Священное дерево в индии 5 букв сканворд. Священные деревья индии. Деревья и цветы в буддизме

С незапамятных времен некоторым деревьям и растениям в Индии приписывались божественные свойства. Индуисты поклонялись им и почитали их, веря, что это принесет им удачу в их собственной жизни. Вечнозеленые деревья считались символами вечной жизни. Рощи деревьев в лесах
рассматривались как жилища Богов...

Баньян гордо занимает свое место в числе священных деревьев Индии.
Его надземные корни врастают в землю, формируя дополнительные стволы. Именно поэтому его называют Бахупада – многоногий, символизируя долгую и являясь воплощением божественного создателя Брахмы.
Это дерево непременно сажают напротив индуистских храмов. Считается даже, что в его многочисленных стеблях живут Боги и духи. Именно под баньяном восседали в трансе индуистские мудрецы в поисках просветления, под ним проводились собрания и выполнялись священные .
Некоторые баньяновые деревья достигают более 100 футов в высоту и более тысячи футов в обхвате. Неудивительно, что существуют поверия, что под одним деревом могут укрыться десять тысяч человек.
Баньяновое дерево упоминается в записках многих путешественников.
Бишоп Хебер (1825 г.) был так потрясен видом этого дерева, что он воскликнул: «Какое прекрасное место для поклонения!» путешественников даже побудили великого английского поэта Милтона сослаться на баньяновое дерево в своем «Потерянном рае».

В индуистской мифологии тамариндовое дерево называют Калапврикша, т.е. дерево, выполняющее желания и дарующее материальные блага.
Это дерево также считается священным и в буддистских книгах.

Другим великим деревом в Индии является Пипул , произрастающий во всех частях страны.
Это дерево считается наиболее древним, упоминания о нем содержатся во многих индуистских скульптурах как о священном дереве, поклонение
которому считается возданием дани почтения Божественной Троице – Брахме, и Шиве.
Кроме того, это дерево связано древними ведическими ритуалами поджигания жертвенного огня с помощью ветки дерева Пипул.
В каждой деревне есть свое специальное дерево Пипул ис старейшины деревни держат свой совет под его священной листвой.
Самым знаменитым является священное дерево Пипул в Гайе, под которым сидел перед тем, как он получил просветление.
С тех пор дерево Пипул также называют деревом Бо или Бодхи.
Кроме того, это дерево также считается символом плодородия и приходят поклоняться ему, прося подарить им потомство.

Другими священными деревьями являются Билва или орехотворка и Ашока, связанные с разными божествами.
Дерево Ашока считается деревом поклонения Каме, Богу любви, и по преданиям, его почки открываются и начинают цвести, когда его корней касаются стопы прекрасной девушки.
О дереве Билва с его трехлистниками, напоминающими Тришул или трезубец, находящийся в руках у Бога Шивы, упоминается в индуистской мифологии. Его плод считается очищающим кровь.

Помимо священных деревьев, существует также ряд священных растений, среди которых особенно выделяется Тулси – , которое растет в песчаной и парующей местности. Древняя разновидность базилика Тулси считается символом жены Бога
Вишну и индуисты поклоняются ему.
В домашних условиях Тулси выращивается в горшках и ежедневно почитается. Считается, что простое прикосновение к этому растению очищает
человека, а подарить веточку Тулси кому-либо означает защитить его от опасностей и трудностей.
Помимо этого, Тулси обладает медицинскими качествами. Его листья имеют приятный запах и используются в качестве эликсира от кашля.
Его листья жуют, чтобы помочь пищеварению и предотвратить другие недуги, такие как простуда и лихорадка. Неудивительно, что
за его многочисленные полезные свойства индуисты обожествили это растение.
Фанни Паркс, первый индофил, писатель и художник, специально упоминает о поклонении растению «Тулси». Она описывает ритуалы и
церемонию проведения «пуджи тулсии» и то, как его сажали в несколько пустых сверху колонн в Бенаресе, а верующие ходили вокруг этих колонн, поливая водой священное растение.

