Речные камешки. «Конспект по русскому языку на тему: «Учимся писать письма III.Проверка домашнего задания

Конспект проведения урока русского языка для 3 класса
Тема урока: «Учимся писать письма»
Цель: познакомить учащихся с письмом как бытовым жанром письменной речи; обучение сопоставлению информации исходного и вторичного текстов;
Задачи:
Образовательные:
-ознакомление с одним из приемов создания вторичного текста на основе исходного текста в виде создания письма;
-обучение осмысленному чтению и интонированию текста;
Развивающие:
-развивать умение планировать, контролировать и анализировать собственную учебную деятельность;
-развивать навыки анализа и синтеза;
-развивать умение выстраивать монологический ответ;
-развивать метапредметные навыки (отбор информации, умение работать с планом).
Воспитательные:
-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;
-воспитывать культуру речи, память, внимание, наблюдательность, интерес к русскому языку;
-формирование индивидуальности у каждого ребенка.
УУД:
Личностные: получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи учащихся;
Коммуникативные: получить возможность научиться сотрудничать с соседом по парте;
Регулятивные: получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатом выполнения заданий;
Познавательные: строить объяснения в устной форме.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Приемы: создания вторичного текста на основе исходного текста в виде создания письма; чтение вслух, конспектирование
Методы: наблюдение беседа, объяснение, анализ продуктов наглядность, поощрение
Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс (часть 2) автор С.В. Иванов и другие; карточки-таблицы для заполнения; карточки для работы в паре.
Ход урока:
1.Орг. момент:
Ну-ка дети встаньте в ряд,
Я командир вы мой отряд.
В школе прозвенел звонок,
Значит, начался урок.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2.Актуализация знаний:
Открываем тетради. Пропускаем, сверху 3 рабочие строчки и записываем число. Сегодня у нас двадцать шестое января, классная работа. Проведем словарную работу. Записываем слова через запятую.
Здравствуйте, компьютер, фамилия, адрес, спасибо, до свидания, сегодня, вчера. Проверим задание по эталону, за каждое слово ставим плюс наверху слова, если слова написано неправильно ставим минус.
Ребята, скажите, вы хотели бы стать богатыми?
Как понимаете слово «богатство»?
Что для человека может быть драгоценным? (полезные ископаемые, золото, бриллианты, драг. металлы, камни…) слайд
Какие родственные слова есть у корня –цен- ?
(ценное, бесценное)
Как понимаете эти слова? (дорогое, ненужное, дешевые)
Сегодня мы с вами поговорим о ценностях в нашей жизни.
Посмотрите на слайд и рассмотрите камушки. Слайд
Предположите, могут ли они быть ценными? (да, нет)
Проверим ваши предположения с помощью текста из учебника на странице-20.
3. Чтение текста по цепочке «Речные камешки» в учебнике.
Так могут ли быть речные камешки драгоценными? Докажите.
4. Анализ текста.
Почему мама называла ребят «озорниками»? (Она думала, что камешки просто так бросают в почтовый ящик)
Почему ребята их подкидывали именно в почтовый ящик?
-Кому они были предназначены? (Иринке)
Почему мама не поняла этого?
(Был ли известен адресат?)
(Не подписан адресат)
Как можно назвать камешки, если маленькие дети их бросали именно в почтовый ящик? (письма)
(Можно ли назвать камешки письмами?)
Зачем ребята это делали? (Хотели Иринке сделать приятное и сказать, что они ждут её и скучают по ней).
5. Способы передачи информации - обращение к общеучебным навыкам - выходим на письмо как способ передачи информации.
Все ли ребята из нашего класса узнали эту историю сейчас? Кого нет? Им одиноко?
Хотели бы рассказать им эту историю про камешки?(да, нет)
Как можно это сделать? Послушайте загадку:
Без ног приходит,
Без языка рассказывает. (письмо)
Поставим цель урока: научиться передавать содержание рассказа в форме письма.
Выясним, что же такое – письмо? (Под письмом понимается речь, написанная к одному или нескольким лицам. Отличительная черта письма -индивидуальность, которой выражаются характер пишущего и отношения лиц, между которыми ведется переписка).
6. Структура деятельности по созданию вторичного текста на основе исходного.
Составим план письма по этому рассказу:
Если мы пишем письмо, то с чего начинаем писать? (1. Обращение к адресату) О чём дальше в письме будете рассказывать? (2. Болезнь)А потом? (3. Странные вещи.) Что дальше? (4. Камешки друзей.) А потом? (5. Выздоровление.) Чем письмо должно заканчиваться? (6. Прощание с адресатом) слайд7. Постановка перед детьми конкретно – практической задачи по созданию вторичного текста на основе исходного (Письмо другу от лица Ирины)Представьте себя на месте этой девочки и расскажите другу эту историю от лица девочки! Сначала устно – по телефону.
Представим: обстановку, состояние, настроение….
Отберём информацию от лица девочки!!!
Работа в группах
8. Создание монолога - телефонный звонок далёкому другу от своего лица- по первичному тексту.
9. Домашнее задание:
- Вы будете в роли маленьких писателей - дома напишете на таком листочке письмо своему соседу по парте об истории, которая могла произойти с вами, как с этой девочкой Иринкой, и не забудьте рассказать, почему вам помогли речные камешки.
10. Итог урока:
Достигнута ли цель урока? Какую цель мы ставили?
Обо всех ли драгоценностях мира вы знали до этого урока?
В чем же ценность наших писем? Это тоже драгоценность.
Обращение к личному опыту- есть ли у вас такие «камешки»?
11. Рефлексия:
Если вам понравился урок, и вы все поняли – погладьте себя по голове.
Если вам урок не совсем понятен и вам еще нужна помощь-похлопайте в ладоши
Если вам урок совсем не понравился, вы не научились ничем новому -потопайте ногами.
Спасибо за урок.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь. Г. Мохначева

