История русской народной песни. История народной песни Жанры русских народных песен

В конкурсной исследовательской работе «Народная песня» Полянская Виктория и Дагиянова Аида рассказывают о фольклоре родного края. Авторы записали народные свадебные песни у своих односельчан.

Во Всероссийском конкурсе литературных работ «Искусство слова» в номинации «Хранители памяти» исследовательская работа «Народная песня», созданная учениками МКОУ «Леженская основная общеобразовательная школа» Тимского района Курской области Полянской Викторией (12 лет) и Дагияновой Аидой (14 лет) стала победителем (руководитель Пожидаева Валентина Ивановна , учитель русского языка и литературы).

Народная песня

Как затянет, как зальётся

Песней русскою народ,

И откуда что берётся,

Прямо к сердцу так и льнёт.

«Что за песни»

Наша Россия-матушка поистине богата талантами. В её неисчерпаемой сокровищнице – устном народном поэтическом творчестве – пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, былины и потешки, частушки и народные песни…

А Курская земля – та малая частичка России, её глубинка, где бережно хранится первозданная прелесть народного творчества. В её недрах, как лампадка перед иконой, теплится любимый жанр русского фольклора – народная песня.

Бесконечен и разнообразен мир народной песни, бытующей в нашем соловьином крае. Глубокие, даже глубинные корни имеет она. Появившись с незапамятных времен, песня не устаревают и в наши дни. Проникая в самые отдаленные уголки человеческой души, становится она нетленной вечной ценностью. Слушаешь хороводные и бытовые, обрядовые и плясовые народные песни и понимаешь, сколько в них светлого и сильного чувства, тепла и нежности, бережной ласки, преклонения – всего того, что так трудно, да и невозможно передать даже самыми лучшими словами.

Чистота и красота народной песни, глубоко самобытный тип одноголосого и многоголосого пения, отчетливость и строгость ритма, свободная и текучая бытовая речевая интонация, простота и ясность напева – все это делает народную песню задушевной, близкой и понятной сердцу каждого русского человека. В нее вложен такой «жизненный» материал, что слышим мы или подсознательно улавливаем то радостный возглас, то печальный вздох, то безграничную любовь, то невидимые слезы, искрометный юмор, крик боли, заразительный смех, рыданье… Каждая песня дарит нам что-то сокровенное, непередаваемое никакими другими средствами. Именно в песне мы слышим интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца, нашей души.

Русская народная песня шла с человеком сквозь годы, помогала справиться с трудностями и печалями. В лучшие минуты звучала в нем песня счастья, распахивая перед человеком и свет ласкового солнышка, и ширь мая, и синь родного небосвода. В минуты печали протяжные (тягальные) мелодии словно вытягивали из человека боль утраты или тоску о несбывшемся и делили ее на всех поющих, облегчая сердце, очищая душу. Песенные мелодии давали возможность ощутить красоту первозданной природы, чистоту и теплоту взаимоотношений, поэтому песня – один из наиболее распространенных поэтических жанров русского фольклора, разнообразный по содержанию.

С разных сторон рисуют песни жизнь народа в прошлом. В них мы находим яркое отражение социальных противоречий крепостной деревни: описание тяжести царской солдатчины, рассказ о трудной доле русской женщины, о горе вдовы-солдатки или сироты. Они знакомят нас со взглядами и бытом старинной крестьянской семьи, с исключительно тяжелым трудом крестьян.

Несмотря на различие в содержании, народные песни тесно связаны друг с другом: в них отражена та «подлинная история народа», которую, по словам Горького, «нельзя знать, не зная устного народного творчества». А песни наших далеких предков – это своеобразная летопись, хранимая народной памятью, живое свидетельство исторических событий разных эпох.

К сожалению, нам не удалось записать ни одной песни о седой древности, о великих победах наших пращуров, о величии и героизме народа. Видимо, безвозвратно ушли они. Но и те произведения, которые нам удалось услышать из первых уст, помогают нам ощутить неразрывную связь прошлого с настоящим.

Как неисчерпаемо разнообразие народной песни, так и неисчерпаемы пути ее познания. А изучаем мы народную песню на краеведческом материале, собранном в течение 30 лет экспедиционным отрядом «Сказитель», работающим при МКОУ «Леженская основная школа», опираясь на исследования известных фольклористов, на высказывания наших песенниц, на слова знатоков и любителей творчества народа.

Песни, собранные нашим экспедиционным отрядом, разнообразны по своему содержанию. Одни пелись на работе, другие на отдыхе, одни помогали справить свадебные обряды, другие проводить на войну. Это лирические и свадебные песни, семейно-бытовые и хороводные песни. Они рисуют жизнь с разных сторон, продолжая курскую фольклорную традицию.

А как же сложилась курская песенная традиция? Долго искали мы ответ на этот вопрос, пока не прочитали в книге «Культура Курского края» под общей редакцией Ю.В. Белянского статью «Современное бытование песенного фольклора в Курской области», где нашли ответ на возникший вопрос. Оказывается, складывалась наша песенная традиция на протяжении многих веков, благодаря мастерству и творческому вдохновению талантливейших песенников. К 17–началу 18 века её формирование в общих чертах, по утверждению Щурова В.М., заканчивается. Первыми её носителями были жители порубежных городов 17 столетия – выходцы из разных мест. В их среде сплавлялись песенные традиции различных областей России. Из богатейшего множества музыкально-поэтических образов и настроений, выразительных средств и исполнительских приемов отбирались наиболее ценные и жизнеспособные, связанные, вероятно, с моделью музыкально-художественного стереотипа коллективного творчества.

Но основное влияние на формирование местного песенного стиля «оказали, по всей вероятности, потомки бывших древних славян, переместившихся в свое время под натиском татар в центр России». Вернувшись на свою родину, они составили большинство в среде местных колонистов, а их искусство легло в основу народной культуры современной Курской области.

Какие же народные песни бытуют в нашем крае? Какие музыкальные композиции дошли до нас?

Больше всего нам удалось собрать песен, относящихся к свадебному обряду. Видимо, они занимали значительное место в жизни молодых людей русской деревни. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, приговоров и песен.

Но при всем бесконечном разнообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.

Разные исполнители и исполнительницы рассказывали нам об отдельных эпизодах свадьбы и приводили примеры песен, которые их сопровождали. Многие песни, уцелевшие в их памяти, звучали до венчания, хотя, по мнению фольклористов, исследующих курские обрядовые песни, в нашей местности сохранилось больше песен, сопровождавших второй раздел свадьбы (после венца).