Дарбха или Куша – это священная трава, без которой не обходится ни один ритуал.
Это растение произрастает во влажном болотистом грунте. Оно шершавое на ощупь и заострено на концах.
Древняя гласит, что оно было создано во время пахтанья океана Богами и демонами. Рассказывается также, что когда Боги пили
амриту или нектар бессмертия, они уронили несколько капель на эту траву, тем самым, сделав ее священной. Она упоминается в
индуистских скульптурах и эпосах и используется в различных религиозных церемониях, поскольку считается, что она обладает свойством очищения всего.

Автор – известный писатель.

:) ***

У храма в Южной Индии значимых святынь - несколько. Помимо алтарей Деват, это тиртха - пруд для омовения, причем у него обязательно есть имя (например, в храме Каньякумари - это Патала Ганга тиртха, в Чидамбараме - Шива Ганга тиртха), и священное дерево - тоже у каждого храма свое. Постепенно я обнаружила для себя, что различные деревья - вообще очень важный элемент отношений индийцев с Высшим. Далеко не только лотос священен)

Дерево храма - или иначе, стхала врикша. В древности, когда вокруг святынь еще не строились храмы, лингам (если говорить о шиваитских местах) находился в пещере или под деревом, и дерево для святыни было защитником - чаитья врикша. Во многих легендах Риши и Деваты почитали сваямбху (самопроявленный) лингам под каким-либо деревом.

Многие храмовые комплексы и города вокруг них вырастали на месте лесов и поначалу носили имя деревьев. Например местность Мадурая носила имя дерева кадамба - Кадамбаванам. Дерево кадамба сейчас осталось как стхала врикша храма Минакши. Кадамба цветет просто невероятными цветами - они на фото ниже) на втором фото - священное дерево кадамба в храме Минакши.


Лесов, конечно, сейчас уже нет, но в храме, как правило, растет одно священное дерево. Так и в Чидамбараме - когда-то на этом месте были леса тиллаи (мангровые) - именно в лесу по легенде Шива совершил свой ананда-тандава танец. Храм появился намного позднее того, как появилась сама святыня, поначалу ее "охранял" лес) Сейчас берег реки отодвинулся от города на несколько километров, а с ним и мангровые леса (выглядят они так, как на фото ниже) . Но имя Тиллаи остается в названии храма, одно мангровое дерево растет на его территории как стхала врикша.


В храме Экамбарнатх стхала врикша - дерево манго; знаю, что некоторые из нашей группы прониклись тем местом, где оно в храме растет, медитировали рядом с ним). Это место - на фото


А еще мне нравится легенда, связанная с деревом джамбу - которое является стхала врикша в храме Джамбукешвар. Согласно этой легенде, Шива съел плод дерева джамбу и выплюнул его косточки. Преданный Шиве святой проглотил эти косточки, видя в них прасад. Позднее косточки проросли в святом, священное дерево выросло через его голову, и Шива даровал ему мокшу. Легенда о возможности видеть священное в незамысловатом и обретать через это милость. (на фото - плоды дерева джамбу, а также элемент гопуры храма Джамбукешвар, с эпизодом, где дерево уже проросло в святом и он милостью Шивы обрел мокшу).



Вообще, мне почему-то близко то, как в легендах растения естественно участвовали в возникновении святых мест. Есть легенда про возникновение лингама на том месте, где позднее образовался Сучиндрам. Когда-то там ведь тоже были леса) И одна пастушка каждый день ходила через бамбуковый лес (а лес носил имя Джнянаранья - лес знания) продавать молоко и курд. И каждый день она цеплялась стопами за заросли в неком месте и обязательно проливала молоко и курд. Однажды она пожаловалась на это своему мужу, и мужчины деревни отправились в то место, чтобы вырубить бамбук. Когда же они начали рубить, из стволов бамбука потекла кровь, и люди поняли, что место было святым, а разливаемые каждый день молоко и курд омывали его. На этом месте создали святилище. Возможно там даже обнаружили самопроявленный лингам)

В Индии есть еще немало священной символики, связанной с деревьями - обязательно об этом напишем)

Всем известно, насколько сильно индусы почитают природу. Причем священными в этой стране считаются не только животные, но и растения. О том, какие именно, и поговорим в этой статье. Также разберемся с тем, какие вообще существуют почитаемые растения в разных странах мира.