III.Проверка домашнего задания

IV.Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы будем учиться различать тексты разных типов, определять их признаки.

V.Орфографическая разминка . .

(В) этой узенькой к..ро..ке

Ты найдеш.. к..р..ндаш..,

Руч..ки, пер..я, скрепки, кнопки,

Что угодно для душ.. .

(Пенал.)

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

Определите части речи.

Определите род, число, падеж имен существительных.

Сделайте звуко-буквенный анализ слова перья. ,

В каких словах не совпадает количество букв и звуков? Почему?

VI.Чистописание

п.. нал промокашка п..ртфелъ

Яна аккуратно сложила в портфель учебники, тетради, пенал и счетные палочки.

Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

VII.Словарный диктант «Что в пенале?»

Отгадай, что за вещица - Задумали ноги

Острый клювик, а не птица. Пойти по дороге,

Этим клювиком она Одна побежала бегом,

Сеет-сеет семена Вторая

Не на поле, не на грядке - На месте -

На листах твоей тетрадки. Кругом. (Циркуль.)

(Ручка) Если ей работу дашь -

Я люблю прямоту Зря трудился карандаш.

Я сама прямая. (Резинка.)

Сделать новую черту

Всем я помогаю Он признался ножу:

Что-нибудь без меня Без работы я лежу.

Начертить сумей-ка, Построгай меня, дружок,

Угадайте-ка, друзья, Чтобы я работать мог.

Кто же я? (Линейка.) (Карандаш.)

В белом поле по дороге У меня подруги-мастерицы,

Мчится конь мой одноногий Любят всласть они трудиться.

И на много-много лет Оттого легко так мне

Оставляет черный след. (Перо.) С ними сад садить на полотне,

Облака домой переносить,

Свою косичку без опаски Речку, море, неба синь,

Она обмакивает в краски. Но пора уже спросить:

Потом окрашенной косичкой Что же это?

В альбоме водит по страничке. Мастерицы все прекрасны!

(Кисточка.) У меня в коробке... краски.

Что общего имеют эти предметы? (Это школьные принадлежности.)

Как следует обращаться со школьными принадлежностями?

VIII. Работа с учебником

Вспомните:

*В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос: что случилось? как это было?

*В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопросы: какой? какая? какое?

*В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос почему?

1. Упр. 24, с. 17

Выполнение упражнения согласно вопросам учебника. Физкультминутка

2 .Упр. 25, с. 18.

Какие это тексты? Докажите.

Составьте и запишите план текста-повествования.

IX.Письмо по памяти -

Немало дела д..творе;

(В) густом л..су, в ш..роком поле,

(В) к..лхозе, (в) доме, (во) дв..ре,

А главное - за партой (в) школе.

С.Михалков

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Объясните, как вы понимаете эти строки.

X. Самостоятельная работа

Подробное изложение «Речные камешки»

Речные камешки

Иринка заболела. Мама уложила ее в постель, дала горькие

лекарства. На улице светило солнце. Иринка грустно подумала: все на реке, собирают камешки.

А дома происходили странные вещи. Открывая почтовый ящик, мама находила там речные камешки. Иринке она ничего не говорила. Увидела сегодня мама, что девочке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть поиграет,

Вечером пришел доктор. Иринка даже не заметила его: рассматрива­ет камешки. Доктор спросил, как она себя чувствует. Девочка улыбнулась -хорошо!

Наш урок начнем с четверостишия. Давайте хором прочитаем его:

На уроке не спешу,

Аккуратно я пишу,

Чтоб учитель мне в тетрадь

За урок поставил «5».

Итак, у нас урок развития речи. Сегодня мы с вами будем писать изложение.