Вот один из примеров песни, относящейся к первому (до венца) разделу свадебного обряда:

Свадебная песня

(Исполнялась при обряде благословения невесты родителями.)

Села кукушка, села рябая

В саду на калине.

Села свет-Ольгушка

У отца под святыми.

То не кукушка ветку шатая,

То родный батюшка

Дочь благословляя.

То родна матушка

Голову склоняет,

Чадушко родимое

К венцу провожает.

Песня записана от Соповой Ольги Дмитриевны, 1919 года рождения членами экспедиционного отряда «Сказитель» в с. Леженьки Тимского района Курской области в 2000 году.

Песни «У утушки, у серенькой», «Из-под зорьки зари» записаны нами в селе Леженьки Тимского района от Шашковой Пелагеи Дмитриевны, 1926 года рождения, уроженки с. Становое. Исполнительница относила их к свадебным, вторую еще именовала «лелёшной».

У утушки у серенькой…

У утушки да у серенькой

Да короткие ножки.

У Иванушки да у Сергеевича

Да любимые гости.

Ой, вы, гости, ой, вы, гости,

Да не пили, не ели,

Да ничего не видали.

Ой, вы, гости, ой, вы, гости,

Да ничего не видали,

Ни пряничков, ни орешиков,

Ни разных закусок.

На двор едут, на двор едут,

С песней состречают.

Ой, вы, гости, ой, вы, гости,

С хлебом состречают.

С двора едут, с двора едут,

С песней провожают.

Из-под зорьки зари

Из-под зорьки зари,

С подвечерней утрени,

Ой, лё, ой лё-лё,

С подвечерней утрени,

С подвечерней утрени

Шел Ванюша из гостей.

Ой, лё, ой лё-лё,

Шел Ванюша из гостей,

Шел Ванюша из гостей

От радостных радостей,

Ой, лё, ой лё-лё,

От радостных радостей,

От радостных радостей,

От милой дорогой,

Ой, лё, ой лё-лё,

От милой дорогой,

От милой дорогой,

Красной девки - души

Ой, лё, ой лё-лё,

Красной девки - души,

Красной девки - души.

Он идет не спешит

Ой, лё, ой лё-лё,

Он идет не спешит,

Он идет не спешит,

За ним Дунюшка бежит

Ой, лё, ой лё-лё,

За ним Дунюшка бежит,

За ним Дунюшка бежит,

Кричит «Ванюшка, постой!»

Ой, лё, ой лё-лё,

Кричит «Ванюшка, постой!»,

Кричит «Ванюшка, постой,

Неженатый, холостой»,

Ой, лё, ой лё-лё,

Неженатый, холостой!

В припеве этой песни много повторов, в том числе и «ой, ле, ой, лё-лё». Они помогают развиваться во времени звучащей ткани песни, образуя изменчивую и в то же время такую стройную музыкальную форму.

Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались в песнях, причитаниях и приговорах». Так рождался фантастический сказочный мир. В этом волшебном мире невеста – всегда лебедь белая, княгиня первображная, жених – сокол ясный, князь молодой, свекровь – змея лютая, дом жениха – чужая сторона, «слезами политая».

Свадебная песня

Чтой-то за дивище:

У ворот разливище

Широко разливается,

Глубоко становится.

А как по том по разливищу

Плавал лебедь со лебедкою,

Плавал белый с молодою…

(не до конца)

К свадебному обряду относим мы и песни «Полно тебе, калинушка, при лужочку стояти» и «Бел заюшка», записанные в Горшеченском, а ныне Мантуровском районе Курской области от замечательного исполнителя из села Репец, Горожанкина Василия Григорьевича, 1903 года рождения, без которого ни одна свадьба на деревне не проходила.

Свадебная песня «Полно тебе, калинушка…»

Полно тебе, калинушка,

У лужочку стояти,

Полно тебе, зеленая,

Во лугах, во болотах.

Ай, тебе калинушке,

Соловьи шикотали (щебетали),

А тебе зеленая,

Все дробные птахи

Да пели тебе, калинушка

Ах, пташки, кукушечки,

Да и (Тай) воробки, чечетки.

По морю да по синему

Плавала утенушка.

Как за нею селезенюшка

Уплынь уплывает

У утушки, у серенькой

Реченушки пытает:

Ах, утушка, ах, серая,

А ужой моя будешь?

Селезенюшка, ай, касатушка,

А еще не твоя я.

А еще, еще не твоя я,

А я синего моря,

Широкого раздолья.

Широкого раздолья,

Крутого бережочка.

А я крутого бережочка,

Желтого песочка.

А во городе Белгороде,

Молодой купец ходить.

А он ходить, гуляет,

Шелку закупает

Купил шелку, навил пленку,

Поймал перепелку.

А он думал: перепелочка,

А это ж Мариюшка.

Ах, Васильюшка, да Григорьевич,

А еще не твоя я,

А я родного батюшки,

А я родного батюшки

Да и родимой матушки.

Песня «Бел заюшка» исполнялась после сговора, когда молодые катались по селу:

Бел заюшка

Ой, да бел заюшка, горностаюшка,

Ой, да куда бежишь, не оглянешься назад,

И не оглянешься, да не воротишься,

Али уж тебе где привадушка есть,

Тай привадушка, камыш-травушка,

Там зеленый луг полон девушек-подруг

Поют песенки во слух, чтоб услышал милый друг

Милый друг,Иванушка,

Разудалая головушка.

Свадебная песня

(поют на второй день после бракосочетания)

Ах, ель моя, ель

Ель зеленая

При пути,

При дорожньке

Ель стояла

И много-много горя

Она повидала.

А ехали молодцы,

Ель они спилили.

А меня молоду

Они загубили

Еще одна песня, записанная нами в Суджанском районе, относится как к свадебным, так и к сиротским.

Сиротская свадебная песня

Неширокий двор,

Невеликий сбор,

Да не вся родня

Да родинушка.

Нету да родимого,

Родимого батюшки.

Пошлю соловейку

Во сыру земельку

По родима ботюшку.

А соловей летит,

Да не долетает.

А родимый батюшка

Да про все знает.

Рад бы я, доченька,

К вам прилететь

И на сиротскую свадьбу

Да поглядеть.

Тяжела земля

Дверь закрыла,

Гробова доска

Грудь сдавила.

(Не до конца.)

Песни записаны от Кузнецовой Марии Васильевны, 1928 года рождения, образование 7 классов в с. Пушкарное Суджанского района Курской области Пожидаевой В.И.

