном смысле слова, т. к. в основе их лежит единство политических и идеологических установок. О. л. как демократических, так и аристократических писателей свойственны уже античной лит-pe; сравним например выделившиеся в Риме во II в. до нашей эры объединения сторонников массовой комедии Плавта и противостоящих ему сторонников Теренция. Наиболее известным было объединение римских поэтов I в. до нашей эры, куда входили Вергилий , Гораций , Проперций и др. Покровительство, которое оказывал этому объединению вельможа Меценат, дало название распространенному явлению литературного быта - меценатству (см.). В эпоху раннего средневековья О. л. почти не было; можно все же указать созданную Карлом Великим Академию поэтов, писавших на латинском яз. Позднее, в эпоху расцвета феодально-рыцарской поэзии }