Большая коллекция азбук для малышей. Занимательное азбуковедение. Веселый алфавит для детей, дошкольников, первоклассников. Праздник Букваря, прощание с Букварем в начальной школе. Методическая копилка. Стихи детские - длинные Как выглядит цапля

Слон, на Первое Апреля,
Был к мартышке приглашён.
Но сказал он: «Я не верю!»
И на праздник не пришёл.

Также Тигр и Лисица
К обезьяне не пошли.
А могли бы угоститься,
Коль поверили б они.

На обеде у мартышки
Собралась лишь малышня:
Белки, зайчики-трусишки,
Пару ёжиков, да я.

Мы конфеты с ними ели
За игрушечным столом.
Лишь в стороночке сидели
Мой тигрёнок со слоном.


357
Куплено и принадлежит сайту.

Две заколки, две резинки
И плетеная корзинка,
Кукла Барби, пазлы, краски,
Два альбома и раскраски,
Мячик, ролики, скакалка,
Бусы, красная панамка,
Зонт, очки, тарелка с чашкой
И в придачу кошка Дашка.
Что же это? Переезд?
На каникулы отъезд?
Генеральная уборка?
Или так, перестановка?
Нет!
Вика в школу собралась -
Поступает в первый класс!
Все добро сложила,
Чтоб не скучно было.


188
Куплено и принадлежит сайту.

Мне приснился страшный сон,
Что я по уши влюблен!
Но не в Аллу Пугачеву
И не в «Мисс-2005»,
Даже не в Наташу Львову,
Что всегда дает списать.
А приснилось мне, друзья,
Что влюблен в Полину я.

В некрасивую девчонку
С первой парты у окна
С неприятной рыжей челкой,
Закрывающей глаза.
За собой следить не хочет,
Ходит в платьице в цветочек.

В ту Полину с длинным носом
И веснушчатым лицом,
Что все время носит хвостик
С отвратительным бантом,
Над которой все смеются
И дружить с ней не берутся.

Я проснулся как в кошмаре-
Фу, какой ужасный сон!
Расскажу-ка его маме,
Чтобы вдруг не сбылся он.
Но уже звенит звонок,
Я помчался на урок.

Вот сидит Наташа Львова,
Вот и все мои друзья.
Вдруг гляжу я - что такое?
Парта первая пуста.
За второй Горелов Дима.
Что случилось? Где Полина?

“А Полина нездорова,-
Мариванна говорит,-
Ты сходи, Наташа Львова,
Ее завтра навестить”.
“Я схожу!” – хотел я крикнуть,
Но не смог и рта открыть.

Две недели просыпался
Раньше я на полчаса,
Спозаранку в школу мчался –
Нет, Полина не пришла.
Может, что еще случилось?
Обостренье получилось?

Вот сидим мы на уроке,
Я сегодня у доски.
Вдруг Полина в класс заходит,
Робко смотрит сквозь очки.
Я на миг остолбенел
И до пяток покраснел.

Как сверкает ее челка!
Словно солнышко горит
И совсем в глаза не лезет,
Как Наташа говорит.
И очки идут ей очень
Как и платьице в цветочек.

У нее не нос, а носик,
А веснушки как горят!
Аккуратный рыжий хвостик
Украшает синий бант.
Кто придумал, что Полина
Неумна и некрасива?

Не пойму – и как я раньше
Ничего не замечал?
Ведь красивее Полины
Я девчонки не встречал.
Ах, какой чудесный сон!
Хорошо, что сбылся он.

Мы уже идем со школы,
Вон бегут мои друзья.
Там идет Наташа Львова,
А с Полиной иду я.
Я несу ее портфель,
Все завидуют теперь!


Стихи детские - длинные
178
Куплено и принадлежит сайту.

У Артема день рожденья!
Он сегодня целый день
Принимает поздравленья
И подарки от гостей.
Подарили очень много
И игрушек и конфет,
Ведь ему не пять, не восемь,
Ему ровно десять лет!

Праздник выдался на славу,
Гости стали уходить.
Тут Артем подходит к маме
И серьезно говорит:
- Вот и все, теперь я взрослый,
Я сейчас гулять пойду.
Ты не жди меня сегодня,
Очень поздно я приду.

И когда же ты вернешься?
Если это не секрет.
- Утром. Мне ведь уже можно,
Мне сегодня десять лет!
- Вот и славно, мой хороший,
Как я этого ждала,
Будешь мне теперь помощник,
Убирай-ка со стола.

Перемоешь всю посуду,
Подметешь на кухне пол.
Пыль в квартире вытри всюду,
В зале вычисти ковер.
А подарки нам придется
Деткам маленьким отдать,
Все равно ты уже взрослый
И не будешь в них играть.

Посидел Артем, подумал,
Свесив голову свою
И сказал: - Я передумал,
Никуда я не пойду.


129
Куплено и принадлежит сайту.