Очень обрадовала нас находка – лирическая песня «Ой, по морю, морю синему…». В ней поется о тяжелом, зависимом положении женщины в крепостной России, со взглядами и бытом в старинной крестьянской семье.

Лирическая песня

Ой, по морю, ой, по морю,

Ой, по морю, морю синему,

По синему, по синему,

Плывет лебедь, плывет лебедь,

Плывет лебедь-лебедушка белая,

Плывет она, плывет она,

Плывет она - не тряхнется,

Плывет она – не ворохнется.

А под ей вода, а под ей вода,

Под ею вода не колыхнется;

Где ни взялся, где ни взялся

Где-то взялся млад – ясен сокол,

Ушиб –убил, ушиб-убил,

Ушиб – подбил лебедушку белую.

Расшиб перья, расшиб перья,

Расшиб перья по чисту полю.

Он пух пустил, он пух пустил,

Он весь пустил по поднебесью,

Он кровь пустил, ох, да пустил,

Он кровь пустил у сырую землю!

Брала перья, брала перья,

Брала перья те красна девушка,

Себе брала, себе брала,

Себе брала на подушку-то

Милу другу, милу другу

Милу другу на перинушку-то.

Мимо ехал, мимо ехал,

Ехал мимо молодец удал.

Бог на помощь,Бог на помощь

Бог на помощь, красна девица,

А она ему, а она ему,

А она ему и не клонится.

Осерчал молодец, осерчал молодец,

Рассерчал, пригрозил замуж взять.

Тут-то девка, тут-то девка,

Тут-то девка догадалася,

На коленочки становилася,

На коленочки становилася,

Становилася, извинялася

Запись произведена учащимся 8 класса от Пожидаевой Екатерины Стефановны, 1926 года рождения, образование 5 классов, уроженки и жительницы с. Леженьки.

От нее мы записали и сиротскую песню, в которой рассказывается о тяжелой доле сироты. Она похожа на причитание. Цель этой песни – нарисовать внутренний мир человека, вызвать сочувствие, жалость, заставить слушателя сопереживать.

Как в саду при долине…

Как в саду при долине

Громко пел соловей,

А я, мальчик на чужбине,

Позабыл всех друзей.

Позабыл, позабросил

С молодых юных лет.

Сам остался сиротою-

Счатья-доли мне нет.

И куда я ни поеду,

И куда я ни пойду,

Все родного уголочка

Я себе не найду.

А нашел уголочек

Да и этот не мой:

Здесь все люди чужие,

Да и я им не свой.

У кого есть родные,

Приласкают порой,

А меня все призирают,

И для всех я чужой.

Мне часто приходилось

Под крышей-небом спать,

И мне лишь приходилось

Хлеб с водой едать.

Вот и холод, и голод

Он меня доконал.

А я вырос сиротою,

Жизнь хорошую не знал.

И умру я, умру,

Похоронят меня.

И никто не узнает,

Где могилка моя.

На могилку мою,

Жаль, никто не придет,

Только ранней весной

Соловей пропоет,

Пропоет и просвищет,

И опять улетит,

Моя бедная могилка

Одинокая стоит.

Со скорбью и печалью поет народ о тяжелой женской доле, о взаимоотношениях невестки и свекрови. Слушаешь такую песню-исповедь, и неизъяснимая, щемящая тоска охватывает душу, и в то же время, словно в противовес ему, появляется и крепнет в тебе удивительное чувство мира. Вот тогда-то и понимаешь, насколько велика таинственная сила и обаяние народного творчества.

Моя мать, ох, как зря,

Рано замуж отдала.

Отдала меня туда,

Где великая семья.

А великая семья

Вся вечеряет, сидит,

А меня молоду

Посылают по воду.

Я по водушку-то шла,

А я с водушкою шла

Зарыдалася,

Шитым белым рукавом

Утиралася.

Возле сеничных дверей

Прислухалася.

Что ж великая семья?

Не ругалася?

А великая семья

Все молчит и молчит,

Только старая карга

Все ворчит да ворчит:

Ой, сын, ты мой сын,

Ты детина моя,

Что водку не пьешь?

Чего женку не бьешь?

А за что же ее бить?

Она все может робить:

Испечь, и сварить,

И со мной поговорить.

И брал я ее не в наймочки,

А брал я ее в хозяюшки.

Песня записана от Ткачевой Александры Федоровны, 84 года, образование 5 классов, в с. Банищи Льговского района Курской области.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура нашей малой родины. Есть в ней место и для более поздних протяжных, очень длинных песен с трагическим концом, которые наши исполнительницы не случайно именуют жестокими романсами.

Жестокий романс про Зоичку

Ой, товарищи, не расходитеся,

Да я сейчас спою - вы удивитеся.

Ой, товарищи, да я сейчас спою,

Как одна Зоичка сгубила жизнь свою.

Жила Зоичка с отцом, с матерью,

Убирала стол белой скатертью.

В избе чисто она убиралася,

Но скоро Зоичка с мамой рассталася.

Похворала мать лишь неделечку

И оставила сироткой девочку.

Над гробом матери горько рыдала дочь,

А отец родной ей же хотел помочь.

Он уговаривал дочку родную:

Я приведу тебе маму новую, благородную.

Через неделечку привел другую мать.

Привел другую мать, благородную,

Обижать стала она дочь неродную.

Она над Зоичкой издевалася

И прогнать ее собиралася.

Но скоро Зоичка о том догадалася,

Покинуть дом она решалася.

Не спалося ей в эту темную ночь,

Но отец родной не знал про родную дочь.

Подошла она к отцовской коичке –

Сердце замерло у бедной Зоички.

С сонным отцом своим поцеловалася,

И в этот трудный час с ним рассталася.

Соловей в саду пел канарейкою –

Пробиралась Зоя темной аллейкою.

Соловей в саду продолжал звучать,

Пробиралась Зоя, где зарыта мать.

Соловей в саду воздал молчание,

Тут раздались её рыдания.

Она просила мать, маму родную:

Ты прими меня, дочку родную.

Отцу в голову такая мысль вошла:

Он не знал, куда его дочь ушла.

Отцу страшное тут представилось

И на могилочку идти заставило.

Лежала Зоичка среди сырых могил,

А в груди у ней острый ножик был.

Лежала Зоичка, глаза закрытые,

А кругом трава кровью залитая.

Ой, товарищи, да я хочу сказать,

Что не нужна детям приводная мать.