Это малоизвестное у нас, но священное растение в Индии. Здесь оно является символом Мирового Древа. Жители этой страны считают, что ветки данного растения могут отгонять от человека злых духов, а его листья исполняют желания. В древности древесину ашваттхи использовали для изготовления ритуальных чаш. Ученым-исследователям известны два архаических мотива, связанных с этим растением. Первый представляет собой человека на ашваттхи, пытающегося достать плод. Это считалось символом религиозного познания. Также в древности индусы часто изображали рядом с упомянутым растением коня. Считается, что именно под этим ашваттхи снизошло откровение на Будду.

Туласи

В ряде традиций Индии почитается еще одно интересное растение — туласи (базилик). Ему поклоняются как жене Вишну. Согласно легенде, она когда-то была супругой одного из демонов. В базилик ее превратил сам Вишну. Впоследствии он же на ней и женился. Представляет собой туласи растение с яйцевидными зелеными листьями. Помимо всего прочего, его используют и как лекарственную траву.

Из этого священного растения часто изготавливали четки, так как оно, согласно легенде, отгоняет от человека все несчастья и злые силы. Туласи — растение, о котором рассказывается в одном из индийских эпосов. Однажды почитаемый в народе мудрец случайно порвал свои четки, изготовленные из базилика, и попросил слугу починить их. Тому было некогда, и он пообещал заняться этим на следующий день. Однако мудрец приказал ему отремонтировать их немедленно. «Если бы ты знал, как опасно находиться в этом мире без них, ты бы задрожал от страха», — сказал он.

Удумбара и ньягроха

Удумбара — священное растение в Индии, почитаемое как символ изобилия. Когда-то давно из него изготавливали троны для царей, разного рода амулеты и чаши. Плодоносит удумбара три раза в год, отсюда и ее сакральное значение.

Ньягроха — одна из разновидностей смоковницы. Интересной ее особенностью является то, что она выпускает воздушные корни, которые, достигнув земли, прорастают с образованием новых стволов. В результате получается так, что одна крона растет сразу на целой роще стволов. Согласно легенде, сам Вишну когда-то выбрал это священное растение. В Индии считается, что этот бог плавает посреди первозданного океана именно на листке упомянутого древа.

Священный лотос

Это самое почитаемое в буддистских странах растение, символ религии. Индусы считают, что душа человека, развиваясь, расцветает подобно этому цветку. Тьма ила там, где зарождается это растение, считается символом материального мира. Пробиваясь сквозь толщу воды, лотос являет миру настоящее духовное преображение. Если говорить на тему «Священные растения Египта», то здесь мы так же встречаем этот цветок. Жители этой страны придают ему то же сакральное значение, что и индусы. Как священный лотос, человек, отбросив все наносное, пробившись сквозь дебри жизненных перипетий, должен встать на путь расцвета и самосовершенствования. Именно этот цветок является и национальным символом самой Индии.

Роза

Это еще одно священное растение в Индии. Существует предание, согласно которому, человек, принесший царю розу, имел право на исполнение любого желания. Принцессы Индии часто гуляли по благоухающим садам, прорезанным канавками, в которых текла розовая вода.

Почитаемые растения у инков

Разумеется, не только индусы имеют традицию почитания разного рода растений. Поклонялись представителям флоры и другие народы мира. Священное растение инков, к примеру, кока. Когда-то представители этого американского народа использовали ее в своих религиозных ритуалах и приписывали ей самые разные магические свойства. Древние народы, населявшие Анды, использовали его не только в ритуальных целях, но и в качестве денежного эквивалента, для лечения болезней и даже для жевания. Представляет собой это растение куст с прямыми тонкими ветками и в настоящее время используется как сырье для приготовления кокаина. В середине прошлого века комитетом ВОЗ было принято решении о признании жевания коки токсикоманией. После этого растение начали повсеместно искоренять. Широко известный всем напиток «Кока-Кола» содержит некоторые непсихоактивные алкалоиды из листьев упомянутой культуры.