Скажите что такое изложение? (письменный пересказ текста)

Ребята, сегодня я хочу предложить вам побывать в роли авторов. Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами? ( Нам нужно найти в тексте секретики и вслед за автором еще раз написать этот текст, рассуждая и действуя так же, как будто мы настоящие авторы.)

Итак, сегодня мы будем учиться у настоящего писателя, как надо создавать тексты.

Изложение называется «Речные камешки»

Я прочитаю текст. А вы внимательно слушайте и следите. (у каждого текст на парте)

Речные камешки

Иринка заболела. Мама уложила ее в постель, дала горькие лекарства. На улице светило солнце. Иринка грустно подумала: все на реке, собирают камешки.

А дома происходили странные вещи. Открывая почтовый ящик, мама находила там речные камешки. Иринке она ничего не говорила. Увидела сегодня мама, что дочке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть поиграет!

Вечером пришел доктор и спросил, как Иринка себя чувствует. Девочка улыбнулась – хорошо!

Мама благодарила доктора. А он сказал, что это все речные камешки. Они не хуже лекарства помогают.

Кто главный герой текста? (Иринка)

Что с ней случилось?

Чему она завидовала?

Как она узнала, что ребята заботятся о ней?

Что же помогло Иринке выздороветь?

Как об этом рассказывал доктор?

Что можно сказать о друзьях Иринки?

Какая тема рассказа? (речные камешки)

Какова главная мысль рассказа? (Что автор хотел донести до читателя?) – Речные камешки помогают выздороветь.

Какие типы речи вы знаете?

К какому типу речи относится наш текст? (повествование)

Ребята, что нам поможет написать изложение? (план)

Посмотрите внимательно на текст. Сколько частей в тексте? (4)

Почему вы так решили? (каждая часть начинается с красной строки)

Давайте прочитаем 1ую часть. Как мы можем коротко и четко озаглавить ее?

(аналогично все остальные части)

    Иринка заболела

    Мама дает девочке камешки

    Девочке хорошо

    Камешки не хуже лекарства

Ребята, а для чего нам нужен план? (Чтобы написать обо всем, ничего не пропустив и чтобы обо всем рассказать по - порядку)

Можно ли сейчас приступать к написанию текста?

Найдите в тексте восклицательные предложения. Какие чувства передаются этими предложениям? (радости, счастья, удовольствия)

Ребята, а какой тип этого текста? (повествование)

Почему? (в тексте повествование рассказывается о каком-то событии, случае.)

Каких частей речи много в таких текстах? (глаголов)

Найдите глаголы в тексте (Заболела, уложила…)

Чтобы грамотно написать давайте посмотрим, а какие слова нам встретятся в тексте?

Вставь букву. Как можно проверить? На какую орфограмму подобраны эти слова?

Грустно, чувствует, солнце – НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛ

речные, скучно, девочка – СОЧЕТАНИЕ ЧК, ЧН

раскрой скобки. Как будем писать эти слова? Почему?

не говорила, не заметила, (Не с глаголами)

уложила, х о рошо - Непроверяемые безударные гласные. Их нужно запомнить

лекарство(лекарь), светило (свет), речные (реки), говорила (говор) – Безударные гласные, проверяемые ударением

какие орфограммы встречаются в каждой группе?

Давайте еще раз перечитаем текст, чтобы смогли написать. (про себя)

А теперь открываем тетради. Записываем сегодняшнее число. Изложение. Речные камешки.

И начинаем работать.

Давайте проверим, что у нас получилось.

Вспомните, сколько раз мы должны проверить любой текст?

Любой текст мы должны проверять 3 раза

Посмотрите по каким критерия нужно редактировать (т.е. править) текст:

    Раскрыта ли тема

    Логичность (последовательность)

    Язык текста

1)Чтобы понять раскрыта ли тема, я предлагаю вам ПАМЯТКУ №1

Прочитайте ее:

    Все ли пункты плана раскрыты?

    Полно ли раскрыт каждый пункт плана?

    Нет ли лишнего содержания?

А теперь давайте послушаем…и посмотрим, последовательно ли написала письмо… А для этого давайте посмотрим ПАМЯТКУ №2

    Нет ли пропусков частей?

    Нет ли перестановок частей текста?

    Есть ли вывод в конце работы?

Сейчас…прочитает нам свое изложение, а все остальные внимательно слушаем и оцениваем по памятке.

А теперь послушаем… и подумаем, за что можно похвалить автора. (какие интересные слова он подметил и не упустил в своей работе?)

Кто в своих работах нашел ошибки?

Что дает нам умение редактировать свой текст? (видим свои ошибки и исправляем их)

Ребята, очень важно находить в своих работах ошибки. И это не страшно, а наоборот. Человек, который видит и исправляет их – понимающий, толковый и умный. Таким образом он растет, развивается.