Песня записана в селе Леженьки ученицей 8 класса Соповой Галиной от матери, Соповой Валентины Андреевны, 1932 года рождения.

Жестокий романс

Не вечер вечереет

Не вечер вечереет,

Колышется трава.

Не идет, не идет мой милый.

Пойду к нему сама.

Иду, а ветер веет,

Едва на свет гляжу,

А сердце во мне млеет,

Чем ближе подхожу.

Иду уж на крылечко,

И вот я у двери.

Забилося сердечко

В закрытой во груди.

Все ставеньки прикрыты,

Одна лишь отперта.

Все комнаты закрыты,

Одна не заперта.

Зашла я в эту комнату

И вижу пред собой:

Мой миленький дружочек

Ласкается с другой.

И взор мой помутился,

Склонилась голова.

Взглянув в глаза сопернице,

Промолвила едва:

Подружка, ты, подружка,

Соперница моя,

Зачем же ты отбила

Ты друга у меня?

Прощай теперь, дружочек,

Я больше не твоя.

Люби, моя подружка,

Люби его, как я.

Дружочек, ох, жестокий,

Схватился он за нож.

Марусенька упала,

Прошла по телу дрожь.

Свезли ее в больницу

И клали на кровать.

Все раны первезали,

Велели крепко спать.

Спасайте, не спасайте,

Мне жизнь недорога:

Любила я мальчонку,

А вышло – подлеца.

А через два часочка

Пришла родная мать.

Она в слезах, рыдая,

Упала на кровать:

Маруся, ты Маруся,

Открой свои глаза.

А если не откроешь,

Помру с тобою я.

Не плачь, не плачь, мамаша,

Меня ты не вернешь,

А если захвораешь,

Быстрей меня помрешь.

И вот уже Марусю

На кладбище несут,

А ее миленочка

На каторгу ведут.

Ох, рано тебя, доченька,

Засыпало песком.

На этой на могилке

Подружка зарыдала:

Вставай, вставай, Маруся,

Гармошка заиграла.

Но тихо все, безмолвно,

Лишь веет ветерок.

Да падают листочки

На свежий бугорок.

Весною на могилке

Все розы расцвели,

А Леню-каторжанца

До гроба довели.

Запись произведена от Пожидаевой Екатерины Стефановны, 1926 года рождения, образование 5 классов, учеником 9 класса Пожидаевым Дмитрием.

Ванька-ключник

Во лесочке, под кусточком,

Сладка ягодка росла,

А княгиня молодая

С князем в терему жила.

Ванька-ключник, ох, разлучник,

Разлучил князя с княжной.

Князь дознался, догадался

И пытать Ванюшку стал:

«Ты скажи, скажи, Ванюшка,

Сколько ты с княжной поспал?»

«Про то знает лишь подушка

Да перинка пухова.

Еще знает темна ночка

да княгиня молода.»

И повесил князь Ванюшку

У княгини под окном,

А княгиня во светлице

Заливается слезой.

Песня записана от дедушки Михаила из Щигровского района Курской области Пожидаевой В.И.

Ни в одной из этих песен мы не услышали суеты и мелочности, агрессивности или алчности. Она несет людям не уныние и тьму, а душевную силу и возвышенное чувство, раскрывая перед нами лучшие грани русского национального характера. Даже в самой ладовой основе кроется глубина, неколебимость, сдержанность. И как замечательно, что нам посчастливилось услышать истинное звучание народной песни.

Именно она, песня русская, была и остается неисчерпаемым светозарным источником, основой многих музыкальных жанров. Не случайно ее так ценили Римский-Корсаков и Шостакович, Глазунов и Свиридов. А композитор Ф.И. Глинка, основоположник русской музыкальной классики, с полной уверенностью сказал: «Музыку создает народ, а мы ее аранжируем».

Музыкальной основой многих народных песен являются духовные песнопения, знаменитые древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство- православная вера наших предков. Эти распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры, таящие в себе «неизреченное чудо» музыкальной и душевной красоты.

С молитвенным песнопением нас познакомила столетняя бабушка, Золотухина Екатерина Ивановна. Именно из ее уст мы услышали «Отче наш…» и «Верую».

Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой, а иначе - фолк-музыкой или музыкальным фольклором.

Народная музыка является частью фольклора и традиционно передается «из уст в уста», то есть не имеет письменной формы. При этом следует учитывать тот факт, что фольклорная музыка свойственна не только устным, но и письменным общественно-историческим формациям. Поэтому целесообразно рассматривать народную музыку как значимую часть музыкального искусства в целом, противопоставляемую музыке академической и популярной.

Формирование народной музыки

Считается, что народная музыка оформилась в дописьменный период. Иначе говоря, пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, вся существовавшая музыкальная традиция передавалась устным способом, а значит, имела главную черту народной музыки.

В этот период и сформировались основные характерные черты фольклорной музыки. Исследование их ввиду отсутствия письменных источников весьма затруднено. Можно идти путем поиска аналогий в смежных сферах человеческой деятельности либо анализировать немногие имеющиеся письменные или материальные источники (в частности летописи, найденные древние музыкальные произведения…). Еще один способ - анализ современной народной музыки, которая во многом наследовала принципы своих древних форм.

Религиозные истоки народной музыки

Вопрос взаимосвязи музыки народной и духовной остро стоит по сей день. С одной стороны, религиозные песни, приобретая популярность в народе, постепенно переходили в категорию народной музыкальной традиции. В частности, так случилось с религиозными рождественскими песнями в Польше, Франции, Англии и Германии, которые со временем стали считаться народными (коляды, кароли, ноэли…). С другой стороны, часто народная музыка развивалась в противовес религиозным канонам.

Этапы эволюции народной музыки

Историки музыки выделяют три этапа развития музыкального фольклора.

Первый этап касается истории общества, который принято ограничивать моментом первых упоминаний о племени, с одной стороны, и периодом официального принятия единой государственной религии в выросшем из этого племени обществе - с другой.

Второй этап развития народной музыки - когда окончательно оформились отдельные народности и появился фольклор в своей классической форме. В Европе народный фольклор данного периода был представлен устными произведениями так называемой крестьянской музыки.

Эпоха третья касается современности, точнее новой и новейшей истории. Ее основная черта - разнообразие. В большинстве стран это в первую очередь переход к капиталистическому строю и развитие городской культуры. Для народной музыки современного периода характерна смена традиций, зарождение новых форм.