Неужели слаб мой разум?
Прокричала наша мама.
Я клала конфеты, в вазу,
Чуть побольше килограмма.

Что случилось? Что, за чудо?
Ваза быстро опустела.
Может это, в мой рассудок,
Мысль конфетная засела?!

Как такое может быть?
Убежали все конфеты.
Значит стоит объявить,
Для конфет, у нас, запреты!

Мы, с сестрицею, молчали,
Теребили бантики.
В кулачках своих сжимали,
От конфет, все фантики.


118
Куплено и принадлежит сайту.

Я просил велосипед,
Вы сказали – денег нет,
Завести хотел собаку,
Отказали мне, однако.
Попросился на каток,
Говоришь – в другой разок.
Захотел игру, а папа,
Говорит – сначала брату.
Ну скажи на милость -
Где же справедливость?

Мама выслушала сына
И с улыбкой говорит:
- Игры, сладости, машины
Надо, милый, заслужить.
Я прошу – помой посуду,
Отвечаешь ты – не буду.
Погуляй сегодня с братом,
Ты кричишь – холодновато.
Как игрушки собирать,
Ты скорей бежишь гулять.
А при слове пылесос
Ты вообще воротишь нос.
Ну скажи на милость –
Где же справедливость?

Влад нахмурился упрямо,
С мамой спорить – смысла нет.
Вот какие эти мамы –
Ну на все найдут ответ!


115
Куплено и принадлежит сайту.

Перемена – перемена!
Дети справа, дети слева.
Все бегут куда-то, мчатся,
Кто куда – не разобраться.
Тут и третий класс и первый
И вторые подоспели.
Ой, а где четвертый «А»?
У них в классе тишина.

Им сейчас не до веселья
Надо им принять решенье,
Как помочь Наташе Львовой.
У нее сегодня горе.
Больше всех она трудилась,
На пятерки лишь училась,
А сегодня, вот беда,
По диктанту вышло два.

Горько-горько она плачет:
- Что теперь мне мама скажет?
Как я двойку покажу?
Что я папе расскажу?
Подошла подруга Маша:
- Не волнуйся ты, Наташа,
Вдруг они не будут злиться
С каждым может ведь случиться.

А чего тут волноваться?
Удивился Коля Братцев,
- У меня, вон, десять двоек,
И пока что я спокоен.
Подошла соседка Люда:
- Вот что сделаем, подруга,
Ты из дома убеги,
Пусть волнуются они.

Скажем им, что ты пропала,
Все забегают сначала,
Двойку сразу же простят
И начнут тебя искать.
Подошел отличник Вова:
- Нет, здесь надо по другому.
Ты к ним сразу подойди
И прощенья попроси.

Успокойся ты, Наташа, -
Вдруг сказал Макеев Саша, -
Вот, подумаешь, беда!
Вырви лист из дневника.
- Да, хорошая идея, -
Поддержал Анохин Женя, -
Или просто можно двойку
Переправить на пятерку.

Эй, Наташка, я придумал!
Закричал Максим Абдулин,
- Ты дневник сожги сначала,
Маме скажешь – потеряла.
Тут ребята загалдели:
Нет, не надо! В самом деле!
Лучше вот как! Или так!
Или может быть вот так!

Все советуют Наташе,
Но Наташа плачет дальше.
Подошел тогда Никита
И сказал он деловито:
- Я домой к тебе пойду,
Сам про двойку расскажу.
Объясню – мол, так и так,
Я один тут виноват.

Весь диктант тебе мешал
И подумать не давал.
Так что ты из-за меня
Принесла сегодня два.
Подошла подруга Маша:
- Повезло тебе, Наташа.
С таким другом единицу
Можно даже не страшиться!


Стихи детские - длинные
110
Куплено и принадлежит сайту.

А З Б У К А.

Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.

Бегемот разинул рот -
Булку просит бегемот.

Воробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.

Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже.

Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.

Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.

Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.

Hосорог бодает рогом -
Hе шутите с носорогом.

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он - осел.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот -
Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой,
то-то теплое местечко.

Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.

Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.

Ходит по лесу хорек -
Хищный маленький зверек.

Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.

Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты - силач:
Шар земной несешь, как мяч.

Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.

Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.

Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.

Куд-куда! – кричит наседка
Непослушным своим деткам.
- Не ходите далеко!
Марш на место! Ко-ко-ко.
Но не слушают цыплятки
И играют с мамой в прятки.
- Пи-пи-пи! – пищат они, -
Ты сначала нас найди.


79
Куплено и принадлежит сайту.

Проснулся утром петушок,
Расправил красный гребешок,
Сел на забор и стал кричать:
- Кукареку! Пора вставать!
Потише, Петя, не кричи,
Алису нашу не буди.
Пускай поспит еще часок,
Хороший, милый петушок.


65
Куплено и принадлежит сайту.