Священные растения славян

У наших предков также существовала традиция почитания деревьев. Так, дуб считался Перуновым деревом силы и никогда не вырубался даже под ниву. Именно он у славянских народов символизировал Древо Жизни. Помимо этого дуб считался отображением Верхнего Мира и деревом долголетия. В священных рощах он был зачастую главенствующим. Под дубами устраивали праздники и трапезы. Из этого дерева вырезался посох для вождя племени, передаваемый по наследству.

Ветками лещины славяне отгоняли нечистую силу, а верба считалась обереговым деревом. Священные растения славян — также хмель и ромашка. Первый, разумеется, был покровителем празднеств, а вторая — символом любви и верности (любит — не любит). Также весьма почитаемой у наших предков была и плакун-трава. Ее использовали в качестве оберега и для поиска кладов. Считалось, что она «укрепляет» удачу. Березу славяне считали символом Начала Жизни.

Витекс священный

Это растение, в наше время часто используемое в качестве лекарственного, в народе называют Авраамовым деревом. У иудеев растение витекс священный почитается как дарующее молодость. Согласно легенде, когда-то именно под ним отдыхал праотец всех евреев Авраам. Для достижения эффекта омоложения нужно просто посидеть под ним, вдыхая аромат его цветов. В разные времена из веток и стволов этого кустарника делали посохи священники.

Все его части являются целебными и используются в народной медицине и косметологии. Свежий сок этого растения используют для излечения таких недугов, как импотенция и депрессия. Отвары пьют для избавления от разного рода кожных проблем и в качестве контрацептивного средства. Помимо этого, ими лечат заболевания селезенки, печени, мастопатию, миому и бесплодие. Можно использовать это растение и для снятия усталости ног. Для этого его листья кладут в обувь. Не рекомендуется давать настои и отвары из каких-либо частей этого растения детям до 12 лет.

Востребован витекс священный не только в медицине, но и в кулинарии. К примеру, в арабских странах этот куст называют «перец яростный» и используют в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам.

Почитаемые растения имеются практически у каждой народности мира. Возможно, в наше время им и не придают того сакрального смысла, как в древности, но они по-прежнему не забыты и любимы. В Индии и других восточных странах и сегодня слагаются песни и стихи о лотосе, а одним из символов нашей страны является белая березка.

С давних времен индусы поклонялись священным деревьям, веря, что они приносят удачу в их жизнь. Вечнозеленые баньяны являются символами вечной жизни и процветанием. Это дерево сажают недалеко от индуистских храмов, считая, что в многочисленных корнях поселятся Божества и духи. Под кроной баньянов выполняются ритуалы, проводятся собрания, входят в транс мудрецы. В каждом селении есть такое дерево, под ним старейшины держат совет. Считается, что оно помогает принять мудрое решение. К баньянам приходят женщины с просьбой дать им потомство.

Жители Индии называют баньян национальным деревом, оно олицетворяет обновление, возрождение и неисчерпаемый источник жизни. Родившись из семени, дерево вырастает, создает свой огромный мир. Баньян – символ гармонии, именно под таким деревом Будда постиг полного просветления. Присмотритесь к нему внимательнее, и вы увидите множество рук индийских богов. Деревья-баньяны символизируют длинную жизнь и являются воплощением божественного создателя Брахмы.

Было бы не правильно сказать, что баньян – это дерево, это особенность роста. Баньянами называют растения, которые имеют одну крону и множество стволов, точнее сказать, воздушных корней. Деревья баньян по праву можно отнести к самым необычным деревьям мира.

В Индии к баньяновым деревьям относят бенгальский и индийский фикус. На своей родине они достигают невероятных размеров. Семена этих растений разносят птицы. Начинает свою жизнь дерево с обычного ростка, он крепнет, тянется к солнцу. Побег оплетает соседнее дерево и по нему тянется к солнцу. Выбравшись ближе к свету, деревце отращивает объемную крону. Удержать ее одним стволом нельзя, тогда растение пускает многочисленные воздушные корни. Они тянуться к земле, а достигнув ее, укореняются. Проходит некоторое время, корни становятся мощными и уже больше напоминают ствол. Таких стволов – подпорок взрослое растение может отрастить несколько сот штук. Постепенно растение занимает всю свободную площадь. Фикусы-баньяны больше растут вширь, чем вверх. Их высота редко достигает двадцати пяти метровой отметки, зато по своей ширине растения могут занимать несколько гектаров. Они символизируют вечную жизнь и несгибаемость. Даже если у дерева отмирает главный ствол, оно продолжает питать свою крону за счет других стволов-корней.