Однако ввиду различия общественно-исторических особенностей, народная музыка в разных странах на современном этапе развивается по-разному. В частности, в восточных странах не наблюдается как такового разделения народной музыки на крестьянскую и городскую традицию, как в Европе.

Если рассматривать европейскую народную музыку, то в ней четко прослеживаются все три выше изложенных этапа развития. Так, древнейшие формы фольклора эпического и обрядового перешли в период лирических жанров в Средневековье, а на современном этапе обзавелись письменной формой и танцевальным сопровождением.

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

"РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА". Статья Ирины Скорик о русской песне.

РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА

Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда - их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру

Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?

Все очень просто. Интонации русской песни - интонации русского народа - это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

Народная мудрость гласит - «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня - это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни - это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание.

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности. Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры. Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней: «Однозвучно гремит колокольчик» - И. Макаров, «Варяг» - Я. Репинский, «Вечерний звон» - И. Козлов, «Лучинушка» - Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу - русская народная песня.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.

С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы - солдатки, о той доле, которая подстать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка » и др.)

Ой, ты, доля горькая - лучинушка,

Плачет в поле девичья краса,

Словно долю женскую - судьбинушку

У России - матушки взяла.

И наоборот - заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни - еще одна грань народного характера.

Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене - свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня - духовное отражение православия на Руси.

И самое главное - русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.

Это своеобразная летопись, хранимая народной памятью. Народно-эпические баллады, сказания руны воссоздают картины седой древности, величие и героизм народа. Песни о великих русских победах, о наших дедах, потомках русских богатырей, поднимают дух величайшего патриотизма народа, который ощущает неразрывную связь своего прошлого с настоящим («Варяг», «Дело было под Полтавой», «Сусанин», «Солдатушки - ребятушки», «Ермак » и др.)

Русская песня - живая исповедь нашего народа. Она отражает не только положительные черты русского духа, но и подлинно исторические события, порою глубоко отрицательные. Такие песни, как «Из-за острова на стержень», «Дубинушка», «Хаз Булат удалой», «Александровский централ» - говорят о сложнейшей многострадальной судьбе России. В них откровенно исповедуются самые страшные, смертельные грехи - убийство, язычество, вольнодумство, вероотступничество, цареубийство:

Но настанет пора и проснется народ, Есть преступники большие

Разогнет он могучую спину. Им не нравился закон

И на бар, на царя, на попов и господ, И они за правду встали

Он отыщет покрепче дубину. Чтоб разрушить царский трон.

«Дубинушка» «Александровский централ»

Но, надо отдать должное - таких песен мало. Ведь идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия - страна, где народ любовно называет свою родину святою - «Русь святая!»

Русь святую разоряют, Ты бери коня,

Нет уж сил владеть собой: Что не лучшего,

Бранный жар в крови пылает, Ты беги, беги, мать,

Сердце просится на бой! Во святую Русь.

«Вспомним, братцы, Русь и славу» «Как за речкою, да за Дарьею»

Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство - православная вера наших предков.

Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.

В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.

Особая отличительная черта русских песен - отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями - земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:

«Вспомним братцы, Русь и славу,

И пойдем врагов разить.

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в рабстве жить.»

(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)

Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ,

И откуда что берется,

Прямо к сердцу так и льнет.»

(«Что за песни»)

Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками - это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.

Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель - уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.

Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим - это несколько эстрадированный, веселящий ни к чему не обязывающий городской современный фольклер, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».

Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.

Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» - символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд, которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.

Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия - это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.

Русская песня - это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

А все, что происходит сейчас - вне истинной культуры - это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!

Ирина Скорик, г. Санкт-Петербург, 2001 год

Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой, а иначе - фолк-музыкой или музыкальным фольклором.

Народная музыка является частью фольклора и традиционно передается «из уст в уста», то есть не имеет письменной формы. При этом следует учитывать тот факт, что фольклорная музыка свойственна не только устным, но и письменным общественно-историческим формациям. Поэтому целесообразно рассматривать народную музыку как значимую часть музыкального искусства в целом, противопоставляемую музыке академической и популярной.

Формирование народной музыки

Считается, что народная музыка оформилась в дописьменный период. Иначе говоря, пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, вся существовавшая музыкальная традиция передавалась устным способом, а значит, имела главную черту народной музыки.

В этот период и сформировались основные характерные черты фольклорной музыки. Исследование их ввиду отсутствия письменных источников весьма затруднено. Можно идти путем поиска аналогий в смежных сферах человеческой деятельности либо анализировать немногие имеющиеся письменные или материальные источники (в частности летописи, найденные древние музыкальные произведения…). Еще один способ - анализ современной народной музыки, которая во многом наследовала принципы своих древних форм.

Религиозные истоки народной музыки

Вопрос взаимосвязи музыки народной и духовной остро стоит по сей день. С одной стороны, религиозные песни, приобретая популярность в народе, постепенно переходили в категорию народной музыкальной традиции. В частности, так случилось с религиозными рождественскими песнями в Польше, Франции, Англии и Германии, которые со временем стали считаться народными (коляды, кароли, ноэли…). С другой стороны, часто народная музыка развивалась в противовес религиозным канонам.

Этапы эволюции народной музыки

Историки музыки выделяют три этапа развития музыкального фольклора.

Первый этап касается истории общества, который принято ограничивать моментом первых упоминаний о племени, с одной стороны, и периодом официального принятия единой государственной религии в выросшем из этого племени обществе - с другой.

Второй этап развития народной музыки - когда окончательно оформились отдельные народности и появился фольклор в своей классической форме. В Европе народный фольклор данного периода был представлен устными произведениями так называемой крестьянской музыки.

Эпоха третья касается современности, точнее новой и новейшей истории. Ее основная черта - разнообразие. В большинстве стран это в первую очередь переход к капиталистическому строю и развитие городской культуры. Для народной музыки современного периода характерна смена традиций, зарождение новых форм.

Однако ввиду различия общественно-исторических особенностей, народная музыка в разных странах на современном этапе развивается по-разному. В частности, в восточных странах не наблюдается как такового разделения народной музыки на крестьянскую и городскую традицию, как в Европе.

Если рассматривать европейскую народную музыку, то в ней четко прослеживаются все три выше изложенных этапа развития. Так, древнейшие формы фольклора эпического и обрядового перешли в период лирических жанров в Средневековье, а на современном этапе обзавелись письменной формой и танцевальным сопровождением.

народная - и строить, и жить помогает.. .