Стихи про буквы поэта С.Я.Маршака интересны и поучительны. Про буквы, алфавит, азбуку Самуил Яковлевич Маршак знал всё. Иначе он бы не написал столько прекрасных стихотворений для детей и взрослых, не сделал бы множество великолепных переводов. Буквы были послушны автору Маршаку. Они становились красиво в ряд, образуя правильные слова, словосочетания, предложения, и, в конечном итоге, замечательные стихи, читаемые и перечитываемые миллионами.

«Весёлая азбука про всё на свете»
Автор стихов: Самуил Маршак

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Гриб растёт среди дорожки, —
Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка — тоже.

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

Звёзды видели мы днём
За рекою, над Кремлем…

Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.

Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.

Мёд в лесу медведь нашел, —
Мало мёду, много пчел.

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот —
Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон —
Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой, —
То-то теплое местечко!

Ученик учил уроки —
У него в чернилах щёки.

Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленький зверёк.

Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч!

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.

Юнга — будущий матрос —
Южных рыбок нам привёз.

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.

Вырастет ещё не одно поколение, которое будет изучать буквы с помощью познавательной азбуки С.Я.Маршака. Буквы для поэта были, словно живые. Причём ни одной из них С.Я.Маршак не отдавал предпочтение. Они все были для него одинаково важны.

Знаешь буквы А, Бе, Це?
Сидит кошка на крыльце,
Шьет штанишки мужу,
Чтоб не мёрз он в стужу.

Когда Самуил Яковлевич сочинял стихи про буквы, он старался уделить внимание каждой из них. Ведь в русском языке нет второстепенных букв. Если потеряется или заблудится хотя бы одна из них, то нужное слово никак не сложится. А если не найдутся нужные слова, то потеряется смысл. И начнётся хаос и бардак.

Алик — авиатор (это значит — летчик) —
Алым самолетом режет облака.

Боря — барабанщик.

Влас — водопроводчик.

Глеб — гранатометчик, меткая рука.

Дима —
Детский доктор. Ходит он в больницу.

Ева —
Ездит в цирке на коне верхом.

Женя —
Жница в поле.
Жнёт она пшеницу.

Зинаида —
Зодчий.
Значит, строит дом.

Игорь — самый главный
Инженер завода —
Из фанеры строит новый пароход.

Костя капитаном будет парохода,
К берегам Камчатки Костя поплывёт.

Лёня — лучший лоцман. Он через пороги
Лодок, пароходов водит караван.

Миша машинистом служит на дороге,
Мчится днём и ночью — в бурю и в туман.

Николай — наборщик. Он за буквой букву
Набирает в строчки опытной рукой.

Осип —
Огородник,
Он копает брюкву.

Павел —
Пограничник,
Парень боевой.

Родион —
Рабочий,
Рудокоп в Донбассе.

Соня —
Санитарка.

Толя —
Тракторист.

Умная
Ульяна
Учит деток в классе.

Федя —
Физкультурник, первый футболист.

Харитон — художник. Он для вас картинки
Хорошо умеет кистью рисовать.

Цезарь вам картинки вытравит на цинке,
Цинковые доски передаст в печать.

Чарли — это черный мальчик-африканец.
Чужестранцам Чарли чистит башмаки.
Чёрною суконкой он наводит глянец,
Часто получая только тумаки.

Шура — славный штурман.
Штурмовал он льдины.
Шквал ему не страшен, в стужу он не мёрз.

Щёлкают копыта. Это с Украины
Щорс верхом несется, настоящий Щорс.

Эрик, мой приятель, чинит выключатель.
Это наш электрик, слесарь и монтёр.

Юрий будет дельным
Юнгой корабельным.
Юрий любит бури и морской простор.

Яков — знаменитый маленький садовник —
Яблони и груши вырастил в саду,
Ягоду малину, ягоду крыжовник.

Я на днях учиться к Якову пойду.

Стихи про буквы интересны и необходимы многим, но особенно они нужны маленькому читателю, который только начинает познавать волшебный мир строчных и прописных (заглавных) букв. Буквы — они все разные, тоненькие и толстенькие, длинные и коротышки, с хвостиками и без. Но они все одинаково важны и нужны нам.

ЛЕСНАЯ АКАДЕМИЯ

(Азбука Сергея Михалкова по старинной детской песенке)

Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.

Академия открыта!
От зари и до зари
Насекомые лесные
Изучают буквари:


А А кула, Б Б ерёза,
В В орона, Г Г роза...
– Шмель и Муха, не жужжите!
Успокойся, Стрекоза!

Повторяйте, не сбивайтесь:
Д Д орога, Е Е нот...
Повернись к доске, Кузнечик!
Сел ты задом наперёд!

Ж Ж уравль или Ж аба,
З З абор или З мея...
– Не смеши клопа, Комарик,
Пересядь от Муравья!

И И голка, К К рапива,
Л Л ичинка, Л ипа, Л уг...
– Ты кому расставил сети?
Убирайся, злой Паук!

М М едведь, М ышонок, М оре.
Н Н алим, а О О лень...
– В академию не ходят
Те, кому учиться лень!