Баньяны – долгожители, срок их жизни исчисляется сотнями лет. Индусы заботятся о своих священных деревьях. Чтобы растение и дальше развивалось, на свежие воздушные корни одевают рукава из бамбука, которые призваны защитить молодые корни от повреждений. Чтобы им было проще укорениться, землю под гигантами взрыхляют и удобряют.

У фикусов-баньянов крупные зеленые листья, деревья покрываются мелкими белыми цветочками в период с апреля по июнь. Мелкие, красные плоды по своему внешнему виду напоминают инжир. В них множество семян, это любимое лакомство для птиц и обезьян.

Взрослые баньяны образуют своеобразную экосистему. Тут образуют свои поселения обезьяны, птицы, множество насекомых и мелких животных. Огромная крона, многочисленные ветки и стволы дают им приют и чувство безопасности.

Удивительна таинственная способность деревьев,вырастая из крошечного семени,достигать колоссальных размеров.Почти реальная смерть осенью и красочное возрождение весной,движение ветвей и шум листьев при ветре были необьяснимыми загадками для древних людей.Они считали что деревья-мистические существа,которые подчиняются не земным,а божественным законам.Возможно,наши предки были не так уж далеки от истины…

В Индии произрастают деревья,связанные с людьми особыми отношениями.Немногие представители растительного царства могут сравниться с ними по силе влияния на духовный мир человека.Речь идет о священных деревьях,поклонение которым широко распространено в Индии.Это несколько исконных видов флоры,принадлежащих к разным ботаническим семействам.Священные деревья не обладают лечебными свойствами,плоды их несьедобны,древесина,кроме особых случаев,не используется.Однако они часто упоминаются в древнеиндийском эпосе,где вместе с индуистскими божествами,людьми и животными являются его персонажами.

Согласно древнеиндийским мифам,боги наделяют частью своей силы некоторые живые существа,и те становятся символами присущих божеству добродетелей.Сохраняя полученную энергию,они создают вокруг себя особую ауру,внушают людям определенный эмоциональный настрой и предают силу религиозным обрядам.Именно поэтому индийские монахи на протяжении нескольких тысячелетий сажают священные деревья рядом с храмами.Надо заметить,что ни одно из них за такое длительное время не подверглось селекции.

К наиболее любимым и почитаемым в Индии относится небольшое вечнозеленое дерево Ашока (Saraca indica) из семейства цезальпиниевых.

Вначале красные листья Ашока в процессе развития приобретают темно-зеленую окраску и достигают 30 см в длину.Парномеристосложный лист состоит из 4-6 пар продолговатых листочков.С января по апрель на концах ветвей появляются крупные шаровидные соцветия из ярких оранжевых цветков,которые позже становятся красными.Необычайно эффектное зрелище представляют оранжево-красные соцветия на фоне темной листвы.Цветущее дерево распространяет усиливающийся с наступлением ночи аромат.

Ашока посвящено индийскому богу Кама Дэва и считается символом любви,супружеской верности и целомудрия.В древнеиндийском эпосе “Рамаяна” рассказывается о том,как демон Равана,пораженный красотой юной Ситы,жены Рамы,похищает ее и переносит на остров Цейлон.Спасаясь от преследования влюблюнного демона,Сита нашла убежище в роще деревьев Ашока.Буддистами Ашока почитается за то,что под сенью его ветвей родился Шакьямуни,будущий Будда.В санскристской поэзии Ашока наделяется нежной и чувственной душой.По народному поверью дерево зацветает от прикосновения хорошенькой девушки.Индийские женщины едят бутоны и пьют воду,в которую погружены цветки,считая,что Ашока таким образом передает им свою красоту и добродетель.Благоухающими соцветиями украшают свадебные церемонии и индуистские храмы.