ПесняНаша песня\В буднях ликовала,- \Что ж, веди ее с собою в бой. \Запевай же, \первый запевала, И полки затянут за тобой.. . Михаил Светлов

ПесняНе доверяй словам печальной песни, \Тебя сожгу палящих жалоб речью. \Но мой огонь в груди погаснет, если\Тебя не встречу. Сулейман Великолепный, султан Османской империи. Перевод В. Каденко

ПесняНе знаю, где они пели, \Птицы – пели и пели –\Птицы, которые пели… Хуан Рамон Хименес. Перевод И. Поляковой-Севостьяновой ПЕСНЯ ЗИМЫ

ПесняНе знаю, оттуда ль\Их нега звучит, \Но русская удаль\В них бьет и кипит; Алексей К. Толстой
песняНе могу разобраться, \Хоть вой, хоть тресни, \Куда девать песню\В конце концов? \А может, братцы, \Кончается песня\И падает в землю\Белым лицом? Михаил Анчаров АНТИМЕЩАНСКАЯ ПЕСНЯ (Из книги "Этот Синий Апрель")

ПесняНе разлучайте песен с веком,… Их постигает обмеленье, Как глубь речного рукава. Меняются века и мненья, Приходят новые слова. Георгий Леонидзе. Перевод Б. Пасттернака СТАРЫЙ БУБЕН

ПесняНе соловьев Байдара песня мне слышна, \Не дев Салгира – шум лесов литовских снится, \Мне влажный мох топтать приятней, чем дивиться, \Как золот ананас и ягода красна. Адам Мицкевич. Перевод Б. Романова СТРАННИК

ПесняНе так ли ты поешь для хладной красоты? \Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты? \Она не слушает, не чувствует поэта; \Глядишь - она цветет; взываешь - нет ответа. Александр Пушкин

ПесняНе успел он кончить этой песни -\ Крики "Vivat!" огласили зал; \Только круль махнул рукой, нахмурясь: \ Дескать, песни эти я слыхал! КАЗИМИР ВЕЛИКИЙ 1874 Посв. памяти А. Ф. Гильфердинга

ПесняНе чернилами написана она - \Кровью красною в лихие времена, \И поют ее не птицы в облаках, \А народ в бою с наганами в руках. Гирш Глик. Перевод Я. Кандрора ПАРТИЗАНСКИЙ ГИМН

ПесняНегромкой песней у огня, \Слезою поздней... \Но так же было до меня. \И будет после. Андрей Дементьев После нас А. Вознесенскому

ПесняНелепая песня\Заброшенных лет. \Он любит ее, \А она его - нет. \ Наум Коржавин 1962 Из сборника "Времена", Избранное 1976 ГРУСТНАЯ САМОПАРОДИЯ

ПесняНемного их. Не славны и не громки, \Они в века не перейдут, мой друг... \Ни современники, ни гордые потомки\Не склонят к ним заворожённый слух. Анатолий Александров Мои песни 6 авг. 1907, Ник. жел. дор.

ПесняНесло же, палимому, бровей коромысло\из глаз колодцев студеные ведра. \В шелках озерных ты висла, \янтарной скрипкой пели бедра? \В края, где злоба крыш, \не кинешь блесткой лесни. \В бульварах я тону, тоской песков овеян: \ведь это ж дочь твоя -\моя песня\в чулке ажурном\у кофеен! Владимир Маяковский

ПесняНет в моих песнях ни топи искусства, Нет в них ни музыки, ни красоты; В них я излил свои юные чувства, В них я излил дорогие мечты. Алексей Гмырев

ПесняНет, не жди ты песни страстной, Эти звуки - бред неясный. \Томный звон струны; Но, полны тоскливой муки, Навевают эти звуки\Ласковые сны. Афанасий Фет

ПесняНет, эти дни не возвратятся миру, \Оплачь, солдат, позор великий наш! \Поэт, разбей умолкнувшую лиру, \Из этой скорби песнь ты не создашь! \Теперь, когда тевтонские отряды\У всех застав стоят настороже – \Одна лишь песнь прорвется сквозь преграды. \Друзья мои! Споем из Беранже! Гюстав Надо. Перевод А. Арго

Районная научно-практическая конференция учащихся

Секция «Мир моих увлечений»

Тема: «Народная песня – зеркало народной жизни»

Работу выполнил

Иванова Елизавета,

учащаяся 4 класса «Б»

МБОУ «СОШ №56»

Научный руководитель:

Лыченкова Ирина Витальевна,

учитель музыки

МБОУ «СОШ №56»

Новокузнецк 2015 г.

Введение…………………………………………………………………………3-4

Основная часть…………………………………………………………………..5-11

Заключение……………………………………………………………………....11-13

Список используемой литературы……………………………………………..13

Введение

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, как работали, как отдыхали. Какие они соблюдали обычаи и традиции? Ответить на этот вопрос – значит восстановить связь времени, вернуть утраченные ценности. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят нас с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Песни – это самый популярный и массовый жанр фольклора. Их поет весь народ от мало до велика. Поистине, песня – это душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народного нравственного – эстетического идеала целые поколения. Благодаря своей задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.

Среди обучающихся 4 –х классов МБОУ «СОШ №56» мною был проведен опрос по теме: «Русская народная песня». (Слайд 2) Задавались следующие вопросы: Нужна ли нам народная песня? Какие записи русских народных песен есть у вас дома? Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему? О чем поется в русских народных песнях? Какие народные коллективы нашего города вы знаете?

Анализ результатов диагностики.

Было опрошено 130 учащихся . Исходя, из результатов анкет выяснилось, 87 % учащихся на вопрос «Нужна ли народная песня» ответили, что нужна. Песня нужна, чтобы узнать, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие они соблюдали обычаи и традиции. Был и такой вариант ответа: чтобы подарить радость любителям русской народной песни. 13 % ответили, что песня не нужна.

На вопрос, «Какие записи русских народных песен есть у вас дома» 93% отметили записи концертов Надежды Бабкиной, 23% - Надежды Кадышевой, 12% - Людмилы Зыкину и 7% ответили, что у них нет записей русских народных песен.

На вопрос, «Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему» учащиеся выделили песни, которые проходили на уроке «Солдатушки, бравы ребятушки », «Светит месяц», «Частушки», «Ой, мороз», «Калинка».

«О чем поется в русских народных песнях?» 93% ответили, что о любви и нелегкой женской доле на Руси. 7% - о том, чем жил человек, о том и пел.

На вопрос, «какие народные коллективы нашего города ты знаешь» 97 % отметили ансамбль «Ромашка» и 3% ответили - не знаю.