П П етрушка,
Р Р омашка,
С С учок или С морчок...
– Таракан, не корчи рожи!
Не подсказывай, Сверчок!

Т Т равинка, У У литка,
Ф Ф иалка, Х Х орёк...
– После первой перемены
Мы продолжим наш урок!

Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало –
Только ползать и летать!
(С. Михалков)

ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ

(Самуил Маршак)

А ист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.

Б егемот разинул рот -
Б улку просит бегемот.

В оробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.

Г риб растет среди дорожки,
Г олова на тонкой ножке.

Д ятел жил в дупле пустом,
Д уб долбил, как долотом.

Е ль на ежика похожа:
Ё ж в иголках, ёлка тоже.

Ж ук упал и встать не может,
Ж дет он, кто ему поможет.

З везды видели мы днем
З а рекою над Кремлем.

И ней лег на ветви ели,
И глы за ночь побелели.

К от ловил мышей и крыс,
К ролик лист капустный грыз.

Л одки по морю плывут,
Л юди веслами гребут.

М ед в лесу медведь нашел:
М ало меда, много пчел.

H осорог бодает рогом -
H е шутите с носорогом.

О слик был сегодня зол:
О н узнал, что он - осёл .

П анцирь носит черепаха,
П рячет голову от страха.

Р оет землю серый крот -
Р азоряет огород.

С пит спокойно старый слон,
С тоя спать умеет он.

Т аракан живет за печкой,
Т о-то теплое местечко.

У ченик учил уроки -
У него в чернилах щеки.

Ф лот плывет к родной земле,
Ф лаг на каждом корабле.

Х одит по лесу хорек -
Х ищный маленький зверек.

Ц апля важная, носатая
Ц елый день стоит, как статуя.

Ч асовщик прищурил глаз:
Ч инит часики для нас.

Ш кольник, школьник, ты - силач:
Ш ар земной несешь, как мяч.

Щ еткой чищу я щенка,
Щ екочу ему бока.

Э та кнопка и шнурок -
Э лектрический звонок.

Ю нга, будущий матрос,
Ю жных рыбок нам привез.

Я год нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.

(С. Маршак)

Азбука С.Я. Маршака на видео

ЧИСТОГОВОРКИ

(Азбука-зарядка для язычков ребяток Тамары Крюковой)

А

А нтилопе к именинам
Подарили а пельсины,
А брикосы, а нанасы
И ещё бочонок кваса.

Б

Б обры б ригадой б ойко
Б ревно несли на стройку,
Чтоб выросла плотина
На речке у б ыстрины.

В

В орона в арила в аренье из в ишен
И запах чудесный повсюду был слышен.
В есь день в оробьи-поварята без лени
В ороне клевать помогали в аренье.

Г

Г ромадная г орилла
Г иббону г оворила:
«По г ороскопу мне давно
Стать человеком суждено».

В

В д ождь д ракон совсем промок.
Он д ышать огнём не мог.
Не на шутку простудился –
В д инозавра превратился.

Е

Е ле-е ле два е нота
Тёрли пемзой бегемота.
Но е два отмыли спину,
Как нырнул чистюля в тину.

Ё

«Жалко Ё лку: – думал ё жик,
Не побегать ей без ножек».
Удивлялась ё лка: «Ё ж,
Без корней ты как живё шь?

Ж

Ж ук давно ж елал ж ениться,
Без ж ены ж ить не годится.
Взял бы ж уж елицу в дом,
И ж ужж али бы вдвоём.

З

З убрята решали з адачи,
З убрята з убрили з адания,
Ведь з убрами стать – это з начит:
Иметь глубочайшие знания.

И

И шак говорил: «Дорогие друзья!
И риски и и рисы спутать нельзя.
И риски жуют безо всякой причины,
А и рисы – с пользой. В них есть витамины».

Й

Эй , поскорей -ка меня догоняй !
Ай , но за хвостик меня не поймай !
ой , лучше спрячусь за шкаф у стены.
Игры с котами для мышек вредны.

К

К енгуру к упила к рупы
И к очан к апусты к рупной.
Только жалко, что к очан
Не полез в её к арман.
А теперь она на рынок
Не идёт без двух к орзинок.

Л

На л угу под л опухом
У л ягушки л етний дом.
А в болоте л ягушачьем
У неё большая дача.

М

М акака в м анишке,
В м ундире м артышка
Отправились на м аскарад.
Но даже под м аской
Тотчас по гримаскам
Узнал обезьян стар и м лад.

Н

Н епременно н ужно н орке,
Чтоб такси подали к н орке.
Ясно – в н орковом манто
Н е пойдет пешком н икто.

О

О сень о зеро нарочно
Застеклила этой ночью.
Будет о куню с семьей
В нём не холодно зимой.

П

П ингвин, п оплавав в море,
Сидел на п ляже снежном
И думал: «Как прекрасно
На южном п обережье!»