“Лесное пламя”-так назвали англичане священный Палас (Butea monosperma)-листопадное дерево из семейства бобовых.

Его крупные тройчатосложные листья опадают в течени декабря-января,после чего на концах ветвей появляются темные цветочные почки.Своим цветением Палас знаменует наступление самого жаркого периода в Индии.Небольшие огненно-красные соцветия среди оголенных ветвей напоминают языки пламени.Быстро образующиеся зеленые плоды в массе создают впечатление облиственной кроны,но молодые листья появляются лишь в апреле.

Дерево Палас посвящено Луне.По древней легенде оно выросло из упавших на землю капель Сомы-напитка богов,дающего бессмертие.Считается,что все части дерева содержат Сому.В древнеиндийских гимнах-Ведах дерево Палас упоминается как священное.Его древесина используется в погребальных кострах,идет для изготовления ритуальных предметов и храмовой утвари.Тройчатый лист Паласа символизирует Тримурти-триединство индуистских божеств.Верхняя доля листа олицотворяет Вишну,правая-Брахму,а левая-Шиву.В буддистских гимнах цветы Палас уподобляются облаченным в оранжевые одежды кающимся грешникам,а в древнеиндийской поэзии они сравниваются с клыками льва,обагренными кровью жертвы.

Священный Пипал или Бо (Ficus religiosa)-близкий родственник Баньяна (F.benghalensis).

В высоту дерево достигает 15-18 м.С возрастом образуется раскидистая крона,дающая много тени.Поочередно расположенные листья имеют характерную сердцевидную форму с вытянутым кончиком.Даже при едва заметном ветерке листья Бо трепещут и пребывают в постоянном движении.Цветки находятся внутри круглого,напоминающего ягоду,соцветия.Его стенки,разрастаясь,образуют плоды-фиги.

Дерево Бо наиболее почитаемо буддистами.По преданию Гаутама Будда,сидя в его тени,достиг просветления и стал основателем новой религии-буддизма.Много веков назад на острове Цейлон был построен буддистский храм вокруг одного из деревьев Бо.Специалисты оценивают его возраст более двух тысяч лет,и по сей день оно продолжает расти и плодоносить.

Священной считается также Баухиния (Bauhinia variegata).

Ее белоцветковая разновидность произростает в единственном месте-на развалинах древнего индуистского храма недалеко от Бомбея.

Следует упомянуть также священные деревья Баиль (Aegle marmelos) (слева) и Кадамба (Anthocephalus cadamba) (справа),которые отождествляются с частями тела Кришны и высаживаются с храмами,посвященными ему.

Есть еще растение,о котором необходимо рассказать подробнее,иначе знакомство со священными деревьями будет неполным.Родина Плумерии (Plumeria)-северные области Южной Америки.

В Индии она преобрела новую родину и почитается буддистами и мусульманами.Здесь произрастает нескольо видов плумерии P.rubra,P.alba,P.obtusa.Это невысокие (5-10 м) листопадные или вечнозеленые деревья с толстыми,мясистыми побегами.Листья яйцевидные,или линейные на длинных черешках.Цветки,собранные в короткие кисти в верхней части побега,белые,розовые,красные,с сильным ароматом.Выкопанное из почвы дерево еще некоторое время остается живым и даже способно зацвести.Это свойство и послужило причиной тому,что Племурия стала символом бессмертия,она культивируется в буддистских храмовых садах и на мусульманских кладбищах.Сажают Плумерию и вокруг индуистских храмов.

На первый взгляд,культ священных деревьев-экзотическое явление,но на самом деле-это повседневная сторона индийской жизни.Бережное и поэтическое отношение ко всему живому заложено в основу индийской религиозной философии.Тысячелетний опыт индийской культуры свидетельствует,что растения реально влияют на душевное состояние человека.Хочется верить,что вернется время,когда человек в полной мере осознает свою неразрывную связь с миром живых существ и научится жить в ладу с природой и самим собой.