Исследуя работы, я пришла к выводу, что в настоящее время многие дети мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором, многие так и не заинтересованы русским народным творчеством. (Слайд 3)

Цель работы: привлечь внимание моих сверстников к русским народным песням.

Задачи:

1. Выяснить, насколько хорошо мы знаем культуру своего народа.

2. Анализ русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…»

3. Изучить, проанализировать и систематизировать материал по выбранной теме.

Объект моего исследования: русская народная песня.

Предмет исследования: протяжная лирическая русская народная песня.

В качестве гипотезы я предполагаю следующее: русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.

Основная часть

Песня всегда была рядом и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти. Русская народная песня - , слова и которой сложились исторически в ходе развития . У народной песни нет определённого автора или автор неизвестен. Русская народная песня самобытна, красочна, ее мелодия глубоко раскрывает сюжет, создает единый, законченный художественный образ. На уроках музыки мы выделили особенности русских народных песен: (Слайд 4)

1.Старинные слова;

2.Внутреслоговые распевы;

3.Соло и подхват;

4.Ак капелла;

5.Напевность, протяжность;

6.Название равно началу.

Народная песня, как звучащая летопись, раскрывает историю нашего народа. Чем бы человек ни занимался: жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой огромную баржу - всюду ему помогала песня. Пели и за рукодельем, пели о тяжелой женской доле. Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения то не было на рассказ и пение. Бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть и сплясать и сказочку рассказать. Русские народные песни подразделяют на жанры и виды. Самую подробную классификацию я нашла на сайте интернета «Википедия». (Слайд 5)

Эпические народные песни:

2.Исторические песни

3.Баллады

Обрядовые народные песни:

1.Песни календарного круга

2.Обрядово-бытовые (свадебные, погребальные, плачи – причитания, колыбельные и др.)

Хороводные, игровые, плясовые песни:

1.Лирические хороводные (круговые хороводы шествия)

2.Комедийно – шуточные

3.Скорые хороводные

4.Удалые молодецкие

5.Беседные, гостевые и др.

Трудовые народные песни:

1.Сельские (посевные, жатвенные)

2.Фабричные

3.Бурлацкие (артельные, и др.)

Песни революционной борьбы:

1 Революционные песни борьбы и протеста

3.Патриотические песни и др.

Городские народные песни. Частушки:

1.Российская песня

2.Городская песня

3.Припевки, припляски

4.Страдания и др.

Протяжные лирические песни:

1.Женские лирические (семейно-бытовые, любовные)

2.Мужские лирические (любовные, ямщицкие, рекрутские, солдатские)

3.Общие лирические и др.

В тех песнях, в которых ведется разговор о судьбе каждого человека: о том, что ему дорого, что он любит, о чем печалится, о чем мечтает, называют лирическими. Именно лирическим песням я хочу посвятить свою работу. Им свойственны плавные мелодии на широком дыхании, пропевание нескольких звуков на один слог. Поэтому эти песни еще называют протяжными. Чувства людей или события, описываемые в песне, часто сначала как бы переживаются в природе:

Не дождичком бело лицо смолкло -

Смочило бело лицо слезами.

Не морозом ретивое познобило –

Полюбило сердце тоской-кручиной.

Песни-размышления, песни-мечтанья, песни-рассказы о пережитом. Мелодии этих песен задушевные, с частыми вздохами «аи», «ой», темп неспешный, неторопливый.

У народа много песен о родном доме, о разлуке с ним. Ведь в крестьянских семьях каждый ребенок был лишним ртом, и его старались отдать «в люди», т.е. в работники. Девушек выдавали замуж, навсегда в чужую семью, а юношей забирали в рекруты (на службу, которая длилась 25 лет). Человек тосковал по родным батюшке и матушке, и тоску эту изливал в пес­нях. Умирает раненый боец во чистом поле, в последний час мысли его о родном доме. Человек счастлив, когда он чувствует себя вольным, свободным, когда рядом с ним дорогие, близкие родные люди. И в последний час мысли человека обращены к родному дому.

Человек не может жить без любви. И об этом народ сочинил самое большое количество песен. В них - о счастливой любви, когда добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубушкою, рядом и глядят, не наглядятся друг на друга. И люди все на них любуются, и радости их завидуют. Но таких песен немного.

Чаще добрый молодец и красна девица разлучаются, потому что предстоит «ясному соколу» дальняя дороженька или потому, что любил-любил молодец девицу, да «спокинул»:

Ванечка, ты мой, миленький дружок,

Да куда же ты, соколик, уезжаешь,

На кого ты меня спокидаешь?

Остаюсь одна я в горе,

Во слезах, как в море.

Особенно тяжела разлука, когда выдали девицу замуж за другого. И поет добрый молодец: «Прощай, радость, жизнь моя!»

На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть «богатой» – «в два стола» (и в доме невесты и в доме жениха), «бедной» – «в один стол» (только в доме жениха), «вдовьей», «сиротской». Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба. Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.

Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались» в песнях, причитаниях, приговорах. Поэтическая свадебная действительность отлична от того, что совершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. В этом волшебном мире невеста - всегда лебедь белая, княгиня первображная; жених – сокол ясный, князь молодой; свекровь – змея лютая; чужая сторона (дом жениха) – «слезами полита»… Все как в сказке.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной. (Слайд 6)

Песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» построена в форме диалога девушки и матери. Глядя в ноты, можно увидеть Тему дочери и Тему матери.

Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения. Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств. Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике). Покорность, смирение с безвыходной ситуацией.

Песня звучит напряжённо, в миноре. Почему героиня песни так встревожена?

Понять смысл песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Посмотрите на картины «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, (Слайд 7) В.В.Пукирёва «Неравный брак» (Слайд 8), (Слайд 9) «Сватовство майора» Павла Федотова.

Какие эмоции переживают героини этих картин? Смятение, тревога или покорность своей доле? Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Свадебные песни привлекают нас ясностью формы, гармоническим сочетанием слова и музыки, откристаллизованностью интонаций. Наиболее ярко запечатлены семейные взаимоотношения, тяжелое положение женщины в патриархальной семье в этих песнях.

...Избывал ты меня, родный батюшка, Единым - то вечером.

Ты хотела меня, родная матушка, Во терем - то посадить.

Посадила меня, родная матушка, Во тоску - кручинушку.

Сегодня вряд ли кто-то соблюдает все правила проведения свадьбы. Наверное, из традиционного обряда остался только выкуп невесты. И уже точно никто не поет обрядовых песен на свадьбе.