Р

Р осомаха, встретив р ысь,
Прорычала: «Постыдись!
Почему ты без хвоста?
Р азве это красота?
Р ысь сказала: «На природе
Быть с хвостом теперь не в моде».

С

С тать с крипачом с обрался с лон,
Но с лышит с мех со всех с торон:
«Возьми не с крипку – контрабас,
Тебе он будет в самый раз».

Т

Раз в т роллейбусе т юлень
К т ётке ехал в будний день.
В т олчее и т олкотне
Он мечтал о т ишине.
Если т рудный путь и длинный,
Лучший т ранспорт – это льдина.

У

У тят у чила у тка-мать
У литок на лугу искать.
У литки на лугу без шуток
У чились прятаться от у ток.

Ф

Ф илин расфрантился,
Во ф рак принарядился.
Ф илину охота
Красивым быть на ф ото.

Х

Х оть куда у х рюшек х ор!
В нем Х авронья – дирижёр.
А в х орошую погоду
Х рюшки водят х ороводы.

Ц

Ц елый день ц арёва дочка
Водит ц аплю на ц епочке.
Ц апля ц апнула девицу:
«Не хочу с тобой водиться.
Я тебе не пёс ц епной,
На ц епи ходить с тобой».

Ч

Ч етыре ч ерепахи ч итали два ч аса.
Ч етыре ч ерепахи сказали: «Ч удеса!
Ч асами мы ч итали прилежно вчетвером,
Но что к чему, ей богу, ничуть мы не поймем».
Да, если ты надумал ч асочек почитать,
То книгу вверх ногами не следует держать».

Ш

Ш есть мышат ш агают в ш колу,
Ш аловливых и весёлых.
На уроках ш есть мышат
Ш елестят, ш умят, ш уршат,
Тише, кот сюда спешит.
Ш мыг – и в школе ни души.

Щ

Щ ука щ учила щ урят:
«Не глотайте все подряд!
Щ епки, щ етки, хлам железный
Щ укам вовсе не полезны».

Ъ

Гном на праздники испёк
Удивительный пирог.
Объеденье – без изъ яна.
Необъ ятный – врать не стану.
Сто гостей его не съ ели -
Без обмана, в самом деле.
Объ яснить? Все очень просто:
Муравьями были гости.

Ы

Кры сы бы стро ры ли ход,
Чтоб не знал об этом кот,
Чтобы мы ши из буфета
Сы р таскали и конфеты.

Ь

Раз в апрель ский ясный день
Старый пень бодал олень .
«И не лень ?» - спросила рысь .
А олень ей: «Отвяжись !
Вам, безрогим, не понять -
Нужно мне рога чесать ».

Э

Э льфы и э хо в прятки играли:
Пряталось э хо, а э льфы искали.
Э х, ну и трудно найти его было!
Разве что э льфам такое под силу.

Ю

Ю ла поёт: «Не устаю
Ю лить я и крутиться.
Пока танцую - я стою,
И не хочу свалиться.

Я

Я щерица неспроста
Появилась без хвоста,
Днём на я рмарке гуляла,
Хвост на я блоки сменяла.

(Т. Крюкова)

Цели праздника:

  • мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
  • способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Оборудование: празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.

Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.

Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.

Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.

Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Вбегает Буратино.

Буратино: Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?

Дети: научились!

Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.

Дети соглашаются. (Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?

Дети: Азбука!

Мальвина: А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.

(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.

Выходит Азбука.

Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.

Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?

Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.

Мальвина: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике.

Азбука: Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?

Дети поют частушки

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.

Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я люблю вашу книжку
Одним махом “проглочу”!

С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг –
Уважаю с детства труд!

Почему малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Мальвина:

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!

Ученики читают стихи из азбуки

А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.

В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.

Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.

Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.

Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.

И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.

К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.

М: Мед в лесу медведь нашел-
Мало меду, много пчел.

Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!

О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осел.

П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.

С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.

Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.

У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.

Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.

Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.

Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.

Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.

Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.

Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!

Ведущий: Молодцы! Мы рассказывали стихи известного детского поэта. Чтобы узнать его фамилию, нужно отгадать кроссворд. Готовы? Вспомните сказку про глупого мышонка. Её написал этот же автор. Какие животные качали глупого мышонка?

Мальвина: Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).

Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем о них стихи.

Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жал, меня теряют!

Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь
И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!

Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны!

Мальвина: Ребята, сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.

Отгадайте буквы по их описанию.

Дети читают стихи

1. Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква….

2. Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла….

3. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув, баранкой ногу?

4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три….

5 .Ты с этой буквой знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок…

Физминутка.

Мальвина: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?

Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.

Мальвина: Продолжаем наш разговор о звуках и буквах. Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами?

Сценка “Азбука”

Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!

Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы по всюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Буквы: Встань на место!

Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!

Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!

Буква С: “Срам!”

Все кричат.

Буквы: Воображала!

Буква П: “Попробуй потолкуй с такой особой!”

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы: Хорошо, идем на спор!

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!

Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!

Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!

Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Буква О: О от смеха покатилась!

Буква А: А за голову схватилась!

Буква Б: Б схватилась за живот…

Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!

Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!

Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!

Азбука: Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки – Борис Заходер. Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг. А знаете ли вы, когда бала напечатана первая азбука на Руси? В 1574 году. В этом году “Азбуке” исполняется 435 года.

Ведущий: Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово “первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самой длинное слово? (Киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)

(Раздается стук в дверь)

Мальвина: Ребята, кто то к нам пришел в гости!

(Звучит музыка заходит Старуха Шапокляк)

Мальвина: Здравствуй гостья дорогая, приходи скорей сюда!

Шапокляк: Да, первый класс - это первый шаг во взрослую жизнь, шаг этот трудный, потому что “Нынче в школе первый класс, вроде института”.

Шапокляк: Попробуйте угадать героя сказки.

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это Доктор …

2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее?

3. Всех он любит неизменно
Кто к нему не приходил
Догадались это Гена,
Это Гена …

4. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос?

Шапокляк: Какие вы молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А сейчас мне пора, побегу к другим ребятам! До свидания, ребята!

(Шапокляк уходит)

Азбука: Молодцы! А теперь выходите буквы: А, Я, О, В, С, Н, К.

Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово. (Овсянка)

Сценка “Овсянка”

А у меня дома овсянка!

Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

Как я люблю овсянку!

И я люблю!

Она жёлтая, красивая такая!

И вкусная. Особенно с молоком!

Как это- вкусная?

Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!

Да ты про что говоришь?

Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

И я про овсянку!

Ты про какую овсянку?

Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица!

Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.

Идем ко мне – мою овсянку слушать!

Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами мы встречались на страницах Азбуки? (Коса, ручка, ножка, замок)

Мальвина: Азбука, ребята отгадали все загадки. А теперь твоя очередь отгадай, какую сказку покажут вам дети.

Ребята показывают сказку “Репка”

Азбука: Хорошо нам понравилось ваше выступление. Но пора спешить к другим ребятам, которые не научились читать.

Буратино: Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?

Азбука: А это мой сюрприз. Я привела к вам старшую сестру – Книгу для чтения.

Звучит музыка. Выходит Книга для чтения

Книга для чтения: Здравствуйте, ребята. Я – Книга для чтения. Надеюсь мы подружимся.

Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!

Мальвина: И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.

Азбука: Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!

1. Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.

2. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!

3. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

Азбука уходит

4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
И вот за это я благодарю
Первую нашу книгу – Азбуку!

Дети исполняют песню “Азбука!”

Мальвина:

Всем мы сегодня говорим
“Спасибо” Азбуке.
От Азбуки на память вам
Подарки подарю.

Звучит музыка. Мальвина и Буратино вручают подарки

"Цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя". Детский стишок вызывает улыбку, а воображение рисует большую птицу с длинным клювом, очень длинными тонкими ногами и длинной шеей, изогнутой буквой S. Эти птицы известны своей привязанностью к мелководьям, где стоя на одной ноге могут часами выслеживать рыбу.

Цапли относятся к отряду аистообразных (голенастых) и семейству цаплевых. Настоящие цапли образуют одноименный род, который включает 14 видов птиц, схожих по строению и образу жизни, но отличающихся величиной и окрасом оперения.


Из-за неуклюжей семенящей походки на Руси цаплю называли "чаплей" или "чепурой". Похожие названия птицы прослеживаются во всех славянских языках, потому что происходят от общего слова "чапать".

Как выглядит цапля

Это крупные птицы ростом от 80 - 100 см и выше. Средний вес цапли составляет около 1,5 - 2 кг, самцы немного тяжелее самок и других внешних половых отличий в роду птиц не обнаружено.

Тело цапли удлиненное, плотное и массивное. Глядя на фото цапли в глаза бросается ее длинная шея - уникальная и отличительная часть тела этих птиц. Если остальные аистообразные в полете вытягивают шеи далеко вперед, то цапля наоборот складывает шею таким образом, что ее затылок ложится на спину.

Ноги цапель длинные и тонкие, оканчивающиеся 4 пальцами: 3 направлены вперед, один назад. На когте среднего пальца растет особенно длинный зазубренный коготь, который играет важную роль в гигиенических процедурах. Из обломанных кончиков перьев на теле птиц образуются так называемые пудретки - своеобразная пудра, необходимая птицам для смазывания перьев, чтобы они не слипались от слизи поедаемых рыб. Здесь и помогает длинный коготь, которым цапля "пудрит" свое оперение.

Длинные закругленные крылья цапель с размахом около 2 м хорошо приспособлены для длительных перелетов. Взлетают цапли интересно: сначала птица совершает частые взмахи и отрывается от поверхности, но ноги не поджимает и какое-то время они свободно болтаются в воздухе. У набравшей высоту цапли полет медленный и спокойный, а длинные ноги вытянуты в струну и отставлены далеко за корпус.