Есть некоторые моменты, объединяющие все народные песни – это символы.

Горькая полынь в русской народной поэзии - это символ тоски, печали. Тосклива и печальна была жизнь народа порабощенной Руси.

... Ну и вот, жена, те работница,

С Руси русская полоняночка...

Полоняночка, с Руси русская,

Она глазами лебедей стережет,

А руками кудель пряжет,

А ножками колыбель колышет...

Такие образы, как месяц - символ отца, солнце - матери и звезды - детей, а также месяц-молодец (муж) и зорюшка-девушка (жена).

Довольно широко в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Так, символом молодца в них чаще всего являются соловей, сокол, селезень и голубь. Символом девушки в них являются белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, в песнях выступает серая кукушка.

Еще шире, чем из мира птиц и животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов выступают предметы растительного мира. Например, очень часто символом девушки в них являются белая береза, калина, малина и сладка вишня. Птица клюет вишню - молодец сватает девушку и т. д.

Символом женщины в народных лирических песнях, как правило, являются груша, сосна, рябина и осина.

В качестве символа молодца в народных песнях чаще всего выступает дуб, а иногда хмель или виноград.

Свадебные песни были и веселые (для гостей), и грустные (невесту оплакивали).

Заключение

В дружном кругу, в одиночестве и в шумной компании, в минуты радости и печали - повсюду с нами песня. Старинные и современные, задушевные и распевные задорные и озорные - все они в наших сердцах. Поэтическое содержание песен отражает различные стороны быта, семейных и социальных отношений, мыслей и чувств русского народа. С особым почтением, русский человек относился к песне, и не только потому, что она сопровождала его от рождения до смерти, но и, вероятно, потому что для исполнения песни требовалось особое, возвышенное состояние души. Народная песня и исцеляла, и утешала, воспитывала и поучала, предостерегала и веселила, забавляла и высмеивала. «Веселуха», «У нас нонче субботея», « Рассыпала Маланъя бобы...».

Не стоит удивляться, почему наш народ так трепетно относится к пению и песне. Песня, во всех ее проявлениях, была естественной потребностью самовыражения. Только духовно богатый и талантливый народ мог создать, ценить и постоянно воссоздавать такие шедевры. Не зря говорят, что песня - душа народа.

Изучая русскую народную песню, с восхищением осознаешь, как она богата, щедра, талантлива, искренна, чиста. Песня отражала и хранила в памяти поколений историю нашей Родины!

В песнях раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств.

Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам. Песня учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.

Подобно вольной птице, песня не признает государственных границ и свободно перелетает из одной страны в другую. У народной песни завидная судьба. Исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты» и «шлягеры». А народная песня вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей другой эпохи.

На гулянье можно услышать веселую частушку или народную песню. А ребята из поколения в поколение передают загадки, считалки, дразнилки, не думая при этом, что они являются хранителями народной музыкальной мудрости.

Вот в этом бессмертии и заключается великая тайна национального характера народной песни. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество, не является одной из высших духовных ценностей русского народа.

Материал работы может быть использован на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Литература

    Алексеева О. И. Русская народная песня как этнокультурный концепт: Белгород, 2006

    Кнызева Д. В. Истоки возникновения и формирования русской комической оперы последней трети XVIII века в тесной связи с изучением народной песни. 2011

    Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1987.

"РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА". Статья Ирины Скорик о русской песне.

РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА

Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда - их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру

Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?

Все очень просто. Интонации русской песни - интонации русского народа - это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

Народная мудрость гласит - «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня - это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни - это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание.

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности. Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры. Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней: «Однозвучно гремит колокольчик» - И. Макаров, «Варяг» - Я. Репинский, «Вечерний звон» - И. Козлов, «Лучинушка» - Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу - русская народная песня.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.

С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы - солдатки, о той доле, которая подстать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка » и др.)

Ой, ты, доля горькая - лучинушка,

Плачет в поле девичья краса,

Словно долю женскую - судьбинушку

У России - матушки взяла.

И наоборот - заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни - еще одна грань народного характера.

Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене - свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня - духовное отражение православия на Руси.

И самое главное - русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.

Это своеобразная летопись, хранимая народной памятью. Народно-эпические баллады, сказания руны воссоздают картины седой древности, величие и героизм народа. Песни о великих русских победах, о наших дедах, потомках русских богатырей, поднимают дух величайшего патриотизма народа, который ощущает неразрывную связь своего прошлого с настоящим («Варяг», «Дело было под Полтавой», «Сусанин», «Солдатушки - ребятушки», «Ермак » и др.)

Русская песня - живая исповедь нашего народа. Она отражает не только положительные черты русского духа, но и подлинно исторические события, порою глубоко отрицательные. Такие песни, как «Из-за острова на стержень», «Дубинушка», «Хаз Булат удалой», «Александровский централ» - говорят о сложнейшей многострадальной судьбе России. В них откровенно исповедуются самые страшные, смертельные грехи - убийство, язычество, вольнодумство, вероотступничество, цареубийство:

Но настанет пора и проснется народ, Есть преступники большие

Разогнет он могучую спину. Им не нравился закон

И на бар, на царя, на попов и господ, И они за правду встали

Он отыщет покрепче дубину. Чтоб разрушить царский трон.

«Дубинушка» «Александровский централ»

Но, надо отдать должное - таких песен мало. Ведь идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия - страна, где народ любовно называет свою родину святою - «Русь святая!»

Русь святую разоряют, Ты бери коня,

Нет уж сил владеть собой: Что не лучшего,

Бранный жар в крови пылает, Ты беги, беги, мать,

Сердце просится на бой! Во святую Русь.

«Вспомним, братцы, Русь и славу» «Как за речкою, да за Дарьею»

Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство - православная вера наших предков.

Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.

В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.

Особая отличительная черта русских песен - отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями - земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:

«Вспомним братцы, Русь и славу,

И пойдем врагов разить.

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в рабстве жить.»

(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)

Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ,

И откуда что берется,

Прямо к сердцу так и льнет.»

(«Что за песни»)

Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками - это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.

Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель - уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.

Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим - это несколько эстрадированный, веселящий ни к чему не обязывающий городской современный фольклер, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».

Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.

Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» - символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд, которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.

Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия - это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.

Русская песня - это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

А все, что происходит сейчас - вне истинной культуры - это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!

Ирина Скорик, г. Санкт-Петербург, 2001 год