Узкий длинный клюв цапли - превосходный инструмент для добывания пищи, им птицы с легкостью прокалывают рыбу и убивают грызунов размером с молодого кролика. Клюв цапли имеет слегка сплюснутую с боков форму и вырастает до 13 - 15 см. Цвет клюва бывает от бледно-желтого до темно-коричневого.

Оперение цапель густое и рыхлое и разнообразием окрасов не отличается. Превалирующие цвета - серый, белый и черный, только основное оперение рыжей цапли каштаново-бурое. У многих видов затылок украшен хохолком из длинных перьев.


Серая цапля через мгновенье готова подняться в синее небо.

Ареал и образ жизни

Цапли распространены по всему миру. Обитатели северных регионов перелетные птицы, зимующие на юге. Некоторые из них остаются на зиму в местах гнездования при условии незамерзающих водоемов.

Большинство цапель живут возле пресных озер, отдельные колонии встречаются у солоноватых водоемов и морей. Главное для птиц - мелководье, где они могут добывать рыбу и высокие деревья для гнездования. Не живут цапли только в густых лесных массивах, пустынях и высокогорных районах.

Иногда цапель можно встретить в поселениях, расположенных неподалеку от водохранилищ, а также в черте города.

Определенного времени сна и бодрствования эти птицы не придерживаются, могут быть активны днем и ночью, хотя охотиться предпочитают на рассвете и на закате. Большую часть времени цапли добывают пищу, но не столько кормятся, сколько выслеживают добычу, стоя в воде с поджатой ногой.


Серая цапля с пойманой рыбёшкой.

Чем питаются цапли

Каждая цапля практикует свой метод добывания пищи. Одни терпеливо выстаивают на одной ноге в зарослях камыша, другие бродят вдоль берега со сложенной шеей, взбалтывая воду длинными ногами. Некоторые распахивают крылья, затеняя участок воды и разглядывают, что творится у них под ногами.

Как только жертва попадает в поле зрения, цапля молниеносно распрямляет шею и схватывает добычу поперек тела. Затем ловко перебрасывает вдоль клюва и глотает целиком, головой вперед. Крупную пищу цапля рвет на части, долбит клювом и ломает кости.

Моллюски, ракообразные, амфибии и крупные насекомые обязательно присутствуют в рационе цапель. Не брезгуют птицы мелкими животными и охотно поедают водяных крыс, мышей и кротов. При случае воруют добычу у выпей, бакланов и чаек, но и сами становятся жертвами грабежа других птиц, например, серых ворон.

Вблизи человеческого жилья цапли охотно питаются отбросами и продуктами переработки рыбоводческих хозяйств.


Большая белая цапля в полёте.

Особенности размножения

Самки созревают в годовалом возрасте, половая зрелость самцов наступает к 2 годам. У особей обоих полов клюв и ноги в брачный период становятся интенсивного красного цвета.

Цапли моногамны, некоторые виды образуют пару на всю жизнь, другие только на один сезон. Обитатели тропиков не имеют привязки к определенному времени размножения. Мигрирующие популяции умеренного пояса гнездятся сразу после прилета: в марте - начале апреля.

В период гнездования большинство видов цапель образуют большие колонии из десятков и даже сотен пар. Гнезда строят высоко на деревьях, иногда в зарослях кустарника и тростника.

Спариванию предшествует весьма оригинальный брачный ритуал. Первым строить гнездо начинает самец, а затем призывает самку, стоя на гнезде в характерной позе с распахнутыми крыльями и запрокинутой в небо головой. Прилетает самка, привлеченная каркающими звуками и самец тут же ее избивает и прогоняет. Так продолжается раз за разом и чем позднее прилетает самка, тем скорее образуется пара, иногда без ритуала побоев и изгнаний.

Цапли спариваются и продолжают постройку гнезда. Самец приносит прутья и сухой тростник, самка их укладывает, одновременно защищая гнездо от посягательств соседей. Гнездо цапель выглядит как небрежно сваленная куча веток, его форма - перевернутый конус, со средней высотой 50 - 60 см с диаметром лотка около 80 см. Часто пара использует гнездо повторно, подправляя и достраивая каждый год.

Выведение потомства

Самка откладывает от 3 до 9 зеленовато-голубых яиц, многие бывают заостренными с обоих концов, и сидит в гнезде поочереди с самцом. Цапли южных популяций насиживают кладку 3 недели, обитающие в умеренных широтах 26 - 27 дней. Первым вылупляется птенец из первого отложенного яйца и имеет все шансы на выживание.

Птенцы появляются на свет зрячими, покрытыми серовато-белым пухом и совершенно беспомощными. Родители выкармливают потомство попупереваренной пищей, которую отрыгивают из желудка.

Через некоторое время среди птенцов начинается жестокая конкуренция. Первый - самый сильный, ему достается больше пищи, он отбирает еду у слабых братьев и сестер, нередко отмечалось, что крупные птенцы поедали младших. Пока родители заняты добывание очередного корма, пищу у птенцов могут отнимать птенцы - соседи, уже способные летать.

В лучшем случае выживает половина потомства, нередко в гнезде остаются 1 - 2 самых сильных птенца. В возрасте 2 месяцев молодые птицы обретают способность к полетам и начинают кормиться самостоятельно.

В неволе цапли живут до 20 лет, в дикой природе их продолжительность жизни значительно меньше.

Виды цапель

На сегодняшний день наиболее изучены 12 видов цапель относящихся к роду настоящие цапли, большинство из них довольно многочисленны, но некоторые редки и находятся под угрозой вымирания. В семейство цаплевые также входят рода: белые цапли (10 видов), египетские цапли (1 вид), прудовые цапли (6 видов), тигровые цапли (3 вида) и другие. Выпи и кваквы также являются представителями семейства цаплевые.

Представители вида достаточно многочисленны и обитают на большей части Евразии и Африки. Наибольшее количество птиц отмечается в России, Китае и Японии. Это крупные цапли весом до 2 кг с характерным сизо-серым оперением спины и светло-серой нижней частью тела.



Серые цапли на высохшем дереве.

Большая серая цапля на утренней охоте.
Серая цапля на прогулке.
Серая цапля в полёте.
Серая цапля садится на воду, фото сделано в Израиле.

Эти ближайшие родственники серой цапли широко распространены в Новом Свете. Рост взрослой особи достигает 137 см при массе тела около 2,5 кг. Верхняя часть тела птиц окрашена в серый цвет, на длинной шее хорошо различимы черные, белые и коричневатые полоски. Затылок самцов украшает пучок черных перьев.



Большие голубые цапли на гнезде.

Многочисленный вид цапель, обитающих в Африке, Америке, Евразии, Австралии и Новой Зеландии. Взрослые птицы вырастают до 104 см и весят чуть больше кг. Отличительная особенность большой белой цапли - полностью белоснежное оперение.


Большая белая цапля, дельта Окаванго, Ботсвана.

Большая белая цапля - крупная болотная птица с длинными ногами, ростом 94-104 см.

Широко распространенная многочисленная популяция этих птиц обитает от Восточной Африки до южных азиатских регионов и Австралии. Очень напоминает большую белую цаплю, но имеет меньшие размеры тела.


Редкий, вымирающий вид цапель, живущих на севере Мьянмы, в Индии и Бутане. Это крупные птицы, ростом до 127 см темно-серого цвета с беловатой нижней частью тела.



Некрупная птица с каштаново-бурой нижней частью тела и серой спиной. Обитает в Африке и Евразии, образует 4 подвида, которые довольно многочисленны на всем протяжении ареала.


Рыжая цапля (Ardea purpurea).
Рыжая цапля в погоне за рыбой.

Абсолютно белые птицы с хохолком на голове и ярко-желтым клювом. Обитают в России, Корее и Китае, зимуют на островах Юго-Восточной Азии. Сегодня желтоклювые цапли причислены к уязвимым видам.



Желтоклювая цапля в полёте.

Вид мелких цапель с длиной тела около 45 - 55 см. Контрастный окрас оперения напоминает сорочий: темно-серая спина и голова и белая грудь. В большом количестве птицы водятся в Австралии, Новой Гвинее и на ближайших мелких островах.





Средних размеров птицы величиной около 85 см. Окрасом оперения напоминают серых цапель, но более темного цвета с черными отметинами на шее. Обитают к югу от пустыни Сахара и на острове Мадагаскар. Состояние популяции черношейной цапли не вызывает опасений.



Черношейная цапля собирает прутики для гнезда.

Вымирающий вид цапель, живущих на Мадагаскаре. Это средней величины птицы длиной около 90 см с серо-сланцевым окрасом оперения.


Очень многочисленный вид птиц, обитающих по всей территории Южной Америки и близлежащих островов. Длина тела взрослых птиц составляет 95 - 127 см при весе до 2,5 кг. Брюхо птиц черное, голову украшает черная шапочка, шея и грудь белого цвета.



Крупнейший представитель рода, также известный под именем цапля-голиаф и цапля-великан. Рост птиц составляет 155 см, а масса тела достигает 7 кг. Оперение птиц серо-бурого цвета, шея и голова каштаново-бурые, подбородок окрашен в белый цвет. Многочисленная популяция птиц обитает по всему африканскому континенту южнее пустыни Сахара.



Исполинские цапли у водоёма.

Малая белая цапля относится к роду белые цапли. Внешне похожа на вид большая белая цапля из рода обыкновенные цапли.




Вид белая американская цапля относится к роду белые цапли. Обитает практически по всей территории Южной Америки и на юге Северной Америки. На Североамериканском континенте данный вид ведёт перелётный образ жизни.


Белая американская цапля поймала рака.

Американская белая цапля (Snowy Egret) - около 60 сантиметров длиной, питаются различными некрупными рыбами, ракообразными, рептилями и, иногда, насекомыми.